Jump to content

Триглав (мифология)

Триглав
Бог
Триглав Марека Хапона, 2014 г.
Почитается в Поморская религия
Главный культовый центр Щецин
Артефакты Позолоченное и посеребренное седло.
Животные Черная лошадь
Область Померания

Триглав ( букв. «Трехглавый» [1] ) был главным богом померанских и , вероятно, некоторых полабских славян , почитаемый в Щецине , Волине и, вероятно, Бренне (ныне Бранденбург ). Его культ засвидетельствован в нескольких биографиях епископа Св. Оттона Бамбергского в годы, непосредственно предшествовавшие его подавлению в 1127 году.

Источники и история

[ редактировать ]

В латинских записях этот теоним отмечен как Triglau , Trigelaw , Trigelau , Triglou , Triglaff , Trigeloff . [2]

Информация о Триглаве поступает из трех источников, самым старым из которых является Житие святого Отто, епископа Бамбергского ( лат . Vita Prieflingensis ), написанное анонимным монахом из аббатства Прюфенинг , написанное в 1146 году. [3] второй источник — « Житие святого Отто, епископа Бамбергского» 1151 года монаха Эбо [ де ] , третий — «Диалог о жизни святого Отто Бамбергского» монаха Герборда [ де ] , написанный около 1158—1159 годов. [а] [3] [5] Эти источники представляют собой биографии святого Оттона Бамбергского и описывают его миссию христианизации среди балтийских славян. [6]

Первая миссия

[ редактировать ]

Оттон, получив разрешение от папы Каллиста II , отправляется в Померанию для христианизации . [7] Епископ впервые приезжает в Волин (по сообщению Анонима от 4 августа, [8] по сообщению Эбо от 13 августа, [9] 1124). Аноним описывает местный культ « копья Юлия Цезаря ». [10] Однако волинианцы отказываются принять новую религию и вынуждают Отто покинуть город; он едет в Щецин . [11] Херборд сообщает, что Оттон, периодически скрывавшийся в городе, начал христианизацию 1 ноября, получив гарантии безопасности от Болеслава III . [12] Анонимный монах кратко знакомит с культом Триглава и разрушением его храма и статуи: в городе должны были находиться недалеко друг от друга два богато украшенных храма ( лат . continas ), в которых размещались изображения богов, где бог Триглаву поклонялись. позолоченное и посеребренное седло В одном из храмов хранилось принадлежащее богу , а также хорошо сложенная лошадь, которую использовали во время пророчеств: на земле раскладывали несколько копий и водили лошадь между ними – если лошадь , управляемый богом, не касался ногой ни одного копья, это означало удачу и хорошее предсказание предстоящей битвы или путешествия. В конце концов, по приказу Отто храмы были разрушены, а подношения розданы жителям. Епископ в одиночку разрушил деревянную статую Триглава, взяв со статуи лишь три посеребренные деревянные головы, которые он отправил папе в качестве доказательства того, что жители были крещены. [13] По данным Герборда, в Щецине было четыре храма, в том числе один, богато украшенный изображениями людей и животных, посвященный Триглаву. золотые и серебряные « кратеры Богу посвящались », бычьи рога, украшенные драгоценными камнями, из которых пили или использовали в качестве инструментов, а также мечи, ножи и мебель. Лошадь, используемая во время гадания, была черной масти . [14]

Затем Эбо описывает, как жрецы Волина увезли золотую статую Триглава, чтобы спасти ее от разрушения: [15]

