Jump to content

Сервий Туллий

Сервий Туллий
Сервий Туллий , изображение XVI века, опубликованное Гийомом Руйе.
Король Рима
Царствование в. 578–535 до н.э.
Предшественник Луций Тарквиний Приск
Преемник Луций Тарквиний Гордый
Супруг Тарквиния (Ливий)
или Гегания (Плутарх)
Проблема Таможня
Отец Неопределенный
Мать Окрисия

Сервий Туллий был легендарным шестым царем Рима и вторым представителем его этрусской династии. Он правил с 578 по 535 год до нашей эры. [1] Римские и греческие источники описывают его рабское происхождение и последующий брак с дочерью Луция Тарквиния Приска , первого этрусского царя Рима, который был убит в 579 году до нашей эры. Конституционная основа его вступления неясна; его по-разному описывают как первого римского царя, вступившего на престол без избрания Сената ; , завоевавшего трон благодаря народной и королевской поддержке и как первый, избранный только Сенатом, при поддержке правящей королевы, но без обращения к всенародному голосованию. [2]

Некоторые традиции описывают отца Сервия как божественного . Ливий изображает мать Сервия как захваченную латинскую принцессу, порабощенную римлянами; ее ребенок выбран будущим королем Рима после того, как вокруг его головы видно огненное кольцо. [3] Император Клавдий не придал значения такому происхождению и описал его как первоначально этрусского наемника по имени Мастарна, сражавшегося на стороне Целия Вибенны . [4]

Сервий был популярным царем и одним из самых значительных благотворителей Рима. Он добился военных успехов против Вейи и этрусков и расширил город, включив в него холмы Квиринал , Виминал и Эсквилин . Ему традиционно приписывают учреждение фестивалей Компиталия , строительство храмов Фортуне и, что и Диане менее правдоподобно, изобретение первой настоящей чеканки римских монет .

Несмотря на противодействие римских патрициев , он расширил римские права и улучшил судьбу и положение низших классов граждан и неграждан Рима. По словам Ливия, он правил 44 года, пока не был убит своей дочерью Туллией и зятем Луцием Тарквинием Гордым . В результате этого «трагического преступления» и его высокомерного высокомерия как царя Тарквиний в конечном итоге был свергнут. Это открыло путь к отмене римской монархии и основанию Римской республики , основа которой уже была заложена реформами Сервия. [5]

До создания республики Римом управляли короли (лат. reges , единственное число rex ). В римской традиции основатель Рима Ромул первым был . Сервий Туллий был шестым, а его преемник Тарквиний Гордый (Тарквиний Гордый) был последним. [6] Природа римского царствования неясна; большинство римских королей избирались сенатом на пожизненную должность магистрата , но некоторые претендовали на преемственность по династическому или божественному праву. Некоторые из них были коренными римлянами, другие — иностранцами. У более поздних римлян была сложная идеологическая связь с этим далеким прошлым. В республиканских нравах и институтах королевская власть была отвратительна; и оставался таковым, по крайней мере номинально, во времена Империи. С одной стороны, считалось, что Ромул создал Рим более или менее одним махом, настолько полным и чисто римским в своих основных чертах, что любые приемлемые изменения или реформы после этого должны быть облечены в реставрацию. С другой стороны, римляне Республики и Империи считали, что каждый король каким-то особенным и новым образом вносит свой вклад в структуру и территории города или его социальные, военные, религиозные, юридические или политические институты. [7] Сервия Туллия называют «вторым основателем Рима», «самым сложным и загадочным» из всех его царей и своего рода «протореспубликанским магистратом». [8]

Древние источники

[ редактировать ]

Самым старым сохранившимся источником общего политического развития Римского королевства и республики является Цицерона « De Republica» («О государстве»), написанная в 44 г. до н.э. [9] Основными литературными источниками жизни и достижений Сервия являются римский историк Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), чей Ab urbe condita был общепринятым римлянами как стандартный и наиболее авторитетный отчет; Ближайшие современники Ливия Дионисий Галикарнасский и Плутарх (ок. 46–120 гг. н.э.); их собственные источники включали работы Квинта Фабия Пиктора , Диокла Пепаретского , Квинта Энния и Катона Старшего . [10] Ливия, Источники вероятно, включали по крайней мере некоторые официальные государственные записи; он исключил то, что казалось неправдоподобным или противоречивым традициями, и расположил свой материал в рамках всеобъемлющей хронологии. Дионисий и Плутарх предлагают различные альтернативы, которых нет у Ливия. [11] а ученик Ливия, этрусколог , историк и император Клавдий , предложил еще одну, основанную на этрусской традиции. [12]

