Сарацин (опера)
Сарацин ( Сарацин на кириллице , Сарацин в транслитерации) — опера Сезара Кюи , написанная в 1896–1898 годах. Либретто » написали Владимир Васильевич Стасов и композитор по мотивам пьесы Александра Дюма (отца) « Карл VII chez ses grands vassaux . Премьера оперы состоялась 2 ноября 1899 года ( по старому стилю ) в Санкт-Петербурге в Мариинском театре под Эдуарда Направника управлением . Она была поставлена также в 1902 году Московской частной оперой при театре Солодовникова, но так и не вошла в стандартный оперный репертуар.
«Сарацина» можно в некоторой степени понимать как продолжение Чайковского оперы «Орлеанская дева», поскольку в нем задействованы более поздние события с участием того же французского монарха.
Персонажи и обстановка
[ редактировать ]- Карл VII , король Франции : тенор
- Граф Савуази: бас
- Якуб, сарацин : баритон
- Беранжер, графиня Савуази: сопрано
- Аньес Сорель : сопрано
- Дюнуа: баритон
- Изабель: (немая роль)
- Рэймонд: бас
- Андре: тенор
- Арчер: баритон
- Капеллан: бас
- Казначей: баритон
- Пейдж: сопрано
- 1-й часовой: тенор
- 2-й часовой: тенор
- Лучники, охотники, трубачи, придворные короля и графа Савуази: хор
Действие происходит во Франции начала XV века, в замке графа Савуази.
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие I. Хор лучников веселится в отсутствие графа. Когда Андре показывает всем оленя, которого он только что убил, Якуб рассказывает историю о том, как он мальчиком в Египте убил льва, охотившегося на стадо его отца.
Входит Раймонд, напоминая Якубу о спасении жизни последнего, и представляет письмо Папы Бенедикта XIII , на которое все, кроме Якуба, крестятся. Шум призывов к его смерти вызывает Беранжер, которая увольняет всех, кроме Якуба. Она спрашивает его, в чем проблема, и он рассказывает, какой была его жизнь до того, как он попал в плен к Раймонду. Когда она говорит, что ее собственные страдания сильнее его, он видит в ней ангела-утешителя и обещает убить человека, который делает ее несчастной.
Капеллан входит вместе с народом, чтобы помолиться о том, чтобы у Савуази родился наследник. Он читает библейскую историю о Сарре, Аврааме и Агари. Пока они молятся, Раймонд приказывает Якубу встать на колени, но отказ сарацина приводит к конфликту, в котором Якуб убивает Раймонда кинжалом. На сцене появляется граф Савуази и призывает к суду над Якубом, после чего капеллан возносит молитву за Раймонда.
Акт II. Капеллан сообщает Беранжеру, что ее брак с графом расторгнут указом папы и что она должна уйти в монастырь. Она уходит. Убедившись, что капеллан позаботился об этом деле, Савуази объясняет, что его развод необходим, чтобы произвести наследника для Франции.
Когда суд прибывает на суд над Якубом, паж объявляет о прибытии короля, что дает Савойи возможность провести суд в присутствии короля. После того, как входят король и Аньес, Якуб защищает себя на том основании, что его лишили свободы. Савуази выносит смертный приговор, но король вмешивается и прощает Якуба.
Король увольняет всех, кроме Савойи, чтобы обсудить лояльность последнего. Оказывается, причина присутствия короля — охота. Когда Аньес зовет короля спать, Савуази один стоит на страже, пока он спит.
Акт III. Это следующее утро. Савуази, все еще начеку, надеется, что появятся новости о победе Франции, и король примет меры. Он уходит. Король и Аньес приветствуют новый день. Он предпочел бы быть в ее объятиях, чем под короной. Однако снаружи слышен грохот.
Входит Савуази, настаивая на службе короля Франции, но последний решает отправиться на охоту и уходит. Савуази не дает Аньес пойти с ней и убеждает ее, что она заставила короля отвлечься от его королевских обязанностей.
Охота готовится. Входит король и узнает от Дюнуа, что его командиры взяты в плен. Затем появляется Аньес. Когда она говорит королю, что он не действует как ответственный монарх своей страны и что она пойдет присоединиться к победителю войны (Бедфорду), король приходит в себя и призывает всех на битву.
Акт IV. Беранжер страдает одна. Савуази удивлен, обнаружив ее. Она просит прощения, но он говорит ей, что уже слишком поздно. Проклиная его, она уходит, чтобы подготовиться к отъезду.
Входит Якуб, решив снова довериться графу. Савуази велит капеллану отвезти свою бывшую жену в монастырь и немедленно вернуться, чтобы председательствовать на его свадьбе с Изабель; граф уходит.
После того, как женщина, одетая как Беранжер, уходит вместе с капелланом, выходит сама Беранжер и пугает Якуба, который сообщает ей о предстоящей свадьбе. Она отказывается верить, что это произойдет, пока не прибудет Изабель и ее не встретит граф. Беранжер напоминает Якубу о его обещании убить ее мучителя. Сначала он отказывается убить Савойи из-за того, что его спасли в пустыне, но когда она говорит ему, что у Савойи есть ее любовь, пока он жив, Якуб решает убить его.
Хор поет «Глорию Патри». Со свадебной службы приходят Савуази и Изабель и направляются в свои покои. Якуб следует за ними. Савуази получает ножевое ранение за сценой и кричит, после чего Беранжер выпивает яд. Когда Якуб выбегает из свадебного чертога в сопровождении раненого Савуази, Беранжер берет на себя прямую ответственность за убийство своего мужа. Савуази умирает, и Якуб умоляет Беранжер бежать с ним, но она тоже умирает, и Якуб остается в отчаянии из-за того, что она с ним сделала.
Известные музыкальные отрывки
[ редактировать ]В этой опере композитор делает первую попытку написать каждый акт партитуры без разделения на отдельные номера и сцены (возможно, в подражание Рихарда Вагнера музыкальным драмам ). Тем не менее несколько музыкальных отрывков удалось извлечь (как это сделал издатель П. Юргенсон ).
- Оркестровое введение
- графа Колыбельная . «Спи, спокойно спи» (конец II акта)
- «Глория Патри» и свадебная церемония (акт IV)
Библиография
[ редактировать ]- Bernandt, G.B. Словарь опер впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736-1959 [ Dictionary of Operas First Performed or Published in Pre-Revolutionary Russia and in the USSR, 1836-1959 ] (Москва: Советский композитор, 1962), p. 259.
- Cui, César. Сарацин : опера в четырех действиях, идз. для пения [ The Saracen , opera in four acts. Piano-vocal score]. Москва: П. Юргенсон, 1899.