А когда благочестивый Оттон разрушил храмы и изображения идолов, языческие жрецы украли золотой образ Триглава, которому они поклонялись как самому главному, вывезли его из провинции и передали на хранение вдове, жившей на скромной ферме, где не было опасности, что кто-нибудь придет его искать. Когда ей принесли этот дар, она ухаживала за ним, как за зеницей ока, и охраняла этого языческого идола следующим образом: проделав отверстие в стволе большого дерева, поместила изображение Триглава. там, завернутый в одеяло, и никому не разрешалось его видеть, а тем более трогать; в сундуке оставалось лишь небольшое отверстие, через которое можно было вставить жертву, и никто не входил в этот дом, кроме как для совершения ритуалов языческих жертвоприношений [...] И таким образом Германн купил себе шапку и тунику в славянским стилем и, после многих опасностей на трудной дороге, когда он достиг дома этой вдовы, заявил, что ему уже давно не удалось вырваться из бурной пасти моря благодаря призыванию своего бога Триглава, и что он поэтому желал принести ему жертву, обещанную во спасение его и чтобы он прибыл туда, ведомый им, следуя чудесному повелению, через неизвестные участки дороги. И она говорит: «Если вы посланы им, то у меня есть здесь жертвенник, в котором находится наш бог, заключенный в отверстие, сделанное в дубе. Вы можете не видеть его и не прикасаться к нему, а скорее, падая ниц перед стволом, обратите внимание с разумного расстояния на маленькое отверстие, куда вы должны положить жертву, которую хотите принести. А после подношения, как только отверстие благоговейно закроется, иди и, если тебе дорога жизнь, никому не рассказывай об этом разговоре». Он радостно вошел на то место и бросил в яму серебряную драхму, чтобы по звуку металла показалось, что он принес жертву. Но бросив, он забрал брошенное обратно и в знак уважения к Триглаву принес ему в жертву унижение, а именно большой кусок слюны. После этого он внимательно посмотрел, есть ли какая-либо возможность выполнить миссию, для которой его туда послали, и понял, что изображение Триглава было помещено в сундук так тщательно и прочно, что его нельзя было ни вынуть, ни даже переехал. При этом, охваченный немалой печалью, он с тревогой спрашивал себя, что ему делать, говоря себе: «Горе! Зачем я так безрезультатно проделал такое долгое путешествие по морю! Что мне сказать моему господину, и кто поверит, что я был здесь, если я вернусь с пустыми руками?» И, оглянувшись вокруг себя, он увидел висевшее неподалеку на стене седло Триглава: оно было чрезвычайно старое и теперь ни к чему не годилось, и, тотчас же бросившись к нему, он срывает со стены злополучный трофей, прячет его и, уходя ранним вечером, он спешит на встречу со своим господином и его людьми, рассказывает им, что он сделал, и показывает седло Триглава в доказательство своей верности. Таким образом, апостол Поморян, посовещавшись со своими товарищами, пришел к выводу, что им следует воздержаться от своего предприятия, если только не окажется, что ими движет не ревность к справедливости, а жажда золота. Вызвав и собрав племенных вождей и старейшин, они потребовали посредством торжественной клятвы отказаться от своего культа Триглаву и чтобы, как только изображение будет разбито, все его золото было использовано для выкупа пленников. [16]

- Эбо, Житие святого Отто, епископа Бамбергского.

Тогда Оттон потребовал от жителей отказаться от культа Триглава. Тогда Отто основал две волинские церкви: одну в городе, посвященную святым Адальберту и святому Вацлаву , а другую за городом, большую и красивую, — святого Петра . храм [б] 28 марта 1125 года Оттон возвращается в свою Бамбергскую архиепископию . [17]

Вторая миссия

[ редактировать ]

Вскоре после этого некоторые волинцы и штеттинцы вернулись к своей родной вере. [17] как описывает Эбон: в Волине жители, после сожжения идолов во время первой миссии христианизации, начали создавать новые статуи, украшенные золотом и серебром, и праздновали праздник божеств. За это христианский Бог должен был наказать их огнем с небес. [18] Далее он заявляет:

Штеттин, большой город, больше Воллина, имел в своей юрисдикции три холма; средний из них, который был и самым высоким, был посвящен Триглаву, самому главному богу язычников. У его статуи было три головы, а глаза и губы были покрыты золотой повязкой. Об идолах жрецы говорили, что их самый главный бог имел три головы, потому что он управлял тремя царствами, а именно небом, землей и адом, и что его лицо было закрыто повязкой, чтобы он мог игнорировать грехи людей, когда он не видел их и молчал. [19]

- Эбо, Житие святого Отто, епископа Бамбергского.

