Марк Фурий Камилл
Марк Фурий Камилл | |
---|---|
Рожденный | в. 448 г. до н.э. |
Умер | в. 365 г. до н.э. |
Национальность | Роман |
Род занятий | Политик и солдат |
Офис |
|
Дети |
|
Марк Фурий Камилл ( / k ə ˈ m ɪ l ə s / ; возможно ок. 448 – ок. 365 до н.э. [1] ) — полулегендарный римский государственный и политический деятель времен ранней Римской республики, который наиболее известен своим захватом Вей и защитой Рима от галльского разграбления после битвы при Аллии . Современные ученые сомневаются в предполагаемых подвигах Камилла и полагают, что многие из них ошибочно приписаны или полностью вымышлены.
Историчность
[ редактировать ]Традиционное описание жизни Камилла взято из одноименной книги Ливия и Плутарха « Жизнь» . [2] Но они были основаны на более широкой летописной традиции, которая изображала Камилла доминирующей фигурой в этот период истории; Ливий, со своей стороны, построил свои пятую и шестую книги вокруг карьеры Камилла (Камилл вступает в государственную должность в начале пятой книги и покидает ее в конце шестой). Сохранилось мало свидетельств этой традиции, хотя фрагменты работы Квинта Клавдия Квадригария указывают на то, что миф о Камилле был прочно укоренен к 80-м и 70-м годам до нашей эры. [3]
Имя Камиллус засвидетельствовано в этрусской гробнице Франсуа , построенной ок. 300 г. до н.э. недалеко от Вульчи . На одной из картин там изображена «Гнева Тархунис Румах» (вероятно, Гней Тарквиний Римлянин), убитая «Марсом Камитлином» (возможно, Марком Камитилием или Марком Камиллом). Однако неизвестно, какую именно легенду изображает гробница. Некоторые ученые предполагают, что Камитлан относится к Камиллу из этой статьи, но такая атрибуция проблематична. [4]
Ученые полагают, что Камилл как личность, вероятно, существовал: фасты , если верить им, фиксируют его важность и влияние в общественной жизни Рима в то время. [5] Но в целом качество источников, в которых присутствует «множество мифов, украшений и фантазий», побудило Мэри Бирд в книге SPQR написать: «Камилл, вероятно, не намного менее вымышленный, чем первый Ромул». [6] Моммзен, писавший в Römisches Strafrecht , назвал легенду о Камилле «самой нечестной из всех римских легенд». [7] Тим Корнелл, писая о Камилле, называет его «самым искусственно выдуманным из всех героев Рима». [8]
Другие ученые предположили, что Камилл возник из популярной устной традиции, которая связала имена Камилл, Манлий Капитолин и Сульпиций с надписями, размещенными на храме Юноны Монеты (возведенном в 345 г. до н.э. Луцием Фурием Камиллом ). [9]
Биография
[ редактировать ]Когномен Камилл ; происходит от титула аристократического юноши, который помогал в выполнении религиозных обязанностей возможно, на такой должности служил молодой Камилл. Его родство идентично происхождению консула 413 г. до н.э. Луция Фурия Медуллина , что может указывать на то, что Медуллин и Камилл были братьями. [10]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Впервые достоверно зафиксировано, что Камилл вступил в государственную должность в 401 г. до н.э. В тот год и снова в 398 г. до н. э. он служил консульским трибуном против фалисков и капенатов. Оба были племенами недалеко от Рима и Вей . Его первой предполагаемой должностью была должность цензора (до того, как он занял какую-либо другую государственную должность) в 403 году до нашей эры. [11]
должен был Затем он как диктатор завершить кампанию против Вей, в результате которой город был захвачен в 396 г. до н.э. [11] Конкретная история пленения Вейи в Ливии во многом легендарна. [12] После десятилетней осады (третья Вейентская война) - «очевидно, созданной по образцу греческой легенды о Троянской войне » - озеро Альбан сверхъестественным образом поднимается после предполагаемого пророчества о разрушении Вейи в его «Книгах судеб». Затем римляне искоренили чудо, построив туннель для осушения озера по указанию оракула в Дельфах . Камилл, как полководец, затем убеждает богиню Вейи, Юнону Регину, покинуть город и переехать в Рим. [13] Археологические находки возле Вей включают заблокированные дренажные туннели пятого века, что может указывать на возможность того, что эта история в Ливии связана с прорывом римлян в город через них. [14]
