Лаосский народ
Общая численность населения | |
---|---|
в. 22 миллиона (включая Лао Исана ) [а] [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Лаос | 3,427,665 [2] |
Таиланд | 17 822 432 (включая лаосцев ) ( 2010 г.) [3] |
Франция | 200,000 [4] |
Соединенные Штаты | 200,000 (2015) [5] |
Камбоджа | 101 400 (включая кхмеров Лаоса ) [1] |
Канада | 24,580 (2016) [6] |
Мьянма | 17,000 [1] |
Вьетнам | 17,532 [7] |
Германия | 4,000 [8] |
Япония | 3,602 [9] |
Аргентина | 2,000 [10] |
Бельгия | 1,067 [11] |
Языки | |
туберкулез | |
Религия | |
Тхеравада, буддизм , лаосская народная религия. | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы тай (например, люди черные тай , люди исан , люди дай и т. д.) |
Лаосцы , — тайская этническая группа проживающая в Юго-Восточной Азии , говорящая на лаосском языке из языков кра-дай . Они составляют большинство этнической группы Лаоса , составляя 53,2% от общей численности населения. Большинство лаосцев исповедуют буддизм Тхеравады . Они тесно связаны с другими народами тай , особенно (или синонимами) с народом исан , который также является носителем лаосского языка, родного для соседнего Таиланда .
В западной историографии термины «лаосский народ» и «лаосский народ» имели расплывчатое значение. Оба термина нерегулярно применялись как ко всем уроженцам Лаоса в целом, помимо или рядом с этническими лаосцами в разные периоды истории. После окончания французского правления в Лаосе в 1953 году лаосский язык применялся исключительно к этнической группе, тогда как лаосский язык относился к любому гражданину Лаоса, независимо от его этнической принадлежности. Некоторые страны до сих пор смешивают эти термины в своей статистике.
Имена
[ редактировать ]Этимология термина «Лаос» остается неопределенной, хотя он потенциально связан с этническими группами, идентифицируемыми как «Ай Лао» (лаосский: ອ້າຍລາວ , тайский: อ้ายลาว, китайский : 哀牢 ; пиньинь : Āiláo , вьетнамский : Ай Лао) упоминается в исторических записях династии Хань , проживающих на территории нынешней провинции Юньнань . Племена, произошедшие от Ай Лао, включали племена Тай, которые мигрировали в Юго-Восточную Азию . [12]
По мнению французского лингвиста Мишеля Ферлюса (2009), этноним и автоним лаосского народа (ລາວ); Национальность жителей Лаоса образована односложным австроазиатским этимоном «человек» *k.raw . [13] Народы по имени Лао (lǎo 獠), предположительно являющиеся предками Лао и некоторых других популяций Тай-Кадай, поселились в верхнем Тонкине, а также в некоторых частях Юньнаня и Гуйчжоу во времена Тан: [13]
Эта реконструкция произношения фонограммы 獠 подтверждает, что слово «лао» происходит от этимона *k.raːw . [13]
Английское слово «лаосский» , используемое как синоним «лаосского» в большинстве контекстов, происходит от французского laotien/laotienne . Доминирующая этническая группа северо-восточного Таиланда, происходящая от лаосцев, отличается от лаосцев Лаоса и тайцев термином исанский народ или тайский исан (лаосский: ໄທ ອີສານ , исанский: ไทยอีสาน, Тайское произношение: [iː sώ:n] ), санскритский термин, означающий северо-восток , но слово «лаосский» все еще используется. [14]
Подразделения лаосского народа
[ редактировать ]В Лаосе мало различий делается между лаосцами и другими близкородственными тайскими народами с взаимопонятными языками, которые сгруппированы вместе как лао-лум или «низменный лаос» (лаосский: ລາວລຸ່ມ láːu lūm , тайский: ลาวลุ่ม, IPA: laːw lum). Большинство из этих групп имеют много общих культурных черт и говорят на диалектах или языках, которые очень похожи, с лишь незначительными различиями в тонах, словарном запасе и произношении определенных слов, но обычно этого недостаточно, чтобы затруднить общение, но многие из этих групп, такие как Ньяу . и Футаи считают себя разными и часто имеют различия в одежде, которая их отличает [15]
История
[ редактировать ]Период миграции Тай
[ редактировать ]В ранних китайских записях термин Юэ использовался для обозначения неханьского китайца к югу от Янцзы. В период весны и осени (770–475 гг. до н.э.) этот термин применялся к государству на юго-восточном побережье, которое было разрушено в 334 г. до н.э., когда ханьские китайцы двинулись через Янцзы на юг. Впоследствии термин « Сотня Юэ » стал применяться в общем к покоренным неханьским китайским народам на юге, с модификаторами для обозначения групп в разных местах или с некоторыми другими отличительными характеристиками (Phomphan 1988). Термин Юэ исчез из употребления примерно в 0 году нашей эры, когда китайцы получили больше знаний о южных народах и начали использовать другие дескрипторы (Барлоу 2001, главы 1–2; Тейлор 1983, 41–4). Ни один из современных терминов, используемых для групп тай, не может быть обнаружен в этих дескрипторах, за исключением народа лао или ай лао, который применялся к различным группам, в основном жителям гор (Taylor 1983, 172; Cholthira 2001, 22–4).
