Параскева Пятница
Параскева Пятница | |
---|---|
![]() Воплощение дня недели – пятница. Святой считается у восточных славян целителем душевных и телесных недугов, хранителем семейного благополучия и счастья. В память о святом ![]() Wikimedia Commons has media related to Paraskeva Pyatnitsa . | |
Почитается в | Народное православие |
Эквиваленты | |
Скандинавский эквивалент | Фрейя |
Славянский эквивалент | Мокошь [ 1 ] |
Индоевропейский эквивалент | Прия |


Параскева Пятница — образ, основанный на как дня олицетворении пятницы недели и культе святых Параскевы Иконийской, называемой Пятницей и Параскевой Балканской . [ 2 ] В народной традиции образ Параскевы Пятницы соотносится с образом Богини , Святой Анастасии-Скорбящей Владычицы , Недели как персонифицированного образа воскресенья. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово параскева ( греч . paraskēui paraskeue ) означает «приготовление [к субботе]». [ нужна ссылка ]
Представления восточных славян
[ редактировать ]У восточных славян Параскева Пятница является олицетворением дня недели . [ 3 ] Звали ее Линяница, Параскева Пятница, Параскева Ляняниха, Ненила Линяница. Параскева пятница посвящалась 27 [ OS ] октября как День Параскевы Муддыхи и [ OS ] 10 ноября как День Параскевы-Льняницы. В церкви в эти дни поминают Параскеву Балканскую и Параскеву Иконийскую соответственно. В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». [ нужна ссылка ] Считалось, что если запрет будет нарушен, она может вызвать болезнь. Осуждению подобных суеверий посвящен один из указов Стоглавского Синода (1551 г.):
Да, по погостам и по деревням ходят лжепророки, мужчины и жены, и девицы, и старухи, нагие и босые, и с волосами прямыми и распущенными, трясущиеся и убиваемые. И говорят, что они святая Пятница и святая Анастасия и что им повелевают заповедовать каноны церкви. Приказывают также мужикам в среду и пятницу не заниматься физическим трудом, а женам не прясть, и не стирать белье, и не разжигать камни. [ 4 ] [ 5 ]
Самым распространенным идолом была скульптура Параскевы Пятницы – не только у русских, но и у соседних народов. [ 5 ] Раньше в часовнях в зарубежных областях «были деревянные изображения грубой работы святых Параскевы и Николая ... Все резные изображения святых Параскевы и Николая имеют общее название Пятниц». [ 6 ] У русских были широко распространены скульптуры: «деревянная расписная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном платье, а иногда в виде простой женщины в паневе и лапти ». Статуя Параскевы «ставилась в храмах в специальных кабинетах и перед этим идолом молились». [ 7 ]
В восточнославянских культурах деревянные скульптуры Параскевы Пятницы также ставили на колодцы, ей приносили жертвы ( одежду, кудель в колодец бросали , нитки, овечью шерсть). Обряд мокрида назывался Мокошь ( ) .
Серебряные гривны и пятерки на дне колодцев... различные предметы женского воля передаются или бросаются прямо, часто с громким заявлением о прямой цели пожертвования: шитье белья в качестве рубахи, полотенца для украшения венчика и лица. , вычесывали льняную пеньку или распрямляли готовые нитки, и шерсть (овечью шерсть) («Ласке за чуловки!», «Маме Пятнице за фартук!» — кричат в таких случаях женщины).
- C. V. Maximov [ 8 ]
В древности на перекрестках и дорогах, носивших ее имя, устанавливались специальные колонны с изображением святой. Эти памятники напоминали придорожные часовни или кресты и считались священными местами. [ 9 ]
Русские молились Параскеве Пятнице о защите от падежа скота, особенно коров. Святителя считали также целителем недугов человека, особенно диавольского одержимости, лихорадки, зубной боли, головной боли и других недугов. [ нужна ссылка ]
Изображение
[ редактировать ]

Образ Параскевы Пятницы по народным верованиям отличается от иконографического образа, где она изображена в виде женщины аскетического вида в красной мафории. Широко известна резная икона Параскевы Пятницы из села Ильеши. Он почитается в Русской Православной Церкви как чудотворец и находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. [ 10 ]
Народное воображение иногда наделяло Параскеву Пятницу демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большую грудь, которую она закидывает за спину и т. д., что сближает ее с женскими мифологическими персонажами, такими как Дола , Смерть , Русалка . Существовал обряд «гонения Пятницы», документально зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России , в Стародубском полку, в праздничный день гоняют гладковолосую женщину по имени Пятница, и водят ее в церкви, и в церкви люди чтят ее с подарками и с надеждой на какую-нибудь выгоду». [ 11 ] В рассказах Параскева Пятница прядет кудель, оставленный хозяйкой, [ 12 ] наказывает женщину, нарушившую запрет, запутывает нитку, может быть, освежевает провинившуюся женщину, лишает ее зрения, превращает ее в лягушку или бросает в окно сорок веретен с приказанием напрягать их до утра. [ 13 ]
По поверьям, Параскева Пятница наблюдает и за соблюдением других пятничных запретов, в том числе стирке белья, отбеливанию полотен, расчесыванию волос. [ 14 ]
По украинским поверьям, пятничные прогулки усеяны иголками и веретенами нерадивых хозяев, не чтящих святую и ее дни. До 19 века существовал обычай «вести пятницу» — женщину с распущенными волосами. [ 15 ] сохранился в Украине.
