Jump to content

Йи люди

Йи люди
Женщина И в Юньнани
Регионы со значительной численностью населения
 Китай 9 миллионов (2010)
 Вьетнам 4,827 (2019) [1]
Языки
Йи , юго-западный мандарин
Религия
Большинство: бимоизм (искренняя разновидность шаманизма); меньшинство: даосизм
Родственные этнические группы
Бамар (Бирман), Нахи , Цян , Туцзя
Йи люди
Китайское имя
китайский Йи национальность
Нуосу
Упрощенный китайский Нуосу
Традиционный китайский Нуосу
дедушка
китайский Ло Луо
бирманское имя
бирманский Эти люди
Вьетнамское имя
вьетнамский Ло Ло
Тайское имя
тайский ло-лоу
я в доме
Нуосу ꆈꌠꉙ
Черный Нуосу И из Даляньшаня
Черный Нуосу И из Даляньшаня

Народ Йи или Нуосу ( Нуосу : ꆈꌠ , [nɔ̄sū] ; см. также § Имена и подгруппы ) — этническая группа на юге Китая . Насчитывая девять миллионов человек, они являются седьмыми по величине из 55 групп этнических меньшинств, признанных китайским правительством . Они живут в основном в сельских районах Сычуани , Юньнани , Гуйчжоу и Гуанси , обычно в горных районах. В автономной префектуре Ляншань И проживает самая большая популяция народа и в Китае: в регионе проживает два миллиона человек. В соседнем Вьетнаме , по состоянию на 2019 год проживает 4827 человек Ло Ло (подгруппа И) В провинциях Хазянг , Цаобон и Лаокай на севере страны .

И говорят на различных лолоишских языках , тесно связанных с бирманским . Престижная разновидность — Нуосу , написанная И. шрифтом

Местоположение [ править ]

Из более чем 9 миллионов людей И, более 4,5 миллионов живут в провинции Юньнань , 2,5 миллиона живут в южной провинции Сычуань и 1 миллион живут в северо-западной части провинции Гуйчжоу. Почти все народы И живут в горных районах. [ нужна ссылка ] часто влачат свое существование на склонах крутых горных склонов вдали от городов Китая.

Высотные перепады районов И напрямую влияют на климат и количество осадков в этих районах. Эти поразительные различия лежат в основе старой поговорки: «В нескольких милях отсюда, в районе И, погода другая». Популяции И в разных областях сильно отличаются друг от друга и зарабатывают на жизнь совершенно по-разному. [2]

Имена и подгруппы [ править ]

сгруппировали их в одну этническую группу Хотя разные группы и называют себя по-разному (включая нису, сани, аси, лоло и аче) и иногда говорят на непонятных друг другу языках, китайцы , и различные местные наименования можно классифицировать на три группы:

  • Ни ( ). Названия Нуосу, [3] Насу , Несу, Нису и другие подобные имена считаются производными от оригинального автонима Нип ( ), к которому добавлен суффикс -су , обозначающий «люди». Имя Сани также является разновидностью этой группы. Кроме того, широко распространено мнение, что китайское имя Йи ( и ) произошло от Ни.
  • Лоло . Названия Лоло, Лолопу и т. д. связаны с поклонением народа И тигру, поскольку ло на их диалектах означает «тигр». [4] Ло также является основой китайского экзонима Luóluó ( 猓猓 , 倮倮 или 罗罗 ). Исходный иероглиф ( ) с « собачьим радикалом » ( ) и фонетическим звуком гуу ( ) представлял собой графическое уничижительное слово . [5] сравнимо с китайским именем гуран ( 猓然 , «длиннохвостая обезьяна»). В ходе языковых реформ в КНР иероглиф Luóluó дважды заменялся: сначала на Luó ( ), с « человеческим радикалом » ( ) и той же фонетикой, но это был графический вариант luْ ( , «голый»), и позже Луо ( , «сеть для ловли птиц»). Пол К. Бенедикт отметил: «Ведущий китайский лингвист заметил, что имя «Лоло» является оскорбительным только тогда, когда оно написано с радикалом «собака» . [6]
  • Другой . В эту группу входят различные другие наименования разных групп И. Некоторые из них могут принадлежать к другим этническим группам, но китайцы признают их как И. «Пу» может относиться к древней этнической группе Пу ( ). В легендах Северного И народ И завоевал Пу и его территорию в северо-восточной части современного Ляншаня .

Перечисленные ниже группы отсортированы по их широкой лингвистической классификации и общей географической области, где они живут. В каждом разделе первыми перечисляются более крупные группы.

Классификация Приблизительная общая численность населения Группы
Южный 1,082,120 Нису, Южный Насу, Муджи, А Че, Южный Гайсу, Пула,
Бока, Лесу, Чесу, Лаову, Алу, Азонг, Сюба
Юго-восточный 729,760 Полуо, Сани, Акси, Аже, Юго-восточное Лоло, Цзясо, Пува,
Алуо, Ау, Дигао, Мэн, Сици, Ати, Дайжан, Асахей, Лаба,
Цзуоке, Ани, Минланг, Лонг
Центральный 565,080 Лолопо, Даяо Липо, Центральный Ниуэ, Энипу, Лопи, Попеи
Восточный 1,456,270 Восточный Насу, Панксиан Насу, Уса Насу, Шуйси Носу,
Удинг Липо , Мангбу Носу, Восточный Гепо, Найсу, Уменг,
Налуо, Самей, Сание, Луову, Гопу, Гесе, Сяохэй Нэйсу,
Дахэй Нейсу, Депо, Лака, Лагу, Алинг, Тушу, Гозо,
Вопу, Восточное небо
западный 1,162,040 Мишаба Лалуо, Западное Лоло, Сянтан, Синьпин Лалу,
Янлю Лалу, Тусу, Гайцзи, Цзянтоу Лалуо, Сидзима, Лими, Мили,
Лау, Цянъи, Западный Самаду, Западный Гепо,
Сюйчжан Лалу, Эка, Западный Гайсу, Суан, Пэнцзы
Северный 2,534,120 Шэнба Носу, Инуо Носу, Сяоляншань Носу, Буто Носу,
Суоди, Тяньба Носу, Бай И, Наруо, Нару, Талу, Миксису, Лиу,
Северный Аву, Тагу, Люде, Наза, Таэр
Неклассифицированный 55,490 Мичи (Мици), Цзинхонг Насу, Апу, Музи, Тангланг, Мича,
Лед, Гуайгун

История [ править ]

Муэге и другие королевства И, современники Южной Сун
Королевство И в Наньчжао
Резьба Имушуня (годы правления 779–808), правителя Наньчжао.
Серебряный головной убор Yi

Согласно легенде И, вся жизнь зародилась в воде, а вода возникла в результате таяния снега, который, капая вниз, создал существо по имени Ни. Ни породил все живое. Ни — другое название народа И. Иногда его переводят как черный, потому что черный — почитаемый цвет в культуре И. [7] Традиция И сообщает нам, что их общего предка звали Апу Думу ꀉꁌꅋꃅ или ꀉꁌꐧꃅ ( Акспу Ддутму или Акпу Джютму ). У Апу-Думу было три жены, у каждой из которых было по два сына. Шесть сыновей мигрировали в район, который сейчас называется Чжаотун , и распространились в четырех направлениях, создав кланы У, Чжа, Нуо, Хэн, Бу и Мо. [8] И практиковали систему родословной, при которой старшие обращались с младшими братьями как с рабами, что привело к возникновению культуры миграции, при которой младшие братья постоянно покидали свои деревни, чтобы создать свои собственные владения. [7]

Королевства Гуйчжоу [ править ]

Клан Хэн разделился на две ветви. Одна ветвь, известная как Умэн, поселилась вдоль западного склона горного хребта Умэн, распространив свой контроль так далеко на запад, как современный Чжаотун , Юньнань. Другая ветвь, известная как Челе, двинулась по восточному склону горного хребта Умэн и поселилась к северу от реки Чишуй . Во времена династии Тан (618–907) челе занимали территорию от сегодняшнего уезда Сююн в провинции Сычуань до города Бицзе в Гуйчжоу. Клан Бу распался на четыре ветви. Ветвь Боле обосновалась в Аньшуне , ветвь Уса обосновалась в Вэйнине , ветвь Азучи обосновалась в Чжани , а ветвь Гукугэ обосновалась на северо-востоке Юньнани. Клан Мо, произошедший от Муджиджи ( 慕齊齊 ), разделился на три ветви. Одна ветвь, известная как Авангрен, возглавляемая Уалоу, поселилась на юго-западе Гуйчжоу и образовала Королевство Цзыци . Уаке возглавил вторую ветвь, Аюси, которая поселилась возле горы Маан к югу от Хюйзэ . Уана возглавил третью ветвь, поселившуюся в Хэчжане . В III веке нашей эры ветвь Вуаны разделилась на ветвь Мангбу в Чжэньсюн во главе с Туомангбу и Луодянь ( 羅甸 ) в Луогене во главе с Туоаже. К 300 г. Луодянь охватывал большую часть региона Шуиси . Его правитель Мовенг ( 莫翁 ) перенес столицу в Мугебайчжаге (современный Дафан ), где переименовал свое царство в королевство Муэгэ , иначе известное как Вождество Шуиси. [8]