Это указывает на то, что лаосцы являются, по крайней мере, прототайской группой; возможно даже, что все группы тай на самом деле являются подгруппами этого древнего лаосского народа, поскольку нет дескрипторов, указывающих на существование какой-либо группы под названием тай, живущей к югу от Янцзы, впоследствии первые упоминания о группе под названием тай появились в 13 веке, никаких подобных упоминаний о группе, называемой или называющей себя Тай, похоже, не существует.
Другие признаки того, что эти ранние прототайские группы называли себя лаосскими людьми, можно увидеть в Хрониках народа Тай Дам или Черного Тай : «Вернувшись вдоль Мае Нам Таав (Красной реки), как и было обещано, экспедиция прошла вблизи сегодняшней границы Китай и Вьетнам. Чтобы отметить свое прибытие, они назвали этот район Лаокай, что означает «где прошли лаосцы». Лаокай сейчас является провинцией на северо-западе Вьетнама. Кроме того, примерно в 5 км к северу от Лаокая есть город, который до сих пор называется «Лао Фан», что означает «где проходили лаосцы». Некоторые тайцы все еще живут там» (GE Hall, A History of SEA (1981))
Согласно легенде, распространенной среди различных племен Тай, возможно, мифический король, Кхун Бором Рачатириат из Муанг Тогда ( ເມືອງແຖນ , เมืองแถน, [mɯ́əŋ tʰɛ̌ːn] ) родил несколько сыновей, которые поселились и правили другими муангами . или города-государства по всему Югу. Восточная Азия и Южный Китай. [17] Племена тай, произошедшие от древних народов, известных китайцам как юэ и ай лао, начали мигрировать в Юго-Восточную Азию к началу I тысячелетия, но крупномасштабные миграции произошли между VII и XIII веками нашей эры, особенно из того, что сейчас это Сипсонбанна , провинция Юньнань и Гуанси . Возможные причины, побудившие миграцию тайцев, включают миграционное давление, вызванное ханьским китайским экспансионизмом , монгольскими вторжениями и вторжениями в Юго-Восточную Азию , умеренный климат региона и подходящие земли для выращивания влажного риса, а также падение государств, в которых населяли тайцы. [18] [19] Согласно лингвистическим и другим историческим данным, племена, говорящие на тайском языке, мигрировали на юго-запад, на современные территории Лаоса и Таиланда, из Гуанси где-то между VIII–X веками. [20]
Тай ассимилировали или изгнали коренные мон -кхмерские народы и поселились на окраинах индианизированных королевств Мон австроазиатские и Кхмерской империи . Смешение народов и приток индийской философии, религии, языка, культуры и обычаев через некоторые австроазиатские элементы и наряду с ними обогатили народы тай, но тайцы оставались в контакте с другими тай мыангами . [21]
Ланьсанг
[ редактировать ]Государства Тай воспользовались угасающей кхмерской империей и стали независимыми. Лаосцы относят начало своей национальной истории к этому времени, поскольку многие важные памятники, храмы, произведения искусства и другие аспекты классической лаосской культуры восходят к этому периоду времени. С этого момента можно называть тайские государства долины реки Чао Прайя Сиамом. [22] и, хотя и довольно анахронично, Лан Ксанг в роли Лаоса.
Королевство Ланьсанг , «Земля миллиона слонов», возникло в 1354 году нашей эры, когда Сомдей Пхра Чао Фа Нгум (1354–1373 годы нашей эры) вернулся в Муанг Суа ( ເມືອງຊວາ , เมืองซวา), затем переименованный в Сиенг. Стринги ( ຊຽງທອງ , เชียงทอง), ныне известный как Луангпрабанг. С этой базы Лан Ксанг распространил свою сферу влияния на весь современный Лаос и плато Корат в Таиланде, а также на части Сипсонгбанны на юге Китая, Сип Сонг Чау Тай на северо-западе Вьетнама, Кенгтунг в Мьянме и Стунг Тренг в Камбодже. .
