Jump to content

Семья в Древнем Риме

Ара Пацис показывает императорскую семью Августа
Портрет мужа и жены из золотого стекла (Апостольская библиотека Ватиканы, Священный музей)

Древнеримская семья представляла собой сложную социальную структуру , основанную главным образом на нуклеарной семье , но также включавшую различные комбинации других членов, таких как члены расширенной семьи, домашние рабы и освобожденные рабы. У древних римлян были разные имена для описания своих представлений о семье, например, «familia» для описания нуклеарной семьи и «domus», который включал бы всех жителей домашнего хозяйства. [1] Типы взаимодействия между различными членами семьи диктовались воспринимаемыми социальными ролями, которые играл каждый член. Структура древнеримской семьи постоянно менялась из-за низкой продолжительности жизни, а также в результате брака , развода и усыновления . [2]

Древние римляне ставили отца во главе семьи. Одно из определений термина familia переводится как «группа людей, происходящих от одного отца », где pater означает «отец». [2] : 17  Согласно этому определению, отец и все его дети являются частью его семьи , как и дети его сыновей. Однако дети его дочерей станут частью семьи своего отца . [2] : 17  Во главе всей семьи стоял pater familias . Отец семьи был старейшим из ныне живущих мужчин в семье. Если бы у него были живые сыновья, даже взрослые мужчины со своими семьями, эти сыновья все равно находились бы под властью pater familias . [2] : 17 

В Древнем Риме отцы были наделены почти безграничной властью над своей семьей, особенно над детьми. Эта patria potestas , или «власть отца», давала ему законные права на своих детей до тех пор, пока он не умрет или его дети не будут освобождены. [3] : 36  Эти полномочия включали право заключать браки или принуждать к разводу, разоблачать новорожденного ребенка, если он не хотел его / ее, и даже отрекаться, продавать или убивать своего ребенка. [2] : 17  Хотя отец имел эти законные права, это не означало, что такие действия были обычным явлением. Отцы хотели, чтобы их дети были наследниками для продолжения их родословной. Древние римляне верили, что patria potestas была впервые продиктована Ромулом , основателем и первым царем Рима. [4] По закону, если ребенок не разделял гражданство отца, он или она не находились под его patria potestas . [5]

В Древнем Риме от женщины ожидалось, что она станет женой и матерью. Несмотря на важность матери в структуре семьи как носительницы детей, она не имела юридического контроля над своими детьми. [2] : 20  Примеры отношений матери и ребенка в древних источниках, если они вообще обсуждаются, сосредоточены на описании ее как идеализированной римской матроны . Римская матрона была сильной и добродетельной женщиной, посвятившей себя политическому продвижению своей семьи. [2] : 20  Марк Аврелий дает редкое представление о нежных отношениях между матерью и сыном в письме, описывающем день, проведенный с его матерью, игриво споря и сплетничая. [6] Отсутствие литературных дискуссий могло возникнуть из-за того, что многие дети никогда не знали своих матерей, которые часто умирали при родах. Также имело место то, что маленькие дети часто больше общались со своей кормилицей или педагогом, чем со своей матерью.

Создание семьи

[ редактировать ]

.....Нуклеарная семья отца, матери и детей была важна для древнеримской семейной структуры. Хотя матери рожали много детей, размер римской семьи оставался относительно небольшим из-за высокого уровня младенческой и детской смертности. Двадцать пять процентов младенцев умерли в течение первого года жизни, а еще 25% умерли до своего десятого дня рождения. [2] : 16  Столь высокий показатель означал, что женщинам приходилось рожать нескольких детей, поскольку многие из них не доживали до совершеннолетия. Однако парам, которые не хотели забеременеть, были доступны формы контрацепции, а также аборты. [2] : 26–27 

