Особенные люди
падать вниз | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 15,3 миллиона [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Непал , Индия , Бутан | |
Языки | |
непальский [2] | |
Религия | |
индуизм | |
Родственные этнические группы | |
Кумаони , Гархвали , Пахари и другие индоарийцы. |
Типичное племя ,( Английский: / k ɑː s / ; Непальский : खस ), широко известный как Хашья , согласно конституции Непала 2015 года. [номер 1] являются индоарийцами [14] этнолингвистическая группа, из Гималайского региона Индийского субконтинента , на территории нынешней южноазиатской страны Непал , а также индийских штатов Уттаракханд родом , Химачал-Прадеш , Западная Бенгалия , Ассам и Сикким . [номер 2]
Исторически хас были носителями древнего хасского языка из индоарийской языковой семьи. [2] [18] и самые ранние зарегистрированные носители западных языков пахари . [15] Большую часть индоарийцев, говорящих в нижних Гималаях, составляли люди кхас. [19] Вторжение непальским этого племени из Западных и Северо-Западных Гималаев в Центральные Гималаи подтверждается ранними лингвистическими свидетельствами, связанными с языком . [18] Они также были известны как Парбатии/Парбаты и в настоящее время известны как Пахари/Пахади. (буквально «с холмов»). В Тибете их также называли Ярце , а народ Бхотия также называл их Хасан. Термин Хас теперь устарел, поскольку люди Хас приняли общинную идентичность из-за негативных стереотипов, связанных с термином Хас . В Непале носители непальского языка известны как люди Кхас. [20] [21] [22]
Согласно Конституции Непала , Бахун , Кшетри , Тхакурис и Саньяси (Дашнами), являющиеся гражданами Непала, должны рассматриваться как «Хас Арья» в избирательных целях. [13]
Источник
[ редактировать ]Теории индоарийского происхождения
[ редактировать ]Они были связаны с хасами, упомянутыми в древней индуистской литературе. [23] Ирландский лингвист сэр Г.А. Грирсон утверждал, что «…большая масса арийскоязычного населения нижних Гималаев от Кашмира до Дарджилинга населена племенами, произошедшими от древних хасов Махабхараты ». [19] Историк Бал Кришна Шарма и Дор Бахадур Биста предполагают, что народ кхас имел индоевропейское происхождение . [24] [22] Историк Бабурам Ачарья предполагает, что Кхас являются подкланом Аиды, клана «Арья», который возник в Идавритте (современный Кашмир в Непале ). [25] [номер 3] Хас жили в Идаваритте в 3-м тысячелетии до нашей эры. и первоначальное значение термина Кхас было Раджа или Кшатрий (Йоддха). [25] Далее он предполагает, что Кашмир был назван в честь его местных жителей Хас как Хасмир . [25] Во 2-м тысячелетии до нашей эры одна группа хасов мигрировала в сторону Ирана , в то время как другая группа мигрировала к востоку от реки Сатледж, поселившись только в горных районах до реки Бхери . [26] Историк Балкришна Похрел утверждает, что Хас были не ведическими арийцами, а арийцами более поздних периодов, таких как Гурджара , Дарада , Шака и Паллава . [27] Далее он утверждает, что постведические арийцы были подобны ведическим арийцам с точки зрения языка и культуры. [27] Ирландский лингвист сэр Джордж Абрахам Грирсон утверждал, что хасы были одними из воинов «племени кшатриев арийского происхождения», имеющими лингвистические связи как с санскритом , так и с иранскими языками , которые потеряли право на ведичность из-за несоблюдения ведических правил. [номер 4] Римский географ Плиний Старший описал древних хасов/хасиров (называемых «касири») как одну из индийских этнических групп. [30]
Сакские теории происхождения
[ редактировать ]Историк Рахул Санкритьяян предполагает происхождение племени хаша от племени шака и далее определяет, что хаши и шаки были двумя разными волнами одной и той же расы. [31] Шака жили на Индийском субконтиненте до первого века до нашей эры, в то время как хаша распространились по Гималаям и широко заселили горные районы Уттаракханда. [31] и в них распространились более поздние волны Шака. [31] Историк Омчанд Ханда утверждает, что «поклонение солнцу» среди хашей - это наследие шака и, возможно, стоящие изображения Сурьи в длинных сапогах, которые обычно встречались в поясе Хаша в Гималаях. Некоторыми примерами этого являются изображения Бара-Адитьи в Катармале и Сурья в Байджнатхе , Багешваре и Дварахате . [31]
История
[ редактировать ]Средневековая история в Уттаракханде, Непал
[ редактировать ]Считается, что хасы прибыли в западные районы Непала в начале первого тысячелетия до нашей эры. [33] или середина первого тысячелетия нашей эры [34] с северо-запада. Самые ранние лингвистические свидетельства, связанные с непальским языком , также подтверждают лингвистическое вторжение индоарийскоязычного племени хаса с западных или северо-западных Гималаев в Центральные Гималаи в современных регионах Западного Непала. [18] Вполне вероятно, что во время этой иммиграции они поглотили людей из разных этнических групп. [35] Они широко заселили горные районы Уттаракханда. [31] и они полностью доминировали во внутреннем поясе Гималаев вплоть до Непала. [36] Раньше хаши прочно обосновались от Афганистана до Непала с древнейших времен и, согласно внутренним свидетельствам, они управляли теократическими республиками на уровне деревень, такими как Грам-Раджья и Мандалы, под руководством различных местных кланов и идентичностей. [31]
Правящая династия Катюри (700–1065 гг. Н. Э.) Кумаона , имевшая хасское происхождение, [31] был одним из правящих домов Джошимата , который претендовал на суверенитет над другими Грам Раджьями на всей территории. [37] Катюри правили из Джошимата в долине Алакнанды , а позже перенесли свою столицу в Байджнатх . [38] Они также были связаны со средневековым королевством Хаса Малла . [23] Короли Хаса Западного Непала и Уттаракханда сформировали знаменитое Королевство Малла, которое управляло Хумлой с одиннадцатого века, а затем распалось и распалось на местные вождества в четырнадцатом веке. [39] На начальном этапе большинство хасов стали браминами, а другие стали кшатриями. [34]
История в Кашмире
[ редактировать ]Правящая династия Лохара (1003–1320 гг. н.э.) в Кашмире происходила из племени Кхас, согласно тексту XII века Раджатарангини , написанному местным кашмирским историком-пандитом Калханой . [16] [40] Более того, Раджатарангини описывает правителей Раджапури (современный Раджаури ) как «повелителей кхасов». [40] [41] Вожди хаса Раджапури свободно вступали в брак с кшатриев правителями Кашмира, в то время как вождь хаса Лохары, Симхараджа, женился на дочери шахиских королей Кабула . [40] Потомки королевской семьи Раджаури позже стали мусульманскими вождями раджпутов и сохраняли власть над территорией до 19 века. [16] Жителями региона Карна на северо-западе Кашмира были хасасы, представленные современным племенем бомба. [17] который независимо правил северо-западным Кашмиром до завоевания Кашмира сикхами . [17] Был также независимый лорд Хаса в замке, расположенном у подножия перевала Банахал на территории Висалаты. [16] и Денгапала («Тхаккура Денгапала» [42] ) был вождем хаса на берегу Чандрабхаги (современная река Ченаб ). [43]
Современная история Непала
