Jump to content

Конституция Лаоса

Конституция Лаоса определяет функции и полномочия правительства Лаосской Народно-Демократической Республики , а также определяет права и обязанности лаосских граждан. Конституция была принята 14 августа 1991 года, через шестнадцать лет после создания Республики в 1975 году, периода, в течение которого страна функционировала без писаной конституции и опубликованных уголовных и уголовных кодексов. Он состоит из преамбулы и статей и юридически устанавливает набор полномочий, напоминающий традиционное разграничение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

Конституция 1991 года является третьей в Лаосе. Впервые он был принят в 1945 году при правительстве Лао Иссара (Свободный Лаос). Вторая — написанная на французском языке монархическая конституция — была принята в 1947 году, пересмотрена в 1957 году и отменена в 1975 году.

Предыдущие конституции

[ редактировать ]

Первая конституция Лаоса была разработана и принята правительством Лао Иссара (Свободный Лаос) 12 октября 1945 года и содержала 41 статью, многие из которых были вдохновлены временной конституцией Таиланда от июня 1932 года . [1] После того, как правительство Лао Иссары было свергнуто французами и восстановлена ​​монархия в 1946 году, восстановленное королевское правительство (при поддержке Франции ) приняло новую написанную французами монархическую конституцию , обнародованную 11 мая 1947 года, и объявило ее независимой. государство в составе Французского Союза . В пересмотренной конституции от 11 мая 1957 года не было упоминания о Французском Союзе, хотя тесные связи в сфере образования, здравоохранения и техники с бывшей колониальной державой сохранились. Документ 1957 года был отменен 3 декабря 1975 года, когда была провозглашена коммунистическая Народная Республика.

Разработка конституции 1991 года

[ редактировать ]

14 августа 1991 года, через шестнадцать лет после создания ЛДДР, Верховное народное собрание (ВПА), высший законодательный орган страны, приняло конституцию. Хотя СПА было поручено разработать конституцию в 1975 году, эта задача имела низкий приоритет. Лишь на Третьем съезде партии генеральный секретарь партии Кейсон заявил, что ЛНРП должна «срочно взяться за главную задачу... по скорейшей подготовке социалистической конституции». [2]

Сообщения лаосской прессы впоследствии показали, что комитет по разработке конституции работал неофициально под председательством члена Политбюро Сисомфона Ловансай, специалиста по партийной организации, с помощью советников из Восточной Германии. Несмотря на провозглашенную срочность задачи, только 22 мая 1984 года Постоянный комитет СПА официально оформил назначение Сисомфона главой редакционной комиссии из пятнадцати человек. [2]

Хотя политические институты функционировали без письменной конституции в течение пятнадцати лет, отсутствие конституции создало серьезные проблемы для страны. Международные агентства развития неохотно инвестировали в Лаос из-за отсутствия четкого и понятного закона. Amnesty International в отчете о Лаосе за 1985 год утверждала, что без конституции или опубликованных уголовных и уголовных кодексов гражданам «фактически отказывают в надлежащих юридических гарантиях их международно признанных прав человека». Даже партийная газета «Сиенг пасасон» («Голос народа»), комментируя в июне 1990 года отсутствие конституции и общего свода законов, признала, что «отсутствие законов является... источником несправедливости и нарушений, что ведет к к разрушению социального порядка и мира, развитию анархии и отсутствию демократии». [2]

Причины медленного темпа разработки конституции, необычно медленного даже для трудолюбивой бюрократии, не были очевидны. Вьетнам принял пересмотренную конституцию в 1980 году, а Камбоджа — в 1981 году, всего через два года после свержения кхмеров красных . По некоторым данным, прогресс в Лаосе был заблокирован разногласиями внутри Политбюро по некоторым основным пунктам. Возможно, самое важное то, что партийное руководство, привыкшее править без вопросов, возможно, придало низкий приоритет подготовке документа, который мог бы в конечном итоге привести к оспариванию их власти, несмотря на риторику об обратном. Кроме того, общественность, похоже, это не волновало. [2]

была избрана новая СПА После того, как в марте 1989 года , она официально назначила комитет по разработке конституции из семнадцати членов. Национальное радио Лаоса сообщило, что редакционная комиссия работала «под пристальным контролем Политбюро и секретариата ЦК партии». Шесть членов редакционной комиссии были членами ЦК; двое из этих членов также работали в SPA, в редакционном комитете которого также было шесть членов. [2]

В апреле 1990 года, добившись одобрения своего документа Политбюро ЛРРП и Секретариатом, СПА наконец обнародовала проект конституции. После его публикации ЦК партии издал 30 апреля 1990 года директиву № 21, призывающую к обсуждению проекта сначала среди партийных и правительственных чиновников, а затем среди общественности. Дискуссии, хотя и были организованы партийными кадрами, не всегда нравились партийным властям. Представитель ЛРРП опубликовал записку, в которой жаловался, что «люди во многих крупных городах» слишком много внимания уделяют тому, что говорится в конституции об организации государства. [2]

