Гармония
Гармония — немецкое слово, которое в контексте истории музыки обозначает ансамбль духовых инструментов (обычно от пяти до восьми музыкантов), используемый аристократическим покровителем, особенно в классическую эпоху 18 века. Harmonie будет использоваться для музыки на открытом воздухе или для отдыха, а также в качестве духовой части оркестра. Музыку, написанную для Harmonie, часто называют Harmoniemusik .
Терминология
[ редактировать ]Гораций Фицпатрик пишет (ссылка ниже):
Примерно с 1756 года император [в Вене] и австрийская знать держали домашние оркестры под названием Harmonien , обычно состоящие из пар гобоев , валторн , фаготов , а примерно с 1770 года - кларнетов . Эти духовые группы входили в состав домашнего музыкального коллектива и исполняли серенады на банкетах и вечеринках в саду. Иосиф II держал для своего личного удовольствия отличную гармонию , взятую из ведущих исполнителей на духовых инструментах Императорской оперы . Его преемник Франц II продолжил эту практику.
По словам биографа Гайдна Розмари Хьюз:
"Фельдгармония" [1] или просто «Гармония» - это духовой оркестр, который содержалось большинством дворян, даже когда они не могли позволить себе большой оркестр, для выступлений на охотах и других развлечениях на свежем воздухе.
Роджер Хеллиер, запись в словаре Grove [2] отмечает, что, хотя у «Гармонии» обычно был аристократический покровитель, ту же музыку иногда играли и уличные музыканты. В письме Вольфганга Амадея Моцарта своему отцу Леопольду (3 ноября 1781 г.) отмечалось, что уличные музыканты исполнили ему серенаду его собственного сочинения, духовой серенады К. 375 .
В английском языке слово «Гармония» существует только как технический термин исторического музыкознания. В других европейских языках, таких как голландский, французский и немецкий, этот термин может также относиться к современному духовому оркестру . Выражение HaFaBra , используемое в голландском языке, представляет собой аббревиатуру и сокращение от « Harmonie » ( концертный оркестр ), « Fa nfare» ( фанфарный оркестр и/или фанфарный оркестр , обычно с оттенком марширующего оркестра ) и « Brassband ». ( духовой оркестр ), общий термин для всех типов духовых оркестров, включая типы с дополнительными недуховыми инструментами, такими как типичная батарея марширующего оркестра.
«Гармония» как духовая секция
[ редактировать ]Аристократы, использовавшие Гармонию, часто также содержали небольшой оркестр, в котором численно доминировала струнная секция или она полностью состояла из нее . Когда участники «Гармонии» участвовали в выступлениях с такими оркестрами, у композитора появилась возможность обогатить музыкальную фактуру духовыми партиями, не увеличивая при этом расходы на оплату труда своего покровителя. Таким образом, «Гармония» стала также обозначать духовую часть небольшого оркестра. Об этой практике Фицпатрик пишет: «Именно [ Гармония Франца II ] составляла духовую секцию в оркестре Бетховена композитора 1800 года [на премьере Первой симфонии ]».
Йозефа Гайдна Месса си-бемоль мажор ( H. 22/14, 1802) получила прозвище « Harmoniemesse », потому что (в отличие от других месс, написанных Гайдном в это время) она включает в себя части целой духовой части, благодаря недавнее восстановление этих инструментов в музыкальном заведении князя Николауса Эстерхази II .
Музыка в обработке для Гармонии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2017 г. ) |
Немецкое выражение XVIII века «auf Harmonie setzen» ( букв .: «установлено на гармонию») означает аранжировку музыкального произведения для исполнения гармонией. Например , «Мессия» , « аранжировка Моцарта , » Генделя Мессии включала в себя несколько частей, ставших « auf Harmonie gesetzt ».
История
[ редактировать ]В исторический период «Гармонии» ансамбль постепенно увеличивался в размерах. Хеллиер (2006) предполагает, что в ранний период, в 1750-х годах, гармония могла состоять всего из пяти инструментов (два гобоя, два валторны и один фагот), хотя мог быть включен и второй фагот. [3] В композициях «Гармония» Гайдна и Моцарта (см. Ниже) используется как минимум шесть инструментов.
Более позднее расширение Гармонии можно проследить с восшествием на престол Австрийской империи Иосифа II в 1780 году. Йозеф расширил музицирование при своем дворе несколькими способами, включая введение Гармонии, как отмечалось выше. Эта Гармония состояла из восьми музыкантов, к традиционным двум гобоям, двум валторнам и двум фаготам добавились два кларнета. Затем примеру Императора последовали и другие дворяне. [4]
В состав «Императорской гармонии» входили некоторые выдающиеся исполнители, в частности кларнетист Антон Стадлер , который послужил источником вдохновения для ряда важных произведений Моцарта. В него также входили младший брат Антона Иоганн , а также гобоист Иоганн Вент , автор более 80 произведений для «Гармони», [5] и гобоист/композитор Йозеф Трибензее .
