Jump to content

Лаосский народ

Лаосский народ
Лаосская женщина в традиционной одежде в Луанг Прабанге , Лаос.
Общая численность населения
в. 22 миллиона
(включая Лао Исана ) [а] [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Лаос 3,427,665 [2]
 Таиланд 17 822 432 (включая лаосцев ) ( 2010 г.) [3]
 Франция 200,000 [4]
 Соединенные Штаты 200,000 (2015) [5]
 Камбоджа 101 400 (включая кхмеров Лаоса ) [1]
 Канада 24,580 (2016) [6]
 Мьянма 17,000 [1]
 Вьетнам 17,532 [7]
 Германия 4,000 [8]
 Япония 3,602 [9]
 Аргентина 2,000 [10]
 Бельгия 1,067 [11]
Языки
туберкулез
Религия
Тхеравада, буддизм , лаосская народная религия.
Родственные этнические группы
Другие народы тай (например, люди черные тай , люди исан , люди дай и т. д.)

Лаосцы , тайская этническая группа проживающая в Юго-Восточной Азии , говорящая на лаосском языке из языков кра-дай . Они составляют большинство этнической группы Лаоса , составляя 53,2% от общей численности населения. Большинство лаосцев исповедуют буддизм Тхеравады . Они тесно связаны с другими народами тай , особенно (или синонимами) с народом исан , который также является носителем лаосского языка, родного для соседнего Таиланда .

В западной историографии термины «лаосский народ» и «лаосский народ» имели расплывчатое значение. Оба термина нерегулярно применялись как ко всем уроженцам Лаоса в целом, помимо или рядом с этническими лаосцами в разные периоды истории. После окончания французского правления в Лаосе в 1953 году лаосский язык применялся исключительно к этнической группе, тогда как лаосский язык относился к любому гражданину Лаоса, независимо от его этнической принадлежности. Некоторые страны до сих пор смешивают эти термины в своей статистике.

Этимология термина «Лаос» остается неопределенной, хотя он потенциально связан с этническими группами, идентифицируемыми как «Ай Лао» (лаосский: ອ້າຍລາວ , тайский: อ้ายลาว, китайский : 哀牢 ; пиньинь : Āiláo , вьетнамский : Ай Лао) упоминается в исторических записях династии Хань , проживающих на территории нынешней провинции Юньнань . Племена, произошедшие от Ай Лао, включали племена Тай, которые мигрировали в Юго-Восточную Азию . [12]

По мнению французского лингвиста Мишеля Ферлюса (2009), этноним и автоним лаосского народа (ລາວ); Национальность жителей Лаоса образована односложным австроазиатским этимоном «человек» *k.raw . [13] Народы по имени Лао (lǎo 獠), предположительно являющиеся предками Лао и некоторых других популяций Тай-Кадай, поселились в верхнем Тонкине, а также в некоторых частях Юньнаня и Гуйчжоу во времена Тан: [13]

lǎo < MC LawX < OC *C-rawʔ [C. сырой ]

Эта реконструкция произношения фонограммы 獠 подтверждает, что слово «лао» происходит от этимона *k.raːw . [13]

Английское слово «лаосский» , используемое как синоним «лаосского» в большинстве контекстов, происходит от французского laotien/laotienne . Доминирующая этническая группа северо-восточного Таиланда, происходящая от лаосцев, отличается от лаосцев Лаоса и тайцев термином исанский народ или тайский исан (лаосский: ໄທ ອີສານ , исанский: ไทยอีสาน, Тайское произношение: [iː sώ:n] ), санскритский термин, означающий северо-восток , но слово «лаосский» все еще используется. [14]

Подразделения лаосского народа

[ редактировать ]

В Лаосе мало различий делается между лаосцами и другими близкородственными тайскими народами с взаимопонятными языками, которые сгруппированы вместе как лао-лум или «низменный лаос» (лаосский: ລາວລຸ່ມ láːu lūm , тайский: ลาวลุ่ม, IPA: laːw lum). Большинство из этих групп имеют много общих культурных черт и говорят на диалектах или языках, которые очень похожи, с лишь незначительными различиями в тонах, словарном запасе и произношении определенных слов, но обычно этого недостаточно, чтобы затруднить общение, но многие из этих групп, такие как Ньяу . и Футаи считают себя разными и часто имеют различия в одежде, которая их отличает [15]

Период миграции Тай

[ редактировать ]
Карта, показывающая лингвистическое генеалогическое древо, наложенное на карту географического распространения семьи Тай-Кадай. На этой карте показана лишь общая схема миграции тайскоязычных племен, а не конкретные маршруты, которые пролегали бы вдоль рек и через нижние перевалы. [16]

В ранних китайских записях термин Юэ использовался для обозначения неханьского китайца к югу от Янцзы. В период весны и осени (770–475 гг. до н.э.) этот термин применялся к государству на юго-восточном побережье, которое было разрушено в 334 г. до н.э., когда ханьские китайцы двинулись через Янцзы на юг. Впоследствии термин « Сотня Юэ » стал применяться в общем к покоренным неханьским китайским народам на юге, с модификаторами для обозначения групп в разных местах или с некоторыми другими отличительными характеристиками (Phomphan 1988). Термин Юэ исчез из употребления примерно в 0 году нашей эры, когда китайцы получили больше знаний о южных народах и начали использовать другие дескрипторы (Барлоу 2001, главы 1–2; Тейлор 1983, 41–4). Ни один из современных терминов, используемых для групп тай, не может быть обнаружен в этих дескрипторах, за исключением народа лао или ай лао, который применялся к различным группам, в основном жителям гор (Taylor 1983, 172; Cholthira 2001, 22–4).

Это указывает на то, что лаосцы являются, по крайней мере, прототайской группой; возможно даже, что все группы тай на самом деле являются подгруппами этого древнего лаосского народа, поскольку нет дескрипторов, указывающих на существование какой-либо группы под названием тай, живущей к югу от Янцзы, впоследствии первые упоминания о группе под названием тай появились в 13 веке, никаких подобных упоминаний о группе, называемой или называющей себя Тай, похоже, не существует.

Другие признаки того, что эти ранние прототайские группы называли себя лаосскими людьми, можно увидеть в Хрониках народа Тай Дам или Черного Тай : «Вернувшись вдоль Мае Нам Таав (Красной реки), как и было обещано, экспедиция прошла вблизи сегодняшней границы Китай и Вьетнам. Чтобы отметить свое прибытие, они назвали этот район Лаокай, что означает «где прошли лаосцы». Лаокай сейчас является провинцией на северо-западе Вьетнама. Кроме того, примерно в 5 км к северу от Лаокая есть город, который до сих пор называется «Лао Фан», что означает «где проходили лаосцы». Некоторые тайцы все еще живут там» (GE Hall, A History of SEA (1981))

Согласно легенде, распространенной среди различных племен Тай, возможно, мифический король, Кхун Бором Рачатириат из Муанг Тогда ( ເມືອງແຖນ , เมืองแถน, [mɯ́əŋ tʰɛ̌ːn] ) родил несколько сыновей, которые поселились и правили другими муангами . или города-государства по всему Югу. Восточная Азия и Южный Китай. [17] Племена тай, произошедшие от древних народов, известных китайцам как юэ и ай лао, начали мигрировать в Юго-Восточную Азию к началу I тысячелетия, но крупномасштабные миграции произошли между VII и XIII веками нашей эры, особенно из того, что сейчас это Сипсонбанна , провинция Юньнань и Гуанси . Возможные причины, побудившие миграцию тайцев, включают миграционное давление, вызванное ханьским китайским экспансионизмом , монгольскими вторжениями и вторжениями в Юго-Восточную Азию , умеренный климат региона и подходящие земли для выращивания влажного риса, а также падение государств, в которых населяли тайцы. [18] [19] Согласно лингвистическим и другим историческим данным, племена, говорящие на тайском языке, мигрировали на юго-запад, на современные территории Лаоса и Таиланда, из Гуанси где-то между VIII–X веками. [20]

Тай ассимилировали или изгнали коренные мон -кхмерские народы и поселились на окраинах индианизированных королевств Мон австроазиатские и Кхмерской империи . Смешение народов и приток индийской философии, религии, языка, культуры и обычаев через некоторые австроазиатские элементы и наряду с ними обогатили народы тай, но тайцы оставались в контакте с другими тай мыангами . [21]

Ланьсанг

[ редактировать ]
Зона влияния Лансанга и соседи, гр. 1540 г.

Государства Тай воспользовались угасающей кхмерской империей и стали независимыми. Лаосцы относят начало своей национальной истории к этому времени, поскольку многие важные памятники, храмы, произведения искусства и другие аспекты классической лаосской культуры восходят к этому периоду времени. С этого момента можно называть тайские государства долины реки Чао Прайя Сиамом. [22] и, хотя и довольно анахронично, Лан Ксанг в роли Лаоса.

Королевство Ланьсанг , «Земля миллиона слонов», возникло в 1354 году нашей эры, когда Сомдей Пхра Чао Фа Нгум (1354–1373 годы нашей эры) вернулся в Муанг Суа ( ເມືອງຊວາ , เมืองซวา), затем переименованный в Сиенг. Стринги ( ຊຽງທອງ , เชียงทอง), ныне известный как Луангпрабанг. С этой базы Лан Ксанг распространил свою сферу влияния на весь современный Лаос и плато Корат в Таиланде, а также на части Сипсонгбанны на юге Китая, Сип Сонг Чау Тай на северо-западе Вьетнама, Кенгтунг в Мьянме и Стунг Тренг в Камбодже. .