[ редактировать ]До XIX века Горхали называли свою страну Хас Деш (страна Хас). [44] Когда они присоединили различные соседние страны (такие как Непал или Нева народа невар ) к королевству Горкха, такие термины, как Кхас и Невар, перестали использоваться в качестве названий стран. Юридический кодекс 1854 года ( Мулуки Айн ), обнародованный премьер-министром Непала Юнгом Бахадуром Рана , который сам был кхасом, [45] больше не назывался Кхас страной, а скорее джатом (видом или сообществом) в королевстве Горкха. [46]
Династия Шахов Королевства Горкха, а также последующая династия Рана говорили на языке Хас (ныне называемом непальским языком). Однако они утверждали, что являются раджпутами западно-индийского происхождения, а не коренными кхас-кшатриями. [47] Поскольку за пределами Непала социальный статус хасов считался ниже статуса раджпутов, правители начали называть себя уроженцами страны холмов, а не страны хас. Однако большинство людей считали термины Кхас и Парбатия ( пахари/пахади или горцы) синонимами. [44]
Юнг Бахадур также переименовал Кхас Джат в Чхетри в современном Непале. [47] Первоначально брахманы- иммигранты с равнин считали кхасов представителями низшей касты из-за пренебрежения последними табу высших каст (таких как воздержание от алкоголя). [48] Представители высшего сословия Хас поручили священникам Бахуна (браминам) посвятить их в орден Чхетри высокой касты и переняли манеры высшей касты. Другие семьи Хаса, которые не могли позволить себе (или не хотели) платить священникам Бахуна, также пытались принять статус Чхетри, но не были признаны таковыми другими. Их теперь называют Матвали (пьющий Кхас) Чхетрис. [22] Из-за принятия идентичности Чхетри термин Кхас быстро устаревает. [20] По словам Дора Бахадура Бисты (1991), «кхасы исчезли с этнографической карты Непала». [22]
Современный
[ редактировать ]Непал
[ редактировать ]Современные люди Кхас называются Холмом Брахманом ( Бахун ), Холмом Кшатрия ( Тхакури / Чхетри ) и Холмом Далит. [49] Далее историк Покхарел относит гарти , дамаи , ками , сарки , худка, тамоте, гейнэ и бади . к общинам хас [27] В наше время людей Кхас обычно называют термином «Хас Арья». [3]
Индия-Пакистан
[ редактировать ]В Кумаон и Гарвал регионах штата Уттаракханд в Индии термин Кхас также устарел. Народ хас из Кумаона, известный как Кумаони хаш Джимдар, после того, как короли Чанда возвели его в статус раджпутов . Во время правления Чанда в Кумаоне Кхас и Раджпут отличались священной нитью, Кхасу разрешалось носить только священную нить с 3 нитями (3 палли), тогда как Раджпут носил священную нить с 6 палли. Термин Кхас почти устарел, и люди возмущаются. к нему обращаются как кхас из-за негативных стереотипов, связанных с этим термином. [21] Кроме того, канцы Кангры и и Гарвала , хаса Джаунсар-Бавара основная часть населения Гарвала и Кумаона (именуемого «Хасией») произошли от хасов . [15] народ кхас называют раджпутами или канетами Обычно в Химачал-Прадеше . [50] По мнению Э. Т. Аткинсона, Яунсар-Бавар является репрезентативным трактом Хасия и
«...образует очень важные связи между почти индуистскими хасиями Кумаона и их братьями, принявшими ислам, на этнической границе гор Гиндукуша и, по-видимому, придает обычаям и обычаям расы хасия в полную силу в наши дни, которые отличают их тысячи лет назад». [15]
Историк сэр Марк Аурел Штайн определил современных хаха-раджпутов Азад Кашмира как потомков хасасов, упомянутых в « Раджатарангини» . [40] [16] Племя Хаса в регионе Карна на северо-западе Кашмира было представлено современным Бомба (племенем) . [17]
Сообщества
