Буддизм в Непале
Общая численность населения | |
---|---|
в. 2,4 миллиона (8,2%) по переписи 2021 года. [1] [2] [3] | |
Основатель | |
Будда | |
Регионы со значительной численностью населения | |
По всему Непалу | |
Религии | |
буддизм | |
Языки | |
Непальский и другие языки |
Часть серии о |
буддизм |
---|
Буддизм в Непале начал распространяться со времен правления Ашоки через индийских и тибетских миссионеров. Кираты учение были первыми людьми в Непале, принявшими Будды , за ними последовали народы личчави и невар . [4] Буддизм - вторая по величине религия Непала : 8,2% населения страны, или примерно 2,4 миллиона человек, идентифицируют себя как приверженцы буддизма по данным переписи 2021 года. [2]
Будда Шакьямуни родился в Лумбини в Королевстве Шакья . Помимо Будды Шакьямуни, до него было много будд, которым поклоняются в разных частях Непала. Лумбини находится в современном районе Рупандехи , Лумбини зона в Непале . [5] [6] Буддизм — вторая по величине религия в Непале. Согласно переписи 2001 года, 10,74% населения Непала исповедовали буддизм, состоящее в основном из тибето-бирманоязычных этнических групп и неваров . [7] Однако по переписи 2011 года буддисты составляли всего 9% населения страны. [8]
Невозможно с уверенностью определить год рождения принца Сиддхартхи, имя рождения Будды; обычно его относят примерно к 563 году до нашей эры. [9] В горных и горных районах Непала индуизм впитал в себя буддийские догматы до такой степени, что во многих случаях у них были общие божества, а также храмы. Например, храм Муктинатх является священным и общим молитвенным домом как для индуистов, так и для буддистов. [10]
В настоящее время буддизм в Непале переживает упадок: последняя перепись населения показала, что 8,21% населения Непала исповедуют буддизм, что на 2,5% меньше, чем в 2001 году. Причиной этого упадка может быть всплеск христианства среди коренного населения. [11]
Обзор
[ редактировать ]В Непале большинство людей идентифицируют себя как индуисты. Однако буддийское влияние преобладает в большинстве аспектов культуры Непала до такой степени, что буддийские и индуистские храмы являются общими местами поклонения для людей обеих вероисповеданий, так что, в отличие от других стран, различие между индуизмом и буддизмом в Непале не является существенным. всегда ясно. Во время правления короля Амшувермы непальская принцесса Бхрикути сыграла значительную роль в распространении и развитии буддизма в Тибете . Тибетская буддийская архитектура уже давно находится под влиянием непальских художников и скульпторов, таких как Аранико . Священные буддийские тексты в буддизме Махаяны в основном написаны алфавитом ранджана , письмом неваров , или шрифтами, подобными ланца , которые произошли от ранджаны.
В традиционном непальском буддизме есть девять особых текстов, которые называются «Девять драгоценностей Дхармы» ( Навагрантха ), и они считаются преимущественно девятью книгами буддизма:
- Аштасахасрика Праджняпарамита Сутра
- Гандавьюха Сутра
- Сутра Десяти Стадий
- Самадхирайя Сутра
- Ланкаватара Сутра
- Лотосовая сутра
- Татхагатагхья Сутра
- Лалитавистара Сутра
- Сутра Золотого Света
Среди тибето-бирманских народов тибетский буддизм является наиболее широко практикуемой формой. Неварский буддизм — это форма Ваджраяны, находящаяся под влиянием буддизма Тхеравады , старейшая известная форма традиции Ваджраяны и значительно старше тибетского буддизма . Многие буддийские группы также находятся под влиянием индуизма . Буддизм является доминирующей религией малонаселенных северных районов, населенных родственными Тибету народами, а именно шерпами , лопами, мананги, такали , лхоми, долпа и ньимба. Они составляют небольшое меньшинство населения страны.