Однажды в городе произошла эпидемия, которую, по мнению жрецов, послали боги в качестве наказания за отказ от веры, и что им следует начать приносить жертвы богам, если они хотят выжить. С тех пор в Щецине вновь стали совершаться языческие обряды и жертвоприношения, а христианские храмы начали приходить в упадок. [18]

В апреле 1127 года Отто возвращается в Померанию, чтобы продолжить свою миссию христианизации. [19] В мае и июне он проводит христианизацию в Вольгасте и Гюцкове . [20] и 31 июля он возвращается в Щецин. [21] Далее Эбон и Херборд сообщают, что языческие культовые сооружения были разрушены, а христианизация продолжалась. [22]

Другие потенциальные источники

[ редактировать ]

Возможно, о культе Триглава упоминал писатель XIII века Генрих Антверпенский [ де ] , хорошо осведомленный о сражениях за Бренну в середине XII века, по мнению которого в крепость, но он не называет ее названия. [23] [24] [25] [26]

Некоторые авторы полагают, что Адама Бременского сведения о « Нептуне » [с] которому поклоняются в Волине, возможно, относится к Триглаву. [25]

Наследие

[ редактировать ]
Статуя Триглава на повороте к деревням Башевице и Тшиглув.

Ученые пытались найти какие-либо упоминания о Триглаве за пределами Полабии и Померании. [28] В этом контексте гора Триглав в Словении [29] [30] [31] и часто упоминается связанная с ним легенда: «первой появилась из воды высокая гора Триглав», [30] хотя Марко Сной , например, считал маловероятной связь горы с богом. [32] Александр Гейстор вслед за Иосипом Малом [ Викиданные ] приводит в пример Триглавский камень возле Птуя , имя которого упоминается в 1322 году. [д] [29]

есть деревня Тшиглув В Польше , но она находится в пределах щецинского культа. [29] На северо-западе Польши фольклористы собрали ряд местных легенд, согласно которым вывезенную из Волина статую Триглава предполагалось спрятать в деревне Грыфице , в Свентуйсьце на Волине , в Тихово под шатким валуном Трюглавом или в Езёро. Trzygłowskie [ pl ] («Тшигловское озеро»). [33]

В археологии

[ редактировать ]

Холм, на котором находился щецинский храм Триглава, скорее всего, идентичен Замковой горе . На вершине Холма должен был находиться круг, окруженный рвом, который изначально был священным кругом (8 в.), позже там был построен храм Триглава, а позже христианский храм. [34]

Бранденбургский курган Триглав расположен примерно в 0,5 км от расположенной на острове крепости. лошадь В крепости были обнаружены бронзовая , железо и декоративные предметы, в том числе множество керамических изделий, что указывает на ее важность и на то, что с ней мог быть связан обширный религиозный культ. [35]

Интерпретации

[ редактировать ]
Статуя Триглава в городском парке в Волине

Хтонический Бог

[ редактировать ]

По мнению Александра Гейштора , следует считать, что Триглав был племенным богом, отдельным от Перуна , на что указывают сведения Герборда о том, что в Щецине, помимо храмов, местом поклонения были дуб и родник, [и] которые являются атрибутами бога грома. [36] Гейстор признает, что Триглав был богом, близким хтоническому Велесу . По его мнению, в пользу такого толкования говорит тот факт, что Триглаву был принесен в жертву черный конь, а Световит , истолкованный им как полабская ипостась Перуна, был принесен в жертву белому коню. [37]

Анджей Шиевский также признает Триглава хтоническим богом. [26] Он приводит мнения некоторых исследователей о том, что имена Волос ( Велес ), Вологост , Волынь и Волин родственны друг другу, а также сведения Герборда о том, что « Плутону » — греческому богу смерти — поклонялись в Волине. [38]

Изображение Триглава на витраже дворца в Тшиглуве.

