Аранико
Аранико | |
---|---|
Непальский : Аранико Китайский : Аниго | |
Рожденный | 1245 |
Умер | 1306 г. (60–61 год) |
Известный | Непальский художник при дворе Хубилай-хана |
Заметная работа | Белая ступа в храме Мяоин |
Супруг | 12 |
Дети | 6 |
Мемориал(ы) | Статуя Аранико в храме Мяоин, Пекин [1] |
Анико , Аниге или Аранико ( непальский : अरनिको , китайский : 阿尼哥 ; 1245–1306) была одной из ключевых фигур в искусстве Непала и китайской династии Юань , а также в художественном обмене в этих областях. Он родился в долине Катманду во время правления Абхая Маллы . Он известен строительством Белой Ступы в храме Мяоин в Пекине . Во время правления Джаябхимадевы его отправили на проект строительства золотой ступы в Тибет, где он также принял монашество . Из Тибета его отправили дальше в Северный Китай для работы при дворе императора Хубилай-хана , основателя династии Юань, где он принес в Китай трансгималайскую художественную традицию. Аранико возглавил команду из 80 художников в Китай и Тибет, чтобы построить ряд зданий в стиле пагоды . В более поздней жизни он отказался от монашества и создал семью.
К некоторой путанице в переводе, в старых текстах его имя пишется по-разному: Арнико или Аранико. Бабурам Ачарья по ошибке приписал свое санскритское имя Балабаху. Однако позже он утверждает, что Анико, возможно, является китайским произношением санскритского имени Анека. [2] Также вполне вероятно, что его имя могло означать А.А. Ни Ка, что означает «уважаемый брат из Непала».
Ранние годы
[ редактировать ]Аранико родился в 1245 году в долине Катманду , Непал , когда ею правил король Абхая Малла (1216–1255). Хотя в истории Непала нет никаких упоминаний об Арнико, и все, что известно о нем, взято из китайских источников, китайский историк и историк Бабурам Ачарья полагает, что Аранико, возможно, мог быть родом из Патана , места, известного своими скульптурами и изобразительным искусством. Таким образом, он мог бы быть буддистом, но его каста неваров остается предметом предположений. Однако известно, что Аранико жила в долине Катманду также во времена правления Джаябхимадевы (1255-71), преемника Абхая Маллы. [2] [3]
В китайских записях имя его деда указано как «Ми-ти-ра», а имя бабушки — «Кун-ди-ла-ци-мей», китайское произношение санскритских имен Митра и Кундалакшми соответственно. Его отца звали «Ла-ке-на» (Лакшман), а мать звали «Шу-ма-ке-тай». [2]
Как часто рассказывают в рассказах о профессиональных художниках, Анико еще в раннем детстве был творческим вундеркиндом. Анекдот из его эпитафии повествует о том, что, когда ему было три года, родители отвели ребенка в храм, чтобы воздать должное Будде. Глядя на ступу, он спросил: «Кто сделал ее деревянные стамбху , бхуми и анда ?» Сильно удивившись, окружающие поняли, что он прирожденный художник. Когда ему было около семи лет, его темперамент был трезвым, как у взрослого. В школе он освоил учебники и за такое короткое время стал хорошим каллиграфом, что даже почтенные старцы признали свою неполноценность. Он мог запоминать трактаты об искусстве, как только слышал их чтение. Прежде чем он уехал из Непала в Тибет, он уже был экспертом в живописи, моделировании и отливке изображений. [4]
Миссия в Юань-Китай
[ редактировать ]Историческая справка
[ редактировать ]Событием, которое привело Арнико в Тибет и, в конечном итоге, ко двору Юань в Шанду (сегодняшний Пекин), стал указ Хубилай-хана от 1260 года нашей эры Дрогону Чогьялу Пхагпе , пятому патриарху секты Сакья тибетского буддизма, о строительстве золотой ступы для Суэра. чи ва (тибетский: «Чос рдже па» или «Владыка Дхармы»), то есть Сакья Пандита Кун дга'ргьял мтшан (1182–1251), четвертый патриарх секты. [5] Приказ Хубилая был одним из показателей принятия им учения Сакья.
