Конституция Лаоса
![]() |
---|
![]() |
Конституция Лаоса определяет функции и полномочия правительства Лаосской Народно-Демократической Республики , а также определяет права и обязанности лаосских граждан. Конституция была принята 14 августа 1991 года, через шестнадцать лет после создания Республики в 1975 году, периода, в течение которого страна функционировала без писаной конституции и опубликованных уголовных и уголовных кодексов. Он состоит из преамбулы и статей и юридически устанавливает набор полномочий, напоминающий традиционное разграничение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.
Конституция 1991 года является третьей в Лаосе. Впервые он был принят в 1945 году при правительстве Лао Иссара (Свободный Лаос). Вторая — написанная на французском языке монархическая конституция — была принята в 1947 году, пересмотрена в 1957 году и отменена в 1975 году.
Предыдущие конституции
[ редактировать ]Первая конституция Лаоса была разработана и принята правительством Лао Иссара (Свободный Лаос) 12 октября 1945 года и содержала 41 статью, многие из которых были вдохновлены временной конституцией Таиланда от июня 1932 года . [1] После того, как правительство Лао Иссары было свергнуто французами и восстановлена монархия в 1946 году, восстановленное королевское правительство (при поддержке Франции ) приняло новую написанную французами монархическую конституцию , обнародованную 11 мая 1947 года, и объявило ее независимой. государство в составе Французского Союза . В пересмотренной конституции от 11 мая 1957 года не было упоминания о Французском Союзе, хотя тесные связи в сфере образования, здравоохранения и техники с бывшей колониальной державой сохранились. Документ 1957 года был отменен 3 декабря 1975 года, когда была провозглашена коммунистическая Народная Республика.
Разработка конституции 1991 года
[ редактировать ]14 августа 1991 года, через шестнадцать лет после создания ЛДДР, Верховное народное собрание (ВПА), высший законодательный орган страны, приняло конституцию. Хотя СПА было поручено разработать конституцию в 1975 году, эта задача имела низкий приоритет. Лишь на Третьем съезде партии генеральный секретарь партии Кейсон заявил, что ЛНРП должна «срочно взяться за главную задачу... по скорейшей подготовке социалистической конституции». [2]
Сообщения лаосской прессы впоследствии показали, что комитет по разработке конституции работал неофициально под председательством члена Политбюро Сисомфона Ловансай, специалиста по партийной организации, с помощью советников из Восточной Германии. Несмотря на провозглашенную срочность задачи, только 22 мая 1984 года Постоянный комитет СПА официально оформил назначение Сисомфона главой редакционной комиссии из пятнадцати человек. [2]
Хотя политические институты функционировали без письменной конституции в течение пятнадцати лет, отсутствие конституции создало серьезные проблемы для страны. Международные агентства развития неохотно инвестировали в Лаос из-за отсутствия четкого и понятного закона. Amnesty International в отчете о Лаосе за 1985 год утверждала, что без конституции или опубликованных уголовных и уголовных кодексов гражданам «фактически отказывают в надлежащих юридических гарантиях их международно признанных прав человека». Даже партийная газета «Сиенг пасасон» («Голос народа»), комментируя в июне 1990 года отсутствие конституции и общего свода законов, признала, что «отсутствие законов является... источником несправедливости и нарушений, что ведет к к разрушению социального порядка и мира, развитию анархии и отсутствию демократии». [2]
Причины медленного темпа разработки конституции, необычно медленного даже для трудолюбивой бюрократии, не были очевидны. Вьетнам принял пересмотренную конституцию в 1980 году, а Камбоджа — в 1981 году, всего через два года после свержения кхмеров красных . По некоторым данным, прогресс в Лаосе был заблокирован разногласиями внутри Политбюро по некоторым основным пунктам. Возможно, самое важное то, что партийное руководство, привыкшее править без вопросов, возможно, придало низкий приоритет подготовке документа, который мог бы в конечном итоге привести к оспариванию их власти, несмотря на риторику об обратном. Кроме того, общественность, похоже, это не волновало. [2]
была избрана новая СПА После того, как в марте 1989 года , она официально назначила комитет по разработке конституции из семнадцати членов. Национальное радио Лаоса сообщило, что редакционная комиссия работала «под пристальным контролем Политбюро и секретариата ЦК партии». Шесть членов редакционной комиссии были членами ЦК; двое из этих членов также работали в SPA, в редакционном комитете которого также было шесть членов. [2]
В апреле 1990 года, добившись одобрения своего документа Политбюро ЛРРП и Секретариатом, СПА наконец обнародовала проект конституции. После его публикации ЦК партии издал 30 апреля 1990 года директиву № 21, призывающую к обсуждению проекта сначала среди партийных и правительственных чиновников, а затем среди общественности. Дискуссии, хотя и были организованы партийными кадрами, не всегда нравились партийным властям. Представитель ЛРРП опубликовал записку, в которой жаловался, что «люди во многих крупных городах» слишком много внимания уделяют тому, что говорится в конституции об организации государства. [2]
