Jump to content

Девна

Девна
Богиня охоты, диких животных, лесов
Другие имена Зевана, Дзиванна
Оружие Лук и стрелы
Животные Борзые
Эквиваленты
Греческий эквивалент Артемида
Римский эквивалент Диана
Скандинавский эквивалент Повреждать

Девана ( польский : Dziewanna [d͡ʑɛˈvan.na] , лат . Dzewana ), Зевана ( польск . Ziewanna ), реже Зиевоня ( польск . Ziewonja, Zewonia ) — богиня дикой природы, лесов, охоты и луны, которой поклонялись западные славяне . В источниках она впервые упоминается в 15 веке Яном Длугошем , который сравнил ее с римской богиней Дианой . Dziewanna — это также польское название Verbascum , этимология слова неясна. После резкой критики со стороны Александра Брюкнера исследователи отвергли ее подлинность, но в настоящее время ее принимает все большее число исследователей. Иногда в народных обрядах она выступает вместе с Мораной .

Этимология

[ редактировать ]

Праславянское название Verbascum реконструируется как *divizna (ср. польское : dziwizna , [ 1 ] Чешский и словацкий : divizna , сербско-хорватский : дивѝзма , дивизма ), со вторичной формой как *divina (ср. польский : dziewanna , украинский : дивина́ , латинизированный : dyvyná ). Это слово имеет прабалто-славянское языке встречается происхождение и в литовском , например, как devynspė͂kė , devynjėgė . Единственным родственным словом , не принадлежащим к балто-славянской группе, может быть дакийское слово διέσεμα / diésema ( Dioscorides ), которое происходит от *diu̯es-eu̯smn («пылающее небо») и сравнивается с немецким Himmelbrand ( Verbascum ; «горящие небеса»), но точная этимология славянского слова неясна. Российский лингвист и этимолог Александр Аникин отмечает сходство между литовским словом Verbascum и литовским словом devynì «девять». [ 2 ]

Существует несколько интерпретаций имени Деваны. Наиболее очевидной этимологией являются такие слова, как dziewa , dziewka , «девушка, молодая женщина, дева» и dziewica , «девственница», слово, происходящее от dziewa . [ 3 ] [ 4 ] Эту этимологию подтверждает тот факт, что Диана (и Артемида – ее греческий эквивалент) обычно изображается в мифах девственницей и никогда не имела ни потомства, ни супруга.

Другое слово, от которого может произойти имя богини, может быть старопольское dziwy , «дикий». [ 5 ] [ 6 ]

Было также предложено объединить имя Деваны с протоиндоевропейским богом неба *Dyēus . [ 5 ] В славянском фольклоре присутствуют демоны с похожим именем, например, польское и чешское дзивожона , русский див , болгарское и хорватское самодива русалка , богинка , волшебное существо») и т. д. Предполагается, что женские демоны-дивы происходят от прото-дивов. Славянское слово *дива , и это слово является женской формой слова *дивъ («див (демон)»). *divъ получен из PIE . слово *Dyēus («бог неба») через промежуточное * deywós («небесный») и его ближайшее родственное слово - Dievs – бог неба в балтийской мифологии . *Диес у славян приобрел демонические характеристики в результате культурных контактов с иранскими народами , демонизировавшими иранского продолжателя *Диеса в результате зороастрийской реформы. [ 7 ] [ 5 ] [ 8 ] Аргументом в пользу такой этимологии является то, что Диана также этимологически происходит от *Dyēus . Аникин отмечает, что вербаскум иногда использовался для осветления волос, и сочетает это слово с PIE. корень *dei-u̯- или *dī- («сиять, быть ярким»), [ 2 ] от которого также происходит *Dyēus .

Суффикс -ана , -анна , встречающийся в именах многих богинь, может быть производным от ПИРОГА. Слово *ansu означает «господин, правитель, бог». [ 9 ] [ 8 ]

Источники

[ редактировать ]
Девана , Энди Пасиорек, 2015.

