Конституция Непала
Конституция Федеративной Демократической Республики Непал | |
---|---|
![]() | |
Дата вступления в силу | 20 сентября 2015 г |
Расположение | Конституционной ассамблеи Секретариат , Сингха Дурбар , Катманду |
По заказу | Учредительное собрание Непала |
Цель | Установить федерализм в Непале |
![]() |
---|
![]() |
Конституция Непала 2015 года ( непальский : नेपालको संविधान २०७२ ) — действующая правящая Конституция Непала. Непал управляется в соответствии с Конституцией, которая вступила в силу 20 сентября 2015 года и заменила Временную конституцию 2007 года. [1] [2] Конституция Непала разделена на 35 частей, 308 статей и 9 приложений. [3]
Конституция была разработана Вторым Учредительным собранием после того, как Первое Учредительное собрание не смогло разработать конституцию в установленный для него период после разрушительного землетрясения в апреле 2015 года . Конституцию поддержали 90% от общего числа законодателей. Из 598 членов Учредительного собрания 538 проголосовали за конституцию, а 60 человек проголосовали против нее, включая несколько политических партий Тераи, которые воздержались от процесса голосования.
Его институты были созданы в 2010 и 2018 годах посредством серии прямых и непрямых выборов на всех уровнях управления. [4]
История
[ редактировать ]Временная конституция предусматривала создание Учредительного собрания , которому было поручено написать временную конституцию Непала. По условиям Временной конституции новая конституция должна была быть обнародована к 28 апреля 2010 года, но Учредительное собрание отложило обнародование на год из-за разногласий. 25 мая 2011 года Верховный суд Непала постановил, что продление действия Временной конституции в 2010 году было неправомерным. С 29 мая 2011 года Учредительное собрание неоднократно продлевало действие Временной конституции.
28 мая 2012 года Учредительное собрание было распущено после того, как оно не смогло завершить разработку конституции после последнего продления, что положило конец четырехлетним разработкам конституции и оставило страну в правовом вакууме. 19 ноября 2013 года состоялись новые выборы во Второе Учредительное собрание Непала , и политические лидеры пообещали разработать новую конституцию в течение года. Новая ассамблея прямо обязалась обнародовать новую конституцию 22 января 2015 года. Однако из-за сохраняющихся разногласий по ключевым вопросам, включая систему управления, судебную систему и вопросы федерации, такие как количество, название и территории выделяемых штатов, Конституция не могла быть доработана и обнародована вовремя.
Функции
[ редактировать ]Конституция в основном написана в гендерно-нейтральных терминах. Среди его важных аспектов:
- Интернализация суверенного права народа и права на автономию и самоуправление при сохранении свободы, суверенитета, территориальной целостности, национального единства, независимости и достоинства Непала.
- Приверженность конкурентной многопартийной демократической системе управления, гражданским свободам, основным правам, правам человека, избирательному праву взрослых, периодическим выборам, полной свободе прессы, независимой, беспристрастной и компетентной судебной системе и концепции верховенства закона и построению процветающей нации.
- Резолюция к справедливому обществу с защитой и поощрением социальной и культурной солидарности, сосуществования, гармонии и единства в многообразии, одновременно прекращая все формы дискриминации и угнетения и напоминая о жертвах, приносимых время от времени людьми ради национальных интересов и демократии. , прогрессивное изменение славной истории.
- Конституция как основной закон Непала, и каждый человек обязан его соблюдать.
- Непал как независимое, неделимое, суверенное, светское, инклюзивное, демократическое, ориентированное на социализм, федеративное демократическое республиканское государство.
- Защита независимости, суверенитета, территориальной целостности, гражданства, свободы, достоинства Непала и прав непальского народа, безопасности границ, экономического благополучия и процветания как основополагающих принципов национальных интересов; и любое поведение и действие, противоречащее национальным интересам, наказуемы.
- Непальский язык в письменности деванагари является официальным языком Непала, и все языки, на которых говорят в Непале как родные, являются языками нации.
- Правительство Непала (ПН) в течение одного года после вступления в силу Конституции должно создать языковую комиссию с председателем и членами, представляющими штаты.
- Комиссия по языку должна рекомендовать правительству Нидерландов критерии признания официального языка, меры, которые необходимо принять для защиты, продвижения и развития языков, уровни развития родных языков и возможности их использования в образовании.
- Ни один гражданин Непала не может быть лишен права на получение гражданства.
