Регистрация рождения в Древнем Риме
Свидетельства о рождении для римских граждан были введены во время правления Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). До времен Александра Севера (222–235 гг. н.э.) требовалось, чтобы эти документы были написаны на латыни как признак «романизма» (Romanitas) . [ 1 ]
Сохранился 21 документ о регистрации рождения римских граждан. [ 2 ] Стандартная регистрация рождения включала дату рождения. [ 3 ]
Законность
[ редактировать ]Древнеримские свидетельства о рождении были введены в 4 году нашей эры в связи с законами Aelia Sentia и lex Papia Poppaea , которые были законодательными актами, принятыми императором Августом. [ 4 ] [ 5 ] В течение 30 дней после рождения ребенка его родители, бабушки и дедушки или представители семьи официально заявляли о его рождении в Храме Сатурна . [ 6 ] Этот процесс был известен как professio. Август запретил регистрировать незаконнорожденных детей, хотя Марк Аврелий , возможно, снял это ограничение. [ 7 ] [ 8 ] Неизвестно, почему процесс регистрации рождения был установлен законом Aelia Sentia . Одна из возможностей заключается в том, что он использовался для определения того, было ли хозяину не менее 20 лет или моложе на момент освобождения раба. Регистрация рождения также использовалась для определения того, имеет ли семья хотя бы 3 детей и, следовательно, имеет право на привилегии в соответствии с законом Papia Poppaea. Этот закон был разработан, чтобы стимулировать семьи к продолжению рода и увеличению рождаемости. [ 9 ]
Завершение регистрации рождения в римском обществе не было обязательным. Хотя штрафы за отказ от регистрации в ходе переписи существовали, никаких известных наказаний в отношении регистрации рождений не существовало. С точки зрения римского права , лица, не зарегистрировавшие свое рождение, не подвергались ни наказанию, ни ущемлению: существуют императорские рескрипты (письменный ответ римского императора на запрос или письменное прошение), в которых говорится, что нерегистрация детей не должна лишать их права на легитимность, и существуют зарегистрированные заявления римских императоров Диоклетиана и Максимиана , которые сообщают человеку, что «это общепризнанная норма закона, согласно которой, хотя свидетельство о рождении было потеряно, ваш статус не подвергается неблагоприятному воздействию». затронутый."
Регистрация рождения может использоваться в качестве доказательства возраста; однако из исторических свидетельств ясно, что они сами по себе не считались достаточным доказательством. В качестве доказательства возраста могут быть использованы устные и письменные показания. Например, император Адриан заявил в рескрипте, что, когда возникает вопрос о возрасте человека, необходимо предоставить все доказательства возраста и принять решение на основе наиболее достоверных доказательств. [ 10 ] В другом случае римский юрист Модестин пришел к выводу, что для того, чтобы доказать возраст человека для освобождения от определенных обязанностей, «возраст доказывается либо уведомлением о рождении, либо другими обычными (законными) доказательствами». [ 11 ]
Нелегитимность
[ редактировать ]Римское общество не стигматизировало нелегитимность в такой степени, как в более поздних западных обществах. Незаконнорожденный свободнорожденный имел более высокий социальный статус, чем вольноотпущенник. Незаконнорожденные дети действительно имели некоторые недостатки по закону. Их рождение не могло быть официально зарегистрировано в течение первых 150 лет существования свидетельств о рождении. [ 12 ] Однако закон, принятый в 178 году нашей эры, давал внебрачным детям такое же право, как и законным детям, на долю имущества своей матери, если она умерла, не оставив завещания. После того как Империя перешла под власть христиан, это право было отнято у тех, кто родился вне брака. [ 13 ]
Для внебрачных детей дата рождения была более сложной и менее авторитетной, поскольку она либо была записана изначально, либо скопирована из государственного реестра. [ 14 ]
Римский Египет
[ редактировать ]существовало два отдельных процесса регистрации рождений В римском Египте : один для римских граждан, который проводился на латыни, и другой процесс для греко-египтян, который проводился на греческом языке. Эти два процесса с юридической точки зрения были совершенно не связаны.
