Jump to content

Этрусское происхождение

Карта, показывающая размеры Этрурии и этрусской цивилизации. Карта включает в себя 12 городов Этрусского союза и известные города, основанные этрусками.

В классической античности было разработано несколько тезисов о происхождении этрусков с V века до нашей эры , когда этрусская цивилизация уже несколько столетий утвердилась на ее территориях, которые можно свести к трем основным гипотезам. Первый - это автохтонное развитие in situ культуры Вилланова , как утверждает греческий историк Дионисий Галикарнасский , который описал этрусков как коренной народ, всегда живший в Этрурии . [1] Второй — миграция из Эгейского моря , как утверждают два греческих историка: Геродот , который описал их как группу выходцев из Лидии в Анатолии , [2] и Гелланик Лесбосский , который утверждал, что тирренцы были пеласгами родом из Фессалии , Греция , которые вошли в Италию в верховьях Адриатического моря в Северной Италии. [3] Третья гипотеза была высказана Ливием и Плинием Старшим и ставит этрусков в контекст ретов на севере и других популяций, живущих в Альпах . [4]

Первым греческим автором, упомянувшим этрусков, которых древние греки называли тирренцами , был поэт VIII века до нашей эры Гесиод в своем произведении « Теогония» . Он упомянул их как проживающих в центральной Италии вместе с латинянами. [5] VII века до нашей эры. Гомеровский гимн Дионису [6] называли их пиратами. [7] В отличие от более поздних греческих авторов, таких как Геродот и Гелланик, эти ранние греческие авторы не предполагали, что этруски мигрировали в Италию из других мест.

По мнению доисторических и протоисторических археологов, антропологов, этрускологов, генетиков, лингвистов, все собранные к настоящему времени данные указывают на автохтонное происхождение этрусков. [8] [9] [10] [11] Более того, нет никаких археологических свидетельств миграции лидийцев или пеласгов в Этрурию. [12] [9] [10] [11] И только в V веке до нашей эры, когда этрусская цивилизация утвердилась на несколько столетий, греческие писатели начали ассоциировать название «тирренцы» с «пеласгами» или «лидийцами». Современные ученые сходятся во мнении, что эти греческие сказки не основаны на реальных событиях. [13] Самые ранние свидетельства существования явно этрусской культуры датируются примерно 900 г. до н.э.: это период железного века виллановской культуры , который считается самой ранней фазой этрусской цивилизации. [14] [15] [16] [17] [18] которая сама развилась из предыдущей позднего бронзового века прото-вилланованской культуры в том же регионе, являясь частью центральноевропейской культурной системы полей урн. [19]

Гельмутом Риксом Отнесение этрусского языка к тирсенской языковой семье отражает неоднозначность рассказов об их происхождении. Рикс находит, что этрусский язык, с одной стороны, генетически связан с реэтическим языком, на котором говорят в Альпах к северу от Этрурии, что предполагает автохтонные связи, но, с другой стороны, он отмечает, что лемнийский язык, обнаруженный на «лемносской стеле», тесно связан с этрусским языком, влекущим за собой либо присутствие этрусков на « тирсенском » Лемносе, либо «тирсенская» экспансия на запад, в Этрурию. [20] После более чем 90 лет археологических раскопок на Лемносе не было обнаружено ничего, что могло бы поддержать миграцию с Лемноса в Этрурию . [21] коренными жителями Лемноса, называемыми также в древности синтеями , были синтии , фракийское население. [21] Некоторые ученые полагают, что лемнийский язык мог появиться в Эгейском море в эпоху поздней бронзы, когда микенские правители набирали группы наемников из Сицилии, Сардинии и различных частей итальянского полуострова. [22] Другие ученые пришли к выводу, что лемнийские надписи могли быть связаны с этрусским торговым поселением на острове, которое имело место до 700 г. до н. э. и не было связано с народами моря . [23] [24] [25] [26] [27]

Исследование мтДНК , опубликованное в 2013 году, пришло к выводу, что мтДНК этрусков очень похожа на мтДНК неолитического населения Центральной Европы и других тосканских популяций. [28] [29] Это совпадает с раэтическим языком, на котором говорили к югу и северу от Альп в районе культуры полей урн в Центральной Европе. Культура Вилланован , ранний период этрусской цивилизации, происходит от прото-вилланованской культуры , которая ответвилась от культуры поля урн около 1200 г. до н. э. как возможность Автохтонная популяция, которая генетически разошлась, ранее предполагалась Кавалли-Сфорца . [30]

Генетическое исследование 2019 года, опубликованное в журнале Science, проанализировало аутосомную ДНК 11 образцов железного века из районов вокруг Рима и пришло к выводу, что этруски (900–600 до н. э.) и латиняне (900–200 до н. э.) из Latium vetus были генетически похожи, и Этруски также имели степное происхождение, несмотря на то, что говорили на доиндоевропейском языке . [31]

Генетическое исследование 2021 года, опубликованное в журнале Science Advances, проанализировало аутосомную ДНК 48 человек железного века из Тосканы и Лацио и подтвердило, что у этрусских людей присутствует наследственный компонент Степи в тех же процентах, что и у ранее проанализированных латинян железного века, и что В ДНК этрусков полностью отсутствуют признаки недавнего смешения с Анатолией или Восточным Средиземноморьем, что позволяет сделать вывод, что этруски были автохтонными и имели генетический профиль, аналогичный их латинским соседям. И этруски, и латиняне прочно вошли в европейский кластер, 75% этрусских особей мужского пола принадлежали к гаплогруппе R1b , особенно R1b-P312 и ее производному R1b-L2, прямым предком которого является R1b-U152, тогда как наиболее распространенная гаплогруппа митохондриальной ДНК среди этрусков Х. был [32]

Исторические претензии автохтонного (коренного) происхождения

[ редактировать ]
Марс Тоди в натуральную величину , бронзовая скульптура солдата , совершающего вотивное подношение , конец V — начало IV века до нашей эры.

Дионисий Галикарнасский утверждал: [33]

Действительно, ближе всего к истине, вероятно, приходят те, кто заявляет, что этот народ мигрировал ниоткуда, но был коренным для этой страны, поскольку оказывается, что это очень древний народ и не сходится ни с кем другим ни по своему языку, ни по своим манерам. жизни.

Этим отрывком Дионисий выдвинул автохтонную теорию, согласно которой основным элементом этрусков, говоривших на этрусском языке, была «сама Терра (Земля)»; то есть находились на локации так долго, что казались коренными или коренными жителями. Таким образом, они являются владельцами виллановской культуры. [34]

Поднимая эту тему, Бонфанте (2002) утверждает: [35]

...история этрусского народа простирается... с ок. 1200 до ок. 100 г. до н.э. Многие места главных этрусских городов исторических времен были постоянно заселены, начиная с железного века Вилланова периода . Большой путаницы можно было бы избежать, если бы археологи использовали название «протоэтрусский».... Ибо на самом деле люди... не появились внезапно. И они не внезапно начали говорить на этрусском языке.

Дополнительная разработка предполагает, что этруски были [36]

...этнический остров очень древних народов, изолированный потоком индоевропейцев .

В 1942 году итальянский историк Массимо Паллоттино опубликовал книгу под названием «Этруски» (которая выйдет на английском языке в 1955 году). Паллоттино представил различные гипотезы, получившие широкое признание в археологическом сообществе. формирование итальянской и французской Он сказал, что «никому и в голову не придет спрашивать, откуда родом итальянцы или французы; мы изучаем наций». Он имел в виду, что процесс формирования этрусской цивилизации происходил в Этрурии или поблизости. [37] Формулируя иную точку зрения на те же доказательства, Паллоттино говорит: [38]

... мы должны рассматривать понятие «этрусск» как ... связанное с ... народом, который процветал в Этрурии между восьмым и первым веками до нашей эры ... Мы можем обсуждать происхождение каждого из этих элементов, но более уместно понятие... было бы понятием формирования... процесс формирования нации мог происходить только на территориях собственно этрусков; и мы можем стать свидетелями заключительных стадий этого процесса.

Дж. П. Мэллори сравнивает этрусков с другими остатками неиндоевропейских популяций центрального Средиземноморья, такими как баски Пиренейского полуострова и южной Франции, которые впитали художественные стили и алфавит своих греческих соседей. [39]

Британские археологи Грэм Баркер и Том Расмуссен также были горячими сторонниками «автохтонной теории». В своей книге «Этруски » они заявляют: «Нет никаких свидетельств культурного разрыва при переходе от Вилланова к этрускам, предусмотренного ни одной из «плантационных» моделей восточного Средиземноморья, ни какого-либо народного движения любого рода из континентальная Европа в эпоху поздней бронзы». [40] Таким образом, можно сделать вывод, что этруски были коренными жителями Италии и произошли от более поздних общин Этрурии.

Многие сторонники этой теории также считали, что этруски оказали иностранное влияние на свою культуру. Например, историк Марио Торелли согласился с утверждениями Дионисия и считал, что этруски унаследовали элементы своей культуры от других италийских народов. [41] Роберт Лейтон также согласился с «автохтонной теорией», но считал, что на этрусскую культуру повлияли греческие и финикийские купцы. [42]

Исторические претензии аллохтонного (внешнего) происхождения

[ редактировать ]
Терракотовые головы этрусских юношей, один в шлеме, другой с непокрытой головой, III–II века до н.э., Метрополитен-музей.