Могущественное королевство Лан Ксанг обладало богатством и влиянием благодаря расположению своей столицы на Шелковом пути, а также служило центром буддизма в Юго-Восточной Азии. [23] Королевство процветало благодаря речному транспорту по и сухопутным караванным путям к портам Сиама, который стал оживленным перевалочным пунктом морской торговли, а также к южному Китаю и другим Таймуангам Меконгу . Первые западные посетители во время правления Пхра Чао Суринья Вонгса ( ພຣະເຈົ້າສຸຣິຍະວົງສາທັມມິກຣາດ , พระเจ Гарвардский император (1634–1697 гг. н.э.) отметил, как королевство процветало за счет экспорта золота, бензойной смолы, лаковых и лаковых изделий, лекарственных трав, слоновой кости, шелк и шелковая одежда, а также дерево. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы, особенно в Сиенг Тонге (ныне Луанг Пхрабанг ) и Вьентьяне . [24]
В это время легенды о Кхун Бороме лаосский классический эпос Син Сай были записаны в рукописях из пальмовых листьев и был составлен . Буддизм Теревады был государственной религией, а Вьентьян был важным городом буддийского образования. Культурные влияния, помимо буддизма, включали аванпосты Мон, позже ассимилированные с королевством, и кхмеров . Кратковременное объединение корон Ланнатая и Ланьсанга под властью Пхра Чао Сай Сетхатирата ( ພຣະເຈົ້າໄຊເສດຖາທິຣາດ , พระเจ้าไชย Сан-Франциско (1548–1572 гг. Н.э.) представил некоторые архитектурные и художественные достижения. Были скопированы библиотеки Ланнатая, в том числе большая часть религиозной литературы. Это могло привести к принятию или, возможно, повторному принятию основанного Моне на Туа Тхама , или «сценария дхармы» для религиозных писаний. [24]
Королевство раскололось на три соперничающие фракции, правившие из Луанг Пхра Банга, Вьентьяна и Чампасака ( ຈຳປາສັກ , จำปาศักดิ์). Королевства быстро попали под власть Сиама. Остатки Лансанга получили свои последние удары в XVIII и XIX веках, во время походов Таксина и возмездия за лаосское восстание Чао Анувонга ( ເຈົ້າອນຸວົງ , เจ้าอนุวงศ). ์) против сиамского правления во время правления Рамы III . В оба эти периода Вьентьян и другие города были разграблены, а их изображения и произведения искусства Будды были перевезены в Таиланд. [25] Города и большая часть населения были насильственно переселены и расселены в менее населенных регионах Исана и центрального Таиланда, а другие были порабощены для выполнения барщинных проектов. [26] в результате чего лаосское искусство и язык проникли в Центральный Таиланд. К тому времени, когда французы достигли Лаоса в 1868 году, они обнаружили лишь обезлюдевший регион, и даже великий город Вьентьян исчез в лесу. [25]
Лаосский после Ланьсанга
[ редактировать ]Лао в Лаосе
[ редактировать ]Территория Лаоса, затем аннексированная Сиамом, была исследована французами, и под руководством Огюста Пави французы стремились контролировать Меконг . Французы, как повелители Вьетнама, хотели получить все данники Вьетнама, включая оставшиеся территории Ланьсанга . Это привело к французской дипломатии канонерок и пограничным стычкам, известным как франко-сиамский конфликт 1893 года , который вынудил Сиам уступить свои претензии на большую часть территории современного Лаоса. [27]
Французы не позволили и сохранили лаосцев от превращения в региональную подкатегорию тайской нации, как и их собратья в Исане , также известные как «северо-восточные тайцы». Как и прежнее историческое соперничество между королями Луанг Пхрабанга, Чампасака и Вьентьяна, Лаос после обретения независимости был быстро разделен между роялистами под руководством принца Оума из Чампасака Боун , нейтралистами под руководством принца Суванны Фумы ( Че Саваннапхума , Чао Суванпхума) и коммуниста Патета . Лао ( Laos , Laos, pá tʰêːt lá:w) под началом своего сводного брата принца Суфанувонга ( Че Суфанавонг , Чао Суфанувонг). Эти внутренние разногласия, а также холодная война и быстрое втягивание региона во Вьетнамскую войну привели к затяжной борьбе за государственный контроль, которая не закончится до победы коммунистов в 1975 году. [28]
Гражданская война в Лаосе имела катастрофические последствия для страны; однако с тех пор страна с тех пор ослабила многие из своих ограничений, что открыло страну для торговли и бизнеса, в результате чего Лаос стал второй по темпам роста экономикой в Азии за последние годы.
Лаос получил несколько известных туристических наград за успешную рекламу своего северного города Луанг Прабанга как новейшего туристического направления, в том числе выступающего в качестве религиозного центра, где туристы могут участвовать в раздаче милостыни во время утренней процессии лаосских буддийских монахов.
