Jump to content

Мартеница

Типичная Мартеница

Мартеница ( болгарский : мартеница , произносится [ˈmartɛnit͡sa] ; Македонский : мартинка , латинизированный : martinka ; Греческий : μάρτης , латинизированный : mártis ; Румынский : mărcişor ; Албанское : verore ) — небольшое украшение, выполненное из белой и красной пряжи и обычно в виде двух кукол, белого мужчины и красной женщины. Мартеницы носят со дня Бабы Марты (1 марта) до тех пор, пока носитель впервые не увидит аиста , ласточку или цветущее дерево (или до конца марта (1 апреля)). Название праздника на болгарском и македонском языках означает «Бабушкин марш» , праздник и ношение Мартеницы — это болгарская и македонская традиция, связанная с встречей весны, которая, согласно болгарскому и македонскому фольклору, начинается в марте. [1]

В Албании его носят 14 марта (старый первый день марта по юлианскому календарю) в честь Летнего праздника ( Dita e Verës ). В Албании Летний фестиваль посвящен древней богине Диане .

Включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО . [2] [3] [4]

Символизм

[ редактировать ]

Типичная Мартеница состоит из двух маленьких шерстяных кукол Пижо и Пенда ( болг . Пижо и Пенда ). Пижо, кукла-мужчина, обычно преимущественно белого цвета; Пенда, кукла-женщина, отличается юбкой и обычно преимущественно красного цвета. [ нужна ссылка ]

Красно-белые нити символизируют пожелание крепкого здоровья. Они являются вестниками прихода весны и новой жизни. В то время как белый цвет символизирует чистоту, красный является символом жизни и страсти, поэтому некоторые этнологи предполагают, что в самом своем зарождении этот обычай мог напоминать людям о постоянном цикле жизни и смерти, балансе добра и добра. зло, а также горе и счастье в человеческой жизни. Мартеница также является стилизованным символом Матери-природы: белый цвет символизирует чистоту тающего белого снега и красный закат солнца, который с наступлением весны становится все более и более интенсивным. [5] Эти два природных ресурса являются источником жизни. Они также связаны с мужским и женским началом, а в их равновесии – с необходимостью баланса в жизни. [ нужна ссылка ]

Традиция

[ редактировать ]
Мартеницы привязаны к цветущему дереву, символу приближающейся весны.
Еще одна связка Мартеницы
Цветущая магнолия, полная завязанных мартениц.

Традиция гласит, что Мартеницы всегда дарят, а не покупают для себя. Их дарят близким, друзьям и тем людям, с которыми чувствуешь близость. [ нужна ссылка ] Начиная с первого марта, один или несколько носят приколотыми к одежде, на запястье или шее до тех пор, пока носитель не увидит возвращающегося с миграции аиста или ласточку, или цветущее дерево, а затем снимает Мартеницу. [ нужна ссылка ]

В болгарском фольклоре и македонско-славянской мифологии имя Баба Марта ( болг . Баба Марта , «Бабушка Марш») напоминает сварливую старушку, настроение которой меняется очень быстро. Распространено поверье, что, надев красно-белую Мартеницу, люди просят милости у Бабы Марты. Они надеются, что зима пройдет быстрее и придет весна. [ нужна ссылка ] Первый вернувшийся аист или ласточка воспринимается как предвестник весны и как свидетельство того, что Баба Марта в хорошем настроении и собирается уйти на покой. [ нужна ссылка ]

Ритуал окончательного снятия Мартеницы различен в разных частях Болгарии и Северной Македонии. Некоторые привязывают Мартеницу к ветке фруктового дерева, тем самым даруя дереву здоровье и удачу, которыми человек, носящий Мартеницу, наслаждался, пока ее носил. [6] Другие кладут его под камень с мыслью, что вид существа (обычно насекомое), ближайшего к жетону на следующий день, определит здоровье человека на остаток года. Если существо — личинка или червяк , предстоящий год будет здоровым и полным успехов. Такая же удача связана и с муравьем , с той лишь разницей, что человеку придется немало потрудиться, чтобы добиться успеха. Если ближайшее к жетону существо — паук , то человек попал в беду и может не наслаждаться удачей, здоровьем или личным успехом. [ нужна ссылка ]

Ношение одной или нескольких мартениц — очень популярная болгарская и македонская традиция. Время, в течение которого их носят, должно стать радостным праздником здоровья и долголетия. [ нужна ссылка ]