В греко-римской мифологии Эней (греч. Αἰνείας, Aineías) был троянским героем, сыном принца Анхиза и богини Венеры . также приходился троюродным братом царю Приаму троянскому Его отец . Путешествие Энея из Трои (во главе с Венерой, его матерью), которое привело к основанию города Рима , описано в Вергилия » «Энеиде , где историчность легенды об Энее используется, чтобы польстить императору Августу . Ромул и Рем , выступающие в римской мифологии как традиционные основатели Рима, имели восточное происхождение: их дед Нумитор и его брат Амулий предположительно были потомками беглецов из Трои.

Геродот сообщает об утверждении лидийцев о том, что этруски пришли из Лидии в Малой Азии (т. е. Анатолии): [43]

Вот их история: [...] их царь разделил людей на две группы и заставил их тянуть жребий, чтобы одна группа осталась, а другая покинула страну; он сам должен был стать главой тех, кто вытянул жребий, чтобы остаться там, а его сын, которого звали Тиррен, - среди тех, кто уехал. [...] они пришли в Омбричи , где основали города и с тех пор живут. Они называли себя уже не лидийцами, а тирренцами, по имени царского сына, который привел их туда.

С древних времен высказывались сомнения в точности утверждений Геродота. Ксанф Лидийский , родом из Сард и великий знаток истории лидийцев , не знал о лидийском происхождении этрусков, как сообщает греческий историк Дионисий Галикарнасский. [33]

Ксанф Лидийский, который, как и любой человек, был хорошо знаком с древней историей и которого можно считать непревзойденным авторитетом в истории своей страны, [и тем не менее он] ни в какой части своей истории не называет Тиррена правителем лидийцам также ничего не известно о высадке колонии лидийцев в Италии

Ученый-классик Майкл Грант прокомментировал эту историю, написав, что она «основана на ошибочной этимологии, как и многие другие традиции о происхождении «маргинальных» народов греческого мира». [44] Грант пишет, что есть свидетельства того, что сами этруски распространили его, чтобы облегчить свою торговлю в Малой Азии, когда многие города Малой Азии, да и сами этруски находились в состоянии войны с греками. [45]

Французский ученый Доминик Брикель также оспаривал историческую достоверность рассказа Геродота. Брикель продемонстрировал, что «история исхода из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века до нашей эры». [46] [47] Брикель также отметил, что «предания, переданные от греческих авторов о происхождении этрусского народа, являются лишь выражением того образа, который союзники или противники этрусков хотели обнародовать. Ни по каким причинам истории такого рода не следует считать историческими документами. ". [48]

Однако греческий историк Дионисий Галикарнасский возражал, что тирренская (этрусская) культура и язык не имеют ничего общего с лидийским. Он заявил: [33]

По этой причине я убежден, что пеласги — это другой народ, чем тирренцы. И я также не верю, что тирренцы были колонией лидийцев; ибо они не используют тот же язык, что и последние, и нельзя утверждать, что, хотя они больше не говорят на одном языке, они все же сохраняют некоторые другие признаки своей родной страны. Ибо они не поклоняются тем же богам, что лидийцы, и не пользуются подобными законами или учреждениями, но именно в этом отношении они больше отличаются от лидийцев, чем от пеласгов.

«Морские народы»

[ редактировать ]
Оратор , ок. 100 г. до н.э., этрусско-римская бронзовая статуя, изображающая Ауле Метеле (лат. Aulus Metellus), этрусского человека, носящего римскую тогу , занимающегося риторикой ; на статуе имеется надпись этрусским алфавитом.

Этруски или тирренцы, возможно, были одним из морских народов XIV–XIII веков до нашей эры. [49] если ассимиляция Массимо Паллоттино Тереш египетских надписей с Тирреной верна. [50] Никаких дополнительных доказательств связи «народов моря» с этрусками нет: этрусский автоним Расна не поддается тирренскому происхождению.

Ни этрусская материальная культура , ни язык не предоставили ученым убедительных доказательств происхождения этрусков. Язык, который был частично расшифрован, имеет варианты и представители в надписях на Лемносе , в Эгейском море, но они, возможно, были созданы путешественниками или этрусскими колонистами в период до того, как Рим уничтожил этрусскую политическую и военную власть .

В VI-V веках до нашей эры слово « тирренцы » относилось именно к этрускам, в честь которых , названо Тирренское море , согласно Страбону . [51] В Пиндаре Тирсенои появляются вместе с карфагенянами как угроза Великой Греции : [52]

Я умоляю тебя, сын Кроноса , сделай так, чтобы боевые кличи карфагенян и этрусков остались тихо дома, теперь, когда они увидели, что их высокомерие принесло плач их кораблям у Кум .

Фукидид упоминает их вместе с пеласгами и связывает с лемнийскими пиратами и с догреческим населением Аттики . Лемнос оставался относительно свободным от греческого влияния вплоть до эллинистических времен, а на лемносской стеле VI века до н. э. написаны надписи на языке, очень похожем на этрусский . Это привело к постулированию существования « тирренской языковой группы », включающей этрусский, лемнийский и раетский языки . [53] Таким образом, существуют лингвистические свидетельства родства между лемнианцами и этрусками. Некоторые ученые связывают эту связь с этрусской экспансией между 8 и 6 веками до нашей эры, помещая родину этрусков в Италию и Альпы , в частности, из-за их связи с альпийским раэтическим населением. [54] Приверженцы этой последней школы мысли указывают на легенду о лидийском происхождении этрусков, упомянутую Геродотом, и на утверждение Ливия о том, что раэты были этрусками, изгнанными в горы вторгшимися галлами . Критики этой теории указывают на очень скудные доказательства языкового родства этрусков с индоевропейцами , не говоря уже об анатолийских языках в частности, а также на Дионисия Галикарнасского, который решительно выступает против этрусско-лидийского родства. Индоевропейский лидийский язык впервые засвидетельствован через некоторое время после того, как тирренские мигранты, как говорят, уехали в Италию. [55]

Различие между культурным происхождением и культурным влиянием

[ редактировать ]

Происхождение цивилизации Этрурии — это древняя дискуссия, потому что термины, в которых историки раскрывали и оспаривали теории, основывались на устаревших концепциях происхождения и культуры. Последние два тысячелетия выдвижения неубедительных теорий относительно точного места происхождения Этрурии привели к тому, что современная наука отклонилась от традиционных подходов к национальному происхождению и вместо этого сосредоточилась на разработке таких концепций, как национальное происхождение и культурное формирование, различая культурное влияние. и культурное происхождение.

Фреска в гробнице Франсуа (4 век до н. э.)
Этрусский шлем (9 век до н.э.)
Этрусская терракотовая фигура молодой женщины, конец IV – начало III века до н.э.

Первоначальными источниками запросов для историков, изучающих происхождение этрусков, являются классические источники, предоставленные древними учеными, такими как Геродот и Дионисий. Этих писателей, естественно, интересовало, откуда зародилась столь развитая цивилизация. Геродот инициировал лидийскую теорию, в которой рассказывалась история происхождения этрусков как массовой миграции из Лидии под предводительством царя Тирсена, миграции из-за голода, произошедшего вскоре после Троянской войны . Ларисса Бонфанте утверждает, что традиционная концепция происхождения, которой придерживались классические греческие писатели, «должна была быть объяснена как результат миграции под руководством мифического героя-основателя». [56]

Вторая ключевая гипотеза была выдвинута историком Августа Дионисием Галикарнасским. Зная, что его предшественники «единогласно утверждали, что этруски пришли с Востока», [57] он высказал альтернативную гипотезу о том, что этруски были «коренными жителями этой страны», [58] и тем самым открыл автохтонную теорию. Ученые задаются вопросом, почему древние источники кажутся «единодушными» в отношении анатолийского происхождения. Бонфанте предполагает, что для греческих писателей это естественная реакция - связать достижения других цивилизаций с «греческими героями» в попытке продвигать «прославленный национальный нарратив». С другой стороны, RSP Beekes утверждает, что эти древние писатели, особенно Геродот, считали голод в Лидии очевидной связью с миграцией в Этрурию, а не предметом споров. Автохтонная теория, которую выдвинул Дионисий, была точкой зрения самих этрусков, с которыми он консультировался, хотя то, насколько эти этруски знали о своем собственном происхождении, сомнительно.

