Jump to content

Хаягрива (буддизм)

Картина Хаягривы (яп. Бато Каннон ). Тушь, цвет, золото и серебро на шелке. Япония, 12 век.

Хаягрива («имеющий лошадиную шею», IAST : Hayagrīva ) — важное божество в китайском , тибетском и японском буддизме . Он возник как якша- помощник Авалокитешвары ( Гуаньинь ) в Индии . [ 1 ] и был ассимилирован в ритуальные практики раннего буддизма . В тибетском буддизме Хаягрива является проявлением гневного Авалокитешвары и считается чрезвычайно гневным мужским божеством в пантеоне Херук в буддизме Ваджраяны . [ 1 ] Хаягрива вместе со своей супругой Ваджраварахи (Дордже Пакмо) устраняют препятствия и прославились своей эпической победой над демоном Рудрой .

Иконография Хаягривы воплощает в себе воплощение гневного проявления сострадания, символизирующего непоколебимую решимость преодолеть внутренние препятствия и внешние проблемы. Демонстрируя такие атрибуты, как хмурое лицо с тремя проницательными глазами , зеленые лошадиные головы, поднятый меч, угрожающая мудра и символические украшения, Хаягрива в своем изображении передает глубокую решимость.

В тибетских буддийских практиках значение Хаягривы связано с его ролью в лечении недугов, особенно кожных заболеваний, таких как проказа , которые приписывают нагам . Более того, особенно в тибетских буддийских практиках Ваджраяны школы Ньингма, роль Черного Хаягривы распространяется на противостояние могущественным противникам, примером чего является его и его супруга Ваджраварахи в виде космических битв Тромы Нагмо против демона Рудры и его эпического разрушительного демонического эго. [ 2 ]

В китайском буддизме Хаягрива принимает на себя мантию защитника Дхармы ( дхармапала ), особенно связанного с путешествиями и транспортом. Об этом свидетельствует практика размещения номерных знаков перед его изображением в храмах, призванная защитить транспортные средства и их пассажиров. В контексте японского буддизма Махаяны он выступает как форма Авалокитешвары, чья власть распространяется на существ, воплощающих животноподобные психические состояния.

Иконография

[ редактировать ]
Статуя Хаягривы в Самье Линг . Обратите внимание на голову зеленой лошади на макушке.

В своей простейшей форме Хаягрива изображается с одним лицом, двумя руками и двумя ногами и головой лошади над головой. Все в нем гневно - хмурое лицо с тремя сверкающими глазами, ревущий рот с торчащими клыками, поза агрессивности воина, широкий живот, выпирающий от внутренней энергии, меч, угрожающе поднятый в правой руке (готовый прорубить заблуждение) , его левая рука поднята в угрожающем жесте и украшена змеиными украшениями. Этот устрашающий аспект выражает яростную решимость сострадания помочь нам преодолеть внутренний эгоизм и внешние препятствия.

В других изображениях Хаягрива имеет шесть рук, четыре или восемь ног и три больших глаза. В этих версиях на макушке головы Хаягривы изображены три маленькие зеленые лошадиные головы. Ноги стоят на двух трупах, символизируя мирские привязанности, которые следует уничтожить. [ 3 ]

В Тибете

[ редактировать ]
Хаягрива с супругой, Тибет, 18 век.

В Тибете Хаягриву особенно продвигал буддийский учитель Атиша. [ 4 ] и появился как мирской дхармапала . [ 1 ] Его особая способность — лечить болезни, особенно кожные заболевания, даже такие серьезные, как проказа, которую, как говорят, вызывают наги . [ нужна ссылка ]

Согласно тибетскому буддизму, Хаягрива — гневная форма Ваджрасаттвы , который принимает облик Авалокитешвары и превращается в Хаягриву, чтобы победить могущественного демона Рудру , подчинившего богов. Его сопровождает Ваджрапани , который принимает силу Тары и затем становится гневным Ваджраварахи . Эти двое космически связаны с Рудрой, поскольку в их предыдущих жизнях Ваджрасаттва был учителем Рудры, а Ваджрапани был его товарищем-учеником, который, в отличие от Рудры, понимал и уважал дхарму . Хаягрива и Ваджраварахи бросают вызов Рудре через девять могучих танцев и сражаются с ним, а в конце Хаягрива становится миниатюрным и входит в анус Рудры, после чего превращается в гиганта и уничтожает его изнутри. Побеждённый, Рудра обещает стать защитником дхармы, а его демоническое тело носит как одежда Хаягрива, который выходит с головой лошади из черепа. [ 5 ] [ 6 ]

По другой версии, Ваджрасаттва выдает себя за Рудру и соблазняет жену последнего, царицу-ракшашу Кродхисвари. Хаягрива перерождается в результате ребенка, Ваджраракшаши , который захватывает царство Рудры, подчиняет его и уничтожает, вонзив трехконечную кхатвангу ему в грудь. Затем он пожирает Рудру, очищает его в желудке и выводит из организма, превратив его в слугу дхармы, который передает ему в качестве помощников свою армию демонов. [ 7 ]

династии Юань Статуя Хаягривы (кит. Матоу Гуаньинь ) в храме Фушэн в Юньчэне , Шаньси , Китай .