Лаосский в Таиланде
[ редактировать ]Хотя некоторые части Исана были заселены и были частью Ланьсанга, многие лаосцы были насильственно расселены в менее населенных южных и западных регионах или отправлены для увеличения населения лаосских мыангов, лояльных сиамцам. Этот район был относительно изолирован от остального Таиланда горами Петчабун до начала 20-го века, когда прямое железнодорожное сообщение было построено с Накхонратчасимой . Изоляция региона от Центрального Таиланда и большое количество жителей Исана, которые все еще были привязаны к своему культурному наследию, помогли сохранить лаосскую культуру. [29]
Хотя Исан представляет собой многоэтнический регион, в котором проживают лаосцы, вьетнамцы, чамы, моны, кхмеры и другие тайские группы, большинство населения составляют лаосцы, и центральные тайцы воспринимают угрозу лаосского культурного и политического доминирования в регионе Исан. [30] привело к принятию различных политик тайификации , направленных на окончательную интеграцию многоэтнического народа исан в Таиланд. Поскольку доминирование Лаоса рассматривалось как самая большая угроза в регионе, «Лаос» был исключен из переписи населения как категория, и была принята жесткая политика. Ссылки на лаосский народ или его прошлое были удалены, а этот язык был запрещен в школах и книгах, что уничтожило влияние Лаоса и его влияние на страну. [31]
Хотя регион остается в основном сельскохозяйственным и более бедным по сравнению с другими регионами Таиланда, и многие покидают регион в поисках работы во Вьентьяне, Бангкоке или за границей, в регионе возобновился интерес к традиционной культуре, которая весьма отлична, хотя и похожа на тайскую культуру. Регион становится все более урбанизированным, и здесь возникло множество крупных городов. Из-за большой численности населения и важной функции Исана как избирательного блока на выборах, национальное правительство уделяет больше внимания улучшению инфраструктуры, бизнеса и образования региона, хотя бедность и регионализм по-прежнему являются препятствиями на пути развития Исана. [32]
В последнее время популярные лаосские средства массовой информации, включая лаосскую музыку и телевидение, вернулись в регион Исана, поскольку в Исане доступен спутниковый сигнал лаосского телевидения. В связи с возрождением интереса к лаосской поп-музыке лаосские концерты проводятся не только в Лаосе, но и в регионе Исан в Таиланде, тем самым постоянно привлекая новых тайских поклонников лаосской поп-музыки. Национальные каналы Таиланда также транслируют лаосские СМИ по всему Таиланду, а также тайские СМИ в Лаосе, в результате чего население тай , проживающее в других регионах Таиланда (северном, центральном и южном), обнаруживает новое родство с народом Лаоса. [ нужна ссылка ]
Исторически сложилось так, что лаосцы, живущие в других регионах Таиланда, таких как столица Бангкок , испытали массовую иммиграцию из Вьентьяна после восстания Анувонга (1828 г.) во время правления короля Рамы III . В наши дни эти лаосцы полностью смешались с тайцами. Во время правления короля Рамы IV было зафиксировано, что по всему Таиланду проживает около миллиона лаосцев. Только в Бангкоке проживает около 200 000 лаосцев. Лаосские общины в Бангкоке включают Банг Йи Хан и Банг Сай Кай на стороне Тонбури , а также Банг Кхун Пхром на стороне Пхра Накхон (ядро Бангкока). Лаосцы, живущие в Банг Сай Кай, до сих пор унаследовали некоторые традиции и культуру от своих предков. [33]
Географическое распространение
[ редактировать ]В Лаосе проживает около 3,6 миллиона лаосцев, что составляет примерно 68% населения ( остальные - в основном люди из горных племен ). Этнические лаосцы в Лаосе составляют основную часть лаосцев («лаосцев из низин») (лаосский: ລາວລຸ່ມ , тайский: ลาวลุ่ม, IPA: laːw lum). Небольшие лаосские общины существуют в Таиланде и Камбодже , проживая в основном на бывшей лаосской территории Стунг Тренг ( Сиенг Тенг в Лаосе) и во Вьетнаме .
За границей проживает значительное количество лаосцев, насчитывающее более 500 000 человек. Миграция лаосцев за пределы Индокитая впервые произошла во время французского колониализма в Лаосе , который начался в начале 20 века. приехали лаосские студенты и рабочие В этот период во Францию , в том числе члены лаосской королевской семьи , а некоторые переселились туда навсегда. [34] Однако большинство лаосских мигрантов были беженцами, бежавшими из Лаоса после гражданской войны в Лаосе (часть большой войны во Вьетнаме ) и от нового коммунистического Патет Лао правительства . Основными местами убежища для лаосских беженцев были США , Франция, Канада и Австралия . [35] Другие страны, такие как Германия , Япония , Аргентина и Сингапур, также приняли лаосских беженцев.
Перепись населения США 2010 года показала, что в стране проживает более 200 000 американцев лаосского происхождения, в эту цифру не входят хмонги и миен, но могут включаться лица тайдамского , кхму и других происхождения в дополнение к лаосцам из-за путаницы между национальной и этнической идентичностью. . По оценкам 2012 года, во Франции проживает около 140 000 этнических лаосцев, причем более половины населения проживает в Париже и окрестностях Иль-де-Франс .
В Таиланде проживает около 20 миллионов лаосских исан , проживающих в основном на плато Корат на северо-востоке Таиланда, а также в Бангкоке и его окрестностях. Правительство Таиланда исторически не поощряло лаосских исан идентифицировать себя как лаосцев .