Королевства Насу И династии Тан
Королевство Правящий клан Современный район
Бадедиан Запах Чжэньсюн
Луодиан/Луоши Боле Аньшунь
Муэге Луо Дафан
Цзыци / Юши Авангрен Юго-Западный Гуйчжоу

После династии Восточная Хань Шу Трех Королевств вели несколько войн против предков И под предводительством Чжугэ Ляна . Они победили короля И, ꂽꉼ ( Мот-хоп , 孟获 ) и расширили свою завоеванную территорию в районе И. После этого династия Цзинь сменила Шу на посту сюзерена области И, но со слабым контролем.

Чтобы еще больше укрепить буферную зону между собой и экспансионистским королевством Наньчжао, в 846 году Тан даровал патриарху патриклана Боле наследственный титул короля королевства Луодянь ( Луодянь го Ван ). В том же году Тан наладил отношения с Авангреном патриклана Мо, который обосновался в районе Пансянь-Пуан на юго-западе Гуйчжоу, и признал Авангрена лидерами королевства Юши. Год спустя, в 847 году, Тан признал образование Бадедианского королевства, расположенного на северо-востоке Юньнани и возглавляемого ветвью Мангбу патриклана Аже. Эти четыре королевства, Зангге (Муэге), Луодянь, Юши и Бадэдиан, сформировали первоначальный оборонительный периметр Тан между территорией, контролируемой Наньчжао на юго-западе, и Танским Китаем. [9]

—Джон Э. Герман

Королевства Юньнань [ править ]

Некоторые историки полагают, что большая часть населения королевства Наньчжао составляла народ Бай . [10] но элита говорила на варианте нуосу (также называемом йи ), тибето-бирманском языке, тесно связанном с бирманским . [11] Народ Цуаньмань Цуаньмань пришел к власти в Юньнани во время Южного похода Чжугэ Ляна в 225 году. К четвёртому веку они получили контроль над регионом, но восстали против династии Суй в 593 году и были уничтожены ответной экспедицией в 602 году. Раскол на две группы, известные как Черная и Белая Mywa. [12] Племена белых мыва (байман), считающиеся предшественниками народа бай, поселились на плодородных землях западного Юньнани вокруг высокогорного разломного озера Эрхай . Черные Mywa (Wuman), считающиеся предшественниками народа И, поселились в горных районах восточной провинции Юньнань. Эти племена назывались Мэнше (蒙舍), Мэнси (蒙嶲), Ланцюн (浪穹), Тэнтан (邆賧), Шиланг (施浪) и Юэси (越析). Каждое племя было известно как чжао . [13] В научных кругах этнический состав населения королевства Наньчжао обсуждается уже столетие. Китайские ученые склонны отдавать предпочтение теории о том, что правители происходили из вышеупомянутых групп Бай или И, в то время как некоторые некитайские ученые придерживались теории о том, что этническая группа Тай была основным компонентом, который позже переместился на юг, в современные Таиланд и Лаос. . [14]

В 649 году вождь племени Мэнше Синулуо (細奴邏) основал Великий Мэн (大蒙) и принял титул Цицзя Ван (奇嘉王; «Выдающийся король»). Он признал сюзеренитет Тан. [15] В 652 году Синулуо поглотил царство Белой Мива Чжан Лэцзиньцю, который правил озером Эрхай и горой Цан . Это событие произошло мирно, поскольку Чжан по собственному желанию уступил место Синулуо. Соглашение было освящено под железным столбом в Дали . После этого Черные и Белые Мива действовали как воины и министры соответственно. [13]

В 704 году Тибетская империя сделала племена белых майва вассалами или данниками. [12]

