Jump to content

Буда

Буда
Глазурованная керамическая скульптура Будая.
Китай, династия Мин , 1486 год.
Умер 916 или 917 год н.э.
Китайское имя
китайский Сумка
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinbùdài
Wade–GilesPu4-tai4
IPA[pûtâɪ]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationBou-doih
JyutpingBou3-doi6
IPA[pɔw˧tɔj˨]
Southern Min
Hokkien POJPò͘-tē
Альтернативное китайское название
китайский Смеющийся Будда
Буквальный смысл Смеющийся Будда
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinXiào Fó
Wade–GilesHsiao4 Fo2
Второе альтернативное китайское имя
китайский Толстый Будда
Буквальный смысл Толстый Будда
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinPàng Fó
Wade–GilesP'ang4 Fo2
Третье альтернативное китайское имя
китайский Счастливый Будда
Буквальный смысл Счастливый Будда
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinKuàilè Fó
Wade–GilesK'uali'he4 Fo2
Вьетнамское имя
Вьетнамский алфавит Папа Дай
Китайские иероглифы Сумка
Тайское имя
тайский Пхра Пу Тай
РТГС Пхра Пу Тай
Корейское имя
хангыль сумка из мешковины
Ханджа Сумка
Транскрипции
Revised RomanizationPodae
McCune–ReischauerP'odae
Японское имя
Кандзи Сумка
Хирагана Хотей
Транскрипции
RomanizationHotei

Будай ( китайский : 布袋 ; пиньинь : Bùdài ; корейский : 포대 , латинизированный : Podae ; японский : 布袋 , латинизированный : Hotei ; вьетнамский : Bố Đại ) — прозвище, данное китайскому монаху Цичи ( китайский : 契此 ), которого часто называют с Буддой Майтрейей и почитается в чань-буддизме . С распространением чань-буддизма его также стали почитать во Вьетнаме , Корее и Японии . [1] Говорят, что он жил примерно в 10 веке нашей эры в королевстве Уюэ .

Название «Будай» буквально означает «тканевый мешок». [1] и относится к сумке, которую он обычно изображает несущим, когда он бесцельно бродит. Его веселый характер, юмористический характер и эксцентричный образ жизни отличают его от большинства буддийских мастеров и деятелей. Его почти всегда изображают улыбающимся или смеющимся, отсюда и его прозвище на китайском языке « Смеющийся Будда ». [а] [2] [3] Будай традиционно изображается человеком с избыточным весом и огромным желудком (возможно, символом изобилия или прощения), и многие истории, связанные с Будаем, связаны с его любовью к еде и питью. Из-за этого его также называют « Толстым Буддой », особенно в западном мире . Жители Запада часто принимают его за настоящего Будду, Сиддхартху Гаутаму . [4]

Основные текстовые записи о жизни Будая находятся в сборнике биографий чаньских буддийских монахов, известном как «Передача лампы» . [5]

Агиография

[ редактировать ]

Будай возник из культового поклонения и местных легенд. [6] Его традиционно изображают толстым лысым монахом в простой мантии. Он носит свои немногочисленные пожитки в тканевом мешке, будучи бедным, но довольным. [7] Он с восторгом развлекал обожающих его детей и был известен тем, что радостно поглаживал свой большой живот. Его фигура появляется во всей китайской культуре как олицетворение удовлетворенности и изобилия. Будай привлекал горожан вокруг себя, поскольку он был способен предсказывать судьбу людей и даже погодные условия. [5] Странствующий монах часто был склонен спать где угодно, даже снаружи, поскольку его мистические силы могли отразить жестокий снежный холод, и его тело оставалось нетронутым.

Найденная предсмертная записка, датированная 916 или 917 годом нашей эры, которую написал сам монах, утверждает, что он является воплощением Майтрейи , Будды Будущего. [5] Тело, предположительно принадлежавшее Будаю, было забальзамировано и выставлено в восточной части Большого зала храма Юэлинь в Фэнхуа провинции районе Чжэцзян . [8]

Роль в чань-буддийском пантеоне

[ редактировать ]