Язык
[ редактировать ]Лаосский язык - это тональный, аналитический, правоветвящийся язык с местоимениями языковой семьи тай-кадай , тесно связанный с тайским и другими языками тайских народов. Большая часть словарного запаса имеет тайское происхождение, хотя важный вклад в него внесли пали и санскрит, а также мон-кхмерские языки. Алфавит представляет собой индийский алфавит. Хотя в лаосском языке есть пять основных диалектов, все они взаимопонятны, и лаосцы считают, что все говорят на разных вариантах одного языка. [36]
Лао в Лаосе
[ редактировать ]Лаосский язык ( ພາສາລາວ ) является официальным языком Лаосской Народно-Демократической Республики , а его официальное письмо — лаосский алфавит. [37] Будучи доминирующим языком большей части лаосского народа и, следовательно, большей части лаосского населения, этот язык закреплен в качестве доминирующего языка образования, управления и официального использования. [37] На многочисленных языках меньшинств говорит примерно половина населения, и они включают языки австроазиатской , сино-тибетской , австронезийской и хмонг-миенской языковых семей. Хотя правописание не является полностью единообразным, несмотря на несколько реформ, направленных на приближение языка к фонетической системе, это помогло стабилизировать язык. Официального стандарта не существует, но диалект Вьентьяна считается де-факто официальным.
Лаосский в Таиланде
[ редактировать ]Границы лаосских диалектов также простираются на северо-восток Таиланда, известный как Исан , но лаосский язык, на котором говорят в Таиланде в целом, можно отличить путем принятия большого количества тайской лексики и переключения кода . Этот язык не преподается и не используется в школах, правительстве и большинстве средств массовой информации. Политика Таификации удалила алфавит, и теперь язык пишется тайским алфавитом, если вообще пишется, а название было изменено на Исан, чтобы разорвать политические связи с Лаосом. Несмотря на это, на лаосском языке говорят 20 миллионов человек. [38] почти треть населения Таиланда и является основным языком 88% семей Исана. Он продолжает служить важным региональным языком и символом исанской (следовательно, лаосской) идентичности, но распространение тайского языка переживает спад. [39]
Религия
[ редактировать ]Религия в Лаосе очень синкретична и возникла из трех основных источников, хотя большинство лаосцев утверждают, что они буддисты Тхеравады , многие традиции произошли от анимистских практик.
буддизм
[ редактировать ]Буддизм ( ພຣະພຸດທະສາສນາ , พระพุทธศาสนา, [pʰā pʰūt tʰāʔ sàːt sáʔ nǎː] ) Самая популярная и государственная религия в Лаосе, которую исповедуют 67% населения страны и почти все этнические лаосцы. Цифры могут быть намного выше, поскольку буддизм также оказал влияние на многие другие этнические группы, которые обычно считаются анимистами . [40] Это также преобладающая религия Исана и большинства народов за пределами Лаоса. Большинство из них принадлежат к секте Теревада ( ເຖຣະວາດ , เถรวาท, [tʰěː rā wâːt] ), хотя историческое влияние буддизма Махаяны сохраняется, и это основная секта вьетнамских и китайских меньшинств, поселившихся среди лаосцев, и она стала синкретической с анимистические практики.
Храм в лаосской общине является центром общественных дел, где жители деревни собираются, чтобы обсудить проблемы или попросить монахов о мудрости и руководстве, и ожидается, что большинство мужчин в какой-то момент войдут в монастырь, чтобы расширить свои религиозные знания и заработать заслуги.
Важнейшее значение для религиозной жизни имеют пять буддийских заповедей ( ປັນຈະສິນ , [ban tɕaʔ sin] , เบญจศีล, [beːn tɕaʔ sin] ), а именно: воздерживаться от убийства, воровства, сексуальных проступков, лжи и одурманивания. Лаосские культурные и поведенческие черты, проистекающие из буддийской веры, включают терпимость, уважение к старшим и семейной иерархии, самоотверженность, отстраненность от мирских благ и забот, заботу о младших братьях и сестрах, вежливость, самоотрицание и скромность. Основные убеждения включают перерождение и карму . [41]
связанным с Боун , , праздникам, Сонгкхан буддизмом, Магха Пуджа Вет , К важным Весак Васса , относятся Пхра , วิสาขบูชา), Vassa (Великий пост), Ван Аук Панса ( Великий пост, Великий пост), Катина , ( Катин , Катин). В дополнение к этим дням, буддийские субботние дни ( Ван Пра , Ван Пхра, [ван паа] тамбун Лаосе помогать в храмовых делах, известных в ), во время фаз луны и храмовые ярмарки также являются регулярным временем для посещения храмов, молитвы, получения совета у монахов. духовные заботы и как жертвовать еду, деньги или .
Лаосская народная религия
[ редактировать ]Лаосская народная религия является коренной религией большинства мон-кхмерских и более поздних хмонг-миенских и тибето-бирманских меньшинств, а также традиционной религией тайцев до буддизма, хотя некоторые тайские племена и по сей день все еще являются народно-религиозными. Для этнических лаосцев анимизм переплетается с буддизмом и некоторыми элементами индуизма. Несмотря на подавление в различные моменты времени, оно продолжает оставаться важной частью лаосской религиозной традиции.