Происхождение

[ редактировать ]

Отцовство и рождение

[ редактировать ]

Большинство римских источников называют мать Сервия Окрисией, молодой дворянкой, взятой во время римской осады Корникула и привезенной в Рим, либо беременной от мужа, убитого при осаде: [13] или как девственница. Ее отдали Танаквиле , жене царя Тарквиния , и, хотя она была рабыней, к ней относились с уважением, подобающим ее прежнему статусу. По одному варианту она стала женой знатного клиента Тарквиния. В других она служила домашним обрядам царского очага как весталка , и в одном из таких случаев, загасив пламя очага жертвенным подношением, она была пронизана и оплодотворена бестелесным фаллосом, поднявшимся из очага. По словам Танаквила, это было божественное проявление либо семьи Лара , либо самого Вулкана . Таким образом, Сервий был рожден от Бога и уже был обречен на величие, несмотря на рабский статус его матери; до поры до времени Танаквил и Окрисия держали это в секрете. [14]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Рождение Сервия рабом королевского дома сделало бы его членом расширенной домашней семьи Тарквиния и самого раба. Ливий описывает Сервия как юношу, уже занимающего почетное положение, как сына живой благородной матери и благородного отца. Он пользуется особой благосклонностью, когда члены королевской семьи становятся свидетелями огненного нимба над его головой, пока он спит, что является знаком божественной милости и великим предзнаменованием. По версии Ливия, благодаря этому событию Сервий становится протеже королевской семьи («как сын»), а позже женится на их дочери Тарквинии . По мнению Ливия, этот брак подрывает традиционное повествование, согласно которому Окрисия и, следовательно, ее сын Сервий являются домашними рабами; Ливий утверждает, что ни один раб, ни кто-либо из рабского происхождения не мог удостоиться великой чести вступить в брак с правящей семьей Рима. [15] [16]

Сервиус оказывается верным и ответственным зятем. Когда ему поручают правительственные и военные обязанности, он преуспевает и в том, и в другом. [17] Плутарх, цитируя Валерия Антиаса «и его школу», называет жену Сервия Геганией: огненный нимб появляется вокруг спящего Сервия гораздо позже, когда Гегания умирает; «знак его рождения из огня». [18] [19]

Царствование

[ редактировать ]

По словам Ливия, Тарквиний Приск был избран царем после смерти предыдущего царя Анка Марция , два сына которого были слишком молоды, чтобы наследовать или предлагать себя на выборах. Когда популярность Сервия и его брак с дочерью Тарквиния сделали его вероятным преемником престола, эти сыновья попытались захватить трон для себя. Они наняли двух убийц, которые напали на Тарквиния и тяжело ранили его. [20] Танакиль немедленно приказал закрыть дворец и публично объявил из окна дворца, что Тарквиний назначил Сервия регентом; тем временем Тарквиний умер от ран. Когда о его смерти стало достоянием общественности, сенат избрал Сервия царем, а сыновья Анка бежали в ссылку в Суэссу Пометию . [21] Ливий описывает это как первый случай, когда жители Рима не участвовали в выборах короля. В Плутархе Сервий неохотно согласился на царствование по настоянию Танаквила на смертном одре. [22]

В начале своего правления Сервий воевал против Вейи и этрусков. Говорят, что он проявил доблесть в этой кампании и разгромил огромную армию врага. Его успех помог ему укрепить свои позиции в Риме. [23] Согласно « Триумфам Фасти» , Сервий отпраздновал три триумфа неразборчива над этрусками, в том числе 25 ноября 571 г. до н.э. и 25 мая 567 г. до н.э. (дата третьего триумфа на « Фасти» ).

Сербские реформы

[ редактировать ]

Большинство реформ, приписываемых Сервию, расширили избирательные права для определенных групп – в частности, для граждан-простолюдинов Рима (известных в республиканскую эпоху как плебс ), мелких землевладельцев, ранее лишенных права голоса по происхождению, статусу или этнической принадлежности. Те же реформы одновременно определили финансовые и военные обязательства всех римских граждан. В целом так называемые сервианские реформы, вероятно, представляют собой длительный, сложный и фрагментарный процесс популистской политики и реформ, простирающийся от предшественников Сервия, Анка Марция и Тарквиния Приска, до его преемника Тарквиния Гордого , а также в Среднюю и Поздняя республика. Военная и территориальная экспансия Рима и последующие изменения в его населении сделали бы регулирование франчайзинга и реформы постоянной необходимостью, и их полное приписывание Сервию «нельзя принимать за чистую монету». [24]

Куриатская реформа и перепись

[ редактировать ]

До сербских реформ принятие законов и решений было прерогативой comitia curiata (куриатного собрания), состоящего из тридцати курий ; Римские источники описывают десять курий для каждого из трех аристократических племен или кланов, каждый из которых предположительно базировался на одном из центральных холмов Рима и претендует на статус патриция в силу своего происхождения от семей-основателей Рима. Эти племена насчитывали около 200 родов (кланов), каждый из которых вносил в Сенат одного сенатора («старейшину»). Сенат консультировал короля, разрабатывал законы от его имени и считался представителем всего populus Romanus (римского народа) ; но он мог только спорить и обсуждать. Его решения не имели силы, если не были одобрены куриатными комициями . Ко времени Сервия, если не задолго до этого, племена комиций составляли меньшинство населения, управляя массой, не имевшей эффективного голоса в своем собственном правительстве. [25]

Гораздо более густонаселенные граждане-простолюдины Рима могли участвовать в этом собрании в ограниченной степени и, возможно, высказывать свое мнение по решениям, но голосовать могли только куриальные комиции . Таким образом, меньшинство осуществляло власть и контроль над большинством. Римская традиция считала, что Сервий сформировал центуриатные комиции из простолюдинов, чтобы заменить куриальные комиции в качестве центрального законодательного органа Рима. Это потребовало от него разработки первой римской переписи населения , что сделало Сервия первым римским цензором . [26] Для целей переписи граждане собирались по племенам на Марсовом поле для регистрации своего социального положения, домашнего хозяйства, имущества и доходов. Это устанавливало налоговые обязательства человека, его способность собирать оружие для военной службы, когда это необходимо, и его принадлежность к определенному избирательному блоку.

Учреждение переписи и центуриатных комиций рассматривается как попытка Сервия подорвать гражданскую и военную власть римской аристократии и добиться прямой поддержки своих недавно получивших избирательные права граждан в гражданских вопросах; при необходимости - под ружье. [27] продолжали Куриатные комиции функционировать в королевскую и республиканскую эпохи, но сербская реформа свела их полномочия до в значительной степени символической «верхней палаты»; от его благородных членов ожидалось всего лишь ратифицировать решения центуриатных комиций . [28]

В ходе переписи граждане Рима мужского пола были сгруппированы по классам в соответствии со статусом, богатством и возрастом. Каждый класс был разделен на группы, называемые центуриями (центуриями), номинально по 100 человек (лат. centum = 100), но на практике их число было переменным. [29] далее делятся на Seniores (мужчины в возрасте 46–60 лет, подходящего возраста для службы в «ополчении» или городской полиции) и iuniores (мужчины в возрасте 17–45 лет, которые при необходимости служат в войсках на передовой). Взрослые граждане мужского пола обязаны были по призыву нести военную службу по средствам, которые якобы оценивались в архаичных ассах . [30] Таким образом, богатство и класс гражданина определяли его положение в гражданской иерархии и, до некоторой степени, в армии; но, несмотря на ее очевидный военный характер и ее возможное происхождение как сбор вооруженных граждан, система в первую очередь служила бы для определения избирательных прав и богатства отдельных граждан для целей налогообложения, а также веса их голосов - войны были случайными, но налогообложение было постоянной необходимостью [31] – и центуриатные комиции собирались всякий раз, когда это требовалось, в мирное или военное время. Хотя каждое столетие имело право голоса, самые богатые имели больше всего столетий и голосовали первыми. Нижестоящие органы созывались только в случае тупиковой ситуации или нерешительности; низший класс вряд ли вообще будет голосовать. [32]

римской армии центурий Считается, что система и ее боевой порядок основаны на гражданской классификации, установленной переписью населения. В процессе военного отбора отбирали мужчин из гражданских центурий и переводили их в военные. Их функции зависели от их возраста, опыта и оборудования, которое они могли себе позволить. Самый богатый класс юниоров (в возрасте 17–45 лет) был вооружен как гоплиты , тяжелая пехота со шлемом , поножами , нагрудником , щитами ( клипеусами ) и копьями ( хастаэ ). Каждая боевая линия фаланги состояла из одного класса. [33] Военные специалисты, например, трубачи, отбирались из 5-го класса. Высшие офицеры имели аристократическое происхождение до ранней республики, когда первые плебейские трибуны избирались плебеями из своего числа. Корнелл предполагает, что эта центуриатная система поставила всадников, которые «состояли в основном, если не исключительно, из патрициев», но голосовали за пехотой первого класса, подчиняясь пехоте с относительно низким статусом. [34]

