Jump to content

Сверхъестественные существа в славянской религии

Русалки (1877), автор Витольд Прушкувский

Помимо множества богов и богинь славянских , древние славяне верили и почитали множество сверхъестественных существ, существовавших в природе. Эти сверхъестественные существа в славянской религии существуют в различных формах, и одно и то же имя любого отдельного существа может писаться или транслитерироваться по-разному в зависимости от языка и системы транслитерации.

Вилас ( Ле Вилли , 1906) в лице Бартоломео Джулиано .

Вила ( мн . vile , словацкий/чешский víly ) — фея, похожая на нимфу, которую определил как нимфу греческий историк Прокопий ; имя их происходит от того же корня, что и имя Велеса. Их описывают как красивых, вечно молодых, одетых в белое, с глазами, сверкающими, как громы, с крыльями и светлыми волосами. Они живут в облаках, в горных лесах или в водах. Они хорошо относятся к людям и могут превращаться в лошадей, волков, змей, соколов и лебедей. Культ Виласа все еще практиковался среди южных славян в начале двадцатого века: подношения фруктов и цветов в пещерах, лепешки возле колодцев и ленты, свисающие с ветвей деревьев. [1]

В славянской мифологии Русалка водная нимфа . [2] женский дух, живущий в реках. В большинстве версий русалка — беспокойное существо, которого уже нет в живых, связанное с нечистым духом ( Навью ) и опасное. По мнению Дмитрия Зеленина , люди, которые умирают насильственно и раньше срока, например, молодые женщины, совершившие самоубийство из-за того, что их бросили любовники, или незамужние женщины, беременные вне брака, должны прожить отведенное им время на земле как дух. Другая теория состоит в том, что русалки — это женские духи нечистых мертвецов; сюда входят самоубийцы, некрещеные младенцы и те, кто умирает без последнего обряда. (Согласно этой теории, считалось, что нечистые мертвецы мужского пола становились водяной .)

Vodyanoy, Vodník

[ редактировать ]
Vodyanoy by Ivan Bilibin , 1934

Водяной мужской водный дух славянского происхождения. Чешский и словацкий эквивалент называется водник , польский водник , по -русски водяной , а водяник по- украински . эквивалент Южнославянский воденяк . Его считают особенно злобным человеком, существующим почти исключительно для того, чтобы топить пловцов, которые разозлили его своей смелостью. Сообщения о его появлении разнятся; некоторые сказки определяют его как обнаженного старика, раздутого и волосатого, покрытого слизью, покрытого чешуей, или просто как старого крестьянина в красной рубашке и бороде. Сообщается также, что он обладает способностью превращаться в рыбу.

Водяной обитает в глубоких омутах, часто возле мельницы, и считается духом нечистого умершего мужского пола (в это определение входят покончившие жизнь самоубийством , некрещеные дети и те, кто умирает без последних обрядов ). Как уже говорилось ранее, водяной топил тех, кто его злил, хвастовством или оскорблениями. Однако определенной защиты не было, так как дух был особенно капризен. Крестьяне боялись водяного и часто пытались избавиться от духа или, если это не удавалось, умилостивить его.

Единственными людьми, которые вообще были в безопасности от гнева водяного, были мельники и рыбаки. Миллеры, в частности, считались настолько близкими к водяным, что их часто считали колдовскими фигурами. Возможно, на это повлияло поверье, что мельники ежегодно топят пьяного прохожего в качестве подношения водяному. Рыбаки были несколько менее подозрительны, предлагая заклинанием только первую добычу. Если водяной благосклонно относился к рыбаку, он загонял рыбу в сети. [3]

Берегини ( русские ), Берегини ( украинские ) или Бжегини ( польские ) — малоизвестные феи , упомянутые в «Слове о святом Григории Богослове об идолах», сохранившемся в новгородской рукописи XV века. «Слово» представляет собой сборник переводов греческих источников с комментариями киевского монаха XII века. В тексте, который, судя по всему, был существенно переработан позднейшими переписчиками, упоминаются « вампиры и берегини» как самые ранние существа, которым поклонялись славяне, еще до того, как на их землях был введен культ Перуна . Никаких подробностей о «берегинях» не приводится, что дает большое поле для всякого рода спекуляций.

Борис Рыбаков связывает этот термин со славянским словом «берег реки» и полагает, что этот термин относился к славянским русалкам, хотя, в отличие от русалок, они были доброжелательными по своей природе. [4] Ученый определяет поклонение вампирам и берегиням как форму «дуалистического анимизма», практиковавшегося славянами в древнейший период их истории. По его словам, в большинстве местностей термин был заменен на «русалка», сохранившийся до XX века только на Русском Севере . После публикации исследования Рыбакова «берегиня» стала популярной концепцией среди славянских неоязычников, которые воспринимают ее как могущественную языческую богиню, а не просто водного духа.

