Непал Мандала
Непальская Мандала ( непальский : नेपाल मण्डल ) — древнее географическое разделение Непала на различные регионы. Он характеризовался тремя основными подразделениями: « Пурванчал » (Восточный регион), « Мадхьяманчал » (Центральный регион) и « Пашчиманчал » (Западный регион). Эти подразделения были далее разделены на более мелкие области, известные как «Мандалы». Концепция Непала Мандал имеет историческое значение, отражая административную и культурную организацию региона в прежние времена. Он отмечен культурными, религиозными и политическими границами, которые лежат на территории современного центрального Непала . [1] Он состоит из долины Катманду и прилегающих территорий. [2] [3] Правление коренных неваров в Непальской Мандале закончилось ее завоеванием Королевством Горкха и приходом к власти династии Шах в 1768 году. [4]
Согласно «Очерку истории Непала», в период раннего средневековья Непал состоял из трех королевств: Кхас на западе, Карнатак на юге и Непал Мандала в центре. [5]
Бхактапур был столицей Непальской Мандалы до 15 века, когда были основаны три столицы, включая Катманду и Лалитпур . [6]
Культурная зона
[ редактировать ]Размеры Непальской Мандалы традиционно определяются расположением 64 индуистских и 24 буддийских мест паломничества. Индуистские святыни состоят из 64 лингамов Шивы , разбросанных от Брахмешвара в районе Нувакот на западе до Бхимешвара в районе Долакха на востоке.
24 места буддийского паломничества простираются от реки Тришули на западе до Долалгата на востоке. Если рассматривать их как упорядоченный узор, они образуют мандалу Чакрасамвары буддизма , главного божества Ваджраяны . Непальская мандала была задумана на основе мандалы Чакрасамвара. [7]
Фрэнсис Бьюкенен-Гамильтон написал в «Отчете о Королевстве Непал» , опубликованном в 1819 году, что четыре места паломничества обозначают границы собственно Непала: Нилканта (восьмидневное путешествие на север от Катманду), Натесвар (три дня на юг), Калесвар. (два дня на запад) и Бхимешвар (четыре дня на восток). [8]
Политическая сфера
[ редактировать ]Термин мандала также означает страну, [9] и он использовался для обозначения традиционных политических образований, таких как федерации королевств. Территория, включающая Катманду, Лалитпур , Бхактапур и Долакху в период Маллы, широко известна как Непальская Мандала.
Согласно «Очерку истории Непала», Непальская Мандала располагалась между королевствами Кхас и Симраунгарх . Королевство Кхас простиралось от Гарвала на западе до реки Тришули на востоке и от озера Манасаровар на севере до Тераи на юге. Карната, также называемая Симраунгарх, располагалась в Тераи. [10]
Западные путешественники конца XVIII века писали, что границы Непала простирались до Тибета на севере, государства Кирата на востоке и королевства Макванпур на юге. [11] и река Тришули на западе, которая отделяла его от королевства Горкха. [12]
В 1661 году отцы-иезуиты Иоганн Грубер и Альберт д'Орвиль отправились из Тибета в Индию через Непал. В своем отчете они упомянули, что прошли через «Кути», первый город в королевстве «Некбал» (Непал), и прибыли в «Кадменду» (Катманду), столицу «Некбала». Из «Кадменду» пятидневное путешествие приведет к «Хедуде», торговому городу в королевстве «Маранга». [13] Город Хедуда сегодня известен как Хетауда .
Жители
[ редактировать ]Старейшими жителями Непальской Мандалы являются невары , принадлежащие к нескольким расовым линиям, которые объединялись на протяжении тысячелетий. Неварская цивилизация представляет собой смесь различных культур, сошедшихся в Непальской Мандале. [14] По мнению социологов, народ Непала постепенно стал известен как невар в пятнадцатом веке, во времена правления Пратапа Маллы из Катманду. [15]
История
[ редактировать ]В буддийском тексте Манджушримула Кальпа Манадева (годы правления 464–506 гг. н.э.) упоминается как король Непальской Мандалы. Термин «Непальская мандала» также появляется в популярном буддийском тексте «Сваямбху Пурана» . Это встречается в каменной надписи в Гьянешваре, Катманду, датируемой восьмым веком во время правления короля Личчави Джаядевы II. [16] Легенды также говорят о том, что старые цари Кирати предложили трон Мандалы клану Шакья, что связывают с зарождением буддизма .
