Фортепианный концерт № 1 (Бетховен)
Концерт для фортепиано с оркестром до мажор | |
---|---|
№ 1 | |
Людвиг ван Бетховен | |
![]() Бетховен в 1803 году, через шесть лет после того, как он завершил фортепианный концерт, свою третью попытку в этом жанре. | |
Опус | 15 |
Стиль | Классический период |
Преданность | Принцесса Анна Луиза Барбара Одескальки |
Выполненный | 18 декабря 1795 г Вена |
Опубликовано | 1801 |
Движения |
|
Подсчет очков |
|
Людвига ван Бетховена , Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор соч . 15, была написана в 1795 году, затем переработана в 1800 году. Возможно, впервые она была исполнена Бетховеном на его первом публичном концерте в Вене 29 марта 1795 года. [ 1 ] [ н 1 ] Впервые он был опубликован в 1801 году в Вене с посвящением его ученице принцессе Анне Луизе Барбаре Одескальки (урожденной графине фон Кеглевич ), известной своим друзьям как «Бабетта». [ 2 ]
Бетховена фортепианный концерт Хотя это был первый опубликованный , на самом деле это была его третья попытка создания этого жанра после неопубликованного фортепианного концерта ми-бемоль мажор 1784 года и Фортепианного концерта № 2 . Последний был опубликован в 1801 году в Лейпциге после Фортепианного концерта № 1, но сочинялся в течение нескольких лет, возможно, начиная ок. 1788.
Движения
[ редактировать ]- Аллегро с брио (до мажор)
- Ларго (ля-бемоль мажор)
- Рондо. Аллегро шутка (до мажор)
Как и Концерт для фортепиано с оркестром № 2, этот концерт до мажор отражает ассимиляцию Бетховеном стилей Моцарта и Гайдна , а его резкие гармонические сдвиги демонстрируют музыкальную индивидуальность Бетховена. Он придерживается концертного варианта формы сонаты и партитурен для фортепиано соло и оркестра, состоящего из флейты , 2- х гобоев , 2 -х кларнетов , фаготов 2- х , 2-х валторн, 2-х труб , литавр и струнных . Флейта, гобой, трубы и литавры звучат во второй части .
I. Аллегро с брио
[ редактировать ]Первая часть выполнена в форме сонаты, но с добавленной оркестровой экспозицией, каденцией и кодой . В нем много раз повторяется основная тема, а также есть несколько второстепенных тем. Оркестровая экспозиция много раз меняет тональности, но вторая экспозиция в основном соль мажор . Развитие начинается с ми-бемоль мажор , затем модулируется до до минор , который заканчивается октавным глиссандо . Перепросмотр исполняется до мажор.
Есть три варианта каденции этого движения, которые различаются по длине и сложности. Кода исполняется только оркестром. Продолжительность спектаклей варьируется от четырнадцати до восемнадцати минут.
II. Широкий
[ редактировать ]Вторая часть написана в тональности ля-бемоль мажор , в данном контексте тональности, относительно далекой от начальной тональности до мажор концерта. Если бы движение придерживалось традиционной формы, его тональность была бы фа мажор , субдоминантной тональностью, или соль мажор , доминантной тональностью. Кларнетам отведена необычайно заметная роль в этом движении: мелодия звучит так же часто, как и скрипки.
Как и многие медленные движения, это движение имеет троичную (АВА) форму . В его первом разделе A представлено несколько тем, которые затем развиваются в среднем разделе B.
Типичные выступления длятся более десяти минут.
III. Рондо. Весёлая шутка
[ редактировать ]Третья часть представляет собой семичастное соната-рондо (АБАКАБА), традиционную форму третьей части классических концертов. Фортепиано произносит главную тему, которую затем повторяет оркестр. Две секции B (второстепенные темы) написаны соль мажор и до мажор соответственно. Средняя часть – ля минор .
В этой части Бетховен указывает две короткие каденции: одну непосредственно перед окончательным возвращением к основной теме, а другую непосредственно перед концом части, завершающуюся поразительным динамическим контрастом; фортепиано тихо играет мелодию, но затем оркестр резко завершает движение.
Движение обычно длится около восьми-девяти минут.
Альтернативные каденции
[ редактировать ]Немецкий пианист Вильгельм Кемпф написал свои собственные каденции как для первой, так и для последней частей и играл их в своих различных записях произведения. Канадский пианист Гленн Гулд также написал свою собственную каденцию, которая была опубликована Баргером и Барклаем и записана для EMI в 1996 году Ларсом Фогтом с Симфоническим оркестром города Бирмингема под управлением Саймона Рэттла.
Записи
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Неясно, был ли это концерт исполнен в тот день или Фортепианный концерт № 1. 2 оп. 19 (на самом деле написано раньше, чем № 1) [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Керман, Джозеф ; Тайсон, Алан (2001). «Бетховен, Людвиг ван» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Фредерик Федермайер : Роди старехо Прешпорек [Семьи старого Прешпорека] (ателье Монада, Братислава, 2003) ISBN 9788096890606 ОСЛК 977342024 . (на словацком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Фортепианным концертом № 1 (Бетховен) на Викискладе?
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур