Jump to content

римское гражданство

(Перенаправлено с римского гражданина )

Гражданство в Древнем Риме ( лат . civitas ) представляло собой привилегированный политический и правовой статус, предоставляемый свободным людям в отношении законов, собственности и управления. Гражданство в Древнем Риме было сложным и основывалось на множестве различных законов, традиций и культурных практик. Существовало несколько различных типов гражданства, определяемых полом, классом и политической принадлежностью, а точные обязанности или ожидания гражданина менялись на протяжении всей истории Римской империи .

Самым старым доступным в настоящее время документом, подробно описывающим права гражданства, являются « Двенадцать таблиц» , ратифицированные ок. 449 г. до н.э. [1] Большая часть текста Таблиц существует только во фрагментах, но во времена Древнего Рима Таблицы полностью выставлялись на Римском форуме для всеобщего обозрения. В таблицах подробно описаны права граждан при рассмотрении судебных разбирательств, собственности, наследства, смерти и (в случае женщин) публичного поведения. Во времена Римской республики правительство каждые пять лет проводило в Риме перепись населения для учета граждан и членов их семей. По мере распространения Римской империи росла и практика проведения переписи населения. [2]

Ожидалось, что римские граждане будут выполнять некоторые обязанности ( munera publica ) перед государством, чтобы сохранить свои гражданские права. Невыполнение обязанностей гражданства могло привести к потере привилегий, как это было во время Второй Пунической войны , когда мужчины, отказавшиеся от военной службы, потеряли право голоса и были вынуждены покинуть свои избирательные племена. [2] Женщины были освобождены от прямых налогов и военной службы. [3] Любой житель любой провинции Рима должен был зарегистрироваться для участия в переписи. Точный объем гражданских обязанностей менялся на протяжении веков.

Большая часть римского права, касающаяся прав и функций гражданства, вращалась вокруг юридических прецедентов. Документы римского писателя Валериуса Максима указывают на то, что в последующие века римские женщины могли свободно общаться на Форуме и высказывать опасения по собственному желанию, при условии, что они действовали в манере, соответствующей их семье и положению. [3]

Большая часть нашей основы для понимания римского права взята из Дигестов императора Юстиниана . [4] В Дайджесте содержались судебные решения присяжных и их толкования римского права, а также сохранились сочинения римских авторов-юристов.

Эдикт Каракаллы

[ редактировать ]
Император Каракалла

Эдикт Каракаллы (официально Constitutio Antoniniana на латыни: «Конституция [или Эдикт] Антонина») — указ, изданный в 212 году нашей эры римским императором Каракаллой , который провозглашал, что всем свободным людям в Римской империи должны быть предоставлены полные Римское гражданство и все свободные женщины в Империи получили те же права, что и римские женщины, за исключением дедициев , людей, которые стали подданными Риму в результате капитуляции на войне, и освобожденных рабов.

За столетие до Каракаллы римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным между жителями разных провинций Римской империи и между дворянами, такими как короли стран-клиентов. Однако до Указа значительное количество провинциалов не были римскими гражданами и вместо этого обладали латинскими правами .

Библейская Книга Деяний указывает, что Апостол Павел был римским гражданином по рождению – хотя и не уточняет четко, какой класс гражданства – факт, который имел существенное влияние на карьеру Павла и на религию христианства.

Виды гражданства

[ редактировать ]
(Темно-зеленый) Римская империя в 117 году нашей эры. (Бледно-зеленый) Государства-клиенты Римской империи в 117 году нашей эры.

Гражданство в Риме можно было получить различными способами. Чтобы родиться гражданином, оба родителя должны были быть свободными гражданами Рима. [5] Другой метод заключался в прохождении государственной службы, например, в неримских вспомогательных силах. Города могли получить гражданство путем реализации латинского закона , согласно которому жители провинциального города империи могли избирать людей на государственные должности и, следовательно, давать избранному официальному гражданству. [6]

Правовые классы со временем менялись, однако в разное время в Римском государстве существовали следующие классы правового статуса:

Римские граждане

[ редактировать ]

Cives Romani были полноправными римскими гражданами, пользовавшимися полной правовой защитой в соответствии с римским законодательством. Cives Romani были разделены на два класса:

  • Не самый лучший закон , который держал торговое право и закон о браке [а] (права собственности и брака)
  • Optimo iure , который обладал этими правами, а также ius suffragii и ius Honorum (дополнительные права голосовать и занимать должности).