Причина, по которой современные ученые, такие как Джон Брайан Перкинс , скептически используют древние источники в качестве доказательства в поддержку аргумента, заключается в том, что эти источники обычно продвигают национальный имидж и питают политические предрассудки. Он утверждает, что древняя интерпретация этрусского происхождения возникла из «враждебной традиции соперников и врагов; греков и римлян». Степень «классических предрассудков» иллюстрируется ранними записями этрусков. Классическая литература обычно изображала этрусков как «пиратов» и «разбойников». Массимо Паллоттино указывает, что их репутация пиратов сформировалась между временем Гомера и изображением, показанным в « Гомеровских гимнах» , и явно была продуктом интенсивного коммерческого и территориального соперничества между этрусками и греческими торговцами. В результате Перкинс заключает, что древние «стандарты исторической критики не были нашими», в которых «многое из этого видится сквозь завесу интерпретации, непонимания, а иногда и простого вымысла». [59] Древняя тенденция изобретать или применять сфабрикованные сведения в своих исторических записях очевидна в « Историях » Геродота . Его использование причудливого повествования способствует всеобъемлющему прославленному повествованию о Греции в персидских войнах и иллюстрирует величие греческого завоевания. Эта повестка дня проблематична, если рассматривать его «героическое» понимание этрусского происхождения, поскольку рассказы Геродота имеют тенденцию вносить вклад в национальное повествование, а не в предполагаемые исторические записи. Его отчет рассматривается через то, что Перкинс называет «кривым зеркалом» древности. [59]

В 1950-х годах профессор Паллоттино возродил первоначальную автохтонную теорию и тем самым бросил вызов традиционной науке, которая «оставалась зацикленной на идее о том, что происхождение италийцев следует искать в эффектах иммиграции извне». Аргумент был разработан на том основании, что этрусская культура кажется уникальной по сравнению с любой другой известной доисторической культурой и, следовательно, не должна была развиваться нигде, кроме Италии». [60] Он признает иностранный вклад в культурное развитие этрусков, однако утверждает, что смешение культур произошло на итальянской земле; «Материнское поголовье» было достаточно однородным и, следовательно, имело итальянское происхождение. Аргументы коренных народов основаны на уникальных атрибутах этрусской культуры, полагая, что это «эволюционная последовательность», в ходе которой Этрурия развила свою независимую культуру, «процесс формирования этрусской культуры, который может происходить только на территории самой Этрурии». [60] Тем не менее, чтобы подписаться под этим тезисом, возникает проблема; Этрусская культура «без сомнения, сама по себе была уникальным и развивающимся явлением», однако эта культура сложилась из других более ранних культурных штаммов и развилась из них. [60] Остается вопрос, доминировали ли эти штаммы в готовом продукте; трудно отличить продукт чужой культуры от независимой культуры с иностранным влиянием. Другие исторические методологии, такие как лингвистика, археология и исследования ДНК, попытались прояснить это различие и подчеркнуть степень иностранного влияния в этрусской культуре.

Лингвисты попытались пролить свет на степень иностранного влияния на этрусскую цивилизацию. РСП Бикс полагается на свой лингвистический анализ лемнийских надписей, который, по его мнению, «дал ответ на проблему происхождения этрусков». [61] Лемносская стела — это стела шестого века на доэллинском языке, найденная на Лемносе, острове Северной Греции. Надпись демонстрирует явное сходство с этрусским языком; в обоих языках применяется схожая система четырех гласных, грамматика и словарный запас. Бикс утверждает, что автохтонные теории - это просто «отчаянная попытка избежать очевидного вывода из лемнианской надписи». [61] Он не предполагает, что этот язык сформировал этрусскую культуру, а, скорее, что сходство двух языков доказывает, что этруски мигрировали из Малой Азии, как предположил Геродот.

Элисон Э. Кули критикует предположение Бикса о том, что восточные черты, обнаруженные в этимологическом исследовании лемнианской надписи, «просто решают вопрос», однако она утверждает, что «более поздние восточные атрибуты этрусков часто являются продуктом аккультурации». [62] Кули, в отличие от Бикса, утверждает, что сходство языков является результатом контактов с греческой и лидийской цивилизациями в результате коммерческой торговли.

Лингвистов, таких как Бикс, обычно критикуют за предположение, что «поскольку они говорят на одном языке, они должны принадлежать к одной расе». [59] Однако недавно лингвисты, такие как Кари Гибсон, заявили, что язык является преобладающим фактором культурного формирования национальной идентичности и, следовательно, не может быть отброшен как независимый атрибут культурной идентичности, а скорее как структура, посредством которой такая цивилизация функционирует. Гибсон предполагает, что язык неразрывно связан с национальной и культурной идентичностью говорящего и как «мощный символ национальной и этнической идентичности» определяет восприятие человеком окружающей среды. [63] Чтобы поместить этот аргумент в лингвистические дебаты об этрусском происхождении, современные ученые, такие как Кули, возможно, чрезмерно пренебрегают влиянием языка на развитие этрусской идентичности; «Этническая идентичность является близнецом языковой идентичности». [64] Научным работникам трудно оценить степень влияния лидийского языка на культурное развитие Этрурии, хотя язык, несомненно, является ключевым фактором в развитии этрусской культуры.

Археология играет заметную роль в раскрытии аспектов повседневной жизни этрусков и социальной структуры такой сложной цивилизации, тем самым разоблачая иностранное влияние. Наиболее значимые археологические открытия этрусской цивилизации сделаны при раскопках могил. Бонфанте подчеркивает уникальные культурные элементы, которые иллюстрируют погребальные фрески на этих могилах. Хорошо сохранившиеся фрески погребальных камер, найденные в некрополе Монтероцци , расположенном на горном хребте к юго-востоку от древнего города Тарквиния, имеют жизненно важное значение для реконструкции этрусской культуры. Исследователи автохтонной теории склонны обращать внимание на изображение женщин на фресках. Вещественные доказательства высокого социального статуса этрусских женщин можно найти на фресках в Гробнице Леопардов , датируемых V веком до нашей эры. [65] На фреске изображены женщины и мужчины, разговаривающие вместе и носящие одинаковые лавровые венки, что означает, что символы статуса в этрусском обществе были одинаковыми для мужчин и женщин. Этот продвинутый статус женщин является уникальным этрусским элементом, не известным ни в одной другой культуре того времени.

Фрески, найденные в Гробнице Охоты и Рыболовства, отмечают самое раннее время, когда мужчины не изображались доминирующими в окружающей среде. [ нужна ссылка ] На фреске с птицами, летящими над лодкой с людьми, люди изображены пропорционально меньше птиц. Паллоттино отмечает, что это уникальный атрибут этрусских произведений искусства, поскольку он дает представление о том, как этруски рассматривали себя по сравнению с окружающей средой. Древние работы, датированные до этой фрески, имели тенденцию изображать мужчин, доминирующих в окружающей среде. Однако «Гробница охоты и рыбалки» иллюстрирует людей на заднем плане работы, а не обычно на переднем плане, что наводит на мысль таких ученых, как Паллоттино, что Этрурия развила культуру и социальное понимание, в отличие от любой другой доисторической цивилизации, и поэтому не может быть продуктом любая предшествующая культура.

Археологические данные и современная этрускология

[ редактировать ]

Вопрос об этрусском происхождении издавна был предметом интереса и споров среди историков. В наше время все данные, собранные до сих пор этрусками, указывают на коренное происхождение этрусков. [10] [9] [11] Археологически нет никаких свидетельств миграции лидийцев или пеласгов в Этрурию. [10] [9] Современные этрускологи и археологи, такие как Массимо Паллоттино (1947), показали, что предположения и утверждения ранних историков по этому поводу были безосновательны. [66] Французский этрусколог Доминик Брикель , многочисленные труды которого были посвящены этой теме, подробно объяснил, почему он считает, что сочинения древнегреческих историков о происхождении этрусков не следует даже считать историческими документами. [67] Он утверждает, что древняя история о «лидийском происхождении» этрусков была преднамеренной, политически мотивированной выдумкой и что древние греки делали вывод о связи между тирренами и пеласгами исключительно на основании определенных греческих и местных традиций и просто на основании того факта, что что между этрусками и греками велась торговля. [13] [47] Он отметил, что, даже если эти истории включают исторические факты, предполагающие контакты, такие контакты скорее связаны с культурным обменом, чем с миграцией. [68]

Несколько археологов, проанализировавших останки бронзового и железного веков, раскопанные на территории исторической Этрурии, отметили, что не было найдено никаких доказательств, связанных ни с материальной культурой , ни с социальными практиками , которые могли бы поддержать теорию миграции из Эгейского моря. . [69] Наиболее заметным и радикальным изменением, которое было археологически засвидетельствовано в этом районе, является принятие, начиная примерно с 12 века до нашей эры, погребального обряда сжигания в терракотовых урнах, который является континентальной европейской практикой, заимствованной из культуры полей урн ; в этом нет ничего, что указывало бы на этнический вклад Малой Азии или Ближнего Востока . [69] Одной из наиболее распространенных ошибок в течение долгого времени, даже среди некоторых ученых прошлого, было связывание позднего периода ориентализации этрусской цивилизации, обусловленного, как убедительно продемонстрировано археологами, контактами с греками и Восточным Средиземноморьем. а не массовые миграции с вопросом об их происхождении. [70] Черты лица (профиль, миндалевидные глаза, большой нос) на фресках и скульптурах, а также изображение красновато-коричневых мужчин и светлокожих женщин под влиянием архаического греческого искусства следовали художественным традициям Восточного Средиземноморья, она распространилась даже среди самих греков и, в меньшей степени, среди других цивилизаций в центральном и западном Средиземноморье вплоть до Пиренейского полуострова . На самом деле, многие гробницы позднего ориентализирующего и архаического периодов, такие как Гробница авгуров , Гробница Триклиния или Гробница Леопардов , а также другие гробницы архаического периода в некрополе Монтероцци в Тарквинии , были написаны греческими художниками или, во всяком случае, иностранными художниками. Таким образом, эти изображения имеют очень ограниченную ценность для реалистичного изображения этрусского населения. [71] Лишь с конца IV века до нашей эры в этрусском искусстве стали встречаться свидетельства физиономических портретов, и этрусская портретная живопись стала более реалистичной. [72]

Расписной терракотовый саркофаг Сейанти Ханунии Тлеснаса , около 150–130 гг. до н.э.

Обзор археологических находок за предыдущие 30 лет, проведенный в 2012 году на основе раскопок крупных этрусских городов, показал преемственность культуры от последней фазы бронзового века (12–10 века до н.э.) до железного века (9–8 века). до нашей эры). Это свидетельство того, что этрусская цивилизация, возникшая около 900 г. до н.э., была построена людьми, чьи предки населяли этот регион как минимум предыдущие 200 лет. [73] что также было подтверждено антропологическими и генетическими исследованиями. [32] [74] Основываясь на этой культурной преемственности, в настоящее время археологи пришли к единому мнению, что протоэтрусская культура развилась на последней фазе бронзового века из местной протовилланова культуры и что последующая вилланованская культура железного века наиболее точно описывается как Ранняя фаза этрусской цивилизации. [19] Возможно, существовали контакты между северно-центральной Италией и микенским миром в конце бронзового века . Однако контакты жителей Этрурии с жителями Греции , островов Эгейского моря , Малой Азии и Переднего Востока засвидетельствованы лишь столетия спустя, как и контакты с кельтским миром, когда этрусская цивилизация уже процветала и этрусский этногенез хорошо развивался. учредил. Первые из этих подтвержденных контактов относятся к греческим колониям в Южной Италии , нурагикам и сардо-пуникам на Сардинии , а также к последующему периоду ориентализации . [75]

Генетические доказательства

[ редактировать ]
Этрусские вотивные головы, IV-II века до н.э.

Был проведен ряд генетических исследований этрусков и современных тосканцев по сравнению с другими популяциями, некоторые из которых указывают на местное, европейское происхождение этрусков, а другие подтверждают происхождение из других мест. В целом, прямое тестирование древней этрусской ДНК подтвердило глубокое местное происхождение, в то время как тестирование современных образцов в качестве доказательства этрусков довольно неубедительно и непоследовательно. [76] [77]

Очень крупное исследование мтДНК 2013 года, основанное на унаследованной по материнской линии ДНК из 30 образцов костей, взятых из гробниц, датируемых восьмым веком-первым веком до нашей эры в Тоскане и Лацио , показывает, что этруски были коренным населением. [28] [29] В ходе исследования были извлечены и типированы гипервариабельные области митохондриальной ДНК 14 человек, похороненных в двух этрусских некрополях, проанализированные вместе с ранее проанализированной этрусской мтДНК, другими древними европейскими мтДНК, современными и средневековыми образцами из Тосканы и 4910 современными людьми из Средиземноморского бассейна. Древние (30 этрусков, 27 средневековых тосканцев) и современные последовательности ДНК (370 тосканцев) были подвергнуты нескольким миллионам компьютерных симуляций, показавших, что этрусков можно считать предками средневековых и, особенно в субпопуляциях из Казентино и Вольтерры , современных тосканцы; Напротив, было показано, что современное население Мурло и Флоренции не продолжает средневековое население. При дальнейшем рассмотрении двух анатолийских выборок (35 и 123 особей) было подсчитано, что генетические связи между Тосканой и Анатолией датируются по крайней мере 5000 лет назад, а «наиболее вероятное время разделения между Тосканой и Западной Анатолией приходится примерно на 7600 лет назад». «, что убедительно свидетельствует о том, что этрусская культура развивалась локально, а не как непосредственное следствие иммиграции с берегов Восточного Средиземноморья. Согласно исследованию, древняя этрусская мтДНК наиболее близка к современным Европейские популяции и не особенно близки к анатолийским или другим популяциям Восточного Средиземноморья. Среди древних популяций, основанных на мтДНК, древние этруски оказались наиболее близкими к неолитическим земледельцам LBK из Центральной Европы . [28] [29]

Этот результат во многом соответствует предыдущим результатам мтДНК 2004 года (в меньшем исследовании, также основанном на древней ДНК) и противоречит результатам 2007 года (основанным на современной ДНК). Исследование 2004 года было основано на митохондриальной ДНК (мтДНК) из 80 образцов костей, сокращенных до 28 образцов костей на этапе анализа, взятых из гробниц, датируемых седьмым веком по третий век до нашей эры в Венето , Тоскане , Лацио и Кампании . [78] Это исследование показало, что древняя ДНК, извлеченная из этрусских останков, имела некоторое сходство с современным европейским населением, включая немцев , англичан из Корнуолла и тосканцев в Италии. Вдобавок этрусские образцы, возможно, выявили больше генетического наследия восточного и южного Средиземноморья, чем содержат современные итальянские образцы. Исследование было омрачено опасениями, что последовательности мтДНК из археологических образцов представляют собой сильно поврежденную или загрязненную ДНК; [79] однако последующее расследование показало, что образцы прошли самые строгие доступные тесты на деградацию ДНК. [80]

Исследование мтДНК, опубликованное в 2018 году в журнале American Journal of Physical Anthropology , сравнило как древние, так и современные образцы из Тосканы, из предыстории , этрусской эпохи, римской эпохи , эпохи Возрождения и наших дней, и пришло к выводу, что этруски появляются как местное население, промежуточное между доисторическими и другими образцами, помещающееся во временной сети между энеолитом и римским веком. [81]

В генетическом исследовании 2019 года, опубликованном в журнале Science, были проанализированы останки одиннадцати людей железного века из окрестностей Рима, из которых четверо были этрусскими людьми, один похоронен в Вейо Гротта Грамичча вилланованского периода (900-800 гг. до н.э.) и трое похоронены в Некрополь Ла-Маттонара недалеко от Чивитавеккьи периода ориентализации (700-600 гг. до н. э.). Исследование пришло к выводу, что этруски (900–600 до н. э.) и латиняне (900–500 до н. э.) из Latium vetus были генетически схожи. [31] генетические различия между обследованными этрусками и латинянами оказались незначительными. [82] Этруски и современные латиняне отличались от предшествующего населения Италии наличием 30,7% степного происхождения . [83] Их ДНК представляла собой смесь двух третей предков медного века ( EEF + WHG ; этруски ~ 66–72%, латиняне ~ 62–75%) и одной трети предков, связанных со Степью (этруски ~ 27–33%, латиняне ~ 24). -37%) (при этом компонент EEF в основном происходит от мигрантов эпохи неолита в Европу из Анатолии, а WHG - это местные западноевропейские охотники-собиратели, причем оба компонента, а также компонент из степи встречаются практически во всех европейских популяциях) . [31] образец извлеченной Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе J-M12 (J2b-L283) , обнаруженный у человека, датируемого . 700-600 Единственный гг 1531 г. до н.э.). При этом четыре образца мтДНК принадлежали к гаплогруппам U5a1 , H , T2b32 , K1a4 . [84] Таким образом, этруски также имели степное происхождение, несмотря на то, что говорили на доиндоевропейском языке.

В исследовании 2021 года, проведенном Институтом Макса Планка , университетами Тюбингена , Флоренции и Гарварда , опубликованном в журнале Science Advances , были проанализированы Y-хромосома , митохондриальная ДНК и аутосомная ДНК 82 древних образцов из Этрурии (Тоскана и Лацио) и южная Италия (Базиликата), охватывающая период с 800 г. до н.э. по 1000 г. н.э., включая 48 человек железного века. Исследование подтвердило, что в образцах этрусков из Тосканы и Лацио предковый компонент Степь присутствовал в тех же процентных соотношениях, что и в ранее проанализированных образцах латинян железного века, и добавило, что в ДНК этрусков полностью отсутствовал сигнал. недавнего смешения с Анатолией или Восточным Средиземноморьем. Исследование пришло к выводу, что этруски были автохтонами и имели генетический профиль, аналогичный таковому у их латинских соседей раннего железного века. И этруски, и латиняне прочно принадлежали к европейскому кластеру: 75% выборок этрусских особей мужского пола оказались принадлежащими к гаплогруппе. R1b , особенно R1b-P312 и его производное R1b-L2, прямым предком которого является R1b-U152. Что касается гаплогрупп митохондриальной ДНК, то наиболее распространенной была в основном H, за которой следовали J и T. Данные однородительских маркеров и данные аутосомной ДНК из образцов этрусских людей железного века позволяют предположить, что Этрурия получила миграции с большим наследственным степным компонентом во 2-м тысячелетии до нашей эры , связанные с гаплогруппами митохондриальной ДНК. к распространению индоевропейских языков , начиная с культуры колокольных кубков , и что эти миграции слились с популяциями древнейшего доиндоевропейского слоя, существовавшего, по крайней мере, со времен неолита, но выжил именно язык последнего, Ситуация аналогична той, что произошла в Баскском регионе на севере Испании . Исследование также пришло к выводу, что проанализированные образцы показывают, что этруски сохраняли свой генетический профиль неизменным в течение почти 1000 лет, что указывает на редкое присутствие в Этрурии иностранцев, и что демографические изменения в Этрурии произошли только с периода Римской империи. , в котором происходит примесь к местному населению предковых компонентов из Восточного Средиземноморья. Анализ образцов людей, живших в период Римской империи и Средневековья, также позволяет предположить, что генетический ландшафт современной центральной Италии сформировался в основном около 1000 лет назад после вторжений варваров и что прибытие германских лангобардов в Италии способствовали формированию генофонда современного населения Тосканы и северного Лацио. [32]