- Обеспечение единого федерального гражданства с государственной принадлежностью.
- Право лица, приобретающего гражданство по происхождению, на получение свидетельства о гражданстве с указанием гендерной идентичности на имя его матери или отца.
- Предоставление нерезидентского гражданства Непала для лица, которое приобрело гражданство иностранного государства, проживало в стране, отличной от государства-члена СААРК, и которое или чей отец или мать, дедушка или бабушка ранее были непальцами гражданин по происхождению или рождению, но впоследствии приобрел иностранное гражданство, что дает такому лицу экономические, социальные и культурные права в соответствии с федеральным законом.
- Различные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, гарантированные в качестве основных прав: права на достойную жизнь, свободу, равенство, общение, правосудие, собственность, свободу религии, информацию, неприкосновенность частной жизни, язык и культуру, трудоустройство, труд, чистую окружающую среду. , образование, здравоохранение, питание, жилье, социальная справедливость, социальное обеспечение и конституционные средства защиты, права против эксплуатации, пыток, превентивного задержания, неприкасаемости, дискриминации и изгнания, а также права женщин, детей, далитов, пожилых людей, потребителей и жертв преступление.
- Государство обязано принять необходимые законодательные меры в течение трех лет с момента вступления в силу Конституции для реализации этих прав.
- Обеспечение позитивных действий для защиты, расширения прав и возможностей или развития граждан, включая социально или культурно отсталых женщин, далитов, коренные народы, коренные национальности, мадхеси, тару, мусульмане, угнетенный класс, класс пичхада, меньшинства, маргинализированные люди, фермеры, рабочие, молодежь, дети, пожилые люди, гендерные и сексуальные меньшинства, люди с ограниченными возможностями, беременные, недееспособные или беспомощные, отсталые регионы и экономически бедные Кхас Арья .
- Обязанности граждан защищать гражданство, суверенитет и целостность Непала, быть верными нации, соблюдать Конституцию и законы, нести обязательную службу, когда и когда этого требует государство, а также защищать и продвигать общественную и национальную собственность.
- Политическая цель государства заключается в укреплении свободы, суверенитета, территориальной целостности и независимости Непала посредством взаимного федерализма на основе сотрудничества и включения принципа пропорционального участия в системе управления на основе местной автономии и децентрализации.
- Социальная и культурная цель государства заключается в укреплении национального единства путем поддержания социальной сплоченности, солидарности и гармонии при признании культурного разнообразия; и его экономическая цель состоит в развитии независимой и процветающей экономики, ориентированной на социализм.
- Определение политики национального единства и национальной безопасности, политической системы и системы управления государством, социальных и культурных преобразований, экономики, промышленности и торговли, сельского хозяйства и земельных реформ, развития, защиты, поощрения и использования природных ресурсов, основных потребностей граждан. , труд и занятость, социальная справедливость и инклюзивность, правосудие и пенитенциарная система, туризм и международные отношения.
- Государство обязано создать процветающую и богатую страну, защищая и поощряя основные права и права человека, следуя директивным принципам государства и постепенно реализуя политику государства, сохраняя в неприкосновенности свободу, суверенитет, территориальную целостность и независимость Непала.
- Правительство Индии должно представлять президенту ежегодный отчет, содержащий информацию о предпринятых шагах и достижениях в реализации принципов директив, политики и обязательств государства.
- Основная структура Непала состоит из трех уровней: федерации, штата и местного уровня.
- Образование семи штатов на уровне штатов, их названия и столицы определяются большинством в две трети голосов соответствующего собрания штатов.
- Законодательная власть местного уровня будет передана сельскому собранию и муниципальному собранию.
- Исключительные и совпадающие полномочия уровня Федерации, штата и местного уровня перечислены в Перечнях, а остальная часть полномочий принадлежит Федерации.
- Президент, глава государства , избирается коллегией выборщиков, состоящей из членов Федерального парламента и ассамблей штатов.
- Президент и вице-президент должны быть представителями разного пола или сообщества.
- Лицо, уже дважды избранное Президентом, лишается права быть кандидатом в Президенты.
- Многопартийная, конкурентная, федеральная демократическая республиканская парламентская система, основанная на плюрализме как форме правления.
- Исполнительная власть Непала принадлежит Совету министров в соответствии с Конституцией и законом.
