Хаягрива (буддизм)

Хаягрива («имеющий лошадиную шею», IAST : Hayagrīva ) — важное божество в китайском , тибетском и японском буддизме . Он возник как якша- помощник Авалокитешвары ( Гуаньинь ) в Индии . [ 1 ] и был ассимилирован в ритуальные практики раннего буддизма . В тибетском буддизме Хаягрива является проявлением гневного Авалокитешвары и считается чрезвычайно гневным мужским божеством в пантеоне Херук в буддизме Ваджраяны . [ 1 ] Хаягрива вместе со своей супругой Ваджраварахи (Дордже Пакмо) устраняют препятствия и прославились своей эпической победой над демоном Рудрой .
Иконография Хаягривы воплощает в себе воплощение гневного проявления сострадания, символизирующего непоколебимую решимость преодолеть внутренние препятствия и внешние проблемы. Демонстрируя такие атрибуты, как хмурое лицо с тремя проницательными глазами , зеленые лошадиные головы, поднятый меч, угрожающая мудра и символические украшения, Хаягрива в своем изображении передает глубокую решимость.
В тибетских буддийских практиках значение Хаягривы связано с его ролью в лечении недугов, особенно кожных заболеваний, таких как проказа , которые приписывают нагам . Более того, особенно в тибетских буддийских практиках Ваджраяны школы Ньингма, роль Черного Хаягривы распространяется на противостояние могущественным противникам, примером чего является его и его супруга Ваджраварахи в виде космических битв Тромы Нагмо против демона Рудры и его эпического разрушительного демонического эго. [ 2 ]
В китайском буддизме Хаягрива принимает на себя мантию защитника Дхармы ( дхармапала ), особенно связанного с путешествиями и транспортом. Об этом свидетельствует практика размещения номерных знаков перед его изображением в храмах, призванная защитить транспортные средства и их пассажиров. В контексте японского буддизма Махаяны он выступает как форма Авалокитешвары, чья власть распространяется на существ, воплощающих животноподобные психические состояния.
Иконография
[ редактировать ]
В своей простейшей форме Хаягрива изображается с одним лицом, двумя руками и двумя ногами и головой лошади над головой. Все в нем гневно - хмурое лицо с тремя сверкающими глазами, ревущий рот с торчащими клыками, поза агрессивности воина, широкий живот, выпирающий от внутренней энергии, меч, угрожающе поднятый в правой руке (готовый прорубить заблуждение) , его левая рука поднята в угрожающем жесте и украшена змеиными украшениями. Этот устрашающий аспект выражает яростную решимость сострадания помочь нам преодолеть внутренний эгоизм и внешние препятствия.
В других изображениях Хаягрива имеет шесть рук, четыре или восемь ног и три больших глаза. В этих версиях на макушке головы Хаягривы изображены три маленькие зеленые лошадиные головы. Ноги стоят на двух трупах, символизируя мирские привязанности, которые следует уничтожить. [ 3 ]
В Тибете
[ редактировать ]В Тибете Хаягриву особенно продвигал буддийский учитель Атиша. [ 4 ] и появился как мирской дхармапала . [ 1 ] Его особая способность — лечить болезни, особенно кожные заболевания, даже такие серьезные, как проказа, которую, как говорят, вызывают наги . [ нужна ссылка ]
Согласно тибетскому буддизму, Хаягрива — гневная форма Ваджрасаттвы , который принимает облик Авалокитешвары и превращается в Хаягриву, чтобы победить могущественного демона Рудру , подчинившего богов. Его сопровождает Ваджрапани , который принимает силу Тары и затем становится гневным Ваджраварахи . Эти двое космически связаны с Рудрой, поскольку в их предыдущих жизнях Ваджрасаттва был учителем Рудры, а Ваджрапани был его товарищем-учеником, который, в отличие от Рудры, понимал и уважал дхарму . Хаягрива и Ваджраварахи бросают вызов Рудре через девять могучих танцев и сражаются с ним, а в конце Хаягрива становится миниатюрным и входит в анус Рудры, после чего превращается в гиганта и уничтожает его изнутри. Побеждённый, Рудра обещает стать защитником дхармы, а его демоническое тело носит как одежда Хаягрива, который выходит с головой лошади из черепа. [ 5 ] [ 6 ]
По другой версии, Ваджрасаттва выдает себя за Рудру и соблазняет жену последнего, царицу-ракшашу Кродхисвари. Хаягрива перерождается в результате ребенка, Ваджраракшаши , который захватывает царство Рудры, подчиняет его и уничтожает, вонзив трехконечную кхатвангу ему в грудь. Затем он пожирает Рудру, очищает его в желудке и выводит из организма, превратив его в слугу дхармы, который передает ему в качестве помощников свою армию демонов. [ 7 ]
В Китае
[ редактировать ]
В китайском буддизме Хаягрива известен как Моту Гуаньин 馬頭觀音 (букв. Хаягрива-Авалокитешвара / Голова лошади Авалокитешвара); [ 1 ] Гуаньинь — китайское представление Авалокитешвары. Его почитают как хранителя путешествий и транспорта, особенно автомобилей, и иногда его помещают у входа и выхода из храмов, чтобы благословлять посетителей. [ нужна ссылка ] В некоторых храмах посетителям разрешается размещать свои номерные знаки перед изображением этого божества, чтобы призвать его защитить свой автомобиль. [ 8 ] Он также считается одним из 500 архатов , где он известен как Моту Зунже 馬頭尊者 (букв. «Почтенная голова лошади»). [ 9 ] Подобно Японии, он также считается одним из шести Авалокитешвар, предназначенных для спасения живых существ шести миров Сансары , причем его сферой является царство животных (или существ, чье состояние ума подобно животному). Его обычно путают с другой формой Авалокитешвары, которая также выполняет ту же функцию в традиции Тяньтай : Амоти Авалокитешвара (Amótí Guānyīn 阿摩提觀音) или Бесстрашный Лев Гуаньинь (Shīzǐ Wúwèi Guānyīn獅子無畏觀音), который считается быть одним из тридцать три главных воплощения Авалокитешвары, и в иконографии его часто изображают верхом на белом льве.
В даосизме Хаягрива был синкретизирован и включен в даосский пантеон как бог Му Ван 馬王 (буквально «Король лошадей»), который связан с огнем. В таком виде его обычно изображают с 6 руками и третьим глазом на лбу. [ 10 ]
В китайской народной традиции Хаягрива иногда ассоциировался с Лошадиным Лицом , одним из двух териоморфных хранителей Дию , подземного мира. Некоторые китайские владельцы лошадей также поклоняются Хаягриве в форме, не относящейся к преступному миру, чтобы защитить своих лошадей.
В Японии
[ редактировать ]В японском буддизме Махаяны Хаягрива считается формой Авалокитешвары с гневной формой (Бато Каннон 馬頭觀音, букв. Хаягрива-Авалокитешвара / Авалокитешвара с головой лошади), одного из шести Авалокитешвар. Сфера Хаягривы — это царство животных (или существ, чьё состояние ума подобно животному). В народной религии Японии Хаягриве также поклонялись как божеству-хранителю лошадей из-за его имени Конская голова (Бато). Лошадь символизировалась как средство передвижения, а не как одна из голов Хаягривы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Басвелл и Лопес 2017 .
- ^ «Что такого особенного...», Buddha Weekly https://buddhaweekly.com/whats-special-hayagriva-wrathful-heruka-emanation-amitabha-horse-head-erupting-fiery-hair-literally-neighs-hrih- крик-мудрость/
- ^ Кинли Дорджи, Иконография в буддизме , Тхимпху, Бутан: Голубой мак, 2018, 45.
- ^ Хьюго Крейгер (2001). Тибетская живопись: Коллекция Джакера . Serindia Publications, Inc., стр. 106–. ISBN 978-0-906026-56-4 . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Мэтью Т. Капштейн (2002). Тибетская ассимиляция буддизма: обращение, оспаривание и память . Издательство Оксфордского университета. стр. 170–174. ISBN 9780190288204 .
- ^ Роберт А. Пол (1989). Шерпы Непала в тибетском культурном контексте: (Тибетский символический мир: психоаналитическое исследование) . Мотилал Банарсидасс. стр. 153–155. ISBN 9788120805682 .
- ^ Джейкоб П. Далтон (2011). Укрощение демонов: насилие и освобождение в тибетском буддизме . Издательство Йельского университета. стр. 184–190. ISBN 9780300153927 .
- ^ «Мемориальные таблички храма Че заложены и сохранены - Храм Байта» www.baitasi.net Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ «110. Лорд с конной головой» . Пятьсот Архат (500Архат) (на китайском языке (Тайвань)). Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Китайский и тибетский эзотерический буддизм . Яэль Бентор, Меир Шахар. Лейден. 2017. ISBN 978-90-04-34050-3 . OCLC 967456890 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Басвелл, Роберт Э .; Лопес, Дэвид С. , ред. (2017). «Принстонский словарь буддизма» . Оксфордский справочник . doi : 10.1093/acref/9780190681159.001.0001 . ISBN 9780691157863 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хаягривой, на Викискладе?