Могущественное королевство Лан Ксанг обладало богатством и влиянием благодаря расположению своей столицы на Шелковом пути, а также служило центром буддизма в Юго-Восточной Азии. [23] Королевство процветало благодаря речному транспорту по и сухопутным караванным путям к портам Сиама, который стал оживленным перевалочным пунктом морской торговли, а также к южному Китаю и другим Таймуангам Меконгу . Первые западные посетители во время правления Пхра Чао Суринья Вонгса ( ພຣະເຈົ້າສຸຣິຍະວົງສາທັມມິກຣາດ , พระเจ Гарвардский император (1634–1697 гг. н.э.) отметил, как королевство процветало за счет экспорта золота, бензойной смолы, лаковых и лаковых изделий, лекарственных трав, слоновой кости, шелк и шелковая одежда, а также дерево. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы, особенно в Сиенг Тонге (ныне Луанг Пхрабанг ) ​​и Вьентьяне . [24]

В это время легенды о Кхун Бороме лаосский классический эпос Син Сай были записаны в рукописях из пальмовых листьев и был составлен . Буддизм Теревады был государственной религией, а Вьентьян был важным городом буддийского образования. Культурные влияния, помимо буддизма, включали аванпосты Мон, позже ассимилированные с королевством, и кхмеров . Кратковременное объединение корон Ланнатая и Ланьсанга под властью Пхра Чао Сай Сетхатирата ( ພຣະເຈົ້າໄຊເສດຖາທິຣາດ , พระเจ้าไชย Сан-Франциско (1548–1572 гг. Н.э.) представил некоторые архитектурные и художественные достижения. Были скопированы библиотеки Ланнатая, в том числе большая часть религиозной литературы. Это могло привести к принятию или, возможно, повторному принятию основанного Моне на Туа Тхама , или «сценария дхармы» для религиозных писаний. [24]

Королевство раскололось на три соперничающие фракции, правившие из Луанг Пхра Банга, Вьентьяна и Чампасака ( ຈຳປາສັກ , จำปาศักดิ์). Королевства быстро попали под власть Сиама. Остатки Лансанга получили свои последние удары в XVIII и XIX веках, во время походов Таксина и возмездия за лаосское восстание Чао Анувонга ( ເຈົ້າອນຸວົງ , เจ้าอนุวงศ). ์) против сиамского правления во время правления Рамы III . В оба эти периода Вьентьян и другие города были разграблены, а их изображения и произведения искусства Будды были перевезены в Таиланд. [25] Города и большая часть населения были насильственно переселены и расселены в менее населенных регионах Исана и центрального Таиланда, а другие были порабощены для выполнения барщинных проектов. [26] в результате чего лаосское искусство и язык проникли в Центральный Таиланд. К тому времени, когда французы достигли Лаоса в 1868 году, они обнаружили лишь обезлюдевший регион, и даже великий город Вьентьян исчез в лесу. [25]

Лаосский после Ланьсанга

[ редактировать ]

Лао в Лаосе

[ редактировать ]
Французы вынудили сиамцев отказаться от своих претензий на территорию Лаоса в 1893 году, тем самым сигнализируя о зарождении современного лаосского государства.

Территория Лаоса, затем аннексированная Сиамом, была исследована французами, и под руководством Огюста Пави французы стремились контролировать Меконг . Французы, как повелители Вьетнама, хотели получить все данники Вьетнама, включая оставшиеся территории Ланьсанга . Это привело к французской дипломатии канонерок и пограничным стычкам, известным как франко-сиамский конфликт 1893 года , который вынудил Сиам уступить свои претензии на большую часть территории современного Лаоса. [27]

Французы не позволили и сохранили лаосцев от превращения в региональную подкатегорию тайской нации, как и их собратья в Исане , также известные как «северо-восточные тайцы». Как и прежнее историческое соперничество между королями Луанг Пхрабанга, Чампасака и Вьентьяна, Лаос после обретения независимости был быстро разделен между роялистами под руководством принца Оума из Чампасака Боун , нейтралистами под руководством принца Суванны Фумы ( Че Саваннапхума , Чао Суванпхума) и коммуниста Патета . Лао ( Laos , Laos, pá tʰêːt lá:w) под началом своего сводного брата принца Суфанувонга ( Че Суфанавонг , Чао Суфанувонг). Эти внутренние разногласия, а также холодная война и быстрое втягивание региона во Вьетнамскую войну привели к затяжной борьбе за государственный контроль, которая не закончится до победы коммунистов в 1975 году. [28]

Гражданская война в Лаосе имела катастрофические последствия для страны; однако с тех пор страна с тех пор ослабила многие из своих ограничений, что открыло страну для торговли и бизнеса, в результате чего Лаос стал второй по темпам роста экономикой в ​​Азии за последние годы.

Лаос получил несколько известных туристических наград за успешную рекламу своего северного города Луанг Прабанга как новейшего туристического направления, в том числе выступающего в качестве религиозного центра, где туристы могут участвовать в раздаче милостыни во время утренней процессии лаосских буддийских монахов.