[ редактировать ]Историк Балкришна Похрел пишет, что общинами или кастами в группе Хас были холмы Бахун , Чхетри , Тхакури , [51] Гарти , Дамаи , Ками , Сарки , Худка, Тамоте, Гейн и Бади . [27] Племенное обозначение Хас в некоторых контекстах относится только к группе хас, употребляющих алкоголь, то есть Тхакури и Чхетри, но в других контекстах может также включать профессиональные группы хас с низким статусом (как правило, неприкасаемые), такие как Ками (кузнецы), Дамаи (портные). и Сарки (сапожники и кожевники). [52] К хасам обращаются с термином Хайан или Парбатия. [27] или Партия , Парбате означает «житель холма» у неваров . [52] Племя горного хаса во многом связано с воинами Горхали . [52]
Историк-лингвист Э. Т. Аткинсон в своем справочнике по Кумаону 1886 года упоминает, что среди хасия-брахманов насчитывается 250 «септов». [53] и 280 «септов среди хасия раджпутов», представляющих племя хаса. [54] Он утверждает, что 90% брахманов Кумаона принадлежат к племени Хас. [55] Упоминается, что кхасья-брахманы были в основном земледельцами и земледельцами, и большинство из них поклонялись главным образом Бхайраве , Шиве , Вишну , более распространенным формам Шакти и деревенским божествам. Большинство из них получили свои фамилии от деревни происхождения. [53] Хасии Уттаракханда никогда не пытались связать себя с равнинными регионами до тех пор, пока недавно они не обнаружили, что такие связи повышают личное достоинство. [56]
Народ кхас из Западных Гималаев считается похожим на народ кхас из Гарвала , Кумаона и Непала. [50] их обычно называют раджпутами или канетами В Химачал-Прадеше . [50] Хасы Джаунсар-Бавара (представленные джаунсарскими раджпутами и браминами ) практиковали полиандрические браки. [57]
Культура и религия
[ редактировать ]Языки
[ редактировать ]Ирландский лингвист Джордж Абрахам Грирсон в своем «Лингвистическом обзоре Индии» заявил, что племя хас было первыми зарегистрированными носителями языков западного пахари . [15] Он также утверждал, что народ Кхас составлял основную часть населения, говорящего на индоарийском языке, на всей территории нижних Гималаев от Кашмира до Дарджилинга . [19] [15]
Народ кхас в Непале первоначально называл свой язык хас кура (речь хаса), который также был известен как парбатия (язык горной страны). Неварцы использовали термин Хайан Бхайя , Парбатия. [27] и Горхали как название этого языка, сами Горхали начали использовать этот термин для обозначения своего языка на более позднем этапе. [58] Пытаясь отмежеваться от своего прошлого Кхас, премьер-министр Раны Джунг Бахадур постановил использовать термин Горхали вместо Кхас кура для описания языка. Тем временем британские индийские администраторы начали использовать термин «Непал » (от Невара) для обозначения королевства Горкха. В 1930-х годах правительство Горкхи также приняло этот термин для описания своей страны. Впоследствии язык хас стал также известен как непальский язык . [2] Он стал национальным языком Непала и лингва-франка среди большинства населения северного региона Западной Бенгалии , Сиккима и Бутана . [27] Историк Балкришна Похрел утверждает, что язык хас в Непале принадлежал ни к иранской языковой семье, ни к индийским языкам , а к среднеиндоиранским языкам . [27]
Музыка
[ редактировать ]Песня и народный танец Деуда исполнялись по случаю различных фестивалей в провинциях Судурпашим и Карнали в Непале . [59]
Религия
[ редактировать ]Большинство кхасов исповедуют индуизм ; некоторые из них также исповедуют буддизм , а некоторые также обратились в христианство .У народа Хас также была своя собственная религия, известная как религия Масто, где поклонялись 12 богам Масто. Считалось, что эти боги были сыновьями Шивы . Поклонение Масто было распространено во всем Западном Гималайском регионе . Масто поклоняются в Уттаракханд , Химачал-Прадеш , Джамму и Кашмир регионах Индии как Махасу , Махеш и Махашив .
Известные люди
[ редактировать ]Средневековые семьи и династии Хас
[ редактировать ]- Катюри короли [31]
- Источники династии [16] [40]
- Правители Хас Маллы
- Королевство Гуркхов
- Королевство Ваншала [60]
- Вишлата [61]
Современный Хас
[ редактировать ]- Бир Бхадра Тапа [62]
- Санукаджи Амар Сингх Тапа [62]
- Бхимсен Тапа [62]
- Юнг Бахадур Рана [45]
- Калу Панде (Каджи) [62]
- БП Койрала
- Бханубхакта Ачарья
- Притхви Нараян Шах
- Шиварам Сингх Баснят (Бадабир сенапанти) [63]
- Кехар Сингх Баснят
- Дамодар Пандей
- Абхиман Сингх Баснят
- Киртиман Сингх Баснят
- Бахтавар Сингх Баснят
- Дхокал Сингх Баснят
- Рана Джанг Панде
- Кунвар Индерджит Сингх
- Субарна Шамшер Рана
- Шер Бахадур Тапа
- Сурья Бахадур Тапа
- Джалак Ман Гандарбха
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хас Арья - это широко используемая терминология в различных средствах массовой информации для обозначения группы. [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] Конституция Непала рассматривает кшетри , такури и саньяси (дашнами) как «хас» для избирательных целей. [13]
- ^ Социолог Р. Н. Саксена определил канетов Кангры и и Гарвала , хоса Джаунсар-Бавара основную часть населения Гарвала и Кумаона (именуемого «Хасией») как потомков хасов . [15] Историк сэр Марк Аурел Штайн далее определил современную общину хаха-раджпутов как народ хас в штате Азад Кашмир в Пакистане. [16] и современный клан Бомба в регионе Карна штата Джамму и Кашмир . [17]
- ^ Историк Бабурам Ачарья существовало два клана Арьи предполагает, что в 3-м тысячелетии до нашей эры на севере Индийского субконтинента ; Аида и Манава . Айда , названные в честь их родины Идавритт (современный Кашмир ), поселились в Пенджабе и на равнине Ганга-Джамуна , а Манава поселилась в Авад регионе Чандраванши, . Цари такие как Бхарата и Юдхиштхир, принадлежали Аиде, в то время как Сурьяванши, цари такие как Рамачандра, принадлежали Манаве . Позже Аида установила власть над Магадом , а Манава - над Видехой . [25]
- ^ ...на крайнем северо-западе Индии, на Гиндукуша и горных массивах к югу, а также в Западном Пенджабе существовала группа племен, одно из которых называлось хаса , которые рассматривались как кшатрии арийского происхождения. . Они говорили на языке, близком к санскриту , но словарный запас которого частично соответствовал словарю Эранской Авесты . Считалось, что они утратили право считаться арийцами и стали млеххами , или варварами, из-за несоблюдения ими правил питья и еды санскритскими народами Индии. и были хорошо известны писателям-классикам, которые отмечали своим особым домом индийский Кавказ Плиния Хасы были воинственным племенем . [28] [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Непальский (нпи)» . Этнолог . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Ричард Бургхарт 1984 , стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б Хадка, Суман (25 февраля 2015 г.). «Рисование кастовых линий» . Катманду Пост .
- ^ «Хас Арья против предоставления квот в госслужбе» . thehimalayantimes.com . 10 ноября 2017 г. Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Выборы в Непале могут, наконец, принести стабильность» . Экономист . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Премьер-министр информирует международное сообщество» . Катманду Пост . Проверено 6 апреля 2018 г.
- ^ «Квотируемая квота» . Непальские времена . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Соседний Непал: еще одна щель в стене» . indianexpress.com . 2 апреля 2018 года . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Оли в балансирующем аватаре» . myrepublica.com . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Непал стремится к единству на своих первых местных выборах за 20 лет» . Азиатский обзор Nikkei . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Уроки для Индии из истории запрета на убой коров в Непале» . Проволока . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ «Как выглядит высший кастовый шовинизм?» . Катманду Пост . 7 апреля 2018 года . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Часть 8 Федерального законодательного органа» . Юридическая комиссия Непала. Архивировано из оригинала 28 апреля 2021 г. Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Хаген и Тапа 1998 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Саксена 2019 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Штейн 1989 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б с д Штейн 1989 , с. 434.