Стоит обратить внимание на время постройки – 1260 год. В апреле 1260 года Хубилай был избран Великим ханом своими сторонниками, чтобы соперничать с притязаниями своего младшего брата Арика Буке . Так была начата гражданская война между братьями за руководство Империей. В двенадцатом месяце 1260 года он назначил Пхагпу своим императорским наставником, пожаловал ему нефритовую печать и должность лидера буддизма. Тем самым Хубилай официально признал Пхагпу своим высшим религиозным авторитетом и был обязан покровительствовать учению Сакья. В свою очередь он ожидал, что секта Сакья предоставит религиозные санкции. Строительство ступы было не только данью уважения Сакья Пандиту, но и задумано как проект по завоеванию религиозных благословений в критический год. [5] Арик-Буке наконец подчинился Хубилаю в Шанду 21 августа 1264 года.
Лхаса
[ редактировать ]Для строительства ступы Пхагпа пригласил ремесленников из Непала. Иконография и художественные ценности тибетцев имели близкое сходство с ценностями непальской традиции. Поэтому для Пхагпы было естественно обратиться к Непалу за талантливыми художниками. Он намеревался нанять сто художников, но Джаябхимадева, в то время король Непала, смог передать только восемьдесят. После своего назначения на пост императорского наставника в 1260 году он, должно быть, стремился найти новых художников и стремился к будущему распространению своей секты по всей все еще растущей Монгольской империи. [5]
Художникам, направлявшимся в Тибет, было приказано выбрать из себя руководителя. Возможно, из-за неопределённости своего будущего ни у кого не хватило смелости взять на себя ответственность, кроме уверенного в себе Арнико. Когда король попытался отговорить его из-за его молодости, он ответил: «Мое тело действительно молодо, но мой разум — нет. [4] В конце концов король сделал его руководителем группы из восьмидесяти ремесленников и отправил в Лхасу. Когда он уехал из Непала, ему было всего семнадцать. [4]
В Тибете Арнико произвел впечатление на Пхагпу при их первой встрече в 1261 году. Пхагпа сразу же признал его исключительные художественные способности и административные способности и поручил ему руководить строительством. Ступа была построена в главном зале монастыря Сакья . [5] Арнико потратил на этот проект два года. [5] После его завершения Пхагпа не хотел отпускать его, когда он попросил разрешения вернуться в Непал.
К этому времени Хубилай-хан победил Арика-Буке, и и Хубилай, и Пхагпа, должно быть, почувствовали, что строительство ступы в монастыре Сакья приобрело религиозную ценность, которая способствовала военной победе Хубилая и другим достижениям. Будучи императорским наставником, Пхагпа был готов явиться ко двору и распространять учение своей секты. Поскольку ни один художник в Китае не мог создать ошеломляющее множество гималайских тантрических божеств, необходимых для его религиозной деятельности, ему нужно было пригласить с собой кого-нибудь, кто мог бы это сделать. Арнико был естественным выбором. Вместо того, чтобы возвращаться в Непал, Пхагпа посоветовал ему пойти к монгольскому двору и представиться Хубилай-хану. Пхагпа принял Арнико своим учеником и посвятил его в тайные буддийские договоры, тем самым подняв его социальный статус над обычным ремесленником. Таким образом, обнаружив Арнико, Пхагпа лично подготовил и обучил Арнико его будущим задачам при дворе. [5]
Шанду
[ редактировать ]Арнико прибыл в Шанду (Ксанаду) к концу 1262 года. Следующий отчет о встрече Арнико и Хубилай-хана записан Чэн Цзюфу:
Услышав его рекомендацию, Хубилай немедленно приказал посланнику вызвать его. После того, как он прибыл, Император внимательно посмотрел на него, прежде чем спросить: «Ты боишься приехать в большую страну?» Он ответил: «Мудрец считает людей во всех направлениях своими сыновьями. Когда сын приходит к своему отцу, чего ему бояться?» «Почему ты пришел?» Он ответил: «Моя семья жила на западе в течение нескольких поколений. Я воспользовался императорским указом о строительстве ступы в Тибете в течение двух лет. Я видел там постоянные войны и хотел бы, чтобы Ваше Величество установило там мир. Я прихожу за разумными существами. " «Чем ты занимаешься?» Он сказал: «Я воспринимаю себя как своего учителя и примерно разбираюсь в живописи, литье и резьбе». [4]
