Конституция Узбекистана
![]() |
---|
Правительство |
![]() |

Конституция Узбекистана ( узбекский : Oʻzbekiston Respublikasing Konstitutsiyasi, Ўзбекистон Республикасининг Конституции ) была принята 8 декабря 1992 года на 11-й сессии Верховного Совета Узбекистана. Она заменила Конституцию Республики Узбекистан 1978 года . Это высший закон Республики Узбекистан (статья 15). Конституция Узбекистана состоит из шести частей и разделена на 26 глав.
Обзор
[ редактировать ]Конституция Узбекистана номинально предусматривает разделение властей между сильной президентской властью, законодательной властью ( Верховное собрание Узбекистана или Олий Мажлис ) и судебной властью.
Президент Узбекистана , избираемый прямым голосованием на пятилетний срок, который может быть продлен один раз, является главой государства и наделен конституцией высшей исполнительной властью. Как главнокомандующий вооруженными силами Президент может объявить чрезвычайное положение или войну. Президент уполномочен выдвигать кандидатуру премьер-министра на рассмотрение палат Олий Мажлиса, назначать полный состав кабинета министров и судей трех национальных судов при условии одобрения Олий Мажлиса , а также назначать всех членов Олий Мажлиса. низшие суды. Президент также имеет право распустить парламент, что фактически сводит на нет право вето Олий Мажлиса на кандидатуры президента в ситуации борьбы за власть. [1]
150 депутатов Законодательной палаты (нижней палаты) двухпалатного Олий Мажлиса , высшего законодательного органа, избираются сроком на пять лет. Орган может быть распущен Президентом с согласия Конституционного Суда; поскольку этот суд назначается президентом, положение об увольнении сильно смещает баланс сил в сторону исполнительной власти. , состоящий из 100 членов, Сенат включает 16 человек, назначенных непосредственно президентом. Олий Мажлис принимает законы, которые могут быть инициированы Президентом, в парламенте, высшими судами, генеральным прокурором (высшим должностным лицом правоохранительных органов страны) или правительством Автономной Республики Каракалпакстан . также должен ратифицировать международные договоры, указы президента и положения о чрезвычайном положении Помимо законодательства, Олий Мажлис . [1]
Национальная судебная система включает Конституционный суд , Верховный суд и Высший экономический суд. Системы судов низшей инстанции существуют на областном, районном и городском уровнях. Судьи всех уровней назначаются Президентом и утверждаются Олий Мажлисом . Номинально независимые от других ветвей власти, суды остаются под эффективным контролем исполнительной власти. Как и в системе советской эпохи, генеральный прокурор и его региональные и местные эквиваленты являются одновременно главными прокурорами государства и главными следователями по уголовным делам, что ограничивает досудебные права обвиняемых. [1]
Часть I. Основополагающие принципы
[ редактировать ]Глава 1. Государственный суверенитет
[ редактировать ]- Статья 1 :Узбекистан – суверенная демократическая республика. Оба названия государства – Республика Узбекистан и Узбекистан – равнозначны.
- Статья 2 :Государство должно выражать волю народа и служить его интересам. Государственные органы и должностные лица подотчетны обществу и гражданам.
- Статья 3 :
- Республика Узбекистан определяет свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, структуру государственной власти и управления, проводит независимую внутреннюю и внешнюю политику.
- Государственная граница и территория Узбекистана нерушимы и неделимы.
- Статья 4 :Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский. Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям всех национальностей и этносов, проживающих на ее территории, и создает условия, необходимые для их развития.
- Статья 5 :Республика Узбекистан имеет государственные символы - флаг, герб и гимн, утвержденные законом.
- Статья 6 :Столицей Республики Узбекистан является город Ташкент.
Глава 2. Демократия
[ редактировать ]- Статья 7 :Народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на это Конституцией Республики Узбекистан и законами, принятыми на ее основе. Любой захват полномочий, принадлежащих государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов государственной власти в нарушение установленного Конституцией порядка, а также образование новых или параллельных органов государственной власти признаются неконституционными и наказуемыми. по закону.
- Статья 8 :Народ Узбекистана состоит из граждан Республики Узбекистан независимо от их национальности.
- Статья 9 :Важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение и ставятся на прямое голосование народа (референдум). Порядок проведения референдумов определяется законом.
- Статья 10 : От имени народа Узбекистана могут действовать только Национальное собрание ( Олий Мажлис ) и Президент республики, избранные народом. Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельный человек не могут выступать от имени народа Узбекистана.