В 2024 году были изучены 6 экземпляров этрусских останков из Тарквинии , Лацио , датированные 9-7 веками до нашей эры, которые подтвердили предыдущие находки. Модель примеси показала, что они на 84–92% были итальянскими колокольчиками и на 8–26% имели дополнительную родословную из Ямной Самары (связанной со степью), но при этом один человек был более похож на популяции железного века из Скандинавии и северо-западной Европы. Два человека мужского пола, изучавшие Y-хромосому, принадлежали к линии J2b/J-M12, а пять изученных митохондриальных гаплогрупп были типичными для постнеолитической Европы. Фенотипические черты включали голубые глаза, светло-/темно-каштановые волосы и бледный или средний оттенок кожи. [85]

Исследование мтДНК, проведенное в 2007 году, напротив, ранее предполагало ближневосточное происхождение. [86] Ахилли и др . (2007) обнаружили в современной выборке из 86 человек из Мурло, небольшого городка на юге Тосканы, необычно высокую частоту (17,5%) предполагаемых ближневосточных гаплогрупп мтДНК, в то время как другие тосканские популяции не демонстрируют такой же поразительной особенности. Основываясь на этом результате, Ахилли пришел к выводу, что «их данные подтверждают сценарий постнеолитического генетического вклада с Ближнего Востока в современное население Тосканы, сценарий, согласующийся с лидийским происхождением этрусков». Это исследование подверглось резкой критике со стороны археологов, этрускологов и классиков. [87] В отсутствие каких-либо свидетельств датировки нет прямой связи между этим генетическим вкладом, обнаруженным у Мурло, и этрусков. Более того, нет никаких доказательств того, что эти гаплогруппы мтДНК, обнаруженные в Мурло, могут быть доказательством восточного происхождения этрусков, поскольку некоторые из этих гаплогрупп мтДНК были обнаружены в других исследованиях еще в эпоху неолита и энеолита в Италии и Германии. [81] Все гаплогруппы мтДНК, обнаруженные в современном образце из Мурло и классифицированные Achilli et al. Ближневосточного происхождения на самом деле широко распространены в современных образцах из других областей Италии и Европы, не связанных с этрусками. [88]

Недавнее исследование Y-ДНК, проведенное в 2018 году на современной выборке из 113 человек из Вольтерры , города этрусского происхождения, Grugni et al. оставляет все возможности открытыми, хотя автохтонный сценарий наиболее подкреплен цифрами, и приходит к выводу, что «присутствие J2a-M67* (2,7%) предполагает контакты по морю с анатолийскими народами, обнаружение центральноевропейской линии G2a-L497 (7,1%) со значительной частотой скорее поддерживают североевропейское происхождение этрусков, тогда как высокая распространенность европейских линий R1b (R1b 49,8%, R1b-U152 24,5%) не может исключить сценарий автохтонного процесса формирования этрусков. цивилизации от предшествующего общества Вилланова, как предполагает Дионисий Галикарнасский». [89] В Италии Y-ДНК J2a-M67*, пока не обнаруженная в этрусских образцах, более распространена на побережье Адриатического моря между Марке и Абруццо , а не в тех, где когда-то жили этруски, и в исследовании имеет свой пик в Ионическом море. сторона Калабрии . [90] [91] позднего бронзового века было обнаружено, что образец культуры Кьятице В 2014 году в Венгрии представляет собой J2a1-M67, [92] пара J2a1b была обнаружена в образцах позднего неолита из культуры LBK в Австрии , [93] J2a1a был обнаружен в образце культуры Сопота среднего неолита из Хорватии . [93] J2a был обнаружен в образце культуры Лендьель позднего неолита из Венгрии . [94] В 2019 году в Стэнфордском исследовании, опубликованном в журнале Science, было обнаружено, что два древних образца из неолитического поселения Рипабьянка-ди-Монтерадо в провинции Анкона , в регионе Марке в Италии, представляют собой Y-ДНК J-L26 и J-M304. [31] В 2021 году еще в двух древних образцах из поселения Халколитич Гротта-ла-Сасса в провинции Латина на юге Лацио было обнаружено Y-ДНК J2a7-Z2397. [95] Следовательно, Y-ДНК J2a-M67, вероятно, находится в Италии со времен неолита и не может быть доказательством недавних контактов с Анатолией.

Недавние исследования популяционной структуры современных итальянцев показали, что в Италии существует линия с севера на юг по линиям Y-хромосомы и аутосомным локусам с четкой дифференциацией полуостровных итальянцев от сардинцев, и что современные тосканцы представляют собой популяцию Центральная Италия генетически наиболее близка к жителям северной Италии . [96] Исследование 2019 года, основанное на аутосомной ДНК 1616 человек из всех 20 итальянских административных регионов, пришло к выводу, что тосканцы присоединяются к северному итальянскому кластеру, близкому к жителям Лигурии и Эмилии-Романьи . [97] Исследование 2013 года, основанное на однородительских маркерах 884 неродственных людей из 23 итальянских мест, показало, что структура, наблюдаемая для отцовских линий в континентальной Италии и Сицилии, предполагает общий генетический фон между людьми из Тосканы и Северной Италии, с одной стороны, и людьми из Южной Италии и Адриатического побережья с другой стороны. Наиболее частыми гаплогруппами Y-ДНК в группе, представленной популяциями Северо-Запада Италии, включая Тоскану и большую часть равнины Падана, являются четыре R1b-линии (R-U152*, R-M269*, R-P312* и R -L2*). [91]

В коллективном сборнике «Этрускология», опубликованном в 2017 году, британский археолог Фил Перкинс представляет анализ состояния исследований ДНК и пишет, что «ни одно из исследований ДНК на сегодняшний день убедительно не доказывает, что этруски были интрузивным населением в Италии, возникшим в Восточном Средиземноморье или Анатолия» и «есть признаки того, что данные ДНК могут поддержать теорию о том, что этрусские люди являются автохтонными в центральной Италии». [77]

В своей книге «Краткая история человечества» , опубликованной в 2021 году, немецкий генетик Йоханнес Краузе , содиректор Института эволюционной антропологии Макса Планка в Йене , приходит к выводу, что вполне вероятно, что этрусский язык (а также баскский , палео-сардинский и минойский ) «развился на континенте в ходе неолитической революции ». [98]

  1. ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности, книга I, глава 30 1.
  2. ^ Макинтош Турфа, Джин (2013). Этрусский мир . Лондон и Нью-Йорк: Routledge Taylor & Francisco Group. ISBN  978-0-415-67308-2 .
  3. ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности, 1.17–19.
  4. Тит Ливий (Ливий), История Рима (Из основанного города), Книга 5
  5. ^ Гесиод, Теогония 1015.
  6. Гомеровский гимн Дионису, 7.7–8.
  7. ^ Джон Пэйрман Браун, Израиль и Эллада , Том. 2 (2000) с. 211
  8. ^ Баркер, Грэм ; Расмуссен, Том (2000). Этруски . Народы Европы. Оксфорд: Издательство Блэквелл. п. 44. ИСБН  978-0-631-22038-1 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Де Граммонд, Нэнси Т. (2014). «Этническая принадлежность и этруски». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Inc., стр. 405–422. дои : 10.1002/9781118834312 . ISBN  9781444337341 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Турфа, Джин Макинтош (2017). «Этруски». В Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гэри (ред.). Народы Древней Италии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 637–672. дои : 10.1515/9781614513001 . ISBN  978-1-61451-520-3 .
  11. ^ Jump up to: а б с Шипли, Люси (2017). «Где дом?». Этруски: утраченные цивилизации . Лондон: Книги реакции. стр. 28–46. ISBN  9781780238623 .
  12. ^ Уоллес, Рекс Э. (2010). «Италия, Языки». Гагарин, Михаил (ред.). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 97–102. doi : 10.1093/acref/9780195170726.001.0001 . ISBN  9780195170726 . Этрусское происхождение лежит в далеком прошлом. Несмотря на утверждение Геродота, который писал, что этруски мигрировали в Италию из Лидии в восточном Средиземноморье, нет никаких материальных или лингвистических доказательств, подтверждающих это. Этрусская материальная культура развивалась в непрерывной цепочке от предшественников бронзового века. Что касается языковых взаимоотношений, то лидийский язык является индоевропейским. Лемнианский язык, о котором свидетельствуют несколько надписей, обнаруженных недалеко от Камании на острове Лемнос, представлял собой диалект этрусского языка, завезенный на остров коммерческими авантюристами. Лингвистические сходства, связывающие этрусский язык с раэтическим языком, на котором говорят в субальпийских регионах северо-востока Италии, еще больше противоречат идее восточного происхождения.
  13. ^ Jump up to: а б Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер, ред. (2014). Оксфордский спутник классической цивилизации . Oxford Companions (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 291–292. ISBN  9780191016752 . Убедительная демонстрация Брикеля того, что знаменитая история об исходе Тиррена из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века. до нашей эры.
  14. ^ Диана Нери (2012). «1.1 Вилланованский период в западной Эмилии». Этруски между 8 и 7 веками до нашей эры на территории Кастельфранко Эмилия (Миссури) (на итальянском языке). Флоренция: В знаке Лилии. п. 9. ISBN  978-8878145337 . Термин «виллановский» вошел в археологическую литературу, когда в середине 19 века граф Гоццадини обнаружил первые кремационные гробницы на своей территории в Вилланова-ди-Кастеназо, в районе Казелле (БО). Вилланованская культура совпадает с самым древним периодом этрусской цивилизации, в частности, с 9-м и 8-м веками до нашей эры, а термины Вилланован I, II и III, используемые археологами для обозначения эволюционных фаз, представляют собой условные разделы раннего железного периода. Возраст
  15. ^ Джильда Бартолони (2012) [2002]. Культура Вилланова. В начале этрусской истории (на итальянском языке) (III изд.). Рим: издательство Кароччи. ISBN  9788843022618 .
  16. ^ Джованни Колонна (2000). «Первоначальные персонажи этрусской цивилизации». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 25–41.
  17. ^ Доминик Брикель (2000). «Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древних времен». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 43–51.
  18. ^ Джильда Бартолони (2000). «Происхождение и распространение вилланованской культуры». В Марио Торелли (ред.). Ги Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 53–71.
  19. ^ Jump up to: а б Мозер, Мэри Э. (1996). «Происхождение этрусков: новые доказательства старого вопроса» . В Холле, Джон Франклин (ред.). Этрусская Италия: этрусское влияние на цивилизации Италии от античности до современности . Прово, Юта: Художественный музей Университета Бригама Янга. стр. 29–43 . ISBN  0842523340 .
  20. ^ Rix 1998. Ретский и этрусский (Инсбрук).
  21. ^ Jump up to: а б Фикучелло, Лючия (2013). Лемнос. Культура, история, археология, топография острова на севере Эгейского моря . Монографии Афинской археологической школы и итальянских миссий на Востоке 20, 1/1 (на итальянском языке). Афины: Итальянская археологическая школа Афин. стр. 68–116. ISBN  978-960-9559-03-4 .
  22. ^ Де Лигт, Люк. «Этеокритская надпись из Прайсоса и родины народов моря» (PDF) . Talanta.nl . АЛАНТА XL-XLI (2008–2009), 151–172.
  23. ^ Де Симоне, Карло (1996). Тирренцы на Лемносе, лингвистические свидетельства и исторические традиции . Национальный институт этрусских исследований. Библиотека «Этрусских исследований» (на итальянском языке). Том 31. Флоренция: Издательство Лео С. Ольшки. ISBN  978-88-222-4432-1 .
  24. ^ Де Симоне, Карло (2011). «Новая надпись Лемноса «Тирсеника» (Гефестия, театр): общие соображения». Расенна: Журнал Центра этрусских исследований (на итальянском языке). Том 3. Амхерст: Массачусетский университет в Амхерсте. стр. 1–34.
  25. ^ Гра, Мишель (1976). «Тирренское пиратство в Эгейском море: миф или реальность?». Доримская Италия и республиканский Рим. Смеси, предложенные Ж. Эргону (на французском языке). Рим: Французская школа Рима. стр. 341–370. ISBN  2-7283-0438-6 .
  26. ^ Гра, Мишель (2003). «Автоур де Лемнос». В Маркезини, Симона; Поччетти, Паоло (ред.). Лингвистика - это история: исследования в честь Карло Де Симона (на французском языке). Пиза-Рим: редактор Фабрицио Серра. стр. 135–144.
  27. ^ Дрюс, Роберт (1992). «Геродот 1.94, засуха около 1200 г. до н.э. и происхождение этрусков». Historia: Журнал древней истории . Том 41. Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. стр. 14–39.
  28. ^ Jump up to: а б с Гиротто, Сильвия; Тэсси, Франческа; Фумагалли, Эрика; Колонна, Винченца; Сандиониги, Анна; Улица, Мартина; и др. (2013). «Происхождение и эволюция мтДНК этрусков» . ПЛОС ОДИН . 8 (2): e55519. Бибкод : 2013PLoSO...855519G . дои : 10.1371/journal.pone.0055519 . ПМК   3566088 . ПМИД   23405165 .
  29. ^ Jump up to: а б с Тасси, Франческа; Гиротто, Сильвия; Карамелли, Дэвид; Барбуджани, Гвидо (2013). «Генетические данные не подтверждают этрусское происхождение в Анатолии». Американский журнал физической антропологии . 152 (1): 11–18. дои : 10.1002/ajpa.22319 . ПМИД   23900768 .
  30. ^ Кавалли-Сфорца, LL, П. Меноцци, А. Пьяцца. 1994. История и география генов человека. Издательство Принстонского университета, Принстон. ISBN   0-691-02905-9
  31. ^ Jump up to: а б с д Антонио, Маргарет Л.; Гао, Зиюэ; Мутс, Ханна М.; и др. (ноябрь 2019 г.). «Древний Рим: генетический перекресток Европы и Средиземноморья» . Наука . 366 (6466). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки (опубликовано 8 ноября 2019 г.): 708–714. Бибкод : 2019Sci...366..708A . дои : 10.1126/science.aay6826 . hdl : 2318/1715466 . ПМК   7093155 . ПМИД   31699931 . Интересно, что, хотя люди железного века были отобраны как из этрусского (n=3), так и из латинского (n=6) контекстов, мы не обнаружили каких-либо существенных различий между двумя группами со статистикой f4 в форме f4(RMPR_Etruscan, RMPR_Latin; test популяция, Онге), что позволяет предположить общее происхождение или обширный генетический обмен между ними.
  32. ^ Jump up to: а б с Пост, Козимо; Заро, Валентина; Спиру, Мария А. (24 сентября 2021 г.). «Происхождение и наследие этрусков через 2000-летний археогеномный разрез времени» . Достижения науки . 7 (39). Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация содействия развитию науки: eabi7673. Бибкод : 2021SciA....7.7673P . дои : 10.1126/sciadv.abi7673 . ПМЦ   8462907 . ПМИД   34559560 .
  33. ^ Jump up to: а б с Книга I, раздел 30.
  34. ^ Страница 52. Паллоттино приписывает эту теорию в наше время историку Эдуарду Мейеру , а Уго Антониелли позже связал вилланованцев и туземцев. Но вскоре Майер принял восточную теорию, а Антониелли — северную. Дрюс в книге «Конец бронзового века» , с. 59, доступен для предварительного просмотра в Google Книгах по адресу [1] , отчеты о Мейере и взгляды Антониелли изложены в обзоре РАЛ Фелла из Studi Etruschi . Том. I. Rassegna di Etruscologia А. Неппи Модона, первая страница которого находится по адресу [2] .
  35. ^ Страница 3.
