Ханиту
В культуре бунуна Тайваня ханиту или каниту — это дух. Эта концепция не совсем соответствует аналогичным мифам из других культур.
Ханиту — одна из трех областей духовной мысли Бунуна, еще одна — исанг , которая больше соответствует душе, дыханию и сердцу. [1] Оно может относиться к духу любого живого существа, а также к одушевленным и неодушевленным формам, таким как земля, камни, растения, животные и люди. [2] Все объекты содержали ханиту . [3] На малайском и индонезийском языке термин, обозначающий призрак, ханту , может иметь родственное происхождение.
В отличие от других религий и систем верований, в одном объекте/существе могут существовать несколько духов, как в случае с людьми. Они верили, что плохие души приносят болезни. С принятием христианства эти термины изменились: макуанг стал приравниваться к дьяволу . [2] Тем не менее, некоторые ученые полагают, что местные концепции не были заменены, а скорее были добавлены христианские мысли. [1] Силы ханиту были врожденными.
Этимология
[ редактировать ]Ханиту или ханиду происходит от протоавстронезийского *qaNiCu («призрак», «дух мертвых»). В австронезийских культурах родственные hanitu малазийское включают филиппинское и Tao anito , . и индонезийское hantu или antu , полинезийское aitu и aitu и микронезийское aniti других [4]
Виды ханиту
[ редактировать ]- Левые или правые духи людей.
- Блуждающие духи
- Духи земли и предметы, которые предшествовали человеку
- Духи предков
- Духи-агитаторы
Земля Ханиту
[ редактировать ]Земля содержала духов до человеческого обитания и управляла охотой, сельским хозяйством и жильем. Были человеческие духовные медиумы, которые общались с этими бесформенными ханиту . [1]
Ханиту из предметов
[ редактировать ]Предметы, такие как оружие, имели бесформенную ханиту . Ханиту таких предметов ритуально « приглашали» лишить жизни животных и людей. Считалось, что человек не может заставить пистолет лишить жизни человека, что это дело рук ханиту пистолета. Если убийство не было преднамеренным, стрелок не считался виновным, скорее, пистолет сам по себе был злым и его следовало бы закопать. [1]
Людей
[ редактировать ]Человеческая ханиту произошла от отца. На каждом плече было бесформенное ханиту, а исанг посередине груди — или соул. Исанг не был связан с родителями. Бунун верил, что у каждого человека есть два духа: один добрый/дружелюбный/общий ( масиал ) и плохой/раздражительный/корыстный ( макуанг ), но высшим арбитром был исанг /душа, которая становилась сильнее с возрастом и соблюдением табу. Они уйдут после смерти, могут действовать независимо от воли человека и могут вызвать конфликт или нерешительность. Ханиту покидало тело во время снов и могло во время сна общаться с другими ханиту (в т.ч. с предметами). [1]
О предках
[ редактировать ]Ханиту предков зависело от того, как потомки относились к ним при жизни. Насильственная смерть могла вызвать блуждающих духов. [1] Этих ханиту кормили, но им не поклонялись.
Нет обители духов
[ редактировать ]Ханиту, не имевшие определенного места жительства, представляли собой злых духов, которые имели определенные формы и могли создавать такие предметы, как бамбуковые иглы, чтобы наносить удары людям и вызывать болезни, или отпугивать душу (исанг) человека, который затем умрет, если душа тоже уйдет. длинный. Канасили были гигантскими духами, Маматанинга — ушастыми духами с гигантскими туловищами, которые любили есть детей. Духовные посредники могли договориться о палинануту ханиту с агитаторами для исцеления болезней. [1]
Смерть
[ редактировать ]Считалось, что ханиту жили на западной родине, называемой Ламунган или Май-асанг , куда они возвращались после смерти одушевленного существа. [1]
См. также
[ редактировать ]- вот оно
- Мы
- Кавас (мифология) , сверхъестественные верования близлежащих Эмисов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Трансформация традиций на Восточном Тайване: включение христианства в бунун в их духовные взаимоотношения» (PDF) . Openresearch-repository.anu.edu.au . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Глава 3 — Народ бунун» (PDF) . Nccur.lib.nccu.edu . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Рик Л. Дж. Де Бассер. «К грамматике избранных тем Такиватан Бунун» (PDF) . Rdbusser.com . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Леберехт Функ (2014). «Запутывания между народом дао и Анито на острове Ланью, Тайвань». В Ю. Мушарбаше и Г.Х. Престерудстуене (ред.). Антропология монстров в Австралазии и за ее пределами . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 143–159. дои : 10.1057/9781137448651_9 . ISBN 9781137448651 .