Разным богам ( ຜີ, ผี, [pʰiː] ) поклоняются как божествам-покровителям зданий или территорий, природных мест, вещей или явлений; это также духи предков и другие духи, защищающие людей, включая злых духов. Божества-хранители мест, такие как фи ват ( ຜີວັດ , ผีวัด) храмов и лак мыанг ( ຫລັກເມືອງ , หลักเมือง, [лак м ɯːaŋ] ) городов отмечаются общими собраниями и подношениями еды. Боги индуистского происхождения включены в пантеон. Боги вездесущи, и некоторые из них связаны с вселенскими стихиями: небом, землей, огнем и водой. Лаосцы также верят в тридцать два духа, известных как хван ( ຂວັນ , ขวัญ, [kʰwan] ), которые защищают тело, и бачи ( ບາສີ, [baː siː] , บายศรี, [bɑj siː] ). предпринимаются во время важных событий или время беспокойства, чтобы привязать духов к телу, поскольку считается, что их отсутствие приводит к болезни или вреду.
Дома духов , хотя и распространены в Таиланде, в Лаосе редки из-за запрета на поклонение духам во времена правления короля Фотисарата (16 век). В современном Лаосе практика домов духов в очень ограниченной степени была реимпортирована из Таиланда. Делаются подношения цветов, благовоний и свечей, а во время перемен или в трудные времена обращаются к духам за защитой и помощью. К естественным божествам относятся те, которые обитают на деревьях, в горах или лесах. К духам-хранителям людей часто относятся предки или ангельские существа, приходящие в разные моменты жизни, более известные как тхевада . К злым духам относятся духи людей, которые были плохими в прошлых жизнях или умерли трагической смертью, такие как ужасный фи поб ( ຜີປອບ , ผีปอบ) и вампирический фи дип ( ຜີດິບ , ผีดิบ). Фи также включают местных, неиндуистских богов, фи тханов ( ຜີແຖນ , ผีแถน). [42]
Мофи (mo-phi ໝໍຜີ, หมอผี), «сказатели», — это обученные на местах шаманы , специалисты по ритуалам и общению со своими личными духами и богами в целом. Используя трансы , священные предметы, наделенные сверхъестественной силой, или сакшит , имущество и ритуалы, такие как лам пхи фа ( ລຳຜີຟ້າ , ลำผีฟ้า, [lam pʰiː faː] ) или бачи , к шаману часто обращаются за консультацией во время неприятностей, привидений и болезней. или другое несчастье, которое могло быть вызвано злыми или несчастными духами. Они также обычно присутствуют во время религиозных праздников. [43]
индуизм
[ редактировать ]Индуизм оказал основное влияние на большую часть Кхмерской империи, и примеры индуистских тем можно найти в их храмах той эпохи, таких как Ват Фу . [44] Храмы часто строились на месте древних индуистских святынь, а статуи или изображения индуистских богов обычно можно найти за пределами храмов. Хотя важные влияния можно проследить в индуистских ритуалах, лаосцы не находятся под таким явным влиянием индуизма , как их соседи тайцы .
Лаосцы переняли и адаптировали Рамаяну в местную версию, известную как Пхра Лак Пхра Рам ( ພຣະລັກພຣະຣາມ , พระลักษมณ์พระราม, [pʰaʔ la k pʰaʔ laːm] ). Лаосская версия была переплетена с лаосским мифом о сотворении мира, а также ошибочно считается историей Джатаки, поэтому пользуется большим уважением. [45] Многие придворные танцы были основаны на событиях этой истории. Индуизм легко смешался как с анимизмом, так и с буддизмом, поэтому многие индуистские боги считаются фитанами , а буддийские монахи включили в себя большую часть брахманских ритуалов. Для лаосцев характерно почитание Нагов , змееподобных полубогов, управляющих водными путями.