Племенные и пограничные расширения

[ редактировать ]

Сербские реформы увеличили численность племен и расширили город, который был защищен новым валом, рвом и стеной. Огороженная территория была разделена на четыре административных района (района или квартала); Субурана, Эскилана, Коллина и Палатина. Говорят, что сам Сервий поселился в новой резиденции на Эсквилине. [35] Ситуация за стенами неясна, [36] но после этого членство в римском избирательном племени зависело бы от места жительства, а не от родства, происхождения и наследования. значительное число городского и сельского плебса Это привело бы к активной политической жизни ; и значительное число из них было бы отнесено к центуриям первого класса и, следовательно, могло бы голосовать. [37] Деление города Рима на «четверти» сохранялось до 7 г. до н. э., когда Август разделил город на 14 новых регионов . В современном Риме древняя часть сохранившейся стены приписывается Сервию, а оставшаяся часть предположительно была перестроена после разграбления Рима галлами в 390/387 г. до н.э. [ нужна ссылка ]

Экономика

[ редактировать ]

монет в Риме Некоторые римские историки считали, что Сервий Туллий был ответственным за самую раннюю настоящую чеканку , заменив более раннюю и менее удобную валюту в виде необработанных слитков. Это маловероятно, хотя он, возможно, ввел официальную штамповку сырой валюты. [38] Деньги играли минимальную роль в римской экономике, которая в то время была почти полностью аграрной. Однако долги и долговая кабала , вероятно, были распространены. Форма таких долгов мало напоминала бы форму должников наличными, вынужденных платить проценты ростовщикам по ссуде капитала. Скорее, богатые землевладельцы предоставляли арендаторам, клиентам и мелким землевладельцам «авансовый кредит» на семена, продукты питания или другие предметы первой необходимости в обмен на обещание трудовых услуг или значительную долю урожая. Условия таких «займов» вынуждали неплательщиков продавать себя или своих иждивенцев кредитору; или, если мелкие землевладельцы, сдать свою ферму. Таким образом, богатые аристократические землевладельцы приобретали дополнительные фермы и услуги за очень небольшие затраты. [39] Дионисий утверждает, что Сервий платил такие долги «из своего кошелька» и запрещал добровольную и принудительную долговую кабалу. [40] На самом деле эта практика сохранялась и в республиканскую эпоху. Ливи описывает раздачу Сервием и другими земельных грантов бедным и безземельным гражданам как политическое стремление заручиться народной поддержкой со стороны граждан с небольшими заслугами и ценностью. [41]

Сервию приписывают строительство храма Дианы на Авентинском холме , в ознаменование основания так называемой Латинской лиги ; [42] Его раболепные мифы о рождении, его популистские взгляды и его реорганизация vici, кажется , оправдывают веру римлян в то, что он основал или реформировал фестивали Компиталия (проводимые в честь ларов , которые наблюдали за каждой местной общиной) или впервые разрешил их присутствие и обслуживание неграждан и рабов. [43] Его личная репутация и достижения, возможно, привели к его исторической связи с храмами и святынями Фортуны; некоторые источники предполагают, что эти двое были связаны при жизни Сервия посредством некоторой формы «священного брака». Плутарх прямо идентифицирует Порта Фенестелла («оконные ворота») Королевского дворца как окно, из которого Танаквил объявил народу о регентстве Сервия; Говорят, что богиня Фортуна прошла через то же окно и стала супругой Сервия. [44]

Убийство

[ редактировать ]

В истории Ливия у Сервия Туллия было две дочери: Туллия Старшая и Туллия Младшая. Он устроил их брак с двумя сыновьями своего предшественника, Луцием Тарквинием и Арруном Тарквинием . Младшие Туллия и Луций организовали убийства своих братьев и сестер, поженились и сговорились сместить Сервия Туллия. Туллия Минор призвала Луция Тарквиния тайно убеждать или подкупать сенаторов, и Тарквиний отправился в здание сената с группой вооруженных людей. Тогда он созвал сенаторов и произнес речь, критикующую Сервия: за то, что он раб, рожденный от раба; за то, что он не был избран Сенатом и народом во время междуцарствия , как это было традицией выборов царей Рима; за то, что трон был подарен женщиной; за предпочтение низших классов Рима перед богатыми; за то, что землю высших сословий отобрали для раздачи беднякам; и за проведение переписи населения, которая вызвала зависть среди богатых высших классов. [45]