  36. ^ Паллоттино, стр. 52, который говорит, что полагается на Альфредо Тромбетти и Джакомо Девото.
  37. ^ Эрик Пейс (20 февраля 1995 г.). «Массимо Паллоттино, 85 лет, эксперт по древним этрускам, мертв» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 мая 2010 г.
  38. ^ Массимо Паллоттино (1942). Этруски . стр. 68–69.
  39. ^ Мэллори (1989). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф . Лондон: Темза и Гудзон.
  40. ^ Баркер, Грэм и Том Расмуссен. Этруски. Издательство Блэквелл, 1998, стр. 44.
  41. ^ Торелли, Марио. «Этрусский город-государство». Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств: исследование, 2000, стр. 192.
  42. ^ Лейтон, Роберт. Тарквиния: этрусский город. Дакворт, 2004, стр. 44.
  43. ^ Истории 1.94
  44. ^ Грант, Майкл (1987). Возвышение греков . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 311. ИСБН  978-0-684-18536-1 .
  45. ^ Грант, Майкл (1980). Этруски . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-0-9650356-8-2 .
  46. ^ Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер, ред. (2014). Оксфордский спутник классической цивилизации . Oxford Companions (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 291–292. ISBN  9780191016752 . Убедительная демонстрация Брикеля того, что знаменитая история об исходе Тиррена из Лидии в Италию была преднамеренной политической выдумкой, созданной в эллинизированной среде двора Сард в начале VI века. до сих пор..
  47. ^ Jump up to: а б Брикель, Доминик (2013). «Этрусское происхождение и древние авторы». В Турфе, Джин (ред.). Этрусский мир . Лондон и Нью-Йорк: Routledge Taylor & Francisco Group. стр. 36–56. ISBN  978-0-415-67308-2 .
  48. ^ Доминик Брикель , Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древности , в М. Торелли (редактор), Gli Etruschi [Каталог выставки, Венеция, 2000], Bompiani, Милан, 2000, стр. 43–51 (итальянский).
  49. ^ Уэйнрайт, Джорджия (1959). «Тереш, этруски и Малая Азия». Анатолийские исследования . 9 : 197–213. дои : 10.2307/3642340 . JSTOR   3642340 . S2CID   163690662 .
  50. ^ Паллоттино, Этруски 1978:49 и далее.
  51. ^ Страбон Страбон п. 5.2.2.
  52. ^ Земляной орех. Пифуанские оды . п. 1,72.
  53. ^ Фукидид. Фукидид . п. 4.106.
  54. ^ Этрусский язык . Список лингвистов.org . Проверено 26 апреля 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  55. ^ Геродот Геродот п. 1,96
  56. ^ Ларисса Бонфанте, Жизнь этрусков и загробная жизнь: Справочник по этрусским исследованиям , издательство Wayne State University Press, 1986
  57. ^ Ларисса Бонфанте, Жизнь этрусков и загробная жизнь: Справочник по этрусским исследованиям, Государственный университет Уэйна
  58. ^ Дионисий, Римские древности Дионисия Галикарнасского, Книга 1, раздел 30, перевод Эрнеста Кэри, издательство Гарвардского университета, 1950
  59. ^ Jump up to: а б с Джон Брайан Уорд-Перкинс, Проблема этрусского происхождения, Гарвардский университет, 1959 г.
  60. ^ Jump up to: а б с Массимо Паллоттино, Этруски, Издательство Индианского университета, 1955 г.
  61. ^ Jump up to: а б RSP Beekes, Происхождение этрусков, Королевская голландская академия, 2003 г.
  62. ^ Элисон. Э. Кули, Критический обзор RSP Beekes, Классические ассоциации, 2005 г.
  63. ^ Кари Гибсон, Мифы об использовании языка и гомогенизация идентичности двуязычных работников, Гавайский университет, 2004 г.
  64. ^ Глория Анзалдуа, Borderlands, (стр. 59), Aunt Lute Books,
  65. ^ Луиза Банти, этрусские города и их культура, Калифорнийский университет Press, 1973.
  66. ^ Паллоттино, Массимо (1947). Происхождение этрусков (на итальянском языке). Рим: Тумминелли.
  67. ^ Брикель, Доминик (2000). «Происхождение этрусков: вопрос, обсуждаемый с древних времен». В Торелли, Марио (ред.). Этруски (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. стр. 43–51.
  68. ^ Брикель, Доминик (1990). «Проблема этрусского происхождения». Лали . Занятия по лингвистике и литературе (на французском языке). Париж: Presses de l’Ecole Normale Supérieure (опубликовано в 1992 г.): 7–35.
  69. ^ Jump up to: а б Бартолони, Гильда (2014). «Мастера-металлурги и процесс обучения в «Происхождении» этрусков». «Происхождение»: пути исследования этнической идентичности в древней Италии . Mélanges de l'École française de Rome: Antiquité (на итальянском языке). Том 126–2. Рим: Французская школа Рима. ISBN  978-2-7283-1138-5 .
  70. ^ д'Агостино, Бруно (2003). «Теории о происхождении этрусков». Этруски . Энциклопедия Средиземноморья (на итальянском языке). Том 26. Милан: Книга Хака. стр. 10–19.
  71. ^ де Граммонд, Нэнси Томсон (2014). «Этническая принадлежность и этруски». Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons. стр. 413–414. Черты лица, однако, вряд ли представляют собой настоящий портрет, а скорее являются частью формулы изображения мужчины в Этрурии в архаическом искусстве. Было замечено, что используемая формула — с лицом в профиль, показывающими миндалевидные глаза, большой нос и куполообразный профиль макушки — имеет параллели с изображениями из восточного Средиземноморья. Но эти черты могут отражать лишь художественные условности и поэтому имеют ограниченную ценность для определения этнической принадлежности.
  72. ^ Бьянки Бандинелли, Рануччо (1984). «Проблема портрета». Классическое искусство (на итальянском языке). Рим: Editori Riuniti .
  73. ^ Баньяско Джанни, Джованна. «Происхождение этрусков». В Бартолони, Гильда (ред.). Введение в этрускологию (на итальянском языке). Милан: Ульрико Хопли Редактор. стр. 47–81.
  74. ^ Клаассен, Хорст; Ври, Андреас (2004). «Этрусские черепа анатомической коллекции Ростока — как они соотносятся со скелетными находками первой тысячи лет до нашей эры?». Анналы анатомии . 186 (2). Амстердам: Elsevier (опубликовано в апреле 2004 г.): 157–163. дои : 10.1016/S0940-9602(04)80032-3 . ПМИД   15125046 . Семь этрусских черепов были найдены в Корнето-Тарквинии в 1881 и 1882 годах и переданы в дар анатомической коллекции Ростока в 1882 году. Происхождение этрусков, которые были современниками кельтов, еще не ясно; согласно Геродоту, они эмигрировали из Лидии в Малой Азии в Италию. Чтобы вписать этрусские черепа в этнологическую сетку, их сравнили со скелетными остатками первой тысячи лет до нашей эры. Все черепа оказались мужскими; их возраст колебался от 20 до 60 лет, средний возраст около тридцати. Сравнение срединных сагиттальных очертаний этрусских черепов и современных гальштатско-кельтских черепов из Северной Баварии показало, что первые были короче и ниже. Максимальная длина черепа, минимальная ширина лба, высота ушных брегм, ширина скул и глазниц этрусских черепов были статистически значимо менее развиты по сравнению с гальштат-кельтами из Северной Баварии. По сравнению с другими современными скелетными останками этрусские черепа не имели общего сходства с гальштатско-кельтскими черепами из Северной Баварии и Баден-Вюртемберга, а скорее с гальштатско-кельтскими черепами из Гальштата в Австрии. По сравнению с хронологически соседними скелетными остатками этрусские черепа не обнаруживали сходства с черепами раннего бронзового века из Моравии, но с латено-кельтскими черепами из Манхинга в Южной Баварии. Из-за сходства этрусских черепов с некоторыми кельтскими черепами из Южной Баварии и Австрии кажется более вероятным, что этруски были коренными жителями Этрурии, чем иммигрантами.
  75. ^ Стоддарт, Саймон (1989). «Расходящиеся траектории в центральной Италии 1200–500 гг. До н.э.». В «Чемпионе», Тимоти К. (ред.). Центр и периферия – сравнительные исследования в археологии . Лондон и Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис (опубликовано в 2005 г.). стр. 89–102.
  76. ^ Крон, Джефф (2013). «Конкретизация демографии Этрурии». В Macintosh Turfa, Джин (ред.). Этрусский мир . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 56–78. ISBN  978-0-415-67308-2 .
  77. ^ Jump up to: а б Перкинс, Фил (2017). «ДНК и этрусская идентичность». В Насо, Алессандро (ред.). Этрускология . Берлин: Де Грюйтер. стр. 109–18. ISBN  978-1-934078-49-5 .
  78. ^ Вернеси С., Карамелли Д., Дюпанлуп И. и др. (апрель 2004 г.). «Этруски: популяционно-генетическое исследование» . Являюсь. Дж. Хум. Жене . 74 (4): 694–704. дои : 10.1086/383284 . ПМК   1181945 . ПМИД   15015132 .
  79. ^ Бандельт HJ (ноябрь 2004 г.). «Этрусские артефакты» . Являюсь. Дж. Хум. Жене . 75 (5): 919–20, ответ автора 923–7. дои : 10.1086/425180 . ПМЦ   1182123 . ПМИД   15457405 .
  80. ^ Матейу Л.М., Раннала Б.Х. (2008). «Байесовский вывод об ошибках в древней ДНК, вызванных посмертной деградацией» . Мол Биол Эвол . 25 (7): 1503–11. дои : 10.1093/molbev/msn095 . ПМИД   18420593 .
  81. ^ Jump up to: а б Леонарди, Микела; Сандиониги, Анна; Конзато, Анналиса; Вай, Стефания; Лари, Мартина (2018). «Рассказ предка-женщины: длительная материнская преемственность в неизолированном регионе Тосканы» . Американский журнал физической антропологии . 167 (3). Нью-Йорк: John Wiley & Sons (опубликовано 6 сентября 2018 г.): 497–506. дои : 10.1002/ajpa.23679 . ПМИД   30187463 . S2CID   52161000 .
  82. ^ Антонио и др. 2019 , с. 3.
  83. ^ Антонио и др. 2019 , с. 2.
  84. ^ Антонио и др. 2019 г. , Таблица 2. Пример информации, строки 33–35.
  85. ^ Баньяско, Г.; Марзулло, М.; Каттанео, К.; Билер-Гомез, Л.; Маццарелли, Д.; Риккарди, В.; Мюллер, В.; Коппа, А.; Маклафлин, Р.; Мотта, Л.; Прато, О.; Шмидт, Ф.; Гаверио, Ф.; Маррас, Великобритания; Милле, Массачусетс (28 мая 2024 г.). «Биоархеология помогает культурному пониманию шести персонажей, ищущих свою деятельность (Тарквиния, девятый-седьмой век до нашей эры, центральная Италия)» . Научные отчеты . 14 (1): 11895. Бибкод : 2024NatSR..1411895B . дои : 10.1038/s41598-024-61052-z . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   11133411 . ПМИД   38806487 .
  86. ^ Ахилли А., Оливьери А., Пала М. и др. (апрель 2007 г.). «Вариации митохондриальной ДНК современных тосканцев подтверждают ближневосточное происхождение этрусков» . Являюсь. Дж. Хум. Жене . 80 (4): 759–68. дои : 10.1086/512822 . ПМЦ   1852723 . ПМИД   17357081 .
  87. ^ Уайтхед, Джейн К. (2007). «ДНК и этническое происхождение: возможное и невероятное». Этрусские новости (8). Нью-Йорк: Американское отделение Института этрусских и курсивных исследований.
  88. ^ Гандини, Франческа (2016). «Картирование расселения людей на Африканском Роге из рефугиумов Аравийского ледникового периода с использованием митогеномов» . Научные отчеты . 6 (25472): 25472. Бибкод : 2016NatSR...625472G . дои : 10.1038/srep25472 . ПМЦ   4857117 . ПМИД   27146119 .
  89. ^ Груни, Виола (2018). «Реконструкция генетической истории итальянцев: новые идеи с точки зрения мужчины (Y-хромосомы)». Анналы биологии человека . 45 (1) (опубликовано 30 января 2018 г.): 44–56. дои : 10.1080/03014460.2017.1409801 . ПМИД   29382284 . S2CID   43501209 . Фактически, хотя наличие J2a-M67* предполагает контакты по морю с анатолийцами, в соответствии с гипотезой Геродота о внешнем анатолийском источнике этрусков, обнаружение центральноевропейской линии G2a-L497 со значительной частотой может скорее поддерживают североевропейское происхождение этрусков. С другой стороны, высокая распространенность европейских линий R1b не может исключить сценарий автохтонного процесса формирования этрусской цивилизации из предшествующего виллановского общества, как впервые предположил Дионисий Галикарнасский; подробный анализ гаплогруппы R1b-U152 может оказаться очень информативным в этом отношении.
  90. ^ Бризигелли, Франческа (2012). «Однородительские маркеры современного итальянского населения раскрывают подробности его доримского наследия» . ПЛОС ОДИН . 7 (12). Публичная научная библиотека (опубликовано 10 декабря 2012 г.): e50794. Бибкод : 2012PLoSO...750794B . дои : 10.1371/journal.pone.0050794 . ПМК   3519480 . ПМИД   23251386 .
  91. ^ Jump up to: а б Боаттини, Алессио (2013). «Маркеры однородительского поведения в Италии выявляют генетическую структуру с предвзятостью по признаку пола и различные исторические слои» . ПЛОС ОДИН . 8 (5). Публичная научная библиотека (опубликовано 29 мая 2013 г.): e65441. Бибкод : 2013PLoSO...865441B . дои : 10.1371/journal.pone.0065441 . ПМК   3666984 . ПМИД   23734255 .
  92. ^ Гамба, Кристина; Джонс, Эппи Р.; Тисдейл, Мэтью Д. (2014). «Поток и застой генома в пятитысячелетнем разрезе европейской предыстории» . Природные коммуникации . 5 (5257). Лондон: Nature Publishing Group (опубликовано 21 октября 2014 г.): 5257. Бибкод : 2014NatCo...5.5257G . дои : 10.1038/ncomms6257 . ПМЦ   4218962 . ПМИД   25334030 .
  93. ^ Jump up to: а б Мэтисон, Иэн (2018). «Геномная история Юго-Восточной Европы» . Природа . 555 (7695). Лондон: Nature Publishing Group (опубликовано 21 февраля 2018 г.): 197–203. Бибкод : 2018Natur.555..197M . дои : 10.1038/nature25778 . ПМК   6091220 . ПМИД   29466330 .
  94. ^ Липсон, Марк (2017). «Параллельные палеогеномные разрезы раскрывают сложную генетическую историю ранних европейских земледельцев» . Природа . 551 (7680). Лондон: Nature Publishing Group (опубликовано 8 ноября 2017 г.): 368–372. Бибкод : 2017Natur.551..368L . дои : 10.1038/nature24476 . ПМК   5973800 . ПМИД   29144465 .
  95. ^ Саупе, Тина; Монтинаро, Франческо; Скэджион, Чинция; Каррара, Никола; Кивисилд, Тоомас; Д'Атанасио, Евгения; Хуэй, Жоюнь; Сольник, Ану; Лебрассер, Офелия; Ларсон, Грегер; Алессандри, Лука (21 июня 2021 г.). «Древние геномы обнаруживают структурные сдвиги после прибытия степных предков на Итальянский полуостров» . Современная биология . 31 (12): 2576–2591.e12. Бибкод : 2021CBio...31E2576S . дои : 10.1016/j.cub.2021.04.022 . hdl : 11585/827581 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   33974848 . S2CID   234471370 . Гротта Ла Сасса (Национальный кадастр пещер, идентификатор: LA 2001) был обнаружен в 2015 году во время исследования природных пещер гор Аузони, проведенного двумя спелеологическими группами: Gruppo Grotte Castelli Romani и Speleo Club Roma. (...) В Ла-Сасса два самца LSC002/004 и LSC011 имеют идентичный гаплотип Ychr (J2a-M410/J2a7-Z2397; Таблица 1; Данные S1B и S1F).
  96. ^ Саццини, М.; Гнекки Русконе, Г.; Джулиани, К. (2016). «Сложное взаимодействие между нейтральной и адаптивной эволюцией сформировало дифференциальный геномный фон и восприимчивость к болезням на итальянском полуострове» . Научные отчеты . 6 (32513): 32513. Бибкод : 2016NatSR...632513S . дои : 10.1038/srep32513 . ПМК   5007512 . ПМИД   27582244 .
  97. ^ Равеан, Марко (2019). «Структура населения современных итальянцев раскрывает образцы древнего и архаичного происхождения в Южной Европе» . Достижения науки . 5 (9): eaaw3492. Бибкод : 2019SciA....5.3492R . дои : 10.1126/sciadv.aaw3492 . ПМК   6726452 . ПМИД   31517044 .
  98. ^ Краузе, Джон ; Траппе, Томас (2021) [2019]. Краткая история человечества: новая история старой Европы [ Путешествие наших генов: история о нас и наших предках ]. Перевод Уэйт, Кэролайн (я ред.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 217. ИСБН  9780593229422 . Вполне вероятно, что баскский, палео-сардинский, минойский и этрусский языки развились на континенте в ходе неолитической революции. К сожалению, истинное разнообразие языков, когда-то существовавших в Европе, никогда не будет известно.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беккер, Маршалл Дж. (2015). «Этрусская скелетная биология и этрусское происхождение». В Белле, С.; Карпино, А.А. (ред.). Спутник этрусков . стр. 181–202.
  • Де Граммонд, Нэнси Т. (2014). «Этническая принадлежность и этруски». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons. стр. 405–422.
  • Дрюс, Роберт (1992). «Геродот 1.94, засуха около 1200 г. до н.э. и происхождение этрусков». Historia: Журнал древней истории . 41 (1). Штутгарт: Издательство Франца Штайнера: 14–39.
  • Мозер, Мэри Э. (1996). «Происхождение этрусков: новые доказательства старого вопроса». В Холле, Джон Франклин (ред.). Этрусская Италия: этрусское влияние на цивилизации Италии от античности до современности . Прово, Юта: Художественный музей Университета Бригама Янга. стр. 29–43.
  • Перкинс, Фил (2017). «ДНК и этрусская идентичность». В Насо, Алессандро (ред.). Этрускология . Берлин: Де Грюйтер. стр. 109–118.
  • Турфа, Джин Макинтош (2017). «Этруски». В Фарни, Гэри Д.; Брэдли, Гэри (ред.). Народы Древней Италии . Берлин: Де Грюйтер. стр. 637–672. ISBN  978-1-61451-520-3 .
  • Турфа, Джин Макинтош, изд. (2013). Этрусский мир . Рутледж. ISBN  9780415673082 .
    • Бартолони, Гильда (2013). «Виллановаская культура: в начале этрусской истории». В Турфе, Джин Макинтош (ред.). Этрусский мир . Рутледж. ISBN  9780415673082 .
    • Брикель, Доминик (2013). «Этрусское происхождение и античные авторы». В Турфе, Джин Макинтош (ред.). Этрусский мир . Рутледж. стр. 36–55. ISBN  9780415673082 .
    • Джанни, Джованна Баньяско (2013). «Происхождение» Массимо Паллоттино в перспективе». В Турфе, Джин Макинтош (ред.). Этрусский мир . Рутледж. стр. 29–35. ISBN  9780415673082 .
    • Крон, Джефф (2013). «Конкретизация демографии Этрурии». В Турфе, Джин Макинтош (ред.). Этрусский мир . Рутледж. стр. 56–78. ISBN  9780415673082 .
    • Ло Скьяво, Фульвия (2013). «Западное Средиземноморье до этрусков». В Турфе, Джин Макинтош (ред.). Этрусский мир . Рутледж. стр. 197–215. ISBN  9780415673082 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77687f22efb2f7635ffc7a2584592d67__1722115860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/67/77687f22efb2f7635ffc7a2584592d67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Etruscan origins - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)