Культура
[ редактировать ]Лаосская кухня
[ редактировать ]Кухня Лаоса похожа на другие региональные кухни, такие как тайская и камбоджийская , но имеет несколько уникальных отличительных черт. Самыми известными блюдами лаосской кухни являются салат из ларба и зеленой папайи , оба родом из Лаоса. [46] Кухни лаосцев в Лаосе и Исане разошлись лишь незначительно, при этом ключевые различия заключаются в том, что лаосской кухне не хватает влияния тайской кухни, а исанской кухне не хватает многих французских влияний в Лаосе. Рис является основным продуктом питания, а его основной разновидностью является клейкий рис или кхао нио ( ເຂົ້າຫນຽວ , ข้าวเหนียว, [kʰàw nǐw] ), который также присутствует на столах Исана и Северного Таиланда , поскольку оба они испытали влияние лаосской кухни. Хотя иногда его заменяют лапшой или другими, менее популярными сортами риса, его обычно подают с различными соусами и соусами, сырыми овощами и несколькими блюдами, которые подают вместе. Многие блюда очень острые, приправленные многочисленными сортами перца чили и приданные остротой сильными травами и ферментированными рыбными соусами. [47]
Тропический климат и гористые районы дают Лаосу широкое разнообразие климатических условий, а также богатое изобилие съедобных продуктов, поэтому большая часть традиционной лаосской кухни состоит из овощей и трав, собранных в дикой природе, сорняков с рисовых полей, а также огородов. Выращивается множество сортов овощей и фруктов, в том числе огурцы, тыквы, капуста, змеиная фасоль, крылатая фасоль, ямс, водяной шпинат, манго, помело, папайя и сахарный тростник. Сырые овощи часто сопровождают еду, чтобы охладить язык. Самым популярным мясом является пресноводная рыба, из которой также делают два ароматизатора: рыбный соус ( ນ້ຳປາ , [nâm paː] ; น้ำปลา Нампла ) и падаек ( ປາແດກ , [paː dèːk] ปลาร ; ้า Пла ра ). Другие распространенные виды мяса включают свинину, курицу, утку, говядину, яйца, водяного буйвола . Потребление белка включает в себя широкий спектр деликатесов, включая ящериц, насекомых, лягушек и диких оленей, которые также происходят из лесов. Обычными напитками являются чай, кофе и алкоголь, в том числе местное рисовое вино лаосское ( ເຫລົ້າລາວ , เหล้าลาว, [làu láːw] ). Кухня известна использованием мяты и укропа, что относительно редко встречается в соседних кухнях. [48]
Лаос в целом был очень сельской страной, и большая часть населения поддерживала себя сельским хозяйством, при этом рис был самой важной культурой. [49] Этнические лаосцы, жители речных долин и низменностей, которые издавна были заселены, не практикуют оползневое земледелие, как горные народы.
Традиционная народная музыка — лам лао ( ລຳລາວ , ลำลาว, [lám láːw] ), хотя она также известна как морлам (лаосский: ໝໍລຳ , หมอลำ, [mɔ̌ːlám] ), который является предпочтительным термином в сан язык . Художники из Таиланда также популярны в Лаосе, и наоборот, что укрепило лаосскую культуру в Исане, несмотря на сильную тайификацию . В музыке используется инструмент кхене (лаосский: ແຄນ , исан: แคน, [kʰɛːn] ). [50]
Примечания
[ редактировать ]- ^ 80% исанцев - этнические лаосцы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хаттауэй, Пол, изд. (2004). «Лао». Народы буддийского мира . Библиотека Уильяма Кэри. п. 149.
- ^ «Итоги переписи населения и жилищного фонда 2015 года» (PDF) . Статистическое бюро Лаоса . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Вапаттанавонг, Патама «Кто такие иностранцы в Таиланде? (Иностранцы в Таиланде)» (PDF) . Институт демографических и социальных исследований - Университет Махидол . Проверено 30 июня 2017 г.
- ^ «Presentation du Laos» [Презентация Лаоса] (на французском языке). Франция: Министерство иностранных дел Франции. 2017 . Проверено 14 июля 2017 г.
- ^ «Население иммигрантов в США по странам рождения, с 2000 г. по настоящее время» (XLSX) . www.migrationpolicy.org . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Статистическое управление Канады . «Таблицы основных показателей иммиграции и этнокультурного разнообразия» . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Население иммигрантов и эмигрантов по странам происхождения и назначения» . 10 февраля 2014 г.
- ^ «Статистика иностранных резидентов (ранее — статистика зарегистрированных иностранцев)» e-stat.go.jp ( на японском языке, 15 декабря 2023 г. , дата обращения 29 апреля 2024 г. ).
- ^ Беженцы из Юго-Восточной Азии в Аргентине
- ^ «Реестр ожидания убежища 2012-2021» . npdata.be . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Фэрбанк, Дж. К., Лоу, М., и Твитчетт, округ Колумбия (1986). Империи Цинь и Хань 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. (1986). Кембриджская история Китая. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ферлюс, Мишель (2009). Образование этнонимов в Юго-Восточной Азии . 42-я Международная конференция по сино-тибетским языкам и лингвистике, ноябрь 2009 г., Чиангмай, Таиланд. 2009 , стр.3-4.
- ^ Хаяши, Ю. (2003). Практический буддизм среди тайцев и лаосцев: религия в формировании региона. Мельбурн, Австралия: Trans Pacific Press
- ^ Тайцы и другие тайскоязычные народы
- ^ Бейкер, Крис и Фонгпайчит, Пасук (2017). « История Аюттхая », с. 27. Издательство Кембриджского университета .
- ^ Элиот Джошуа и др . (2002). Справочник по Лаосу . Лондон: Издательство Footprint.
- ^ Эдмондсон, JA (2007). Власть языка над прошлым: поселение тай и лингвистика тай в южном Китае и северном Вьетнаме. Харрис Дж. Г., Бурусфат С., Харрис Дж. (ред.). Исследования в области лингвистики Юго-Восточной Азии. Бангкок: Ek Phim Thai Co. Ltd.
- ^ Черч, П. (ред.). (2006). Краткая история Юго-Восточной Азии. Том. XII. Сингапур: Джон Уайли и сыновья Азия.