После взятия города Ливий сообщает, что Камилл продал его свободное население в рабство, прежде чем земли были заселены римскими гражданами с земельными наделами в семь югеров . [15] Археологические данные указывают на то, что римляне меняли карьеры: после захвата более качественных карьеров Вейи римские постройки в основном переходят на использование добываемого из них камня, что может указывать на порабощенных вейентских карьерных рабочих. [16] Затем Камилл празднует триумф и посвящает храм Юноны на Авентине . [17] Вполне вероятно, что многие детали его возвращения в Ливии были скопированы с менее исторически далеких триумфальных выходов Сципиона Африканского или Суллы . [18]
В 394 г. до н. э. он предположительно добился сдачи фалишков в их главном городе Фалерии Ветерес (современная Чивита Кастеллана ) после того, как отказался принять в заложники учеников школьного учителя. [19] Большая часть ливийского повествования об разговоре со школьным учителем предназначена для изложения примера , который подчеркивает важность римской доброй воли ( лат . fides ) и важность джентльменского аристократического поведения. [20]
Предполагается, что после взятия Вей и Фалиски Камилл подвергся судебному преследованию. могли обвинить его Сведения различаются: квесторы в присвоении военных трофеев или в расточительности при покупке четырех белых лошадей для своего триумфа. Какими бы ни были обвинения, хотя квесторский суд за присвоение более вероятен, [21] Сообщается, что Камилл был осужден и отправлен в ссылку. Историки полагают, что эта история о позоре перед судом основана на судьбах Ахилла и Сципиона Африканского и призвана провести сравнение с Фемистоклом и Гнеем Марцием Кориоланом . [11] Основной источник этой истории, вероятно, относится к периоду после Саллана и является «очевидным анахронизмом». [22] Однако история осуждения, вероятно, не произошла, а вместо этого была придумана для того, чтобы увести Камилла подальше от Рима, когда произойдет галльское разграбление, что освобождает его от какой-либо вины за поражение Рима. [23] [24]
Галльский мешок
[ редактировать ]В 390 г. до н. э. ( варронский период ), или, что более вероятно, в 387 г. до н. э., [25] большая группа галлов переправилась через Апеннины в северную Этрурию. [26] Они продвигались вперед, пока не достигли римской территории и не разгромили римскую армию в битве при Аллии . В последующие дни они вошли в Рим и разграбили его. Затем они вынудили римлян сдаться на Капитолийском холме, а затем получили большой выкуп в золоте и отступили на север. Это сообщение подтверждается греческими источниками еще в IV веке до нашей эры; Полибий помещает разграбление в тот же год, что и Анталкидский мир и осада Регия . [27]
По словам Ливия, после падения города Камилл был отозван народом из ссылки в Ардее и снова назначен диктатором, хотя имелся консульский трибун, который мог назначить диктатора обычным способом. [28] – в час нужды города. Затем, в разгар галльского грабежа, когда отвешивается тысяча фунтов золота, Камилл и наспех организованная армия возвращаются и побеждают галлов, спасая город и возвращая выкуп. [29] Эта история, вероятно, была придумана римскими летописцами первого века до нашей эры; [3] Огилви в своем «Комментарии к Ливию » называет это «одним из самых смелых измышлений в римской истории». [30] В других традициях есть разные повествования: например, , что ливии-друзы в единоборстве с галлом по имени Друз получили тот же выкуп; предполагается [31] Плутарх приводит фрагмент из Аристотеля, утверждающий, что «некий Луций» (вероятно, Луций Альбиний, который, как записано, спрятал весталок и священные предметы для Цере ) спас город. [32]
