Жизнь Цезаря (Плутарх)
«Жизнь Цезаря» (оригинальное греческое название: Καίσαρ; переводится на латынь как Vita Iulii Caesaris ) — биография Юлия Цезаря, написанная на древнегреческом языке в начале 2-го века нашей эры греческим моралистом Плутархом , как часть его «Параллельных жизнеописаний» . В этой книге, сравнивающей греческих и римских государственных деятелей, Плутарх поставил Цезаря в пару с Александром Великим , другим великим победителем классической античности . В отличие от большинства других «Параллельных жизнеописаний» Цезаря» , «Жизнь более исторична и светская, в ней отсутствуют основные черты произведений Плутарха: моральные суждения и отношения с божественным. Плутарх перенес эти элементы личности Цезаря в жизнь других римских современников, о которых он писал, таких как Помпей , Цицерон или Брут .
Большую часть источника Плутарха составляли утерянные «Истории» Азиния Поллиона , современника Цезаря, критиковавшего его. Плутарха» В свою очередь, « Жизнь явилась основным историческим источником Шекспира для его пьесы «Юлий Цезарь» , впервые поставленной в 1599 году.
Работа
[ редактировать ]Дата написания
[ редактировать ]В конце правления Домициана (81–96 гг. н. э.) Плутарх написал серию биографий первых восьми римских императоров , озаглавленную в современных изданиях «Жития цезарей» , из которых только Гальба и Отон сохранились . Затем Плутарх начал другую серию биографий, названную « Параллельные жизни », которую он начал в начале правления Траяна в 98 году нашей эры и все еще работал над ней на момент своей смерти в начале 120-х годов нашей эры. В этих биографиях попарно сравнивались жизни известных греческих и римских государственных деятелей, из которых сохранилось 46 жизней. [1] В сочетании с жизнеописанием Александра Великого «Житие Цезаря» было составлено в середине, чуть позже 110 г. н. э., как часть группы из шести пар, в которую входили другие римляне поздней республики : Агесилай – Помпей , Никий – Красс , Александр – Цезарь. , Фокион – Катон Младший , Дион – Брут , Деметрий – Антоний . [2]
В паре с Александром
[ редактировать ]Первоначально Плутарх, должно быть, думал о том, чтобы поставить Александра в пару с Помпеем, которого при жизни гораздо чаще сравнивали с Александром, чем с Цезарем. Например, Помпей получил прозвище Магнус («Великий») по отношению к Александру. Плутарх даже сравнивает Помпея и Александра в « Жизни Помпея» . [3] Однако Плутарх в конце концов решил объединить Помпея со спартанским царем Агесилаем II , который также встретил свое падение и бесславную смерть в Египте . [4] По словам Кристофера Пеллинга , Александр и Цезарь были «двумя величайшими победителями греческой и римской истории» и более естественной парой. [5] Сравнение Александра и Цезаря уже проводилось до Плутарха, особенно Веллеем Патеркулом , писавшим при императоре Тиберии (14–37 гг. н.э.). [6] Как и Александр, Цезарь хотел начать грандиозную кампанию , которая охватила бы весь известный мир (особенно против парфян ), но он умер незадолго до этого. [6] Александр и Цезарь вызвали недовольство истеблишмента своим новым стилем осуществления власти; Александр перенял персидские обычаи, Цезарь стал царем. [6] Основное отличие Цезаря от Александра состоит в том, что последний в конце жизни стал параноиком и жестоким, тогда как Цезарь был милостив к своим врагам. [7]
Александр-Цезарь — одна из четырех пар « Параллельных жизнеописаний» , в которых утеряна развязка. В этом небольшом тексте Плутарх обычно сравнивает двух персонажей, которых он составил в пару, и говорит, кто из них был лучше (большинство из них - ничьи или близкие победы). Однако, следуя теории, впервые выдвинутой Хартмутом Эрбсе , некоторые учёные предположили, что Плутарх не сделал вывод для этих четырёх пар. [8] Плутарх, возможно, считал их последние главы достаточными; «Жизнь Цезаря» сама по себе особенно сильна. [9] Поддерживая эту точку зрения, Кристофер Пеллинг предполагает, что греческий историк Аппиан закончил свою книгу о Гражданской войне Цезаря сравнением Александра и Цезаря именно потому, что он отметил, что такое описание отсутствует в « Параллельных жизнеописаниях» . [9]
Источники
[ редактировать ]Плутарх много читал и часто объединял несколько источников для своих жизнеописаний , хотя в основном он следовал одному источнику за раз для определенного события или темы. [10]
Плутарх цитирует семь авторов в « Жизни Цезаря» :
- Азиний Поллион — писатель первого века до нашей эры. Солдат, служивший под началом Цезаря, а затем Октавиана, в конце жизни он обратился к литературе, возможно, из-за своего неверия в общественные дела. Он действительно сохранил необычный критический тон по отношению к Августу. Его работа началась в 60 г. до н.э., и ее можно узнать по сходству между Плутархом и Аппианом, который также широко использовал полиомиелит в своем отчете о Гражданской войне. [11]