- Президент должен назначить лидера парламентской партии политической партии, имеющей большинство в Палате представителей, премьер-министром и сформировать Совет министров под его/ее председательством.
- Федеральный совет министров не должен превышать 25 министров, включая премьер-министра.
- Лицо, проигравшее на выборах в тогдашнюю Палату представителей, не имеет права быть назначенным министром в течение срока полномочий такой Палаты представителей.
- Вотум недоверия не может быть вынесен до первых двух лет после назначения премьер-министра, и в таком предложении также следует упомянуть члена, предложенного на пост премьер-министра.
- Федеральный законодательный орган, состоящий из двух палат, известных как Палата представителей, и Национальной ассамблеи, называемой Федеральным парламентом.
- Палата представителей состоит из 275 членов: 165 членов, избранных по мажоритарной избирательной системе, и 110 членов по пропорциональной избирательной системе.
- При выдвижении кандидатов от политических партий для избрания в Палату представителей по пропорциональной избирательной системе должно быть обеспечено представительство на основе закрытого списка также женщин, далитов , коренных народов, хас арья , мадхеси , тару , мусульман и отсталых народов. регионы, по численности населения, также составляют географический и территориальный баланс.
- Не менее одной трети общего числа членов, избранных от каждой политической партии, представленной в федеральном парламенте, должны составлять женщины.
- Национальная ассамблея, как постоянная палата, состоит из 59 членов, из них восемь членов, в том числе не менее трех женщин, избираемых от каждого штата, всего 56 человек, и трех членов, в том числе не менее одной женщины, номинируемых президентом по рекомендации правительства Северной Кореи. .
- Выборы должны проводиться таким образом, чтобы одна женщина была назначена на должность спикера и заместителя спикера Палаты представителей, а также одна женщина на должность председателя и заместителя председателя Национальной ассамблеи.
- Обеспечение независимой, компетентной и единой судебной власти в Непале.
- Три уровня судов: Верховный суд, один Высокий суд в каждом штате и один окружной суд в каждом округе.
- Верховный суд должен состоять максимум из 20 судей, помимо главного судьи.
- Создание одной Конституционной коллегии в Верховном суде в составе пяти судей Верховного суда, включая главного судью.
- Каждый Высокий суд должен состоять из такого количества судей, помимо главного судьи, как это предусмотрено Федеральным законом.
- Положение о создании других специализированных судов, судебных органов или трибуналов для рассмотрения и разрешения конкретных типов и характера дел.
- Любое уголовное преступление, влекущее лишение свободы на срок более одного года, не подлежит юрисдикции иного органа, кроме суда, специализированного суда, военного суда или судебного органа.
- Обеспечение формы правления в Штатах аналогичной форме правления в Федерации.
- Предоставление главы государства в каждом штате в качестве представителя правительства Индии, назначаемого президентом.
- Лидер парламентской партии, обладающей большинством в Государственной ассамблее, назначается главой государства в качестве главного министра, а Государственный совет министров создается под его или ее председательством.
- Государственный совет министров не должен превышать 20 процентов от общего числа членов Государственного собрания, включая главного министра.
- Вотум недоверия не может быть представлен до истечения двух лет после назначения Главного министра, а имя члена, предложенного на пост Главного министра, должно быть упомянуто в вотуме недоверия.
- Каждый штат имеет однопалатный законодательный орган, называемый Ассамблеей штата. Ассамблея штата имеет право разрабатывать законы, хотя для их утверждения требуется согласие главы государства.
- Каждая ассамблея штата состоит из членов в количестве, вдвое превышающем число членов, избранных в Палату представителей от соответствующего штата, в соответствии с избирательной системой, прошедшей первый пост, которая считается равной 60 процентам, а остальные 40 процентов. процентов членов, избираемых по пропорциональной избирательной системе.
- Исполнительная власть местного уровня принадлежит сельской и муниципальной исполнительной власти.
- Каждый деревенский руководитель должен состоять из председателя, заместителя председателя, председателя прихода, четырех женщин-членов и двух членов от общин далитов или меньшинств, избираемых деревенской ассамблеей.
- Каждый муниципальный исполнительный орган должен состоять из мэра, заместителя мэра, председателей округов, пяти женщин-членов и трех членов от общин далитов или меньшинств, избираемых муниципальной ассамблеей.
- Окружная ассамблея отвечает за координацию между сельскими органами и муниципалитетами округа.
