Ромул
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Ромул | |
---|---|
Король Рима | |
Царствование | 753–716 гг. до н.э. (традиционные даты) |
Преемник | Нума Помпилиус |
Рожденный | Альба Лонга |
Умер | Рим |
Супруг | Герсилия |
Отец | Марс |
Мать | Рея Сильвия |
Ромул ( / ˈ r ɒ m j ʊ l ə s / , Классическая латынь : [ˈroːmʊɫʊs] легендарный основатель и первый царь Рима . ) — Различные традиции приписывают Ромулу и его современникам создание многих старейших юридических, политических, религиозных и социальных институтов Рима. Хотя многие из этих традиций включают в себя элементы фольклора , и неясно, в какой степени историческая фигура лежит в основе мифического Ромула, события и учреждения, приписываемые ему, были центральными в мифах, окружающих происхождение Рима и культурные традиции.
Традиционный аккаунт
[ редактировать ]Мифы о Ромуле включают несколько отдельных эпизодов и фигур, в том числе чудесное рождение и юность Ромула и его близнеца брата - Рема ; Убийство Рема и основание Рима; изнасилование сабинянок и последующая война с сабинянками ; период совместного правления с Титом Татием ; учреждение различных римских учреждений; смерть или апофеоз Ромула и наследование Нумы Помпилия . [ нужна ссылка ]
Ромул и Рем
[ редактировать ]Согласно римской мифологии , Ромул и Рем были сыновьями Реи Сильвии от бога Марса . Их дедом по материнской линии был Нумитор , законный царь Альба-Лонги , от которого близнецы произошли как от троянского героя Энея , так и от Латина , царя Лациума . [ нужна ссылка ] До рождения близнецов трон Нумитора был узурпирован его братом Амулием , который убил сына или сыновей Нумитора и приговорил Рею Сильвию к вечной девственности, посвятив ее в весталку . [я] [1] [2] Когда Рея забеременела, она утверждала, что ее посетил бог Марс. Амулий заключил ее в тюрьму, а после рождения близнецов приказал бросить их в Тибр . Но поскольку река разлилась из-за дождя, слуги, которым было поручено избавляться от младенцев, не смогли добраться до ее берега и поэтому выставили близнецов под фиговым деревом у подножия Палатинского холма . [1] [3]
Согласно традиционному рассказу, волчица наткнулась на близнецов и кормила их грудью, пока их не нашли царский пастух Фаустул и его жена Акка Ларентия . [ii] Братья выросли среди пастухов и горцев. Будучи вовлеченным в конфликт между последователями Амулия и последователями их деда Нумитора, Фаустул рассказал им об их происхождении. С помощью своих друзей они заманили Амулия в засаду и убили его, вернув на престол своего деда. [5] [6] Затем князья намеревались основать собственный город. [ нужна ссылка ]
Они вернулись на холмы, возвышающиеся над Тибром , недалеко от того места, где их выставили в младенчестве, но разошлись во мнениях относительно места своего нового города. Каждый занял позицию на своем холме и ждал знамения, чтобы решить, кто между ними. Рем увидел шесть стервятников над Авентинским холмом, затем Ромул увидел стайку из двенадцати стервятников над Палатинским холмом. Рем отстаивал Авентин, основываясь на приоритете, Ромул Палатин - на количестве. Конфликт обострился, и Ромул или один из его последователей убили Рема. [5] [7] В одном из вариантов легенды авгуры отдали предпочтение Ромулу, который приступил к вспашке квадратной борозды вокруг Палатинского холма, чтобы разграничить стены будущего города ( Roma Quadrata ). Когда Рем насмешливо перепрыгнул через «стены», чтобы показать, насколько они неэффективны против захватчиков, Ромул в гневе сбил его с ног. В другом варианте Ремус был убит в рукопашной схватке вместе с Фаустулом. [ нужна ссылка ]
Основание города
[ редактировать ]Основание Рима ежегодно отмечалось 21 апреля праздником Парилия . [iii] [iv] Первым действием Ромула было укрепление Палатина с помощью Муруса Ромула , в ходе которого он принес жертву богам. Он проложил границы города бороздой, которую вспахал, совершил еще одно жертвоприношение и со своими последователями принялся за строительство самого города. [8] [9] Ромул искал согласия народа, чтобы стать его царем. С помощью Нумитора он обратился к ним и получил их одобрение. Ромул принял корону после того, как принес жертву и помолился Юпитеру , а также после получения благоприятных предзнаменований. [10]
Ромул разделил население на три племени , известные как Рамны , Титиенсы и Луцеры . [v] для налогообложения и военных целей. Каждое племя возглавлялось чиновником, известным как трибун , и далее было разделено на десять курий , или приходов, каждый из которых возглавлялся чиновником, известным как курио . Ромул также выделил часть земли каждому округу на благо народа. [11] [12] Ничего не известно о том, как облагались налогами племена и курии, но в отношении военного сбора каждая курия отвечала за предоставление ста пехотинцев, единицы, известной как век . [мы] и десять кавалеристов. Таким образом, каждое ромулеанское племя предоставило около тысячи пехотинцев и одно столетие кавалерии; триста кавалеристов стали известны как Селерес , «быстрые», и сформировали королевскую телохранительницу. [13] [14]
Выбрав сто мужчин из знатных семей, Ромул учредил римский сенат . Этих людей он называл patres , отцами города; их потомки стали известны как « патриции », образуя один из двух основных социальных классов в Риме. Другой класс, известный как « плебс » или «плебеи», состоял из слуг, вольноотпущенников, беглецов, искавших убежища в Риме, пленных на войне и других людей, которым со временем было предоставлено римское гражданство. [15] [16]
Чтобы стимулировать рост города, Ромул объявил детоубийство вне закона и основал приют для беглецов на Капитолийском холме . Здесь как свободные люди, так и рабы могли претендовать на защиту и добиваться римского гражданства. [17] [18]
Изнасилование сабинянок
[ редактировать ]Новый город был наполнен колонистами, большинство из которых были молодыми, неженатыми мужчинами. Хотя беглецы, ищущие убежища, способствовали росту населения, одиноких мужчин значительно больше, чем женщин. Без смешанных браков между Римом и соседними общинами новый город в конечном итоге рухнет. Ромул отправил послов в соседние города с просьбой разрешить смешанные браки с римскими гражданами, но его предложения были отвергнуты. Ромул сформулировал план по привлечению женщин из других поселений. Он объявил о знаменательном фестивале и играх и пригласил на них жителей соседних городов. Многие это сделали, особенно сабиняне , которые пришли толпами. По заранее условленному сигналу римляне схватили и увезли женщин на выданье к своим гостям. [15]
Пострадавшие города готовились к войне с Римом и могли бы победить Ромула, если бы были полностью объединены. Но нетерпеливые приготовлениями сабинян, латинские города Кенина , Крустмерий и Антемны выступили без своих союзников. Кенина напала первой; его армия была быстро обращена в бегство, а город взят. После личной победы и убийства принца Кенины в единоборстве, Ромул лишил его доспехов, став первым, кто потребовал spolia opima , и поклялся построить храм Юпитеру Феретриусу . Антемны и Крустмерий были завоеваны по очереди. Некоторым из их людей, в основном семьям похищенных женщин, разрешили поселиться в Риме. [19]
После поражения латинских городов сабиняне под предводительством Тита Татия собрали свои силы и двинулись на Рим. Они получили контроль над цитаделью, подкупив Тарпею , дочь римского полководца, отвечавшего за ее защиту. Не имея преимущества цитадели, римляне были вынуждены встретиться с сабинянами на поле боя. Сабиняне выдвинулись из цитадели, и завязался ожесточенный бой. Говорят, что близлежащий Лак Курций назван в честь Меттия Курция, сабинского воина, который погрузил свою лошадь в грязь, чтобы загнать в тупик своих римских преследователей, когда тот отступал. В критический момент боевых действий римляне начали колебаться перед лицом наступления сабинян. Ромул поклялся построить храм Юпитеру Статору , [VII] чтобы его линия не порвалась. Кровопролитие наконец закончилось, когда сабинянки встали между двумя армиями, умоляя, с одной стороны, своих отцов и братьев, а с другой - своих мужей, отложить оружие и прийти к соглашению. Лидеры каждой стороны встретились и заключили мир. Они образовали одно сообщество, которым совместно правили Ромул и Татий. [20]
Последующие события
[ редактировать ]Два короля правили растущим городом Римом в течение нескольких лет, прежде чем Татий был убит во время бунта в Лавиниуме , куда он отправился принести жертву. Незадолго до этого группа послов Лаврентума пожаловалась на обращение с ними со стороны родственников Татия, и он решил дело против послов. Ромул сопротивлялся призывам отомстить за смерть сабинского короля, вместо этого подтвердив римский союз с Лавиниумом и, возможно, предотвратив раскол своего города по этническому признаку. [21]
Говорят, что через несколько лет после смерти Татия Ромул завоевал город Фидены , который, встревоженный растущей мощью Рима, начал совершать набеги на римскую территорию. Римляне заманили фиденатов в засаду и разгромили их армию; Когда они отступили в свой город, римляне последовали за ними, прежде чем ворота успели закрыться, и захватили город. Этрусский , расположенный город Вейи в девяти милях вверх по Тибру от Рима, также совершал набеги на римскую территорию, предвещая роль этого города как главного соперника римской власти в течение следующих трех столетий. Ромул разбил армию Вейи, но обнаружил, что город слишком хорошо защищен, чтобы его можно было осадить, и вместо этого опустошил сельскую местность. [22]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]После тридцатисемилетнего правления [23] [24] Говорят, что Ромул исчез в вихре во время внезапного и сильного шторма, когда он проводил смотр своих войск на Марсовом поле . Ливий говорит, что Ромул был либо убит сенаторами, растерзан из ревности, либо был поднят на небо Марсом, богом войны. Ливий верит в последнюю теорию о смерти легендарного короля, поскольку она позволяет римлянам верить, что боги на их стороне, что является для них причиной продолжить экспансию под именем Ромула. [25]
Ромул приобрел культ последователей, который позже слился с культом Квирина , возможно, изначально местного бога сабинского населения. Поскольку со времени смерти Тита Татия у сабинян не было собственного царя, следующий царь Рима Нума Помпилий . из сабинян был выбран [26]
Различные источники утверждают, что у Ромула была жена Герсилия . В Ливии, после поражения Кениненсов и Антемнатов, сабинянки умоляли Герсилию заступиться перед ее мужем от имени их семей, чтобы они были приняты в государство, а не убиты римским оружием. [27] У Дионисия Герсилия сама была одной из сабинянок и единственной, которая на момент похищения уже была замужем. Дионисий объясняет, что ее либо приняли за девственницу, либо, что более вероятно, он считает, что она была матерью одного из похищенных и отказалась бросить свою дочь. [28] Плутарх также сообщает, что Герсилия была одной из сабинянок и единственной, которая уже была замужем. Он также упоминает, что некоторые авторитеты считают Герсилию женой Хоста Гостилия , а не Ромула. У Плутарха Ромулу приписывают двоих детей: дочь Приму и сына Авилиуса, но здесь Плутарх отмечает, что его источник, Зенодот Трезенский, широко оспаривается. [29]
Первоисточники
[ редактировать ]Ливий , Дионисий и Плутарх полагаются на Квинта Фабия Пиктора как на источник. Другие важные источники включают и » Овидия « Фасти « Вергилия » Энеиду . Греческие историки традиционно утверждали, что Рим был основан греками, и это утверждение восходит к логографу Гелланику с Лесбоса в V веке до нашей эры, который назвал Энея своим основателем. Римские историки связывают Ромула с Энеем по происхождению и упоминают предыдущее поселение на Палатинском холме , иногда приписывая его Эвандеру и его греческим колонистам. Для римлян Рим был институтами и традициями, которые они приписывают своему легендарному основателю, первому «римлянину». [30]
Легенда в целом отражает представления Рима о самом себе, его происхождении и моральных ценностях. Для современной науки он остается одним из самых сложных и проблематичных из всех основополагающих мифов. Древние историки не сомневались, что Ромул дал городу свое имя. Большинство современных историков считают, что его имя является обратным образованием от названия города. Римские историки датировали основание города периодом между 758 и 728 годами до нашей эры, а Плутарх , Таруций сообщает, что друг Варрона вычислил что 771 год до нашей эры был годом рождения Ромула и его близнеца. [31] Традиция, согласно которой Ромул был далеким предком в лице полубожественного троянского царевича Энея , была дополнительно приукрашена, и Ромул стал прямым предком первой императорской династии Рима . Неясно, являются ли рассказы о Ромуле или рассказы о близнецах оригинальными элементами основного мифа, или оба или какой-то из них были добавлены.
Ромул-Кирин
[ редактировать ]Энний (180-е годы до н. э.) называет Ромула самостоятельным божеством, без ссылки на Квирина . Римские мифографы идентифицировали последнего как изначально сабинского боевого божества и, таким образом, отождествляли его с римским Марсом . Луцилий называет Квирина и Ромула отдельными божествами, а Варрон приписывает им разные храмы. Изображения Квирина изображали его бородатым воином, владеющим копьем, богом войны, воплощением римской силы и обожествленным подобием города Рима. У него был Flamen Maior по имени Flamen Quirinalis , который курировал его богослужения и ритуалы посвящения римской религии, приписываемые царскому преемнику Ромула, Нуме Помпилиусу . Однако нет никаких свидетельств существования объединенного Ромула-Квирина до I века до нашей эры. [32] [33]
Овидий в «Метаморфозах XIV» ( строки 805–828 ) дает описание обожествления Ромула и его жены Герсилии , которым даны новые имена Квирин и Хора соответственно. Марс, отец Ромула, получил от Юпитера разрешение привести своего сына на Олимп, чтобы он жил с олимпийцами . [34]
Одна из теорий этой традиции предполагает появление двух мифических фигур от более раннего единственного героя. В то время как Ромул является героем-основателем, Квирин, возможно, был богом урожая, а Форнакалия - фестивалем, посвященным основному урожаю ( спельте ). Через традиционные даты из сказок и фестивалей они связаны друг с другом. Легенда об убийстве такого героя-основателя, захоронении тела героя в полях (в некоторых источниках) и празднике, связанном с этим героем, богом урожая и основным продуктом питания, — это закономерность, признанная антропологи . Эта модель, названная « архетипом дема », предполагает, что в предшествующей традиции бог и герой на самом деле были одной и той же фигурой, а позже разделились на две части. [35]
Историчность
[ редактировать ]Возможные исторические основы широкого мифологического повествования остаются неясными и спорными. [viii]
Современная наука подходит к различным известным историям мифа как к совокупным разработкам и более поздним интерпретациям мифа о римском основании . Отдельные версии и сопоставления представлялись римскими историками как авторитетные, официальная история, лишенная противоречий и неопрятных вариантов для оправдания современных событий, генеалогий и действий в отношении римской морали . Другие повествования, по-видимому, представляют собой народную или фольклорную традицию; некоторые из них остаются непостижимыми по цели и значению. Т. П. Уайзман резюмирует всю проблему как мифографию необычайно проблематичного основания и ранней истории. [36] [37]
Отвратительные элементы многих мифов о Ромуле побудили некоторых ученых назвать их «позорными» или «позорными». [38] : 60–2 В древности подобные истории стали частью антиримской и антиязыческой пропаганды. Совсем недавно историк Герман Страсбургер предположил, что они никогда не были частью подлинной римской традиции, а были изобретены и популяризированы врагами Рима, вероятно, в Великой Греции , во второй половине четвертого века до нашей эры. [38] : 60–2 Эта гипотеза отвергается другими учеными, такими как Тим Корнелл (1995), [38] который отмечает, что к этому периоду история Ромула и Рема уже приняла стандартную форму и получила широкое признание в Риме. Другие элементы мифов о Ромуле явно напоминают общие элементы народных сказок и легенд и, таким образом, являются убедительным доказательством того, что эти истории были древними и местными. [38] : 60–2 Точно так же Момильяно находит аргумент Страсбургера хорошо развитым, но совершенно неправдоподобным; если мифы о Ромуле были насмешкой, то это был сигнальный провал. [37]
Изображения в искусстве
[ редактировать ]Эпизоды, составляющие легенду, в первую очередь изнасилование сабинянок , рассказ о Тарпее и смерть Татия, составляли значительную часть древнеримской науки и частый предмет искусства, литературы и философии с древних времен. раз.
Палаццо Маньяни
[ редактировать ]В конце 16 века богатая семья Маньяни из Болоньи заказала серию произведений искусства, основанных на мифе о римском основании. Художники, представившие работы, включали скульптуру Геракла с младенцами-близнецами работы Габриэле Фиорини, на которой изображено собственное лицо покровителя. Наиболее важными работами были тщательно продуманная серия фресок, известных под общим названием «Истории основания Рима» братьев Карраччи: Людовико , Аннибале и Агостино .
- Ромул размечает границы города плугом.