Первым источником, в котором упоминается Девана, является чешский Mater Verborum — латинский словарь, датируемый 13 веком. Текст словаря можно прочитать: «Diana, Latonae et Iouis ветвь» («Диана, дочь Юпитера и Латоны ») и чешский глосс : «Девана, Летуицина и Перунова dci» («Девана, дочь Летуны и Перуна»). "). [ 10 ] Однако Mater Verborum был обнаружен в 19 веке Вацлавом Ганкой , который, как было доказано, фальсифицировал тексты по чешской истории, что сделало этот источник ненадежным. [ 11 ] [ 12 ]

Основным источником о Деване являются Яна Длугоша » « Анналы :

А поскольку государство Лечитов было основано на территории, покрытой обширными лесами и рощами, которые, по мнению древних людей, были населены Дианой и что Диана претендовала на власть над ними, Церера, с другой стороны, считалась матерью и богиней урожаев, необходимых стране, [поэтому] эти две богини: Диана на их языке, называемая Дзиеванна, и Церера, называемая Марзанна, пользовались особым культом и преданностью. [ 13 ]

- Ян Длугош, Анналы или хроники знаменитого королевства Польского , 1455 г.

В другом месте он пишет, что, когда Мешко приказал топить идолы языческих богов, «это разрушение и потопление идолов до сих пор присутствует и возобновляется в некоторых польских деревнях, где носят на длинной палке изображения Деваны и Морены и бросить их в болота и утопить в Лаэтаре воскресенье ». [ 14 ] Однако сведения Длугоша о том, что обычай топить Смерть является наследием разрушения христианами славянских идолов, являются ложными, поскольку этот обычай уже осужден вкратце в Губернских статутах Длугоша , которые были написаны до «Анналов» (1420-е гг.). В Польских хрониках подобный обычай описан Марцином Бельским :

Еще на моей памяти было, как в Белое воскресенье топили идола, одного, одев сноп пеньки или соломы в человеческую одежду, которую показывали по всему селу, у ближайшего озера или лужи, сняв с него одежду, бросил его в воду, жалобно напевая: Смерть вьется у забора, будем искать беды; тогда они побежали бы домой из того места как можно скорее, кто бы ни упал тогда, было это пророчество, что он умрет в том году. Назвали этого идола Марзаной, я бы сказал, это бог Марс , Зиванна как Диана. [ 15 ]

- Марцин Бельский, Хроника Польши , 1597 г.

В Польше богиня упоминается и Мацеем Стрыйковским называли : «Диану, богиню охоты, сарматы на их языке Зиевоней или Деваной», « Христос , Ты просветил Мешко, который родился слепым, и Ты привел Польшу к своему крещение, Гром , Ладон , Морана, Погвизд , Зевана предались тебе». [ 16 ] Девана также упоминается Меховитой , Гуаньини , Кромером и священником Вуеком . [ 17 ]

Помимо Длугоша, эта богиня упоминается Оскаром Кольбергом в его работе о Лусице : «Дживица, богиня лесов и охоты, особенно у южных сербов . У этой красивой женщины с луком и стрелами есть борзые. Рассказывают также о ком-то, кто остался в лесу в полдень: Hladaj so, zo dživica k tebi ńepřindge. Они думают, что она охотится еще и при лунном свете. Дживи [означает здесь] дикий, а дживина [означает] дикое мясо». [ 6 ]

Девану также можно подтвердить топонимами , например, пик Девин на Павловских холмах [ cs ] , Девинска Нова Вес или Девин – славянское название Магдебурга. [ 18 ] [ а ] и другие.

Единственным потенциальным незападнославянским источником является «Проповедь святого Григория» , в которой фигура Дивы упоминается наряду с другими богами, такими как Макошь и Перун. Дива перешла из древнерусского в чешское и считалась Йозефом Юнгманом еще одним именем богини Лады . [ 18 ]

Фольклор

[ редактировать ]
Дзиеванна , Марек Хапон, 2017.