Когда Сервий Туллий прибыл в здание сената, чтобы защитить свою позицию, Тарквиний сбросил его со ступенек, и Сервий был убит на улице людьми Тарквиния. Вскоре после этого Туллия проехала на своей колеснице по телу отца. Для Ливия нечестивый отказ Тарквиния разрешить похороны тестя принес ему прозвище Супербус («высокомерный» или «гордый»). [46] а смерть Сервия — «трагическое преступление» ( tricum scelus ), темный эпизод в истории Рима и справедливое основание для отмены монархии. Таким образом, Сервий становится последним из великодушных царей Рима; место этого безобразия, которое Ливий, по-видимому, предполагает как перекресток, впоследствии стало известно как Vicus Sceleratus (улица позора, позора или преступления). [47] Его убийство — отцеубийство , худшее из всех преступлений. Это морально оправдывает возможное изгнание Тарквиния и отмену отклонившейся, «неримской» монархии Рима. Республика Ливия частично основана на достижениях и смерти последнего великодушного короля Рима. [48]

Исторические оценки

[ редактировать ]

Рождение

[ редактировать ]

Заявления о божественном происхождении и божественном благоволении часто предъявлялись харизматическим личностям, которые поднялись «как будто из ниоткуда» и стали династами, тиранами и героями-основателями древнего средиземноморского мира. [49] Однако все эти легенды представляют отца как божества, а мать – девственницу или нет – как принцессу правящего дома, а не как рабыню. Бестелесный фаллос и оплодотворение им девственной рабыни королевского происхождения уникальны для Сервия. [50] Ливий и Дионисий игнорируют или отвергают рассказы о сверхъестественном непорочном зачатии Сервия; хотя его родители происходили из завоеванного народа, оба они благородного происхождения. Его происхождение — случайность судьбы, а его характер и добродетели полностью римские. Он действует от имени римского народа, а не ради личной выгоды; эти римские добродетели, вероятно, найдут благосклонность богов и принесут награду удачи. [51]

Подробности рабского рождения Сервия, чудесного зачатия и связей с божественной Фортуной, несомненно, были приукрашены после его собственного времени, но основная часть могла быть распространена во время его правления. [52] Его неконституционное и, казалось бы, неохотное вступление на престол, а также его прямое обращение к римским массам через голову сената могли быть истолкованы как признаки тирании. В этих обстоятельствах необыкновенная личная харизма, должно быть, сыграла центральную роль в его успехе. Когда Сервий расширил влияние и границы Рима и реорганизовал его гражданство и армии, его «новый Рим» все еще был сосредоточен в Комиции , Casa Romuli или «хижине» Ромула. Сервий стал вторым Ромулом, благодетелем своего народа, наполовину человеком, наполовину божеством; [53] но его рабское происхождение не имеет аналогов и делает его еще более примечательным: для Корнелла это «самый важный факт о нем». [54] История его рабского рождения, очевидно, распространилась далеко за пределами Рима; Митридат VI Понтийский насмехался над тем, что Рим сделал королями servos vernasque Tuscorum (этрусских рабов и домашних слуг). [55]

Этрусский Сервий

[ редактировать ]
Картина из гробницы Франсуа в Вульчи, изображающая освобождение Целия Вибенны. Макстарна второй слева