В июне член ЦК предостерег от демонстраций с «требованием многопартийной системы» и предупредил, что демонстранты будут арестованы. Конкурирующие партии не будут допущены, заявил он, добавив, что "наш многонациональный лаосский народ остается преданно под руководством ЛНРП". В более позднем заявлении он сказал, что «за последние 35 лет партия доказала людям, что это единственная партия, которая может о них позаботиться», и он прочитал лекцию, что «слишком много партий вызывают раскол». В директиве ЦК от 14 июня 1990 года намекнуло на качество общественного обсуждения, отметив, что "во многих случаях, когда людей вызывали на собрание, им просто давали листы вопросов и ответов для изучения". [2]
Призывы к большей демократии
[ редактировать ]Однако не все обсуждения проекта конституции были поверхностными. Несомненно, вдохновленные примерами Восточной Европы и Советского Союза, где рухнула монополия власти коммунистических партий , группа из примерно сорока правительственных чиновников и интеллектуалов начала критиковать однопартийную систему страны в серии писем и встреч в апреле. 1990. Организованная в неофициальном «Социал-демократическом клубе», группа призывала к многопартийной системе в Лаосе. Один из членов группы, помощник министра науки и технологий, подал премьер-министру Кейсоне заявление об отставке, в котором он назвал Лаос «коммунистической монархией» и «династией Политбюро», заявив, что страна должна «измениться». в многопартийную систему, чтобы принести народу демократию, свободу и процветание». [2]
Критика проекта документа в последующие месяцы набирала силу; Лаосские студенты в Париже, Праге и Варшаве присоединились к призыву к свободным выборам. Критика расширилась, поскольку группа молодых, образованных партийных кадров, связанных с беспартийными бюрократами, многие из которых получили образование во Франции и Канаде, нацелилась на опытных партийных лидеров. Эти группы обвиняли новую политику старой гвардии в том, что она способствует коррупции и усиливает социальное и экономическое неравенство. Лишь в октябре 1990 года правительство наконец подавило эти призывы к демократическим реформам, арестовав нескольких протестующих, в том числе бывшего заместителя министра Госплана и директора Министерства юстиции, которые были приговорены к длительному тюремному заключению. условия в Хуапхане. [2]
Таким образом, хотя конституция призвана гарантировать свободу слова и петиций, а ее создатели на словах заявляют о желательности публичного обсуждения, правящая партия этими арестами ясно дала понять, что она не потерпит препятствий для осуществления ею исключительной власти. На партийных лидеров-ветеранов явно большее впечатление произвели политические модели Вьетнама и Китая, чем примеры Восточной Европы и Советского Союза. Хотя партийные лидеры были готовы экспериментировать с экономической либерализацией , они, похоже, были полны решимости сохранить политическое господство – если смогут – посредством партии ленинского типа. [2]
Обзор конституции 1991 года
[ редактировать ]Конституция 1991 года, которая содержит элементы более ранней революционной ортодоксальности, явно возникла под влиянием экономической и политической либерализации в Лаосе, а также драматических изменений в социалистическом мире и международном балансе сил. Конституция определяет функции и полномочия различных органов власти и определяет права и обязанности граждан. Несколько глав, описывающих структуру государства, определяют функции и полномочия Национальной ассамблеи (переименованной в SPA), президента, правительства, местной администрации и судебной системы. Однако в конституции мало что говорится об ограничениях правительства. Во внешней политике соблюдаются принципы мирного сосуществования. [3]
Конституция юридически устанавливает набор органов власти, напоминающий традиционное разграничение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Это разграничение не имитирует какую-либо конкретную модель (ни вьетнамскую, ни российскую, ни французскую), но оно отдает дань уважения идее базового плана обязанностей, возложенных на соответствующие учреждения. Существует пространство для эволюции государственной власти, но есть и конкретные границы. [3]
Правительство за пределами Вьентьяна с годами добилось независимости, что отражает необходимость вооруженной борьбы Патет Лао и экономической самостоятельности во время послевоенных социалистических ловушек. Конституция упразднила выборные народные советы на провинциальном и районном уровне как «не более необходимые» в попытке приспособить государственный аппарат к потребностям построения и развития режима в «реальных условиях страны». [3]
Опять же, воля правящей партии определяет, каким путем администрация следует в отношении местного управления, но конституция оставила губернаторам, мэрам, а также главам районов и деревень свободу «управлять своими регионами и населенными пунктами без какой-либо помощи со стороны всенародно избранных органов». " Ведущая роль партии в управлении страной в целом иллюстрируется тем фактом, что члены Политбюро партии находятся в государственных учреждениях - в кабинетах президента государства и премьер-министра, заместителей премьер-министра (два), председателя Национальное собрание, министр обороны и председатель Партийно-государственной инспекционной комиссии. [3]
Первые слова преамбулы относятся к «многоэтническому лаосскому народу», и этот термин часто используется по всему тексту, что является явной риторической попыткой способствовать единству внутри этнически разнообразного общества. «Ключевыми компонентами» народа являются рабочие, фермеры и интеллектуалы. В преамбуле прославляется революция, совершавшаяся «более 60 лет» под «правильным руководством» ИКП. [3]