В быличках и духовных стихах Параскева Пятница жалуется, что ей не делают чести не соблюдать пятничные запреты — ее колют веретенами, прядут волосы, забивают глаза кострами . По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображается с торчащими из груди спицами или веретенами (ср. изображения Богоматери Семи Копий или Умягчения злых сердец). [ 2 ]
В народном календаре
[ редактировать ][ OS ] 27 октября празднуют повсеместно южные славяне : Болгария : Петковден, Св. Петка, Петка, Пейчинден , македонский : Петковден , сербский : Петковица, Петковаца, Света Параскева, Света Петка, Пейчиндан и др. Некоторые регионы Сербии и Боснии также празднуют 8 августа [ OS ] под названием «Петка Трновска», «Петка Трновка», «Трновка Петка», «Млада Петка», «Петка Водоноша» . В Болгарии ( Фракия ) св. Петьке посвящена пятница после Пасхи ( болг . Latna St. Petka, Presveta Petka, Petka Balklia ), а в Сербии (Пожега) пятница перед св. День Евдокии (14 [ ст. р. ] марта) [ 16 ]
девятая пятница
[ редактировать ]Празднование девятой пятницы после Пасхи было широко распространено среди россиян. В Соликамске чудесное избавление города от нашествия ногайцев и вогулов в 1547 году. в этот день вспоминали [ 17 ]
В Никольском уезде в Вологодской губернии девятую пятницу существовал обычай «строить обычное полотно»: девушки собирались вместе, растирали лён, пряли и ткали полотно за день. [ 5 ]
У коми девятая пятница называлась «Заветным днем больных» ( коми : Заветной лунь высысяслӧн ). Считалось, что в этот день чудотворная икона Параскевы Пятницы ( коми : Параскева-Пекнича из часовни в селе Кривой Наволок могла принести исцеление больным. До сих пор существует традиция распятия на реке Кер-ю. , где пожилые женщины и девушки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освященных иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой в течение трех дней после праздника, а окунание икон в стоячую воду считается. грех. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Параскева Пятница / Левкиевская Е.Е., Толстая С.М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н.И. Толстой; Институт славяноведения РАН. - М. : Интерд. отношения, 2009. - Т. 4: П (Переход через воду) - С (Решето). - С. 631–633. - ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8, страницы 631–632.
- ^ Перейти обратно: а б с Levkievskaya, Tolstaya 2009 .
- ^ Крук, Котович 2003 .
- ^ Чичеров, 1957 , с.
- ^ Перейти обратно: а б с Чичеров 1957 .
- ^ Можаровский 1903 .
- ^ Святский 1908 .
- ^ Maksimov, 1903 , pp. 232-233.
- ^ Калинский 2008 .
- ^
Старцева Ю. В. ,
Попов И. В. (2001). "Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах" (PDF) (Журнал) (25) (Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости ed.): 91–96.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Лавров 2000 .
- ^ Левкиевская, Толстый 2009 .
- ^ Мадлевская и др. 2007 .
- ^ Щепанская 2003 .
- ^ Воропай 1958 .
- ^ Левкия, Толстый 2009 .
- ^ «Девятая пятница по Пасхе в Соликамске» . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. Проверено 18 июля 2013 г.
Литература
[ редактировать ]- Пять // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880–1882.
- Параскева Пятница / Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; ru:Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 631—633. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8
- Максимов С. В. Параскева Пятница ; Вода-Царица // Нечистая, неведомая и крестная сила . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 516—518, 225–250.
- Архивировано 1 мая 2016 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Параскева Пятница (hrono.ru)
- Параскева // Российский этнографический музей
- Пятница // Энциклопедия культур
- Успенский Б. А. Почитание Пятницы и Недели в связи с культом Мокоши // Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей
- Рыбаков Б. А. Двоеверие. Языческие обряды и празднества XI—XIII веков // Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси
- Страсти по Святой Параскеве (dralexmd.livejournal.com)
- Базиль Лурье. Почитание пятницы в христианстве шестого и седьмого веков и христианские легенды об обращении Награна (англ. )