Jump to content

Жизнь Цезаря (Плутарх)

«Жизнь Цезаря» (оригинальное греческое название: Καίσαρ; переводится на латынь как Vita Iulii Caesaris ) — биография Юлия Цезаря, написанная на древнегреческом языке в начале 2-го века нашей эры греческим моралистом Плутархом , как часть его «Параллельных жизнеописаний» . В этой книге, сравнивающей греческих и римских государственных деятелей, Плутарх поставил Цезаря в пару с Александром Великим , другим великим победителем классической античности . В отличие от большинства других «Параллельных жизнеописаний» Цезаря» , «Жизнь более исторична и светская, в ней отсутствуют основные черты произведений Плутарха: моральные суждения и отношения с божественным. Плутарх перенес эти элементы личности Цезаря в жизнь других римских современников, о которых он писал, таких как Помпей , Цицерон или Брут .

Большую часть источника Плутарха составляли утерянные «Истории» Азиния Поллиона , современника Цезаря, критиковавшего его. Плутарха» В свою очередь, « Жизнь явилась основным историческим источником Шекспира для его пьесы «Юлий Цезарь» , впервые поставленной в 1599 году.

Дата написания

[ редактировать ]

В конце правления Домициана (81–96 гг. н. э.) Плутарх написал серию биографий первых восьми римских императоров , озаглавленную в современных изданиях «Жития цезарей» , из которых только Гальба и Отон сохранились . Затем Плутарх начал другую серию биографий, названную « Параллельные жизни », которую он начал в начале правления Траяна в 98 году нашей эры и все еще работал над ней на момент своей смерти в начале 120-х годов нашей эры. В этих биографиях попарно сравнивались жизни известных греческих и римских государственных деятелей, из которых сохранилось 46 жизней. [1] В сочетании с жизнеописанием Александра Великого «Житие Цезаря» было составлено в середине, чуть позже 110 г. н. э., как часть группы из шести пар, в которую входили другие римляне поздней республики : Агесилай Помпей , Никий Красс , Александр – Цезарь. , Фокион Катон Младший , Дион Брут , Деметрий Антоний . [2]

В паре с Александром

[ редактировать ]

Первоначально Плутарх, должно быть, думал о том, чтобы поставить Александра в пару с Помпеем, которого при жизни гораздо чаще сравнивали с Александром, чем с Цезарем. Например, Помпей получил прозвище Магнус («Великий») по отношению к Александру. Плутарх даже сравнивает Помпея и Александра в « Жизни Помпея» . [3] Однако Плутарх в конце концов решил объединить Помпея со спартанским царем Агесилаем II , который также встретил свое падение и бесславную смерть в Египте . [4] По словам Кристофера Пеллинга , Александр и Цезарь были «двумя величайшими победителями греческой и римской истории» и более естественной парой. [5] Сравнение Александра и Цезаря уже проводилось до Плутарха, особенно Веллеем Патеркулом , писавшим при императоре Тиберии (14–37 гг. н.э.). [6] Как и Александр, Цезарь хотел начать грандиозную кампанию , которая охватила бы весь известный мир (особенно против парфян ), но он умер незадолго до этого. [6] Александр и Цезарь вызвали недовольство истеблишмента своим новым стилем осуществления власти; Александр перенял персидские обычаи, Цезарь стал царем. [6] Основное отличие Цезаря от Александра состоит в том, что последний в конце жизни стал параноиком и жестоким, тогда как Цезарь был милостив к своим врагам. [7]

Александр-Цезарь — одна из четырех пар « Параллельных жизнеописаний» , в которых утеряна развязка. В этом небольшом тексте Плутарх обычно сравнивает двух персонажей, которых он составил в пару, и говорит, кто из них был лучше (большинство из них - ничьи или близкие победы). Однако, следуя теории, впервые выдвинутой Хартмутом Эрбсе , некоторые учёные предположили, что Плутарх не сделал вывод для этих четырёх пар. [8] Плутарх, возможно, считал их последние главы достаточными; «Жизнь Цезаря» сама по себе особенно сильна. [9] Поддерживая эту точку зрения, Кристофер Пеллинг предполагает, что греческий историк Аппиан закончил свою книгу о Гражданской войне Цезаря сравнением Александра и Цезаря именно потому, что он отметил, что такое описание отсутствует в « Параллельных жизнеописаниях» . [9]

Источники

[ редактировать ]

Плутарх много читал и часто объединял несколько источников для своих жизнеописаний , хотя в основном он следовал одному источнику за раз для определенного события или темы. [10]

Плутарх цитирует семь авторов в « Жизни Цезаря» :