Император был очень доволен и попросил юную Аранико починить важного бронзового идола, подаренного императором Сун. На завершение реставрации ему потребовалось два года. Во втором месяце 1265 года Арнико закончил реставрацию и статуя выглядела настолько идеально, что даже самые искусные художники Китая восхищались его работами. [4]
В юаньском Китае он спроектировал и построил множество зданий. Его самая известная архитектура — Белая Ступа храма Мяоин в Пекине , которая была самым большим сооружением того времени. [6] На строительство ступы, более известной как Белая Дагоба, ушло почти десять лет (1279–1288 гг. н.э.), она стоит до сих пор. Он возвышается на высоту 50,9 метра и имеет диаметр у основания более 30 метров. Его поверхность разделяют тринадцать широких круглых полос лепнины, называемых «Тринадцатью небесами». На вершине конуса находится бронзовый диск, похожий на зонтик, с края которого свисают 36 бронзовых колоколов. На самом верху находится небольшая бронзовая пагода, сама по себе произведение искусства. В 1961 году тогдашний премьер-министр Китая Чжоу Эньлай подписал Прокламацию, в которой говорилось, что Храм должен охраняться как национальное достояние. Эта Прокламация обеспечила безопасность Белой Ступы во время Культурной революции 1960-х годов. В 1976 году храм серьёзно пострадал в результате Таншаньского землетрясения . Вершина ступы наклонилась набок, кирпичи и раствор, поддерживающие ступу, рассыпались, а многие реликвии были разбиты. В 1978 году Департамент культурных реликвий Пекина взял на себя задачу по ремонту и обновлению храма. По состоянию на 2010 год в комплексе Ступы проводится очередная реконструкция. [7]
В его эпитафии резюмируется, что за свою жизнь Арнико построил три ступы, девять великих буддийских храмов, две конфуцианские святыни, один даосский храм, а также бесчисленное количество изображений и предметов, используемых при дворе и за его пределами. [4] Арнико был также прекрасным художником и написал ряд портретов императорской семьи. Считается, что портреты Хубилай-хана и его жены Чаби, находящиеся сейчас в Национальном дворцовом музее в Тайбэе, являются его работой. [5]
Аранико при жизни был удостоен высоких почестей. В 1273 году он был назначен директором всех ремесленных классов и обучил многих китайских мастеров стилю Сакья. [8] В 1274 году ему подарили серебряную пластину с изображением тигра. Император очень полюбил его и в качестве чести дал ему титул «герцог Лян». Награжденный Та Са Ту, эквивалентом министра, он входит в число немногих иностранцев, биографию которых можно найти в книгах по истории китайской империи. Самым важным источником о жизни и карьере Арнико является его официальная эпитафия, написанная Чэн Цзюфу (1249–1314) по приказу Аюрбарвады (Жэньцзун, годы правления 1311–1320) от 1316 года, Лянго Минхуэй гун шэндао бей (Стела Духовного пути Минхуэй). , государственный герцог Лян), в Чэн Цзюфу, Чэн Сюэлоу вэньцзи («Коллективное творчество Чэн Цзюфу»). Другим важным источником является официальная биография Арнико в «Сун Лянь и Ван И», «Юаньши» («История Юань»), составленная под руководством ранней династии Мин . Он во многом основан на эпитафии, но содержит и некоторую новую информацию.
Смерть
[ редактировать ]У Арнико было шесть сыновей, двое из которых, Асэнге ( 阿僧哥 ) и Ашула ( 阿述腊 ), продолжили свою карьеру как художники, работая на династию Юань. [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] Он жил в Китае до своей смерти в марте 1306 года в возрасте шестидесяти двух лет. О его смерти Чэн Цзюфу пишет:
Восьмого марта 1306 года он посмотрел на окружающих себя людей и сказал: «Если я пойду, то вам следует повесить в зале занавески и диван, чтобы я мог спокойно умереть во сне». На следующий день он принял ванну и отправился в суд. Вернувшись, он выглядел больным. Дворцовые посланники и врачи посетили его, но он скончался во сне одиннадцатого числа. Император оплакивал его смерть, услышав эту новость, и прекратил судебное заседание. Он приказал дворцовым чиновникам позаботиться о семье и наградить семью двадцатью пятью тысячами таэлей серебра. Император приказал соответствующим властям организовать похороны. Той ночью во двор упала звезда. На следующий день увидел сосульки на деревьях. Через семь дней, семнадцатого марта, его останки были кремированы по непальскому обычаю. Пятнадцатого июля его прах был захоронен в ступе в Ганцзыюань, Сяншань, уезд Ваньпин (недалеко от столицы). [4]
Надпись на стеле, установленной в его память, гласит:
- Когда мудрец (Хубилай) воскрес,
- Все могли видеть.