В китайском буддизме Хаягрива известен как Моту Гуаньин 馬頭觀音 (букв. Хаягрива-Авалокитешвара / Голова лошади Авалокитешвара); [ 1 ] Гуаньинь — китайское представление Авалокитешвары. Его почитают как хранителя путешествий и транспорта, особенно автомобилей, и иногда его помещают у входа и выхода из храмов, чтобы благословлять посетителей. [ нужна ссылка ] В некоторых храмах посетителям разрешается размещать свои номерные знаки перед изображением этого божества, чтобы призвать его защитить свой автомобиль. [ 8 ] Он также считается одним из 500 архатов , где он известен как Моту Зунже 馬頭尊者 (букв. «Почтенная голова лошади»). [ 9 ] Подобно Японии, он также считается одним из шести Авалокитешвар, предназначенных для спасения живых существ шести миров Сансары , причем его сферой является царство животных (или существ, чье состояние ума подобно животному). Его обычно путают с другой формой Авалокитешвары, которая также выполняет ту же функцию в традиции Тяньтай : Амоти Авалокитешвара (Amótí Guānyīn 阿摩提觀音) или Бесстрашный Лев Гуаньинь (Shīzǐ Wúwèi Guānyīn獅子無畏觀音), который считается быть одним из тридцать три главных воплощения Авалокитешвары, и в иконографии его часто изображают верхом на белом льве.

В даосизме Хаягрива был синкретизирован и включен в даосский пантеон как бог Му Ван 馬王 (буквально «Король лошадей»), который связан с огнем. В таком виде его обычно изображают с 6 руками и третьим глазом на лбу. [ 10 ]

В китайской народной традиции Хаягрива иногда ассоциировался с Лошадиным Лицом , одним из двух териоморфных хранителей Дию , подземного мира. Некоторые китайские владельцы лошадей также поклоняются Хаягриве в форме, не относящейся к преступному миру, чтобы защитить своих лошадей.

В Японии

[ редактировать ]
Статуя Хаягривы у придорожного храма в Японии

В японском буддизме Махаяны Хаягрива считается формой Авалокитешвары с гневной формой (Бато Каннон 馬頭觀音, букв. Хаягрива-Авалокитешвара / Авалокитешвара с головой лошади), одного из шести Авалокитешвар. Сфера Хаягривы — это царство животных (или существ, чьё состояние ума подобно животному). В народной религии Японии Хаягриве также поклонялись как божеству-хранителю лошадей из-за его имени Конская голова (Бато). Лошадь символизировалась как средство передвижения, а не как одна из голов Хаягривы.

  1. ^ Jump up to: а б с д Басвелл и Лопес 2017 .
  2. ^ «Что такого особенного...», Buddha Weekly https://buddhaweekly.com/whats-special-hayagriva-wrathful-heruka-emanation-amitabha-horse-head-erupting-fiery-hair-literally-neighs-hrih- крик-мудрость/
  3. ^ Кинли Дорджи, Иконография в буддизме , Тхимпху, Бутан: Голубой мак, 2018, 45.
  4. ^ Хьюго Крейгер (2001). Тибетская живопись: Коллекция Джакера . Serindia Publications, Inc., стр. 106–. ISBN  978-0-906026-56-4 . Проверено 23 июня 2012 г.
  5. ^ Мэтью Т. Капштейн (2002). Тибетская ассимиляция буддизма: обращение, оспаривание и память . Издательство Оксфордского университета. стр. 170–174. ISBN  9780190288204 .
  6. ^ Роберт А. Пол (1989). Шерпы Непала в тибетском культурном контексте: (Тибетский символический мир: психоаналитическое исследование) . Мотилал Банарсидасс. стр. 153–155. ISBN  9788120805682 .
  7. ^ Джейкоб П. Далтон (2011). Укрощение демонов: насилие и освобождение в тибетском буддизме . Издательство Йельского университета. стр. 184–190. ISBN  9780300153927 .
  8. ^ «Мемориальные таблички храма Че заложены и сохранены - Храм Байта» www.baitasi.net Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 17 апреля 2021 г.
  9. ^ «110. Лорд с конной головой» . Пятьсот Архат (500Архат) (на китайском языке (Тайвань)). Проверено 17 апреля 2021 г.
  10. ^ Китайский и тибетский эзотерический буддизм . Яэль Бентор, Меир Шахар. Лейден. 2017. ISBN  978-90-04-34050-3 . OCLC   967456890 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f4626bf63c95afeaa79db83c03219742__1721173920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/42/f4626bf63c95afeaa79db83c03219742.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hayagriva (Buddhism) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)