Цукуёми-но-Микото
Цукуёми-но-Микото | |
---|---|
Ками Луны | |
![]() Гравюра на дереве Цукуёми-но-Микото | |
Другие имена | Цукуёми, Цукиёми, Цукиёми, Цукиёми, Цукиёми, Цукиёми |
Планета | Луна |
Область | Япония |
Генеалогия | |
Родители | Идзанаги ( Кодзики ) Идзанаги и Идзанами ( Нихон Сёки ) |
Братья и сестры | Аматэрасу Сусаноо (и другие ) |
Супруга | Аматэрасу (некоторые мифы) |
Цукуёми-но-Микото ( Tsukuyomi no Mikoto, Цукуёми Микото ) , [1] или просто Цукуёми ( Tsukuyomi, Tsukuyomi ) или Цукиёми ( Tsukiyomi ) , [2] Луна ками в японской мифологии и религии синтоизма . Название «Цукуёми» представляет собой соединение древнеяпонских слов цуку ( 月 , «луна, месяц», становится современным японским цуки ) и ёми ( 読み , «чтение, счёт») . [3] В «Нихон Сёки» это имя упоминается как Цукуюми ( 月弓 , «лунный лук») , но это юми , скорее всего, является вариацией произношения ёми . [3] Альтернативная интерпретация состоит в том, что его имя представляет собой комбинацию цукиё ( 月夜 , «лунная ночь») и ми ( 見 , «глядеть, наблюдать») . -но-Микото — обычное почетное обращение, добавляемое к именам Ками; его можно понимать как аналог английского почетного титула «Великий».
О Цукуёми известно так мало, что неизвестен даже их пол. Тем не менее, в Маньёсю имя Цукуёми иногда переводится как Цукуёми Отоко ( 月讀壮士 , «человек, читающий луну») , подразумевая, что они мужчины. [4]
Цукуёми был вторым из «трех благородных детей» ( 三貴子 , Михашира-но-Узу-но-Мико ), родившихся, когда Идзанаги-но-Микото , ками, создавший первую землю Оногоросима , очищал себя от кегаре во время купания. после побега из подземного мира и из лап своей разъяренной мертвой сестры Идзанами-но-Микото . Цукуёми родился, когда его вымыло из правого глаза Идзанаги. [5] Однако в альтернативной истории Цукуёми родился из зеркала из белой меди в правой руке Идзанаги.
Цукуёми разозлил Аматэрасу (которая в некоторых источниках была его женой), когда убил Укэмоти , мегами еды. Однажды Аматэрасу послала Цукуёми представлять ее на пиру, устроенном Укэмоти. Мегами создавали еду, поворачиваясь к океану и выплевывая рыбу, затем лицом к лесу и выплевывая дичь, и, наконец, обращаясь к рисовым полям и выплевывая миску риса. Цукуёми был крайне противен тому, как была приготовлена изысканная еда, поэтому он убил ее. [5]
Аматэрасу узнала, что произошло, и была так зла, что отказалась когда-либо снова смотреть на Цукуёми, навсегда переместившись в другую часть неба. Вот почему день и ночь никогда не бывают вместе. Это согласно одному из рассказов в « Нихон Сёки» . Цукуёми не имеет такого значения в «Кодзики» , в котором есть похожая история о том, как Сусаноо-но-Микото убил похожего пищевого мегами по имени Огецухимэ , которого часто путают с Укэмоти.
Галерея
[ редактировать ]- Святилище Бэцугу Цукиёми-но-мия Котайдзингу (Наику) в городе Исэ
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кикуко Хирафудзи (февраль 2013 г.). «Сусаноо Кенхая Сусаноо но Микото (ки), Сусаки но Микото (ки)». В Энциклопедии истории культуры Бога , стр . 285. ISBN. 978-4-560-08265-2 .
- ^ «Цукиёми-но Микото (Цукиёми-но Микото)» . Малая энциклопедия Международной энциклопедии Британской энциклопедии . Котобанк Проверено 18 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б 1988 , ( Кокуго Дай Дзитен, исправленное издание на японском языке), Токио : Сёгакукан
- ^ с. 759 : Манъёсю , том 7, стихотворение 1372; на старом японском языке . Текст доступен онлайн здесь .
- ^ Перейти обратно: а б Робертс, Джереми (2010). Японская мифология от А до Я (PDF) (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Chelsea House. ISBN 978-1-60413-435-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Цукуёми-но-Микото, на Викискладе?
- Цукиёми в базе данных истории Японии .