По мнению Иржи Дынды, Триглав, возможно, был трехглавым богом, объединившим трех богов, ответственных за Землю, Небо и Подземный мир. При этом он ссылается на проход « Нептуна ». [с] которому поклоняются в Волине, и связывает это со словенскими традициями, касающимися горы Триглав, трехъярусного идола из Збруха , священного волинского копья, прикрепленного к шесту, и дуба с источником, который, [и] согласно Динде, это соответствует норвежскому Иггдрасилю и колодцам под ним, а также сокрытию статуи бога в дереве, все из которых, как говорят, связаны с Осью мира . Дында предлагает следующие интерпретации: [31]

  1. Связь с Небесами: Триглав закрывает рот и глаза, чтобы «не видеть и не слышать грехи человеческие». В индоевропейской мифологии у «тёмных» богов есть проблема со зрением: Один , Велниас , Варуна , Луг . Однако повязку на глазах Триглава можно связать с Солнцем в контексте «парадоксального увечья» – принципа, касающегося некоторых индоевропейских божеств, предложенного Жоржем Дюмезилем – греческого бога Солнца Гелиоса называют «[он], который все видит и все слышит»; Ведическая . Сурья называется «всевидящей» или «наблюдающей за людьми»
  2. Связь с Землей: описание сложного путешествия в поисках статуи бога и его «правления тремя королевствами». Это может соответствовать Гермесу , богу дорог и троп, которого иногда называют «трехобразным» или «трехглавым», и трехглавой Гекате , которая является защитницей перекрестков и которой был дан кусок море, земля и небо, чтобы править в равной степени от Зевса .
  3. Связь с Подземным миром: сравнение Триглава с Нептуном. Предполагается, что это соответствует индоевропейским верованиям в то, что загробная жизнь находится за пределами моря; в славянском контексте это может соответствовать чешскому тексту, в котором мужчина желает, чтобы его злобная мертвая жена превратилась в гуся и «улетела куда-то за море к Велесу», при этом Велес обычно интерпретируется как бог смерти.

Предполагаемое влияние христианства

[ редактировать ]
Лицо Трифрона

По мнению Генрика Лоумянского , Триглав зародился в христианстве — в средние века Святая Троица изображалась с тремя ликами, что позже было перенято язычниками в виде трёхглавого божества. Однако с этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку изображение Святой Троицы с тремя лицами засвидетельствовано только с XIV века, а официальное осуждение Папой Римским — с 1628 года. Само изображение Святой Троицы с тремя лицами может быть языческим. происхождение ( Балканы ). [28]

По мнению Станислава Росика , христианство, возможно, повлияло на развитие культа Триглава на этапе его упадка. Значение, возможно, заключалось в том, что для славян христианский Бог был «немецким богом», связанным с другой этнической группой, но известным по соседским контактам и более позднему сосуществованию культа Иисуса и Триглава (так называемое «двоеверие»). "). В понимании язычников они связывали силу божества с военно-политической силой рассматриваемого племени, поэтому померанцы считались с новым божеством, а монолатное (или генотеистическое ) поклонение Триглаву, возможно, способствовало его идентификации с Иисусом. на основе интерпретации Славицы . Такое выравнивание религиозности способствовало более позднему выделению отдельности Иисуса и Триглава в соответствии с христианским богословием и дальнейшей демонизации Триглава после окончательной христианизации Померании, что, возможно, находит выход в Liber Santi Jacobi XV века , где Триглав упоминается как «враг человечества» и «бог или, скорее, дьявол». [39]