Будай был одним из нескольких «непосвященных святых». [б] это стало частью пантеона Чань. [6] Подобные «эксцентричные» фигуры из истории ламп никогда официально не вводились в должность и не присваивались патриархальной линии Чань . Вместо этого эти малоизвестные фигуры представляли собой «особую передачу», произошедшую в период с начала до середины 12 века. Эта передача не опиралась на легитимность патриархальной линии передачи, а вместо этого использовала особые личности и качества различных фольклорных деятелей, чтобы проиллюстрировать новую приверженность традиции Чань идее «пробуждения» и распространения Чань среди более широкой общины. Чаньские мастера Дахуэй Цзунгао (1089–1163) и Хунчжи Чжэнцзюэ (1091–1157) были лидерами в первоначальном слиянии местных легенд и буддийской традиции. [6] Они надеялись, что введение симпатичных и странных фигур привлечет к традиции Чань все типы людей, независимо от их пола, социального происхождения или полного понимания дхармы и патриархальной линии передачи. [6] Бернар Фор резюмирует это слияние местной легенды и чаньской традиции, объясняя: «Одной из стратегий чань по приручению оккультизма было превращение чудотворцев в обманщиков, преуменьшение их оккультных способностей и подчеркивание их аспекта этого мира...» [9] [6] Движение использовало эти фигуры в качестве религиозного реквизита и направило их необычайную харизму в призму пантеона Чань, чтобы привлечь внимание более широких слоев населения. В конечном счете, Будай почитался как с фольклорной точки зрения как странный странствующий народный бродяга, так и как его новый персонаж в контексте традиции Чань как «нищий священник». [6] который приносил изобилие, удачу и радость всем, с кем встречался, с помощью своей мистической сумки-тканевого мешка.

В искусстве

[ редактировать ]

Будай почти всегда изображается с тканевым мешком, похожим на большой мешок. Сумка является важным мотивом в контексте чань-буддизма, поскольку она символизирует изобилие, процветание и удовлетворенность. Картины тушью, подобные этим, приписываемым Будаю, часто имели надпись и печать, которые сигнализировали высокопоставленным чиновникам. Например, Будай и Цзян Мохэ были записаны Чуси Фанци, который был близким родственником Сун Ляня (1310–1381) и Вэй Су (1295–1372).

После того, как чань-буддизм был передан в Японию примерно в 13 веке как дзэн -буддизм, набожные монахи и миряне этого региона использовали фигурную живопись, чтобы изобразить персонажей, занимающих центральное место в этом периоде «пробуждения» дзэн-искусства. [6] Многие эксцентричные личности, приобщенные к традиции дзэн, такие как Будай, ранее были погружены в устоявшуюся культуру и фольклор Японии. Ассимиляция и повторное применение этих чудесных харизм в пантеоне дзэн способствовали расширению традиции дзэн.

Как показывают изображения, Будай больше всего ликует в присутствии других людей, особенно детей. Когда Будай изображается вместе с другими богами в « Семи богах удачи » , он сохраняет торжественное или даже подавленное выражение лица. Практическое применение круглая фигура Будая находит благодаря скульптуре курильницы (18 век), разделяющей тело монаха на две половины. В более новых изображениях, таких как «Хотэй» и «Дети, несущие фонарики» (19 век), используется гораздо больше цвета, драматизации физических особенностей и деталей, чем в более старых произведениях, таких как «Хотэй» из «Мокуан Рейен » (1336 г.), в которых используются гораздо более тонкие и сильно контрастирующие очертания. фигура без цвета или предполагаемой обстановки.

Японская иконография, как и у мастера дзэн Хакуина Экаку , показывает Будая во множестве репрезентативных действий, таких как развлечение прохожих, укрытие детей под зонтиком и медитация, используя свой мешок в качестве подушки . В особенно известном мотиве Будай появляется курящим в кисеру и выдыхающим Отафуку , уродливую, но очаровательную проститутку, олицетворяющую дзэнское счастье, в юмористическом отражении традиции, согласно которой Шандао выдыхал Амиду , Каннон и Сейши с молитвой. [10] [11] Гладкий пинагор известен в Японии как хотэй-уо («рыба Будай») из-за своего округлого вида. [12]

Скульптура

[ редактировать ]

Путаница с другими религиозными деятелями

[ редактировать ]

Гаутама Будда

[ редактировать ]
Будай под сосной , автор Ван Чжэнь. 1921 год

В западном мире Будая часто принимают за самого Гаутаму Будду , поэтому его прозвали «Толстым Буддой». [4]

Ангида была одним из первых Восемнадцати Архатов . Согласно легенде, Ангида была талантливым индийским змееловом, целью которого было ловить ядовитых змей, чтобы они не кусали прохожих. Ангида также удаляла ядовитые клыки змеи и отпускала их. Благодаря своей доброте он смог достичь бодхи .