- Цезаря Записки о галльских войнах . Азиния Полиона Плутарх, возможно, знал об этой работе благодаря цитатам, которые он нашел в « Историях» . Точно так же ссылка на «Антикатон» Цезаря (утраченный труд, написанный против Катона), вероятно, происходит из чтения Мунатия Руфа или Трасеи Паэта. [12]
- и «Ab urbe Ливия condita libri» « часто Страбона » Geographica цитируются как дополнение к основному повествованию Плутарха, особенно из-за частых упоминаний в них предзнаменований. По этой причине Плутарх цитировал их в некоторых других «Жизнях» . [13]
- Цицерон « О своем консульстве» . На Плутарха осталось чтение произведений Цицерона для его собственного «Жизнеописания» , которые он сочинил ранее. Поэтому он цитировал Цицерона по своей памяти, и несколько отрывков, враждебных Марку Антонию, вероятно, происходят из-за враждебности Цицерона к нему. [14]
- Гай Оппий , затерянный историк, друг Цезаря. Его использовали другие историки и биографы, имевшие дело с Цезарем, такие как Светоний и Веллей Патеркул. Плутарх знал о предвзятом тоне Оппия в пользу Цезаря. [15]
- Танузий Гемин , потерянный автор. Вполне вероятно, что Плутарх не имел о нем информации из первых рук, но узнал о нем через Азиния Полиона. [16]
Более того, Плутарх читал многих авторов для написания других Житий и, возможно, использовал их содержание для Жития Цезаря, хотя он и не цитирует их. Кристофер Пеллинг предлагает таких писателей, как Феофан , Мунатий Руф (через Фрасию Паэта ), Эмпил и Кальпурний Бибул (которые оба написали книгу о Бруте), Публий Волумний и Мессалла Корвин . [17] Плутарх также читает свои собственные произведения как источник для своей «Жизни Цезаря» . Например, отрывок о реформе календаря Цезаря, вероятно, взят из его более ранней работы о римском царе Нуме , известном как изобретатель римского календаря. [18] Однако Пеллинг отмечает, что в « Жизнеописаниях Рима» Плутарха отсутствуют ссылки на другие виды литературы: театр, поэзию, философию, а также памфлеты. Плутарх упоминает эти жанры в своих « Жизнеописаниях по-гречески» , но его знание латыни, которое он приобрел в конце жизни, помешало ему сделать то же самое для их римских коллег. В своей «Жизни Цезаря» Светоний подробно собрал эту неисторическую литературу. [19]
Моральное суждение
[ редактировать ]Плутарха «Параллельные жизни» представляют собой, главным образом, моральное суждение исторических персонажей, но его « Жизнь Цезаря» странным образом лишена этого. Он не комментирует, что Цезарь в юности влез в долги, хотя и написал небольшую работу под названием « Избегайте долгов» . Напротив, в « Жизни Помпея Помпея » Плутарх резко критикует демагогию , тогда как то же самое суждение более сдержано в отношении Цезаря. [20] Нравственный вопрос о том, было ли убийство Цезаря оправданным, также рассматривается не в « Жизнеописании Цезаря» , а в «Жизнеописании Брута» , где он также обсуждает самодержавное правление Цезаря. [21] Сомнительная роль Цезаря в Катилинарском заговоре лучше рассмотрена в « Жизнеописании Цицерона» . Точно так же избегаются даже положительные качества Цезаря; его знаменитое милосердие к врагам упоминается лишь вкратце. Кроме того, Плутарх скрывает истории о своих любовницах; его роман с Сервилией перенесен в жизнь Катона и Брута, тогда как роман с Клеопатрой развит гораздо меньше, чем в « Житии Антония» . [22] Другие античные писатели были менее застенчивы в его осуждении: Светоний отмечал, что он был «справедливо убит», Саллюстий не одобрял его популизм, а Плиний осуждал кровопролитие Галльских войн . [23] [24] Более того, Плутарх не распространяется о божественных почестях Цезаря и его отношениях с богами. Напротив, « Жизнь Александра» насчитывает несколько случаев божественного вмешательства, начиная с предзнаменований и предзнаменований, окружавших рождение Александра. [25] Цезаря только Боги вмешиваются в жизнь после его смерти, в форме его «великого духа-хранителя», который выслеживал и убивал его убийц. [26]
Таким образом, «Жизнь Цезаря» представляет собой более историческую биографию, сосредоточенную на крупных событиях и освещающую анекдоты и моральные суждения, чем остальные « Параллельные жизнеописания» . В этом отношении оно сравнимо с Житием Фемистокла . [22]