В 737 году нашей эры при поддержке династии Тан правнук Синуло, Пилуоге объединил шесть Чжао (皮羅閣), последовательно , основав новое королевство под названием Наньчжао (мандаринский диалект, «Южный Чжао»). . Столица была основана в 738 году в Тайхэ (на месте современной деревни Тайхэ, в нескольких милях к югу от Дали ). Расположенное в самом сердце долины Эрхай, это место было идеальным: его можно было легко защитить от нападения, и оно находилось посреди богатых сельскохозяйственных угодий. [16] Во время правления Пилуоге белые мива были изгнаны из восточной провинции Юньнань и переселены на запад. Черные и белые майва были разделены, чтобы создать более прочную кастовую систему министров и воинов. [13]

Наньчжао просуществовал 165 лет до 902 года нашей эры. После 35 лет запутанной войны Дуань Сыпин ( 段思平 ), уроженец Бай, основал Королевство Дали , унаследовав территорию Наньчжао. Большинство И того времени находились под властью Дали. Суверенное правление Дали длилось 316 лет, пока оно не было завоевано Хубилай-ханом . В эпоху Дали люди И жили на территории Дали, но мало общались с королевской семьей Дали.

Хубилай-хан включил Дали в свои владения. Императоры Юань продолжали твердо контролировать народ И и территорию, которую они населяли, как часть Юньнань Синшэн ( 云南行省 ) Хубилай-хана в нынешних Юньнани, Гуйчжоу и части Сычуани. Чтобы укрепить свою власть над этой территорией, династия Юань основала для И власть, Луолуо Сюаньвэйси ( 罗罗宣慰司 ), название которой означает местное правительство умиротворения Лолоса. Хотя формально И находился под властью императора Юань , И все еще имел автономию во время династии Юань. За это время пропасть между аристократами и простыми людьми увеличилась.

Династии Мин и Цин [ править ]

Канадские методистские миссионеры Уильям Джон Мортимор и Чарльз Уинфилд Сервис среди племени И на юго-западе Сычуани , до 1911 года.

Начиная с династии Мин , Китайская империя ускорила свою политику культурной ассимиляции в Юго-Западном Китае, распространяя политику гайту гуйлю ( 改土歸流 , «замена туси (местных вождей) «нормальными» чиновниками»). [17] Руководящая власть многих феодалов И ранее была экспроприирована преемниками чиновников, назначенных центральным правительством. С развитием гайту гуйлю территория И была расчленена на множество общин, как больших, так и малых, и общинам было трудно общаться друг с другом, поскольку между ними часто находились территории, управляемые Хань.

Император Канси из династии Цин победил У Сангуя , захватил землю Юньнань и установил там провинциальное правительство. Когда Ортай стал наместником Юньнани и Гуйчжоу в эпоху императора Юнчжэна , политика гайту гуйлю и культурной ассимиляции против И была усилена. В соответствии с этой политикой И, жившие недалеко от Куньмина, были вынуждены отказаться от традиционной кремации и принять захоронение, и эта политика вызвала восстания среди И. Династия Цин подавила эти восстания.

После Второй опиумной войны (1856–1860 гг.) многие христианские миссионеры из Франции и Великобритании посетили район, в котором жили И. Хотя некоторые миссионеры считали, что И в некоторых областях, таких как Ляншань, не находились под властью династии Цин и должны быть независимыми, большинство аристократов настаивали на том, что И был частью Китая, несмотря на их недовольство правлением Цин.

Современная эпоха [ править ]

Карта 1891 года, показывающая анклав «Лоло» в современном Ляншане, Сычуань.

Лун Юн , Йи, был военным губернатором Юньнани во время правления Китайской Республики на материковом Китае.

Армия Четвертого фронта КПК столкнулась с народом И во время Великого похода , и многие И присоединились к коммунистическим силам. [18]

После образования КНР в Сычуани, Юньнани и Гуйчжоу было создано несколько Иских автономных административных районов префектурного или уездного уровня. С развитием автомобильного движения и телекоммуникаций связь между различными районами И резко возросла.

Люди И сталкиваются с систематической дискриминацией и насилием в качестве рабочих-мигрантов в современном Китае. [19]

Политика И на истории протяжении всей

Язык [ править ]

Религиозный документ, написанный древним письмом И.
Указатель в современном И

Китайское правительство признает шесть взаимно непонятных языков И из различных ветвей семьи лолоиш : [21]

Северный И является крупнейшим, на нем говорят около двух миллионов человек, и он является основой литературного языка. Это аналитический язык . [22] Есть также этнические языки И во Вьетнаме, которые используют сценарий И , например манци .

Многие И в Юньнани , Гуйчжоу и Гуанси знают стандартный китайский язык , и переключение кода между И и китайским языком является обычным явлением.

Скрипт [ править ]

Сценарий И изначально был логослогическим, как и китайский , и датируется как минимум 13 веком, но, похоже, полностью независим от любого другого известного письма. До начала 20 века использование этого письма было в основном прерогативой бимо жрецов- для передачи ритуальных текстов из поколения в поколение. Лишь в середине двадцатого века элитные семьи Ляншаня начали использовать письмо в нерелигиозных целях, например для написания писем. [23]

Было около 10 000 иероглифов, многие из которых были региональными, поскольку письмо никогда не было стандартизировано для народов И. Ряд произведений по истории, литературе и медицине, а также генеалогии правящих семей, написанные письмом Старого И, все еще используются, а в этом районе есть каменные таблички и стелы Старого И.

Попытка латинизировать сценарий была предпринята в 1950-х годах, но она не получила успеха. В 1970-х и 1980-х годах традиционное письмо было стандартизировано в слоговое письмо . Слоговое письмо И широко используется в книгах, газетах, уличных вывесках и образовании, хотя влияние китайского языка растет. [24]

Культура [ править ]

Женщина И в традиционной одежде
Доспехи народа И, династия Цин

Пол [ править ]

Происхождение и наследование в обществе И традиционно были отцовскими, и мужчины обычно считались выше женщин. Мужчины практиковали полигамию и левиратный брак. Женщины были исключены из устных генеалогий. [25] В некоторых регионах женщины И по-прежнему отстают от мужчин с точки зрения начального образования, и очень немногие женщины И становятся преподавателями или политическими лидерами. Женщины И заметно пили и курили больше, чем китаянки Хань. [26]

Имена [ править ]

И используют систему именования по отчеству сына и отца . Последняя буква имени отца становится первой буквой имени сына. Последний символ имени сына затем используется в качестве первого символа имени внука. Полное имя И состоит из названия клана, названия ответвленного клана, имени отца и собственного имени человека (например, Ахо Ббудджи Джиха Ломусс). Ахо — название племени, Ббуджи — название рода, Джиха — имя отца, а Ломуссе — личное имя. Таким образом, имя означает Ломусс, сын Джихи из клана Ббудджи племени Ахо. Внутри клана его будут называть просто Ломусс, а внутри племени — Джиха Ломусс. В именах Йи используются суффиксы - sse и -mo для выражения мужественности и женственности соответственно. [27]

Эту систему можно увидеть и в именах правителей Наньчжао: [28]

  • Синулуо
  • Луошэн
  • Шенглуопи
  • Пилуоге
  • Гелуофэн
  • Фэнцзяи
  • Имосун
  • Сюнгэцюань
  • Цюаньфэнъю - стремился подражать китайской практике и придерживался только Фэнъю; нарушил традицию и назвал своего сына Шилонгом [29]
  • Шилонг
  • Луншунь
  • Шуньхуажень

Эта традиция тесно связана с тибето-бирманскими традициями и предполагает, что правители Наньчжао не были тайцами. [28]

Рабство [ править ]

Традиционное общество И было разделено на четыре касты: аристократические нуохуо / нзымо Черный И, простолюдины цюнуо / кухо Белый И, адзя / мгаджие и сяси / гакси . Черные И составляли около 7 процентов населения, а Белые И составляли 50 процентов населения. Эти две касты не вступали в браки, и Черные И всегда считались обладателями более высокого статуса, чем Белые И, даже если Белые И были богаче или владели большим количеством рабов. Белый и Черный И также жили в отдельных деревнях. Черные И не занимались сельским хозяйством, чем традиционно занимались Белые И и рабы. Черные Йи отвечали только за административную и военную деятельность. Белые Йи формально не были рабами, а жили как наемные слуги Чёрных Йи. Аджиа составляли 33 процента населения. Они принадлежали как Черным, так и Белым И и работали наемными работниками ниже, чем Белые И. Сяси были низшей кастой. Они были рабами, жившими со скотом своих хозяев и не имевшими никаких прав. Их могли избить, продать и убить ради развлечения. Членство во всех четырех кастах осуществлялось по отцовской линии. [30] [31] [32] [33] [34] [35] Распространенность рабовладельческой культуры была настолько велика, что иногда детей называли в честь количества рабов, которыми они владели. Например: Лурббу (много рабов), Лурда (сильные рабы), Лурши (командир рабов), Лурнджи (происхождение рабов), Лурпо (рабовладелец), Лурха (сотня рабов), Джджину (много рабов). [27]