В культуре

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Исследователи не полностью согласны с датировкой источников - некоторые полагают, что источник Херборда старше, чем источник Эбона; некоторые полагают, что анонимный источник самый молодой. [4]
  2. ^ Возможно, на месте более раннего языческого храма. [17]
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Там можно увидеть Нептун тройственной природы: остров омывается тремя проливами, о которых говорят, что один имеет ярко-зеленый цвет, другой беловатый, а третий неистово бушует в постоянных бурях. [27]
  4. ^ Латынь : один двор возле Триглавского камня.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Там же рос большой, густолиственный каменный дуб с восхитительным фонтаном под ним, который простодушные люди считали священным благодаря присутствию некоего бога и относились к нему с большим почтением. После разрушения континаса, когда епископ пожелал срубить его, народ умолял его не делать этого, поскольку обещал, что никогда больше во имя религии не будет поклоняться ни этому дереву, ни этому месту, но только из-за его тень и приятность этого места, которые былиСами по себе они не были греховными, они желали скорее спасти его, чем быть спасенными посредством него.
Ссылки
  1. ^ Урбанчик 1991 , стр. 129.
  2. ^ Лучинский 2020 , стр. 176.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Урбанчик 1991 , стр. 97.
  4. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 113–114, 147.
  5. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 113, 132, 147.
  6. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 113–114, 132, 147.
  7. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 116–119.
  8. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 147.
  9. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 116.
  10. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 148.
  11. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 116–117, 149.
  12. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 133.
  13. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 149–151.
  14. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 137–138.
  15. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 117, 119.
  16. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 117-120.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Альварес-Педроса 2021 , с. 120–121.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 122–123.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 123.
  20. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 125, 127.
  21. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 129–130.
  22. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 129–131, 142–147.
  23. ^ Гейстор 2006 , с. 148.
  24. ^ Урбанчик 1991 , стр. 195.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Динда 2014 , с. 57, 59.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 121.
  27. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 83.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гейстор 2006 , с. 152.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гейстор 2006 , с. 152–153.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 70.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Динда 2014 .
  32. ^ Сной 2009 , стр. 439.
  33. ^ Кайковский и Щепаник 2013 , стр. 210.
  34. ^ Щепаник 2020 , стр. 310.
  35. ^ Щепаник 2020 , стр. 295.
  36. ^ Гейстор 2006 , с. 151.
  37. ^ Гейстор 2006 , с. 151, 125.
  38. ^ Шиевский 2003 , стр. 56–57.
  39. ^ Росик 2019 , с. 56–57.
  40. ^ Шиевский 2003 , стр. 100.
  41. ^ Джозеф Т. Шипли, Словарь происхождения слов . Издание: 2-е, Философская библиотека, Нью-Йорк, 1945, стр.354.
  42. ^ Лео Спитцер , «Тервагант» , Румыния 70.279 (1948): 39–408.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-0234-0 .
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN  83-7318-205-5 .
  • Урбанчик, Станислав (1991). Древние славяне. Вера и поклонение (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум.
  • Альварес-Педроса, Хуан Антонио (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-44138-5 .
  • Росик, Станислав (2019). «Культ Тшиглового в Щецине в 1220-х годах. Между монолатрией и «двоеверием» » . Славия Антиква . 60 (60): 95–106. дои : 10.14746/са.2019.60.5 . ISSN   2545-0212 .
  • Дында, Иржи (2014). «Трехглавый на распутье: сравнительное исследование славянского бога Триглава» . Славянская мифологическая студия . 17 : 57–82. дои : 10.3986/sms.v17i0.1495 . ISSN   1581-128Х .
  • Кайковски, Камил; Щепаник, Павел (2013). «Изобразительное искусство раннесредневековых померанцев» . Западнопоморские материалы . 9 : 207–247. ISSN   1581-128Х .
  • Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  83-01-00033-3 .
  • Сной, Марко (2009). Этимологический словарь словенских географических названий . Любляна: Модрижан. ISBN  978-9612413606 .
  • Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование . Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN  978-83-60777-83-1 .
  • Щепаник, Павел (2020). Мифическая реальность северо-западных славян и ее материальные представления . Торунь: Научное издательство Университета Николая Коперника . ISBN  978-83-231-4349-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca88e741bda6324672f9065e52c0bc95__1721333460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/95/ca88e741bda6324672f9065e52c0bc95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Triglav (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)