Этнические группы, живущие в центральном Непале, такие как гурунги , лепча , таманг , магар , невары, якха , джирел , тами , чхантьял и чепанг , также являются буддистами. Эти этнические группы имеют большую численность населения по сравнению с их северными соседями. Они попали под влияние индуизма из-за тесных контактов с индуистскими кастами. В свою очередь, многие из них в конечном итоге приняли индуизм и в значительной степени интегрировались в кастовую систему.
Народы кирати , особенно народы лимбу и рай , также переняли тибетские буддийские практики у своих буддийских соседей.
История
[ редактировать ]Будда родился как принц Сиддхартха в Непале. Он достиг просветления под деревом Бодхи в Бодхгае , в современном Бихаре , Индия . Там он проповедовал свое учение, и таким образом возник буддизм.
Доличчавский буддизм
[ редактировать ]Император Ашока из Империи Маурьев во втором веке до нашей эры установил столб в Лумбини, месте рождения Будды. [12] После Третьего буддийского собора Ашока отправил миссионеров в Непал. [12]
Буддизм в период Личчави (400-750 гг. н. э.)
[ редактировать ]Период Личчави стал свидетелем расцвета индуизма и буддизма в Непале. Прекрасными примерами буддийского искусства того периода являются полузатонувший Будда в Пашупатинатхе, спящий Вишну в Будханилкантхе, а также статуя Будды и различные изображения Вишну в Чангу Нараян.
В другом буддийском тексте, Манджушри-мула-кальпа , Манадева упоминается как король Непальской Мандалы . Исследователи полагают, что Муласарвастивадавиная была написана во II веке нашей эры, а Манджушриулакальпа была написана во время правления Манадевы. Непальская Мандала упоминается в Сваямбху Пуране , древнем буддийском тексте Пураны и надписи Личчави.
Буддийские надписи, хроники и тибетские источники также упоминают несколько тантрических буддийских божеств, а именно Акшобхью , Амитабху , Ваджрайогини , Ваджрабхайраву , Уснисавиджая и Самантабхадру . Сильное влияние добуддийских верований привело к вере в буддийских божеств, таких как Панчаракшас.
Религиозная толерантность и синкретизм были подчеркнуты в период Личчави. Царь Манадева выразил почтение как индуистским, так и буддийским местам. Его семья впоследствии нашла выражение своих убеждений в различных религиях.
Примерно в этот период были введены поклонение Чайтье и фестиваль колесниц Рат Джатра Авалокитешвары . Многие древние памятники в долине Катманду были отождествлены с крупными буддистскими Чайтьями , такими как Сваямбунатх , Боднатх , Катманду и четыре ступы «Ашока» в Патане, а еще двести каменных Чайтьев, датируемых периодом Личчави, свидетельствовали о широко распространенной древности Поклонение Чайтье .
Вполне возможно, что эта практика в своем самом раннем воплощении была связана с поклонением камням, которое, возможно, зародилось у ранних конкурирующих Кирата жителей Долины , до Личчависа . Согласно одной из самых ранних надписей Личчави, поклонение Чайтье обычно состояло из ритуального обхода Чайтьи и подношения стандартных предметов, таких как благовония, цветной порошок, масляные лампы и омовения. Иногда, как указывают надписи, это могло даже включать обновление существующей Чайтьи и покрытие новой поверхности множеством сложных картин.
Поклонение Чайтье было важным фактором в привлечении большего числа жителей прото-неварских племен в ряды буддистов, поскольку это была религиозная практика, предназначенная для широкой публики. Таким образом, массы, вероятно, начали практиковать праздник колесниц Авалокитешвары /Матьендранатха ( Джана Баха Дья Джатра и Бунга Дья Джатра) во второй половине седьмого века нашей эры.
Этот праздник отмечали сотни или даже тысячи людей, которые помогали построить и перевезти огромную колесную повозку с изображением Авалокитешвары в течение нескольких дней или недель по определенному маршруту. Проведение этого фестиваля должно было иметь мгновенный успех среди большинства населения долины Катманду. Это укрепило позиции буддизма по отношению к другим индуистским и анимистическим религиям Долины того времени.
В сорока каменных надписях упоминается буддизм на протяжении периода Личчави. Большинство упоминаний посвящено монашеству. Однако почти ничего не известно о повседневной жизни монастырей Вихара и о том, как они функционировали административно.
Названия пятнадцати буддийских монастырей известны, и из контекста, в котором названы некоторые из них, ясно, что они входят в число наиболее важных религиозных объектов того времени. Достоверно неизвестно, какие школы буддизма были наиболее известными в то время. Но самое сильное раннее влияние (не считая еще более раннего вероятного субстрата палийского буддизма), вероятно, исходило от школ Махасангхика , Саммития и Сарвастивада . Считалось, что школы Махьямака и Йогачара стали более влиятельными в более поздний период, с появлением и ростом школы Ваджраяны .
Надписи также доказывают, что существовал ряд традиционных методов изготовления религиозных подарков. Эти подношения использовались для получения благословений и заслуг , и женщины в буддийской общине, похоже, взяли на себя инициативу в предложении этих даров. Поразительно, но параллельные точки внутри буддийской пещеры содержат надписи Махараштры, которые существовали до Личви в Непале. Ссылки в надписях Личчави на Махаяну и Ваджраяну будут упомянуты ниже в связи с буддийским искусством и известными буддийскими деятелями периода Личчави.
Буддизм в период Личчави (600-1200 гг.)
[ редактировать ]Буддизм во времена династии Малла (1200–1769).
[ редактировать ]Династия Малла стала свидетелем золотого периода синкретизма индуистских и буддийских форм искусства неваров . Паубха тханки , неварский аналог тибетской буддийской , процветала в этот период.
Во время правления Джаястхити Маллы , после внедрения Манава дхармасастры, монахам, соблюдающим целомудрие, было запрещено практиковать в Непале. [ нужна ссылка ] Это уступило место безбрачному неварскому буддизму . Из-за этого буддизм Тхеравады был утрачен в Непале только для того, чтобы возродиться в начале 20 века. [13]
Буддизм во времена династии Рана (1846–1951).
[ редактировать ]Существует неверное предположение, что из-за предполагаемого сходства с тантрическим индуизмом современный неварский буддизм в Непале в значительной степени был поглощен основным направлением индуизма . Однако неварский буддизм сохранил свою особую идентичность, и почти все практики, формы искусства и касты остались. На севере люди тибетского происхождения продолжали оставаться практически неизменной практикой тибетского буддизма, особенно в случае ньимба на северо-западе Непала . С другой стороны, такали , которые традиционно играли важную роль в непальском обществе, но все же сохранили тибетский буддизм , в последние годы начали также принимать индуизм.
Важно отметить, что во время автократического режима Раны несколько буддистов Тхеравады были изгнаны из Непала за проповедь буддизма. [14] [15] Изгнание буддийских монахов из Непала в 1926 и 1944 годах было вызвано попыткой подавить возрождение буддизма Тхеравады, начавшееся в 1920-х годах. В 1946 году миссия доброй воли Шри-Ланки посетила Катманду и ходатайствовала за монахов. Делегация подчеркнула, что Непал был местом рождения Гаутамы Будды и что его последователи должны иметь возможность свободно исповедовать свою веру в стране, где он родился. Впоследствии запрет был снят, и монахи вернулись и с большей энергией посвятили себя распространению веры. [16] [17] Кроме того, в эту эпоху произошло повторное открытие Лумбини, места рождения Будды, при участии, в частности, генерала Хадги Сумшера Раны .
Династия Шах (1951–2006)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2021 г. ) |
После свержения династии Рана в 1951 году в стране постепенно начал развиваться буддизм. Буддисты Тхеравады сыграли очень важную роль в кампании возрождения буддизма в современном Непале с 1920-х годов. Это движение возрождения превратило буддизм из религии некоторых этнических групп и каст в выход за рамки кастовой и этнической религии в Непале. В настоящее время существует три основные буддийские школы; Тибетский буддизм , неварский буддизм и буддизм Тхеравады .
Туризм является важным фактором продвижения непальского буддизма в мире. Ежегодно Катманду принимает более 10 000 путешественников со всего мира только для того, чтобы посетить ступы Будха Боднатх и Свьямбху Маха Чайтья Сваямбунатх . Это замечательные и значимые архитектурные объекты, которые встречаются только в Непале. Помимо этих двух главных памятников, в Катманду и других городах Непала есть сотни буддийских памятников.
Республика Непал (2006-настоящее время)
[ редактировать ]Непал официально стал светским государством в 2006 году. Все религии в Непале теперь имеют равные возможности для распространения в соответствии со своими убеждениями. [ нужна ссылка ]
Демография
[ редактировать ]По данным переписи населения Непала 2011 года , приверженцами буддизма являются: [8]
Этническая группа | Буддийский процент 2001(%) | Общая численность населения 2011 | Буддийский процент 2011 (%) | Тотальный буддист 2011 |
---|---|---|---|---|
Верно | 90.26% | 1,539,830 | 87.29% | 1,344,139 |
Желудки | 28.48% | 1,887,733 | 18.04% | 340,608 |
Гурунг | 69.03% | 522,641 | 62.72% | 327,813 |
Ньюар | 15.35% | 1,321,933 | 10.74% | 141,982 |
Шерпа | 92.83% | 112,946 | 98.34% | 111,068 |
Тару | 1.95% | 1,737,470 | 3.27% | 56,949 |
भोटे | 59.40% | 13,397 | 98.33% | 13,173 |
Гейл | НЕГ [а] | 22,881 | 50.05% | 11,451 |
Хёлмо | 98.45% | 10,752 | 91.32% | 9,819 |
Тетя | 65.01% | 13,215 | 68.07% | 8,995 |
Чхантьял | 64.2% | 11,810 | 0.00% | 0 |
Жирель | 87% | 5,774 | 0.00% | 0 |
Лепча | 88.8% | 3,445 | 0.00% | 0 |
Другие этнические группы | 0.81% | 19,290,677 | 0.15% | 30,102 |
Общий | 10.74% | 26,494,504 | 9.04% | 2,396,099 |
- ^ NEG обозначает недавно внесенную в список этническую группу, данные переписи 2001 года по которой недоступны.
Между переписью 2001 и 2011 годов процент буддистов снизился на 1,7%, с 10,74% до 9,04%. Во всех основных этнических группах (кроме шерпов, бхоте и такали) процент буддистов снизился. Интересно отметить, что в переписи 2011 года ни один Чхантьял, Жирель и Лепча не указал себя как буддист. По данным переписи 2011 года, в общей сложности 11 233 жителя Чхантьяла (95,1%) назвали себя индуистами. Аналогичным образом, 4604 джирела (79,7%) и 2907 лепча (84,4%) заявили о себе как о последователях религии Бон. Из группы Гале, которая была добавлена в перепись 2011 года, более 50% заявили, что являются последователями буддизма.
По данным последней переписи населения 2021 года, доля буддизма продолжает снижаться до 8,21%, насчитывая около 2 394 549 последователей (всего 8,21%). Это представляет собой снижение на 0,79% по сравнению с данными переписи 2011 года и на 2,5% по сравнению с данными 2001 года. [18]
См. также
[ редактировать ]- Дхаммалок Махастхавир
- Прагьянанда Махастхавир
- Кумар Кашьяп Махастхавир
- Анируддха Махатхера
- Изгнание буддийских монахов из Непала
- Дхармодайя
- Будда Дхарма ва Непал Бхаса (журнал)
- Дхармадитья Дхармачарья
- Киндо Баха
- Пранидипурна Махавихар
- Неварский буддизм
- Буддийские места паломничества в Непале
- Список монастырей Непала
- Список Махавихар неварского буддизма
- Список ступ в Непале
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://censusnepal.cbs.gov.np/results/files/caste/Religion_NPHC_2021.xlsx Национальное статистическое управление.
- ^ Jump up to: а б Национальное статистическое управление (2024 г.). Национальная перепись населения и жилищного фонда 2021 года: Состав населения Непала (PDF) . Национальное статистическое управление Непала. п. 52 . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Стол, НьюсДрам. «81,19 процента населения Непала составляют индуисты, хотя количество последователей индуизма и буддизма снижается, а число христиан, ислама, увеличивается» . www.newsdrum.in . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Датт, Н. (1966). «Буддизм в Непале» (PDF) . Вестник тибетологии . 3 (2): 27–45. Архивировано (PDF) из оригинала 9 декабря 2018 г. Проверено 8 декабря 2018 г.
- ^ Смит, Вирджиния (1914). Ранняя история Индии от 600 г. до н. э. до мусульманского завоевания, включая вторжение Александра Великого (Третье изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 168–169. Архивировано из оригинала 15 января 2023 г. Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ ЮНЕСКО (2012). «Лумбини, место рождения Господа Будды» . ЮНЕСКО: Центр всемирного наследия. Архивировано из оригинала 31 июля 2010 г. Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Дахал, ДР (2003). «Социальный состав населения: кастовая/этническая принадлежность и религия в Непале» (PDF) . Монография о народонаселении Непала, 2003 г. 1 . Центральное статистическое бюро (CBS), правительство Непала: 104–106. Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Монография о народонаселении Непала, 2014 г., том II (социальная демография)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 ноября 2021 г. Проверено 6 апреля 2019 г.
- ^ Томас, Э.Дж. (1927). «Рождение Будды». Жизнь Будды как легенда и история . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. стр. 27–37. ISBN 81-206-0979-4 .
- ^ Шастри, GC (1968). «Индуизм и буддизм в Непале» (PDF) . Древний Непал: Журнал кафедры археологии . 4 : 48–51. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2012 года.
- ^ «Христианские миссионеры нацелились на место рождения Будды в Непале» . Новости Би-би-си . 2023 . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б [1] Архивировано 8 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Буддизм Тхеравады в современном Непале» . Лумбини Непальское общество Дхармы Будды (Великобритания). Архивировано из оригинала 4 августа 2014 года . Проверено 22 мая 2013 г.
- ^ «buddhistview.com» . Архивировано из оригинала 6 мая 2003 года . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ «Дхаммадута: Сангха монахов Тхеравады в Непале» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Дитрих, Анджела (1996). «Буддийские монахи и правители Рана: история преследований» . Буддийские Гималаи: журнал Института точных методов Нагарджуны . Архивировано из оригинала 1 октября 2013 года . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ «Буддда Бхичухару» (PDF) . Горкхапатра . 3 сентября 1946 года . Проверено 12 мая 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ] Страница 7.
- ^ Стол, НьюсДрам. «81,19 процента населения Непала составляют индуисты, хотя количество последователей индуизма и буддизма снижается, а число христиан, ислама, увеличивается» . www.newsdrum.in . Проверено 4 июня 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мин Бахадур Шакья. «Иконография непальского буддизма» .
- Басвелл, Роберт Э. , изд. (2004). Энциклопедия буддизма (Непал) . Справочник Macmillan США . стр. 588–592. ISBN 0-02-865718-7 .
- Митра, Раджендралала (1882). Санскритская буддийская литература Непала . Калькутта : Азиатское общество Бенгалии – через Интернет-архив .
- Геллнер, Д.Н. (1989). «Тупик Ходжсона? О так называемых школах непальского буддизма» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 12 (1): 7–20. Архивировано из оригинала 22 июля 2016 г.
- ЛеВайн, Сара; Геллнер, Дэвид Н. (2005). Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века . Издательство Гарвардского университета .
- Бехерт, Хайнц ; Хартманн, Йенс-Уве (1988). «Наблюдения за реформой буддизма в Непале» (PDF) . Журнал Непальского исследовательского центра . 8 : 1–30.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святые места буддизма: Лумбини – место рождения Будды
- Буддизм в Непале
- Ваджраяна Випасьяна - Ачарья Махайоги Дхарма Ваджра (Шридхар С.Дж.Б. Рана)
- Буддизм Тхеравады в Непале - Бхиккху Конданья
- Непальские центры випассаны - SN Goenka
- Институт точных исследований Нагарджуны
- База данных центров Дхармы Буддоактивности