  • Азиний Поллион — писатель первого века до нашей эры. Солдат, служивший под началом Цезаря, а затем Октавиана, в конце жизни он обратился к литературе, возможно, из-за своего неверия в общественные дела. Он действительно сохранил необычный критический тон по отношению к Августу. Его работа началась в 60 г. до н.э., и ее можно узнать по сходству между Плутархом и Аппианом, который также широко использовал полиомиелит в своем отчете о Гражданской войне. [11]
  • Цезаря Записки о галльских войнах . Азиния Полиона Плутарх, возможно, знал об этой работе благодаря цитатам, которые он нашел в « Историях» . Точно так же ссылка на «Антикатон» Цезаря (утраченный труд, написанный против Катона), вероятно, происходит из чтения Мунатия Руфа или Трасеи Паэта. [12]
  • и «Ab urbe Ливия condita libri» « часто Страбона » Geographica цитируются как дополнение к основному повествованию Плутарха, особенно из-за частых упоминаний в них предзнаменований. По этой причине Плутарх цитировал их в некоторых других «Жизнях» . [13]
  • Цицерон « О своем консульстве» . На Плутарха осталось чтение произведений Цицерона для его собственного «Жизнеописания» , которые он сочинил ранее. Поэтому он цитировал Цицерона по своей памяти, и несколько отрывков, враждебных Марку Антонию, вероятно, происходят из-за враждебности Цицерона к нему. [14]
  • Гай Оппий , затерянный историк, друг Цезаря. Его использовали другие историки и биографы, имевшие дело с Цезарем, такие как Светоний и Веллей Патеркул. Плутарх знал о предвзятом тоне Оппия в пользу Цезаря. [15]
  • Танузий Гемин , потерянный автор. Вполне вероятно, что Плутарх не имел о нем информации из первых рук, но узнал о нем через Азиния Полиона. [16]

Более того, Плутарх читал многих авторов для написания других Житий и, возможно, использовал их содержание для Жития Цезаря, хотя он и не цитирует их. Кристофер Пеллинг предлагает таких писателей, как Феофан , Мунатий Руф (через Фрасию Паэта ), Эмпил и Кальпурний Бибул (которые оба написали книгу о Бруте), Публий Волумний и Мессалла Корвин . [17] Плутарх также читает свои собственные произведения как источник для своей «Жизни Цезаря» . Например, отрывок о реформе календаря Цезаря, вероятно, взят из его более ранней работы о римском царе Нуме , известном как изобретатель римского календаря. [18] Однако Пеллинг отмечает, что в « Жизнеописаниях Рима» Плутарха отсутствуют ссылки на другие виды литературы: театр, поэзию, философию, а также памфлеты. Плутарх упоминает эти жанры в своих « Жизнеописаниях по-гречески» , но его знание латыни, которое он приобрел в конце жизни, помешало ему сделать то же самое для их римских коллег. В своей «Жизни Цезаря» Светоний подробно собрал эту неисторическую литературу. [19]

Моральное суждение

[ редактировать ]

Плутарха «Параллельные жизни» представляют собой, главным образом, моральное суждение исторических персонажей, но его « Жизнь Цезаря» странным образом лишена этого. Он не комментирует, что Цезарь в юности влез в долги, хотя и написал небольшую работу под названием « Избегайте долгов» . Напротив, в « Жизни Помпея Помпея » Плутарх резко критикует демагогию , тогда как то же самое суждение более сдержано в отношении Цезаря. [20] Нравственный вопрос о том, было ли убийство Цезаря оправданным, также рассматривается не в « Жизнеописании Цезаря» , а в «Жизнеописании Брута» , где он также обсуждает самодержавное правление Цезаря. [21] Сомнительная роль Цезаря в Катилинарском заговоре лучше рассмотрена в « Жизнеописании Цицерона» . Точно так же избегаются даже положительные качества Цезаря; его знаменитое милосердие к врагам упоминается лишь вкратце. Кроме того, Плутарх скрывает истории о своих любовницах; его роман с Сервилией перенесен в жизнь Катона и Брута, тогда как роман с Клеопатрой развит гораздо меньше, чем в « Житии Антония» . [22] Другие античные писатели были менее застенчивы в его осуждении: Светоний отмечал, что он был «справедливо убит», Саллюстий не одобрял его популизм, а Плиний осуждал кровопролитие Галльских войн . [23] [24] Более того, Плутарх не распространяется о божественных почестях Цезаря и его отношениях с богами. Напротив, « Жизнь Александра» насчитывает несколько случаев божественного вмешательства, начиная с предзнаменований и предзнаменований, окружавших рождение Александра. [25] Цезаря только Боги вмешиваются в жизнь после его смерти, в форме его «великого духа-хранителя», который выслеживал и убивал его убийц. [26]

Таким образом, «Жизнь Цезаря» представляет собой более историческую биографию, сосредоточенную на крупных событиях и освещающую анекдоты и моральные суждения, чем остальные « Параллельные жизнеописания» . В этом отношении оно сравнимо с Житием Фемистокла . [22]