Доступны 34 документа о регистрации рождения граждан Греции и Египта, датированные примерно 270 годами. [ 15 ] По инициативе отца или другого близкого родственника стандартная регистрация рождения включала имя и текущий возраст соответствующего лица и адресовалась должностному лицу.
Греко-египетская регистрация рождения не была обязательной и представляла собой скорее подтверждение статуса, чем доказательство рождения. Перепись устранила необходимость в регистрации рождений, поскольку информация, полученная в результате регистрации рождений, просто дополняла информацию переписи. [ 16 ] Возраст имел особенно важное значение для определения того, кто должен был платить подушный налог в возрасте 14 лет.
Регистрация рождения может указать возраст человека; однако перепись проводилась каждые 14 лет, чтобы гарантировать, что никто не избежал уплаты налога, а также предоставляла эту информацию. [ 17 ] Перепись была более эффективной и тщательной, чем система регистрации рождений в греко-египетском обществе, и правительственные чиновники полагались на информацию переписи гораздо больше, чем на регистрацию рождений.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адамс, Дж. Н. (2003). « Romanitas» и латинский язык» . Классический ежеквартальный журнал . 53 (1): 186–187. дои : 10.1093/cq/53.1.184 . ISSN 0009-8388 . JSTOR 3556490 – через JSTOR .
- ^ Паркин, Тим Г. (7 мая 2003 г.). Старость в римском мире: культурная и социальная история . Джу Пресс. п. 178. ИСБН 978-0-8018-7128-3 .
- ^ Шульц, Фриц (1942). «Римские записи о рождении и свидетельства о рождении» . Журнал римских исследований . 33 : 78–91. дои : 10.2307/296462 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 296462 . S2CID 250352226 — через JSTOR .
- ^ ПИМЕНТЕЛЬ, Кристина; ЛОИО, Ана Мария; РОДРИГЕС, Нуно Симойнс; Фуртадо, Родриго (31 января 2021 г.). Статьи Августа: новые подходы к эпохе Августа в двухтысячелетии его смерти. Том 1 . Георг Олмс Верлаг. стр. 69–70. ISBN 978-3-487-15816-7 .
- ^ Шульц, Фриц (1942). «Римские записи о рождении и свидетельства о рождении» . Журнал римских исследований . 32 : 78–91. дои : 10.2307/296462 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 296462 . S2CID 250352226 .
- ^ Краузе, Стэнфорд Мак. Жизнь в Древнем Риме . Книжный магазин «Умный Маккрауз».
- ^ Бэгналл, Роджер С; Бродерсен, Кай; Чемпион, Крейдж Б; Эрскин, Эндрю; Хюбнер, Сабина Р., ред. (21 января 2013 г.). Энциклопедия древней истории (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah22030 . ISBN 978-1-4051-7935-5 .
- ^ Шоу, Брент Д. (01 января 2001 г.), «СЕЗОННЫЙ ЦИКЛ РОДОВ РИМСКИХ ЖЕНЩИН» , Обсуждение римской демографии , Брилл, стр. 88, ISBN 978-90-04-35109-7 , получено 9 июня 2023 г.
- ^ Крук, Джон Энтони (1967). Закон и жизнь Рима . Издательство Корнельского университета. стр. 45–47. ISBN 978-0-8014-9273-0 .
- ^ Копать. 22.3.13 (Ульпиан).
- ^ Код. Только. 2.44.2.пр.-1 (= Код. Теод. 2.17.1.пр.-1, 321 г. н.э.)
- ^ Роусон, Берил (1989). «Спури и римский взгляд на незаконность » Антихтон 23 : 10–41. дои : 10.1017/S006647740000366X . ISSN 0066-4774 . S2CID 148540068 .
- ^ Берил Роусон , «Дети в римской семье », в книге «Семья в Древнем Риме: новые перспективы» ( Cornell University Press , 1986), стр. 178.
- ^ Шульц, Фриц. 60.
- ^ Паркин, Тим Г.. 175. Санчес-Морено Элларт, Карлос, « Заметки о некоторых новых проблемах, касающихся свидетельств о рождении римских граждан », Журнал юридической папирологии 34 (2004) 107 и далее.
- ^ Паркин, Тим Г.. 182.
- ^ Казарико, Лоиза (1985). Контроль численности населения в римском Египте . Типолитография Тибилетти.