Бэк-формирование
В этимологии , обратное образование — это процесс или результат создания нового слова посредством изменения , обычно путем удаления или замены фактических или предполагаемых аффиксов из лексического элемента таким образом, что увеличивается количество лексем связанных с соответствующим корневым словом . [1] Результат называется обратным формированием — термин, придуманный Джеймсом Мюрреем. [2] в 1889 году. ( Оксфордский онлайн-словарь английского языка сохраняет первое использование слова «обратная связь» с 1889 года в определении слова « взломать» ; от «грабителя »). [3]
Например, существительное « воскресение» было заимствовано из латыни , а глагол «воскреснуть» затем, сотни лет спустя, был обратно образован из него путем удаления -ion суффикса . Такая сегментация воскресения на воскресение + ион стала возможной, потому что в английском языке были примеры латинских слов в форме пар глагол и глагол + -ион , такие как opine/opinion . Они стали образцом для многих других таких пар, где глагол, происходящий от латинской основы лежания, и существительное, оканчивающееся на ion, вошли в язык вместе, например, вставка/вставка , проект/проекция и т. д.
Подобные явления [ править ]
Обратное образование может быть похоже на реанализы или народную этимологию, когда оно основано на ошибочном понимании морфологии более длинного слова. Например, существительное в единственном числе является обратным образованием от активов во множественном числе . Однако изначально слово «активы» не использовалось во множественном числе; это заимствованное слово из англо-нормандского asetz (современный французский assez ). -s был повторно проанализирован как суффикс множественного числа.
Обратное формирование отличается от обрезки или значение слова : обратное формирование может изменить класс , тогда как обрезка создает сокращенные слова из более длинных слов, но не меняет класс или значение слова.
Иногда слова могут приобретать новые лексические категории без какого-либо словообразовательного изменения формы (например, корабль (в морском смысле) сначала был существительным, а затем употреблялся как глагол). Этот процесс называется преобразованием или нулевым выводом. Как и обратное образование, оно может дать новое существительное или новый глагол, но не предполагает обратного образования.
На английском языке [ править ]
Обратное образование может быть особенно распространено в английском языке, учитывая, что многие английские слова заимствованы из латыни, французского и греческого языков, которые вместе обеспечивают английский язык большим количеством общих аффиксов. В английский язык вошло множество слов с аффиксами, например, dismantle и disheveled , поэтому легко поверить, что они образованы от таких корней, как mantle (предположительно означает «собрать что-то воедино») и shevelled (предположительно означает «хорошо»). одетый»), хотя эти слова не существовали в английском языке.
Многие слова пришли в английский именно этим путем: pease когда-то было массовым существительным (как в слове « peace pudding »), но было переинтерпретировано как множественное число , что привело к обратному образованию pea . Существительное «статистика» также было обратным образованием из области изучения статистики . В Британии глагол « взломать» вошёл в употребление в девятнадцатом веке как обратная форма от «взломать» (который можно сравнить с североамериканским глаголом «взломать» , образованным суффиксацией).
Другими примерами являются
- Существительное «таксон», единица классификации в таксономии , происходит от греческого «таксис» (расположение) + nomia «распространение». [ нужна цитата ]
- Единственное число « заструга », множественное число «заструги» (от русского ): иногда использовалось новое единственное число латинского типа «заструг». [ нужна цитата ]
- Единственное число « шприц », от множественного числа «шприцы»; оригинальное греческое единственное число — сиринкс [ нужна цитата ] . Аналогичным по своей природе является « фаланга », от множественного числа «фаланги»; исходное единственное число — фаланга . [ нужна цитата ] .
- в единственном числе Тамале , от тамале во множественном числе ; оригинальное испанское единственное число — тамаль . [ нужна цитата ]
- Глаголы «редактировать» от редактора , «присматривать за детьми» от няни и «спелеянка» от спелеолога. [ нужна цитата ]
- Глагол «пожертвовать» от пожертвования [ нужна цитата ]
- Глаголы «эвтаназия» или «эвтаназия» происходят от существительного эвтаназия . [ нужна цитата ]
- Глагол «prepone» происходит от глагола «postpone» и означает «продвигаться вперед». Хотя он используется преимущественно в индийском английском языке, самое раннее известное использование относится к работам Джона Айрланда и предшествует использованию английского языка в Индии. [4]
Глагол «перевести» является обратным образованием от перевода , который происходит от латинского trāns + lāt- + -tio . Lāt- происходит от очень неправильного ( суплетивного ) глаголаferō – «нести». Trānslāt- на латыни был просто полуприлагательной формой слова transferō , означающего «[что-то] было перенесено [на новый язык]» (ср. « перенос» ). Результатом действия transferō textum «перевести текст» стал textus trānslātus «текст, который был переведен». Таким образом, глагол в английском языке на самом деле происходит от (полу) прилагательной формы на латыни.