- Он знал, что должен прийти,
- Словно в родительский дом,
- Как и все спицы
- которые сливаются в хабе,
- Как и все ручьи
- которые текут в океан.
- С искренними мыслями
- и распростертые объятия,
- Каждый из них находит
- сердце другого мужчины.
- Император Хубилай
- имеет природное чутье.
- Ничего, что он не мог бы воспринять,
- ничего, чего он не смог бы достичь.
- Изящный герцог Лян
- это суть Запада.
- Присоединившись к Сангхе,
- Он путешествовал на Восток.
- Просвещением было учение,
- Как яркое солнце.
- Его слова императору
- были скромными и превосходными.
- «Зачем ты пришел?»
- «Для людей Запада».
- Расширьте свою добродетель,
- и расширьте свою доброту.
- В диалоге возникает
- взаимопонимание.
- Император добродетелен,
- и субъект послушный.
- Их слова милосердны,
- их дела благотворны.
- К его превосходному мастерству
- все земли платят дань.
- Для каждой вещи уместно
- начать и продолжить,
- Чтобы это могло продолжаться
- на протяжении тысячелетий.
- Художники в прошлом
- были отнюдь не глупы.
- (Но) у некоторых не было шансов,
- Другие не были оценены по достоинству.
- Только герцог Лян
- крученое золото и ограненный нефрит.
- Великолепные храмы, которые он построил,
- Высокие и величественные.
- Кто сказал, что он был гостем?
- Он носил королевское одеяние.
- Вернулся к мирянам,
- Он добился известности и богатства.
- Его рождение было славным,
- его смерть была тяжела.
- Его начало с заботы,
- он закончил с изяществом.
- Его сыновья продолжают его должность,
- Хорошие новости никогда не заканчиваются.
- Равнина Ваньпин
- это место для министра.
- Пышные деревья растут
- на холмистых холмах;
- Прозрачная рябь струится,
- В извилистых ручьях.
- Слава собралась здесь,
- Будет длиться вечно.
- Зачем восхвалять в стихотворении?
- Историк завершает заказ. [4]
Наследие
[ редактировать ]Императорские портреты Арнико представляют собой водораздел между Сун, Юанем и более поздними императорскими портретами. Целью более поздних портретов было уже не изображение добродетельного поведения, а физиогномика. Этому подходу следовали не только в более поздних императорских портретах Юаня, но также в императорских портретах Мин и Цин, которые становились все более фронтальными и жесткими и, в конечном итоге, все более и более реалистичными под новым влиянием европейской портретной живописи. [5]
История китайского буддийского искусства стала свидетелем трех основных волн художественных влияний из Центральной и Южной Азии: искусство Гандхары до Тан (618–907), искусство Гуптов во время Тан и Пала-Гималайское искусство во время Юаня. Арнико – фигура, представляющая третью волну. Произведения искусства из его учреждений, ступ и два портрета Юаня, написанные его рукой, демонстрируют это, черпая вдохновение из художественных традиций Палы, Непала и Китая. После краха монгольского правления в Китае художественное наследие и инновации Арнико продолжали влиять на буддийское искусство при дворах Мин и Цин. [5]
Правительство Непала в знак признания его достижений выпустило почтовые марки на его имя. [19] Непале . В его честь также названо шоссе Аранико в [20]
Культурные ссылки
[ редактировать ]- Шоссе Аранико в Непале.
- В 1984 году Сатья Мохан Джоши написал в Непале Бхаса стихотворение длиной в книгу под названием «Непал-йа Растрие Бибхути Калакар Арнико-йа Света Чайтья», опубликованное Непалом Бхаса Паришад.
- В 2008 году Ану Радж Джоши перевел книгу Сатьи Мохана Джоши об Арнико на английский язык под новым названием «The Lasting Gift» в форме свободных стихов.
- В 2010 году во «Всемирном выставочном парке Шанхая » на выставке Expo 2010 Shanghai, открывшейся 1 мая 2010 года, в секции Highlight 1 павильона Непала был расположен «Непальский центр Аранико». Павильон Непала на выставке Expo 2010 Shanghai, открывшейся 1 мая 2010 года, посетили рекордные 750 000 посетителей. Среднее количество посетителей в день составило 25 000, а в выходные и праздничные дни число посетителей превысило 40 000. Ведущий новостной сайт на китайском языке поместил павильон Непала в десятку самых популярных выставочных павильонов. [21]
- Швейцарский плотник непальского происхождения стремился разработать и произвести скейтборды ручной работы, названные в честь Аранико, Arniko Skateboards. [22] Позже проект расширился и включил моду на скейтбординг.