Современная фантастика

[ редактировать ]

Мифические персонажи, духи и существа

[ редактировать ]

Как это обычно бывает в фольклоре , не существует стандартного набора характеристик или имен, а духи или волшебные существа называются многими именами, часто определяющими их функцию или место или среду их деятельности.К таким описательным терминам относятся: [ нужна ссылка ]

Божество-покровитель
Духи атмосферы
Духи времени суток
Духи неба
Дух судьбы
Нет
  • Дрекавац (навигация южных славян)
  • Кикимора (вредный домашний женский дух)
  • Mavka (evil spirits, rusalkas)
  • Русалка (вредный дух, появляющийся летом в травяном поле, в лесу, у воды)
  • Самовила (женский дух, населяющий горы и владеющий колодцами и озерами)
  • Упыр (вампир)
Дьявол (злая сила)
Ритуальные персонажи
  • Берегиня (женский персонаж восточнославянской мифологии)
  • Баба Марта (мифический женский персонаж в болгарском фольклоре, связанный с мартом месяцем. Мартеница )
  • Божич ( Рождественский праздник у южных славян )
  • Додола (в балканской традиции весенне-летний обряд вызывания дождя, а также центральный персонаж этого обряда)
  • Немецкий (обрядовая кукла и название обряда вызова дождя у южных славян)
  • Ярило (олицетворение одного из летних праздников в русском народном календаре)
  • Коляда (олицетворение новогоднего цикла )
  • Кострома (весенне-летний обрядовый персонаж в традиционной русской культуре)
  • Купала (фольклорный персонаж восточных славян, олицетворение праздника Купальской ночи )
  • Марзанна (женский мифологический персонаж, связанный с сезонными ритуалами умирания и воскрешения природы)
  • Масленица (фольклорный персонаж восточных славян, олицетворение праздника Масленицы )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Махал, Ян (1918). «Славянская мифология» . В Л. Х. Грее (ред.). Мифология всех рас . Том. III, Кельтская и славянская мифология . Бостон. стр. 256–259. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Владимир Евгеньевич Александров (1995). Венок-спутник Владимира Набокова . Рутледж. п. 597. ИСБН  0-8153-035-4-8 .
  3. ^ Иваниц, Линда. Русское народное поверье. ME Sharpe, Inc: Нью-Йорк, 1989.
  4. ^ Борис Рыбаков. Древнеславянское язычество. Москва, 1981.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Линда Иваниц, Русское народное поверье. Армонк, Нью-Йорк и Лондон: М.Э. Шарп, 1989.
  • Власова, М. Новая абевега русских суеверий. Иллюстрированный словарь. Санкт Петербург: Северо-Запад. 1995
  • Уилкинсон, Иллюстрированный мифологический словарь Филиппа (1998)
  • Зеленин, Дмитрий Константинович. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. Москва: Индрик. 1995.
  • Конрад, Джозеф Л. 2000. «Женские духи среди южных славян». В: ФОЛЬКЛОРИКА - Журнал Славянского, Восточноевропейского и Евразийского фольклорного общества 5 (2): 27-34. https://doi.org/10.17161/folklorica.v5i2.3652 .
  • Конрад, Джозеф Л. 2001. «Мифологические существа мужского пола среди южных славян». В: ФОЛЬКЛОРИКА - Журнал Славянской, Восточноевропейской и Евразийской фольклорной ассоциации 6 (1): 3-9. https://doi.org/10.17161/folklorica.v6i1.3699 .
  • Раденкович, Любинко. «Южнославянская народная демонология между Востоком и Западом». В: Сербская народная культура между Востоком и Западом [Сербская народная культура между Востоком и Западом]. Белград: Институт балканологии Сербской академии наук и искусств, 2014, стр. 9–42. ISBN   978-86-7179-086-4 . (на сербском языке)
  • Валенцова, Марина (2023). "Славянская демонология. Краткий обзор" . У Патриса Лажуа; Стаматис Зохиос (ред.). Новые исследования по религии и мифологии славян-язычников . Том. 2. Франция: Издания Lingva. стр. 265–289.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ee6441809064ef898170bdaac318ac7__1719862200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/c7/3ee6441809064ef898170bdaac318ac7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Supernatural beings in Slavic religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)