Девана, если не считать упомянутых выше источников, непосредственно в фольклоре не фигурирует, но на нее могут указывать некоторые легенды. Девана может быть обозначена легендой о Лысой Горе , которая в польской культуре представлялась как «польский Олимп». По местным преданиям, до того, как здесь был построен монастырь, на Лысой горе в дохристианские времена стояло ущелье ( Велькопольская летопись ) или замок (Длугош). По мнению Длугоша, замок должны были построить великаны , а в народной версии – «Гордая Дама», которая была ее резиденцией. Гордая дама, которой предстояло победить Александра Македонского , впала в гордыню и объявила себя Дианой. Бог не вынес и разрушил замок молнией. Марек Дервич [ pl ] и Марек Цетвински [ pl ] интерпретируют «Гордую леди» как Девану. [ 20 ] [ 21 ]

Позже Девана упоминается шотландским фольклористом Джеймсом Дж. Фрейзером в его «Золотой ветви» , который описывает силезский обычай, согласно которому фигура Смерти (Марзанна) плавится или уничтожается. Затем молодые люди идут в лес, срубают небольшую ель , сдирают кору и украшают ее гирляндами , бумажными розами, писанками и т. д. Дерево называют майским или летним . Потом мальчики ходят с этим деревом от дома к дому и поют песни:

Мы уже вывезли Смерть из деревни -
Мы приносим новое лето
Мы кланяемся майским дням
И разноцветные цветы
Польский текст

Фрейзер продолжает: «Иногда они также приносят из леса красиво наряженную куклу, которую называют Лето , Май или Невеста . В Польше ее называют Деваной, богиней весны». [ 22 ] Похожая практика описана Марцином Кромером в книге De origine et rebus gestis Polonorum libri 30 . [ 23 ] В Подляском воеводстве принцессу , красивую девушку, одетую в яркие одежды, цветы и красные бусы, что может быть связано с силезским обычаем. показывали [ 24 ]

В славянском фольклоре существуют девоны ( польск . dziewonie ) — женские горные духи или демоны, живущие в пещерах, занимающиеся прядением , родственные лесному руну, [ 25 ] который может быть демонизированным Деваной. [ 8 ] То же самое можно сказать и о дзивожони . [ 8 ]

по-польски dziewanna (реже dziwizna [ 1 ] ) — также название вербаскума , используемого для ухода за кожей и лечения респираторных заболеваний. Шиевский, однако, отмечает, что дзеванна иногда называлась косой Девы Марии . [ 22 ] и Коланкевича, что в средневековой иконографии Пресвятая Дева Мария иногда изображалась с вербаскумом в руке, а марзанна (название шести растений) также была синонимом дживанны в 16 веке. [ 26 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

Первые исследования «пантеона Длугоша» отрицали существование всех или большинства упомянутых им богов. Главными критиками были Александр Брюкнер и Станислав Урбанчик . Отвергнув гиперкритический подход к «пантеону Длугоша», многие исследователи, такие как Александр Гейштор , Анджей Шиевский , Вячеслав Иванов и Владимир Топоров , [ 4 ] были склонны признать подлинность по крайней мере некоторых «польских богов», в том числе и Деваны.

В греческой мифологии Артемиды помощницами являются нимфы , ближайшие славянские эквиваленты которых — богинки , встречающиеся у западных славян, преимущественно в Польше. Богинки — молодые девушки, одетые в белое или обнаженные, населявшие берега водоемов, лесов и пещер, из которых они выходят по ночам, особенно в летние лунные ночи. Они заботились о диких животных и часто враждебно относились к людям, особенно мужчинам . Луна . была их «богом» — она управляла их деятельностью Богинки также должны были стрелять из лука. [ 27 ] В русинских легендах число вил (аналогичных богинкам), являющихся сестрами, равно 27 («трижды девяти») или, по другой версии, 30, и это может быть связано с эклиптическим делением на 27 зодиаков (например, Накшатра в индуизме) и лунация . Эти черты богинки-нимф могут связывать их с Деваной-Артемидой – богиней лесов и луны. [ 28 ]

Двойная богиня

[ редактировать ]

Из-за многократного появления пары Деваны и Мораны в весенних церемониях некоторые исследователи предположили, что обе эти богини могли быть двумя ликами одной богини жизни и смерти. Похожий мотив встречается в индоевропейских религиях, например, у скандинавской Хель («одна половина ее лица имела красивое и приятное выражение, другая половина — мертвая и отвратительная») или греческой пары Персефона -Кора, проведшей полгода под землей. и полгода на земле. [ 24 ] По мнению Коланкевича, на двойную богиню может указывать предполагаемая связь Деваны с праславянским *diva («женский дух, богинка») и иранским deva («демон»). На архаическую природу Деваны и Мораны может указывать связь с растительностью, которая связывает их с Матерью-Землей . [ 29 ]

В христианстве

[ редактировать ]
Свеча Богоматери Громовой.