Несмотря на то, что многие английские слова образованы таким образом, новые монеты могут звучать странно и часто используются для юмористического эффекта. Например, gruntled (от рассерженного ) используется только в юмористическом контексте, как когда П.Г. Вудхауз писал: «Я мог видеть, что, если бы он и не был на самом деле рассержен, то он был далек от того, чтобы ворчать», или персонаж Терк в американском ситкоме « Клиника» сказал другой персонаж: «Я не презираю тебя! Совсем наоборот – я презираю тебя». [5] Так получилось, что gruntle и dain оба засвидетельствованы гораздо раньше, но не как антонимы более длинных форм. [6]
Обратные образования часто начинаются в разговорной речи и лишь постепенно становятся общепринятыми. Например, энтузиазм (от энтузиазма ) набирает популярность, хотя и сегодня в целом считается нестандартным. [7]
Латинский предлог vs , означающий «против», часто ошибочно принимается детьми и подростками за настоящее время глагола «стиховать». Отсылку к школьному спортивному соревнованию «Акулы против Джетс» можно интерпретировать как «Акулы соревнуются с Джетс». Хотя о таком использовании глагола сообщалось в Северной Америке и Австралии с начала 1980-х годов, очень немногие словари приняли его в качестве стандарта. [8]
Огромные празднования в Британии после известия о снятии осады Мафекинга на короткое время привели к появлению глагола maffick , означающего празднование как экстравагантно, так и публично. «Маффик» — это обратное образование от Мафекинг , топонима, который с юмором трактовался как герундий или причастие . В английском языке существует множество других примеров обратных образований .
Дворецкого часто называют «тот, кто батлит», и этот глагол остается нестандартным.
Названия мест [ править ]
Поскольку английские топонимы часто являются британскими, и, следовательно, исследования кельтских ученых, обратные образования происходили во многих отношениях на протяжении веков из-за англоязычных интерпретаций. Например, река Челмер в Эссексе названа в честь города Челмсфорд ( Челмересфорд ), который происходит от саксонского личного имени Кёльмёр . [9]
На других языках [ править ]
Израильский иврит [ править ]
Бэк-формирование в израильском иврите часто нарушает предписывающие правила Академии языка иврит . [10] Например:
- Машаб маша б «ресурс» (предписывающая форма: Машаб маш'а в ) — обратное образование от формы множественного числа маша б'им Машабим . [10]
- אקרב akrá b «скорпион» (предписывающая форма: אקרב 'aqrá v ) является обратным образованием от формы множественного числа אקרבים akra b im . [10]
См. также [ править ]
- Список английских обратных формирований
- Народная этимология
- Бакроним
- Ретроним
- Ребрекетинг или потеря соединения
- Ономасиология
- Непарное слово
Ссылки [ править ]
- ^ Кристалл, Дэвид. Словарь лингвистики и фонетики, шестое издание , Blackwell Publishers, 2008.
- ^ Бути, ОА (24 августа 2002 г.). Забавная сторона английского языка . Пустак Махал. ISBN 9788122307993 . Проверено 8 апреля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ «Оксфордские словари: Определение ограбления на английском языке» . Оксфордские словари онлайн . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ «Оксфордский словарь английского языка» . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2009 г. Проверено 13 августа 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Браун, Лесли (1993). Новый краткий Оксфордский словарь английского языка по историческим принципам . Оксфорд: Кларендон. ISBN 0-19-861271-0 .
- ^ См. «Обсуждение энтузиазма», https://www.merriam-webster.com/dictionary/enthuse.
- ^ «Почему дети говорят «стихи»?» . Проверено 20 февраля 2024 г.
- ^ Эйлерт Эквалл (1928). Английские названия рек . ОУП. стр. хli.
- ^ Перейти обратно: а б с См. стр. 56 в Гиладе Цукермане (2020), Возрождение: от происхождения Израиля к возрождению языка в Австралии и за ее пределами , Oxford University Press ISBN 9780199812790 / ISBN 9780199812776 .