Каменный гость (Даргомыжский)

«Каменный гость» ( Каменный гость кириллица « » , «Каменный гость» в транслитерации ) — опера в трёх действиях Александра Даргомыжского на либретто, взятое почти дословно из Александра Пушкина 1830 года одноименной пьесы , написанной белым стихом и является частью его коллекции «Маленькие трагедии» .
Впервые она была исполнена в Мариинском театре 16 в Санкт-Петербурге февраля 1872 года ( по старому стилю ). [ 1 ] [ 2 ]
По желанию композитора, последние несколько строк таблицы 1 были написаны Сезаром Кюи , а оркестровкой всей картины занимался Николай Римский-Корсаков . Много лет спустя Римский-Корсаков переработал свою оркестровку оперы, переписал несколько оригинальных отрывков Даргомыжского и добавил оркестровую прелюдию. Эта версия, завершенная в 1903 году и впервые исполненная в 1907 году в Большом театре , [ 1 ] теперь считается стандартной версией.
История выступлений
[ редактировать ]Австрийская премьера оперы состоялась в 1928 на Зальцбургском фестивале в постановке студентов Ленинградской консерватории . В 1952 году она была исполнена на итальянском языке на фестивале Maggio Musicale Fiorentino . Премьера оперы в США состоялась в 1986 году в Камерном оперном театре Нью-Йорка в Манхэттенском театре Мэримаунт в Нью-Йорке с Роном Джентри в роли Дон Хуана, Рэндольфом Мессингом в роли Дон Карлоса, Салли Стивенс в роли Донны Анны и Владимиром. Кин дирижирует. [ 3 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера Актерский состав 16 февраля 1872 г. ( по старому стилю ) (Дирижер: Эдуард Направник ) |
---|---|---|
Дон Жуан | тенор | Федор Комиссаржевский |
Лепорелло, его слуга | бас | Осип Петров |
Донна Анна | сопрано | Yuliya Platonova |
Дон Карлос | баритон | Иван Мельников |
Лора | меццо-сопрано | Mariya Ilyina |
Монах | бас | Vladimir Sobolev |
Первый гость | тенор | Vasiliy Vasilyev (Vasilyev II) |
Второй гость | бас | Михаил Сариотти |
Статуя Командора | бас | Vladimir Sobolev |
Стиль
[ редактировать ]
( В. Бессель и Ко , Санкт-Петербург)
Как опера, «Каменный гость» примечательна тем, что ее текст почти дословно взят из вдохновившего ее литературного сценического произведения, а не основан на либретто, адаптированном из источника, чтобы удовлетворить потребности оперной публики, которая ожидала бы ее. слушать арии, дуэты и припевы. Следовательно, получающаяся в результате музыкальная драма почти полностью состоит из соло, исполняемых по очереди каждым персонажем, как в устной пьесе.
Эта процедура представляла собой радикальное заявление о требованиях устной и музыкальной драмы и рассматривалась некоторыми как девальвация музыкального жанра оперы, отличного от литературного жанра устной драмы. Чайковский особенно критически относился к этой идее; в ответ на заявление Даргомыжского о том, что «я хочу, чтобы звук непосредственно выражал слово. Я хочу правды», он писал в своей частной переписке, что ничто не может быть так «ненависти и лживо», как попытка представить в качестве музыкальной драмы то, чего не было. [ 4 ]
Ценность оперы
[ редактировать ]Опера была написана в эпоху становления реализма в искусстве, и «Каменный гость» соответствовал этому жанру. Даргомыжский использовал идеи общества Пятерки .
Великие новаторства этой оперы видны в ее стиле. Оно было написано без арий и ансамблей (не считая двух небольших романсов в исполнении Лауры [ 5 ] ) и целиком построен на «мелодическом речитативе» человеческого голоса, положенном на музыку. Это сразу отметил российский музыкальный специалист Сезар Кюи. [ 6 ] and Alexander Serov . [ 7 ]
Огромное значение опера сыграла в формировании русской музыкальной культуры, которая, целиком построенная на европейской музыке, нашла свое место в мировой музыкальной культуре.
Новации, начатые Даргомыжским, были продолжены другими композиторами. Во-первых, их подхватил и развил Модест Мусоргский, назвавший Даргомыжского «учителем музыкальной истины». [ 8 ] Позднее принципы искусства Даргомыжского были воплощены Мусоргским в его операх «Борис Годунов» и «Хованщина» ; Мусоргский продолжил и укрепил эту новую музыкальную традицию. Другие русские оперы также включают в себя те же стилистические элементы, в том числе декорации трех оставшихся « Маленьких трагедий Пушкина». Это «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (1898); «Пир во время чумы» Сезара Кюи (1901); и «Скупой рыцарь» Сергея Рахманинова (1904).
Современный российский музыкальный критик Виктор Коршиков резюмировал:
- нет развития русской музыкальной культуры Без «Каменного гостя» . Это три оперы — «Иван Сусанин» , «Руслан и Людмила» и «Каменный гость», созданные Мусоргским, Римским-Корсаковым и Бородиным . «Сусанин» — опера, где главным героем является народ, «Руслан» — мифическая, глубоко русская интрига, «Гость» , в котором драматургия доминирует над мягкостью красоты звука. [ 9 ]
Записи
[ редактировать ]Аудио
- 1946, Aleksandr Orlov (conductor), USSR Radio Symphony Orchestra and Chorus, Dmitriy Tarkhov (Don Juan), Georgiy Abramov (Leporello), Nina Aleksandriyskaya (Laura), Daniil Demyanov (Don Carlos), Gugo Tits, V. Nevskiy (Guests), Natalya Rozhdestvenskaya (Doña Anna), Konstantin Polyayev (Monk), Aleksey Korolyov (Commander)
- 1959, Boris Khaikin (conductor), Moscow Radio Opera and Symphony Orchestra and Chorus, Alexei Maslennikov (Don Juan), Georgi Pankov (Leporello), Irina Arkhipova (Laura), Vladimir Zakharov (Don Carlos), Galina Vishnevskaya (Doña Anna), Alexei Korolev (Monk), Gennady Troitsky (Commander), Alexei Usmanov (First Guest), Andrei Blagov (Second Guest)
- 1977, Mark Ermler (conductor), Bolshoy Theatre Orchestra and Chorus, Vladimir Atlantov (Don Juan), Alexander Vedernikov (Leporello), Tamara Sinyavskaya (Laura), Vladimir Valaitis (Don Carlos), Vitaliy Vlasov, Vitaliy Nartov (Guests), Tamara Milashkina (Doña Anna), Lev Vernigora (Monk), Vladimir Filippov (Commander)
- 1995, Andrey Chistyakov (conductor), Bolshoy Theatre Orchestra and Chorus, Nikolay Vasiliyev (Don Juan), Vyacheslav Pochapsky (Leporello), Tatyana Yerastova (Laura), Nikolay Reshetnyak (Don Carlos), Marina Lapina (Doña Anna), Boris Bezhko (Monk), Nikolay Nizyenko (Commander)
Видео
- 1979, Mark Ermler (conductor), Bolshoy Theatre Orchestra and Chorus, Vladimir Atlantov (Don Juan), Tamara Milashkina (Doña Anna), Alexander Vedernikov (Leporello), Tamara Sinyavskaya (Laura), Vladimir Valaitis (Don Carlos), Vladimir Filippov (Monk, Commander), Andrey Sokolov, Pyotr Glubokiy (Guests)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Перейти обратно: а б The Stone Guest (ru: Опера Даргомыжского «Каменный гость»)
- ^ ru: Опера `Каменный гость`
- ^ Тим Пейдж (23 февраля 1986 г.). «Музыкальные ноты; запоздалый дебют «Каменного гостя»» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Тарускин 1981, с. 258.
- ^ ru: Александр Даргомыжский – «Каменный гость» Archived 2013-08-11 at archive.today
- ^ Сезар Кюи. Избранные статьи. Ленинград, 1952 год.
- ^ АН Серов. Избранные статьи. Москва, 1950-1957 гг.
- ^ М. П. Мусоргский. Сборник романсов и песен , Москва, 1960.
- ^ Victor Korchikov , "Do you want, I'll teach you to love the opera. About the music, and not only". The publishing house ЯТЬ. Moscow, 2007 / Russian: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Издательство ЯТЬ. Москва, 2007
Дальнейшее чтение
- Тарускин, Ричард (1998), « Каменный гость » в Стэнли Сэди (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Четыре, стр. 550–553. Лондон: Macmillan Publishers, Inc., 1998. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Тарускин, Ричард (1981), « Каменный гость и его потомство» в опере и драме в России, проповедуемые и практиковавшиеся в 1860-е годы . Рочестер, штат Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каменный гость : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Русское либретто в ZIP-файле для Word
- «Каменный гость» , английский перевод.