Лаосский в Таиланде

[ редактировать ]

Хотя некоторые части Исана были заселены и были частью Ланьсанга, многие лаосцы были насильственно расселены в менее населенных южных и западных регионах или отправлены для увеличения населения лаосских мыангов, лояльных сиамцам. Этот район был относительно изолирован от остального Таиланда горами Петчабун до начала 20-го века, когда прямое железнодорожное сообщение было построено с Накхонратчасимой . Изоляция региона от Центрального Таиланда и большое количество жителей Исана, которые все еще были привязаны к своему культурному наследию, помогли сохранить лаосскую культуру. [29]

Хотя Исан представляет собой многоэтнический регион, в котором проживают лаосцы, вьетнамцы, чамы, моны, кхмеры и другие тайские группы, большинство населения составляют лаосцы, и центральные тайцы воспринимают угрозу лаосского культурного и политического доминирования в регионе Исан. [30] привело к принятию различных политик тайификации , направленных на окончательную интеграцию многоэтнического народа исан в Таиланд. Поскольку доминирование Лаоса рассматривалось как самая большая угроза в регионе, «Лаос» был исключен из переписи населения как категория, и была принята жесткая политика. Ссылки на лаосский народ или его прошлое были удалены, а этот язык был запрещен в школах и книгах, что уничтожило влияние Лаоса и его влияние на страну. [31]

Хотя регион остается в основном сельскохозяйственным и более бедным по сравнению с другими регионами Таиланда, и многие покидают регион в поисках работы во Вьентьяне, Бангкоке или за границей, в регионе возобновился интерес к традиционной культуре, которая весьма отлична, хотя и похожа на тайскую культуру. Регион становится все более урбанизированным, и здесь возникло множество крупных городов. Из-за большой численности населения и важной функции Исана как избирательного блока на выборах, национальное правительство уделяет больше внимания улучшению инфраструктуры, бизнеса и образования региона, хотя бедность и регионализм по-прежнему являются препятствиями на пути развития Исана. [32]

В последнее время популярные лаосские средства массовой информации, включая лаосскую музыку и телевидение, вернулись в регион Исана, поскольку в Исане доступен спутниковый сигнал лаосского телевидения. В связи с возрождением интереса к лаосской поп-музыке лаосские концерты проводятся не только в Лаосе, но и в регионе Исан в Таиланде, тем самым постоянно привлекая новых тайских поклонников лаосской поп-музыки. Национальные каналы Таиланда также транслируют лаосские СМИ по всему Таиланду, а также тайские СМИ в Лаосе, в результате чего население тай , проживающее в других регионах Таиланда (северном, центральном и южном), обнаруживает новое родство с народом Лаоса. [ нужна ссылка ]

Исторически сложилось так, что лаосцы, живущие в других регионах Таиланда, таких как столица Бангкок , испытали массовую иммиграцию из Вьентьяна после восстания Анувонга (1828 г.) во время правления короля Рамы III . В наши дни эти лаосцы полностью смешались с тайцами. Во время правления короля Рамы IV было зафиксировано, что по всему Таиланду проживает около миллиона лаосцев. Только в Бангкоке проживает около 200 000 лаосцев. Лаосские общины в Бангкоке включают Банг Йи Хан и Банг Сай Кай на стороне Тонбури , а также Банг Кхун Пхром на стороне Пхра Накхон (ядро Бангкока). Лаосцы, живущие в Банг Сай Кай, до сих пор унаследовали некоторые традиции и культуру от своих предков. [33]

Географическое распространение

[ редактировать ]

В Лаосе проживает около 3,6 миллиона лаосцев, что составляет примерно 68% населения ( остальные - в основном люди из горных племен ). Этнические лаосцы в Лаосе составляют основную часть лаосцев («лаосцев из низин») (лаосский: ລາວລຸ່ມ , тайский: ลาวลุ่ม, IPA: laːw lum). Небольшие лаосские общины существуют в Таиланде и Камбодже , проживая в основном на бывшей лаосской территории Стунг Тренг ( Сиенг Тенг в Лаосе) и во Вьетнаме .

За границей проживает значительное количество лаосцев, насчитывающее более 500 000 человек. Миграция лаосцев за пределы Индокитая впервые произошла во время французского колониализма в Лаосе , который начался в начале 20 века. ​​приехали лаосские студенты и рабочие В этот период во Францию , в том числе члены лаосской королевской семьи , а некоторые переселились туда навсегда. [34] Однако большинство лаосских мигрантов были беженцами, бежавшими из Лаоса после гражданской войны в Лаосе (часть большой войны во Вьетнаме ) и от нового коммунистического Патет Лао правительства . Основными местами убежища для лаосских беженцев были США , Франция, Канада и Австралия . [35] Другие страны, такие как Германия , Япония , Аргентина и Сингапур, также приняли лаосских беженцев.

Перепись населения США 2010 года показала, что в стране проживает более 200 000 американцев лаосского происхождения, в эту цифру не входят хмонги и миен, но могут включаться лица тайдамского , кхму и других происхождения в дополнение к лаосцам из-за путаницы между национальной и этнической идентичностью. . По оценкам 2012 года, во Франции проживает около 140 000 этнических лаосцев, причем более половины населения проживает в Париже и окрестностях Иль-де-Франс .

В Таиланде проживает около 20 миллионов лаосских исан , проживающих в основном на плато Корат на северо-востоке Таиланда, а также в Бангкоке и его окрестностях. Правительство Таиланда исторически не поощряло лаосских исан идентифицировать себя как лаосцев .