- Статья 11 :Государственная власть в Узбекистане разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
- Статья 12 :Общественная жизнь в Республике Узбекистан развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Ни одна идеология не может быть признана государственной идеологией.
- Статья 13 :Демократия в Республике Узбекистан основана на общечеловеческих принципах, которые придают высшую ценность человеку, человеческой жизни, свободе, чести, достоинству и другим неотъемлемым правам. Демократические права и свободы охраняются Конституцией и законами.
- Статья 14 :Государство основывает свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благополучия человека и общества.
Глава 3. Верховенство Конституции и закона
[ редактировать ]- Статья 15 :Конституция и законы Республики Узбекистан имеют абсолютную верховенство в Республике Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения и граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.
- Статья 16 :Ни одно из положений настоящей Конституции не может быть истолковано таким образом, что это наносит ущерб правам и интересам Республики Узбекистан. Ни один из законов и нормативных правовых актов не может противоречить нормам и принципам, установленным Конституцией.
Глава 4. Внешняя политика
[ редактировать ]- Статья 17 :
- Республика Узбекистан имеет полноправные права в международных отношениях. Ее внешняя политика основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы ее применения, нерушимости границ, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела других государств и других общепризнанных принципов. признанные нормы международного права.
- Республика может образовывать союзы, вступать или выходить из союзов и других межгосударственных организаций исходя из высших интересов государства и народа, его благополучия и безопасности.
Часть II. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
[ редактировать ]Глава 5. Общие положения
[ редактировать ]- Статья 18 :
- Все граждане Республики Узбекистан имеют равные права и свободы и равны перед законом без дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и социального положения.
- Любые привилегии могут предоставляться исключительно законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
- Статья 19 :И граждане Республики Узбекистан, и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, установленные Конституцией и законами, неотчуждаемы. Никто не вправе отказать гражданину в его правах и свободах или ущемить их иначе как по приговору суда.
- Статья 20 :Осуществление прав и свобод гражданином не должно ущемлять законные интересы, права и свободы других граждан, государства или общества.
Глава 6. Гражданство
[ редактировать ]- Статья 21 :В Республике Узбекистан устанавливается единое гражданство на всей ее территории. Гражданство в Республике Узбекистан равно для всех независимо от оснований его приобретения. Каждый гражданин Республики Каракалпакстан является гражданином Республики Узбекистан. Основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются законом.
- Статья 22 :Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту всем своим гражданам как на территории республики, так и за ее пределами.
- Статья 23 :
- Иностранным гражданам и лицам без гражданства во время пребывания на территории Республики Узбекистан гарантируются права и свободы в соответствии с нормами международного права.
- Они выполняют обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами, подписанными Республикой Узбекистан.
Глава 7. Личные права и свободы
[ редактировать ]- Статья 24 :Право на существование является неотъемлемым правом каждого человека. Покушение на чью-либо жизнь признается тягчайшим преступлением.
- Статья 25 :Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Никто не может быть арестован или заключен под стражу иначе, как на законных основаниях.
- Статья 26 :Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Такому лицу гарантируется право на защиту в ходе открытого судебного разбирательства. Никто не может подвергаться пыткам, насилию или другому жестокому или унизительному обращению. Никто не может быть подвергнут никаким медицинским или научным экспериментам без его согласия.
- Статья 27 :
- Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь, достоинство, вмешательства в его частную жизнь, гарантируется неприкосновенность жилища.
- Никто не может проникнуть в жилище, произвести обыск или осмотр, а также нарушить тайну переписки и телефонных разговоров иначе как на законных основаниях и в порядке, установленном законом.
- Статья 28 :Любой гражданин Республики Узбекистан имеет право на свободу передвижения по территории Республики, а также свободный въезд на нее и выезд из нее, за исключением случаев, предусмотренных законом.
- Статья 29 :
- Каждому гарантируется свобода мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и в других случаях, предусмотренных законом.
- Свобода мнений и их выражение могут быть ограничены законом, если речь идет о государственной или иной тайне.
- Статья 30 :Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать доступ любого гражданина к документам, постановлениям и другим материалам, затрагивающим его права и интересы.
- Статья 31 :Свобода совести гарантирована всем. Каждый имеет право исповедовать или не исповедовать любую религию. Любое принудительное навязывание религии недопустимо.
