Анастасия Сирмийская
Анастасия | |
---|---|
![]() Современная православная икона Святой великомученицы Анастасии. | |
Богородица и мученица | |
Рожденный | 281 г. н.э. Рим |
Умер | 25 декабря 300 г. н.э. Вторая Паннония (современная Сербия ) или Пальмария |
Почитается в | Католическая церковь Восточные православные церкви Восточно-католические церкви Восточная Православная Церковь |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Главный храм | Собор Святой Анастасии, Задар |
Праздник | 25 декабря (католический) 22 декабря (греческое православие) 28 сентября (сирийское православие) [ 1 ] |
Покровительство | Фармацевты , врачи , аптекари , целители |
Святая Анастасия (умерла 25 декабря 304 г. ) — христианская святая и мученица , скончавшаяся в Сирмиуме в римской провинции Паннония-Секунда (современная Сербия ). В Восточной Православной Церкви ее почитают как Святого Иоанна Крестителя. Анастасия Фармаколитрия , т. е. «Избавительница от зелий» ( произносится Анастасия Фармаколитрия ). [ 2 ] Этот эпитет также переводится как «Тот, кто лечит (раны)» в Лампе «Святоотеческом греческом лексиконе» . [ 3 ]
Об Анастасии достоверно известно мало, кроме того, что она умерла во время гонений Диоклетиана ; [ 4 ] о ней датируются несколькими столетиями после ее смерти и делают ее то римлянином , то сирмианцем и римским гражданином патрицианского большинство историй ранга. Одна легенда делает ее дочерью некоего Претекстата и ученицей святого Хрисогона . Католическая традиция утверждает, что ее матерью была святая Фауста Сирмийская .
Анастасию издавна почитали как целительницу и экзорцистку . Ее мощи покоятся в соборе Святой Анастасии в Задаре , Хорватия .
Она — одна из семи женщин, которые вместе с Пресвятой Девой Марией поминаются по имени в Римском Каноне Мессы .
Агиография
[ редактировать ]До литургических реформ двадцатого века этот мученик пользовался уникальной в римской литургии честью иметь особое поминовение во второй Мессе в день Рождества . Эта дневная месса изначально совершалась не в честь рождения Христа, а в память об этой мученице, а ближе к концу V века ее имя было внесено и в Римский канон .
В «Пассио», датируемом не ранее VI века, содержится легендарное повествование, в котором Анастасия считается римлянкой, но при этом не утверждается, что она приняла мученическую смерть в Риме. Та же легенда связывает ее имя с именем святого Хрисогона , казненного в Аквилее , хотя Сан-Кризогоно ему посвящена церковь в Риме.

Легенда делает Анастасию дочерью Претекстата, римского vir illustris , и утверждает, что ее учителем был Хрисогон. В начале преследования Диоклетиана император вызвал Хрисогона в Аквилею, где он принял мученическую смерть. Анастасия, отправившаяся из Аквилеи в Сирмий, чтобы посетить тамошних верующих, была обезглавлена на острове Пальмария 25 декабря. Ее тело было похоронено в доме Аполлонии, превращенном в базилику .
Вся история носит чисто легендарный характер и не имеет под собой никаких исторических оснований. Точно известно лишь то, что мученица по имени Анастасия отдала свою жизнь за веру в Сирмий и что память о ней сохранилась в этом городе. В Риме церковь в древности носила имя некой Анастасии и числится под именем Титула Анастасии в актах 499 римских синодов. В какой-то момент истории эту церковь стали считать посвященной одноименному мученику. Она имеет ранг базилики и является одной из титульных церквей Рима, приписанных кардиналу-священнику .
Базилика
[ редактировать ]Базилика - аль Сант- Анастасия -Палатино в Риме была построена в конце III – начале IV века, возможно, римлянкой по имени Анастасия. Позднее храму было присвоено имя одноименной мученицы Анастасии Сирмийской.
Почитание
[ редактировать ]
На Западе
[ редактировать ]Мартиролог Иеронима [ 5 ] записывает свое имя 25 декабря не только для Сирмиума, но и для Константинополя , обстоятельство, основанное на отдельном рассказе. По словам Теодора Лектора , [ 6 ] при патриархате Геннадии (458-471) тело мученицы было перенесено в Константинополь и погребено в церкви, известной до сих пор как «Анастасис» (греч. Анастасис , Воскресение); с тех пор церковь приняла имя Анастасии.
Точно так же почитание святой Анастасии было введено в Рим из Сирмиума посредством уже существовавшей церкви. Поскольку эта церковь уже была довольно известна, она придавала особое значение празднику святого. С IV века в Риме, у подножия Палатинского холма и над Большим цирком , существовала церковь, украшенная папой Дамасием (366–384) большой мозаикой. Он был известен как « titulus Anastasiae » и упоминается как таковой в Деяниях Римского собора 499 года. Существует некоторая неопределенность относительно происхождения этого имени; либо церковь обязана своим основанием римской матроне Анастасии и была названа в ее честь, как в случае с несколькими другими титульными церквями Рима (Дюшен), либо изначально это была церковь «Анастасис» (посвященная Воскресению Христову ), например как существовало уже в Равенне и Константинополе; от слова «Анастасис» со временем произошло название « titulus Anastasiae » (Грисар). Как бы то ни было, церковь была особенно заметной с IV по VI век, будучи единственной титульной церковью в центре Древнего Рима и окруженной памятниками языческого прошлого города.
В его юрисдикцию входил Палатин, где располагался императорский двор. Поскольку почитание Сирмийской мученицы Анастасии получило новый импульс в Константинополе во второй половине V века, можно сделать вывод, что интимные современные отношения между Старым и Новым Римом привели к увеличению почитания святой Анастасии в Константинополе. подножие Палатина.
Во всяком случае, включение ее имени в римский канон мессы в конце V века показывает, что она тогда занимала уникальное положение среди публично почитаемых в Риме святых. С тех пор церковь на Палатине известна как « titulus Sanctae Anastasiae », а Сирмиумский мученик стал титулярным святым старой базилики IV века. Очевидно, из-за своего положения титульной церкви района (включая императорские жилища на Палатине) эта церковь долгое время сохраняла выдающееся положение среди церквей Рима; только две церкви предшествовали ему в честь: Св. Иоанна Латеранского , материнская церковь Рима и резиденция Папы, и Санта-Мария-Маджоре . Сегодня это древнее святилище стоит совершенно изолированно среди руин Рима.
Поминовение святой Анастасии происходит литургически во второй мессе в день Рождества и является последним остатком прежнего выдающегося положения, которым пользовались эта святая и ее церковь в жизни христианского Рима.
По преданию, святитель Донат Задарский привез мощи Анастасии в Задар из Константинополя , когда был там с венецианским герцогом Беато. приказал им Карл Великий провести переговоры о границе между Византийской империей и хорватскими территориями, находившимися под властью Франкской империи Карла Великого .
На Востоке
[ редактировать ]Православная церковь почитает святую Анастасию как великомученицу , называя ее обычно «Анастасией Избавительницей от зелий», «Анастасией Целительницей» или «Анастасией Сирмийской». Ей часто дают эпитеты «Избавительница от уз» и «Избавительница от зелий», потому что ее заступничествам приписывают защиту верующих от яда и других вредных веществ. [ 7 ] Ее праздник отмечается 22 декабря по календарю восточно-православной (и византийско-католической) церкви . Согласно Синаксару , она была дочерью Препекстата (язычника) и Фаусты (христианки).
В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь , где был построен и посвящен ей храм. Позже мощи, в том числе и ее череп, были перенесены в монастырь святой Анастасии Фармоколитрии, Халкидики Греции, недалеко от горы Афон . В 2012 году мощи были украдены и не найдены. [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Икона анонимного русского художника.
-
Икона с изображением Богородицы , Никиты Гота и Анастасии Сирмийской.
-
Рукопись с изображением Анастасии
-
Святая Анастасия из Задарского полиптиха
-
Нюрнберга, Книжная иллюстрация выполненная с помощью гравюры на дереве
-
Святой Хрисогон изображен со святой Анастасией.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кертин, ДП (июль 2015 г.). Якобитский арабский синаксарий - Том I. Далкасская издательская компания. ISBN 9781088061237 .
- ^ «Святая Анастасия, избавительница от зелий» . Антиохийская православная архиепископия.
- ^ GH Lampe , Святоотеческий греческий лексикон , Оксфорд (Clarendon Press), 1961, стр. 1472.
- ^ Смит, Филип (1867). «Анастасия» . В Уильяме Смите (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. Бостон: Литтл, Браун и компания . п. 158.
- ^ ред. Де Росси и Дюшен, Acta Sanctorum , 2 ноября.
- ^ Хист. Экклс., II, 65.
- ^ Большой часовой аппарат или Часослов . Бостон: Спасо-Преображенский монастырь. 1997. с. 354. ИСБН 0-943405-08-4 .
- ^ "Греция - мощи великомученицы Анастасии, украденные три года назад, но не найденные" . Православие.ру .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Католическая энциклопедия: Святая Анастасия
- Святые покровители: Анастасия
- Великомученица Анастасия Избавительница от зелий Православный синаксарий и икона святой
- «Святая Анастасия» на христианской иконографии. сайте
- «Historia de Sancta Anastasia» (на латыни) из Якоба де Ворагина, «Золотая легенда» .
- Перевод документа, заархивированный 5 мая 2019 года в Wayback Machine , сделанный Ричардом Стрэком. вышеупомянутого
- Генри Гардинер Адамс, изд. (1857). « Анастасия ». Циклопедия женской биографии : 39–40. Викиданные Q115669922 .
- Христианские святые IV века
- Итальянские святые
- Рождество Иисуса в богослужении и литургии
- Чудотворцы
- Иллирийские люди
- Жители Сремской Митровицы
- Позднедревние христианские святые
- 304 смерти
- Люди из Сирмиума
- Легендарные римляне
- Христиане, замученные во время правления Диоклетиана.
- 281 рождение
- Девы-мученики