Камуи
Камуй мифологии ( айнский : カムィ ; японский : カムイ , латинизированный : камуи ) — духовное или божественное существо в айнов , термин, обозначающий сверхъестественную сущность, состоящую из духовной энергии или обладающую ею.
У айнов существует множество мифов о камую , передающихся через устные традиции и ритуалы. Истории камуев изображались в песнопениях и представлениях, которые часто исполнялись во время священных ритуалов.
Концепция
[ редактировать ]По своей сути камуй похож на японское ками , но в этом переводе упущены некоторые нюансы этого термина. [ 1 ] (миссионер Джон Бэтчелор предположил, что японский термин имеет айнское происхождение). [ 2 ] Использование этого термина среди айнов очень широко и контекстуально и может относиться как к чему-то, что считается особенно положительным, так и к чему-то, что считается особенно сильным. [ 2 ] Камуй может относиться к духовным существам, включая животных, растения, погоду и даже человеческие инструменты. [ 3 ] Ангелов-хранителей зовут Итурэн-Камуи. [ 4 ] Камуи многочисленны; некоторые из них очерчены и названы, например, Камуи Фучи , богиня домашнего очага, а другие нет. Камуи часто вызывают весьма специфические ассоциации, например, есть камуй подводного течения . [ 1 ] Бэтчелор сравнивает это слово с греческим термином даймон . [ 2 ]
персонифицированных божеств айнской мифологии часто применяется термин камуй К именам .
Фольклор
[ редактировать ]Миф о сотворении мира
[ редактировать ]Легенда айнов гласит, что в начале мира была только вода и земля, смешанные в иле. Ничего не существовало, кроме громовых демонов в облаках и первого самосозданного камуи. [ 5 ] Затем первый камуй ниспослал дух птицы мошири-кор-камуй, чтобы создать мир. обитаемый. [ 6 ] Водяная трясогузка увидела болотистость земли и полетела над водой, и колотила землю ногами и хвостом. После долгих трудов появились участки суши, словно парящие над окружающими их водами. Таким образом, айны называют мир мошири , что означает «плавающая земля». Благодаря этой легенде трясогузка также является почитаемой птицей. [ 5 ]
Апе-Камуй
[ редактировать ]Как только земля образовалась, первый камуй, также известный как канто-кор-камуй , небесный дух, послал других камуй на землю . Среди них камуй был обезьяна-камуй (см. также камуй хучи, обезьяна хучи) , дух огня. Обезьяна-камуй была самым важным духом, управлявшим нуса-кор-камуй (духом церемониального алтаря), бараном-нуса-кор-камуй (духом низкого церемониального алтаря), хасино-кор-камуй (духом охоты) и вакка-ус. -камуй (водяной дух). Как самый важный обезьяны-камуя . камуй, для молитв и церемоний необходимо разрешение / помощь [ 6 ] Она является связующим звеном между людьми и другими духами и божествами и передает молитвы людей соответствующим духам. [ 7 ]
Устная история
[ редактировать ]У айнов не было собственной письменности, и большая часть мифологии айнов передавалась в виде устной истории в форме камуй юкар (эпопеи о божествах), длинных стихов, традиционно пересказываемых певцами на собрании. Камуй -юкар считался важной формой общения между камуи и людьми, наряду с молитвами и ритуалами. [ 7 ] Каждый камуй юкар рассказывает о приключениях божества или героя, обычно от первого лица, а некоторые из них очень длинны и содержат до 7000 стихов. [ 8 ] Однако в целом они считаются короче по длине по сравнению с другими типами устных жанров в культуре айнов. [ 9 ] Некоторые юкары противоречат друг другу, приписывая одни и те же события разным божествам или героям; в первую очередь это результат организации культуры айнов в небольшие, относительно изолированные группы. [ 10 ] Записи этих стихотворений начали вести только в конце 19 века западные миссионеры и японские этнографы ; однако айнская традиция запоминания юкара сохранила многие.