Во время христианизации Девану могла заменить Свеча Богоматери Громовой ( польск . Matka Boża Gromniczna ). [ 30 ] Польская легенда гласит, что она ходит февральскими ночами и защищает поля от замерзания. В иконографии она изображена с волком (или волками), которых она защищала от смерти от крестьян и которых сделала своей прислугой, с корзиной или гнездом жаворонков у ее ног, визг которых должен был возвещать о скором приходе весны. В руках она всегда держит «громовую свечу» ( польск . gromnica , от grom «гром»), которую использовали для гадания, защиты дома от волков, молний или зла, а также сжигали волосы детям. чтобы защитить их от болезней ушей. Громовая свеча часто встречается в поговорках о приходе весны. [ 31 ] [ 30 ] В прошлом фитили громовых свечей изготавливались из вербаскума. [ 30 ] иногда называли узлом (от узла «фитиль»), королевской свечой. [ 1 ] или коса Девы Марии . [ 22 ] Соединение праздника Громовой Свечи Богоматери ( Сретения ) с дикими животными появляется и в других славянских странах.

Наследие

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Согласно легенде, Магдебург должен был быть построен по приказу Юлия Цезаря, который затем посвятил город богине Диане. [ 19 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Цесла 1991 , стр. 145.
  2. ^ Jump up to: а б Аникин 2019 , с. 357.
  3. ^ Гейстор 2006 , с. 196-197.
  4. ^ Jump up to: а б "Иванов В.В., Топоров В.Н. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ" . www.philologoz.ru . Retrieved 2020-11-27 .
  5. ^ Jump up to: а б с Коланкевич 1999 , стр. 461-462.
  6. ^ Jump up to: а б Кольберг 1985 , стр. 126.
  7. ^ Шиевский 2003 , стр. 171.
  8. ^ Jump up to: а б с д Недзельский 2011 , стр. 165.
  9. ^ Коланкевич 1999 , стр. 462.
  10. ^ "Мулле - славянская богиня леса | Исторический портал Histmag.org - история для всех!" . histmag.org . Проверено 1 декабря 2020 г.
  11. ^ Бродский 2012 .
  12. ^ Брюкнер 1985 , с. 117.
  13. ^ Гейстор 2006 , с. 195.
  14. ^ Шиевский 2003 , стр. 132.
  15. ^ Гейстор 2006 , с. 197.
  16. ^ Глогер 1903 , с. 507
  17. ^ Коланкевич 1999 , стр. 425.
  18. ^ Jump up to: а б Коланкевич 1999 , стр. 461.
  19. ^ «Магдебургская хроника – Легенды и мифы города» . www.magdeburger-chronist.de . Проверено 4 декабря 2020 г.
  20. ^ Дервич и 2004 .
  21. ^ Дервич и Цетвински 1987 , с. 135.
  22. ^ Jump up to: а б с Шиевский 2003 , стр. 135.
  23. ^ Коланкевич 1999 , стр. 325.
  24. ^ Jump up to: а б Шиевский 2003 , стр. 135-136.
  25. ^ Шиевский 2003 , стр. 164.
  26. ^ Коланкевич 1999 , стр. 460.
  27. ^ Шиевский 2003 , стр. 170-175.
  28. ^ Недзельский 2011 , стр. 166-169.
  29. ^ Коланкевич 1999 , стр. 463.
  30. ^ Jump up to: а б с Курек 2020 , стр. 4-10.
  31. ^ «Матка Божа Громнична» (на польском языке). www.franciszkanie.pl. Архивировано из оригинала 11 декабря 2020 г. Проверено 29 ноября 2020 г.
  32. ^ «Центр малых планет МАС» . www.minorplanetcenter.net . Проверено 2 декабря 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4706bda86e27ac74a40a15f663814ab9__1717603740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/b9/4706bda86e27ac74a40a15f663814ab9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Devana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)