Лаосский язык - это тональный, аналитический, правоветвящийся язык с местоимениями языковой семьи тай-кадай , тесно связанный с тайским и другими языками тайских народов. Большая часть словарного запаса имеет тайское происхождение, хотя важный вклад в него внесли пали и санскрит, а также мон-кхмерские языки. Алфавит представляет собой индийский алфавит. Хотя в лаосском языке есть пять основных диалектов, все они взаимопонятны, и лаосцы считают, что все говорят на разных вариантах одного языка. [36]

Лао в Лаосе

[ редактировать ]

Лаосский язык ( ພາສາລາວ ) является официальным языком Лаосской Народно-Демократической Республики , а его официальное письмо — лаосский алфавит. [37] Будучи доминирующим языком большей части лаосского народа и, следовательно, большей части лаосского населения, этот язык закреплен в качестве доминирующего языка образования, управления и официального использования. [37] На многочисленных языках меньшинств говорит примерно половина населения, и они включают языки австроазиатской , сино-тибетской , австронезийской и хмонг-миенской языковых семей. Хотя правописание не является полностью единообразным, несмотря на несколько реформ, направленных на приближение языка к фонетической системе, это помогло стабилизировать язык. Официального стандарта не существует, но диалект Вьентьяна считается де-факто официальным.

Лаосский в Таиланде

[ редактировать ]

Границы лаосских диалектов также простираются на северо-восток Таиланда, известный как Исан , но лаосский язык, на котором говорят в Таиланде в целом, можно отличить путем принятия большого количества тайской лексики и переключения кода . Этот язык не преподается и не используется в школах, правительстве и большинстве средств массовой информации. Политика Таификации удалила алфавит, и теперь язык пишется тайским алфавитом, если вообще пишется, а название было изменено на Исан, чтобы разорвать политические связи с Лаосом. Несмотря на это, на лаосском языке говорят 20 миллионов человек. [38] почти треть населения Таиланда и является основным языком 88% семей Исана. Он продолжает служить важным региональным языком и символом исанской (следовательно, лаосской) идентичности, но распространение тайского языка переживает спад. [39]

Религия в Лаосе очень синкретична и возникла из трех основных источников, хотя большинство лаосцев утверждают, что они буддисты Тхеравады , многие традиции произошли от анимистских практик.

Подношение еды монахам в знак заслуг в храме во Вьентьяне.

Буддизм ( ພຣະພຸດທະສາສນາ , พระพุทธศาสนา, [pʰā pʰūt tʰāʔ sàːt sáʔ nǎː] ) Самая популярная и государственная религия в Лаосе, которую исповедуют 67% населения страны и почти все этнические лаосцы. Цифры могут быть намного выше, поскольку буддизм также оказал влияние на многие другие этнические группы, которые обычно считаются анимистами . [40] Это также преобладающая религия Исана и большинства народов за пределами Лаоса. Большинство из них принадлежат к секте Теревада ( ເຖຣະວາດ , เถรวาท, [tʰěː wâːt] ), хотя историческое влияние буддизма Махаяны сохраняется, и это основная секта вьетнамских и китайских меньшинств, поселившихся среди лаосцев, и она стала синкретической с анимистические практики.

Храм в лаосской общине является центром общественных дел, где жители деревни собираются, чтобы обсудить проблемы или попросить монахов о мудрости и руководстве, и ожидается, что большинство мужчин в какой-то момент войдут в монастырь, чтобы расширить свои религиозные знания и заработать заслуги.

Важнейшее значение для религиозной жизни имеют пять буддийских заповедей ( ປັນຈະສິນ , [ban tɕaʔ sin] , เบญจศีล, [beːn tɕaʔ sin] ), а именно: воздерживаться от убийства, воровства, сексуальных проступков, лжи и одурманивания. Лаосские культурные и поведенческие черты, проистекающие из буддийской веры, включают терпимость, уважение к старшим и семейной иерархии, самоотверженность, отстраненность от мирских благ и забот, заботу о младших братьях и сестрах, вежливость, самоотрицание и скромность. Основные убеждения включают перерождение и карму . [41]

связанным с Боун , , праздникам, Сонгкхан буддизмом, Магха Пуджа Вет , К важным Весак Васса , относятся Пхра , วิสาขบูชา), Vassa (Великий пост), Ван Аук Панса ( Великий пост, Великий пост), Катина , ( Катин , Катин). В дополнение к этим дням, буддийские субботние дни ( Ван Пра , Ван Пхра, [ван паа] тамбун Лаосе помогать в храмовых делах, известных в ), во время фаз луны и храмовые ярмарки также являются регулярным временем для посещения храмов, молитвы, получения совета у монахов. духовные заботы и как жертвовать еду, деньги или .

Лаосская народная религия

[ редактировать ]

Лаосская народная религия является коренной религией большинства мон-кхмерских и более поздних хмонг-миенских и тибето-бирманских меньшинств, а также традиционной религией тайцев до буддизма, хотя некоторые тайские племена и по сей день все еще являются народно-религиозными. Для этнических лаосцев анимизм переплетается с буддизмом и некоторыми элементами индуизма. Несмотря на подавление в различные моменты времени, оно продолжает оставаться важной частью лаосской религиозной традиции.

Дом духов возле Ват Кхам Чанот , провинция Удонтхани , Таиланд.