Рассказ Клавдия о Сервии как об этруске по имени Макстарна (титул, обозначающий « диктатора » на этрусском языке) был опубликован как случайный научный комментарий в « Оратии Клавдия Цезаря» на Табличке Лугдунум . Есть некоторая поддержка этой этрусской версии Сервия. [56] в настенных росписях гробницы Франсуа в этрусском Вульчи . Они были построены где-то во второй половине IV века до нашей эры. На одной панели изображены героические этруски, предающие мечу иностранных пленников. Среди жертв - человек по имени Гневе Тархунис Румах, интерпретируемый как римлянин по имени Гней Тарквиний, [4] хотя известная римская история не упоминает Тарквиния из этого преномена. В число победителей входят Ауле и Кайле Випинас, известные римлянам как братья Вибенна , и их союзник Макстрна [Макстарна], который, похоже, сыграл важную роль в победе. Клавдий был уверен, что Макстарна — это просто другое имя Сервия Туллия, который начал свою карьеру как этрусский союзник братьев Вибенна и помог им заселить Целийский холм в Риме. Отчет Клавдия, очевидно, опирался на источники, недоступные его коллегам-историкам или отвергаемые ими. Возможно, существовали две разные фигуры, подобные Сервию, или две разные традиции об одной и той же фигуре. Макстарна , возможно, было именем некогда прославленного этрусского героя или, более спекулятивно, этрусским переводом римского магистра (магистрата). «Этрусский Сервий» Клавдия кажется не столько монархом, сколько внештатным римским магистром , «архаичным кондотьером », который поставил себя и свою собственную банду вооруженных клиентов на службу Вибенне. [57] и, возможно, позже захватили, а не заселили Целийский холм в Риме. Если этрусский Макстарна был тождественен римскому Сервию, последний, возможно, был не столько монархом, сколько каким-то протореспубликанским магистратом, получившим постоянную должность, возможно, magister populi , военачальником или, на республиканском языке, диктатором . [58]

Наследие

[ редактировать ]

Политические реформы Сервия и его преемника Тарквиния Гордого подорвали основы аристократической власти и частично передали ее простым людям. Обычные граждане Рима стали отдельной силой в римской политике, имеющей право участвовать в правительстве и носить оружие от его имени, несмотря на противодействие и недовольство римских патрициев и сената. Тарквиний был свергнут заговором патрициев, а не плебеев. [59] уже существовали, Когда-то центуриатные комиции их нельзя было отменить или ограничить их полномочия: будучи высшим апелляционным судом республиканского Рима, он имел право отменять судебные решения, а республиканский сенат по конституции был обязан добиваться его одобрения. Со временем центуриатные комиции узаконили приход к власти плебейской знати и плебейских консулов . [60]

