Форма сонаты рондо
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Форма сонаты-рондо — это музыкальная форма, часто используемая в эпоху классической и романтической музыки. Как следует из названия, это смесь форм сонаты и рондо .
Структура
[ редактировать ]Формы сонаты и рондо.
[ редактировать ]Форма рондо предполагает многократное использование темы ( иногда называемой «припевом»), заданной в тонике , чередующейся с эпизодами, в результате чего образуются такие формы, как ABACA (пятичастное рондо) или ABACADA (семичастное рондо). В рондо припев (А) может немного меняться. Эпизоды (B, C, D и т. д.) обычно имеют другую тональность , чем тоника.
Сонатная форма — это классическая форма, состоящая из трех основных разделов: экспозиции , развития и перепросмотра . Соната может начинаться со вступления , которое обычно медленнее остальной части. После этого открывается экспозиция, цель которой – представить основной тематический материал движения. Это принимает форму одной или двух тем или групп тем, вторая из которых обычно находится в связанной тональности. Экспозиция может завершаться короткой кодеттой и/или заключительной темой и может повторяться. За этим следует раздел разработки, в котором существующий тематический материал может быть представлен в новых гармонических и текстурных контекстах и/или может быть введен совершенно новый материал. Далее следует репризирование, где снова излагаются все темы или тематические группы из экспозиции, но уже в тонике. Сонаты могут опционально заканчиваться заключительным большим разделом, называемым кодой .
Ниже показана структура сонатной формы. В обозначениях одинарный штрих (') означает «в доминантном», а двойной штрих («») означает «в удаленных ключах».
- [A B'] опыт [C"] развитие [AB] резюме
Иногда сонатная форма включает «эпизодическое развитие», использующее преимущественно новый тематический материал. Двумя примерами являются первые части К. фортепианной сонаты Моцарта 330 и фортепианной сонаты Бетховена соч. 14, нет. 1 . [ 1 ] Эпизодическое развитие часто является тем развитием, которое используется в форме сонаты-рондо, к которой мы сейчас обратимся.
Форма сонаты рондо
[ редактировать ]Форма сонатного рондо сочетает в себе черты пятичастного рондо и сонатной формы. [ 2 ] Простейшая форма сонатного рондо — это сонатная форма, повторяющая вступительный материал в тонике в конце разделов экспозиции и реприза.
- [A B' A] exp [C"] dev [ABA] резюме
При добавлении этих дополнительных появлений А форма читается как AB'AC"ABA , отсюда и чередование А с "другим" материалом, характеризующим рондо. Обратите внимание, что если развитие является эпизодическим, то C" будет новый тематический материал, что увеличивает сходство формы сонатного рондо с настоящим рондо.
«Шестичастные» варианты
[ редактировать ]Моцарт иногда использовал вариант формы сонаты-рондо, в которой первая часть перепросмотра «А» опущена. Таким образом:
- [A B' A] exp [C"] dev [ BA ] резюме
Целью Моцарта, возможно, было создать ощущение разнообразия, не возвращая основную тему через такие регулярные промежутки времени. Он использовал эту форму в финалах своих фортепианных квартетов и ряда фортепианных концертов .
Другая шестичастная форма сонаты-рондо может быть записана как:
- [A B' A] exp [C"] dev [ AB ] резюме
Этот случай встречается в 4-й части Симфонии № 6 си минор Чайковского.
Коды
[ редактировать ]Часто обычная сонатная форма включает в себя коду :
- [A B'] exp [C"] dev [AB] резюме [D] код
Эта более длинная версия формы сонаты имеет аналог в форме сонаты рондо.
- [A B' A] exp [C"] dev [ABA] резюме [D] код
Бетховена Таким образом: AB'AC"ABAD. Примером может служить последняя часть «Патетической» сонаты , соч. 13.
Форма сонаты рондо как вариант формы рондо
[ редактировать ]Форму сонаты-рондо также можно описать, начав с формы рондо и описав, как она трансформируется, чтобы больше походить на форму сонаты. Для этого объяснения см . rondo .
Катберт Гердлстоун предположил в своих «Моцарте и его фортепианных концертах», что форма сонаты рондо также частично происходит от танцев ан рондо Жана -Филиппа Рамо , среди прочего, путем структурной разработки, возможно, новшества Моцарта. [ 3 ]
Использование формы сонаты рондо
[ редактировать ]Форма сонатного рондо используется почти исключительно в финалах многочастных произведений. [ 4 ] Это считается несколько расслабленной и дискурсивной формой. Таким образом, он не подходит для вступительной части (обычно это самая музыкально напряженная и интеллектуально строгая часть классического произведения). В исключительных случаях он используется во вступительной части Анданте фортепианной сонаты ре мажор Гайдна «Хоб». XVI:51. [ 5 ] Вот некоторые части, написанные в форме сонаты рондо:
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Соната для фортепиано № 13 , К. 333 (1783), последняя часть
- Концерт для фортепиано с оркестром № 23 , К. 488 (1786), последняя часть
- Дивертисмент для струнного трио , К. 563, последняя часть
- Йозеф Гайдн
- Симфония "Королева" , Хобокен 1/85 (1785), последняя часть
- Симфония «Барабанная дробь» , Хобокен 1/103 (1795), последняя часть
- Джозеф Болонья
- Соната для флейты и арфы ми мажор, последняя часть
- Людвиг ван Бетховен
- Две сонаты для скрипки и фортепиано , соч. 12 (1798 г.), последние части [ 6 ]
- Соната для фортепиано, соч. 13 (1798 г.), последняя часть [ 6 ]
- Соната для фортепиано, соч. 27, № 1 (1800–1801), последняя часть
- Соната для фортепиано, соч. 90 , последняя часть
- Концерт для скрипки с оркестром , соч. 61 (1806 г.), последняя часть [ 6 ]
- Четвертая симфония , соч. 60 (1806), вторая часть
- Шестая симфония , соч. 68 (1808), последняя часть [ нужна ссылка ]
- Восьмая симфония , соч. 93 (1812), последняя часть [ 6 ]
- Франц Шуберт
- Струнный квартет «Смерть и девичья» , Д. 810 (1824), последняя часть
- Соната для фортепиано № 21 , Д. 960 (1828), последняя часть
- Феликс Мендельсон
- Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 (1844 г.), последняя часть
- Иоганнес Брамс
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 , соч. 83 (1881), четвертая (последняя) часть
- Соната для скрипки № 3 , соч. 108 (1886–1888), четвертая (последняя) часть
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Для дальнейшего обсуждения см. Rosen (1997, 51).
- ^ Кэплин, Уильям Э. (1998). Классическая форма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 235. ИСБН 1-60256-121-4 . OCLC 567929606 .
- ^ Гердлстоун, Катберт Мортон (1964) [1939, 1958]. Моцарт и его фортепианные концерты (переиздание второго изд.). Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 48–55 . ISBN 0-486-21271-8 .
- ^ Скерцо № Шопена . 4 , соч. 54, в таком виде представляет собой отдельное произведение.
- ^ «None such Records Йозеф Гайдн: Фортепианная музыка, Том I» . 20 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уайт, Джон Д. (1976). Анализ музыки , стр.60. ISBN 0-13-033233-X .
Ссылки
[ редактировать ]- Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-04020-8 . ОСЛК 35095841 . Проверено 13 января 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Розен, Чарльз (1988) [1980]. Сонатные формы (изд. 1988 г.). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-02658-2 .