- Канал наземного вещания, базирующийся в Катманду, Непал, также был назван в честь Аранико. ласково названном Araniko Television , изображена белая ступа. На сегвее,
- Статуя Аранико в Китае: отсылка к белой ступе, которую Аранико и ремесленники построили в Тибете под руководством Пхагс-па.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Великий художник Арнико» . Общество Арнико (на английском и непальском языках) . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ачарья, Бабурам (1960). Ответ: Его семья и место рождения . Серия исследований Регми, том 3, выпуск 11, стр. 241–243. [1] Проверено 31 декабря 2012 г.
- ^ Петех, Лучано (1984). Средневековая история Непала (ок. 750–1480) . 2-е изд. Восточная серия, том 54. Рим: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. стр.100
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чэн Цзюфу (1316 г.) Лянго Минхуэй гун шэндао бей (Стела Духовного пути Минхуэя, государственного герцога Ляна) в Чэн Сюэлоу вэньцзи (Коллективные произведения Чэн Цзюфу).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Цзин, Эннинг (1994). Портреты Хубилай-хана и Чаби работы Аниге (1245–1306), непальской художницы при дворе Юаня . Artibus Asiae, Vol. 54, № 1/2 (1994), стр. 40–86.
- ^ Кесар Лалл. Непальский сборник, стр.32.
- ^ Путеводитель по Китаю: Монастырь Мяоин и Белая Дагоба [2] Архивировано 20 августа 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Блог культуры Монголии
- ^ Энциклопедия Китая: Изобразительное искусство . Том 42, Часть 1 Чжунго да бай ке цюань шу, Чжунго да бай ке цюань шу чу бан ше. Чжунго да бай ке цюань шу чу бан ше, Китай. Издательство «Энциклопедия». Редакционный отдел Главной редакционной комиссии «Энциклопедии Китая». 1992. С. 11.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Коллекция древних и современных книг: 10 000 томов, каталог 40 томов, тома 777–785 (переиздание Чжунхуа шу цзюй, 1934 г.).
- ^ Ду, Доучэн (2006). Сборник официальных исторических буддийских материалов . Издательство Gansu Culture, стр. 162 . 780714226X .
- ^ Сун, Лиан (2004). История династии Юань, том 23, часть 6. Китайский словарь Press 3678. ISBN. 7543208946 .
- ^ Сравнительная биография двадцати шести исторических деятелей Вэньбая: Кадровый читатель, Том 3. Издательство Jiuzhou Books, 1998. стр. 3107. ISBN. 7801142225 .
- ^ Сюн, Вэньбинь (2003). Обмен искусством между тибетцами и китайцами в эпоху Хэбэй Education Press, стр. 69 . 7543450836 .
- ^ Вэй, Лянкэ (1994. Биография художника . Издательство Хайнань. 268. ISBN) . 7805907455 .
- ^ Сборник Китайского архитектурного общества, Том 9. Китайское архитектурное общество (Пекин, Китай), 1997. ISBN. 780105573X .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Несобранные книги и журналы Сику . Том 3, Часть 16 Несобранных книг и журналов Сику, Комитет по сбору несобранных книг и журналов Сику, Пекинский издательский дом, 1997. стр. 785 . 7200034711 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Цзююэ цюаньшу, Том 1. ОНБ-Томиэрунг: Син-йо цюэнь шу 1.2.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Почтовые марки Непала Раджана» . www.rajan.com . Архивировано из оригинала 13 сентября 2011 года . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ «Шоссе Аранико, Катманду, Туристическая информация Непала» . www.touristlink.com . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Бхаттараи, Кешав (2010). Павильон Непала в Всемирном выставочном парке в Шанхае [3]. Архивировано 21 июня 2019 года в Wayback Machine.
- ^ «Скейтборды Аранико» . Скейтборды Арнико . Проверено 19 октября 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уэлдон, Дэвид, «О недавних приписываниях Анико» , 2010, Asian art.com
- Священные видения: ранние картины из Центрального Тибета , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об Аранико (см. Указатель)