Доминирующая роль, которую играет ЛРРП, почти не упоминается, а в конституции почти ничего не говорится о функциях и полномочиях партии. Одно краткое упоминание о правящей партии содержится в статье 3, в которой говорится, что «права многоэтнического народа быть хозяевами страны осуществляются и обеспечиваются посредством функционирования политической системы с Народно-революционной партией Лаоса в качестве ее ведущей партии». ядро». [3]
В статье 5 отмечается, что Национальное собрание и все другие государственные организации «функционируют в соответствии с принципом демократического централизма». Это ограничение является отсылкой к марксистско-ленинскому принципу, который призывает к открытому обсуждению внутри подразделения, но предписывает, что меньшинство должно подчиняться воле большинства, а низшие эшелоны должны подчиняться решениям высших. [3]
Статья 7 призывает массовые организации, такие как Лаосский фронт национального строительства, Федерация профсоюзов, Народно-революционный союз молодежи и Федерация женских союзов, «объединять и мобилизовать народ». Лаосский фронт национального строительства, преемник ЛПФ, служил политическим фронтом партии во время революционной борьбы. По состоянию на середину 1994 года ее мандат заключался в мобилизации политической поддержки и повышении политического сознания целей партии среди различных организаций, этнических групп и социальных классов внутри общества. Другим массовым организациям поручено преследовать эти цели среди своих целевых групп рабочих, молодежи и женщин. [3]
Конституция провозглашает, что государство будет уважать «принцип равенства этнических племен», которые имеют право продвигать «свои прекрасные обычаи и культуру». Кроме того, государство стремится модернизировать «социально-экономику всех этнических групп». [3]
Что касается религии, государство «уважает и защищает всю законную деятельность буддистов и других религиозных последователей». Буддийским монахам и другим священнослужителям напоминают, что государство поощряет их «участвовать в деятельности, приносящей пользу стране». [3]
В главе о социально-экономической системе не упоминается установление социализма, главной цели прежних догм. Вместо этого цель экономической политики состоит в том, чтобы превратить «натуральную экономику в экономику товаров». Частная собственность, судя по всему, гарантируется утверждением о том, что «государство защищает право собственности», включая право передачи и наследования. Государство уполномочено брать на себя такие задачи, как управление экономикой, обеспечение образования, расширение здравоохранения и уход за ветеранами войны, престарелыми и больными. Конституция предостерегает, что «все организации и граждане должны защищать окружающую среду». [3]
В главе о правах и обязанностях граждан изложен ряд хорошо известных прав, присутствующих в современных конституциях, включая свободу религии, слова, печати и собраний. Женщины и мужчины провозглашаются равными, и все граждане могут голосовать в восемнадцать лет и занимать должности в двадцать один год. Взамен граждане обязаны уважать законы, платить налоги и защищать страну, что включает военную службу. Комментируя эту главу в 1990 году, Amnesty International, явно обеспокоенная прошлыми нарушениями прав человека, раскритиковала документ за то, что не было включено. Amnesty International отметила отсутствие положений о защите права на жизнь, отмене смертной казни, гарантиях неотчуждаемости основных прав, запрете пыток, защите от произвольных арестов и задержаний , защите людей, лишенных свободы, а также обеспечении справедливого суда. Не существует никаких гарантий для защиты прав на свободу мнений и их выражения, мирные собрания и ассоциации, а также независимость судебной власти. [3]
Лаос состоит из провинций, муниципалитетов, районов и деревень. Конституция не дает четких указаний относительно обязанностей провинций и округов, за исключением указания, что лидеры каждого эшелона должны обеспечивать выполнение конституции и закона и выполнять решения, принятые на более высоком уровне. Несмотря на склонность партии к централизации принятия решений, провинции и места пользовались удивительной степенью автономии в формировании социальной политики. Эта независимость частично объясняется ограниченностью ресурсов и плохой связью с Вьентьяном. Но центральное правительство также поощряло прямые контакты вдоль границ с Китаем, Таиландом и Вьетнамом, а также торговые соглашения с соседними юрисдикциями. [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мурашима, Эйдзи (декабрь 2015 г.). «Таиланд и Индокитай, 1945–1950» (PDF) . Журнал азиатско-тихоокеанских исследований (Университет Васэда) . 25 : 142–144. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2016 г. Проверено 26 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Браун, Макалистер; Заслов, Джозеф Дж. (июль 1994 г.). «Разработка Конституции» . В Саваде, Андреа Матлес (ред.). Страновое исследование: Лаос . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований . ISBN 0-8444-0832-8 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Браун, Макалистер; Заслов, Джозеф Дж. (июль 1994 г.). «Основные положения Конституции» . В Саваде, Андреа Матлес (ред.). Страновое исследование: Лаос . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований . ISBN 0-8444-0832-8 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )