римское гражданство
Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Гражданство в Древнем Риме ( лат . civitas ) представляло собой привилегированный политический и правовой статус, предоставляемый свободным людям в отношении законов, собственности и управления. Гражданство в Древнем Риме было сложным и основывалось на множестве различных законов, традиций и культурных практик. Существовало несколько различных типов гражданства, определяемых полом, классом и политической принадлежностью, а точные обязанности или ожидания гражданина менялись на протяжении всей истории Римской империи .
История
[ редактировать ]Самым старым доступным в настоящее время документом, подробно описывающим права гражданства, являются « Двенадцать таблиц» , ратифицированные ок. 449 г. до н.э. [1] Большая часть текста Таблиц существует только во фрагментах, но во времена Древнего Рима Таблицы полностью выставлялись на Римском форуме для всеобщего обозрения. В таблицах подробно описаны права граждан при рассмотрении судебных разбирательств, собственности, наследства, смерти и (в случае женщин) публичного поведения. Во времена Римской республики правительство каждые пять лет проводило в Риме перепись населения для учета граждан и членов их семей. По мере распространения Римской империи росла и практика проведения переписи населения. [2]
Ожидалось, что римские граждане будут выполнять некоторые обязанности ( munera publica ) перед государством, чтобы сохранить свои гражданские права. Невыполнение обязанностей гражданства могло привести к потере привилегий, как это было во время Второй Пунической войны , когда мужчины, отказавшиеся от военной службы, потеряли право голоса и были вынуждены покинуть свои избирательные племена. [2] Женщины были освобождены от прямых налогов и военной службы. [3] Любой житель любой провинции Рима должен был зарегистрироваться для участия в переписи. Точный объем гражданских обязанностей менялся на протяжении веков.
Большая часть римского права, касающаяся прав и функций гражданства, вращалась вокруг юридических прецедентов. Документы римского писателя Валериуса Максима указывают на то, что в последующие века римские женщины могли свободно общаться на Форуме и высказывать опасения по собственному желанию, при условии, что они действовали в манере, соответствующей их семье и положению. [3]
Большая часть нашей основы для понимания римского права взята из Дигестов императора Юстиниана . [4] В Дайджесте содержались судебные решения присяжных и их толкования римского права, а также сохранились сочинения римских авторов-юристов.
Эдикт Каракаллы
[ редактировать ]Эдикт Каракаллы (официально Constitutio Antoniniana на латыни: «Конституция [или Эдикт] Антонина») — указ, изданный в 212 году нашей эры римским императором Каракаллой , который провозглашал, что всем свободным людям в Римской империи должны быть предоставлены полные Римское гражданство и все свободные женщины в Империи получили те же права, что и римские женщины, за исключением дедициев , людей, которые стали подданными Риму в результате капитуляции на войне, и освобожденных рабов.
За столетие до Каракаллы римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным между жителями разных провинций Римской империи и между дворянами, такими как короли стран-клиентов. Однако до Указа значительное количество провинциалов не были римскими гражданами и вместо этого обладали латинскими правами .
Библейская Книга Деяний указывает, что Апостол Павел был римским гражданином по рождению – хотя и не уточняет четко, какой класс гражданства – факт, который имел существенное влияние на карьеру Павла и на религию христианства.
Виды гражданства
[ редактировать ]Гражданство в Риме можно было получить различными способами. Чтобы родиться гражданином, оба родителя должны были быть свободными гражданами Рима. [5] Другой метод заключался в прохождении государственной службы, например, в неримских вспомогательных силах. Города могли получить гражданство путем реализации латинского закона , согласно которому жители провинциального города империи могли избирать людей на государственные должности и, следовательно, давать избранному официальному гражданству. [6]
Правовые классы со временем менялись, однако в разное время в Римском государстве существовали следующие классы правового статуса:
Римские граждане
[ редактировать ]Cives Romani были полноправными римскими гражданами, пользовавшимися полной правовой защитой в соответствии с римским законодательством. Cives Romani были разделены на два класса:
- Не самый лучший закон , который держал торговое право и закон о браке [а] (права собственности и брака)
- Optimo iure , который обладал этими правами, а также ius suffragii и ius Honorum (дополнительные права голосовать и занимать должности).