Хотя камуй-юкар считается одним из древнейших жанров устного исполнительства айнов, антрополог Эмико Онуки-Тирни предположил, что существует более 20 типов жанров. [ 3 ] Первоначально, похоже, камуй юкар исполнялся исключительно в религиозных целях женщинами, взявшими на себя роль шаманок . Шаманы одержимы и отказались от песнопений, что, возможно, объясняет, почему камуй юкар исполняется с повествованием от первого лица. [ 3 ] Со временем камуй юкар перестал быть священным ритуалом, служа развлечением и способом передачи традиций и культурных историй. Сегодня камуй юкар больше не исполняется в традиции Хоробецу. Единственные намеки на традиционные песнопения содержатся в письменных записях, в том числе в записях Юкиэ Чири (1903-1922), женщины-айну из Хоробэцу, которая написала фрагменты традиционных песнопений, которые исполняла ее бабушка. Она собрала исторические песнопения своей тети Имекану в книге под названием «Айну синъёсю» . [ 3 ]
Ритуалы «отправки назад»
[ редактировать ]У айнов существуют ритуалы , в которых они «отправляют» камуя на небеса с дарами. [ 6 ] Существуют различные ритуалы этого типа, в том числе иоманте , церемония медведя. Ритуалы сосредоточены вокруг идеи освобождения камуев от их маскировки, их хайопке , которую они надевают, чтобы посетить человеческий мир, чтобы получить подарки от людей. Камуи выбирают охотника , в своем хайопке который будет охотиться на них, по очереди отдавая им мясо животного. Как только хайопке сломается, камуи смогут вернуться в свой мир с дарами людей. [ 7 ]
Немного
[ редактировать ]Йоманте ) — это ритуал , (также пишется иоманте в ходе которого люди «провожают» гостя, духа-медведя, обратно в его дом на небесах. [ 7 ] Медведя воспитывает жена мастера ритуала из детеныша. Когда приходит время ритуала, мужчины создают молитвенные палочки ( инау ) для алтаря (нуса-сан) , церемониальные стрелы, спиртные напитки и дары для духа, чтобы подготовиться к ритуалу. молитвы возносятся Затем перед обезьяной танцы, песни и юкар . , исполняются [ 11 ]
Основная часть ритуала проводится на следующий день в ритуальном пространстве у алтаря снаружи. Молятся различным камуям , а затем медведя вынимают из клетки с веревкой на шее. Вокруг медведя танцуют и поют, медведю дают еду и молитву. Мужчины стреляют в медведя церемониально украшенными стрелами, а мастер ритуала выпускает смертельную стрелу, пока женщины плачут по медведю. Медведя душат палками, а затем отводят к алтарю, где люди дарят мертвому медведю дары и снова молятся камую . Медведя расчленяют, а голову вносят внутрь. Устраивается пир с отварным медвежьим мясом, с представлениями юкара , танцами и песнями. [ 11 ]
В третий и последний день ритуала с головы медведя снимают шкуру и украшают инау и подарками. Затем его надевают на палку в форме буквы Y и поворачивают лицом к горам на востоке. Эта часть ритуала заключается в отправке медведя в горы. После очередного пира череп поворачивается обратно в сторону деревни, что символизирует возвращение камуи в свой мир. [ 11 ]
В мифологии айнов считается, что камуи возвращаются домой после ритуала и обнаруживают, что их дома наполнены подарками от людей. Больше подарков означает больше престижа и богатства в обществе камуя , и камуй соберет своих друзей и расскажет им о щедрости людей, вызывая у других камуев желание самим отправиться в человеческий мир. Таким образом люди выражают свою благодарность камую , и камуй будет продолжать приносить им процветание. [ 11 ]
Некоторые известные камуи
[ редактировать ]- Э-ойна Камуй , культурный герой , обучавший людей домашнему и священному искусству.
- Апасам Камуй , камуй порога
- Чикап-камуй / Котан-кор-камуй , бог сов и земли
- Чироннуп Камуй , бог лисиц
- Хасино-ук-камуй , богиня охоты
- Хойяу Камуи, бог-дракон
- Камуй-хуси , богиня домашнего очага
- Кандакоро Камуи , первотворец, бог неба.
- Канна Камуй , камуй грома и молнии
- Кенас-унарпе , кровососущий монстр, охотящийся на охотников.
- Ким-ун-Камуй , бог гор и медведей
- Кина-сут-камуй , бог змей
- Котан-кар-камуй , бог творения
- Куннекуп-камуй , бог луны
- Мосиркара Камуй , создатель земли
- Нуса-кор-камуй , посланник богов и представитель мертвых
- Паучи Камуй , злой дух, ответственный за безумие.
- Репун Камуй , косатка , бог моря
- Ширамба Камуй , бог дерева, зерна и растительности.
- Токапчуп-камуй , богиня солнца
- Вака-уш Камуй , богиня пресной воды
- Юшкеп Камуй , богиня-паук
- Сарорун Камуй, бог болот. Олицетворение краснокорончатого журавля ( Grus japonensis ), обитающего в водно-болотных угодьях восточного Хоккайдо и южного Сахалина. Другие виды оседлых и перелетных птиц также носят название Камуй.
В именах
[ редактировать ]Камуи можно встретить в именах собственных, особенно топонимах на Хоккайдо, таких как Камуикотан ( 神居古潭 , буквально «Деревня Камуи») или Мыс Камуи ( 神威岬 , Камуи-мисаки ) . Камуи ( 神威 ) — также мужское имя собственное, а Камуи — короткое слово от Камуитама ( カムイ). душа , Дух Божий ) написание такое же, как у слова shin'i , которое означает «божественная сила». [ 12 ]
Звездное именование
[ редактировать ]звезда , расположенная в северном созвездии Северной Короны В его честь названа (Северная Корона). См. HD 145457 .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ашкенази, Михаил. Справочник японской мифологии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio, 2003. 187–188.
- ^ Jump up to: а б с Джон Бэтчелор: Айны и их фольклор , Лондон, 1901, стр. 580–582.
- ^ Jump up to: а б с д Стронг, Сара Мелхоп (2011). Пение духов айнов: живой мир айнского синъёсю Чири Юкиэ . Чири, Юкиэ, 1903–1922 гг., 知里, 幸恵 (1903–1922). Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 9780824860127 . OCLC 798295761 .
- ^ Бэтчелор: Айны и их фольклор , с. 240–241.
- ^ Jump up to: а б Бэтчелор, Джон (1894). «Предметы айнского фольклора». Журнал американского фольклора . 7 (24): 15–44. дои : 10.2307/532957 . JSTOR 532957 .
- ^ Jump up to: а б с Утагава, Хироши (1992). «Обряд «отсылки назад» в айнской культуре» . Японский журнал религиоведения . 19 (2–3): 255–270. doi : 10.18874/jjrs.19.2-3.1992.255-270 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д Филиппи, Дональд Л. (2015). Песни богов, песни людей . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691608815 . OCLC 903423542 .
- ^ Эттер, Карл. Фольклор айнов: традиции и культура исчезающих аборигенов Японии . Чикаго: Уилкокс и Фоллетт, 1949. 53.
- ^ Стронг, Сара М. (2009). «Самая почитаемая из лисиц: знания о животных и животной силе у айнов Камуи Юкар». Азиатская этнология . 68 (1): 27–54. ISSN 1882-6865 . JSTOR 25614520 .
- ^ Ашкенази, Майкл. Справочник японской мифологии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio, 2003. 68.
- ^ Jump up to: а б с д Кимура, Такеши (1 января 1999 г.). «Голые факты» ритуала. Критика исследования Джонатана З. Смита медвежьей церемонии, основанная на исследовании айнов Иоманте». Нумен . 46 (1): 88–114. дои : 10.1163/1568527991526086 . ISSN 0029-5973 .
- ^ Новый японско-английский словарь на ( японском языке) Кенкюши .
Ссылки
[ редактировать ]- Ашкенази, Михаил. Справочник японской мифологии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio, 2003.
- Эттер, Карл. Фольклор айнов: традиции и культура исчезающих аборигенов Японии . Чикаго: Уилкокс и Фоллетт, 1949.
- Манро, Нил Гордон. Айнское вероучение и культ . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1995.
- Стронг, Сара Мелхоп (2011). Пение духов айнов: живой мир айнского синъёсю Чири Юкиэ . Чири, Юкиэ, 1903–1922 гг., 知里, 幸恵 (1903–1922). Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 9780824860127 . ОСЛК 798295761
- Бэтчелор, Джон (1894). «Предметы айнского фольклора». Журнал американского фольклора . 7 (24): 15. дои : 10.2307/532957
- Утагава, Хироши (1992). «Обряд «отсылки назад» в айнской культуре». Японский журнал религиоведения . 19 : 255–270 – через JSTOR
- Филиппи, Дональд Л. (2015). Песни богов, песни людей . Издательство Принстонского университета. ISBN 0691608814 . ОСЛК 903423542
- Стронг, Сара М. (2009). «Самая почитаемая из лисиц: знания о животных и животной силе у айнов Камуи Юкара». Азиатская этнология . 68 (1): 27–54. ISSN 1882-6865
- Кимура, Такеши (1 января 1999 г.). «Голые факты» ритуала. Критика исследования Джонатана З. Смита медвежьей церемонии, основанная на исследовании айнов Иоманте». Нумен . 46 (1): 88–114. дои : 10.1163/1568527991526086 . ISSN 0029-5973