Жизненный путь

[ редактировать ]
Саркофаг с изображением играющих детей

В младенчестве новорожденного либо принимал в семью его/ее отец в рамках ритуала, называемого tollere liberum , либо отец подвергал ребенка воздействию, часто без согласия матери. [3] : 39  Разоблачение отличалось от детоубийства , и брошенного ребенка часто забирал и воспитывал кто-то другой. Ребенок считался младенцем до тех пор, пока ему не исполнилось семь лет. В это время мальчики начнут свое образование и познакомятся с общественной жизнью. [3] : 35–36  Девочки оставались в доме, чтобы освоить навыки, которые им понадобятся в качестве жен и матерей. По закону девочка считалась ребенком до двенадцати лет, а мальчик — до четырнадцати лет. Молодых девочек часто обручали в двенадцать лет, а в тринадцать выдавали замуж за человека, которого выбрал ее отец. [2] : 37  Мужчины переходили во взрослую жизнь во время церемонии toga virilis , когда они получали белую тогу, которую носили взрослые. [3] : 67  Детство у женщин заканчивалось после замужества, но их по-прежнему считали детьми из-за более слабого характера по сравнению с мужчинами. [3] : 36 

Кормилицы и педагоги

[ редактировать ]

Внутри домашнего хозяйства младенцы и дети взаимодействовали со слугами и домашними рабами. В младенчестве младенцев часто кормили грудью и ухаживали за ними кормилицы , или нутрикс . Медсестер использовали семьи любого социального уровня, и их часто нанимали, когда мать умерла при родах, не могла производить молоко, хотела быстро снова забеременеть или была больна. [1] : 26  [3] : 41  От медсестры требовалось не только наличие моральных качеств, но и правильная речь, поскольку ее тесное общение с подопечным очень влияло на развитие ребенка. [7]

Педагоги, или наставники-мужчины, присматривали за детьми как мужского, так и женского пола. [3] : 45  Они могли иметь рабский или свободный статус и отвечали за обучение детей правильному этикету и жизненным навыкам. [3] : 45  Педагоги также были сопровождающими и наставниками. Как и кормилицы, педагогов нанимали семьи всех социальных классов. [1] : 48 

Август , возможно, самый известный пример усыновления в Древнем Риме.

Принятие

[ редактировать ]

Поскольку уровень детской смертности в Древнем Риме был очень высок, многим родителям приходилось усыновлять детей. Это также было обычным явлением, если родители не могли иметь детей. Усыновление обычно происходило из-за необходимости иметь наследников для продолжения фамилии. Чаще всего усыновляли племянника или внука, если у самой пары не было сына. Особенно это было заметно среди римских императоров. Юлий Цезарь , например, усыновил своего внучатого племянника Гая Октавия (позже известного как император Август ), потому что у него не было сыновей, которые могли бы стать его преемниками. В некоторых случаях хозяева освобождали своего раба, чтобы официально принять его в семью. Поступив так, раб мог взять фамилию и стать наследником.

Средняя продолжительность жизни в Древнем Риме при рождении составляла 27 лет. [2] : 16  Ранняя смерть женщин была обычным явлением из-за опасности родов, а мужчины часто умирали на поле боя. Те, кто дожил до пожилого возраста, ожидали, что их дети позаботятся о них. Во втором веке нашей эры были приняты законы, согласно которым сын должен заботиться о своем престарелом отце; однако не было никакого обязательного обязательства. [8] : 132  Дети заботились о своих пожилых родителях из-за своей веры в pietas или чувство долга перед родителями и богами. [8] : 132  Мифологический пример pietas взят из истории Энея , который вынес своего пожилого отца из горящего города Трои после Троянской войны . [3] : 119 

Древнеримское определение domus включало всех, кто жил в доме, включая рабов. Рабы были постоянным спутником римской семьи. Показательным примером были кормилицы и педагоги, которые ухаживали за детьми и воспитывали их. Римские семьи высшего сословия часто включали место для своих рабов в семейном захоронении, и взамен рабы обеспечивали своему хозяину надлежащие погребальные обряды после его смерти. [5] Рабы обычно освобождались от своего хозяина и становились его иждивенцами в качестве вольноотпущенников. Господин должен был освободить раба.

Погребальная стела вольноотпущенника Марка Аселлия Клеменса, его жены и их вольноотпущенника.

