Гаруспик
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
В Древнего Рима гаруспик религии [а] был человеком, обученным практиковать форму гадания, называемую гаруспией , [б] осмотр внутренностей [с] жертвенных животных , особенно печени принесенных в жертву овец и домашней птицы . Различные древние культуры Ближнего Востока, такие как вавилоняне, также читали предзнаменования именно по печени - практика, также известная под греческим термином гепатоскопия (также гепатомантия ).
Римская концепция напрямую происходит от этрусской религии , как одной из трех ветвей дисциплины этрусков . Подобные методы продолжали использоваться и в Средние века , особенно среди христианских отступников и язычников.
Латинские термины haruspex и haruspicina происходят от архаичного слова hīra = «внутренности, кишечник» (родственного слову hernia = «выступающие внутренности» и hira = «пустой кишечник»; PIE *Ƶʰer- ) и от корня spec- = «чтобы смотреть, наблюдать». Греческое слово ἡπατοσκοπία hēpatoskōpia происходит от hēpar = «печень» и skop- = «исследовать».
Древний Ближний Восток
[ редактировать ]Распространение гепатоскопии — один из ярчайших примеров культурного контакта в период ориентализации. Должно быть, это был случай взаимопонимания между Востоком и Западом на относительно высоком техническом уровне. Мобильность харизматиков-мигрантов является естественной предпосылкой этого распространения, международной роли востребованных специалистов, которые в своем искусстве были, тем не менее, связаны со своими отцами-учителями. Мы не можем рассчитывать найти много археологически идентифицируемых следов таких людей, за исключением некоторых исключительных случаев.
- Уолтер Буркерт , 1992. Ориентализующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики (Темза и Гудзон), с. 51.
Вавилоняне славились гепатоскопией. Эта практика упоминается в Книге Иезекииля 21:21:
Ибо царь Вавилонский стоит на развилке пути, во главе двух путей, чтобы использовать прорицание; он потрясает стрелами взад и вперед, он вопрошает терафимов , он смотрит в печень. [1] [2]
Одна вавилонская глиняная модель овечьей печени, датированная между 1900 и 1600 годами до нашей эры, хранится в Британском музее . [3]
Ассиро-вавилонская традиция была принята и в хеттской религии . было раскопано по меньшей мере тридцать шесть моделей печени В Хаттусе . Из них большинство написано на аккадском языке, но некоторые примеры также имеют надписи на родном хеттском языке , что указывает на принятие гаруспии как части местного народного культа. [4]
Древняя Италия
[ редактировать ]Римская гаруспия была формой общения с богами. Вместо того, чтобы строго предсказывать будущие события, эта форма римского гадания позволяла людям различать отношение богов и реагировать таким образом, чтобы поддерживать гармонию между человеческим и божественным мирами ( pax deorum ). [5] Прежде чем предпринять важные действия, особенно в бою, римляне приносили в жертву животных, чтобы узнать волю богов в соответствии с информацией, полученной путем чтения внутренностей животных. [5] Внутренности (главным образом печень, а также легкие и сердце) содержали большое количество знаков, указывающих на одобрение или неодобрение богов. Эти признаки можно было интерпретировать по внешнему виду органов, например, была ли печень «гладкой, блестящей и полной» или «грубой и сморщенной». [6] Этруски искали caput iocineris , или «головку печени». Плохим предзнаменованием считалось, если в печени животного отсутствовала эта часть. Затем гаруспик изучал плоскую висцеральную сторону печени после осмотра caput iocineris . [7]
Гаруспия в Древней Италии зародилась у этрусков. Текстовое свидетельство этрусского гадания взято из этрусской надписи: в эпитафии священника Лариса Пуленаса (250–200 гг. до н. э.) упоминается написанная им книга о гаруспичности. Собрание священных текстов, называемых Etrusca disciplina , написанных на этрусском языке, по существу представляло собой руководство по различным формам гадания, включая гаруспицию и авгурию . [8] Кроме того, ряд археологических артефактов изображает этрусскую гаруспию. К ним относится бронзовое зеркало с изображением гаруспика, одетого в одежду этрусского жреца, держащего в руках печень, в то время как возле него собирается толпа. Еще одним важным артефактом, относящимся к гаруспичности в Древней Италии, является печень Пьяченцы . Эта бронзовая модель овечьей печени была случайно найдена фермером в 1877 году. Имена богов выгравированы на поверхности и распределены по различным разделам. [8] Артефакты, изображающие гаруспичность, существуют и в древнем римском мире, например, каменные рельефы, расположенные на Форуме Траяна . [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ / час ə ˈ r ʌ . s p ɛ k s / hə- RUH -spehks , множественное число гарусписов / h ə ˈ r ʌ . s p ɪ ˌ s i z / ha- SPIH -spih-sees , также называемый аруспиком
- ^ / час ə ˈ r ʌ . s p ɪ ˌ s iː / hə- RUH -speh-see (L. haruspicina )
- ^ exta - отсюда также экстиспициум (L. extispicium )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Иезекииль 21» . Еврейская Библия на английском языке . Мехон-Мамре.
- ^ См. также: Даршан, Гай, «Значение баре (Иез 21,24) и пророчество о Навуходоносоре на распутье (Иез 21,23–29)» , ZAW 128 (2016), 83–95. Более современный перевод, из Новой английской Библии , переводит этот стих следующим образом: «Ибо царь Вавилона стоял на расставании пути, во главе двух путей, чтобы использовать гадание: он сделал свои стрелы яркими, он сверившись с изображениями, он заглянул в печень». Новая английская Библия онлайн
- ^ Таблетка для печени 92668 .
- ^ четыре экземпляра известны Гютербоку (1987): CTH 547 II, KBo 9 67, KBo 25, KUB 4 72 (НДС 8320 в Vorderasiatisches Museum Berlin ), для которых см. также Джордж Сартон , Древняя наука через золотой век Греции ( 1952, 1970), с. 93 , цитируя Альфреда Буасье, Mantique babylonienne et mantique hittite (1935).
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Сара Айлс. «Гадание: греческое и римское гадание». В Энциклопедии религии , 2-е изд., под редакцией Линдси Джонс, 2375–2378 гг. Том. 4. Детройт, Мичиган: Macmillan Reference USA, 2005. Электронные книги Гейла.
- ^ Jump up to: а б Дридигер-Мерфи, Линдси Дж. и Эйдинов, Эстер. Древнее гадание и опыт . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета США – OSO, 2019.
- ^ Стивенс, Натали LC «Новая реконструкция этрусского рая». Американский журнал археологии, том. 113, нет. 2, Археологический институт Америки, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Макинтош Турфа, Джин, и Тамбе, Ашвини, ред. Этрусский мир . Лондон: Taylor & Francisco Group, 2013. ProQuest Ebook Central.
Библиография
[ редактировать ]- Уолтер Буркерт , 1992. Ориентализирующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики (Темза и Гудзон), стр. 46–51.
- Дерек Коллинз, «Картирование внутренностей: практика греческой гепатоскопии», Американский филологический журнал 129 [2008]: 319–345.
- Мари-Лоуренс Хаак, Гаруспики в римском мире (Бордо: Аузониус, 2003).
- Ганс Густав Гютербок, «Хеттские модели печени» в: Язык, литература и история (Ф.С. Райнер) (1987), 147–153, переиздано в Хоффнере (ред.) Избранные сочинения , Ассириологические исследования, вып. 26 (1997). [1] Архивировано 29 октября 2013 г. на Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 37–38. Этот источник предполагает, что греческие и римские гаруспики использовали внутренности человеческих трупов; жертва должна быть «без пятна и порока».
- Гаруспики , статья в Словаре греческих и римских древностей Смита.
- Фигурка Гаруспика, IV век. Онлайн-музеи Британской Колумбии, Этрусский григорианский музей, зал III
- л. Старр (1992). «Главы 1 и 2 баруту». Вестник Государственного архива Ассирии . 6 : 45–53.