латиняне
[ редактировать ]Латинцы латинскими были классом граждан, которые обладали правами ( ius Latii ) или правами ius commercii и iusmigrationis (право на миграцию), но не ius conubii . Термин «латини» первоначально относился к латинянам , гражданам Латинской лиги , которые попали под контроль Рима в конце Латинской войны , но в конечном итоге стал юридическим описанием, а не национальным или этническим. Статус латинских прав мог быть присвоен различным классам граждан, таким как вольноотпущенники , гражданские цыгане, осужденные за преступления, или колониальные поселенцы.
партнеры
[ редактировать ]По римскому праву гражданам другого государства, входившего в союз с Римом по договору, присваивался статус общества . Socii (также известные как федераты ) могли получить определенные законные права согласно римскому праву в обмен на согласованные уровни военной службы, то есть римские магистраты имели право набирать солдат из таких государств в римские легионы . Однако государства -федераты, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.
Растущее недовольство правами, предоставленными обществу , и растущими потребностями легионов в рабочей силе (из-за затяжной Югуртинской войны и Кимврской войны ) в конечном итоге привели к Социальной войне 91–87 гг. До н.э., в которой итальянские союзники восстали против Рима.
Закон Юлия (полностью Lex Iulia de Civitate Latinis Danda ), принятый в 90 г. до н.э., предоставил права cives Romani всем государствам Latini и socii , которые не участвовали в Социальной войне или были готовы немедленно прекратить военные действия. . это было распространено на все итальянские социальные Когда война закончилась, государства (за исключением Галлии Цизальпины ), что фактически исключило социальные и латинские государства как юридические определения и определения гражданства.
Провинциальный
[ редактировать ]Провинциалами были те люди, которые подпадали под римское влияние или контроль, но у которых не было даже прав федератов , по сути, имея только права ius gentium (правила и законы, общие для наций, находящихся под властью Рима).
Паломники
[ редактировать ]Peregrinus ) изначально назывался любым человеком , (множественное число peregrini который не был полноправным римским гражданином, то есть кем-то, кто не был членом cives Romani . С расширением римского права и включением большего количества градаций правового статуса этот термин стал использоваться реже, но термин peregrini включал в себя представителей Latini , socii и provinciales , а также подданных иностранных государств.
Гражданство для разных социальных классов
[ редактировать ]Лица, принадлежащие к определенному социальному классу в Риме, имели измененные версии гражданства.
- Римские женщины имели ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права со временем менялись. Браки были важной формой политического союза во времена Республики. Римские женщины в основном оставались под опекой отца ( pater familias ) или ближайшего родственника мужского пола. [4]
- Граждане государств-клиентов и союзники (socii) Рима могли получить ограниченную форму римского гражданства, такую как латинские права . Такие граждане не могли голосовать или быть избранными на римских выборах .
- Вольноотпущенниками были бывшие рабы, получившие свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство, и у них не было некоторых привилегий, таких как право баллотироваться на должности исполнительной магистратуры . Дети вольноотпущенников и женщин рождались свободными гражданами; например, отец поэта Горация был вольноотпущенником.
- Рабы считались собственностью и не имели правосубъектности . Со временем они получили некоторую защиту в соответствии с римским законодательством. Некоторые рабы были освобождены путем освобождения за оказанные услуги или по завещанию после смерти их хозяина. Освободившись, они столкнулись с небольшими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек мог стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в римской мифологии ; когда Ромул победил сабинян в битве, он пообещал военнопленным, находившимся в Риме, стать гражданами.
Права
[ редактировать ]Римские граждане пользовались множеством особых привилегий в римском обществе. Граждане мужского пола имели право голосовать ( ius suffragi ) и занимать гражданские должности ( ius Honorum, доступное только аристократии). [5] Они также обладали ius vitae necisque, «правом на жизнь и смерть». Глава римской семьи мужского пола ( pater familias ) имел право по закону казнить любого из своих детей в любом возрасте, хотя, похоже, это в основном сохранялось при принятии решения о воспитании новорожденных детей. [4]
Более общие права включали: права на собственность ( ius census ), на заключение договоров ( ius commercii ), ius provocatis, право на обжалование судебных решений, [5] право подавать в суд и быть ответчиком в суде, на судебное разбирательство, а также право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и положений.