- Убежище (между двумя воротами)
- Изнасилование сабинянок
- Ромул посвящает храм Юпитеру Феретриусу
- Битва при озере Курций
- Смерть Тита Татия в Лаврентии
- Явление Ромула Прокулу Юлию
- Гордость Ромула
Изнасилование сабинянок в картинах и скульптурах
[ редактировать ]- Содом (1507)
- Николя Пуссен (1638)
- Питер Пауль Рубенс (1634–36)
- Джамболонья (1583 г.)
- Якопо Лигоцци (ок.1565-1627)
- Приписывается Теодору ван Тульдену (17 в.).
- Себастьяно Риччи (ок. 1700)
- Иоганн Генрих Шенфельд (1640)
- Чарльз Кристиан Наль (1870)
Тарпея
[ редактировать ]- Весталка Тарпея, избитая воинами Татия Иль Содома (16 в.)
- Наказание Тарпеи, фрагмент пентелийского мрамора с фриза базилики Эмилия (100 г. до н.э. - 100 г. н.э.).
- Реконструкция фрагмента мрамора Базилики Эмилия Фриз
- Тарпея, иллюстрация из Pictura loquens «Героические рассказы Адриана Шонебека» (1695 г.) (14751427905)
- Тарпея вступает в сговор с Татиусом на иллюстрации из «Истории римлян» Элен Аделины Гербер (1896).
Герсилия
[ редактировать ]- Гравюра из «Ромула и Герсилии», финальная сцена, акт 3, Художник: Джованни Баттиста Чиприани , гравер: Франческо Бартолоцци (1781)
- Герсилия из детали оперы Сабинки « Вмешательство сабинянок », Жак-Луи Давид (1799)
- Герсилия, разделяющая Ромула и Татия , Гверчино (1645 г.)
Смерть Татиуса
[ редактировать ]Темой Римской премии 1788 года стала смерть Татиуса ( La mort de Tatius ). Гарнье выиграл конкурс.
- Версия Этьена-Бартелеми Гарнье , сейчас находится в Высшей национальной школе изящных искусств в Париже.
- Версия Жироде , сейчас находится в Музее изящных искусств Анжера .
Смерть Ромула
[ редактировать ]- «Явление Ромула перед Прокулом», Рубенс (17 в.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дионисий описывает засаду сына Нумитора, который охотился; Ливий указывает, что у него было несколько сыновей, но не сообщает никаких подробностей их убийства. Дионисий также дает альтернативное имя, Илия , для Реи Сильвии.
- ↑ По другой версии, волчицей из легенды была сама Акка Ларентия, проститутка, которую пастухи прозвали «Лупа». [4]
- ^ Дионисий предполагает, что Парилия, возможно, возникла до основания города и была выбрана Ромулом, потому что это был благоприятный случай.
- ^ , основание Рима пришлось на Парилию Согласно старейшему из сохранившихся римских календарей (Родригес Майорга, 2010, стр. 97).
- ^ Эти имена, вероятно, не датируются временем Ромула; современные ученые пришли к выводу, что изначально они были этническими племенами, представляющими различные элементы раннего римского населения: Рамны представляли латинян, Титиенсы - сабинян, а Луцеры - этрусков. Люцеры , возможно, были более поздним дополнением к первоначальным ромулеанским племенам, но, поскольку Тибр образовывал традиционную границу между Лацием и Этрурией, вполне вероятно, что здесь были этрусские поселенцы с самого раннего периода.
- ^ Как следует из названия, отряд из ста человек, хотя в более поздние времена век обычно был меньше и насчитывал около шестидесяти человек.
- ^ Юпитер Стойкий.
- ^ Археолог Андреа Карандини - один из очень немногих современных ученых, которые признают Ромула и Рема историческими личностями, основываясь на открытии в 1988 году древней стены на северном склоне Палатинского холма в Риме. Карандини датирует сооружение серединой VIII века до нашей эры и называет его Мурус Ромули .
См.: Карандини (1997), Рождение Рима. Боги, лары, герои и люди на заре цивилизации (Турин: Эйнауди); Карандини (2006), Рем и Ромул. От округов квиритов до города римлян (775/750 – примерно 700/675 до н. э.) (Турин: Эйнауди); и Карандини (2011). Рим: День первый. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13922-7 .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ливий , История Рима I. 3.
- ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности i. 76.
- ^ Дионисий, т.е. 77–79.
- ^ Ливий, я. 4.
- ^ Jump up to: а б Ливий, И. 3–6.