- Окружная ассамблея, состоящая из председателей и заместителей председателей сельских руководителей, а также мэров и заместителей мэров муниципальных руководителей округа.
- Окружная ассамблея должна избрать Окружной координационный комитет, состоящий максимум из девяти членов, включая одного вождя, одного заместителя вождя, не менее трех женщин и не менее одного далита или представителя меньшинства.
- Каждый сельский орган должен состоять из одной сельской ассамблеи, состоящей из председателя и заместителя председателя сельской администрации, председателей приходов и четырех человек, избранных от каждого прихода.
- Предусмотрено представительство не менее двух женщин от каждого округа в Сельском собрании.
- Каждое муниципальное собрание должно состоять из мэра и заместителя мэра муниципальной исполнительной власти, председателей округов и четырех человек, избранных от каждого округа.
- Положение о представительстве не менее двух женщин от каждого округа в Муниципальной ассамблее.
- Федеральный закон должен применяться ко всей территории Непала или, если необходимо, к любой ее части, а закон штата применим ко всей или, при необходимости, к любой части территории штата.
- Отношения между Федерацией, штатом и местным уровнем должны основываться на принципах сотрудничества, сосуществования и координации.
- Государство должно оказывать помощь в исполнении правовых положений, судебных и административных решений или распоряжений другого государства.
- Предоставление государству обмениваться информацией и консультироваться с другим государством по вопросам, представляющим общий интерес и интерес, координировать друг друга в своей деятельности и законодательстве и оказывать взаимную помощь.
- Штат обязан обеспечивать в соответствии со своим законодательством равную безопасность, обращение и льготы жителям другого штата.
- Федеральный парламент должен принять необходимые законы для поддержания координации между уровнем Федерации, штата и местным уровнем.
- Запрет на создание препятствий для перевозки товаров или оказания услуг на уровне штата или местного уровня или на уровне штата или местного уровня на другой уровень штата или на местном уровне, или на взимание с них налогов, сборов или сборов, или на любую дискриминацию при перевозке или расширение таких услуг или товаров.
- Для разрешения споров политического характера между Федерацией и штатом и между штатами должен быть сформирован Межгосударственный совет, в состав которого войдут премьер-министр в качестве председателя и министр внутренних дел, министр финансов и главные министры соответствующих штатов в качестве его членов.
- Создание различных конституционных комиссий: Национальной комиссии по природным ресурсам и фискальной политике, Национальной комиссии по делам женщин, Национальной комиссии далитов, Национальной комиссии по инклюзивности, Комиссии коренных народов, Комиссии мадхеси, Комиссии Тару и Мусульманской комиссии, в дополнение к уже существующим комиссиям: Комиссия по расследованию Злоупотребление полномочиями, Генеральный аудитор, Комиссия по государственной службе, Избирательная комиссия и Национальная комиссия по правам человека.
- Никакие поправки не могут быть внесены в Конституцию таким образом, чтобы наносить ущерб суверенитету, территориальной целостности, независимости Непала и суверенитету, принадлежащему народу.
- В случае, если законопроект о внесении поправок в конституцию связан с изменением границ или полномочий какого-либо штата, спикер или председатель соответствующей палаты должен направить этот законопроект в Ассамблею штата для ее согласия в течение тридцати дней после его принятия. для внесения в Федеральный парламент, и такой законопроект должен быть представлен в Федеральный парламент только в том случае, если он одобрен большинством в Ассамблее штата.
- Законопроект об изменении или отмене любой статьи настоящей Конституции, внесенный в любую из Палат Федерального Парламента, должен быть опубликован для сведения широкой общественности в течение тридцати дней с момента его внесения в эту Палату.
- Лицо, имеющее гражданство Непала по происхождению, имеет право быть избранным, номинировано или назначено на должность президента, вице-президента, премьер-министра, главного судьи, спикера Палаты представителей, главы государства, главного министра, спикера собрания штата. и начальник органа безопасности.
- Гражданин Непала, имеющий иностранный постоянный вид на жительство, не имеющий права быть избранным, выдвигаемым или назначенным на должность, подлежащую избранию, выдвижению или назначению.
- Назначения на должности конституционных органов и органов, а также послов Непала и специальных эмиссаров должны производиться на основе принципа инклюзивности.
- Полномочия заключать договоры или соглашения принадлежат Федерации. При заключении договора или соглашения по вопросу, включенному в список штатов, правительство Индии должно консультироваться с заинтересованным государством.