Что касается римской семьи , римские граждане обладали правом ius conubii, определяемым как право на законный брак, в котором дети от этого союза также будут римскими гражданами. Более ранние римские источники указывают, что римские женщины могли утратить свои индивидуальные права граждан при вступлении в мужской брак . В мужском браке женщина теряла все имущество или собственность, которой она владела сама, и они передавались ее мужу или его отцу семьи . браки ману в значительной степени прекратились Ко времени Августа , и вместо этого женщины остались под защитой своего отца семьи. После его смерти и мужчины, и женщины, находящиеся под защитой отца семьи, будут считаться sui iuris и юридически независимыми, способными наследовать и владеть имуществом без одобрения своего отца семьи. [4] Однако римская женщина вступала в опеку или опеку. Наставник женщины действовал аналогично pater familias , но он не контролировал собственность или имущество женщины и обычно требовался только для того, чтобы дать свое разрешение, когда женщина хотела совершить определенные юридические действия, например, освободить своих рабов. [4]
Официально для зачисления в римские легионы требовался статус римского гражданства, но это требование иногда игнорировалось, и могли быть сделаны исключения. Граждане-солдаты могли быть избиты центурионами и старшими офицерами по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилии и получили гражданство через службу.
начала II века до нашей эры Согласно законам Порция , римский гражданин не мог подвергаться пыткам или избиению кнутом и мог заменить смертный приговор добровольным изгнанием , если только он не был признан виновным в государственной измене. В случае обвинения в государственной измене римский гражданин имел право предстать перед судом в Риме, и даже в случае приговора к смертной казни ни один римский гражданин не мог быть приговорен к распятию .
Ius gentium представлял собой юридическое признание, возникшее в III веке до нашей эры, растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. Таким образом, ius gentium представлял собой римскую юридическую кодификацию широко распространенного международного права того времени и был основан на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. Считалось, что права, предоставляемые ius gentium, принадлежат всем людям; таким образом, это концепция прав человека, а не прав, связанных с гражданством.
Iusmigrisis — право сохранить свой уровень гражданства при переезде в полис сопоставимого статуса. Например, члены cives Romani сохранили свои полные права civitas , когда они мигрировали в римскую колонию с полными правами по закону: Colonia civium Romanorum . Латиняне также имели это право и сохраняли свой ius Latii, если они переезжали в другое латинское государство или латинскую колонию ( Latina Colonia ). Это право не сохраняло уровень гражданства в случае переезда в колонию с меньшим правовым статусом; полноправные римские граждане, переселившиеся в латинскую колонию, были низведены до уровня ius Latii , и такая миграция и понижение статуса должны были быть добровольным актом.
Романизация и гражданство
[ редактировать ]Римское гражданство также использовалось как инструмент внешней политики и контроля. Колониям и политическим союзникам будет предоставлена «второстепенная» форма римского гражданства, при этом существует несколько ступенчатых уровней гражданства и юридических прав ( одним из них были латинские права ). Обещание улучшения статуса в римской «сфере влияния» и соперничество с соседями за статус заставляли многих соседей и союзников Рима сосредоточиться на статус-кво римской культуры, а не на попытках подорвать или свергнуть влияние Рима. .
Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе романизации . Этот шаг стал одним из наиболее эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальной политической идеи.
Ранее Александр Македонский пытался «смешать» своих греков с персами, египтянами, сирийцами и т. д., чтобы ассимилировать народы завоеванной Персидской империи , но после его смерти эта политика во многом игнорировалась его преемниками .