Связи Сервия с Ларом и его реформа вичи напрямую связывают его с основанием Компиталии , учрежденной для публичного и благочестивого почитания его божественного происхождения – считая Лара своим отцом – чтобы распространить свои домашние обряды на более широкое сообщество, чтобы отметить его материнская идентификация с низшими слоями римского общества и утверждение своего королевского покровительства и опеки над их правами. Незадолго до реформы Августа Компиталии в 7 г. до н. э. Дионисий Галикарнасский сообщает об отцовстве Сервия от Лара и основании им Компиталии как о древнеримских традициях. В Сервии Август нашел легкое общение с популярным благодетелем и основателем Рима, чье нежелание принять царствование дистанцировало его от его пороков. Август взял Компиталию и ее по сути плебейские праздники, обычаи и политические фракции под свое покровительство, а при необходимости и свои цензурные полномочия. [61] Однако он проследил свою родословную и свое повторное основание не от Сервия – который, даже имея частично божественное происхождение, все еще имел рабские связи – а от Ромула , патриция-героя-основателя, предка божественного Юлия Цезаря , потомка Венеры и Марса. Плутарх восхищается реформами Сервия за наведение ими хорошего порядка в правительстве, военной и общественной морали, а также самим Сервием как самым мудрым, самым удачливым и лучшим из всех римских царей. [62]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ По словам Ливия , Аб Урбе Кондита ; эти даты приняты большинством древних римских писателей.
  2. ^ Ливий; Фостер, Бенджамин О. (тр.). История Рима . Проверено 9 ноября 2019 г.
  3. ^ Ливий; Фостер, Бенджамин О. (тр.). История Рима . Проверено 9 ноября 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Корнелл, Ти Джей (1995). Начало Рима . Лондон: Рутледж. стр. 135–139.
  5. ^ Ливи , из книги «Город основал» , я
  6. ^ По подсчетам римских историков, Римское королевство просуществовало около 250 лет; либо список королей неправдоподобно короток, либо их правление неправдоподобно долго. В частности, самые ранние короли могли олицетворять качества и достижения нескольких разных личностей. См. дальнейшее обсуждение в Корнелле, 120–121, 226.
  7. ^ Корнелл, стр. 57–60.
  8. ^ Корнелл, стр. 120–121, 226.
  9. ^ Корнелл, с. 2
  10. ^ Корнелл, стр. 6, 199–122.
  11. ^ Корнелл, стр. 21–26.
  12. Теорию Клавдия о происхождении Сервия см. в тексте Лионской таблички .
  13. ^ Ливий называет имя своего мужа Сервий Туллий, вождь Корникула («[…] qui Princeps in illa urbe fuerat […]»); сын назван в честь отца. См. Ливий, Ab urbe condita , 1.39 . Дионисий предлагает почти идентичную версию как «наиболее вероятную».
  14. ^ Плутарх, Моралия , О судьбе римлян, 10, 64: доступно онлайн (Лёб) на веб-сайте Тайера [1]
  15. ^ Ливий, Из основанного города , 1.39 .
  16. ^ Корнелл, 131, 132: см. Дионис Галикарнасский, Римские древности , 4.3.
  17. ^ Корнелл, 131: см. Дионис Галикарнасский, 4.3.
  18. ^ Плутарх, Моралия , О судьбе римлян, 10, 64: доступно в Интернете (Лёб) на веб-сайте Тайера [2] . Плутарх цитирует Валерия Антиаса, Фрагмент 12; в Питере, Фраг. Хист. ПЗУ. п. 154.
  19. ^ Ливий, Ab urbe condita , 1.39 : см. также Дионисий, 4.
  20. ^ Ливий, Из основанного города , 1.40
  21. ^ Ливий, 1.41 .
  22. ^ Плутарх, Моралия , О судьбе римлян, 10, 64: доступно онлайн (Лёб) на веб-сайте Тайера [3] : см. также Овидий, Фасти, 6.627 и далее; Ливи, 1#39|I.39 ; Плиний, Естественная история, 36 и 27.07.204.
  23. ^ Ливий, 1.42
  24. ^ Корнелл, стр. 144–147, 173–175, 183 (военный характер реформ, особенно в области переписи населения).
  25. ^ Корнелл, стр. 115–118.
  26. ^ Перепись происходит от латинского censere , что означает «судить» или «оценивать».
  27. ^ Корнелл, стр. 194–197.
  28. ^ Корнелл, с. 25.
  29. ^ Таким образом, сербские «столетия» означают «группы».
  30. ^ Асы этой эпохи представляли собой особый вес бронзы - по словам Корнелла, один фунт - намного тяжелее, чем более поздние ; поэтому его стоимость не может быть представлена ​​как часть или эквивалент более поздней римской чеканки ( например , сестерция или денария ). См. Корнелл, стр. 180–181.
  31. ^ Корнелл, стр. 186–190, 194–196.
  32. ^ См. Корнелл, с. 179, который цитирует Ливия, 1.43 , и Дионисия Галикарнасского IV, 16–18. Описания доспехов и оружия, которые должны были снабжать представители каждого класса, почти наверняка являются заученными и спекулятивными интроекциями Ливия и Дионисия.
  33. ^ Лендон, Дж. Э., Солдаты и призраки: история битв в классической древности , издательство Йельского университета (2005), ISBN   978-0-300-11979-4 , с. 182: Фаланга в греческом стиле была известна римлянам эпохи Царства, и их бойцы на передовой были вооружены идентично ранним греческим гоплитам.
  34. ^ Корнелл, с. 196.
  35. ^ Ливий, Ab urbe condita, 1.44 . Названные регионы в этой последовательности (I–IV) находятся у Варрона, Lingua Latina , 5. 45.
  36. Подобные племенные территории, возможно, известные как паги , возможно, распространились на окружающие римские территории ( ager Romanus ), и некоторые из их жителей имели бы право на получение гражданства в рамках сербских классовых реформ. Обсуждение в Корнелле, стр. 176–179.
  37. ^ Корнелл, стр. 173.
  38. ^ Сервий считается изобретателем чеканки бронзовых монет Плинием Старшим по свидетельству Тимея ( около 360 г. до н.э.): Варрон приписывает Сервию первые выпуски чеканки серебряных монет. См. обсуждение в Кроуфорде, Майкле Х., «Ранняя римская экономика, 753–280 до н.э.», Publications de l'École française de Rome , 1976, том 27, номер 1, стр. 197–207: [4]
  39. ^ См. обсуждение в Корнелле, стр. 281–283.
  40. ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности 4.9
  41. ^ Ливий, 2.46, 3.39.9. См. также утверждение Цицерона о том, что Римом должны управлять не простые люди, а «лучшие люди» ( оптиматы ): см. Cicero, Pro Sestio , 96.
  42. ^ Борода, Север, Прайс, Религии Рима: Том. 1, История , 1998, с. 3.
  43. ^ Лотт, Джон. Б., Окрестности Августана Рима, Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2004. с. 31 и след.
  44. ^ Корнелл, стр. 146–148. ср. образы «богини у окна» и формы брака правителя с божеством-покровителем. Плутарх приписывает Сервию благодарное основание храма Fortuna Primigenia и храма Fortuna Obsequens, а также «большую часть» ее титулов и почестей: должную благодарность от того, кто «по счастливой случайности был повышен из семьи пленника враг царской власти» – см. Плутарх, Моралия, О судьбе римлян, 10.58–63. Английская версия (Loeb) на сайте Thayer [5] . О возможных местоположениях Порта Фенестелла и связанной с ней Новой Виа см. также Т. П. Уайзман , «Где была Нова Виа?», Papers of the British School at Rome , 72, 2004, стр. 167–183.
  45. ^ Ливий, Из основанного города, 1.42 , 1.46 , 1.47 .
  46. ^ Ливий, Из основанного города , 1.49.
  47. ^ Компитальные святыни Ларов вичи ( ; s. vicus ) или политических округов располагались на перекрестках см. их популярную связь с Сервием Туллием.
  48. ^ Фельдхерр, Эндрю. Зрелище и общество в истории Ливия . Беркли: Калифорнийский университет Press, c1998 (онлайн) [6]
  49. ^ Корнелл, 132–133: к ним относятся Цекул , легендарный основатель Пренесте : династические основатели, такие как Саргон , Кир и Птолемей Сотер , а также тираны и узурпаторы, такие как Кипсел , Агафокл и Гиерон II .
  50. ^ Необычайное отцовство и материнство Сервия как традиции коренных римских основателей обсуждаются в книге Wiseman, TP Remus: A Roman Myth . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995, 58–60.
  51. ^ Корнелл, 130–133.
  52. ^ Грандацци , 45.
  53. ^ Грандацци, 206–211.
  54. ^ Корнелл, 131, 146.
  55. ^ Корнелл, с. 132.
  56. ^ Элеонора Хузар, в Темпорини / Хаазе (ред.), Взлет и упадок римского мира (ANRW), Язык и литература (Литература периодов Юлиев-Клавдиев и Флавиев), 1984, стр. 623. [7] Не осталось никаких доказательств, подтверждающих качество этрусской учености Клавдия или его понимание этрусского языка, несмотря на то, что он написал многотомный труд, ныне утерянный, по этрусской истории.
  57. В речи Клавдия Макстарна - sodalis fidelissimus (самый верный товарищ) Целия Вибенны.
  58. ^ Корнелл, 133–141, 143–145, 235; Корнелл описывает эти предполагаемые связи как привлекательные, но ненадежные, полностью основанные на небольшом орфографическом сходстве слов «макстрна» и «магистр».
  59. ^ Реформы Сервия отражают общую тенденцию в греко-римском мире, правители которого все чаще искали народную базу поддержки, обращаясь непосредственно к простолюдинам-солдатам и, если возможно, в обход аристократии; в древнем мире это фактически было определением тирании. См. Корнелл, 148, 238.
  60. ^ Корнелл, стр. 195–197, 334–335.
  61. ^ Лотт, 31: цитирует Дионисия Галикарнасского, 4.14.3–4. См. также Борода, Север, Прайс, Религии Рима, Том. 1, A History , Cambridge University Press, 1998. стр. 184, о реформах Августа и их связи с более старыми, традиционно сербскими социальными и религиозными институтами.
  62. ^ Плутарх, Моралия, О судьбе римлян, 10.58–63. Английская версия (Loeb) на сайте Thayer [8]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бирд М., Прайс С., Норт Дж., Религии Рима: Том 1, История , иллюстрировано, Cambridge University Press , 1998. ISBN   0-521-31682-0
  • Корнелл, Т., Начало Рима: Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н. э.) , Routledge, 1995. ISBN   978-0-415-01596-7
  • Грандацци, Александр , Основание Рима: миф и история , издательство Корнельского университета, 1997, ISBN   978-0-8014-8247-2 [9]
  • Лендон, Дж. Э., Солдаты и призраки: история битв в классической древности , издательство Йельского университета (2005), ISBN   978-0-300-11979-4
[ редактировать ]
Легендарные титулы
Предшественник Король Рима
578–535
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2ac4b104edf368113ae40a2d7dcb253__1702209840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/53/e2ac4b104edf368113ae40a2d7dcb253.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Servius Tullius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)