Невеста

«Млада» ( русский : Млада , имя главного героя) — проект, задуманный в 1870 году Степаном Гедеоновым (1816–1878), директором Императорских театров Санкт-Петербурга, первоначально задумывавшийся как балет Александра Серова с хореографией Мариус Петипа .
Проект был переработан в 1872 году как балет в четырёх действиях либретто Виктора Крылова опера Состав партитуры был разделен между Сезаром Кюи , Модестом Мусоргским , Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным , включая интерполированную балетную музыку Людвига Минкуса . Проект так и не был завершен, и хотя большая часть партитуры была написана, ни одно исполнительское издание в настоящее время не используется. Однако печатная версия, преимущественно в фортепианно-вокальной партитуре, основанная на доступных на тот момент материалах, была опубликована в 2016 году издательством AR Editions под редакцией Альбрехта Гауба. [ 1 ]
Это произведение не следует путать с завершенной и иногда исполняемой оперой-балетом «Млада » (1890) Николая Римского-Корсакова, в которой используется то же либретто Виктора Крылова , но в остальном это другая композиция.
История состава
[ редактировать ]-
Stepan Gedeonov
(1816–1878) -
Vladimir Stasov
(1824–1906) -
Людвиг Минкус
(1826–1917) -
Viktor Krïlov
(1838–1908)
«Млада» была задумана в 1870 году Степаном Гедеоновым, директором Императорских театров (1867–1875), как балет в постановке Мариуса Петипа на музыку Александра Серова . Сюжет «Млады» адаптирован с учетом нового времени и места из балета Филиппо Тальони под названием «Тень» ( французский : L'Ombre , русский : Тѣнь , Тень ), премьера которого состоялась в 1839 году в Санкт-Петербурге .
Однако Серов умер в 1871 году, не успев ничего написать для этого произведения. Гедеонов пересмотрел свою концепцию оперы-балета на либретто Виктора Крылова и в 1872 году предложил через Владимира Стасова совместную работу четырех участников «Могучей кучки» — Сезара Кюи , Николая Римского-Корсакова , Модеста Мусоргского и Александра Бородина — которым предстояло написать музыку к исполняемым частям либретто и драматического действия. Людвиг Минкус , в то время первый императорский композитор балета Большого Каменного театра , должен был написать балетную музыку, которая будет вставляться в разные места.
Римский-Корсаков сообщает следующие подробности о происхождении произведения В своих воспоминаниях «Хроника моей музыкальной жизни» , 1909 г., :
«Гедеонов, тогдашний директор императорских театров, задумал поставить произведение, которое должно было бы соединить балет, оперу и зрелище. Для этой цели он написал программу спектакля в четырех действиях на тему, заимствованную из Приэльбские славяне и поручил В. А. Крылову разработать текст. «Млада » с ее смесью фантастики и повседневной реальности оказалась весьма благодарным предметом музыкальной обработки, — спросил Кюи. Бородин, Мусоргский и я сочиняли для него музыку, причем сочинять попутную балетную музыку должен был Минкус, официальный композитор Императорских театров, кто был инициатором этого заказа, я здесь не знаю. влияние Лукашевича, чиновника Совета директоров театров, начавшего при Гедеонове приходить к власти... Я также считаю, что связь произошла не без участия В. В. Стасова. что-то с этим делать. Нас вчетвером пригласили к Гедеонову для совместного обсуждения работы. Первый акт, как самый драматичный, был поручен самому драматичному композитору — Кюи; Акт 4, смесь драматического и поэтического, Бородину; Акты 2 и 3 были розданы между мной и Мусоргским. Некоторые части второго акта (народные хоры) были поручены мне; первая половина третьего акта (полет теней и появление Млады) была отведена мне; а Мусоргский взялся за вторую половину — появление Чернобог , для которого он хотел использовать свою «Ночь на Лысой горе» , до сих пор неиспользованную.
Мысль о Младе и несколько набросков, которые я сделал для нее, отвлекли меня от «Псковитянки» и работы над «Каменным гостем» . Кюи довольно быстро сочинил весь первый акт «Млады» . Бородин, несколько разочаровавшийся в написании «Князя Игоря» , теперь взял из него много подходящего материала, сочинил также кое-что из новой музыки и, таким образом, написал почти весь черновик четвертого действия. Мусоргский сочинил «Марш князей» на Русская тема (впоследствии опубликованная отдельно вместе с «Трио алла Турка»), а также некоторые другие части второго акта; он также внес соответствующие изменения в свою «Ночь на Голой горе» и адаптировал ее к появлению Чернобога в третьем акте «Млады» . С другой стороны, мои записи хора во 2-м акте и полета теней в 3-м акте были еще незакончены и из них ничего не получилось в силу некоторой туманности и неопределенности в задаче написания музыки к недостаточно проработанному сценарию. .
Замыслу Гедеонова не суждено было осуществиться. Вскоре он оставил пост директора Императорских театров и пропал из поля зрения. Дело Млады было предано забвению, и все мы обратились к оставленной для него работе; все, что мы сочинили для «Млады», позже нашло свое применение в других композициях». [ 2 ]
Русский оригинал
Хотя музыка по большей части была закончена, произведение так и не было поставлено. На сегодняшний день не существует опубликованного издания, в котором собраны оригинальные рукописи, содержащие всю дошедшую до нас музыку, написанную для « Млады» 1872 года.
Роли [ 3 ]
[ редактировать ]- Княгиня Войслава, дочь Мстивого.
- Мстивой, принц ретро
- Святохна, позже превратившаяся в богиню Морену.
- Yaromir, Prince of Arkona , Voyslava's fiancé, formerly betrothed to Mlada
- Русин
- Лумир, чешский певец
- Священник
- Первосвященник
- Чернобог
- Невеста
- Хор, немые роли, кордебалет: Девушки, люди, охотники, купцы, полябы, новгородцы, черти, ведьмы, карлики
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: 9-10 вв.
- Место: Земля полабских славян , между побережьем Балтийского моря и рекой Эльбой .
Примечание . Некоторые элементы приведенного ниже сюжета являются предположительными из-за скудности документации проекта 1872 года и взяты из сюжетов балета Римского-Корсакова Минкуса (1879) и полной оперной постановки (1890).
Акт 1
[ редактировать ]Замок Мстивого, принца Ретры
Войслава убила Младу, невесту Яромира, чтобы забрать его себе. С помощью Морены, богини подземного мира, она пленила Яромира. Но он видит убийство во сне.
Акт 2
[ редактировать ]Равнина возле Ретры на берегу Долинского озера.
На празднике летнего солнцестояния люди танцуют, однако между Яромиром и Войславой вмешивается дух Млады.
Акт 3
[ редактировать ]Ночь. Ущелье на горе Триглав
Ночью Млада ведет Яромира на гору Триглав , где собираются мертвецы, перед шабашем ведьм , на котором Яромиру показано видение Клеопатры .
Акт 4
[ редактировать ]Возле храма Радегаста в Ретре
Яромиру в храме Радегаста духи показывают, что Войслава виновата. Она исповедует свой грех, и он убивает ее. Морена, с которой Войслава заключил договор, разрушает храм и город Ретру, но Яромир соединяется с Младой на небесах.
Последующее использование музыкальных материалов
[ редактировать ]-
Aleksandr Borodin
(1833-1887) -
Сезар Кюи
(1835–1918) -
Модест Мусоргский
(1839–1881) -
Николай Римский-Корсаков
(1844–1908)
Большинство композиторов использовали музыку из проекта 1872 года в более поздних произведениях.
- Который
Единственная расширенная непереработанная музыка из The Mighty Handful совместного альбома Mlada - это Act 1, написанная Кюи (за исключением вставленной танцевальной музыки, назначенной Минкусу). Хотя Кюи позаимствовал из него терцет для своей редакции « Кавказского пленника» в 1881–1882 годах, остальная часть акта не была использована для других произведений. В конце жизни (1911 г.) он отредактировал и опубликовал первый акт, посвятив его памяти Бородина, Мусоргского и Римского-Корсакова.
- Мусоргский
Мусоргский написал четыре номера — два заимствованы из предыдущих произведений и два заново сочинены для «Млады» . Все они будут переработаны в последующих проектах:
- «Базарная сцена» ( рус . «Сцена торговли» , «Сцена торговли» ) во втором действии позже была адаптирована как «Ярмарка» в опере «Сорочинская ярмарка» (1880).
- « бой Кулачный » во втором действии заимствован из «Сцены в храме: Народный хор» из «Эдипа в Афинах » (1860), самого раннего сценического произведения Мусоргского. Композитор попытался переработать это произведение в «Саламбо» (1866) и планировал сделать это еще раз в «Сорочинской ярмарке» , сделав, таким образом, за четыре попытки его наиболее адаптированное произведение.
- «Марш князей и жрецов» ( по-русски : «Марш князей и жрецов» , «Марш князей и жрецов» ) во втором акте позже был адаптирован как «Взятие Карса» (1880), эпизодическое произведение для оркестра. Основная тема марша была взята из песни №2. 6 ( русский : «А как по лугу, лугу» , А как по лугу, лугу ) в Милия Балакирева ( Антологии русских народных песен 1866). Эта тема позже была использована Чайковским в качестве вступительной темы 4-й части его Серенады для струнных , соч. 48 (1880 г.). Марш Мусоргского соответствует великолепному «Шествию князей» Римского-Корсакова (известному в народе как «Шествие дворян») в его более поздней постановке «Млады» .
- Славленье Чёрнобога» , « « . Славление Чернобога » в 3-м действии было заимствовано из тональной поэмы «Ивановская ночь на Голой горе» (1867), а позже адаптировано как «Сонник крестьянина» Ладь на Сорочинской ярмарке (1880). Среди других изменений, в эту редакцию были добавлены вокальные солисты и хор к тому, что раньше было чисто оркестровой партитурой. Рукописная партитура «Прославления Чернобога» либо уже не сохранилась, либо использовалась повторно (с необходимыми изменениями) как партитура «Сна крестьянского парня».
- Borodin
После смерти Бородина Римский-Корсаков отредактировал и опубликовал Финал четвертого акта как оркестровое концертное произведение.
Действовать | Композитор | Млада Сценарий 1872 года | Заимствования и последующее использование материалов |
---|---|---|---|
Акт 1 | Который | • Войслава и Мстивой • Voyslava and Svyatokhna • Появление Яромира • Yaromir's Dreams • Яромир и вассалы |
Позже опубликовано как «Млада: Первый акт» (1911). |
Акт 2 | Мусоргский | Рыночная сцена | Позже адаптирована как Ярмарочная сцена (в акте 1, сцена 1) в опере «Ярмарка в Сорочинцах» (1880). [ 4 ] |
кулачный бой | Заимствовано из «Сцены в храме: Народный хор» из «Эдипа в Афинах» (1860 г.). [ 5 ] Позже планировалось адаптировать в опере «Сорочинская ярмарка» (1880). | ||
Люмир и чехи | —
| ||
Марш князей и священников | Позже адаптированная «Взятие Карса» (1880). пьеса для оркестра [ 6 ] В средней части (трио) звучит «тема священников» Римского-Корсакова. [ 7 ] (названная им «мелодией языческой свадьбы») и использовалась в Анданте его струнного квартета фа мажор (1875). [ 8 ] | ||
Римский-Корсаков | • Гадание • Народные танцы • Kolo (Khorovod) |
• В некоторых материалах Млады упоминается «Пение Панночки под арфами» (в акте 3, № 13) в «Майской ночи » (1879). [ 9 ] • Коло адаптировано как «Хоровод Русалок» (Акт 3, № 13в) в «Майской ночи» . [ 10 ] два элемента из эскизов к «Младе » (1881) были перенесены • В «Снегурочку », ставшие: мотивом Мизгиря «Ой, скажи мне, скажи мне, скажи только одно слово», и «гармонической основой мотива светлячка». [ 11 ] | |
Акт 3 | • Полет теней • Появление Млады | ||
Мусоргский | • Шабаш темных духов • Явление царицы Клеопатры • Yaromir Awakens |
Некоторые темы были заимствованы из тональной поэмы «Ивановская ночь на Голой горе» (1867); [ 12 ] впоследствии адаптирован как «Сон крестьянского парня» (акт 1, сцена 2) в опере «Сорочинская ярмарка» (1880). [ 13 ] | |
Акт 4 | Borodin | Номера 1-4: • Подношения Радегасту • Яромир и священники • Яромир и призраки • Yaromir and Voyslava |
Эти материалы позже были использованы в «Князе Игоре» (1887): [ 14 ] • Вступительный припев (в Прологе) • Ариозо Ярославны и ария Игоря (в 1 и 2 актах) • Затмение (в Прологе) • Трио (в акте 3) |
Номера 5-7: • Гнев Морены • Шторм и наводнение, Разрушение Храма • Mlada and Yaromir Re-United |
Финал IV действия «Млады» (1892), концертная пьеса в редакции и оркестровке Римского-Корсакова. [ 15 ] | ||
Номер 8: Заключение |
Материалы, позже использованные в «Князе Игоре» (1887): [ 16 ] Заключительный хор |
Связанные работы
[ редактировать ]Млада (1879), балет Людвига Минкуса
Чисто балетная адаптация сценария была позже реализована хореографом Мариусом Петипа и композитором Людвигом Минкусом, премьера состоялась 2 декабря 1879 года, через год после смерти Гедеонова, в Санкт-Петербургском Императорском Большом Камменском театре Императорским балетом . Возрождение балета в постановке Петипа было представлено 25 сентября 1896 года.