В июне член ЦК предостерег от демонстраций с «требованием многопартийной системы» и предупредил, что демонстранты будут арестованы. Конкурирующие партии не будут допущены, заявил он, добавив, что "наш многонациональный лаосский народ остается преданно под руководством ЛНРП". В более позднем заявлении он сказал, что «за последние 35 лет партия доказала людям, что это единственная партия, которая может о них позаботиться», и он прочитал лекцию, что «слишком много партий вызывают раскол». В директиве ЦК от 14 июня 1990 года намекнуло на качество общественного обсуждения, отметив, что "во многих случаях, когда людей вызывали на собрание, им просто давали листы вопросов и ответов для изучения". [2]

Призывы к большей демократии

[ редактировать ]

Однако не все обсуждения проекта конституции были поверхностными. Несомненно, вдохновленные примерами Восточной Европы и Советского Союза, где рухнула монополия власти коммунистических партий , группа из примерно сорока правительственных чиновников и интеллектуалов начала критиковать однопартийную систему страны в серии писем и встреч в апреле. 1990. Организованная в неофициальном «Социал-демократическом клубе», группа призывала к многопартийной системе в Лаосе. Один из членов группы, помощник министра науки и технологий, подал премьер-министру Кейсоне заявление об отставке, в котором он назвал Лаос «коммунистической монархией» и «династией Политбюро», заявив, что страна должна «измениться». в многопартийную систему, чтобы принести народу демократию, свободу и процветание». [2]

Критика проекта документа в последующие месяцы набирала силу; Лаосские студенты в Париже, Праге и Варшаве присоединились к призыву к свободным выборам. Критика расширилась, поскольку группа молодых, образованных партийных кадров, связанных с беспартийными бюрократами, многие из которых получили образование во Франции и Канаде, нацелилась на опытных партийных лидеров. Эти группы обвиняли новую политику старой гвардии в том, что она способствует коррупции и усиливает социальное и экономическое неравенство. Лишь в октябре 1990 года правительство наконец подавило эти призывы к демократическим реформам, арестовав нескольких протестующих, в том числе бывшего заместителя министра Госплана и директора Министерства юстиции, которые были приговорены к длительному тюремному заключению. условия в Хуапхане. [2]

Таким образом, хотя конституция призвана гарантировать свободу слова и петиций, а ее создатели на словах заявляют о желательности публичного обсуждения, правящая партия этими арестами ясно дала понять, что она не потерпит препятствий для осуществления ею исключительной власти. На партийных лидеров-ветеранов явно большее впечатление произвели политические модели Вьетнама и Китая, чем примеры Восточной Европы и Советского Союза. Хотя партийные лидеры были готовы экспериментировать с экономической либерализацией , они, похоже, были полны решимости сохранить политическое господство – если смогут – посредством партии ленинского типа. [2]

Обзор конституции 1991 года

[ редактировать ]

Конституция 1991 года, которая содержит элементы более ранней революционной ортодоксальности, явно возникла под влиянием экономической и политической либерализации в Лаосе, а также драматических изменений в социалистическом мире и международном балансе сил. Конституция определяет функции и полномочия различных органов власти и определяет права и обязанности граждан. Несколько глав, описывающих структуру государства, определяют функции и полномочия Национальной ассамблеи (переименованной в SPA), президента, правительства, местной администрации и судебной системы. Однако в конституции мало что говорится об ограничениях правительства. Во внешней политике соблюдаются принципы мирного сосуществования. [3]

Конституция юридически устанавливает набор органов власти, напоминающий традиционное разграничение исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Это разграничение не имитирует какую-либо конкретную модель (ни вьетнамскую, ни российскую, ни французскую), но оно отдает дань уважения идее базового плана обязанностей, возложенных на соответствующие учреждения. Существует пространство для эволюции государственной власти, но есть и конкретные границы. [3]

Правительство за пределами Вьентьяна с годами добилось независимости, что отражает необходимость вооруженной борьбы Патет Лао и экономической самостоятельности во время послевоенных социалистических ловушек. Конституция упразднила выборные народные советы на провинциальном и районном уровне как «не более необходимые» в попытке приспособить государственный аппарат к потребностям построения и развития режима в «реальных условиях страны». [3]

Опять же, воля правящей партии определяет, каким путем администрация следует в отношении местного управления, но конституция оставила губернаторам, мэрам, а также главам районов и деревень свободу «управлять своими регионами и населенными пунктами без какой-либо помощи со стороны всенародно избранных органов». " Ведущая роль партии в управлении страной в целом иллюстрируется тем фактом, что члены Политбюро партии находятся в государственных учреждениях - в кабинетах президента государства и премьер-министра, заместителей премьер-министра (два), председателя Национальное собрание, министр обороны и председатель Партийно-государственной инспекционной комиссии. [3]

Первые слова преамбулы относятся к «многоэтническому лаосскому народу», и этот термин часто используется по всему тексту, что является явной риторической попыткой способствовать единству внутри этнически разнообразного общества. «Ключевыми компонентами» народа являются рабочие, фермеры и интеллектуалы. В преамбуле прославляется революция, совершавшаяся «более 60 лет» под «правильным руководством» ИКП. [3]

Доминирующая роль, которую играет ЛРРП, почти не упоминается, а в конституции почти ничего не говорится о функциях и полномочиях партии. Одно краткое упоминание о правящей партии содержится в статье 3, в которой говорится, что «права многоэтнического народа быть хозяевами страны осуществляются и обеспечиваются посредством функционирования политической системы с Народно-революционной партией Лаоса в качестве ее ведущей партии». ядро». [3]

В статье 5 отмечается, что Национальное собрание и все другие государственные организации «функционируют в соответствии с принципом демократического централизма». Это ограничение является отсылкой к марксистско-ленинскому принципу, который призывает к открытому обсуждению внутри подразделения, но предписывает, что меньшинство должно подчиняться воле большинства, а низшие эшелоны должны подчиняться решениям высших. [3]

Статья 7 призывает массовые организации, такие как Лаосский фронт национального строительства, Федерация профсоюзов, Народно-революционный союз молодежи и Федерация женских союзов, «объединять и мобилизовать народ». Лаосский фронт национального строительства, преемник ЛПФ, служил политическим фронтом партии во время революционной борьбы. По состоянию на середину 1994 года ее мандат заключался в мобилизации политической поддержки и повышении политического сознания целей партии среди различных организаций, этнических групп и социальных классов внутри общества. Другим массовым организациям поручено преследовать эти цели среди своих целевых групп рабочих, молодежи и женщин. [3]

Конституция провозглашает, что государство будет уважать «принцип равенства этнических племен», которые имеют право продвигать «свои прекрасные обычаи и культуру». Кроме того, государство стремится модернизировать «социально-экономику всех этнических групп». [3]

Что касается религии, государство «уважает и защищает всю законную деятельность буддистов и других религиозных последователей». Буддийским монахам и другим священнослужителям напоминают, что государство поощряет их «участвовать в деятельности, приносящей пользу стране». [3]

В главе о социально-экономической системе не упоминается установление социализма, главной цели прежних догм. Вместо этого цель экономической политики состоит в том, чтобы превратить «натуральную экономику в экономику товаров». Частная собственность, судя по всему, гарантируется утверждением о том, что «государство защищает право собственности», включая право передачи и наследования. Государство уполномочено брать на себя такие задачи, как управление экономикой, обеспечение образования, расширение здравоохранения и уход за ветеранами войны, престарелыми и больными. Конституция предостерегает, что «все организации и граждане должны защищать окружающую среду». [3]

В главе о правах и обязанностях граждан изложен ряд хорошо известных прав, присутствующих в современных конституциях, включая свободу религии, слова, печати и собраний. Женщины и мужчины провозглашаются равными, и все граждане могут голосовать в восемнадцать лет и занимать должности в двадцать один год. Взамен граждане обязаны уважать законы, платить налоги и защищать страну, что включает военную службу. Комментируя эту главу в 1990 году, Amnesty International, явно обеспокоенная прошлыми нарушениями прав человека, раскритиковала документ за то, что не было включено. Amnesty International отметила отсутствие положений о защите права на жизнь, отмене смертной казни, гарантиях неотчуждаемости основных прав, запрете пыток, защите от произвольных арестов и задержаний , защите людей, лишенных свободы, а также обеспечении справедливого суда. Не существует никаких гарантий для защиты прав на свободу мнений и их выражения, мирные собрания и ассоциации, а также независимость судебной власти. [3]

Лаос состоит из провинций, муниципалитетов, районов и деревень. Конституция не дает четких указаний относительно обязанностей провинций и округов, за исключением указания, что лидеры каждого эшелона должны обеспечивать выполнение конституции и закона и выполнять решения, принятые на более высоком уровне. Несмотря на склонность партии к централизации принятия решений, провинции и места пользовались удивительной степенью автономии в формировании социальной политики. Эта независимость частично объясняется ограниченностью ресурсов и плохой связью с Вьентьяном. Но центральное правительство также поощряло прямые контакты вдоль границ с Китаем, Таиландом и Вьетнамом, а также торговые соглашения с соседними юрисдикциями. [3]

  1. ^ Мурашима, Эйдзи (декабрь 2015 г.). «Таиланд и Индокитай, 1945–1950» (PDF) . Журнал азиатско-тихоокеанских исследований (Университет Васэда) . 25 : 142–144. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2016 г. Проверено 26 апреля 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Браун, Макалистер; Заслов, Джозеф Дж. (июль 1994 г.). «Разработка Конституции» . В Саваде, Андреа Матлес (ред.). Страновое исследование: Лаос . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований . ISBN  0-8444-0832-8 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Браун, Макалистер; Заслов, Джозеф Дж. (июль 1994 г.). «Основные положения Конституции» . В Саваде, Андреа Матлес (ред.). Страновое исследование: Лаос . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований . ISBN  0-8444-0832-8 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7a7fdbd6d0cb14d3d5d5a0fc1ffbe58__1698850500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/58/c7a7fdbd6d0cb14d3d5d5a0fc1ffbe58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Laos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)