- Полномочия Государственного совета министров с согласия правительства Северной Кореи могут заключать договорные соглашения по финансовым и промышленным вопросам.
- Столица Непала расположится в Катманду; Столица штата должна быть определена большинством в две трети собрания соответствующего штата, и до принятия этого решения дела штата должны вестись через место, указанное правительством Непала.
- Ipso facto преобразование Учредительного собрания, существовавшего на момент вступления в силу Конституции, в Законодательный орган-парламент после ее вступления в силу, и срок полномочий такого Законодательного собрания-парламента должен существовать до 7 Мага 2074 года.
- Продолжение службы судей, работающих в судах, и должностных лиц конституционных органов, существовавших на момент вступления в силу Конституции.
Преамбула
[ редактировать ]Преамбула конституции Непала гласит следующее: [5]
По-английски :
«Мы, суверенный народ Непала,
реализация суверенного права народа и права на автономию и самоуправление при сохранении свободы, суверенитета, территориальной целостности, национального единства, независимости и достоинства Непала,
напоминая славную историю исторических народных движений, вооруженных конфликтов, самоотверженности и жертв, приносимых непальским народом время от времени ради интересов нации, демократии и прогрессивных перемен, а также уважения мучеников, пропавших без вести и пострадавших граждан,
прекращение всех форм дискриминации и угнетения, созданных феодальной, автократической, централизованной, унитарной системой управления, защита и развитие социальной и культурной солидарности, терпимости и гармонии, а также единства в многообразии путем признания многоэтнического, многоязычного, многоязычного религиозные, мультикультурные и разнообразные региональные особенности, решая построить эгалитарное общество, основанное на принципах пропорциональности, инклюзивности и участия, чтобы обеспечить экономическое равенство, процветание и социальную справедливость, путем устранения дискриминации по признаку класса, касты, региона, языка, религии и пол, а также все формы неприкасаемости по кастовому признаку, и
приверженность социализму, основанному на демократических нормах и ценностях, включая народную конкурентную многопартийную демократическую систему управления, гражданские свободы, основные права, права человека, избирательное право взрослых, периодические выборы, полную свободу прессы, а также независимую, беспристрастную и компетентную судебную систему. и концепцию верховенства закона и построить процветающую нацию,
настоящим примите и провозгласите настоящую Конституцию через Учредительное собрание, чтобы реализовать стремление к устойчивому миру, хорошему управлению, развитию и процветанию через федеральную, демократическую, республиканскую систему управления».
На непальском : [6]
« Мы суверенный народ Непала;
Сохранение независимости, суверенитета, географической целостности, национального единства, независимости и самоуважения Непала, одновременно соблюдая суверенные права, автономию и самоуправление народа;
Память о славной истории исторического народного движения, вооруженной борьбы, жертв и жертв, а также почитание мучеников, пропавших без вести и пострадавших граждан во имя национальных интересов, демократии и прогрессивных перемен;
Прекращение всех форм дискриминации и угнетения, создаваемых феодальными, деспотическими, централизованными и унитарными государственными системами;
Защита и содействие единству многообразия, социокультурной солидарности, терпимости и гармонии путем учета многорасовых, многоязычных, многорелигиозных, многокультурных и географически разнообразных особенностей; Принимая решение положить конец классовой, этнической, региональной, языковой, религиозной, гендерной дискриминации и всем формам этнической неприкасаемости, чтобы обеспечить экономическое равенство, процветание и социальную справедливость, а также построить справедливое общество, основанное на принципах пропорционального включения и участия;
Построить процветающую нацию, будучи приверженцами социализма, основанного на демократических ценностях и убеждениях, включая концепцию конкурентной многопартийной демократической системы управления, гражданские свободы, основные права, права человека, избирательное право детей, периодические выборы, полную свободу пресса и независимая, справедливая и компетентная судебная система и концепция правового государства;
Мы издаем эту конституцию после принятия ее Учредительным собранием для реализации стремлений к устойчивому миру, хорошему управлению, развитию и процветанию через федеральную демократическую республиканскую систему управления . "
Предыдущие конституции Непала
[ редактировать ]За 68-летнюю историю конституционного развития до принятия этой Конституции в Непале в разные периоды времени было принято 6 различных конституций, причем предыдущие конституции были приняты в 1948, 1951, 1959, 1962, 1990 и 2007 годах.