- ^ Jump up to: а б с Джайн и Кардона 2007 , с. 543.
- ^ Jump up to: а б с Саклани 1998 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Уильям Брук Норти и Си Джей Моррис, 1928 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б К.С. Сингх 2005 , с. 851.
- ^ Jump up to: а б с д Дор Бахадур Биста 1991 , стр. 48.
- ^ Jump up to: а б Джон Т. Хичкок 1978 , стр. 112–119.
- ^ Шарма 1999 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с д Ачарья 1975 , с. 199.
- ^ Ачарья 1975 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Pokhrel 1973 , p. 229.
- ^ Грирсон 1916 , с. 17.
- ^ Саксена 2019 , с. 108–109.
- ^ Грирсон 1916 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ханда 2002 , с. 22.
- ^ Прасай, Диргха Радж (27 февраля 2011 г.). «История непальского языка и его значение». Восходящий Непал . Архивировано из оригинала 10 мая 2023 г. Получено 30 ноября 2022 г. - через Educatenepal.
- ^ Дор Бахадур Биста 1991 , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б Шарма 1999 , с. 112.
- ^ Джон Т. Хичкок 1978 , с. 113.
- ^ Ханда 2002 , с. 24-25.
- ^ Ханда 2002 , с. 24.
- ^ Ханда 2002 , стр. 26–28.
- ^ Келли, Томас Л.; Данэм, В. Кэрролл (март 2001 г.). Скрытые Гималаи (PDF) . Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 9780789207227 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2006 г. Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Тхакур 1990 , с. 287.
- ^ Шарма 2019 , с. 706.
- ^ Штейн 1989 , с. 432.
- ^ Штейн 1989 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Ричард Бургхарт 1984 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Дор Бахадур Биста 1991 , стр. 37.
- ^ Ричард Бургхарт 1984 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Ричард Бургхарт 1984 , с. 119.
- ^ Сьюзан Тиме 2006 , с. 83.
- ^ Джон Т. Хичкок 1978 , стр. 116–119.
- ^ Jump up to: а б с Манорма Шарма 1998 , с. 113.
- ^ Святые
- ^ Jump up to: а б с Велптон 2005 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Крук 1896 , с. 253.
- ^ фон Фюрер-Хаймендорф 1966 , с. 189.
- ^ Крук 1896 , с. 254.
- ^ Крук 1896 , с. 255.
- ^ Саксена 2019 , с. 107, 109–111.
- ^ Ричард Бургхарт 1984 , с. 118.
- ^ «История песен Деуда и диалекта Деуда» . Я буду там (на непальском ) Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ Штейн, 1989 и книга VIII (i) стр. 144 .
- ^ Штейн, 1989 и книга VIII, стр. 58,60,96 .
- ^ Jump up to: а б с д Прадхан 2012 , с. 22.
- ^ «BBBB» , Улучшение структурного качества зданий с помощью новых технологий , CRC Press, стр. 520–522, 20 января 2005 г., doi : 10.1201/9780203970843-60 , ISBN 978-0-429-22460-7 , получено 2 июля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ачарья, Бабурам (1975), Бхандари, Деви Прасад (ред.), «Итихас Каалбханда Пахиле» (PDF) , Пурнима , 8 (1), Катманду
- Адхикари, Сурья Мани (1997). Королевство Хаша: трансгималайская империя средневековья . Странно. ISBN 978-81-85693-50-7 .
- Крук, Уильям (1896), Племена и касты северо-западных провинций и Ауда, Том 3 , Калькутта: Управление суперинтенданта государственной печати Индии
- Д. Р. Регми (1965), Средневековый Непал , том. 1, Фирма КЛ Мухопадхьяй
- Дор Бахадур Биста (1991). Фатализм и развитие: борьба Непала за модернизацию . Ориент Блэксван. ISBN 978-81-250-0188-1 .
- Грирсон, Джордж Абрахам (1916). Лингвистический обзор Индии, Том 9, Часть 4 . Том. 9. Офис суперинтенданта государственной типографии, Индия.