Гармония продолжала оставаться живой музыкальной традицией до тех пор, пока Наполеоновские войны не вынудили аристократов сократить финансовые расходы, сократив количество нанятых ими музыкантов. К середине 1830-х годов от этой традиции практически отказались. [6]
Примеры музыки Harmonie
[ редактировать ]Некоторые из ранних работ Йозефа Гайдна, названные divertimenti или Feldpartien , [7] были написаны для «Гармонии» его первого штатного работодателя, графа Морзина , около 1760 года. [8] Гайдн стал вице-капельмейстером принца Пауля Антона Эстерхази в 1761 году, в том же году, когда принц учредил Гармонию из шести человек; Хеллер предполагает, что некоторые из ранних произведений Гайдна для «Гармонии» предназначались для этого ансамбля. [9]
Моцарт также писал для «Гармонии». Подростком, путешествуя по Италии, он написал ранние «Дивертисменты» К. 186 и К. 166 (1773); см. Дивертисменты для десяти духовых инструментов (Моцарт) . Дальнейшие дивертисменты он писал между 1775 и 1777 годами, работая при зальцбургском дворе (К. 213, 240, 252, 253, 270).
Через некоторое время после переезда в Вену (1781) Моцарт написал для «Гармонии» свое самое обширное произведение — «Серенаду си-бемоль, К. 361» (она же « Gran Partita »). Это усиленный духовой ансамбль из 13 инструментов (два гобоя, два кларнета, два бассетгорна, четыре (французские) валторны, два фагота и струнный бас). [10] Его серенада ми-бемоль 1781 года, K. 375 , написана для гармонии, состоящей из кларнетов, фаготов и валторн, что любопытно не соответствует тому, что новый император аранжировал как свою гармонию; Хеллер предполагает, что Моцарт, который в то время искал работу в суде, был дезинформирован. Позже Моцарт переработал произведение, включив в него две партии гобоя.
Пожалуй, самой весомой из всей музыки для «Гармонии» является «Серенада № 12» Моцарта для духовых до минор , К. 388, написанная в 1782 году для «Гармонии» Иосифа II для восьми исполнителей. [11] Хеллиер называет это «на удивление мрачным и мощным произведением, которое часто передает настроение драматической напряженности, совершенно чуждое неформальной фоновой музыке, обычно связанной с серенадой». [12]
На банкете в финале « Дон Жуана » Моцарт исполняет «Гармонию» из партий из «Una cosa rara» Висенте Мартина и Солера , «I Due Litiganti » Джузеппе Сарти и арию « Non più andrai » из собственной «Женитьбы Фигаро» . Оценка производится за полную гармонию из восьми частей, по две для гобоя, кларнета, фагота и валторны. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Немецкий: «Полевая Гармония»,
- ^ Хеллиер (2008)
- ^ Хеллиер 2006, 532.
- ^ Источник этого абзаца: Хеллиер 2006, 535.
- ^ Киф 2006
- ^ Гроув, "Harmoniemusik"
- ^ По-немецки «полевые партиты»; Хьюз
- ^ Хьюз, 1974 г.
- ^ Нью-Гроув , "Harmoniemusik"
- ^ Хеллиер 2006, 533-534 датирует работу где-то между 1781 и 1784 годами; дальнейшее обсуждение см. в Серенаде № 10 для духовых инструментов .
- ^ Для обсуждения см. http://www.answers.com/topic/serenade-no-12-for-winds-in-c-minor-nacht-musique-k-388-k-384a.
- ^ Хеллиер, 2006, 535.
- ^ Дон Джованни , стр. 400 и далее ( партитура )
Источники
[ редактировать ]- Фитцпатрик, Гораций (1982) программные примечания к записанному исполнению оркестром Ганноверским Людвига ван Бетховена , Первой симфонии и Первого фортепианного концерта Nimbus Records.
- Хеллиер, Роджер (2006) «Музыка ветра», в книге Клиффа Эйзена и Саймона П. Кифа , ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хеллиер, Роджер (2008) «Гармоничная музыка». Статья в Энциклопедии музыки и музыкантов Grove . [ нужны разъяснения ] онлайн-издание. Авторские права 2008, Издательство Оксфордского университета.
- Хьюз, Розмари (1974) Гайдн . Лондон: Дж. М. Дент.
- Киф, Саймон П. (2006) «Иоганн Вент», в книге Клиффа Эйзена и Саймона П. Кифа, ред., Кембриджская энциклопедия Моцарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.