Соната для фортепиано № 13 (Моцарт)
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( ноябрь 2022 г. ) |
Соната для фортепиано си-бемоль мажор | |
---|---|
№ 13 | |
Моцарта В. А. | |
![]() Молодой композитор, копия утраченной картины 1777 года. | |
Ключ | Си-бемоль мажор |
Каталог | К. 333/315с |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1783 |
Опубликовано | 1784 |
Движения | Три ( Аллегро , Анданте кантабиле , Аллегретто Грациозо ) |
Соната для фортепиано № 13 си -бемоль мажор , К. 333 (315c), известная также как « Линцская соната », была написана Вольфгангом Амадеем Моцартом в Линце в конце 1783 года .
Автограф рукописи сонаты хранится в Берлинской государственной библиотеке .
Встречаться
[ редактировать ]Нет сомнений в том, что соната была впервые опубликована 21 апреля 1784 года в Вене Кристофом Торричеллой (вместе с К. 284 и К. 454 , как соч. 7). Однако фактическую дату составления определить оказалось труднее. Поскольку рукопись написана не на той нотной бумаге, которую Моцарт, как известно, использовал в Вене, ученые полагали, что произведение было написано до того, как Моцарт переехал туда. Так, Кёхель в первом издании своего каталога Моцарта (1862 г.) дал гипотетическую дату 1779 г., позже уточненную Жоржем де Сен-Фуа (1936 г.), для « Зальцбурга , начало января – марта 1779 г.». Однако Альфред Эйнштейн в третьем издании каталога Кёхеля (1937 г.) сказал, что он был составлен «в конце лета 1778 года в Париже ». Эта дата сохранялась даже до шестого издания каталога Кёхеля (1964 г.).
Совсем недавно эта дата была признана недействительной в результате выводов Вольфганга Плата и Алана Тайсона . Основываясь на сценарии Моцарта, Плат относит произведение к 1783/84 году, «вероятно, незадолго до появления первой печати». Более того, Тайсон с помощью бумажных тестов убедительно демонстрирует, что произведение было написано в конце 1783 года, вероятно, в ноябре, примерно в то же время, что и «Линцская симфония», К. 425 , когда чета Моцартов сделала по пути остановку в Линце. обратно в Вену из Зальцбурга. Эта новая датировка также соответствует стилистическим критериям. [ 1 ]
Движения
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Произведение представляет собой соната в трёх частях:
- Аллегро
- Анданте кантабиле
- Изящное аллегретто
Обычное выступление длится около 23 минут.
И. Аллегро
[ редактировать ]Первая часть имеет сонатную форму и в целом носит живой характер. Он начинается в тональности си ♭ мажор и в конечном итоге переходит в каденцию доминанты фа мажор. Раздел развития начинается с фа мажора и модулируется несколькими тональностями, а затем переходит к тонике.
II. Анданте кантабиле
[ редактировать ]Вторая часть отмечена Andante cantabile и также находится в сонатной форме, но в субдоминантной тональности ми ♭ мажор. Движение начинается с терций в правой руке, переходящих к более лирической теме движения, сопровождаемой плавными ломаными трезвучиями в левой руке. Вскоре он переходит в си ♭ мажор, образуя раздел, похожий на менуэт. После этого движение начинает модулировать обратно до ми ♭ мажор для повторения экспозиции. Однако после первого повтора, как будто он снова устанавливается в ми ♭ мажоре, развивающая часть начинается в фа минор. Затем он модулируется до до минор, ля ♭ мажор, фа минор, затем ре ♭ минор, затем ля ♭ минор и, наконец, обратно к тонике ми ♭ мажор, и в этот момент происходит перепросмотр. На протяжении всей второй части присутствует хроматизм, который иногда вызывает легкое ощущение диссонанса.
III. Изящное аллегретто
[ редактировать ]Третья часть, соната-рондо , во многом схожа с первой по рисунку аккордов и музыкальным фразам. Первая часть начинается просто, но играючи. Тема повторяется, но с рваными аккордами, сопровождающими мелодию. Настроение постепенно смягчается, но быстро устанавливается сложная мелодия. Оно нарастает и заканчивается кульминацией.
Во второй части первая часть повторяется до тех пор, пока ее ход не изменится на минорную тональность. Затем он воспроизводит две фразы, которые будут повторяться в разных тональностях. Третья часть приходит быстро и неожиданно. Доходит до раздела, где мажорная и минорная тональности меняются каждые несколько тактов. Он медленно возвращается к мажорной тональности, где повторяет вступительную тему во второй раз. Он продолжается фразами, адаптированными из первой части. Затем следует серия арпеджио, которые приводят к короткой паузе, предшествующей окончательному повторению первой темы с вариациями аккомпанемента, завершающим произведение.
Отсылки в поп-культуре
[ редактировать ]Первая часть была исполнена в Королевском Альберт-Холле в 1969 году композицией Фрэнка Заппы « Матери изобретений » в сопровождении «гротескной пародии на искусство балетного танца» в исполнении участников группы. Хотя и не из-за этого произведения, Заппе позже запретили выступать на этом месте.
Третья часть этого произведения часто используется для удержания музыки при звонке в службу поддержки клиентов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Информация в этом разделе взята из предисловия к Neue Mozart-Ausgabe IX:25/2, тома, содержащего критическое издание этой сонаты. Для получения дополнительной информации см. Алан Тайсон, «Дата создания Сонаты для фортепиано Моцарта си-бемоль, KV 333/315c: «Линцская соната»?» в Musik – Издание – Интерпретация: Gedenkschrift Günther Henle, под редакцией Мартина Бенте ( Мюнхен , 1980): 447–454.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Заслав, Нил ; Каудери, Уильям, ред. (1990). Полный Моцарт: Путеводитель по музыкальным произведениям Вольфганга Амадея Моцарта . Нью-Йорк и Лондон: WW Norton & Company. п. 313. ИСБН 978-0-393-02886-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната си-бемоль мажор, К. 333 : Рукопись с автографом Моцарта в Берлинской государственной библиотеке.
- Соната B KV 333 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Соната для фортепиано си-бемоль мажор, K. 333(315c) (интерактивная партитура) на Verovio Humdrum Viewer ( Alte Mozart-Ausgabe ) версия
- Соната для фортепиано № 13 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур