Последовательность (музыка)

В музыке последовательность — это повторение мотива гармонического или более длинного мелодического (или ) отрывка на более высоком или низком тоне тем же голосом. [1] Это один из наиболее распространенных и простых методов создания мелодии в классической музыке восемнадцатого и девятнадцатого веков. [1] ( Классический период и романтическая музыка ). Характеристики последовательностей: [1]
- Два сегмента, обычно не более трех-четырех.
- Обычно только в одном направлении: постоянно выше или ниже.
- Сегменты продолжаются с одинаковым интервалом
Мелодия или гармония могут образовывать последовательность без участия других.
Существует множество типов последовательностей, каждая из которых имеет уникальный образец. Ниже приведены некоторые примеры.
Мелодические последовательности
[ редактировать ]В мелодии настоящая последовательность — это последовательность, в которой последующие сегменты представляют собой точные транспозиции первого сегмента, а тональная последовательность — это последовательность, в которой последующие сегменты представляют собой диатонические транспозиции первого сегмента. Следующий отрывок из И.С. Баха демонстрирует работу обоих типов последовательности:

Примечание. В примере изображения выше аннотация «интервалы во второй последовательности такие же, как и в первой» не совсем корректна. Нисходящие высоты в первом сегменте (от G до A) имеют другие интервалы, чем во втором сегменте (от C до D). Разница заключается в последних трех шагах (C, B ♭ , A против F, E, D). У нас есть интервалы целый шаг + полшага в первом и полушаг + целый шаг во втором.Ритмическая последовательность – это повторение ритма со свободным использованием тонов:

— Модифицированная последовательность это последовательность, в которой последующие сегменты украшены или украшены так, чтобы не разрушить характер исходного сегмента:

– Ложная последовательность это буквальное повторение начала фигуры и последовательное изложение остальных: [1]

Модулирующая последовательность — это последовательность, которая ведет от одного тонального центра к другому, причем каждый сегмент технически находится в разной тональности : в некоторых последовательностях [2]

Приведенный выше отрывок начинается с фа мажора и модулируется до си-бемоль мажор, а затем, через аккорд соль, до до мажор. Иногда последовательные отрывки сочетают в себе более одной из вышеперечисленных характеристик. В третьем и четвертом тактах «Воздуха» из Оркестровой сюиты № 3 И.С. Баха ре мажор партия скрипки образует тональную последовательность с измененными в соответствии с гармонией нотами, при этом интервалы в басовой партии остаются неизменными, создавая реальная последовательность. Весь отрывок также образует модулирующую последовательность, начинающуюся с ре мажора и заканчивающуюся ми минор в начале четвертого такта:

Последовательность можно описать в соответствии с ее направлением (восходящим или нисходящим по высоте) и ее приверженностью диатонической гамме , то есть последовательность является диатонической, если высота тона остается в пределах гаммы , или хроматической (или недиатонической), если высота тона находится за ее пределами. диатонической гаммы, особенно если все высоты тона сдвинуты точно на один и тот же интервал (т. е. транспонированы ) . Недиатоническая последовательность имеет тенденцию модулировать новую тональность или вызывать временную тонизацию .
Для идентификации последовательности необходимы как минимум два экземпляра последовательного шаблона, включая исходное утверждение, и шаблон должен быть основан на нескольких нотах мелодии или как минимум на двух последовательных гармониях ( аккордах ). Хотя это устройство стереотипно ассоциируется с музыкой барокко и особенно с музыкой Антонио Вивальди , оно широко распространено на протяжении всей истории западной музыки.
Устройство последовательности воплощает как целенаправленную, так и иерархическую природу тональности повседневной практики. Это особенно распространено в отрывках, предполагающих расширение или разработку; действительно, из-за своей изначально направленной природы он часто снимался (и до сих пор остается) с полки менее изобретательным тональным композитором как стандартный ответ на потребность в переходной или развивающей деятельности. Однако, будь то скучное или мастерское, упор делается на основной процесс, а не на сам материал.
- Кристофер Марк (2006), [3]
Ритурнели и усиление мелодий к текстам в стиле барокко часто строятся из секвенций. [4]
Гармонические последовательности
[ редактировать ]По убыванию пятых
[ редактировать ]Последовательности нисходящих квинт, также известные как последовательности « квинтового круга », являются наиболее часто используемыми типами последовательностей. [5] единственное число распространено в некоторых произведениях Клаудио Монтеверди и Генриха Шютца . [6] Обычно он состоит из серии аккордов, басовые или «основные» ноты которых следуют схеме нисходящих квинт (или восходящих кварт).
Например, если последовательность нисходящих квинт до мажор начинается с ноты C, следующей нотой будет F, идеальная квинта ниже первой ноты. Следующие несколько нот будут си, ми, ля, ре и так далее по схеме нисходящих квинт. [7]
Восходящие квинты
[ редактировать ]Последовательность восходящих квинт, в отличие от последовательности нисходящих квинт, состоит из восходящих квинт (или нисходящих кварт). Это гораздо менее распространено, чем последовательность нисходящих пятых. [5]
По убыванию 5-6
[ редактировать ]Нисходящие последовательности 5–6, также известные как последовательности нисходящих третьих, состоят из серии аккордов, основные ноты которых понижаются на треть при каждом последовательном повторении. [8]
Последовательность почти никогда не бывает без украшений, как показано выше, а обычно заполняется промежуточными аккордами. [5] Стандартный способ заполнения этого шаблона нисходящих терций — это интерполяция первого инверсионного аккорда между каждым из этих спусков по терциям. В результате получается басовая партия, которая непрерывно ступенчато движется вниз, образуя фигурный бас «5-6» и, следовательно, стандартную нисходящую последовательность 5-6. [7] [8]
Важным подтипом нисходящей последовательности 5-6 является вариант корневой позиции, также известный как последовательность Пахельбеля, из-за использования этой последовательности в Каноне Пахельбеля . Последовательность Пахельбеля заменяет первые инверсионные аккорды в нисходящей последовательности 5-6 на аккорды основной позиции, в результате чего басовый паттерн перемещается вниз на кварту, а затем пошагово вверх. [7] [8]
По возрастанию 5-6
[ редактировать ]Восходящая последовательность 5-6, как и последовательность восходящих квинт, украшает ступенчатое восхождение. Он следует шаблону основного движения на треть вниз (обычно до первого инверсионного аккорда, имеющего ту же басовую ноту, что и первая нота), за которым следует основное движение вверх на четверть. Это часто достигается путем чередования основных положений и первых инверсных аккордов. Фигурный бас такой же, как нисходящая последовательность 5-6, но сам бас следует восходящему, а не нисходящему образцу. [8]

Использование аналогичного паттерна 5-6 вне последовательности довольно распространено и называется техникой 5-6.
Менее распространенные последовательности
[ редактировать ]Последовательность «Звуки музыки» (также известная как «Розалия ») включает движение основного тона вверх на четверть, за которым следует движение основного тона на треть. Оба аккорда находятся в корневом положении. Последовательность очень похожа на восходящую последовательность 5-6, поскольку она также позволяет осуществлять общее пошаговое восхождение между параллельными триадами, очень похоже на восходящую последовательность 5-6. [7] [8]
Примеры
[ редактировать ]
Хорошо известный популярный пример диатонической последовательности тройных нисходящих квинт можно найти в припеве из рождественской песни « Ангелы, которых мы слышали на высоте ». [4] как показано ниже («Gloria in excelsis Deo»). Однотактный в мелодический мотив смещается вниз с интервалом секунду, а гармонический аспект делает то же самое, следуя по кругу квинт :

Следующая тройная восходящая 5-6 хроматическая (недиатоническая) последовательность встречается в дуэте Абубекера и Фатимы из III акта Сезара Кюи оперы «Кавказский пленник » (ср. аналогичный отрывок в знаменитой Роджерса и Хаммерштейна песне « До- Ре-Ми », написанное почти ровно 100 лет спустя) :

» Генделя « Для нас рождается ребенок (HWV 56) в значительной степени опирается как на мелодическую, так и на гармоническую последовательность, как можно увидеть в следующем отрывке. В этом вокальном сокращении партии сопрано и альта повторяют витиеватый двухдольный мелодический мотив на протяжении трех с половиной тактов в серии мелодических последовательностей на слове «рожденный». Более тонкая, хотя и все еще присутствующая, является лежащая в основе восходящая последовательность 5-6 гармоник.

Другие примеры включают «Ev'ry Valley be exalted» («возвышена») Генделя из «Мессии» , вступительную унисонную ритурнель И. С. Баха ре-минорного концерта для клавесина . [4] Другой можно найти в Арканджело Корелли «Камерной жиге» в «Эм». Здесь композитор увеличивает высоту звука после каденции на V.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике, Том. Я , стр.111-12. Седьмое издание. ISBN 978-0-07-294262-0 .
- ^ Бенвард и Сакер (2003), Глоссарий, стр. 363.
- ^ Марк, Кристофер (2006). «Типпет, последовательность и метафора», Tippett Studies , стр. 96. Кларк, Дэвид, изд. ISBN 0-521-02683-0 .
- ^ Jump up to: а б с Келли, Томас Форест (2011). Старинная музыка: очень краткое введение , стр.53-4. ISBN 978-0-19-973076-6 .
- ^ Jump up to: а б с Кэплин, Уильям Эрл. «Фундаментальные прогрессии гармонии». Классическая форма: теория формальных функций инструментальной музыки Гайдна, Моцарта и Бетховена. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2000. 29–31. Распечатать. ISBN 978-0-19-514399-7
- ^ Джеральд Дребес (1992): Шютц, Монтеверди и «Совершенство музыки» - «Восхождение Бога» из «Symphoniae Sacrae» II (1647) , в: Schütz-Ежегодник 14, стр. 25-55, спец. 40 и 49, онлайн: «Джеральд Дребес — 2 эссе онлайн: Монтеверди и Х. Шютц» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сарнецкий, Марк. «Последовательности». Гармония . Миссиссога, Онтарио: Frederick Harris Music, 2010. 116–21. Распечатать. ISBN 978-1-55440-270-0
- ^ Jump up to: а б с д и Олдуэлл и Шахтер (2003). Гармония и голосовое руководство , стр.273-78. Третье издание. ISBN 978-0-15-506242-9 .