Разным богам ( ຜີ, ผี, [pʰiː] ) поклоняются как божествам-покровителям зданий или территорий, природных мест, вещей или явлений; это также духи предков и другие духи, защищающие людей, включая злых духов. Божества-хранители мест, такие как фи ват ( ຜີວັດ , ผีวัด) храмов и лак мыанг ( ຫລັກເມືອງ , หลักเมือง, [лак м ɯːaŋ] ) городов отмечаются общими собраниями и подношениями еды. Боги индуистского происхождения включены в пантеон. Боги вездесущи, и некоторые из них связаны с вселенскими стихиями: небом, землей, огнем и водой. Лаосцы также верят в тридцать два духа, известных как хван ( ຂວັນ , ขวัญ, [kʰwan] ), которые защищают тело, и бачи ( ບາສີ, [baː siː] , บายศรี, [bɑj siː] ). предпринимаются во время важных событий или время беспокойства, чтобы привязать духов к телу, поскольку считается, что их отсутствие приводит к болезни или вреду.

Дома духов , хотя и распространены в Таиланде, в Лаосе редки из-за запрета на поклонение духам во времена правления короля Фотисарата (16 век). В современном Лаосе практика домов духов в очень ограниченной степени была реимпортирована из Таиланда. Делаются подношения цветов, благовоний и свечей, а во время перемен или в трудные времена обращаются к духам за защитой и помощью. К естественным божествам относятся те, которые обитают на деревьях, в горах или лесах. К духам-хранителям людей часто относятся предки или ангельские существа, приходящие в разные моменты жизни, более известные как тхевада . К злым духам относятся духи людей, которые были плохими в прошлых жизнях или умерли трагической смертью, такие как ужасный фи поб ( ຜີປອບ , ผีปอบ) и вампирический фи дип ( ຜີດິບ , ผีดิบ). Фи также включают местных, неиндуистских богов, фи тханов ( ຜີແຖນ , ผีแถน). [42]

Мофи (mo-phi ໝໍຜີ, หมอผี), «сказатели», — это обученные на местах шаманы , специалисты по ритуалам и общению со своими личными духами и богами в целом. Используя трансы , священные предметы, наделенные сверхъестественной силой, или сакшит , имущество и ритуалы, такие как лам пхи фа ( ລຳຜີຟ້າ , ลำผีฟ้า, [lam pʰiː faː] ) или бачи , к шаману часто обращаются за консультацией во время неприятностей, привидений и болезней. или другое несчастье, которое могло быть вызвано злыми или несчастными духами. Они также обычно присутствуют во время религиозных праздников. [43]

Статуя Господа Брахмы (на заднем плане) в храме во Вьентьяне .

Индуизм оказал основное влияние на большую часть Кхмерской империи, и примеры индуистских тем можно найти в их храмах той эпохи, таких как Ват Фу . [44] Храмы часто строились на месте древних индуистских святынь, а статуи или изображения индуистских богов обычно можно найти за пределами храмов. Хотя важные влияния можно проследить в индуистских ритуалах, лаосцы не находятся под таким явным влиянием индуизма , как их соседи тайцы .

Лаосцы переняли и адаптировали Рамаяну в местную версию, известную как Пхра Лак Пхра Рам ( ພຣະລັກພຣະຣາມ , พระลักษมณ์พระราม, [pʰaʔ la k pʰaʔ laːm] ). Лаосская версия была переплетена с лаосским мифом о сотворении мира, а также ошибочно считается историей Джатаки, поэтому пользуется большим уважением. [45] Многие придворные танцы были основаны на событиях этой истории. Индуизм легко смешался как с анимизмом, так и с буддизмом, поэтому многие индуистские боги считаются фитанами , а буддийские монахи включили в себя большую часть брахманских ритуалов. Для лаосцев характерно почитание Нагов , змееподобных полубогов, управляющих водными путями.

Культура

[ редактировать ]

Лаосская кухня

[ редактировать ]
Блюдо из там мак хунга , пинг гай и кхао нио , очень распространенной лаосской еды.

Кухня Лаоса похожа на другие региональные кухни, такие как тайская и камбоджийская , но имеет несколько уникальных отличительных черт. Самыми известными блюдами лаосской кухни являются салат из ларба и зеленой папайи , оба родом из Лаоса. [46] Кухни лаосцев в Лаосе и Исане разошлись лишь незначительно, при этом ключевые различия заключаются в том, что лаосской кухне не хватает влияния тайской кухни, а исанской кухне не хватает многих французских влияний в Лаосе. Рис является основным продуктом питания, а его основной разновидностью является клейкий рис или кхао нио ( ເຂົ້າຫນຽວ , ข้าวเหนียว, [kʰàw nǐw] ), который также присутствует на столах Исана и Северного Таиланда , поскольку оба они испытали влияние лаосской кухни. Хотя иногда его заменяют лапшой или другими, менее популярными сортами риса, его обычно подают с различными соусами и соусами, сырыми овощами и несколькими блюдами, которые подают вместе. Многие блюда очень острые, приправленные многочисленными сортами перца чили и приданные остротой сильными травами и ферментированными рыбными соусами. [47]

Тропический климат и гористые районы дают Лаосу широкое разнообразие климатических условий, а также богатое изобилие съедобных продуктов, поэтому большая часть традиционной лаосской кухни состоит из овощей и трав, собранных в дикой природе, сорняков с рисовых полей, а также огородов. Выращивается множество сортов овощей и фруктов, в том числе огурцы, тыквы, капуста, змеиная фасоль, крылатая фасоль, ямс, водяной шпинат, манго, помело, папайя и сахарный тростник. Сырые овощи часто сопровождают еду, чтобы охладить язык. Самым популярным мясом является пресноводная рыба, из которой также делают два ароматизатора: рыбный соус ( ນ້ຳປາ , [nâm paː] ; น้ำปลา Нампла ) и падаек ( ປາແດກ , [paː dèːk] ปลาร ; ้า Пла ра ). Другие распространенные виды мяса включают свинину, курицу, утку, говядину, яйца, водяного буйвола . Потребление белка включает в себя широкий спектр деликатесов, включая ящериц, насекомых, лягушек и диких оленей, которые также происходят из лесов. Обычными напитками являются чай, кофе и алкоголь, в том числе местное рисовое вино лаосское ( ເຫລົ້າລາວ , เหล้าลาว, [làu láːw] ). Кухня известна использованием мяты и укропа, что относительно редко встречается в соседних кухнях. [48]

Лаос в целом был очень сельской страной, и большая часть населения поддерживала себя сельским хозяйством, при этом рис был самой важной культурой. [49] Этнические лаосцы, жители речных долин и низменностей, которые издавна были заселены, не практикуют оползневое земледелие, как горные народы.

Традиционная народная музыка — лам лао ( ລຳລາວ , ลำลาว, [lám láːw] ), хотя она также известна как морлам (лаосский: ໝໍລຳ , หมอลำ, [mɔ̌ːlám] ), который является предпочтительным термином в сан язык . Художники из Таиланда также популярны в Лаосе, и наоборот, что укрепило лаосскую культуру в Исане, несмотря на сильную тайификацию . В музыке используется инструмент кхене (лаосский: ແຄນ , исан: แคน, [kʰɛːn] ). [50]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ 80% исанцев - этнические лаосцы.
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаттауэй, Пол, изд. (2004). «Лао». Народы буддийского мира . Библиотека Уильяма Кэри. п. 149.
  2. ^ «Итоги переписи населения и жилищного фонда 2015 года» (PDF) . Статистическое бюро Лаоса . Проверено 1 мая 2020 г.
  3. ^ Вапаттанавонг, Патама «Кто такие иностранцы в Таиланде? (Иностранцы в Таиланде)» (PDF) . Институт демографических и социальных исследований - Университет Махидол . Проверено 30 июня 2017 г.
  4. ^ «Presentation du Laos» [Презентация Лаоса] (на французском языке). Франция: Министерство иностранных дел Франции. 2017 . Проверено 14 июля 2017 г.
  5. ^ «Население иммигрантов в США по странам рождения, с 2000 г. по настоящее время» (XLSX) . www.migrationpolicy.org . Проверено 14 февраля 2017 г.
  6. ^ Статистическое управление Канады . «Таблицы основных показателей иммиграции и этнокультурного разнообразия» . Проверено 1 июня 2016 г.
  7. ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
  8. ^ «Население иммигрантов и эмигрантов по странам происхождения и назначения» . 10 февраля 2014 г.
  9. ^ «Статистика иностранных резидентов (ранее — статистика зарегистрированных иностранцев)» e-stat.go.jp ( на японском языке, 15 декабря 2023 г. , дата обращения 29 апреля 2024 г. ).
  10. ^ Беженцы из Юго-Восточной Азии в Аргентине
  11. ^ «Реестр ожидания убежища 2012-2021» . npdata.be . Проверено 12 апреля 2023 г.
  12. ^ Фэрбанк, Дж. К., Лоу, М., и Твитчетт, округ Колумбия (1986). Империи Цинь и Хань 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. (1986). Кембриджская история Китая. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ферлюс, Мишель (2009). Образование этнонимов в Юго-Восточной Азии . 42-я Международная конференция по сино-тибетским языкам и лингвистике, ноябрь 2009 г., Чиангмай, Таиланд. 2009 , стр.3-4.
  14. ^ Хаяши, Ю. (2003). Практический буддизм среди тайцев и лаосцев: религия в формировании региона. Мельбурн, Австралия: Trans Pacific Press
  15. ^ Тайцы и другие тайскоязычные народы
  16. ^ Бейкер, Крис и Фонгпайчит, Пасук (2017). « История Аюттхая », с. 27. Издательство Кембриджского университета .
  17. ^ Элиот Джошуа и др . (2002). Справочник по Лаосу . Лондон: Издательство Footprint.
  18. ^ Эдмондсон, JA (2007). Власть языка над прошлым: поселение тай и лингвистика тай в южном Китае и северном Вьетнаме. Харрис Дж. Г., Бурусфат С., Харрис Дж. (ред.). Исследования в области лингвистики Юго-Восточной Азии. Бангкок: Ek Phim Thai Co. Ltd.
  19. ^ Черч, П. (ред.). (2006). Краткая история Юго-Восточной Азии. Том. XII. Сингапур: Джон Уайли и сыновья Азия.
  20. ^ Питтаяпорн, Питтаяват (2014). Слои китайских заимствований в прото-юго-западном тай как свидетельство датировки распространения юго-западного тай. Архивировано 27 июня 2015 года в Wayback Machine . МАНУСЯ: Гуманитарный журнал , специальный выпуск № 20: 47–64.
  21. ^ Вятт, ДК, (2003).
  22. ^ Кодес, Г. (1921). «Происхождение династии Суходая» (PDF) . Журнал Сиамского общества . JSS Том. 14.1б (цифровой). Siam Heritage Trust: изображение . Проверено 17 марта 2013 г. ....образование собственно так называемого Королевства Сиам.
  23. ^ Город Луанг Прабанг
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симмс П. и Симмс С. (2001). Королевства Лаоса. Лондон, Великобритания: Curzon Press.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аскью, Марк, Логан, Уильям и Лонг, Колин. (2007). Вьентьян: трансформации лаосского пейзажа. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  26. ^ Хаттауэй, Пол. (2004). Народы буддийского мира: Христианское молитвенное руководство . Пасадена: Библиотека Уильяма Кэри.
  27. ^ Эванс, Грант (2002). Краткая история Лаоса: земля между ними . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин.
  28. ^ Вейсбурд, А. (1997). Использование силы: практика государств после Второй мировой войны. Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Penn State Press.
  29. ^ Киз, К. (1967). Исан: Регионализм в северо-восточном Таиланде. Нью-Йорк: Корнелл. Таиландский проект.
  30. ^ Сыны Исана
  31. ^ Хаяси, Юкио. (2003). Практический буддизм среди тайско-лаосцев. Транс Пасифик Пресс.
  32. ^ Дуайер, Денис, и Дракакис-Смит, Д. (1996). Этническая принадлежность и развитие. Уайли.
  33. ^ Матичон ТВ "Ханчай-Суджит" . Путешествие: Жизнь «лаосских пленников» в Бангкоке после битвы при «Чао Анувонг» » [Путешествие Ханчай-Суджит: Жизнь «лаосских пленников» в Бангкоке после битвы при «Чао Анувонг»]. YouTube (на тайском языке) . Проверено 1 июня 2023 г.
  34. ^ Хан, Карин (1999), Лаос , Картала, с. 77, ISBN  9782865378586
  35. ^ «Знание национальностей иммигрантов округа Санта-Клара (KIN) – Лаос» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2013 г. Проверено 22 декабря 2013 г.
  36. ^ Руангдет Панкхуенхат. (1988). Тайские диалекты. Бангкок, Научно-исследовательский институт языка и культуры сельского развития, Университет Махидол. (на тайском языке)
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Конституция Лаосской Народно-Демократической Республики. (1997). Получено с laoembassy.com. Архивировано 27 мая 2008 г. на Wayback Machine.
  38. ^ Хаттауэй, П. (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный путеводитель. Пасадена, Калифорния: Библиотека Уильяма Кэри.
  39. ^ Дрейпер, Дж. (2004). Исан: контекст планирования сохранения и возрождения языка. Изучение и преподавание второго языка, IV. Получено с usq.edu.au. Архивировано 6 марта 2008 г. на Wayback Machine.
  40. ^ ЦРУ - мировой справочник: Лаос. (2010, 05 января). Получено с сайта cia.gov.
  41. ^ Ли, Э. (2000). Работа с американцами азиатского происхождения: руководство для врачей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  42. ^ Поулсен, А. (2007). Роды и традиции на северо-востоке Таиланда. Копенгаген, Дания: Северный институт азиатских исследований.
  43. ^ Уолтер М., Фридман Э., Джейкоби Дж. и Саут Дж. (2007). Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, Inc.
  44. ^ Фриман, М. (1996). Путеводитель по кхмерским храмам в Таиланде и Лаосе. Уэзерхилл.М. Фриман, Путеводитель по кхмерским храмам в Таиланде и Лаосе. Уэтерхилл.
  45. ^ Ричман, П. (1991). Многие Рамаяны: разнообразие повествовательной традиции в Южной Азии. Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
  46. ^ Азиатские укусы
  47. ^ Фукуи, Х. (1994). Еда и население в северо-восточной тайской деревне. Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета.
  48. ^ Бриссенден, Р. (2003). Еда Юго-Восточной Азии: классические и современные блюда Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. Сингапур: выпуски Periplus.
  49. ^ Макилл, DJ и др. (1996) Улучшение риса в низинах, выращиваемых на богарных землях. Международный научно-исследовательский институт риса. Публикации IRRI: Манила.
  50. ^ Тейлор, JL (1993). Лесные монахи и национальное государство: антропологическое и историческое исследование северо-восточного Таиланда. Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии.

Другие источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d4999452dd0adea69388f2766610953__1721289780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/53/1d4999452dd0adea69388f2766610953.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lao people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)