Используя типично греческие стереотипы, Плутарх проанализировал римскую политику времен Цезаря как противостояние народа ( демоса ) и олигархов ( олигоев ). Цезарь представлен как использовавший первых, чтобы прийти к власти против вторых, которые, тем не менее, в конце концов добились успеха. [27] В то время как Светоний спорит о том, всегда ли Цезарь жаждал тирании, Плутарх не обсуждает этот вопрос и считает, что Цезарь с самого начала своей жизни был настроен на достижение единоличного правления. В 3-й главе Плутарх пишет, что «его внимание было направлено на то, чтобы стать первым по силе и вооруженной силе». [28] [29] Тем не менее, это цель, которую он приписывает большинству других римских государственных деятелей, о которых писал в этот период (Помпей, Катилина , Цицерон, Антоний...). [30] Плутарх использовал эти политические стереотипы, потому что они могли провести лучшие параллели между греками и римлянами, в то время как он отвергал римские аспекты прихода Цезаря к власти: связи с знатью и всадниками , использование его клиентуры или гладиаторов . [31] Следуя образцу, впервые установленному Платоном в « Республике» , Цезарь изображается как демагог, использующий народную поддержку, чтобы прийти к власти. [32] [33] Однако Плутарх показывает, что Цезарь не пошел по пути Платона к жестокой тирании. Вместо этого Цезарь прославился своим милосердием к своим врагам (включая Брута и Кассия), почтил Помпея после его смерти и отказался от телохранителя, чтобы оставаться доступным для народа. Именно эти хорошие качества сделали его убийство возможным и стали главным моральным смыслом его жизни . [34]
В Шекспире
[ редактировать ]Плутарха В 1559 году «Параллельные жизни» были переведены на французский язык Жаком Амио , чья работа, в свою очередь, была переведена на английский сэром Томасом Нортом . Уильям Шекспир читал Плутарха только по версии Норта, и он был его единственным источником для его пьес «Юлий Цезарь» (1599 г.), «Кориолан» (1605–1608 гг.) и «Антоний и Клеопатра» (1607 г.). [35]
Некоторые отрывки пьесы напрямую перенесены из «Жизни Плутарха». , например, убийство, [36] Шекспир также использовал большую часть жизни Брута и часть жизни Антония. [37] В некоторых моментах Шекспир адаптировал элементы, которые он нашел у Плутарха, к своему повествованию. Из анекдота, рассказанного Плутархом, о том, что Цезарь притворялся, что не встает на встрече с сенаторами из-за приступа эпилепсии, Шекспир изобразил Цезаря как физически слабого персонажа. [38] С другой стороны, Шекспир отверг центральные элементы Плутарха, такие как неблагодарность Брута по отношению к Цезарю, который пощадил его и сделал претором . [39]
Пьеса имела некоторые отголоски в современной английской политике, поскольку в 1597 году граф Эссекс уже вызывал проблемы (он возглавил восстание в 1601 году), а в политических кругах обсуждался республиканизм. [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 36.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 2, 36.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 46.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 27.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 28.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 29, 30.
- ^ Пи, «Важность синкризиса», стр. 398–424.
- ^ Jump up to: а б Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 32.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 38–40.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 44–47.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 44–47.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 48, 49.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 52, 53.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 49, 50.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 43.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 50–52.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 48, 49.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 54–56.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 19, 20.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 23.
- ^ Светоний, Цезарь , 76.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 18.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 30, 31.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 31.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 59, 60.
- ^ Плутарх, Жизнь Цезаря , 3.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 23.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 60.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 61.
- ^ Платон, Республика , viii. 569б.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 61.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 63, 64.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 64.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 65.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , с. 68.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 68, 69.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 73, 74.
- ^ Пеллинг, Плутарх Цезарь , стр. 75, 76.
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Платон , Республика .
- Плутарх , Параллельные жизни .
- Светоний , Двенадцать Цезарей .
Современные источники
[ редактировать ]- Хартмут Эрбсе , «Значение синкризиса в параллельных биографиях Плутарха», Гермес , 84-й том, H. 4 (1956), стр. 398–424.
- Кристофер Пеллинг , Плутарх Цезарь: перевод с введением и комментариями , Серия древней истории Кларендона, Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2011. ISBN 9780199608355