Вольноотпущенники

[ редактировать ]

Вольноотпущенники, или либерти , — бывшие рабы, получившие свободу. [2] : 186  Несмотря на свободу, многие либерти продолжали работать на своего предыдущего хозяина. Освободившись, либерти взяли фамилию своего хозяина, тем самым продолжив фамилию. [8] Взяв имя своего хозяина, либерти считались частью семьи , а не только дома . Как и рабам, вольноотпущенникам и вольноотпущенницам вместе с их семьями предоставлялось место для захоронения вместе с семьей . [8] : 216 

Римские брачные обеты

Зарождение новой римской семьи началось с брака. Брак был средством дать сыновей на службу Риму. [2] : 24  Женщин выходили замуж молодыми, обычно за мужчин, намного старше их самих. Эти девочки в подростковом возрасте, возможно, уже однажды были замужем. [2] : 37  Браки заключались членами семьи, обычно отцом, особенно в высших классах, где браки создавали политические союзы. [2] : 38  Брак и даже развод не требовали ратификации государства. [9] Единственной необходимостью было простое соглашение между обеими сторонами. Брак для высших сословий представлял собой свадебную процессию, во время которой женщину несли из ее старого дома в дом ее нового мужа в сопровождении людей, распевавших свадебные песни. [2] : 94–40  Выйдя замуж, жена становилась частью семьи мужа и получала титул materfamilias , или «матери домашнего хозяйства». [9] Жена имела те же права собственности, что и дочь, и поэтому не могла получить имущество мужа до его смерти. [9] Будучи женой, женщина быстро становилась и матерью. Общество научило женщин, что их самый ценный вклад в дело Рима – это рождение множества сыновей.

Развод и повторный брак

[ редактировать ]

Разводы и повторные браки были обычным явлением в римском обществе. Поскольку было заключено так много браков, пара не обязательно ожидала романтики, но надеялась жить в гармонии, или concordia . [2] : 44  Если брак не удался, развод можно было получить так же легко, как и брак, поскольку государству также не требовалась ратификация. Однако перед разводом было принято советоваться с близкими родственниками или друзьями. [9] И мужчина, и женщина могли подать заявление о разводе. [9] : 443  Процедура развода обычно содержала словесную формулу, в которой стороны подтверждали прекращение брака. [9] : 446  Отец мог заставить своего ребенка развестись через свою patria potestas , даже если брак был счастливым. К концу республики и началу имперского периода разводы стали все более распространенным явлением в высших классах, потому что очень много браков было основано на политике. [2] : 50  Если мужчина потерял политическое расположение, жена могла развестись с ним, чтобы защитить репутацию своей семьи. При разводе семья женщины обычно просит мужа вернуть ей приданое. [2] : 50  Это было возможно только в том случае, если жена была невиновна в каком-либо проступке. Если ее муж развелся с ней из-за такого проступка, как прелюбодеяние или неисполнение своих обязанностей по дому, жене не могло быть возвращено ее приданое. [9] : 441 

Повторные браки были следствием не только разводов, но и высокой смертности в Древнем Риме. Муж мог снова жениться, если его жена умерла при родах, жена могла снова выйти замуж, если ее муж погиб на войне, и любой мог снова жениться, если другой умер от болезни, несчастного случая или старости. [1] Развод и повторный брак могут существенно изменить структуру семьи, создавая смешанные семьи. К семье часто добавлялись приемные родители, сводные братья и сестры. Когда мужчина женился повторно, его дети жили в его новом доме, и их мать, если она была еще жива, редко видела их снова. [1]

Прелюбодеяние

[ редактировать ]

И мужчины, и женщины имели романы в Древнем Риме. Разница заключалась в том, что для мужа было социально приемлемо иметь роман с рабыней или женщиной из низшего сословия. [2] : 51  Никогда не было приемлемо, чтобы жена имела роман с кем-либо. Ожидалось, что она останется верной своему мужу, даже если узнает, что у него роман. [2] : 54  Хотя у женщин были романы, трудно определить, насколько распространенной была эта практика. Единственным исключением для мужчины было то, что ему не полагалось иметь отношения с другой замужней женщиной из высшего сословия. [2] : 54  Однако в имперский период мужчины стали чаще заводить романы с женщинами из высшего сословия. В некоторой литературе Древнего Рима даже давались советы о том, где лучше всего встретиться с любовницей. В Искусство стихотворении Овидия « любви » он описывает встречи с женщинами в общественных местах, например, в цирке или на скачках, чтобы избежать обнаружения. [10] Поскольку у супружеских пар были отдельные спальни, мужчине было легко завязать роман, но за женщиной внимательно следил домашний персонал, что делало роман в ее собственном доме практически невозможным. [3] : 31  Если изменяющая жена была застигнута мужем с любовницей, муж имел законное право убить прелюбодея и немедленно развестись с женой. [11]