«Молодой» (1890), опера-балет Николая Римского-Корсакова.
В 1889–1890 годах Римский-Корсаков отряхнул либретто 1872 года и сочинил собственную полную постановку. Петербургская премьера состоялась в Мариинском театре 1 ноября 1892 года под управлением Эдуарда Направника .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Кюи, Сезар (2016). Млада (1872): сцены из совместной оперы-балета . Миддлтон, Висконсин: ISBN AR Editions, Inc. 9780895798299 .
- ^ Римский-Корсаков (1923: стр. 110-112).
- ^ Источник: либретто, напечатанное в кабинете Гауба.
- ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 152, 159)
- ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 152-3)
- ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 153, 180)
- ^ Мусоргский (1939: Нападающий)
- ↑ Римский-Корсаков (1923: стр. 151, 216).
- ↑ Римский-Корсаков (1923: с. 222).
- ↑ Римский-Корсаков (1923: с. 222).
- ↑ Римский-Корсаков (1923: с. 239).
- ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 153)
- ^ Кальвокоресси, Авраам (1974: стр. 153, 158)
- ^ Авраам, Ллойд-Джонс (1980: стр. 67, 69)
- ↑ Римский-Корсаков (1923: с. 300).
- ^ Авраам, Ллойд-Джонс (1980: стр. 67, 69)
Источники
- Авраам, Джеральд. «Коллектив Млада » в книге «О русской музыке » : критические и исторические исследования опер Глинки, произведений Балакирева и т. д., с главами, посвященными сочинениям Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского, Глазунова и другим аспектам русской музыки. . Лондон: У. Ривз, 1939; рпт. Нью-Йорк: Книги для библиотек, 1980.
- Абрахам, Г. и Ллойд-Джонс, Д., «Александр Бородин» в книге Брауна, Д. (редактор), The New Grove: Russian Masters 1 , Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1986.
- Кальвокоресси, доктор медицины , Абрахам, Г., Мусоргский, Серия «Мастера-музыканты» , Лондон: JMDent & Sons, Ltd., 1974.
- Cui, César . Млада : опера-балет, первый акт. [ Mlada : an opera-ballet, Act I]. Partition de piano. Leipzig: Belaieff , 1911.
- Кюи, Цезарь и др. «Млада» (1872): сцены из совместной оперы-балета Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина; под редакцией Альбрехта Гауба. Партитура (xlviii, 482 страницы, 12 страниц листов). Миддлтон, Висконсин: AR Editions, Inc., 2016.
- Гауб, Альбрехт. Коллективная балетная опера «Млада»: произведения Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Минкуса . Славянская музыкальная студия ; Том 12. Берлин: Кун, 1998. ISBN 3-928864-53-X
- Gozenpud, A. A., Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков, и Ф.И. Шаляпин, 1890-1904 [ Russian Operatic Theater at the Boundary of the 19th and 20th Centuries, and F. I. Chaliapin, 1890-1904 ] (Ленинград: Музыка, Ленинградское отделение, 1974), p. 82.
- Мусоргский, М. П., «Отрывки из неоконченной оперы Млада» в М. Мусоргском: Полное собрание сочинений , Ламм П. (редактор), Москва: Музгиз, 1939
- Римский-Корсаков Н. А. , Хроника моей музыкальной жизни , перевод Иоффе Дж. А., 3-е американское изд., А. А. Кнопф, 1923, 1942
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Млада : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур