Буда
Буда | |||
---|---|---|---|
Умер | 916 или 917 год н.э. | ||
Китайское имя | |||
китайский | Сумка | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | Смеющийся Будда | ||
Буквальный смысл | Смеющийся Будда | ||
| |||
Второе альтернативное китайское имя | |||
китайский | Толстый Будда | ||
Буквальный смысл | Толстый Будда | ||
| |||
Третье альтернативное китайское имя | |||
китайский | Счастливый Будда | ||
Буквальный смысл | Счастливый Будда | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Папа Дай | ||
Китайские иероглифы | Сумка | ||
Тайское имя | |||
тайский | Пхра Пу Тай | ||
РТГС | Пхра Пу Тай | ||
Корейское имя | |||
хангыль | сумка из мешковины | ||
Ханджа | Сумка | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Сумка | ||
Хирагана | Хотей | ||
|
Часть серии о |
Китайский буддизм |
---|
Будай ( китайский : 布袋 ; пиньинь : Bùdài ; корейский : 포대 , латинизированный : Podae ; японский : 布袋 , латинизированный : Hotei ; вьетнамский : Bố Đại ) — прозвище, данное китайскому монаху Цичи ( китайский : 契此 ), которого часто называют с Буддой Майтрейей и почитается в чань-буддизме . С распространением чань-буддизма его также стали почитать во Вьетнаме , Корее и Японии . [1] Говорят, что он жил примерно в 10 веке нашей эры в королевстве Уюэ .
Название «Будай» буквально означает «тканевый мешок». [1] и относится к сумке, которую он обычно изображает несущим, когда он бесцельно бродит. Его веселый характер, юмористический характер и эксцентричный образ жизни отличают его от большинства буддийских мастеров и деятелей. Его почти всегда изображают улыбающимся или смеющимся, отсюда и его прозвище на китайском языке « Смеющийся Будда ». [а] [2] [3] Будай традиционно изображается человеком с избыточным весом и огромным желудком (возможно, символом изобилия или прощения), и многие истории, связанные с Будаем, связаны с его любовью к еде и питью. Из-за этого его также называют « Толстым Буддой », особенно в западном мире . Жители Запада часто принимают его за настоящего Будду, Сиддхартху Гаутаму . [4]
Основные текстовые записи о жизни Будая находятся в сборнике биографий чаньских буддийских монахов, известном как «Передача лампы» . [5]
Агиография
[ редактировать ]Будай возник из культового поклонения и местных легенд. [6] Его традиционно изображают толстым лысым монахом в простой мантии. Он носит свои немногочисленные пожитки в тканевом мешке, будучи бедным, но довольным. [7] Он с восторгом развлекал обожающих его детей и был известен тем, что радостно поглаживал свой большой живот. Его фигура появляется во всей китайской культуре как олицетворение удовлетворенности и изобилия. Будай привлекал горожан вокруг себя, поскольку он был способен предсказывать судьбу людей и даже погодные условия. [5] Странствующий монах часто был склонен спать где угодно, даже снаружи, поскольку его мистические силы могли отразить жестокий снежный холод, и его тело оставалось нетронутым.
