Кавказский пленник (опера)


Кавказский пленник ( Кавказский кириллица в трёх , пленник в транслитерации) — опера действиях, написанная Сезаром Кюи . Либретто приписывается Виктору Крылову и основано на стихотворении Александра Пушкина 1822 года «Кавказский пленник» .
Английское название также переводится как «Узник на Кавказе» и «Пленник на Кавказе» .
На русской сцене опере предшествовал хореографа Шарля Дидло 1825 года балет .
Состав
[ редактировать ]Опера была написана в трех редакциях. Первый, 1857–1858 годов, состоял всего из двух актов (позже ставших I и III актами), но его постановка была отменена из-за плохой оркестровки и недостаточной длины. Между тем увертюру в оркестровке Милия Балакирева можно было услышать на концертах. Много лет спустя Кюи решил пересмотреть двухактное произведение: в течение 1881–1882 годов он добавил к третьему акту новый средний акт (II акт) и еще один танец. Эта версия стала партитурой российской премьеры. В 1885 году, с перспективой постановки в Бельгии, он расширил финал второго акта, создав третью версию оперы.
История выступлений
[ редактировать ]Премьера «Кавказского пленника» состоялась 4 февраля 1883 года ( по старому стилю ) в Мариинском театре в Санкт-Петербурге под руководством Эдуарда Направника . Эта опера стала самой исполняемой из полнометражных опер композитора. Ее постановка в Льеже в 1886 году, ставшая возможной в немалой степени благодаря активной поддержке подруги Кюи, графини де Мерси-Аржанто , ознаменовала собой первое исполнение оперы « Могучей кучки » на Западе. Тем не менее, за этим исключением, опера, похоже, никогда не ставилась за пределами императорской России и выпала из репертуара в России после смерти композитора.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 4 февраля 1883 г. (Дирижер: Эдуард Направник ) |
---|---|---|
Казенбек | бас | Федор Стравинский |
Фатима, его дочь | сопрано | M. A. Slavina, F. N. Belinskaya |
Мариам, ее подруга | меццо-сопрано | Н.А. Фрида |
Абубекер, Фатимы жених | баритон | I. P. Pryanishnikov |
, мулла Фехердин | бас | М.М. Корякин |
Русский пленник | тенор | MD Василиев |
1-й черкесский | тенор | |
2-й черкесский | баритон | V. F. Sobolev |
2-й мулла | тенор |
Краткое содержание
[ редактировать ]
Действие I. После того, как мужчины аула молятся Аллаху , Казенбек сообщает своей меланхоличной дочери Фатиме, что для нее выбран жених. Она размышляет о своем горе. Внезапно приезжает толпа горцев с русским пленником, которого жених Фатимы захватил в качестве свадебного подарка. Фатима начинает сочувствовать и со временем влюбляется в Узника.

Узник остается один до ночи, когда Фатима тайно приносит ему немного еды. После того, как они расстались, прибегает горец и рассказывает Казенбеку о группе русских, совершивших набег на близлежащий аул. Народ выходит на борьбу с ненавистным врагом.
Акт II. Группа женщин поздравляет Фатиму с предстоящей свадьбой. После того, как они уходят, Фатима раскрывает свою печаль своей подруге Мариам. Услышав приближающиеся шаги Казенбека и Фехердина, они вдвоем прячутся за занавеской, подслушивая разговор. Мулле приснился сон, раскрывающий любовь Фатимы к русскому пленнику. Двое мужчин выходят.
Затем приходит жених Абубекер. Он выражает свою любовь к Фатиме. Она приветствует его и вручает подарки от жениха. Абубекер передает Пленника Казенбеку, который ненавидит русских. Народ приговаривает Узника к смерти, которую он приветствует, чтобы положить конец его страданиям.
Акт III. На свадебном пиру народ восхваляет жениха. Женщины, затем мужчины исполняют танцы. После того, как Марьям поет черкесскую песню, все выходят, кроме молодоженов. Фатима все еще грустит, и Абубекер спрашивает, в чем причина. Когда они выходят, входит скованный Узник. Затем появляется Фатима; она убеждает Узника бежать и освобождает его. Он говорит ей, что любит не ее, а другую на своей родине. Она опустошена, когда он убегает.
Появляется Марьям и сообщает Фатиме, что вся деревня готовится отомстить русскому. Люди приходят и приходят в ужас, узнав о действиях Фатимы. Когда они намеревались убить ее, Фатима закалывает себя. [Примечание: Судя по партитуре, именно такой способ гибели Фатимы в опере, а не утопление, подразумевается в оригинальном стихотворении Пушкина.]
Известные музыкальные отрывки
[ редактировать ]- Увертюра
- Ария Фатимы (Акт I)
- Ария Узника (Акт I)
- Ария Абубакера (Акт II)
- Танцы (Акт III)
- Черкесская песня (Акт III)
Библиография
[ редактировать ]- Bernandt, G.B. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736-1959 [ Dictionary of Operas First Performed or Published in Pre-Revolutionary Russia and in the USSR, 1836-1959 ] (Москва: Советский композитор, 1962), p. 125-126.
- César, Cui. Кавказский пленник : опера в трех действиях (либретто по Пушкину). Переложение для пения и фортепиано [ Prisoner of the Caucasus , opera in three acts (libretto after Pushkin). Piano-vocal score]. Ст.-Петербург: В. Бессель, 1882.
- _______. Кавказский пленник : опера в 3-х действиях. Партитура для вокала и фортепиано. СПб., Б. Бессель, 1885.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кавказский пленник : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур