Jump to content

Невеста

Титульный лист к партитуре вклада Сезара Кюи в «Младу », изданной «в память моих дорогих товарищей А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова» (М. П. Беляев, Лейпциг, 1911).

«Млада» ( русский : Млада , имя главного героя) — проект, задуманный в 1870 году Степаном Гедеоновым (1816–1878), директором Императорских театров Санкт-Петербурга, первоначально задумывавшийся как балет Александра Серова с хореографией Мариус Петипа .

Проект был переработан в 1872 году как балет в четырёх действиях либретто Виктора Крылова на - . опера Состав партитуры был разделен между Сезаром Кюи , Модестом Мусоргским , Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным , включая интерполированную балетную музыку Людвига Минкуса . Проект так и не был завершен, и хотя большая часть партитуры была написана, ни одно исполнительское издание в настоящее время не используется. Однако печатная версия, преимущественно в фортепианно-вокальной партитуре, основанная на доступных на тот момент материалах, была опубликована в 2016 году издательством AR Editions под редакцией Альбрехта Гауба. [ 1 ]

Это произведение не следует путать с завершенной и иногда исполняемой оперой-балетом «Млада » (1890) Николая Римского-Корсакова, в которой используется то же либретто Виктора Крылова , но в остальном это другая композиция.

История состава

[ редактировать ]

«Млада» была задумана в 1870 году Степаном Гедеоновым, директором Императорских театров (1867–1875), как балет в постановке Мариуса Петипа на музыку Александра Серова . Сюжет «Млады» адаптирован с учетом нового времени и места из балета Филиппо Тальони под названием «Тень» ( французский : L'Ombre , русский : Тѣнь , Тень ), премьера которого состоялась в 1839 году в Санкт-Петербурге .

Однако Серов умер в 1871 году, не успев ничего написать для этого произведения. Гедеонов пересмотрел свою концепцию оперы-балета на либретто Виктора Крылова и в 1872 году предложил через Владимира Стасова совместную работу четырех участников «Могучей кучки» Сезара Кюи , Николая Римского-Корсакова , Модеста Мусоргского и Александра Бородина — которым предстояло написать музыку к исполняемым частям либретто и драматического действия. Людвиг Минкус , в то время первый императорский композитор балета Большого Каменного театра , должен был написать балетную музыку, которая будет вставляться в разные места.

Римский-Корсаков сообщает следующие подробности о происхождении произведения В своих воспоминаниях «Хроника моей музыкальной жизни» , 1909 г., :

«Гедеонов, тогдашний директор императорских театров, задумал поставить произведение, которое должно было бы соединить балет, оперу и зрелище. Для этой цели он написал программу спектакля в четырех действиях на тему, заимствованную из Приэльбские славяне и поручил В. А. Крылову разработать текст. «Млада » с ее смесью фантастики и повседневной реальности оказалась весьма благодарным предметом музыкальной обработки, — спросил Кюи. Бородин, Мусоргский и я сочиняли для него музыку, причем сочинять попутную балетную музыку должен был Минкус, официальный композитор Императорских театров, кто был инициатором этого заказа, я здесь не знаю. влияние Лукашевича, чиновника Совета директоров театров, начавшего при Гедеонове приходить к власти... Я также считаю, что связь произошла не без участия В. В. Стасова. что-то с этим делать. Нас вчетвером пригласили к Гедеонову для совместного обсуждения работы. Первый акт, как самый драматичный, был поручен самому драматичному композитору — Кюи; Акт 4, смесь драматического и поэтического, Бородину; Акты 2 и 3 были розданы между мной и Мусоргским. Некоторые части второго акта (народные хоры) были поручены мне; первая половина третьего акта (полет теней и появление Млады) была отведена мне; а Мусоргский взялся за вторую половину — появление Чернобог , для которого он хотел использовать свою «Ночь на Лысой горе» , до сих пор неиспользованную.

Мысль о Младе и несколько набросков, которые я сделал для нее, отвлекли меня от «Псковитянки» и работы над «Каменным гостем» . Кюи довольно быстро сочинил весь первый акт «Млады» . Бородин, несколько разочаровавшийся в написании «Князя Игоря» , теперь взял из него много подходящего материала, сочинил также кое-что из новой музыки и, таким образом, написал почти весь черновик четвертого действия. Мусоргский сочинил «Марш князей» на Русская тема (впоследствии опубликованная отдельно вместе с «Трио алла Турка»), а также некоторые другие части второго акта; он также внес соответствующие изменения в свою «Ночь на Голой горе» и адаптировал ее к появлению Чернобога в третьем акте «Млады» . С другой стороны, мои записи хора во 2-м акте и полета теней в 3-м акте были еще незакончены и из них ничего не получилось в силу некоторой туманности и неопределенности в задаче написания музыки к недостаточно проработанному сценарию. .

Замыслу Гедеонова не суждено было осуществиться. Вскоре он оставил пост директора Императорских театров и пропал из поля зрения. Дело Млады было предано забвению, и все мы обратились к оставленной для него работе; все, что мы сочинили для «Млады», позже нашло свое применение в других композициях». [ 2 ]

Русский оригинал

Хотя музыка по большей части была закончена, произведение так и не было поставлено. На сегодняшний день не существует опубликованного издания, в котором собраны оригинальные рукописи, содержащие всю дошедшую до нас музыку, написанную для « Млады» 1872 года.

  • Княгиня Войслава, дочь Мстивого.
  • Мстивой, принц ретро
  • Святохна, позже превратившаяся в богиню Морену.
  • Yaromir, Prince of Arkona , Voyslava's fiancé, formerly betrothed to Mlada
  • Русин
  • Лумир, чешский певец
  • Священник
  • Первосвященник
  • Чернобог
  • Невеста
  • Хор, немые роли, кордебалет: Девушки, люди, охотники, купцы, полябы, новгородцы, черти, ведьмы, карлики

Краткое содержание

[ редактировать ]
Время: 9-10 вв.
Место: Земля полабских славян , между побережьем Балтийского моря и рекой Эльбой .

Примечание . Некоторые элементы приведенного ниже сюжета являются предположительными из-за скудности документации проекта 1872 года и взяты из сюжетов балета Римского-Корсакова Минкуса (1879) и полной оперной постановки (1890).

Замок Мстивого, принца Ретры

Войслава убила Младу, невесту Яромира, чтобы забрать его себе. С помощью Морены, богини подземного мира, она пленила Яромира. Но он видит убийство во сне.

Равнина возле Ретры на берегу Долинского озера.

На празднике летнего солнцестояния люди танцуют, однако между Яромиром и Войславой вмешивается дух Млады.

Ночь. Ущелье на горе Триглав

Ночью Млада ведет Яромира на гору Триглав , где собираются мертвецы, перед шабашем ведьм , на котором Яромиру показано видение Клеопатры .

Возле храма Радегаста в Ретре

Яромиру в храме Радегаста духи показывают, что Войслава виновата. Она исповедует свой грех, и он убивает ее. Морена, с которой Войслава заключил договор, разрушает храм и город Ретру, но Яромир соединяется с Младой на небесах.

Последующее использование музыкальных материалов

[ редактировать ]

Большинство композиторов использовали музыку из проекта 1872 года в более поздних произведениях.

Который

Единственная расширенная непереработанная музыка из The Mighty Handful совместного альбома Mlada - это Act 1, написанная Кюи (за исключением вставленной танцевальной музыки, назначенной Минкусу). Хотя Кюи позаимствовал из него терцет для своей редакции « Кавказского пленника» в 1881–1882 годах, остальная часть акта не была использована для других произведений. В конце жизни (1911 г.) он отредактировал и опубликовал первый акт, посвятив его памяти Бородина, Мусоргского и Римского-Корсакова.

Мусоргский

Мусоргский написал четыре номера — два заимствованы из предыдущих произведений и два заново сочинены для «Млады» . Все они будут переработаны в последующих проектах:

  1. «Базарная сцена» ( рус . «Сцена торговли» , «Сцена торговли» ) во втором действии позже была адаптирована как «Ярмарка» в опере «Сорочинская ярмарка» (1880).
  2. « бой Кулачный » во втором действии заимствован из «Сцены в храме: Народный хор» из «Эдипа в Афинах » (1860), самого раннего сценического произведения Мусоргского. Композитор попытался переработать это произведение в «Саламбо» (1866) и планировал сделать это еще раз в «Сорочинской ярмарке» , сделав, таким образом, за четыре попытки его наиболее адаптированное произведение.
  3. «Марш князей и жрецов» ( по-русски : «Марш князей и жрецов» , «Марш князей и жрецов» ) во втором акте позже был адаптирован как «Взятие Карса» (1880), эпизодическое произведение для оркестра. Основная тема марша была взята из песни №2. 6 ( русский : «А как по лугу, лугу» , А как по лугу, лугу ) в Милия Балакирева ( Антологии русских народных песен 1866). Эта тема позже была использована Чайковским в качестве вступительной темы 4-й части его Серенады для струнных , соч. 48 (1880 г.). Марш Мусоргского соответствует великолепному «Шествию князей» Римского-Корсакова (известному в народе как «Шествие дворян») в его более поздней постановке «Млады» .
  4. Славленье Чёрнобога» , « « . Славление Чернобога » в 3-м действии было заимствовано из тональной поэмы «Ивановская ночь на Голой горе» (1867), а позже адаптировано как «Сонник крестьянина» Ладь на Сорочинской ярмарке (1880). Среди других изменений, в эту редакцию были добавлены вокальные солисты и хор к тому, что раньше было чисто оркестровой партитурой. Рукописная партитура «Прославления Чернобога» либо уже не сохранилась, либо использовалась повторно (с необходимыми изменениями) как партитура «Сна крестьянского парня».
Borodin

После смерти Бородина Римский-Корсаков отредактировал и опубликовал Финал четвертого акта как оркестровое концертное произведение.

Действовать Композитор Млада Сценарий 1872 года Заимствования и последующее использование материалов
Акт 1 Который • Войслава и Мстивой
• Voyslava and Svyatokhna
• Появление Яромира
• Yaromir's Dreams
• Яромир и вассалы
Позже опубликовано как «Млада: Первый акт» (1911).
Акт 2 Мусоргский Рыночная сцена Позже адаптирована как Ярмарочная сцена (в акте 1, сцена 1) в опере «Ярмарка в Сорочинцах» (1880). [ 4 ]
кулачный бой Заимствовано из «Сцены в храме: Народный хор» из «Эдипа в Афинах» (1860 г.). [ 5 ] Позже планировалось адаптировать в опере «Сорочинская ярмарка» (1880).
Люмир и чехи
Марш князей и священников Позже адаптированная «Взятие Карса» (1880). пьеса для оркестра [ 6 ] В средней части (трио) звучит «тема священников» Римского-Корсакова. [ 7 ] (названная им «мелодией языческой свадьбы») и использовалась в Анданте его струнного квартета фа мажор (1875). [ 8 ]
Римский-Корсаков • Гадание
• Народные танцы
• Kolo (Khorovod)
• В некоторых материалах Млады упоминается «Пение Панночки под арфами» (в акте 3, № 13) в «Майской ночи » (1879). [ 9 ]
• Коло адаптировано как «Хоровод Русалок» (Акт 3, № 13в) в «Майской ночи» . [ 10 ]
два элемента из эскизов к «Младе » (1881) были перенесены • В «Снегурочку », ставшие: мотивом Мизгиря «Ой, скажи мне, скажи мне, скажи только одно слово», и «гармонической основой мотива светлячка». [ 11 ]
Акт 3 • Полет теней
• Появление Млады
Мусоргский • Шабаш темных духов
• Явление царицы Клеопатры
• Yaromir Awakens
Некоторые темы были заимствованы из тональной поэмы «Ивановская ночь на Голой горе» (1867); [ 12 ] впоследствии адаптирован как «Сон крестьянского парня» (акт 1, сцена 2) в опере «Сорочинская ярмарка» (1880). [ 13 ]
Акт 4 Borodin Номера 1-4:
• Подношения Радегасту
• Яромир и священники
• Яромир и призраки
• Yaromir and Voyslava
Эти материалы позже были использованы в «Князе Игоре» (1887): [ 14 ]
• Вступительный припев (в Прологе)
• Ариозо Ярославны и ария Игоря (в 1 и 2 актах)
• Затмение (в Прологе)
• Трио (в акте 3)
Номера 5-7:
• Гнев Морены
• Шторм и наводнение, Разрушение Храма
• Mlada and Yaromir Re-United
Финал IV действия «Млады» (1892), концертная пьеса в редакции и оркестровке Римского-Корсакова. [ 15 ]
Номер 8:
Заключение
Материалы, позже использованные в «Князе Игоре» (1887): [ 16 ]
Заключительный хор
[ редактировать ]

Млада (1879), балет Людвига Минкуса

Чисто балетная адаптация сценария была позже реализована хореографом Мариусом Петипа и композитором Людвигом Минкусом, премьера состоялась 2 декабря 1879 года, через год после смерти Гедеонова, в Санкт-Петербургском Императорском Большом Камменском театре Императорским балетом . Возрождение балета в постановке Петипа было представлено 25 сентября 1896 года.

«Молодой» (1890), опера-балет Николая Римского-Корсакова.

В 1889–1890 годах Римский-Корсаков отряхнул либретто 1872 года и сочинил собственную полную постановку. Петербургская премьера состоялась в Мариинском театре 1 ноября 1892 года под управлением Эдуарда Направника .

Примечания

  1. ^ Кюи, Сезар (2016). Млада (1872): сцены из совместной оперы-балета . Миддлтон, Висконсин: ISBN AR Editions, Inc.  9780895798299 .
  2. ^ Римский-Корсаков (1923: стр. 110-112).
  3. ^ Источник: либретто, напечатанное в кабинете Гауба.
  4. ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 152, 159)
  5. ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 152-3)
  6. ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 153, 180)
  7. ^ Мусоргский (1939: Нападающий)
  8. Римский-Корсаков (1923: стр. 151, 216).
  9. Римский-Корсаков (1923: с. 222).
  10. Римский-Корсаков (1923: с. 222).
  11. Римский-Корсаков (1923: с. 239).
  12. ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 153)
  13. ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 153, 158)
  14. ^ Авраам, Ллойд-Джонс (1980: стр. 67, 69)
  15. Римский-Корсаков (1923: с. 300).
  16. ^ Авраам, Ллойд-Джонс (1980: стр. 67, 69)

Источники

  • Авраам, Джеральд. «Коллектив Млада » в книге «О русской музыке » : критические и исторические исследования опер Глинки, произведений Балакирева и т. д., с главами, посвященными сочинениям Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского, Глазунова и другим аспектам русской музыки. . Лондон: У. Ривз, 1939; рпт. Нью-Йорк: Книги для библиотек, 1980.
  • Абрахам, Г. и Ллойд-Джонс, Д., «Александр Бородин» в книге Брауна, Д. (редактор), The New Grove: Russian Masters 1 , Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1986.
  • Кальвокоресси, доктор медицины , Абрахам, Г., Мусоргский, Серия «Мастера-музыканты» , Лондон: JMDent & Sons, Ltd., 1974.
  • Cui, César . Млада : опера-балет, первый акт. [ Mlada : an opera-ballet, Act I]. Partition de piano. Leipzig: Belaieff , 1911.
  • Кюи, Цезарь и др. «Млада» (1872): сцены из совместной оперы-балета Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина; под редакцией Альбрехта Гауба. Партитура (xlviii, 482 страницы, 12 страниц листов). Миддлтон, Висконсин: AR Editions, Inc., 2016.
  • Гауб, Альбрехт. Коллективная балетная опера «Млада»: произведения Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Минкуса . Славянская музыкальная студия ; Том 12. Берлин: Кун, 1998. ISBN   3-928864-53-X
  • Gozenpud, A. A., Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков, и Ф.И. Шаляпин, 1890-1904 [ Russian Operatic Theater at the Boundary of the 19th and 20th Centuries, and F. I. Chaliapin, 1890-1904 ] (Ленинград: Музыка, Ленинградское отделение, 1974), p. 82.
  • Мусоргский, М. П., «Отрывки из неоконченной оперы Млада» в М. Мусоргском: Полное собрание сочинений , Ламм П. (редактор), Москва: Музгиз, 1939
  • Римский-Корсаков Н. А. , Хроника моей музыкальной жизни , перевод Иоффе Дж. А., 3-е американское изд., А. А. Кнопф, 1923, 1942
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7bc9b0a679b18c584db86666108c504__1715601000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/04/e7bc9b0a679b18c584db86666108c504.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mlada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)