Используя типично греческие стереотипы, Плутарх проанализировал римскую политику времен Цезаря как противостояние народа ( демоса ) и олигархов ( олигоев ). Цезарь представлен как использовавший первых, чтобы прийти к власти против вторых, которые, тем не менее, в конце концов добились успеха. [27] В то время как Светоний спорит о том, всегда ли Цезарь жаждал тирании, Плутарх не обсуждает этот вопрос и считает, что Цезарь с самого начала своей жизни был настроен на достижение единоличного правления. В 3-й главе Плутарх пишет, что «его внимание было направлено на то, чтобы стать первым по силе и вооруженной силе». [28] [29] Тем не менее, это цель, которую он приписывает большинству других римских государственных деятелей, о которых писал в этот период (Помпей, Катилина , Цицерон, Антоний...). [30] Плутарх использовал эти политические стереотипы, потому что они могли провести лучшие параллели между греками и римлянами, в то время как он отвергал римские аспекты прихода Цезаря к власти: связи с знатью и всадниками , использование его клиентуры или гладиаторов . [31] Следуя образцу, впервые установленному Платоном в « Республике» , Цезарь изображается как демагог, использующий народную поддержку, чтобы прийти к власти. [32] [33] Однако Плутарх показывает, что Цезарь не пошел по пути Платона к жестокой тирании. Вместо этого Цезарь прославился своим милосердием к своим врагам (включая Брута и Кассия), почтил Помпея после его смерти и отказался от телохранителя, чтобы оставаться доступным для народа. Именно эти хорошие качества сделали его убийство возможным и стали главным моральным смыслом его жизни . [34]

В Шекспире

[ редактировать ]

Плутарха В 1559 году «Параллельные жизни» были переведены на французский язык Жаком Амио , чья работа, в свою очередь, была переведена на английский сэром Томасом Нортом . Уильям Шекспир читал Плутарха только по версии Норта, и он был его единственным источником для его пьес «Юлий Цезарь» (1599 г.), «Кориолан» (1605–1608 гг.) и «Антоний и Клеопатра» (1607 г.). [35]

Некоторые отрывки пьесы напрямую перенесены из «Жизни Плутарха». , например, убийство, [36] Шекспир также использовал большую часть жизни Брута и часть жизни Антония. [37] В некоторых моментах Шекспир адаптировал элементы, которые он нашел у Плутарха, к своему повествованию. Из анекдота, рассказанного Плутархом, о том, что Цезарь притворялся, что не встает на встрече с сенаторами из-за приступа эпилепсии, Шекспир изобразил Цезаря как физически слабого персонажа. [38] С другой стороны, Шекспир отверг центральные элементы Плутарха, такие как неблагодарность Брута по отношению к Цезарю, который пощадил его и сделал претором . [39]

Пьеса имела некоторые отголоски в современной английской политике, поскольку в 1597 году граф Эссекс уже вызывал проблемы (он возглавил восстание в 1601 году), а в политических кругах обсуждался республиканизм. [40]

  1. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 36.
  2. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 2, 36.
  3. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 46.
  4. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 27.
  5. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 27.
  6. ^ Jump up to: а б с Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 28.
  7. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 29, 30.
  8. ^ Пи, «Важность синкризиса», стр. 398–424.
  9. ^ Jump up to: а б Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 32.
  10. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 38–40.
  11. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 44–47.
  12. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 44–47.
  13. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 48, 49.
  14. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 52, 53.
  15. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 49, 50.
  16. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 43.
  17. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 50–52.
  18. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 48, 49.
  19. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 54–56.
  20. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 19, 20.
  21. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 20.
  22. ^ Jump up to: а б Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 23.
  23. ^ Светоний, Цезарь , 76.
  24. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 18.
  25. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 30, 31.
  26. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 31.
  27. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 59, 60.
  28. ^ Плутарх, Жизнь Цезаря , 3.
  29. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 23.
  30. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 60.
  31. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 61.
  32. ^ Платон, Республика , viii. 569б.
  33. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 61.
  34. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 63, 64.
  35. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 64.
  36. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 65.
  37. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 68.
  38. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 68, 69.
  39. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 73, 74.
  40. ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 75, 76.

Библиография

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]
  • Хартмут Эрбсе , «Значение синкризиса в параллельных биографиях Плутарха», Гермес , 84-й том, H. 4 (1956), стр. 398–424.
  • Кристофер Пеллинг , Плутарх Цезарь: перевод с введением и комментариями , Серия древней истории Кларендона, Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. ISBN   9780199608355
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb337f5a9fd33938d8254103feecccd3__1719359280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/d3/fb337f5a9fd33938d8254103feecccd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Life of Caesar (Plutarch) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)