Современные мартеницы принимают более разнообразные формы и часто включают цветные бусины и другие украшения. [5]

Источник

[ редактировать ]

Эта традиция является важной частью культуры Болгарии , и подобная традиция существует в Северной Македонии , а также в Греции , Албании (известной как верорья), Румынии и Молдове . Традиция связана с древней языческой историей Балканского полуострова и со всеми земледельческими культами природы. Некоторые особенности ритуала, особенно завязывание скрученных белых и красных шерстяных нитей, являются результатом многовековой традиции и предполагают фракийское (палеобалканское) или, возможно, эллинское или римское происхождение. [7]

Некоторые этнографы утверждают, что этот обычай можно проследить в Элевсинских мистериях . Считается, что древним эквивалентом современного греческого слова «мартис» является кроке (κρόκη). Обычай упоминается в «Лексиконе » Фотия . Говорят, что жрецы [μύσται] обматывают красную нить [κρόκη] вокруг правой руки и ноги. [8] В то время нити красного или другого цвета использовались для защиты детей и юношей от злых духов и колдовства. [9] [10]

Болгарская история начала 20-го века связывает первые Мартеницы с битвой при Онгале 7-го века между булгарским ханом Аспарухом и византийцами , которая привела к решающей победе булгар. После битвы Аспарух послал в свой главный лагерь голубей с белыми нитями, чтобы объявить о победе. Во время полета нити окровавились, образовав таким образом первую Мартеницу. [11] [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. Бабушка Март, 1 марта, Мартеница. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine. Болгарские ритуалы и традиции. Региональный музей Бургаса.
  2. ^ «Культурные практики, связанные с 1 марта – нематериальное наследие – Сектор культуры – ЮНЕСКО» . Ich.unesco.org. Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 г. Проверено 21 декабря 2019 г.
  3. ^ Дубравка Угресич (11 января 2011 г.). Баба Яга снесла яйцо Гроув Атлантик. п. 244. ИСБН  9780802197634 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
  4. ^ Канадские этнические исследования . Исследовательский центр канадских этнических исследований при Университете Калгари Канадской ассоциации этнических исследований. 1975. с. 44. Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 19 марта 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Читальный зал: Мартеница повесть» . Софийское Эхо . 29 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2009 г.
  6. ^ «Болгарская мартеница» . Путеводитель по Болгарии . Архивировано из оригинала 18 июля 2007 г.
  7. ^ «Тракологический центр» проф. Александр Фаль»; Энциклопедия Древней Фракии и фракийцев — Мартеница, Ваня Лозанова» . Архивировано из оригинала 13 января 2020 г. Проверено 21 марта 2011 г.
  8. ^ «Phōtiou tou patriarchou Lexeōn synagōgE (Фотиу, Патриарх Синагоги Слова), Лондон, 1822, стр. 180» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 29 марта 2023 г.
  9. ^ Кукулес Фаидон, «О питании и уходе за детьми в Византии», в Ежегоднике Общества византийских исследований , том. 14 (1938), стр. 325, 326. Архивировано 29 июня 2018 г. в Wayback Machine. Автор ссылается на Иоанна Златоуста (4 век нашей эры), Patrologia Graeca, 49.196 и PG 61.106, на DuCagne Lexicon (окончания слов), W. Деонна, «Quelques croyances superstitieuses de la Grece ancienne» в Revue des Etudes Grecques 42.169 (без даты), и П. Уолтерс, «Faden und Knoten als Amulet», в Archiv f. Религии швейцарские . 1905 г., стр. 1–22 приложения.
  10. ^ «Patrologiae cursus completus..., Migne, т. 61, Хризост. Послание к Коринфянам, столбцы 105 (вниз) и 106 на греческом и латинском языках» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 29 марта 2023 г.
  11. ^ «Этнолог Иглика Мишкова: Мартеницу никогда не выбрасывают, чтобы не выбросить удачу, 1 марта 2011 года. Агентство Фокус » . Архивировано из оригинала 19 января 2012 г. Проверено 1 марта 2013 г.
  12. ^ В-к "Сега" Выпуск 4924 (49) 27 февраля 2014 г. Мартеница и сырки имеют общее происхождение, доцент Иван Петринский. Архивировано 9 марта 2016 г. в Wayback Machine.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71d75d4352e7e9163d0b68bbb2685e88__1711739880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/88/71d75d4352e7e9163d0b68bbb2685e88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martenitsa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)