Мы
Часть серии о |
синтоизм |
---|
Ками ( яп . 神 , [каꜜmi] ) — это божества , божества , духи, мифологические, духовные или природные явления, которые почитаются в религии синто . Это могут быть элементы ландшафта, силы природы, существа и качества, которые эти существа выражают, и/или духи почитаемых умерших людей. Многие ками считаются древними предками целых кланов (некоторые предки стали ками если смогли воплотить в жизни ценности и добродетели ками после смерти , ). Традиционно великие лидеры, такие как Император, могли быть или становились ками . [1]
В синтоизме ками не отделены от природы, а принадлежат природе и обладают положительными и отрицательными, добрыми и злыми характеристиками. Это проявления мусуби ( 結び ) . [2] взаимосвязанной энергии Вселенной и считаются образцом того, к чему должно стремиться человечество. ками Считается, что «спрятаны» от этого мира и живут в дополнительном существовании, которое отражает наше собственное: синкай ( 神界 , «мир ками») . [3] : 22 Чтобы находиться в гармонии с впечатляющими аспектами природы, нужно осознавать каннагара-но мити ( 随神の道 или 惟神の道 , «путь ками») . [2]
Значение
[ редактировать ]Ками — японское слово, обозначающее божество, божественность или дух. [4] Его использовали для описания разума , Бога, Высшего Существа, одного из синтоистских божеств, изображения , принципа и всего, чему поклоняются. [5] [6]
Хотя божество является общепринятой интерпретацией слова «ками» , некоторые ученые-синтоисты утверждают, что такой перевод может вызвать неправильное понимание этого термина. [7] [ нужна страница ]
Некоторые этимологические предложения:
- Ками в своей основе может означать просто дух или аспект духовности. Оно написано кандзи 神 , китайско-японским чтением шин или джин . В китайском иероглиф означает божество или дух . [8]
- На языке айнов слово камуй относится к анимистическому понятию, очень похожему на японское ками . Вопрос о происхождении слов до сих пор остается предметом споров; но обычно предполагается, что слово ками произошло от айнского слова камуй . [9]
- В своем «Кодзики -дене » Мотоори Норинага дал определение ками : «Любое существо, обладающее каким-либо выдающимся качеством, необычным и внушающим трепет, называется ками». [10]
Поскольку японцы обычно не различают грамматическое число в существительных (большинство из них не имеют форм единственного и множественного числа), иногда неясно, относится ли ками к одному или нескольким сущностям. Когда необходимо единственное понятие, -ками ( 神 ) используется в качестве суффикса . термин Дублированный , обычно используемый для обозначения нескольких ками, — это камигами . [3] : 210–211
История
[ редактировать ]Хотя синтоизм не имеет основателя, всеобъемлющей доктрины и религиозных текстов, « Кодзики» («Записи о древних делах»), написанные в 712 году н.э., и « Нихон сёки» («Хроники Японии»), написанные в 720 году нашей эры, содержат самые ранние записи японского языка. мифы о творении. Кодзики ками различных также включает описания . [3] : 39
В древних традициях существовало пять определяющих характеристик ками : [11]
- Ками имеют два мнения. Они могут лелеять и любить, когда их уважают, или могут вызывать разрушения и дисгармонию, когда их игнорируют. Ками необходимо успокоить, чтобы завоевать их благосклонность и избежать их гнева. Традиционно ками обладают двумя душами : одной нежной ( ниги-митама ), а другой настойчивой ( ара-митама ); кроме того, в Ямакагэ-синто (см. Ко-Синто ) у ками есть две дополнительные спрятанные души: одна счастливая ( саки-митама ) и одна загадочная ( куси-митама ). [3] : 130
- Ками невидимы для человеческого мира. Вместо этого они населяют священные места, природные явления или людей во время ритуалов, просящих их благословения.
- Они подвижны, посещают свои культовые места, которых может быть несколько, но никогда не остаются навсегда.
- Существует много различных разновидностей ками . перечислено 300 различных классификаций ками В Кодзики , и все они имеют разные функции, например, ками ветра, ками подъездов и ками дорог.
- Наконец, у всех ками есть разная опека или обязанности по отношению к окружающим их людям. Точно так же, как люди обязаны обеспечивать счастье ками , ками должны выполнять определенную функцию объекта, места или идеи, в которой они обитают.
Ками — это постоянно меняющаяся концепция, но их присутствие в японской жизни остается постоянным. Самые ранние роли ками заключались в том , что они были земными духами, помогавшими первым группам охотников-собирателей в их повседневной жизни. Им поклонялись как богам земли (гор) и моря. По мере того, как выращивание риса становилось все более важным и преобладающим в Японии, идентичность ками сместилась в сторону более поддерживающих ролей, которые были непосредственно связаны с ростом сельскохозяйственных культур; такие роли, как дождь, земля и рис. [11] Эти отношения между ранними японцами и ками проявлялись в ритуалах и церемониях, призванных убедить ками вырастить и защитить урожай. Эти ритуалы также стали символом власти и силы для первых императоров. [12]
В синтоистской вере существует сильная традиция мифов-историй; один из таких мифов подробно описывает появление первого императора, внука богини Солнца Аматэрасу . В этом мифе, когда Аматэрасу отправила своего внука на землю править, она дала ему пять зерен риса, выращенных на небесных полях ( Такамагахара ). Этот рис позволил ему преобразить «дикую местность». [12]
Социальные и политические раздоры сыграли ключевую роль в развитии новых видов ками , в частности горё-син (священного духа ками ). Горё — мстительные духи мертвых, чьи жизни были оборваны, но они были успокоены преданностью последователей синтоизма и теперь считаются наказывающими тех, кто не чтит ками . [12]
Пантеон ками , как и сами ками , постоянно меняется в своих определениях и масштабах. Поскольку потребности людей изменились, изменились и сферы деятельности и роли различных ками . Некоторые примеры этого связаны со здоровьем, например, , роль ками оспы которого была расширена и теперь включает все инфекционные заболевания, или ками фурункулов и наростов, который также стал руководить раком и его лечением . [12]
В древних анимистических японских верованиях ками понимали просто как божественные силы природы. Поклонники в древней Японии почитали ками природы, которые проявляли особую красоту и силу, например, призраков . [13] океан, [13] солнце, [13] водопады , горы, [13] валуны, животные, [13] деревья, [13] травы, рисовые поля, гром , [14] эхо , [14] лисы и лисьи духи , [14] и азиатские драконы . [14] Они твердо верили, что духи или местные ками заслуживают уважения.
В 927 году н.э. Энги-сики ( 延喜式 , буквально «Процедуры эпохи Энги ») был обнародован в пятидесяти томах. Это первая сохранившаяся формальная систематизация синтоистских обрядов и норито (литургий и молитв) стала основой для всей последующей синтоистской литургической практики и усилий. В нем перечислены все 2861 синтоистское святилище, существовавшее на тот момент, а также 3131 официально признанный и почитаемый ками . [15] Число ками выросло и намного превысило эту цифру в течение следующих поколений, поскольку хранится более 2 446 000 отдельных ками только в токийском храме Ясукуни . [16]
Синтоистская вера
[ редактировать ]Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2023 г. ) |
Ками являются центральными объектами поклонения синтоистов . Древняя анимистическая духовность Японии послужила началом современного синтоизма, который позже стал формальным духовным институтом в попытке сохранить традиционные верования от посягательств импортированных религиозных идей. В результате природа того, что можно назвать ками, очень общая и охватывает множество различных концепций и явлений.
Некоторые из объектов или явлений, обозначаемых как ками, обладают качествами роста, плодородия и производства; природные явления, такие как ветер и гром ; природные объекты, такие как солнце , горы , реки , деревья и скалы ; некоторые животные ; и духи предков . В понятие духов предков входят духи предков Императорского Дома Японии , а также предки благородных семей, а также духи предков всех людей, которые после смерти считались хранителями своих потомков. . [3] : 150
Есть другие духи, называемые ками и . Например, духи-хранители земли, занятий и навыков; духи японских героев, людей выдающихся поступков и добродетелей, а также тех, кто внес вклад в цивилизацию, культуру и благосостояние человечества; те, кто умер за государство или общество; [17] и жалкие мертвецы. Не только духи, превосходящие человека, могут считаться ками ; духи, считающиеся жалкими или слабыми, в синтоизме также считались ками .
Концепция ками менялась и уточнялась с древних времен, хотя все, что древние люди считали ками , по-прежнему будет считаться ками в современном синтоизме . Даже в современном синтоизме нет четко определенных критериев того, чему следует или не следует поклоняться как ками. Разница между современным синтоизмом и древними анимистическими религиями заключается, главным образом, в уточнении концепции ками , а не в разнице в определениях. [ нужна ссылка ]
Хотя древние обозначения все еще соблюдаются, в современном синтоизме многие священники также считают духами , ками антропоморфными обладающими благородством и властью. Одним из таких примеров является мифологическая фигура Аматэрасу -Омиками, богиня солнца синтоистского пантеона. Хотя этих ками можно считать божествами, они не обязательно считаются всемогущими или всеведущими , и, как и греческие боги , они имели недостатки личности и были вполне способны на неблагородные поступки. Например, в мифах Аматэрасу она могла видеть события человеческого мира, но ей приходилось использовать ритуалы гадания, чтобы увидеть будущее.
Считается, что существуют три основные разновидности ками : Амацуками ( 天津神 , небесные божества) , Куницуками ( 国津神 , боги земного царства) и я-о-ёрозу-но ками ( 八百万の神 , бесчисленное множество ками). ками) . (« 八百万 » буквально означает восемь миллионов, но идиоматически оно выражает «бесчисленное множество» и «все вокруг» - как и во многих восточноазиатских культурах, японцы часто используют число 8, представляющее стороны света и порядковые направления, чтобы символизировать вездесущность. .) Эти классификации ками не считаются строго разделенными из-за изменчивой и изменчивой природы ками , а вместо этого используются в качестве руководства для их группировки. [3] : 56
Предкам определенной семьи также можно поклоняться как ками . В этом смысле этим ками поклоняются не из-за их божественных сил, а из-за их отличительных качеств или добродетелей. Эти ками отмечаются на региональном уровне, и несколько миниатюрных святынь ( хокора в их честь построено ). Во многих случаях таким образом почитаются когда-то жившие люди; Примером этого является Тэндзин , который был Сугавара-но Митидзанэ при жизни (845–903 гг. н.э.).
В синтоизме считается, что природа жизни священна, потому что ками положили начало человеческой жизни. Однако люди не могут воспринять эту божественную природу, созданную ками, самостоятельно; поэтому магокоро ( 真心 ) , или очищение, необходимо, чтобы увидеть божественную природу. [18] [ ненадежный источник ] Это очищение может быть даровано только ками . Чтобы доставить удовольствие ками и заработать магокоро , последователей синтоизма учат соблюдать четыре утверждения синтоизма.
