Мартеница

Мартеница ( болгарский : мартеница , произносится [ˈmartɛnit͡sa] ; Македонский : мартинка , латинизированный : martinka ; Греческий : μάρτης , латинизированный : mártis ; Румынский : mărcişor ; Албанское : verore ) — небольшое украшение, выполненное из белой и красной пряжи и обычно в виде двух кукол, белого мужчины и красной женщины. Мартеницы носят со дня Бабы Марты (1 марта) до тех пор, пока носитель впервые не увидит аиста , ласточку или цветущее дерево (или до конца марта (1 апреля)). Название праздника на болгарском и македонском языках означает «Бабушкин марш» , праздник и ношение Мартеницы — это болгарская и македонская традиция, связанная с встречей весны, которая, согласно болгарскому и македонскому фольклору, начинается в марте. [1]
В Албании его носят 14 марта (старый первый день марта по юлианскому календарю) в честь Летнего праздника ( Dita e Verës ). В Албании Летний фестиваль посвящен древней богине Диане .
Включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО . [2] [3] [4]
Символизм
[ редактировать ]Типичная Мартеница состоит из двух маленьких шерстяных кукол Пижо и Пенда ( болг . Пижо и Пенда ). Пижо, кукла-мужчина, обычно преимущественно белого цвета; Пенда, кукла-женщина, отличается юбкой и обычно преимущественно красного цвета. [ нужна ссылка ]
Красно-белые нити символизируют пожелание крепкого здоровья. Они являются вестниками прихода весны и новой жизни. В то время как белый цвет символизирует чистоту, красный является символом жизни и страсти, поэтому некоторые этнологи предполагают, что в самом своем зарождении этот обычай мог напоминать людям о постоянном цикле жизни и смерти, балансе добра и добра. зло, а также горе и счастье в человеческой жизни. Мартеница также является стилизованным символом Матери-природы: белый цвет символизирует чистоту тающего белого снега и красный закат солнца, который с наступлением весны становится все более и более интенсивным. [5] Эти два природных ресурса являются источником жизни. Они также связаны с мужским и женским началом, а в их равновесии – с необходимостью баланса в жизни. [ нужна ссылка ]
Традиция
[ редактировать ]

Традиция гласит, что Мартеницы всегда дарят, а не покупают для себя. Их дарят близким, друзьям и тем людям, с которыми чувствуешь близость. [ нужна ссылка ] Начиная с первого марта, один или несколько носят приколотыми к одежде, на запястье или шее до тех пор, пока носитель не увидит возвращающегося с миграции аиста или ласточку, или цветущее дерево, а затем снимает Мартеницу. [ нужна ссылка ]
В болгарском фольклоре и македонско-славянской мифологии имя Баба Марта ( болг . Баба Марта , «Бабушка Марш») напоминает сварливую старушку, настроение которой меняется очень быстро. Распространено поверье, что, надев красно-белую Мартеницу, люди просят милости у Бабы Марты. Они надеются, что зима пройдет быстрее и придет весна. [ нужна ссылка ] Первый вернувшийся аист или ласточка воспринимается как предвестник весны и как свидетельство того, что Баба Марта в хорошем настроении и собирается уйти на покой. [ нужна ссылка ]
Ритуал окончательного снятия Мартеницы различен в разных частях Болгарии и Северной Македонии. Некоторые привязывают Мартеницу к ветке фруктового дерева, тем самым даруя дереву здоровье и удачу, которыми человек, носящий Мартеницу, наслаждался, пока ее носил. [6] Другие кладут его под камень с мыслью, что вид существа (обычно насекомое), ближайшего к жетону на следующий день, определит здоровье человека на остаток года. Если существо — личинка или червяк , предстоящий год будет здоровым и полным успехов. Такая же удача связана и с муравьем , с той лишь разницей, что человеку придется немало потрудиться, чтобы добиться успеха. Если ближайшее к жетону существо — паук , то человек попал в беду и может не наслаждаться удачей, здоровьем или личным успехом. [ нужна ссылка ]
Ношение одной или нескольких мартениц — очень популярная болгарская и македонская традиция. Время, в течение которого их носят, должно стать радостным праздником здоровья и долголетия. [ нужна ссылка ]
Современные мартеницы принимают более разнообразные формы и часто включают цветные бусины и другие украшения. [5]
Источник
[ редактировать ]Эта традиция является важной частью культуры Болгарии , и подобная традиция существует в Северной Македонии , а также в Греции , Албании (известной как верорья), Румынии и Молдове . Традиция связана с древней языческой историей Балканского полуострова и со всеми земледельческими культами природы. Некоторые особенности ритуала, особенно завязывание скрученных белых и красных шерстяных нитей, являются результатом многовековой традиции и предполагают фракийское (палеобалканское) или, возможно, эллинское или римское происхождение. [7]
Некоторые этнографы утверждают, что этот обычай можно проследить в Элевсинских мистериях . Считается, что древним эквивалентом современного греческого слова «мартис» является кроке (κρόκη). Обычай упоминается в «Лексиконе » Фотия . Говорят, что жрецы [μύσται] обматывают красную нить [κρόκη] вокруг правой руки и ноги. [8] В то время нити красного или другого цвета использовались для защиты детей и юношей от злых духов и колдовства. [9] [10]
Болгарская история начала 20-го века связывает первые Мартеницы с битвой при Онгале 7-го века между булгарским ханом Аспарухом и византийцами , которая привела к решающей победе булгар. После битвы Аспарух послал в свой главный лагерь голубей с белыми нитями, чтобы объявить о победе. Во время полета нити окровавились, образовав таким образом первую Мартеницу. [11] [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Бабушка Март, 1 марта, Мартеница. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine. Болгарские ритуалы и традиции. Региональный музей Бургаса.
- ^ «Культурные практики, связанные с 1 марта – нематериальное наследие – Сектор культуры – ЮНЕСКО» . Ich.unesco.org. Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 г. Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Дубравка Угресич (11 января 2011 г.). Баба Яга снесла яйцо Гроув Атлантик. п. 244. ИСБН 9780802197634 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Канадские этнические исследования . Исследовательский центр канадских этнических исследований при Университете Калгари Канадской ассоциации этнических исследований. 1975. с. 44. Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 19 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Читальный зал: Мартеница повесть» . Софийское Эхо . 29 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2009 г.
- ^ «Болгарская мартеница» . Путеводитель по Болгарии . Архивировано из оригинала 18 июля 2007 г.
- ^ «Тракологический центр» проф. Александр Фаль»; Энциклопедия Древней Фракии и фракийцев — Мартеница, Ваня Лозанова» . Архивировано из оригинала 13 января 2020 г. Проверено 21 марта 2011 г.
- ^ «Phōtiou tou patriarchou Lexeōn synagōgE (Фотиу, Патриарх Синагоги Слова), Лондон, 1822, стр. 180» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ Кукулес Фаидон, «О питании и уходе за детьми в Византии», в Ежегоднике Общества византийских исследований , том. 14 (1938), стр. 325, 326. Архивировано 29 июня 2018 г. в Wayback Machine. Автор ссылается на Иоанна Златоуста (4 век нашей эры), Patrologia Graeca, 49.196 и PG 61.106, на DuCagne Lexicon (окончания слов), W. Деонна, «Quelques croyances superstitieuses de la Grece ancienne» в Revue des Etudes Grecques 42.169 (без даты), и П. Уолтерс, «Faden und Knoten als Amulet», в Archiv f. Религии швейцарские . 1905 г., стр. 1–22 приложения.
- ^ «Patrologiae cursus completus..., Migne, т. 61, Хризост. Послание к Коринфянам, столбцы 105 (вниз) и 106 на греческом и латинском языках» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 г. Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ «Этнолог Иглика Мишкова: Мартеницу никогда не выбрасывают, чтобы не выбросить удачу, 1 марта 2011 года. Агентство Фокус » . Архивировано из оригинала 19 января 2012 г. Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ В-к "Сега" Выпуск 4924 (49) 27 февраля 2014 г. Мартеница и сырки имеют общее происхождение, доцент Иван Петринский. Архивировано 9 марта 2016 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- "Пожелания за Баба Марта" . Wishes for Baba Marta (Wishes for Grandma Marta).
- «Интернет-магазин Болгарских мартениц» . Болгарское народное искусство. Архивировано из оригинала 26 февраля 2011 г. Проверено 18 февраля 2011 г.
- «Баба Марта (Бабушка Марта)» . Балканская информация. Архивировано из оригинала 3 марта 2007 г. Проверено 2 марта 2007 г.
- «Баба Марта по болгарскому обычаю» .