Полибий сообщает, что вместо того, чтобы потерпеть поражение от Камилла, галлы оккупировали город примерно на семь месяцев, прежде чем римляне выкупили их, и они ушли по собственному желанию, чтобы справиться с вторжением на их территорию венетов . [33] , нет, Хотя литературные источники утверждают, что Рим был разграблен и его пришлось восстанавливать, археологических свидетельств серьезных повреждений зданий, построенных до четвертого века до нашей эры на форуме что указывает на то, что разграбление – если оно произошло – состояло в основном из кражи переносного имущества. [34]
Предполагается, что после разграбления Камилл возглавил оппозицию циркулирующему среди плебеев предложению о переносе города в Вейи. Эта история также не может быть принята и, скорее, является «отражением напряженности, возникшей по поводу распределения завоеванной территории Вейи» и привнесения «антиплебейских элементов» в камилланское повествование. [35] Эта речь не встречается у Полибия и, возможно, была изобретена ок. 122 г. до н.э., чтобы противостоять на основе исторического прецедента предложению Гая Гракха о создании колонии в Карфагене с дальнейшим приукрашиванием ее антиитальянской тематики во время Социальной войны . [36]
Тем не менее, древняя традиция гласит, что в течение года после того, как Рим был превращен в руины, город был полностью восстановлен, а все восстания римских союзников подавлены благодаря исключительному руководству Камилла, который поэтому считается «вторым основателем города». [37] Предполагается, что за эти победы он посвятил Юноне три золотых блюдца для победы над вольсками , эквами и этрусками весь следующий год в 389 г. до н. э. [38] Ни одно из этих достижений не упоминается ни у Полибия, ни у Диодора. [39]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Далее Ливий сообщает, что Рим послал Камилла захватить город Тускул в 381 г. до н.э. Город, уже окруженный римской территорией, немедленно сдается, и его жители получают римское гражданство с некоторым уровнем самоуправления, становясь первым римским муниципалитетом . [40] Тускулум будет одним из первых, кто восстанет во Второй Латинской войне . [41]
И роль Камилла в мятеже Манлия, и его последующая диктатура (привлечение галлов и плебейские реформы) могут быть анахроническими и фиктивными вставками. [42]
Манлий
[ редактировать ]В отчете о Дионе , взятом из византийского резюме Зонараса , утверждается, что Камилл был избран диктатором в 384 г. до н.э., чтобы подавить мятеж Марка Манлия Капитолия , который, как полагают, пытался сделать себя королем. Сообщается, что Камилл перед судом арестовал Манлия рабом; Манлий осужден, а затем сброшен с Тарпейской скалы . Никакого подобного приписывания нет в отчетах Ливия и Плутарха, которые отмечают Камилла просто как одного из шести консульских трибунов того года. [43]
Лицинио-секстианские рогации
[ редактировать ]По словам Ливия, в течение десяти лет Гай Лициний Столо и Луций Секстий Латеран непрерывно избирались плебейскими трибунами . В течение последних пяти или шести лет они блокировали выборы всех магистратов, пытаясь провести то, что впоследствии стало Лицинио-Секстианскими судебными прениями . Утверждается, что Камилл был избран диктатором в 368 г. до н.э. и безуспешно пытался помешать их попыткам. [11] Но в следующем году его снова назначают диктатором. Затем он примиряет плебеев и патрициев с предложением назначить претора, состоящего только из патрициев , и курульных эдилов (в обмен на право плебеев на консульство); все соглашаются на прохождение судебных разбирательств, и домашняя гармония восстанавливается; Затем Камилл строит храм Конкордии . [11] [44] «Очень малая часть этого повествования может быть принята в его нынешнем виде». [45] Хотя Диодор Сицилийский сообщает, что продолжительность анархии составляла всего один год, [45] маловероятно, чтобы Рим мог остаться без магистратов более чем на несколько месяцев. [46] Еще более убийственно то, что в отрывке из « Авла Геллия » Аттических ночей (5.4) сохранился фрагмент Нумерия Фабия Пиктора, который показывает, что предполагаемые годы, когда трибуны блокировали все выборы, были поздним летописным изобретением, вероятно, совпадающим с греческой и римской хронологиями. [47]
Три предполагаемых судебных разбирательства затронули ряд тем. Первое судебное разбирательство представляло собой механизм облегчения долгового бремени. Второй установил лимит владения в 500 югеров государственной землей . Третьей была реформа, которая отменила консульский трибунат и потребовала избрания консулов, один из которых должен был быть плебеем. Гэри Форсайт в «Критической истории раннего Рима» признает, что первый закон соответствует высказанным опасениям по поводу задолженности этого периода, что второй (ограничения на владение государственной землей) засвидетельствован в более поздних речах, а третий отражен в консульский фасти . [48]
Ливий относит к тому же году этого компромисса, 367 г. до н.э., еще одну предполагаемую победу Камилла над галлами. Современные ученые относятся к этому сообщению с особым подозрением, особенно потому, что Ливий отмечает путаницу в собственных источниках по поводу этой победы, которую альтернативно приписывают Титу Манлию Торквату . [49]
Смерть
[ редактировать ]Согласно древнеримской традиции, Камилл умер во время эпидемии, поразившей Рим в 365 году до нашей эры. Однако маловероятно, что какие-либо свидетельства смерти Камилла были известны в более позднее время: Мюнцер, пишущий в Realencyclopädie , полагает, что более поздние летописцы просто предположили, что Камилл умер во время эпидемии. [50]
Наследие
[ редактировать ]К поздней республике, после столетий приукрашиваний с четвертого по первый век до нашей эры, римляне считали, что Камилл захватил Вейи, спас город от галльского разграбления, спас город от иностранных угроз со всех сторон, открыл высшие магистратуры для плебеев, обеспечивали внутреннее согласие и во многом урегулировали борьбу сословий. Все это время они полагали, что он занимал шесть консульских трибунатов и пять раз был диктатором. По этим причинам его провозгласили вторым основателем города. [51] Бронзовая статуя Камилла также украшала ростры на Форуме . [52]
Его репутация в поздней республике и ранней империи была такова, что Камилл был источником примеров : басен, дающих римлянам уроки о том, как действовать в соответствии как с моралью, так и с римскими традициями и процедурами. [53] Один из самых известных из них произошел во время захвата Камиллом Фалиски: один из их школьных учителей дезертировал, приведя с собой в лагерь своих учеников, детей фалисканской знати. Камилл, демонстрируя свою образцовую веру , заставляет учеников делать выговор и наказывать школьного учителя; Затем фалисканцы сдают город перед доброй волей Камилла. [54] Аналогичным образом утверждается, что Камилл отказался от диктатуры, на которую он был назначен, просто из-за ошибочной процедуры; Ливий упоминает об этом – событии, которое «почти наверняка никогда не происходило» – как о примере римских юридических угрызений совести. [55] В целом Камилл упоминается в «Ab urbe condita» Ливия как пример, которому нужно следовать, восемь раз, «необычайно часто», обычно в связи с его предполагаемыми успехами в качестве полководца, умеренностью перед лицом вспыльчивых коллег и триумфом. отзыв из ссылки. [56]
Память о Камилле стала частью общественного имиджа первого римского императора Августа . Например, история Ливия могла быть написана так, чтобы совпасть с началом великого года, состоящего из 360–365 лет. [57] [58] Начиная с Ромула , цикл достигает пика при царе Сервии Туллии перед вторым основанием при Камилле, завершая цикл. Следующий цикл имеет второй пик во времена Сципиона Африканского, прежде чем Август войдет в качестве фигуры, которая снова основат Рим и возобновит великий год, при этом Ливий предполагает, что Ромул, Камилл и Август - равные героические фигуры. [59]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Цифровая просопография Римской республики. «М. Фуриус (44) Л. ф. Сп. н. Камилл» . Королевский колледж Лондона . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ См . Ливий и Плут. Кэм. .
- ^ Перейти обратно: а б Форсайт 2005 , с. 255.
- ^ Ломас 2018 , стр. 129–30, 356.
- ^ Корнелл 1995 , с. 319.
- ^ Борода 2015 , с. 138.
- ^ Мюнцер 1910 , полковник. 348.
- ^ Корнелл 1995 , с. 317.
- ^ Форсайт 2005 , с. 256.
- ^ Огилви 1970 , с. 631.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Драммонд 2012 .
- ^ Корнелл 1989a , с. 298.
- ^ Корнелл 1995 , с. 312.
- ^ Огилви 1970 , с. 672.
- ^ Форсайт 2005 , с. 250, со ссылкой на Ливия , 5.22.1.
- ^ Форсайт 2005 , с. 250.
- ^ Праздники 2018 , стр. 233.
- ^ Огилви 1970 , с. 679.
- ^ Драммонд 2012 ; Уорд-Перкинс и Поттер 2012 .
- ^ Огилви 1970 , стр. 685–86.
- ^ Огилви 1970 , стр. 699, 679–80.
- ^ Огилви 1970 , с. 694.
- ^ Форсайт 2005 , с. 255; Корнелл 1995 , с. 317.
- ^ Огилви 1970 , с. 698 считает, что Камилл находился в добровольном изгнании, но что его изображенное возвращение, чтобы спасти город от галлов, является поздним изобретением и вымыслом.
- ^ Корнелл 1995 , стр. 313–14.
- ^ Корнелл 1995 , с. 313.
- ^ Корнелл 1995 , с. 314.
- ^ Огилви 1970 , с. 728.
- ^ Форсайт 2005 , с. 255; Корнелл, 1995 , стр. 316–17; Ливий , 5.46.4–11, 5.48.8–49.5. Эта история, вероятно, была придумана незадолго до 52 г. до н.э. Огилви 1970 , с. 736.
- ^ Огилви 1970 , с. 727.
- ^ Форсайт 2005 , с. 255; Корнелл 1995 , с. 317. Оба цитируют Суэта. Тиб. 3.2.
- ^ Корнелл 1995 , с. 316, со ссылкой на Plut. Кэм. , 22.3.
- ^ Огилви 1970 , с. 727, со ссылкой на Полиб., 2.18.2, 6.22.5; Ломас 2018 , с. 208.
- ^ Праздники 2018 , с. 208.
- ^ Корнелл 1989a , с. 307.
- ^ Огилви 1970 , с. 742; большая часть самой ливийской речи ( Ливий , 24.5–11) заимствована из цицероновской риторики. Огилви 1970 , с. 743.
- ^ Корнелл 1989b , с. 309.
- ^ Форсайт 2005 , с. 257.
- ^ Корнелл 1989b , с. 310.
- ^ Корнелл 1995 , с. 323.
- ^ Корнелл 1995 , стр. 323–24.
- ^ Драммонд 2012 . «Его (очевидно позднее) участие в суде над М. Манлием Капитолийским является драматичным изобретением, как и диктатуры 368... и 367 годов... Его предполагаемое создание храма Конкордии [в 367 году] почти наверняка является анахронизм».
- ^ Форсайт 2005 , с. 260, со ссылкой на Зонар. 23.07.10.
- ^ Корнелл 1995 , с. 334, со ссылкой на Ливий , 6.35–42.
- ^ Перейти обратно: а б Корнелл 1995 , с. 334.
- ^ Форсайт 2005 , с. 263.
- ^ Форсайт 2005 , с. 264.
- ^ Форсайт 2005 , с. 265.
- ^ Корнелл 1989b , с. 320.
- ^ Мюнцер 1910 , полковник. 346.
- ^ Боутрайт 2004 , с. 59.
- ^ Мюнцер 1910 , полковник. 347.
- ^ Чаплин 2015 , с. 103.
- ^ Чаплин 2015 , с. 102, со ссылкой на Ливий , 5.27.1–15.
- ^ Чаплин 2015 , с. 103, цитируется, Ливий , 6.38.3–13.
- ^ Чаплин 2015 , стр. 105 и последующие, 107–8.
- ^ Минео 2015a , с. 140. См. также н. 1 на стр. 362 в той же книге.
- ^ Коптев 2010 , стр. 22.
- ^ Минео 2015a , стр. 140–41, 147.
Современные источники
[ редактировать ]- Борода, Мэри (2015). SPQR: история Древнего Рима (1-е изд.). Нью-Йорк: Профильные книги. ISBN 978-0-87140-423-7 . OCLC 902661394 .
- Боутрайт, Мэри; и др. (2004). Римляне: от деревни к империи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-1951-1875-8 . OCLC 52728992 .
- Корнелл, Тим (1995). Начало Рима . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-01596-0 . OCLC 31515793 .
- Хорнблауэр, Саймон; и др., ред. (2012). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954556-8 . OCLC 959667246 .
- Драммонд, Эндрю. «Безумный Камилл, Маркус». В ОКР 4 (2012) . два : 10.1093/акр/9780199381135.013.2758
- Уорд-Перкинс, Джон Брайан; Поттер, Т.В. «Фалисканцы». В ОКР 4 (2012) . два : 10.1093/акр/9780199381135.013.2630
- Хайден, Марк (2023). Марк Фурий Камилл: Жизнь второго основателя Рима (1-е изд.). Южный Йоркшир: Pen & Sword Military. ISBN 139905578X .
- Форсайт, Гэри (2005). Критическая история раннего Рима . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-94029-1 . OCLC 70728478 .
- Коптев, Александр (2010). «Тимей Тавроменийский и раннеримская хронология» . В Деру, Карл (ред.). Исследования по латинской литературе и римской истории XV . Коллекция Латомус. Том. 323. Брюссель: Издания Latomus. стр. 5–48. ISBN 978-2-87031-264-3 .
- Ломас, Кэтрин (2018). Возвышение Рима . История Древнего мира. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. дои : 10.4159/9780674919938 . ISBN 978-0-674-65965-0 . S2CID 239349186 .
- Минео, Бернард, изд. (2015). Спутник Ливии . Молден: Уайли Блэквелл. ISBN 978-1-118-33893-3 . OCLC 885548069 .
- Чаплин, Джейн Д. «Использование Ливи примеров». В Минео (2015) , стр. 102–13.
- Минео, Бернар (2015a). «Историческая философия Ливия». В Минео (2015) , стр. 139–52.
- Мюнцер, Фридрих (1910). Wikisource . . Реальная энциклопедия классической древности (на немецком языке). Том VII, 1. Штутгарт: Мясник. столбцы. 325–48 – через
- Огилви, Р.М. (1970) [Впервые опубликовано в 1965 году]. Комментарий к Ливию: книги 1–5 (перепечатано с исправлениями, 1-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Уолбанк, ФРВ; и др., ред. (1989). Возвышение Рима в 220 г. до н.э. Кембриджская древняя история. Том. 7 очков. 2 (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23446-8 .
- Корнелл, Тим Дж (1989a). «Рим и Лацио до 390 г. до н.э.». В ЦАГ 2 7.2 (1989) , стр. 243–308.
- Корнелл, Тим Дж (1989b). «Восстановление Рима». В ЦАГ 2 7.2 (1989) , стр. 309–350.
Древние источники
[ редактировать ]- Ливий (1905) [I век нашей эры]. . Перевод Робертса, Canon – через Wikisource .
- Плутарх (1914) [2 век нашей эры]. «Жизнь Камилла» . Параллельные жизни . Классическая библиотека Леба. Том. 2. Перевод Перрена, Бернадотта. Издательство Гарвардского университета. OCLC 40115288 – через LacusCurtius.