Условия родства

[ редактировать ]

Термины родства на латинском языке соответствуют суданской системе родства .В латыни есть слово для каждой роли в системе.Терминология, используемая антропологами при анализе родства в культурах, часто происходит от латыни (такие слова, как амиталокальность , патрилинейность ). [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Брэдли, Кейт Р. Открытие римской семьи: исследования римской социальной истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1991.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Шелтон, Джо-Энн. Как это делали римляне: справочник по римской социальной истории . 2-е изд. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1998.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Харлоу, Мэри и Рэй Лоуренс . Взросление и старение в Древнем Риме: подход, основанный на жизненном пути. Лондон: Рутледж, 2002.
  4. ^ Источники римского права Antejustiniani (2-е изд., Флоренция, 1940-1943)
  5. ^ Jump up to: а б Диксон, Сюзанна. Римская семья . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992. По состоянию на 20 октября 2015 г. Электронная книга ACLS по гуманитарным наукам.
  6. Марк Аврелий, Письма Фронто , 4.6.
  7. ^ Квинтилиан, Элементы ораторского искусства , 1.1.4-5.
  8. ^ Jump up to: а б с д Роусон, Берил и Пол Уивер, ред. Римская семья в Италии: статус, настроения, пространство . Оксфорд: Кларендон, 1999.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Треджиари, Сьюзен. Римский брак . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1991.
  10. Овидий, Искусство любви , 1.135–163.
  11. ^ Acta Divi Augusti (Рим, 1945),/
  12. ^ Швиммер, Брайан (август 2003 г.). «Латинские родственные термины» . www.umanitoba.ca . Университет Манитобы . Проверено 3 апреля 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брэдли, Кейт. 1991. «Римская семья». В открытии римской семьи: исследования римской социальной истории. Под редакцией Кейта Брэдли, 111–203. Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать.
  • Д'Анджело, Мэри Р. 2015. «Римские «семейные ценности» и апологетические опасения Филона и Павла: чтение шестой заповеди». Исследования Нового Завета 61.4:525-546
  • Ред. Дасен, Вероника и Томас Шпат. 2010. Дети, память и семейная идентичность в римской культуре. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Диксон, Сюзанна. 1992. Римская семья. Балтимор и Лондон: Университет Джонса Хопкинса. Нажимать.
  • Джордж, Мишель (редактор) 2005. Римская семья в Империи; Рим, Италия и не только. Издательство Оксфордского университета.
  • Харлоу, Мэри и Рэй Лоуренс. 2002. Взросление и старение в Риме: жизненный подход. Лондон: Рутледж.
  • Херш, Карен. 2010. Римская свадьба: ритуал и смысл в древности. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Хюбнер, Сабина Р. 2013 Семья в римском Египте. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Хюбнер, Сабина Р. и Джеффри Натан, ред. 2017 Средиземноморские семьи в древности: домашние хозяйства, расширенные семьи и домашнее пространство. Молден, Массачусетс и Оксфорд: Wiley.
  • Кампен, Натали Боймел. 2009. Семейная фантастика в римском искусстве: очерки изображения влиятельных людей. Кембридж/Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Радица, Л. 1980. «Законодательство Августа о браке, деторождении, любовных связях и прелюбодеянии». Взлет и падение римского мира 2.13: 278–339.
  • Роусон, Берил. 2003. Дети и детство в римской Италии. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
  • Саллер, Ричард П. 1984. «Familia, Domus и римская концепция семьи». Феникс 38:336–355.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29c08255486e0021d5cbfc482f974aa3__1722003180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/a3/29c08255486e0021d5cbfc482f974aa3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Family in ancient Rome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)