Найденная предсмертная записка, датированная 916 или 917 годом нашей эры, которую написал сам монах, утверждает, что он является воплощением Майтрейи , Будды Будущего. [5] Тело, предположительно принадлежавшее Будаю, было забальзамировано и выставлено в восточной части Большого зала храма Юэлинь в Фэнхуа провинции районе Чжэцзян . [8]
Роль в чань-буддийском пантеоне
[ редактировать ]Будай был одним из нескольких «непосвященных святых». [б] это стало частью пантеона Чань. [6] Подобные «эксцентричные» фигуры из истории ламп никогда официально не вводились в должность и не присваивались патриархальной линии Чань . Вместо этого эти малоизвестные фигуры представляли собой «особую передачу», произошедшую в период с начала до середины 12 века. Эта передача не опиралась на легитимность патриархальной линии передачи, а вместо этого использовала особые личности и качества различных фольклорных деятелей, чтобы проиллюстрировать новую приверженность традиции Чань идее «пробуждения» и распространения Чань среди более широкой общины. Чаньские мастера Дахуэй Цзунгао (1089–1163) и Хунчжи Чжэнцзюэ (1091–1157) были лидерами в первоначальном слиянии местных легенд и буддийской традиции. [6] Они надеялись, что введение симпатичных и странных фигур привлечет к традиции Чань все типы людей, независимо от их пола, социального происхождения или полного понимания дхармы и патриархальной линии передачи. [6] Бернар Фор резюмирует это слияние местной легенды и чаньской традиции, объясняя: «Одной из стратегий чань по приручению оккультизма было превращение чудотворцев в обманщиков, преуменьшение их оккультных способностей и подчеркивание их аспекта этого мира...» [9] [6] Движение использовало эти фигуры в качестве религиозного реквизита и направило их необычайную харизму в призму пантеона Чань, чтобы привлечь внимание более широких слоев населения. В конечном счете, Будай почитался как с фольклорной точки зрения как странный странствующий народный бродяга, так и как его новый персонаж в контексте традиции Чань как «нищий священник». [6] который приносил изобилие, удачу и радость всем, с кем встречался, с помощью своей мистической сумки-тканевого мешка.
В искусстве
[ редактировать ]Будай почти всегда изображается с тканевым мешком, похожим на большой мешок. Сумка является важным мотивом в контексте чань-буддизма, поскольку она символизирует изобилие, процветание и удовлетворенность. Картины тушью, подобные этим, приписываемым Будаю, часто имели надпись и печать, которые сигнализировали высокопоставленным чиновникам. Например, Будай и Цзян Мохэ были записаны Чуси Фанци, который был близким родственником Сун Ляня (1310–1381) и Вэй Су (1295–1372).
После того, как чань-буддизм был передан в Японию примерно в 13 веке как дзэн -буддизм, набожные монахи и миряне этого региона использовали фигурную живопись, чтобы изобразить персонажей, занимающих центральное место в этом периоде «пробуждения» дзэн-искусства. [6] Многие эксцентричные личности, приобщенные к традиции дзэн, такие как Будай, ранее были погружены в устоявшуюся культуру и фольклор Японии. Ассимиляция и повторное применение этих чудесных харизм в пантеоне дзэн способствовали расширению традиции дзэн.
Как показывают изображения, Будай больше всего ликует в присутствии других людей, особенно детей. Когда Будай изображается вместе с другими богами в « Семи богах удачи » , он сохраняет торжественное или даже подавленное выражение лица. Практическое применение круглая фигура Будая находит благодаря скульптуре курильницы (18 век), разделяющей тело монаха на две половины. В более новых изображениях, таких как «Хотэй» и «Дети, несущие фонарики» (19 век), используется гораздо больше цвета, драматизации физических особенностей и деталей, чем в более старых произведениях, таких как «Хотэй» из «Мокуан Рейен » (1336 г.), в которых используются гораздо более тонкие и сильно контрастирующие очертания. фигура без цвета или предполагаемой обстановки.
Японская иконография, как и у мастера дзэн Хакуина Экаку , показывает Будая во множестве репрезентативных действий, таких как развлечение прохожих, укрытие детей под зонтиком и медитация, используя свой мешок в качестве подушки . В особенно известном мотиве Будай появляется курящим в кисеру и выдыхающим Отафуку , уродливую, но очаровательную проститутку, олицетворяющую дзэнское счастье, в юмористическом отражении традиции, согласно которой Шандао выдыхал Амиду , Каннон и Сейши с молитвой. [10] [11] Гладкий пинагор известен в Японии как хотэй-уо («рыба Будай») из-за своего округлого вида. [12]
Скульптура
[ редактировать ]- Будай в образе Майтрейи в гротах Фейлай Фэн, изображенный с учениками.