Закон о правительстве Непала 1948 года
[ редактировать ]В 2004 году Бикрам Самбат был принят Закон о правительстве Непала . С середины девятнадцатого века в стране существовала монархия, в которой премьер-министры из династии Рана имели полный контроль над делами государства. Документ 1948 года ( Наша Эра ) ввел ограниченные демократические элементы, но эксперимент не увенчался успехом из-за опасений правителей Раны отдавать власть. Эта конституция была провозглашена 26 января 1948 года премьер-министром Падмой Шумшером . Конституция была разработана под председательством Падмы Шумшера, и три индийских ученых помогли ему подготовить этот документ. Тремя индийскими учеными, внесшими свой вклад в его написание, были Пракаш Гупта , Рагхунатх Сингх и Рам Югра Сингх . Состоял из 6 частей, 68 статей и 1 приложения.
Закон о временном правительстве Непала 1951 года
[ редактировать ]Закон о временном правительстве Непала 1951 года был обнародован после революции 1951 года в конце периода Рана. Этот текст укрепил власть короля и ввел соответствующие реформы, такие как создание Верховного суда и включение основных прав и социально-экономических целей, которые должно преследовать государство. Эта конституция была обнародована 11 апреля 1951 года королем Трибхуваном . Состоял из 7 частей, 73 статей и 1 приложения.
Конституция Королевства Непал, 1959 г.
[ редактировать ]Конституция Королевства Непал 1959 года следовала ранее упомянутому временному тексту. Несмотря на создание двухпалатного парламента, король продолжал обладать важными полномочиями, такими как прерогатива назначать половину членов Сената и приостановка работы парламента при определенных обстоятельствах. Эта конституция была разработана под председательством Бхагавати Пад Сингха . В комиссию по разработке конституции входили такие члены, как Сурья Пад Упадхьяя , Ранабир Субба , Хари Прашад Джоши . Сэр Айвор Дженнингс был советником этого комитета. Эта конституция была обнародована 12 февраля 1959 года. Она состояла из 10 частей, 77 статей и 3 приложений.
Конституция Непала 1962 г.
[ редактировать ]Демократический эксперимент был недолгим, поскольку в 1962 году была принята новая конституция, ликвидировавшая политические партии и введшая систему панчаятов . В этой модели панчаяты представляли собой советы, организованные на местном уровне, предположительно для обеспечения представительства граждан. Однако король обладал гораздо более сильной властью, чем при режиме 1959 года, и мог изменить конституцию или приостановить ее действие в случае чрезвычайной ситуации . Эта конституция была обнародована 16 декабря 1962 года королем Махендрой. Он состоял из 20 частей, 97 статей и 6 приложений.
Конституция Королевства Непал, 1990 г.
[ редактировать ]В 1990 году первое Джана Андолан , Народное восстание, вернуло многопартийную демократию в Непал. Конституция Королевства Непал 1990 года сняла запрет на политические партии, описала демократическую представительную систему, при которой власть короля была ограничена, и закрепила основные права. Хотя конституция 1990 года существенно усилила демократический характер государства по сравнению с режимом Панчаята , критики утверждали, что этот текст не адекватно представлял все слои общества, хотя Непал был многокультурной страной, где сосуществовали различные социальные группы. Эта конституция была обнародована 9 ноября 1990 года королем Бирендрой. Он состоял из 23 частей, 133 статей и 3 приложений. Эта конституция была отменена действующей конституцией Непала.
Временная конституция Непала, 2007 г.
[ редактировать ]Опять же, после демократического движения 2007 года в Непале, в 2007 году была обнародована Временная конституция Непала. Эта конституция была обнародована 15 января 2007 года. Она состояла из 25 частей, 167 статей и 4 приложений. В нем есть статьи о гражданстве, основных правах, обязанностях, директивных принципах и политике государства, исполнительной власти, законодательного парламента, Учредительного собрания, законодательной процедуры, финансовой процедуры, судебной власти, Комиссии по расследованию злоупотреблений властью. , Генеральный аудитор, Комиссия по государственной службе, Избирательная комиссия, Национальная комиссия по правам человека, Генеральный прокурор, структура государственного и местного самоуправления, политические партии, чрезвычайные полномочия, положения, касающиеся армии, поправки к Конституции и переходный период. положения.
Части
[ редактировать ]Конституция состоит из 35 частей:
- Предварительный
- Гражданство
- Основные права и обязанности
- Директивные принципы, политика и обязанности государства
- Структура государства и распределение государственной власти
- Президент и Вице-президент
- Федеральный исполнительный орган
- Федеральный законодательный орган
- Федеральная законодательная процедура
- Федеральные финансовые процедуры
- судебная власть
- Генеральный прокурор
- Провинциальный исполнительный директор
- Законодательное собрание провинции
- Провинциальная законодательная процедура
- Финансовые процедуры провинции
- Местный руководитель
- Местный законодательный орган
- Местная финансовая процедура
- Взаимоотношения между Федерацией, провинциями и местными уровнями
- Комиссия по расследованию злоупотреблений полномочиями
- Генеральный аудитор
- Комиссия по государственной службе
- Избирательная комиссия
- Национальная комиссия по правам человека
- Национальная комиссия по природным ресурсам и фискальной политике
- Другие комиссии
- Положение о национальной безопасности
- Положение, касающееся политических партий
- Аварийное питание
- Поправка к Конституции
- Разнообразный
- Переходные положения
- Определения и интерпретации
- Краткое название, начало и отмена
Положения о гражданстве
[ редактировать ]Условия, которые необходимо выполнить, чтобы стать гражданином Непала, изложены ниже ( скопировано из раздела 11, часть 2, Конституции Непала, 2015 г.) (окончательный вариант)
(1) Лица, которые приобрели гражданство Непала в момент вступления в силу настоящей Конституции, и лица, которые имеют право на получение гражданства Непала в соответствии с настоящей Частью, считаются гражданами Непала.
(2) Следующие лица, имеющие постоянное место жительства в Непале, считаются гражданами Непала по происхождению:
- Лицо, получившее гражданство Непала по происхождению до вступления в силу настоящей конституции.
- Любое лицо, чей отец или мать были гражданином Непала на момент рождения такого человека.
(3) Ребенок гражданина, получившего гражданство Непала по рождению до вступления в силу настоящей Конституции, имеет право на непальское гражданство по происхождению, если его/ее отец и мать являются гражданами Непала. достижения совершеннолетия.
(4) Каждый ребенок, обнаруженный в Непале, местонахождение которого не известно, отцовство и материнство которого неизвестно, до тех пор, пока не будут установлены мать или отец, считается гражданином Непала по происхождению.
(5) Лицу, рожденному от матери-гражданки Непала и проживающему в Непале, но отец которого не установлен, должно быть предоставлено непальское гражданство по происхождению.
При этом в случае признания его отцом иностранца гражданство такого лица преобразуется в натурализованное гражданство в соответствии с федеральным законом.
(6) Если иностранка, вышедшая замуж за гражданина Непала, того пожелает, она может получить натурализованное гражданство Непала, как это предусмотрено федеральным законом.
(7) Несмотря ни на что, содержащееся в других частях настоящей статьи, в случае, если лицо, родившееся от гражданки Непала, состоящей в браке с иностранным гражданином, оно/она может получить натурализованное гражданство Непала, как это предусмотрено федеральным законом, если он/она имеет постоянное место жительства в Непале и он/она не приобрели гражданство иностранного государства.
При условии, что если его/ее отец и мать оба являются гражданами Непала на момент приобретения гражданства, он/она, родившийся в Непале, может получить гражданство по происхождению.
(8) За исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, Правительство Непала может предоставить натурализованное гражданство Непала в соответствии с федеральным законом.
(9) Правительство Непала может предоставить почетное гражданство в соответствии с федеральным законом.
(10) В случае присоединения какой-либо территории к Непалу путем слияния лица, имеющие место жительства на такой территории, должны быть гражданами Непала в соответствии с федеральным законом.
Основные права, гарантированные Конституцией (Часть 3)
[ редактировать ]Конституция Непала гарантирует 31 фундаментальное право в части 3 (Основные права и обязанности). Они есть
- Право на достойную жизнь (статья 16)
- Право на свободу (статья 17)
- Право на равенство (статья 18)
- Право на общение (статья 19)
- Права, связанные с правосудием (статья 20)
- Право жертвы преступления (статья 21)
- Право против пыток (статья 22)
- Право на превентивное заключение (статья 23)
- Право на неприкасаемость и дискриминацию (статья 24)
- Право, связанное с собственностью (статья 25)
- Право на свободу религии (статья 26)
- Право на информацию (статья 27)
- Право на неприкосновенность частной жизни (статья 28)
- Право против эксплуатации (статья 29)
- Право на чистую окружающую среду (статья 30)
- Право, касающееся образования (статья 31)
- Право на язык и культуру (статья 32)
- Право на труд (статья 33)
- Право на труд (статья 34)
- Право, касающееся здоровья (статья 35)
- Право, касающееся продуктов питания (статья 36)
- Право на жилище (статья 37)
- Права женщин (статья 38)
- Права ребенка (статья 39)
- Права далитов (статья 40)
- Права пожилых граждан (статья 41)
- Право на социальную справедливость (статья 42)
- Право на социальное обеспечение (статья 43)
- Право потребителя (статья 44)
- Право на изгнание (статья 45)
- Право на конституционные средства правовой защиты (статья 46)
Конституционные органы
[ редактировать ]Конституционные органы Непала образуют части 21–27:
- Комиссия по расследованию злоупотреблений полномочиями (CIAA) (Часть 21)
- Управление Генерального аудитора (Часть 22)
- Комиссия по государственной службе (Часть 23)
- Избирательная комиссия (часть 24)
- Национальная комиссия по правам человека (Часть 25)
- Национальная комиссия по природным ресурсам и фискальной политике (Часть 26)
- Прочие комиссии (Часть 27):
- Национальная женская комиссия
- Национальная комиссия далитов
- Национальная комиссия по инклюзивности
- Национальная комиссия аборигенов
- Комиссия Мадхеси
- Комиссия Тару
- Мусульманская комиссия
Расписания
[ редактировать ]В Конституции имеется 9 графиков:
- Непальский национальный флаг
- Государственный гимн Непала
- Герб Непала
- Провинции и районы внутри провинций
- Список федеральных полномочий/юрисдикций
- Список провинциальных полномочий/юрисдикций
- Список параллельных (федеральных и провинциальных) полномочий/юрисдикций
- Список полномочий/юрисдикции на местном уровне
- Список параллельных полномочий/юрисдикций для федерации, провинции и местного уровня
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Президент обнародует Конституцию Непала 2072 года» . kathmandupost.ekantipur.com . Архивировано из оригинала 9 июля 2019 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «През Ядав объявляет о вступлении в силу Конституции Непала 2072 года» . kathmandupost.ekantipur.com . Архивировано из оригинала 9 июля 2019 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «Конституция Непала – Юридическая комиссия Непала» . Lawcommission.gov.np . Архивировано из оригинала 16 мая 2020 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «Восходящий Непал: Федеральная конституция Непала пусть развивается на практике» . therisingnepal.org.np . Архивировано из оригинала 9 июля 2019 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Юридическая комиссия Непала. «Министерство здравоохранения и народонаселения, правительство Непала» (PDF) . Министерство здравоохранения и народонаселения (официальный сайт) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2018 г. Проверено 8 января 2022 г.
- ^ Юридическая комиссия Непала. «Конституция Непала» . Юридическая комиссия Непала . Архивировано из оригинала 8 января 2022 года . Проверено 8 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Новости Би-би-си. Почему новая конституция Непала вызывает споры? . 19 сентября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституция Непала 2072 г. BS
- Учредительное собрание Непала
- Центр конституционного диалога в Wayback Machine (архивировано 30 января 2009 г.) - в Катманду предлагает широкий спектр новостей и другой информации о процессе разработки конституции на английском и непальском языках.
- Теология в основе конституционного кризиса Непала – Lapido Media 26.05.2010
- Концептуальные документы Учредительного собрания Непала в Wayback Machine (архивировано 3 февраля 2014 г.)
- Окончательная временная конституция Непала 2063 г. (2007 г.) - на английском и непальском языках на сайте worldstatesmen.org.
- Окончательная временная конституция Непала 2063 г. (2007 г.) - в Верховном суде Непала (на непальском языке)
- Конституция Королевства Непал 2047 г. (1990 г.) в Wayback Machine (архивировано 3 июня 2008 г.)
- «Конституция Непала 1990 года: предварительные соображения» в веб-архивах Библиотеки Конгресса (заархивировано 17 ноября 2001 г.) - Эллингсон, Т., Бюллетень гималайских исследований , Техасский университет, Vol. XI, № 1–3, 1991.
- «Конституция Непала» (PDF) . Wipo.int . 20 сентября 2015 г.