латиняне

[ редактировать ]

Латинцы латинскими были классом граждан, которые обладали правами ( ius Latii ) или правами ius commercii и iusmigrationis (право на миграцию), но не ius conubii . Термин «латини» первоначально относился к латинянам , гражданам Латинской лиги , которые попали под контроль Рима в конце Латинской войны , но в конечном итоге стал юридическим описанием, а не национальным или этническим. Статус латинских прав мог быть присвоен различным классам граждан, таким как вольноотпущенники , гражданские цыгане, осужденные за преступления, или колониальные поселенцы.

партнеры

[ редактировать ]

По римскому праву гражданам другого государства, входившего в союз с Римом по договору, присваивался статус общества . Socii (также известные как федераты ) могли получить определенные законные права согласно римскому праву в обмен на согласованные уровни военной службы, то есть римские магистраты имели право набирать солдат из таких государств в римские легионы . Однако государства -федераты, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.

Растущее недовольство правами, предоставленными обществу , и растущими потребностями легионов в рабочей силе (из-за затяжной Югуртинской войны и Кимврской войны ) в конечном итоге привели к Социальной войне 91–87 гг. До н.э., в которой итальянские союзники восстали против Рима.

Закон Юлия (полностью Lex Iulia de Civitate Latinis Danda ), принятый в 90 г. до н.э., предоставил права cives Romani всем государствам Latini и socii , которые не участвовали в Социальной войне или были готовы немедленно прекратить военные действия. . это было распространено на все итальянские социальные Когда война закончилась, государства (за исключением Галлии Цизальпины ), что фактически исключило социальные и латинские государства как юридические определения и определения гражданства.

Провинциальный

[ редактировать ]

Провинциалами были те люди, которые подпадали под римское влияние или контроль, но у которых не было даже прав федератов , по сути, имея только права ius gentium (правила и законы, общие для наций, находящихся под властью Рима).

Паломники

[ редактировать ]

Peregrinus ) изначально назывался любым человеком , (множественное число peregrini который не был полноправным римским гражданином, то есть кем-то, кто не был членом cives Romani . С расширением римского права и включением большего количества градаций правового статуса этот термин стал использоваться реже, но термин peregrini включал в себя представителей Latini , socii и provinciales , а также подданных иностранных государств.

Гражданство для разных социальных классов

[ редактировать ]

Лица, принадлежащие к определенному социальному классу в Риме, имели измененные версии гражданства.

  • Римские женщины имели ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права со временем менялись. Браки были важной формой политического союза во времена Республики. Римские женщины в основном оставались под опекой отца ( pater familias ) или ближайшего родственника мужского пола. [4]
  • Граждане государств-клиентов и союзники (socii) Рима могли получить ограниченную форму римского гражданства, такую ​​как латинские права . Такие граждане не могли голосовать или быть избранными на римских выборах .
  • Вольноотпущенниками были бывшие рабы, получившие свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство, и у них не было некоторых привилегий, таких как право баллотироваться на должности исполнительной магистратуры . Дети вольноотпущенников и женщин рождались свободными гражданами; например, отец поэта Горация был вольноотпущенником.
  • Рабы считались собственностью и не имели правосубъектности . Со временем они получили некоторую защиту в соответствии с римским законодательством. Некоторые рабы были освобождены путем освобождения за оказанные услуги или по завещанию после смерти их хозяина. Освободившись, они столкнулись с небольшими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек мог стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в римской мифологии ; когда Ромул победил сабинян в битве, он пообещал военнопленным, находившимся в Риме, стать гражданами.

Римские граждане пользовались множеством особых привилегий в римском обществе. Граждане мужского пола имели право голосовать ( ius suffragi ) и занимать гражданские должности ( ius Honorum, доступное только аристократии). [5] Они также обладали ius vitae necisque, «правом на жизнь и смерть». Глава римской семьи мужского пола ( pater familias ) имел право по закону казнить любого из своих детей в любом возрасте, хотя, похоже, это в основном сохранялось при принятии решения о воспитании новорожденных детей. [4]

Более общие права включали: права на собственность ( ius census ), на заключение договоров ( ius commercii ), ius provocatis, право на обжалование судебных решений, [5] право подавать в суд и быть ответчиком в суде, на судебное разбирательство, а также право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и положений.

Рельеф, изображающий римскую церемонию бракосочетания. Музей Каподимонте

Что касается римской семьи , римские граждане обладали правом ius conubii, определяемым как право на законный брак, в котором дети от этого союза также будут римскими гражданами. Более ранние римские источники указывают, что римские женщины могли утратить свои индивидуальные права граждан при вступлении в мужской брак . В мужском браке женщина теряла все имущество или собственность, которой она владела сама, и они передавались ее мужу или его отцу семьи . браки ману в значительной степени прекратились Ко времени Августа , и вместо этого женщины остались под защитой своего отца семьи. После его смерти и мужчины, и женщины, находящиеся под защитой отца семьи, будут считаться sui iuris и юридически независимыми, способными наследовать и владеть имуществом без одобрения своего отца семьи. [4] Однако римская женщина вступала в опеку или опеку. Наставник женщины действовал аналогично pater familias , но он не контролировал собственность или имущество женщины и обычно требовался только для того, чтобы дать свое разрешение, когда женщина хотела совершить определенные юридические действия, например, освободить своих рабов. [4]

Официально для зачисления в римские легионы требовался статус римского гражданства, но это требование иногда игнорировалось, и могли быть сделаны исключения. Граждане-солдаты могли быть избиты центурионами и старшими офицерами по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилии и получили гражданство через службу.

начала II века до нашей эры Согласно законам Порция , римский гражданин не мог подвергаться пыткам или избиению кнутом и мог заменить смертный приговор добровольным изгнанием , если только он не был признан виновным в государственной измене. В случае обвинения в государственной измене римский гражданин имел право предстать перед судом в Риме, и даже в случае приговора к смертной казни ни один римский гражданин не мог быть приговорен к распятию .

Ius gentium представлял собой юридическое признание, возникшее в III веке до нашей эры, растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. Таким образом, ius gentium представлял собой римскую юридическую кодификацию широко распространенного международного права того времени и был основан на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. Считалось, что права, предоставляемые ius gentium, принадлежат всем людям; таким образом, это концепция прав человека, а не прав, связанных с гражданством.

Iusmigrisis — право сохранить свой уровень гражданства при переезде в полис сопоставимого статуса. Например, члены cives Romani сохранили свои полные права civitas , когда они мигрировали в римскую колонию с полными правами по закону: Colonia civium Romanorum . Латиняне также имели это право и сохраняли свой ius Latii, если они переезжали в другое латинское государство или латинскую колонию ( Latina Colonia ). Это право не сохраняло уровень гражданства в случае переезда в колонию с меньшим правовым статусом; полноправные римские граждане, переселившиеся в латинскую колонию, были низведены до уровня ius Latii , и такая миграция и понижение статуса должны были быть добровольным актом.

Романизация и гражданство

[ редактировать ]
Мавзолей Юлиев , расположенный напротив Виа Домиция, к северу от въезда в город и сразу за его пределами, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из наиболее хорошо сохранившихся мавзолеев римской эпохи. На архитраве здания, выходящего на старую римскую дорогу, высечено посвящение: СЕКС · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, своим предкам. считали, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Юлиев и что отец за военную или гражданскую службу получил римское гражданство и привилегию носить имя Юлия.

Римское гражданство также использовалось как инструмент внешней политики и контроля. Колониям и политическим союзникам будет предоставлена ​​«второстепенная» форма римского гражданства, при этом существует несколько ступенчатых уровней гражданства и юридических прав ( одним из них были латинские права ). Обещание улучшения статуса в римской «сфере влияния» и соперничество с соседями за статус заставляли многих соседей и союзников Рима сосредоточиться на статус-кво римской культуры, а не на попытках подорвать или свергнуть влияние Рима. .

Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе романизации . Этот шаг стал одним из наиболее эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальной политической идеи.

Ранее Александр Македонский пытался «смешать» своих греков с персами, египтянами, сирийцами и т. д., чтобы ассимилировать народы завоеванной Персидской империи , но после его смерти эта политика во многом игнорировалась его преемниками .

Идея заключалась не в ассимиляции , а в том, чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или его сыновей) в римских граждан. Вместо того, чтобы ждать неизбежного восстания побежденного народа (племени или города-государства), такого как Спарта и побежденные илоты , Рим пытался заставить тех, кто находился под его властью, почувствовать, что они заинтересованы в системе. [6] Возможность лиц, не родившихся в Риме, получить римское гражданство также обеспечивала повышенную стабильность для тех, кто находился под римским правлением, а система подразделения внутри различных типов гражданства позволяла римским правителям сотрудничать с местной элитой в провинциях. [6]

Романитас , римский национализм и его исчезновение

[ редактировать ]

С завершением романизации и сменой поколений на римской территории начало возникать новое объединяющее чувство, Romanitas или «римский образ жизни», некогда племенное чувство, которое разделяло Европу, начало исчезать (хотя и никогда полностью) и смешиваться. в сочетании с новым клином патриотизма, импортированным из Рима, с помощью которого можно подняться на все уровни.

Романитас , момента, когда , романство или католицизм, продлится до последних лет единства pars occidentalis старые племена и протофеодализм кельтского происхождения, до тех пор дремавшие, вновь проявятся, смешавшись с новыми этническими группами. германского происхождения. Это наблюдается в сочинениях Григория Турского , который не пользуется дихотомией галло-римско - франкский , а использует название каждого из родов существовавших в то время в Галлии (арверны, турони, лемовичи, турнасенсы, битуриги, франци и др.), считая себя арверном , а не галло-римлянином; это отношения между туземцами и франками, рассматриваемые не как римляне против варваров, как принято считать, а, как в случае с Григорием, отношения сосуществования между арвернами и франками (франками) как равными.

Следует также помнить, что Хлодвиг I родился в Галлии, поэтому, согласно эдикту Каракаллы, который сделал его римским гражданином по рождению, помимо того, что император Анастасий I Дикор признал его консулом Галлии , его властное положение был усилен, помимо того, что его галло-римские подданные считали его законным наместником Рима; понимая, что Romanitas не исчезла таким резким образом, наблюдал ее последствия столетия спустя при Карле Великом и Translatio imperii .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ иногда, но менее правильно, пишется connubii [7]
  1. ^ Фарр, Клайд; Джонсон, Аллан Честер; Коулман-Нортон, Пол Робинсон; Борн, Фрэнк Кард. «Древнеримские статуты: перевод с введением, комментариями, глоссарием и указателем» . avalon.law.yale.edu . Проверено 3 октября 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б Долганов, Анна (1 января 2021 г.). «Документирование римского гражданства» . Андо, К. И Лаван, М. (редакторы) Имперское и местное гражданство в долгом втором веке, Oxford University Press, 185–228 .
  3. ^ Jump up to: а б Шатляр, Од; Стивенс, Энн (2016). «Женщины как несовершеннолетние и их гражданство в республиканском Риме» . Клио. Женщины, пол, история (43): 24–47. ISSN   2554-3822 . JSTOR   26242541 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Эванс., Граббс, Джудит (2002). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Рутледж Тейлор и Фрэнсис Групп. ISBN  0-415-15240-2 . OCLC   891208950 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Jump up to: а б с Шатляр, Од; Стивенс, Энн (2016). «Женщины как несовершеннолетние и их гражданство в республиканском Риме» . Клио. Женщины, пол, история (43): 24–47. ISSN   2554-3822 . JSTOR   26242541 .
  6. ^ Jump up to: а б с Мартин, Йохен (1995). «Римская империя: господство и интеграция» . Журнал институциональной и теоретической экономики (JITE) / журнал всех политических наук . 151 (4): 714–724. ISSN   0932-4569 . JSTOR   40751853 .
  7. ^ «Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь, C, contŭbernālis, cōnūbĭum» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 3 апреля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аткинс, Джед В. 2018. Римская политическая мысль. Ключевые темы древней истории. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2018.
  • Чекет, Люсия и Анна Бусетто, ред. 2017. Граждане в греко-римском мире: аспекты гражданства от архаического периода до 212 г. н.э.. Mnemosyne Supplements, 407. Лейден; Бостон: Брилл.
  • Гарднер, Джейн. 1993. Быть римским гражданином. Лондон: Рутледж.
  • Ховарт, Рэндал С. 2006. Истоки римского гражданства. Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс.
  • Николет, Клод. 1980. Мир гражданина в республиканском Риме . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 740a8f0f4f45f0c5a2a7eb2cf8411107__1717933200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/07/740a8f0f4f45f0c5a2a7eb2cf8411107.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman citizenship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)