- Хаген, Тони; Тапа, Дипак (1998). Непал Тони Хагена: Королевство в Гималаях . Книги Химала.
- Джон Т. Хичкок (1978). «Дополнительный взгляд на кастовую систему Непала». У Джеймса Ф. Фишера (ред.). Гималайская антропология: индо-тибетский интерфейс . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-90-279-7700-7 .
- К.С. Сингх (2005). Народ Индии: Уттар-Прадеш . Антропологическое исследование Индии. ISBN 978-81-7304-114-3 .
- Похрел, Балкришна (1 декабря 1973 г.) [1962], «Древняя хасская культура» (PDF) , Серия исследований Регми , 5 (12): 229–236
- Прадхан, Кумар Л. (2012), Политика Тапа в Непале: с особым упором на Бхима Сена Тапу, 1806–1839 гг ., Нью-Дели: Concept Publishing Company, стр. 278, ISBN 9788180698132
- Ричард Бургхарт (1984). «Формирование концепции национального государства в Непале». Журнал азиатских исследований . 44 (1): 101–125. дои : 10.2307/2056748 . JSTOR 2056748 . S2CID 154584368 .
- Сьюзан Тиме (2006). Социальные сети и миграция: трудовые мигранты Дальнего Запада Непала в Дели . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-9246-3 .
- Уильям Брук Норти; Си Джей Моррис (1928). Гуркхи: их манеры, обычаи и страна . Азиатские образовательные услуги. ISBN 978-81-206-1577-9 .
- Велптон, Джон (2005). История Непала . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521804707 .
- Шарма, Бал Кришна (1999). Происхождение кастовой системы в индуизме и ее актуальность в современном контексте . Индийское общество распространения христианских знаний и издательство Samdan. ISBN 9788172144968 .
- Ханда, ОК (Омаканда) (2002 г.). История Уттаранчала . Нью-Дели: Издательство Indus. ISBN 9788173871344 .
- Джайн, Данеш; Кардона, Джордж (26 июля 2007 г.). Индоарийские языки . Рутледж. ISBN 9781135797119 .
- Саклани, Динеш Прасад (1998). Древние сообщества Гималаев . Индус Паблишинг. ISBN 9788173870903 .
- Саксена, Р.Н. (2019). «Брак и семья в племени полиандроусов хаса Яунсар-Бавара» . У Джорджа Курриана (ред.). Семья в Индии: региональный взгляд . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко. стр. 108–118. ISBN 9783110886757 .
- Манорма Шарма (1998). Племенные мелодии Химачал-Прадеша: народная музыка Гадди . Издательство АПХ. ISBN 9788170249122 .
- Шарма, Мегха (2019), «Регион Кашмир в древней литературе с особым упоминанием племен» (PDF) , Pramana Research Journal , 9 (6): 703–707, ISSN 2249-2976
- Штейн, Марк Аурел (1979) [1900a]. «Хронологические и династические таблицы записей Калханы о королях Кашмира». Раджатарангини Калханы: Хроники королей Кашмира . Том. 1. Мотилал Банарсидасс.
- Штейн, Марк Аурел (1989) [1900]. Раджатарангини Калханы: хроника королей Кашмира, Том 2 (переиздание). Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0370-1 . Проверено 10 июля 2011 г.
- Тхакур, Лаксман С. (1990). «Хаса — раннее индийское племя » В К.К. Кусумане (ред.). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . Публикации Миттала. стр. 100-1 285–293. ISBN 978-81-7099-214-1 .
- Туччи, Джузеппе (1956), Предварительный отчет о двух научных экспедициях в Непале , Книжная компания Дэвида Брауна, ISBN 9788857526843
- фон Фюрер-Хаймендорф, Кристоф (1966), Каста и родственники в Непале, Индии и Цейлоне: антропологические исследования в зонах индуистско-буддийского контакта , Издательство Asia Publishing House