Mitrofan Belyayev
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2009 г. ) |

Митрофан Петрович Беляев ( русский : Митрофа́н Петро́вич Беля́ев ; старый стиль , 22.10.10.1836, Санкт-Петербург — 22 декабря 1903/4 января 1904) — русский нотный издатель, выдающийся меценат , владелец крупного лесопромышленного предприятия в России. . Он также был основателем Беляевского кружка — общества музыкантов в России, членами которого были Николай Римский-Корсаков , Александр Глазунов и Анатолий Лядов . Его фамилия часто транслитерируется как Белаев или Белаев . В 1886 году русский художник Илья Репин написал портрет Беляева.
Биография
[ редактировать ]Беляев был сыном богатого русского торговца лесом и крупного землевладельца. Вначале он зарекомендовал себя как успешный покупатель в компании своего отца, чью линию он возглавил через 30 лет. Однако его страстью, поначалу частной, была музыка.
Беляев учился и играл на скрипке, альте и фортепиано в школе и много лет играл на альте в струнном квартете. Позже он стал членом кружка друзей в Санкт-Петербурге камерных музыкантов и вместе с лидерами того времени - Анатолием Лядовым и Александром Бородиным - предпринял поездки по России и за границу, чтобы узнать больше музыки, в том числе в Байройт . Беляев выучил несколько иностранных языков, в том числе немецкий.

Важным событием для будущего Беляева и его важной роли как руководителя русской музыкальной жизни стала его встреча в 1882 году с талантливейшим, едва семнадцатилетним Александром Глазуновым , чья Первая симфония состоялась в то время. Растущая приверженность Беляева продвижению русских композиторов привела к постепенному отказу от его деятельности в качестве торговца древесиной. В 1884 году он стал учредителем « Премии Глинки », которая присуждалась ежегодно. В первые годы в число победителей входили Бородин, Балакирев , Чайковский , Римский-Корсаков , Сезар Кюи и Лядов.
издательство «М. П. Беляев» В 1885 году Беляев создал в Лейпциге для обеспечения международного авторского права на русских композиторов; до этого международное авторское право не распространялось на музыку, изданную в России. Со временем он опубликовал более 2000 сочинений русских композиторов, первым из которых стала « Увертюра Глазунова на греческие темы» . Публикуемые там произведения редактировались на высоком уровне, а авторы получали более высокие гонорары, чем обычно, и сохраняли полный контроль над правами на исполнение. Таким образом, Беляев внес важный вклад в пропаганду и распространение русской музыки. Сначала Беляев отобрал произведения для постановки; позже он совещался с жюри, в которое входили Римский-Корсаков, Лядов и Глазунов. В программу издательства были приняты композиторы не только из Петербурга, но и довольно «западные» московские композиторы, такие как Сергей Танеев и Александр Скрябин . После Октябрьской революции фирма продолжала свою деятельность в Лейпциге до Второй мировой войны. , когда он переехал в Бонн . Позже компания переехала во Франкфурт-на-Майне, где в 1971 году CF Peters ее управление взял на себя .
В 1885 году Беляев привез в Петербург « Русские симфонические концерты », а с 1891 года в его доме проводились еженедельные «квартетные пятницы» («Les Vendredis»). Композиторы, продвигаемые Беляевым, несколько раз писали музыкальные произведения как в его честь, так и в поддержку этих событий. Например, в 1886 году, к его 50-летию, Римский-Корсаков, Бородин, Лядов и Глазунов совместно создали струнный квартет на нотах БАФ (Бе-ла-эф), [ 1 ] в 1895 году Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков сочинили три части «Jour de fête» или «Именинный квартет», [ 2 ] а в 1899 году 10 участников группы совместно сочинили «Вариации на русскую тему соль мажор», [ 3 ] а еще один сборник из 16 частей 11 участников группы был опубликован под названием группы Les Vendredis. [ 4 ] Еще одним их совместным проектом стал комплекс вариаций на русскую тему для фортепиано с оркестром, в который помимо отдельных частей внесли Александр Копылов , Николай Соколов и другие члены кружка. (Подробнее см. Классическая музыка, написанная в соавторстве известный российский музыковед Александр Оссовский .) Тесные связи с Беляевским кружком поддерживал .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шибли, Зигфрид: Александр Скрябин и его музыка. Пайпер, Мюнхен/Цюрих, 1983 г. ISBN 3-492-02759-8 .
- Дэвис, Ричард Битти: Красота Беляева. Издательство GClef, Лондон, 2008 г. ISBN 978-1-905912-14-8 .
- Мэйс, Фрэнсис, пер. Арнольд Дж. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра. Калифорнийский университет Press, Беркли, Лос-Анджелес и Лондон, 2002 г. ISBN 0-520-21815-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Струнный квартет на тему «Б-ля-ф» » . ИМЛП .
- ^ «Праздничный день» . ИМЛП .
- ^ «Вариации на русскую тему» . ИМЛП .
- ^ «Пятницы» . ИМЛП .
- Ньюмарч, Роза ; Норрис, Джеффри . Сэди, Стэнли (ред.). «Беляев, Митрофан Петрович», Словарь музыки и музыкантов New Grove , 20 тт. Лондон: Макмиллан, (1980). ISBN 0-333-23111-2 .
- Дэвис, Ричард Битти. «Беляев Митрофан Петрович». Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е издание), 27 томов. Лондон: Макмиллан (2000). ISBN 978-0-19-517067-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]