В китайском искусстве Ангиду иногда изображают как Будай, пухлую, смеющуюся и несущую сумку. [13]

Пхра Сангкаджай

[ редактировать ]

В Таиланде Будай иногда путают с архатом Качканой , известным в Таиланде как Пхра Сангкаджай или Пхра Сангкачай . Будда похвалил Пхра Сангкаджая за его мастерство в объяснении сложных концепций Дхаммы в простой и правильно понятной форме. Пхра Сангкаджай также известен как автор Мадхупиндика-сутты .

Одна история из тайского фольклора повествует о том, что Пхра Сангкаджай был настолько красив, что однажды даже мужчина захотел взять его в жены. Чтобы избежать подобной ситуации, Пхра Сангкаджай решил превратиться в толстого монаха. Другая легенда гласит, что он был настолько привлекателен, что ангелы и люди часто сравнивали его с Буддой. Он посчитал это неуместным, поэтому замаскировался в толстое тело. [14]

Хотя и Будай, и Пхра Сангкаджай можно найти как в тайских, так и в китайских храмах, Пхра Сангкаджай чаще встречается в тайских храмах, а Будай - в китайских храмах. Два момента, которые отличают их друг от друга:

  1. У Пхра Сангкаджаи на голове есть след волос (похожий на голову Будды), а Будай явно лысый.
  2. Пхра Сангкаджай носит мантию в стиле Тхеравады : мантию перекидывают через одно плечо, оставляя другое непокрытым. Будай носит мантию в китайском стиле, закрывающую обе руки, но оставляющую переднюю часть верхней части тела непокрытой.

Император Канси

[ редактировать ]

В Монголии Будая называют Энх Амаглан Хан, что идентично монгольскому имени императора Канси . Из-за этого Будая часто принимают за императора Канси.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Китайский: 笑佛 ; Пиньинь: Сяо Финиш
  2. ^ Китайский: Сан Шэн
  1. ^ Перейти обратно: а б Лейтон, Тайген Дэн (1998). Архетипы бодхисаттвы: классические буддийские руководства по пробуждению и их современное выражение . Нью-Йорк: Пингвин Аркана. стр. 260–261. ISBN  0140195564 . ОСЛК   37211178 .
  2. ^ Кук, Фрэнсис Доджун (2002). Как вырастить быка . Публикации мудрости . п. 166 примечание 76. ISBN  9780861713172 .
  3. ^ «Смеющийся Будда» . Religionfacts.com. Архивировано из оригинала 6 января 2012 г. Проверено 26 декабря 2011 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Петерсон, Кристофер. «Когда Будда стал толстым?» . Психология сегодня . Проверено 1 ноября 2018 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Чапин, HB (1933). «Чаньский мастер Пу-тай». Журнал Американского восточного общества . 53 (1): 47–52. дои : 10.2307/593188 . JSTOR   593188 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Левин, Грегори (2007). Пробуждение: живопись дзен-фигур в средневековой Японии . Японское общество.
  7. ^ Сью (2002). Легенда о смеющемся Будде . Азиатские книги.
  8. ^ Стивенс, Кейт (1976). «Китайские сохранившиеся монахи» . Журнал Гонконгского отделения Королевского азиатского общества . 16 . Гонконгское отделение Королевского азиатского общества: 293–294. JSTOR   23886762 .
  9. ^ Фор, Бернар (1991). «Шестая: Чудотворец и его аватары (II)» . Риторика непосредственности: культурная критика чань/дзен-буддизма . Издательство Принстонского университета. п. 115. дои : 10.2307/j.ctv1j666xp.11 . ISBN  978-0-691-07374-3 . JSTOR   j.ctv1j666xp . S2CID   243553565 . (также доступно по адресу https://www.google.com/books/edition/The_Rhetoric_of_Immediacy/sskkEAAAQBAJ?gbpv=1&pg=PA115 )
  10. ^ Кацухиро Ёсидзава, Норман Уодделл (2009). Религиозное искусство мастера дзен Хакуина . Катапульта. ISBN  9781582439860 .
  11. ^ Одри Йошико Со, Стивен Аддисс (2010). Звук одной руки: картины и каллиграфия мастера дзен Хакуина . Шамбала. ISBN  9781590305782 .
  12. ^ Гокко Рынок . (на японском языке) Проверено 18 февраля 2022 г.
  13. ^ Со, Одри Йошико; Аддисс, Стивен (2010). Звук одной руки: картины и каллиграфия мастера дзен Хакуина . Публикации Шамбалы . п. 205. ИСБН  9781590305782 .
  14. ^ «Сангкачай Будда» . Roots.gov.sg . Совет национального наследия . Проверено 19 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09c992abe03e5e7fe3919361b49db1f6__1722387360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/f6/09c992abe03e5e7fe3919361b49db1f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Budai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)