- Глазурованная керамическая скульптура Будая. Династия Мин , 1486 год.
- Статуя Будая в храме Хушань на Тайване .
- Статуя Будая в образе Майтрейи в Хэдонг Ёнгунгса храме в Южной Корее .
- Статуя Будая в Мирокудзи в Химедзи городе , префектура Хёго , Япония . Это самая большая скульптура Будай в Японии.
- Статуя Будая в храме Винь Транг во Вьетнаме .
- Статуя Будая на острове Самуи , Таиланд .
- Маленькая статуя в кафе в Бирмингеме , Великобритания .
- Фигура Будая, «Смеющийся Будда», ок. 1920-1960. Коллекция Леона Абдаляна, Бостонская публичная библиотека
Картины
[ редактировать ]- Будай и Цзян Мохэ обсуждают буддизм , автор Иньтуолуо, подпись Чуши Фанци. Около 1350 года.
- Висячий свиток с изображением Хотея работы Мокуан Рейен и надписью Ляоань Цинъюй. 14 век.
- Картина «Подэ» Ким Мён Кука, династия Чосон , 1600–1650 гг.
- Картина знаменитого фехтовальщика Миямото Мусаси (1584–1645), изображающая Хотея, наблюдающего за боем двух петухов.
- Картина Хотея работы Кано Кои из школы Кано . Начало 17 века.
- Хотей поднимает живот - стереотипное изображение, основанное на более ранних китайских копиях. Картина Одано Наотаке (1750–1780), период Эдо .
- Минималистская картина Хотея и его сумки работы Ито Дзякутю (1716–1800), период Эдо.
- Хотей с летними и зимними пейзажами . Триптих Игараси Сюнмей (1768 г.), период Эдо.
- Луна Просвещения , изображающая Хотея, указывающего на Луну. Из печатной серии «Сто аспектов Луны» Цукиока Ёситоши . 1885–1891, эпоха Мэйдзи.
- Хотей и дети, несущие фонарики , картина Утагава Куниёси . 19 век.
Ремесла
[ редактировать ]- Нэцкэ цвета слоновой кости с изображением Хотея. Япония, 17 век.
- Китайская фарфоровая фигурка Будая с европейской подставкой из ормолу . Династия Цин , 1720–1730 гг.
- Контейнер для ароматов с китайской фарфоровой фигуркой Будая с французской позолотой ормолу и добавлением фарфоровых цветов - образец китайского искусства. Франция, 1745–1749 гг.
- Хотей мечтает о своем мешке с сокровищами. Керамика с золотом и лаком. Япония, середина 19 века.
Путаница с другими религиозными деятелями
[ редактировать ]Гаутама Будда
[ редактировать ]В западном мире Будая часто принимают за самого Гаутаму Будду , поэтому его прозвали «Толстым Буддой». [4]
Ангида
[ редактировать ]Ангида была одним из первых Восемнадцати Архатов . Согласно легенде, Ангида была талантливым индийским змееловом, целью которого было ловить ядовитых змей, чтобы они не кусали прохожих. Ангида также удаляла ядовитые клыки змеи и отпускала их. Благодаря своей доброте он смог достичь бодхи .
В китайском искусстве Ангиду иногда изображают как Будай, пухлую, смеющуюся и несущую сумку. [13]
Пхра Сангкаджай
[ редактировать ]В Таиланде Будай иногда путают с архатом Качканой , известным в Таиланде как Пхра Сангкаджай или Пхра Сангкачай . Будда похвалил Пхра Сангкаджая за его мастерство в объяснении сложных концепций Дхаммы в простой и правильно понятной форме. Пхра Сангкаджай также известен как автор Мадхупиндика-сутты .