- ^ Питтаяпорн, Питтаяват (2014). Слои китайских заимствований в прото-юго-западном тай как свидетельство датировки распространения юго-западного тай. Архивировано 27 июня 2015 года в Wayback Machine . МАНУСЯ: Гуманитарный журнал , специальный выпуск № 20: 47–64.
- ^ Вятт, ДК, (2003).
- ^ Кодес, Г. (1921). «Происхождение династии Суходая» (PDF) . Журнал Сиамского общества . JSS Том. 14.1б (цифровой). Siam Heritage Trust: изображение . Проверено 17 марта 2013 г.
....образование собственно так называемого Королевства Сиам.
- ^ Город Луанг Прабанг
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симмс П. и Симмс С. (2001). Королевства Лаоса. Лондон, Великобритания: Curzon Press.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аскью, Марк, Логан, Уильям и Лонг, Колин. (2007). Вьентьян: трансформации лаосского пейзажа. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Хаттауэй, Пол. (2004). Народы буддийского мира: Христианское молитвенное руководство . Пасадена: Библиотека Уильяма Кэри.
- ^ Эванс, Грант (2002). Краткая история Лаоса: земля между ними . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин.
- ^ Вейсбурд, А. (1997). Использование силы: практика государств после Второй мировой войны. Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Penn State Press.
- ^ Киз, К. (1967). Исан: Регионализм в северо-восточном Таиланде. Нью-Йорк: Корнелл. Таиландский проект.
- ^ Сыны Исана
- ^ Хаяси, Юкио. (2003). Практический буддизм среди тайско-лаосцев. Транс Пасифик Пресс.
- ^ Дуайер, Денис, и Дракакис-Смит, Д. (1996). Этническая принадлежность и развитие. Уайли.
- ^ Матичон ТВ "Ханчай-Суджит" . Путешествие: Жизнь «лаосских пленников» в Бангкоке после битвы при «Чао Анувонг» » [Путешествие Ханчай-Суджит: Жизнь «лаосских пленников» в Бангкоке после битвы при «Чао Анувонг»]. YouTube (на тайском языке) . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Хан, Карин (1999), Лаос , Картала, с. 77, ISBN 9782865378586
- ^ «Знание национальностей иммигрантов округа Санта-Клара (KIN) – Лаос» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2013 г. Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Руангдет Панкхуенхат. (1988). Тайские диалекты. Бангкок, Научно-исследовательский институт языка и культуры сельского развития, Университет Махидол. (на тайском языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Конституция Лаосской Народно-Демократической Республики. (1997). Получено с laoembassy.com. Архивировано 27 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ Хаттауэй, П. (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный путеводитель. Пасадена, Калифорния: Библиотека Уильяма Кэри.
- ^ Дрейпер, Дж. (2004). Исан: контекст планирования сохранения и возрождения языка. Изучение и преподавание второго языка, IV. Получено с usq.edu.au. Архивировано 6 марта 2008 г. на Wayback Machine.
- ^ ЦРУ - мировой справочник: Лаос. (2010, 05 января). Получено с сайта cia.gov.
- ^ Ли, Э. (2000). Работа с американцами азиатского происхождения: руководство для врачей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Поулсен, А. (2007). Роды и традиции на северо-востоке Таиланда. Копенгаген, Дания: Северный институт азиатских исследований.
- ^ Уолтер М., Фридман Э., Джейкоби Дж. и Саут Дж. (2007). Шаманизм: энциклопедия мировых верований, практик и культуры . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, Inc.
- ^ Фриман, М. (1996). Путеводитель по кхмерским храмам в Таиланде и Лаосе. Уэзерхилл.М. Фриман, Путеводитель по кхмерским храмам в Таиланде и Лаосе. Уэтерхилл.
- ^ Ричман, П. (1991). Многие Рамаяны: разнообразие повествовательной традиции в Южной Азии. Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Азиатские укусы
- ^ Фукуи, Х. (1994). Еда и население в северо-восточной тайской деревне. Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета.
- ^ Бриссенден, Р. (2003). Еда Юго-Восточной Азии: классические и современные блюда Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. Сингапур: выпуски Periplus.
- ^ Макилл, DJ и др. (1996) Улучшение риса в низинах, выращиваемых на богарных землях. Международный научно-исследовательский институт риса. Публикации IRRI: Манила.
- ^ Тейлор, JL (1993). Лесные монахи и национальное государство: антропологическое и историческое исследование северо-восточного Таиланда. Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии.
Другие источники
[ редактировать ]- Модели расселения лаосцев в США
- Отчеты о языках, на которых говорят в Лаосе и Таиланде, с сайта Ethnologue.com.
- Тонгчай Виничакул. Сиам нанесён на карту . Гавайский университет Press, 1984. ISBN 0-8248-1974-8
- Вятт, Дэвид. Таиланд: Краткая история (2-е издание). Издательство Йельского университета, 2003. ISBN 0-300-08475-7
- Шаишана Чампанаконе «Лаосская кулинария и суть жизни». Издательство Вьентьяна, 2010. ISBN 978-9932-00-061-6