Идея заключалась не в ассимиляции , а в том, чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или его сыновей) в римских граждан. Вместо того, чтобы ждать неизбежного восстания побежденного народа (племени или города-государства), такого как Спарта и побежденные илоты , Рим пытался заставить тех, кто находился под его властью, почувствовать, что они заинтересованы в системе. [6] Возможность лиц, не родившихся в Риме, получить римское гражданство также обеспечивала повышенную стабильность для тех, кто находился под римским правлением, а система подразделения внутри различных типов гражданства позволяла римским правителям сотрудничать с местной элитой в провинциях. [6]
Романитас , римский национализм и его исчезновение
[ редактировать ]С завершением романизации и сменой поколений на римской территории начало возникать новое объединяющее чувство, Romanitas или «римский образ жизни», некогда племенное чувство, которое разделяло Европу, начало исчезать (хотя и никогда полностью) и смешиваться. в сочетании с новым клином патриотизма, импортированным из Рима, с помощью которого можно подняться на все уровни.
Романитас , момента, когда , романство или католицизм, продлится до последних лет единства pars occidentalis старые племена и протофеодализм кельтского происхождения, до тех пор дремавшие, вновь проявятся, смешавшись с новыми этническими группами. германского происхождения. Это наблюдается в сочинениях Григория Турского , который не пользуется дихотомией галло-римско - франкский , а использует название каждого из родов существовавших в то время в Галлии (арверны, турони, лемовичи, турнасенсы, битуриги, франци и др.), считая себя арверном , а не галло-римлянином; это отношения между туземцами и франками, рассматриваемые не как римляне против варваров, как принято считать, а, как в случае с Григорием, отношения сосуществования между арвернами и франками (франками) как равными.
Следует также помнить, что Хлодвиг I родился в Галлии, поэтому, согласно эдикту Каракаллы, который сделал его римским гражданином по рождению, помимо того, что император Анастасий I Дикор признал его консулом Галлии , его властное положение был усилен, помимо того, что его галло-римские подданные считали его законным наместником Рима; понимая, что Romanitas не исчезла таким резким образом, наблюдал ее последствия столетия спустя при Карле Великом и Translatio imperii .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фарр, Клайд; Джонсон, Аллан Честер; Коулман-Нортон, Пол Робинсон; Борн, Фрэнк Кард. «Древнеримские статуты: перевод с введением, комментариями, глоссарием и указателем» . avalon.law.yale.edu . Проверено 3 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Долганов, Анна (1 января 2021 г.). «Документирование римского гражданства» . Андо, К. И Лаван, М. (редакторы) Имперское и местное гражданство в долгом втором веке, Oxford University Press, 185–228 .
- ^ Jump up to: а б Шатляр, Од; Стивенс, Энн (2016). «Женщины как несовершеннолетние и их гражданство в республиканском Риме» . Клио. Женщины, пол, история (43): 24–47. ISSN 2554-3822 . JSTOR 26242541 .
- ^ Jump up to: а б с д и Эванс., Граббс, Джудит (2002). Женщины и закон в Римской империи: справочник по браку, разводу и вдовству . Рутледж Тейлор и Фрэнсис Групп. ISBN 0-415-15240-2 . OCLC 891208950 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Шатляр, Од; Стивенс, Энн (2016). «Женщины как несовершеннолетние и их гражданство в республиканском Риме» . Клио. Женщины, пол, история (43): 24–47. ISSN 2554-3822 . JSTOR 26242541 .
- ^ Jump up to: а б с Мартин, Йохен (1995). «Римская империя: господство и интеграция» . Журнал институциональной и теоретической экономики (JITE) / журнал всех политических наук . 151 (4): 714–724. ISSN 0932-4569 . JSTOR 40751853 .
- ^ «Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь, C, contŭbernālis, cōnūbĭum» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 3 апреля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аткинс, Джед В. 2018. Римская политическая мысль. Ключевые темы древней истории. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2018.
- Чекет, Люсия и Анна Бусетто, ред. 2017. Граждане в греко-римском мире: аспекты гражданства от архаического периода до 212 г. н.э.. Mnemosyne Supplements, 407. Лейден; Бостон: Брилл.
- Гарднер, Джейн. 1993. Быть римским гражданином. Лондон: Рутледж.
- Ховарт, Рэндал С. 2006. Истоки римского гражданства. Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс.
- Николет, Клод. 1980. Мир гражданина в республиканском Риме . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Просто Феликс. «Социальные аспекты мира Павла» . Католические ресурсы по Библии, литургии, искусству и теологии . Проверено 6 сентября 2008 г.