Одна история из тайского фольклора повествует о том, что Пхра Сангкаджай был настолько красив, что однажды даже мужчина захотел взять его в жены. Чтобы избежать подобной ситуации, Пхра Сангкаджай решил превратиться в толстого монаха. Другая легенда гласит, что он был настолько привлекателен, что ангелы и люди часто сравнивали его с Буддой. Он посчитал это неуместным, поэтому замаскировался в толстое тело. [14]
Хотя и Будай, и Пхра Сангкаджай можно найти как в тайских, так и в китайских храмах, Пхра Сангкаджай чаще встречается в тайских храмах, а Будай - в китайских храмах. Два момента, которые отличают их друг от друга:
- У Пхра Сангкаджаи на голове есть след волос (похожий на голову Будды), а Будай явно лысый.
- Пхра Сангкаджай носит мантию в стиле Тхеравады : мантию перекидывают через одно плечо, оставляя другое непокрытым. Будай носит мантию в китайском стиле, закрывающую обе руки, но оставляющую переднюю часть верхней части тела непокрытой.
Император Канси
[ редактировать ]В Монголии Будая называют Энх Амаглан Хан, что идентично монгольскому имени императора Канси . Из-за этого Будая часто принимают за императора Канси.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Лейтон, Тайген Дэн (1998). Архетипы бодхисаттвы: классические буддийские руководства по пробуждению и их современное выражение . Нью-Йорк: Пингвин Аркана. стр. 260–261. ISBN 0140195564 . ОСЛК 37211178 .
- ^ Кук, Фрэнсис Доджун (2002). Как вырастить быка . Публикации мудрости . п. 166 примечание 76. ISBN 9780861713172 .
- ^ «Смеющийся Будда» . Religionfacts.com. Архивировано из оригинала 6 января 2012 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон, Кристофер. «Когда Будда стал толстым?» . Психология сегодня . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чапин, HB (1933). «Чаньский мастер Пу-тай». Журнал Американского восточного общества . 53 (1): 47–52. дои : 10.2307/593188 . JSTOR 593188 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Левин, Грегори (2007). Пробуждение: живопись дзен-фигур в средневековой Японии . Японское общество.
- ^ Сью (2002). Легенда о смеющемся Будде . Азиатские книги.
- ^ Стивенс, Кейт (1976). «Китайские сохранившиеся монахи» . Журнал Гонконгского отделения Королевского азиатского общества . 16 . Гонконгское отделение Королевского азиатского общества: 293–294. JSTOR 23886762 .
- ^ Фор, Бернар (1991). «Шестая: Чудотворец и его аватары (II)» . Риторика непосредственности: культурная критика чань/дзен-буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 115. дои : 10.2307/j.ctv1j666xp.11 . ISBN 978-0-691-07374-3 . JSTOR j.ctv1j666xp . S2CID 243553565 . (также доступно по адресу https://www.google.com/books/edition/The_Rhetoric_of_Immediacy/sskkEAAAQBAJ?gbpv=1&pg=PA115 )
- ^ Кацухиро Ёсидзава, Норман Уодделл (2009). Религиозное искусство мастера дзен Хакуина . Катапульта. ISBN 9781582439860 .
- ^ Одри Йошико Со, Стивен Аддисс (2010). Звук одной руки: картины и каллиграфия мастера дзен Хакуина . Шамбала. ISBN 9781590305782 .
- ^ Гокко Рынок . (на японском языке) Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Со, Одри Йошико; Аддисс, Стивен (2010). Звук одной руки: картины и каллиграфия мастера дзен Хакуина . Публикации Шамбалы . п. 205. ИСБН 9781590305782 .
- ^ «Сангкачай Будда» . Roots.gov.sg . Совет национального наследия . Проверено 19 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Учебные материалы, связанные с оракулом Будды № 36 Лень (Счастливый Будда) в Викиверситете
- Кем был Будай, «Счастливый Будда»? , Золотой Будда
- Будай , Китайская буддийская энциклопедия