Термин «Непальская мандала» на протяжении веков использовался в надписях на камне и меди, а также в колофонах рукописей при упоминании адреса посвятителя. Его также упоминают во время важных буддийских церемоний. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Праджапати, Субхаш Рам (2006). «Непал Мандал». В Праджапати, Субхаш Рам (ред.). Танцы в масках Непала Мандал . Тими: Художественный совет Мадхьяпура. ISBN 99946-707-0-0 . Страницы 9–11.
- ^ Дхунгель, Рамеш К. (январь 2007 г.). «Мучительный крик побежденного правителя: песня-рага, сочиненная Ранаджитом Маллой» . Вклад в непальские исследования . Проверено 22 февраля 2013 г. Страницы 95-102.
- ^ Слюссер, Мэри (1982). Непальская Мандала: культурное исследование долины Катманду. Принстонский университет. ISBN 978-0-691-03128-6 . Страница VII.
- ^ Уоллер, Дерек Дж. (2004). Пандиты: британское исследование Тибета и Центральной Азии . Университетское издательство Кентукки. п. 171. ИСБН 9780813191003 .
- ^ «Очерк истории Непала» (PDF) . Совет по высшему среднему образованию. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2012 года . Проверено 5 апреля 2012 г. Страница 2.
- ^ Майкл, Томас и Кухай, Джордж (2009). Стандартный каталог золотых монет мира. Публикации Краузе. ISBN 9781440204241 . Страница 1062.
- ^ Ваджрачарья, Нареш Ман. «Буддизм в Непале и Непальская Мандала» . Проверено 2 марта 2012 г.
- ^ Гамильтон, Фрэнсис Бьюкенен (1819). Отчет о Королевстве Непал и территориях, присоединенных к этому доминиону Домом Горкхи . Эдинбург: Лонгман . Проверено 4 июня 2012 г. Страница 192.
- ^ Субеди, Абхи (январь 2002 г.). «Путешествие как театр в Непале Мандала» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 16 апреля 2012 г. Страница 173.
- ^ «Очерк истории Непала» (PDF) . Совет по высшему среднему образованию. Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2012 года . Проверено 6 апреля 2012 г. Страница 2.
- ^ Джузеппе, отец (1799). «Счет Королевства Непал» . Азиатские исследования . Лондон: Вернор и Худ . Проверено 9 марта 2012 г. Страница 308.
- ^ Киркпатрик, полковник (1811 г.). Отчет о Королевстве Непал . Лондон: Уильям Миллер . Проверено 9 марта 2012 г. Страница 123.
- ^ Леви, Сильвен. Непал . Проверено 14 марта 2012 г. Страница 50.
- ^ Тамот, Кашинатх (2006). Непальская Мандала. Лалитпур: Непальские исследования мандалы Гути. ISBN 99946-987-5-3 . Страница 11.
- ^ Биста, Дор Бахадур (1991). Фатализм и развитие: борьба Непала за модернизацию . Ориент Блэксван. п. 40. ISBN 9788125001881 . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Шреста, Раджендра (7 ноября 2010 г.). «Различные сообщества исторического Непала Мандала и Нева: автономное государство» Поиски Сваниги (специальный выпуск) . Страница
- ^ Гучоу, Нильс (1997). «Долина Катманду, Непал Мандала: определение времени и пространства» в книге «Непальская чайтья: 1500 лет буддийской обетной архитектуры в долине Катманду». Издание Акселя Менгеса. ISBN 9783930698752 . Страница 15.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Слюссер, Мэри Шепард. Непальская мандала: культурное исследование долины Катманду (два тома), Princeton University Press, 1982. ISBN 9780691031286
- Пруща, Карл. Долина Катманду - Сохранение физической среды и культурного наследия - Защитный инвентарь , Том. 2, Вена, 1975 г.