- ^ Дионисий, т.е. 79–83.
- ^ Дионисий, т.е. 85–87.
- ^ Ливий, я. 7.
- ^ Дионисий, т.е. 88.
- ^ Дионисий, ii. 3–6.
- ^ Дионисий, ii. 7.
- ^ Варрон Реатин , О латинском языке, т. 81, 89.
- ^ Ливий, я. 13, 15.
- ^ Дионисий, ii. 13.
- ^ Jump up to: а б Ливий, И. 9.
- ^ Дионисий, ii. 8, 12, 13
- ^ Ливий, я. 8.
- ^ Дионисий, ii. 15.
- ^ Ливий, я. 10.
- ^ Ливий, я. 11–13.
- ^ Ливий, я. 13.
- ^ Ливий, я. 14–15.
- ^ Ливи , Я. «Ромул правил тридцать семь лет».
- ^ Плутарх , Параллельные жизни , Ромул . «Говорят, что Ромулу было пятьдесят четыре года, и он исчез из среды людей на тридцать восьмом году своего правления».
- ^ Ливий, я. 16.
- ^ Ливий, я. 17, 18.
- ^ Ливий, я. 11.
- ^ Дионисий, ii. 45.
- ^ Плутарх, «Жизнь Ромула», 14, 18, 19.
- ^ Родригес Майоргас (2010), стр. 92–94
- ^ Плутарх. Жизнь Ромула . 12.5.
- ^ Эванс, 103 и сноска 66: цитируется цитата Энния из Цицерона , 1.41.64.
- ^ Фишвик, Дункан (1993), Имперский культ на Латинском Западе (2-е изд.), Лейден: Брилл, стр. 53, ISBN 978-90-04-07179-7 .
- ^ Кук, Джон Грейнджер (2018). Пустая гробница, Воскресение, Апофеоз . п. 263. дои : 10.1628/978-3-16-156584-7 . ISBN 9783161565847 .
- ^ Брелих, Анджело. 1960. Квирин: римское божество в свете исторического сравнения «Исследования и материалы по истории религий».
- ^ Уайзман, Т.П. (1995), Ремус, Римский миф , Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Jump up to: а б Момильяно, Арнольдо (2007), «Промежуточный отчет о происхождении Рима», Третий вклад в историю классических исследований и древнего мира , том. 1, Рим, IT: Издания по истории и литературе, стр. 545–98, ISBN 9788884983633 . - Критический хронологический обзор историографии, связанной с происхождением Рима.
- ^ Jump up to: а б с д Корнелл, Тим (1995), Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н.э.) . Лондон: Рутледж, ISBN 978-1-136-75495-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Корнелл, Т. (1995), Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н.э.) , Routledge, ISBN 978-1-136-75495-1
- Родригес Майоргас, Ана (2010), «Ромул, Эней и культурная память Римской республики» (PDF) , Athenaeum , 98 (1): 89–109 , получено 14 декабря.
- Теннант, PMW (1988). «Луперкалии и легенда о Ромуле и Реме» (PDF) . Акта Классика . XXXI : 81–93. ISSN 0065-1141 . Проверено 19 ноября 2016 г.
- Уайзман, Т.П. (1983). «Жена и дети Ромула». Классический ежеквартальный журнал . XXXI (ii). Издательство Кембриджского университета: 445–452. дои : 10.1017/S0009838800034704 . JSTOR 638787 . S2CID 170700760 .
- Кук, Джон Грейнджер (2018), Пустая гробница, Апофеоз, Воскрешение , с. 263.
- Хайден, Марк (2020), Ромул: Легенда об отце-основателе Рима , История пера и меча, ISBN 9781526783172.
Древние источники
[ редактировать ]- Дионисий Галикарнасский , Римские древности i и ii.
- Ливий , История Рима i–v.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карандини, Андреа (2011). Рим: День первый. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13922-7 .
- Форсайт, Гэри (2005). Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22651-7 .
- Римляне VIII века до н.э.
- Монархи VIII века до н.э.
- Короли Рима
- Обожествленные древнеримские мужчины
- Обожествленные монархи-мужчины
- Обожествленные римские монархи
- Монархи-основатели
- Случаи пропажи людей в Италии
- Люди из Альба Лонги
- Люди, существование которых оспаривается
- Ромул и Рем
- Мифологические братоубийства
- Основатели мифологического города