Первое утверждение — твердо придерживаться традиций и семьи. Семья рассматривается как главный механизм сохранения традиций. Например, в браке или рождении традиция потенциально соблюдается и передается будущим поколениям. Второе утверждение – любовь к природе. Объекты природы почитаются как священные, потому что в них обитают ками . Следовательно, быть в контакте с природой — значит быть в контакте с богами. Третья аффирмация – поддержание физической чистоты. Последователи синтоизма часто принимают ванны, моют руки и полощут рот. Последнее утверждение — это практика мацури , почитания и поклонения ками и духам предков. [18]
Последователи синтоизма также верят, что ками — это те, кто может даровать человеку благословение или проклятие. Верующие синтоизма желают умилостивить злых ками, чтобы «оставаться на их хорошей стороне», а также доставить удовольствие добрым ками . Помимо ежедневной практики четырех аффирмаций, верующие синтоизма также носят омамори , чтобы оставаться чистыми и защищенными. Мамори — это амулеты, которые не позволяют злым ками поразить человека болезнью или вызвать катастрофу. [18]
Ками поклоняются и уважают в религии синто. Цель жизни синтоистов — обрести магокоро , чистое искреннее сердце, которое может быть даровано только ками . [19] В результате последователей синтоизма учат, что человечество должно почитать как живое, так и неживое, потому что оба обладают божественным высшим духом внутри: ками . [20] [ нужна страница ]
Амацуками и Куницуками
[ редактировать ]Амацуками и Куницуками — категории ками в японской мифологии . [21]
Амацугами — общий термин для богов Такамагахара или тех, кто произошел от Тенсон корин , тогда как Куницугами — общий термин для богов, появившихся на земле ( Ашихара-но Накацукуни ). [22]
В японской мифологии принятие передачи земли ( Ашихара-но Накацукуни ) Куницугами божествам Амацу во главе с Ниниги описывается как Куни Юзури . Считается, что божество, которому поклонялись жители региона ( Эмиси , Хаято и т. д.), умиротворенные королевством Ямато, стало Куницугами, а божество, которому поклонялись императорская семья и могущественные кланы королевства Ямато, стало Амацуками. . [21] Многие из первоначальных традиций Куницугами были изменены, когда они были включены в Хроники, и многие из них не сохранились. [23] В «Хрониках Японии» цитируются некоторые отрывки (например, «Ити Шо Сайинг» и «Ару Хон Юн» в большинстве томов «Нихон Сёки»), но оригинальные записанные документы были утеряны в более поздних поколениях. [23]
Цу — падежная частица в старояпонском языке , означающая «бог неба» или «бог страны» в современном японском языке. [24] Иногда пишут «Амацугами» или «Куницугами». [25] [ нужны дальнейшие объяснения ]
называют Тэндзин, а Куницуками Чиги — . Амацугами также [26] Некоторые люди считают, что названия «Тэндзин Чиги ( 天神地祇 ) » и «Дзинги ( 神祇 ) » взяты из китайской классики. Была представлена другая теория, согласно которой концепция совершенно иная и отличается от японской. [21]
Еще одна похожая концепция — Тенчи Синмей ( 天地神神 ) . [27]
天地神明 (Тенчи-Синмей) — японская четырехзначная идиома, обозначающая богов неба и земли. Он используется в таких выражениях, как «Клянусь богами неба и земли», и передает чувство почтения и преданности делу. [27] Истоки этого термина можно проследить до древних китайских классических текстов, где выражения « 天地 » (Тенчи) и « 神明 » (Синмей) часто использовались вместе для обозначения богов неба и земли или богов и богов. Вселенная в целом. Однако есть также случаи, когда это выражение использовалось конкретно для обозначения богов неба и земли. [27] В Японии термин 天地神明 использовался на протяжении веков и часто ассоциировался с изображением многочисленных богов и божеств, которым поклонялись в японском фольклоре и мифологии. [27]
Сусаноо-но-Микото , изгнанный из Такамагахара, и его потомки, такие как Окунинуши , считаются Куницугами.
Огасавара Сёдзо предложил систему, оправдывающую японский империализм , согласно которой японцы в колониях рассматривались как Амацуками , а местные жители рассматривались как Куницуками . [28] однако позже он подвергся цензуре, поскольку его позиция была сочтена слишком поддерживающей права колонизированных народов. [28]
Церемонии и фестивали
[ редактировать ]Одним из первых известных нам зафиксированных ритуалов является Ниинаме-сай ( 新嘗祭 ) . [12] церемония, во время которой Император предлагает ками только что собранный рис , чтобы заручиться их благословением на обильный урожай. Ежегодный фестиваль Ниинаме-сай также проводится, когда к власти приходит новый император , и в этом случае он называется Дайдзё-сай ( 大嘗祭 ) . Во время церемонии Император предлагает ками урожай нового урожая , включая рис, рыбу, фрукты, суп и тушеное мясо. Император сначала пирует с божествами, затем с гостями. Пир мог продолжаться некоторое время; например, пир императора Сёва длился два дня. [12]
Посетители синтоистского храма проходят ритуал очищения, прежде чем предстать перед ками . Этот ритуал начинается с мытья рук и глотания, а затем сплевывания небольшого количества воды перед святыней, чтобы очистить тело, сердце и разум. Как только это будет завершено, они сосредоточат свое внимание на привлечении внимания ками . Традиционный метод сделать это — дважды поклониться, дважды хлопнуть в ладоши и снова поклониться, предупреждая ками о своем присутствии и желании пообщаться с ними. Во время последнего поклона проситель произносит слова благодарности и хвалы ками ; если они возносят молитву о помощи, они также назовут свое имя и адрес. После молитвы и/или поклонения они повторяют два поклона, два хлопка и последний поклон в заключение. [3] : 197
Практикующие синтоизма также поклоняются дома. Это делается в камидане (домашнем святилище), на котором офуда с именем их защитника или ками расположена предков. Их защитник ками определяется отношением их или их предков к ками . [3] : 28, 84
Аскетические практики, храмовые ритуалы и церемонии, а также японские фестивали — это наиболее публичные способы, которыми приверженцы синтоизма празднуют и поклоняются ками . Ками празднуются во время отдельных фестивалей, которые обычно проходят в святилищах, посвященных их поклонению. Во многих фестивалях участвуют верующие, которые обычно находятся в состоянии алкогольного опьянения, маршируют, а иногда и бегут к святыне, неся микоши (переносные святыни), когда община собирается на фестивальную церемонию. Ямамото Гудзи, первосвященник Великого храма Цубаки , объясняет, что эта практика чтит ками , потому что «это праздник мацури, величайший праздник жизни, который можно увидеть в мире синтоизма, и это люди сообщество, которое посещает фестивали группами, как вся деревня, которые стремятся раскрыть человеческий потенциал детей ками». [2] Во время новогоднего фестиваля семьи наводят порядок в своих домах, готовясь к предстоящему году. Предкам также делаются подношения, чтобы они благословили семью в будущем году. [ нужна ссылка ]
Синтоистские церемонии настолько длинны и сложны, что в некоторых святилищах священникам может потребоваться десять лет, чтобы их изучить. [29] Священство традиционно передавалось по наследству. Некоторые святыни набирают своих священников из одних и тех же семей на протяжении более ста поколений. [30] Духовенством нередко являются жрицы-женщины. [30] Священнослужителям ( каннуси ) могут помогать мико , молодые незамужние женщины, выступающие в роли жриц. [31] Ни жрецы, ни жрицы не живут аскетами; на самом деле для них обычное дело быть женатыми, [30] и традиционно от них не ожидается, что они будут медитировать. Скорее, они считаются специалистами в искусстве поддержания связи между ками и людьми. [30]
В дополнение к этим фестивалям в святилищах также проводятся церемонии, посвященные обрядам посвящения. Двумя такими церемониями являются рождение ребенка и Сити-Го-Сан. Когда рождается ребенок, его приносят в храм, чтобы он мог быть инициирован как новообращенный, а ками мог благословить его и его будущую жизнь. Сити-Го-Сан (Семь-Пять-Три) — это обряд посвящения пятилетних мальчиков и трех- или семилетних девочек. Настало время этим маленьким детям лично поблагодарить ками за защиту и помолиться за их здоровье. [32] [ ненадежный источник ]
Верующие синтоизма практикуют множество других обрядов посвящения, а также проводится множество других фестивалей. Основная причина этих церемоний заключается в том, что последователи синтоизма могут умилостивить ками и достичь магокоро . [19] : 205 Магокоро можно получить только через ками . Церемонии и фестивали длительны и сложны, потому что они должны быть идеальными, чтобы удовлетворить ками . Если ками недовольны этими церемониями, они не дадут магокоро синтоисту .
Наши известные
[ редактировать ]- Аматэрасу Омиками , солнца богиня и главное божество синтоизма.
- Эбису , один из семи богов удачи .
- Фуджин , бог ветра
- Хатиман , бог- войны покровитель
- Джунши , бог провокации
- Инари Оками , бог риса и земледелия
- Идзанаги -но-Микото, первый человек
- Идзанами -но-Микото, первая женщина
- Котоамацуками , основная троица ками.
- Мэйдзи Тэнно
- Омойкане , божество мудрости
- Райджин , бог молнии, грома и бури
- Рюджин , японский бог-дракон моря и штормов.
- Сарутахико Оками , ками земли
- Сусаноо-но-Микото , бог моря и штормов .
- Тенджин , бог поэзии
- Цукуёми-но-Микото , луны бог
- Ямато Иварэ-бико-но Микото , японские императоры
В популярной культуре
[ редактировать ]Ками — бог Земли в Dragon Ball.
См. также
[ редактировать ]- Религия айнов – этническая группа в Японии и России.
- Китайская народная религия - религия коренных народов Хань.
- Элементаль
- Глоссарий синтоизма
- Кадомацу – традиционное японское украшение Нового года ёрисиро.
- Ко-синто - анимистическая религия Японии периода Дзёмон.
- Котодама - японская вера в то, что мистические силы заключены в словах и именах.
- Список божеств в японской мифологии § синтоизм
- Религия Рюкюань - система верований коренных народов Рюкюань.
- Шен – Бог или дух в китайской религии.
- Синтай - объекты, которым поклоняются в синтоистских святилищах или рядом с ними.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тамура, Ёсиро (2000). Японский буддизм: история культуры (1-е изд.). Токио: Издательство Asher. п. 234. ИСБН 4-333-01684-3 .
- ^ Jump up to: а б с Бойд, Джеймс В.; Уильямс, Рон Г. (1 января 2005 г.). «Японский синто: интерпретация священнической точки зрения». Философия Востока и Запада . 55 (1): 33–63. дои : 10.1353/pew.2004.0039 . JSTOR 4487935 . S2CID 144550475 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ямакаге, Мотохиса; Гиллеспи, Минеко С.; Комуро, Ёсицугу, Пол де; Сущность синтоизма: Духовное сердце Японии (1-е изд.). .ISBN 978-4-7700-3044-3 .
- ^ «Подробности кандзи – Денши Джишо» . 3 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ Weblio (2013). 神» « Англоязычный словарь Weblio・Японско-английский словарь GRAS Group, Inc.
- ^ Холтом, округ Колумбия (январь 1940 г.). «Значение ками. Глава I. Японские производные». Памятник Ниппонике . 3 (1): 1–27. дои : 10.2307/2382402 . JSTOR 2382402 . [ нужна проверка ]
- ^ Оно, Сокё; Вудард, Уильям П. (2004). Синтоизм, путь ками (1-е изд.). Бостон, Массачусетс: CE Tuttle. ISBN 978-0-8048-3557-2 .
- ^ «Бог — результаты поиска в словаре Yahoo» . Yahoo Dictionary, 1 января 2013 г. Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Нонно, Трези (2015). «Об айнской этимологии ключевых понятий синтоизма: тамаши и ками» (PDF) . Культурная антропология и этносемиотика . 1 (1): 24–35 . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Галл, Роберт С. (январь 1999 г.). «Ками и Даймон: межкультурное размышление о божественном». Философия Востока и Запада . 49 (1): 63–74. дои : 10.2307/1400117 . JSTOR 1400117 .
- ^ Jump up to: а б Джонс, Линдси (2005). Энциклопедия религии (2-е изд.). Нью-Йорк: Macmillan [ua], стр. 5071–5074. ISBN 978-0-02-865734-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Онуки-Тирни, Эмико (июль 1991 г.). «Император Японии как Божество (Ками)». Этнология . 30 (3): 199–215. дои : 10.2307/3773631 . JSTOR 3773631 . S2CID 102344236 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 294. ИСБН 978-1-60153-123-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Карлсон, Кэти; Фланагин, Майкл Н.; Мартин, Кэтлин; Мартин, Мэри Э.; Мендельсон, Джон; Роджерс, Присцилла Янг; Роннберг, Ами; Салман, Шерри; Уэсли, Дебора А. (2010). Арм, Карен; Уэда, Како; Тулин, Энн; Лангерак, Эллисон; Кили, Тимоти Гас; Вольф, Мэри (ред.). Книга символов: размышления об архетипических образах . Кёльн: Ташен . п. 280. ИСБН 978-3-8365-1448-4 .
- ^ Пикен, Стюарт Д.Б. (2011). Исторический словарь синтоизма (2-е изд.). Лэнхэм: Издательская группа Rowman & Littlefield. п. 92. ИСБН 978-0-8108-7372-8 .
- ^ «Божества» . Храм Ясукуни . Проверено 29 июня 2016 г.
- ^ Это, Мотонори; Вудард, Уильям П. (1962). ками Синто: путь Токио: Ратленд, Вермонт: CE Tuttle Co.; п. 23. ISBN 0-8048-3557-8 .
- ^ Jump up to: а б с «Синто» . РелигияФакты. 17 ноября 2016 года . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Халверсон, Дин К. (1996). Компактный путеводитель по мировым религиям . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Bethany House. п. 205 . ISBN 1-55661-704-6 .
- ^ Хопфе, Льюис М.; Вудворд, Марк Р. (2009). Религии мира (11-е изд.). Нью-Йорк: Книги Ванго. ISBN 978-0-13-606177-9 .
- ^ Jump up to: а б с Минору Сонода , Сакаэ Моги «Энциклопедия японских богов: синтоистские ритуалы и восемь миллионов богов» Гаккен
- ^ Тамио Тобе «Восемь миллионов богов: профили японских божественных духов» Синкигенша
- ^ Jump up to: а б Кадзухо Фудзимаки «Кодзики Гайден: Мифы, стертые из официальной истории» Гаккен
- ^ Масааки Суда «Все о синтоизме интересно и легко понять» Ниппон Бунгейша
- ^ Тецуо Ямаори , Дзиро Танака «Чем интереснее японские боги, тем лучше вы их понимаете. Наслаждайтесь историями о богах, которые раскрашивают Кодзики» Nippon Bungeisha
- ^ Ацуши Ямакита «Словарь восточных божественных имен» Синкигенся
- ^ Jump up to: а б с д Что такое Тенчи Синмей - Котобанк ?
- ^ Jump up to: а б Кодзи, Суга; 𨀉𠄈 (2010). «Концепция «заморских синтоистских святилищ»: пантеистическая попытка Огасавары Сёдзо и ее ограничения». Японский журнал религиоведения . 37 (1): 47–74. ISSN 0304-1042 . JSTOR 27822899 .
- ^ «Синто – Ритуальные практики и институты» . Британская энциклопедия . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Синшоку» . Британская энциклопедия . 20 июля 1998 года . Проверено 1 января 2017 г.
- ^ «Синтоизм – Путь Богов» . Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 2 мая 2017 г.
- ^ «СИНТО» . Религиозная толерантность . Проверено 1 января 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чемберлен, Бэзил Х. (перевод). 1919. Кодзики, Записи о древних делах . Азиатское общество Японии.
- Кларк, Роджер. 2000. « Что задумали маленькие монстры? ». Независимый . 7 апреля 2000 г.
- Фишер, Мэри П. 2008. Седьмое издание «Живые религии».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Введение: Ками. Архивировано 23 ноября 2020 года в Wayback Machine , Энциклопедия синтоизма.
- Мы , Боги Японии
- Эволюция концепции Ками. Архивировано 26 января 2021 года в Wayback Machine , Ито Микихару.