Другие главы
[ редактировать ]- Права, свободы и обязанности человека являются предметом глав с V по XI (статьи 18–52).
- Социальные и семейные институты являются предметом глав XIII и XIV (статьи 56–67).
- Законодательная власть ( Олий Мажлис ) рассматривается в главе XVIII (статьи 76–88).
- Институт президента является предметом главы XIX (статьи 89–97).
- Исполнительная власть (Кабинет Министров) является предметом Главы XX (статья 98).
- Местное самоуправление рассматривается в главе XXI (статьи 99–105).
- Судебная власть является предметом XXII и XXIV (статьи 106–116, 118–121).
- Избирательная система описана в статье 117.
- Порядок изменения Конституции установлен частью 6 (статьи 127–128).
Референдум 2023 года
[ редактировать ]Референдум по принятию проекта Конституции в новой редакции намечен на 30 апреля 2023 года. Проект конституционного закона о Конституции Узбекистана в новой редакции одобрен обеими палатами Парламента (Олий Мажлиса) Узбекистана и опубликован в Интернете, а также в газетах «Халк Сузи» и «Народное слово». Новая редакция конституции должна вступить в силу со дня официального опубликования результатов референдума Центральной избирательной комиссией. Количество статей Основного закона в проекте увеличено со 128 в действующей Конституции до 155. [2] [3]
Принятие проекта Конституции в новой редакции позволит действующему президенту «перезагрузиться». Срок полномочий президента в проекте увеличен с 5 до 7 лет. Сохранено правило, согласно которому одно и то же лицо не может быть президентом Узбекистана более двух сроков подряд. Однако, если президент занимает должность на момент соответствующего изменения в Конституции, их предыдущие сроки обнуляются, и они снова могут быть избраны президентом. [3]
Согласно документу, положения конституционного закона, изменяющие и (или) иным образом влияющие на сроки полномочий, порядок и (или) условия избрания (назначения) государственных служащих, распространяются на лиц, занимающих эти должности в данный момент. вступления в силу настоящего закона. [2]
«Положения настоящего Конституционного закона, изменяющие и (или) иным образом затрагивающие сроки полномочий, порядок и (или) условия избрания (назначения) государственных должностных лиц, применяются к лицам, занимающим эти должности на момент вступления в силу настоящего Конституционного закона, и эти лица имеют право избираться (назначаться) наравне с другими гражданами Республики Узбекистан на указанные должности в соответствии с требованиями Конституции Республики Узбекистан, в том числе в новой редакции. настоящим Конституционным законом, и независимо от количества сроков подряд, в течение которых эти лица занимали и (или) занимают указанные должности на момент вступления настоящего Конституционного закона в силу», - говорится в документе. [2]
Помимо президента, в число «этих лиц» входят спикер Законодательной палаты, председатель Сената, председатели советов народных депутатов областей, районов и городов, хокимы, председатель и заместитель председателя Верховного суда. , председатель и заместитель председателя Высшего судебного совета, председатель Центральной избирательной комиссии и генеральный прокурор. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Нэнси Любин (март 1996 г.). Гленн Э. Кертис (ред.). Узбекистан: Страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . Конституция.
- ^ Перейти обратно: а б с д "Проект Конституционного закона Республики Узбекистан" [The Draft Constitutional Law of the Republic of Uzbekistan] (PDF) . meningkonstitutsiyam.uz . Retrieved 2023-04-19 .
- ^ Перейти обратно: а б "Мирзиёев в очереди на "обнуление": в Узбекистане меняется Конституция" [Mirziyoyev is in line for "zeroing": the Constitution is changing in Uzbekistan]. yep.uz . 2023-03-15. Archived from the original on April 19, 2023 . Retrieved 2023-04-19 .
- Конституция Республики Узбекистан, в: Конституции стран-участниц СНГ , Российский институт законодательства и сравнительного правоведения, Нормальное издательство, Москва (2001), стр. 593–626. (на русском языке)
- Конституция Республики Узбекистан с изменениями 2003 года.
- https://web.archive.org/web/20110907021531/http://www.andijan.uz/ENG/enginson.shtml - Конституция
- http://www.ksu.uz/en/page/index/id/5 Архивировано 31 декабря 2016 г. в Wayback Machine - Конституционный суд Узбекистана.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Конституция Республики Узбекистан» . Конституция.uz . УЗИНФОКОМ.
- «Конституция Республики Узбекистан» . ЛексУЗ-онлайн. 8 декабря 1992 г.