Соната для фортепиано № 12 (Моцарт)
Соната для фортепиано № 12 | |
---|---|
Моцарта В. А. | |
Ключ | Фа мажор |
Каталог | К. 332/300к |
Стиль | Классический период |
Составленный | 1783 |
Опубликовано | 1784 |
Движения | Три ( Аллегро , Адажио , Аллегро ассаи ) |
Соната для фортепиано № 12 фа мажор , К. 332 (300к) Вольфганга Амадея Моцарта была опубликована в 1784 году вместе с Сонатой для фортепиано № 10 до мажор , К. 330 и Сонатой для фортепиано № 11 , К. 331. . [1] Моцарт написал эти сонаты либо во время посещения Мюнхена в 1781 году, либо в течение первых двух лет своего пребывания в Вене. [2] Однако некоторые полагают, что Моцарт написал эту и другие сонаты во время визита в Зальцбург летом 1783 года с целью познакомить свою жену Констанцу со своим отцом Леопольдом . Все три сонаты были опубликованы в Вене в 1784 году как соч. Моцарта. 6. [2]
Движения
[ редактировать ]Соната состоит из трех частей и занимает около 18 минут исполнения (25 минут с повторами).
И. Аллегро
[ редактировать ]Первая часть выполнена в классической сонатной форме с повторами для экспозиции , развития и перепросмотра . [2] В первой части представлены две основные характеристики: песенная тема и сочетание стилей. Моцарт использует разнообразные стили, включая галантную гомофонию , заученный контрапункт и даже интенсивный стиль «Буря и натиск» . [3]
Первая тема экспозиции начинается с мелодии правой руки поверх басовой фигуры Альберти левой руки. [2] Далее следует короткая мелодия, в которой левая рука повторяет ее, а правая рука играет двухчастную фразу, включающую мордент . Сразу после этого следует параллельное движение обеих рук в очень похожем ритме. Далее следует внезапное изменение: тональность фа мажор меняется на относительную минорную тональность, ре минор в такте 23. Вторая тема (м. 41) начинается в доминирующей тональности до мажор , выполнена в галантном стиле и немедленно повторяется в разнообразной формы (м. 49). [2] Остальная часть экспозиции включает в себя множество фортепианных динамик, гемиол , параллельных терций в правой руке, трелей в правой руке, октав для левой руки и ломаных аккордов. Экспозиция заканчивается на такте 93 до мажор.
Раздел развития начинается с такта 94 с новой мелодии, в которой основное внимание уделяется переходному проходу между второй и заключительной темами экспозиции. [2] Как и в экспозиции, развитие включает в себя поразительно схожие музыкальные характеристики, такие как контрастирующая динамика фортепиано forte, гемиолы, октавы для левой руки и параллельные трети в правой руке.
Первая часть завершается перепросмотром, начинающимся с такта 133, где первая тематическая область возвращается неизменной, переход модулируется отдаленными гармониями, но завершается тоникой, а остальная часть экспозиции возвращается, транспонированная в тонику. [2]
В романе Олдоса Хаксли «Antic Hay» 1923 года — эта соната это та соната, о которой Гамбрил думает каждый раз, когда представляет себе тело Эмили; Судя по описанию ключевой последовательности, он думает конкретно о первой части. [ нужна ссылка ]
II. Пословица
[ редактировать ]Вторая часть си -бемоль мажор в искусно орнаментированной форме сонатины . В начале мелодия сопровождается фигурой баса Альберти в левой руке. Следующая фраза такая же, за исключением того, что тональность сразу меняется на параллельный минор, си-бемоль минор . Лирический отрывок с минорной нисходящей гаммой заканчивается доминантой. Затем музыка становится счастливой и радостной до самого конца, когда фразы заканчиваются доминирующим септаккордом си-бемоль мажор, который переходит в первую ступень .
В фильме 1994 года «Бессмертная возлюбленная » Джульетта Гвиччарди играет эту пьесу во время урока игры на фортепиано с Людвигом ван Бетховеном . [ нужна ссылка ]
III. Очень веселый
[ редактировать ]Последняя часть — это шумная виртуозная часть. 6
8-й размер в тональности фа мажор . [4] Он начинается с аккорда форте, за которым следует пассаж из быстрых 16-х нот в правой руке. Сразу за этим следуют параллельные сексты между нижним голосом левой и правой руки, создавая гармонию, контрастирующую с первым отрывком из 16-й ноты. В такте 16 происходит изменение характера, где музыка отмечена буквой p dolce , а правая рука исполняет простую мелодию, украшенную орнаментом и артикуляциями легато и стаккато, контрастирующими взад и вперед. Такт 22 отображает еще одно изменение характера, когда обе руки играют в унисон (с интервалом в одну октаву) форте и стаккато, двигаясь по восходящей шестой последовательной схеме. Музыка ненадолго переходит в ре минор через октавы и разрывы аккордов. Затем следует до мажор (такты 41–49), а затем до минор (такты 50–64), прежде чем вернуться к до мажору в такте 65 и оставаться в доминирующей тональности до конца экспозиции. На протяжении всей экспозиции Моцарт использует прием модельной последовательности. , отрывки разорванных аккордов, параллельное движение, гаммы, контрастная динамика и артикуляция.
Раздел развития начинается с такта 91, повторяя тему из экспозиции, но до минор. В первой половине разработки используется техника модельной последовательности, повторяющая 4-тактную идею непрерывных 16-х нот, построенных по нисходящей гамме, за которыми следуют параллельные шестые между нижним голосом левой и правой руки, за которыми следует сломанный доминантный септаккорд. Этот раздел проходит через модуляции от до минор к ре мажор , соль мажор , снова до мажор, фа мажор и затем, наконец, к си ♭ мажор, начиная с такта 112. Вторая половина раздела развития (начиная с такта 112) представляет собой новая мелодическая тема, за которой следует несколько прерванных аккордов, прежде чем, наконец, прийти к доминантному аккорду в такте 139. Подразумевается, что музыка «стоит на доминанте» от такта 139 до возвращения перепросмотра в такте 148, заканчиваясь идеальной аутентичной каденцией. .
В перепросмотре первая тема представлена без изменений до такта 169. Оставшийся перепросмотр представляет те же тематические идеи, что и изложение, только в несколько измененных вариантах. Он завершается каденцией пианиссимо, разительно отличающейся от начала части.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гиллеспи, Джон (1965). Пять веков клавишной музыки . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт. стр. 172–173 . ISBN 0-486-22855-Х .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Беркхолдер, Дж. Питер ; Палиска, Клод В. (2014). Антология западной музыки Нортона (7-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-92162-5 .
- ^ Хэннинг, Барбара Руссано (2014). Краткая история западной музыки . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 357. ИСБН 978-0-393-92066-6 .
- ^ Бадура-Шкода, Ева ; Бадура-Шкода, Павел . «18 фортепианных сонат Моцарта» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната F KV 332 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в New Mozart Edition.
- Соната для фортепиано фа мажор, K. 332(300k) (интерактивная партитура) на Verovio Humdrum Viewer ( Alte Mozart-Ausgabe ) версия
- Соната для фортепиано № 12 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Выступление Паавали Юмппанена из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
- Видео: К. 332 на YouTube , за ним следуют Фантазия до минор, К. 475 , и Соната № 14 до минор, К. 457 ; Фридрих Гульда , Мюнхен, 1990 г.
- Анимационная партитура на YouTube, Григорий Соколов , Зальцбургский фестиваль , 2008 г.