Случаи влияния системы кастового рабства можно было обнаружить еще в 1980-х и начале 1990-х годов, когда кланы нуохуо предотвращали браки с цюнуо или наказывали членов, которые это делали. [36]

Однажды я спросил своего друга нуохо , высокообразованного человека, полностью чувствующего себя в китайском научном мире как дома, что бы он сделал, если бы его дочь, которой тогда было около четырнадцати лет, захотела выйти замуж за кухо . Он сказал, что будет против. Я спросил его, не является ли это старомодным подходом. Он признал, что это было, но дал два объяснения. Во-первых, сказал он, он просто не будет чувствовать себя хорошо внутри. Что еще более важно, другие нуохо могут бойкотировать его семью за выход замуж, и с этого момента у них возникнут проблемы с вступлением в брак внутри касты нуохо . Это случилось с некоторыми из его родственников в другом округе.
Однако в то же время важно отметить, что кастовое расслоение в Ляншане никогда, насколько я могу судить, никогда не включало понятия осквернения или автоматического почтения, которые так важны в индийской кастовой системе. В районах, где есть как нуохо , так и кухо , они свободно общаются друг с другом, едят друг у друга дома и часто становятся близкими друзьями. Однако ничто из этого не разрушает брачный барьер; только среди высокообразованных горожан когда-либо рассматривалась возможность смешанного брака, и тогда обычно его отвергали; большинство нуохо предпочли бы, чтобы их дочери вышли замуж за сяэмгу (ханьского китайца), а не за кухо . [37]

Стивен Харрелл

Фольклор [ править ]

Самый известный герой мифологии И — Жыгэ Алу. Он был сыном дракона и орла, который обладал сверхъестественной силой, антимагическими и антипризрачными способностями. Он ездил на девятикрылом летающем коне, прозванном «длинными небесными крыльями». Ему также помогли волшебные павлин и питон. Волшебный павлин назывался Шуотные Вопли и мог оглушать уши слышавших его крик, но, если его пригласить в дом, поглощал зло и изгонял проказу. Питон по имени Ббахха Аюоссе был побежден Жыге Алу, который боролся с ним в океане после превращения в дракона. Говорили, что он способен обнаруживать проказу, лечить туберкулез и искоренять эпидемии. Подобно китайскому мифологическому лучнику Хоу И , Чжиге Алу сбивает солнца, чтобы спасти людей. [38] В религии И Бимоизм Чжиге Алу помогает священникам бимо лечить проказу и сражаться с призраками. [39]

Цзегуцзенуо был призраком, вызывавшим головокружение, медлительность в действиях, слабоумие и беспокойство. Призрака обвиняли в недугах, и для борьбы с ним проводились ритуалы экзорцизма. Готовясь к ритуалу, бимо воздвигали на месте ритуала небольшие палочки, считавшиеся священными, кьемоббур. [39]

Фестиваль факелов [ править ]

Фестиваль факелов — один из главных праздников народа И. Согласно легенде Йи, когда-то жили два человека огромной силы, Сираби и Атилаба. Сираби жил на небесах, а Атилаба – на земле. Когда Сираби услышал о силе Атилабы, он вызвал Атилабу на поединок по борьбе. Потерпев два поражения, Сираби был убит в схватке, чем сильно разозлил бодхисаттв , наславших нашествие саранчи, чтобы наказать землю. В 24-й день 6-го месяца лунного календаря Атилаба срубил множество сосен и использовал их как факелы для уничтожения саранчи, защищая посевы от уничтожения. Таким образом, в его честь проводится Фестиваль факелов. [40]

Музыка [ править ]

И играют на ряде традиционных музыкальных инструментов, в том числе на больших щипковых и смычковых струнных инструментах. [41] а также духовые инструменты, называемые бау ( 巴乌 ) и мабу ( 马布 ). И также играют на хулу шэн, хотя, в отличие от других групп меньшинств в Юньнани, и не играют на хулу шэн для ухаживания или любовных песен (айцин). Коусян, небольшой четырехконечный инструмент, похожий на еврейскую арфу, является еще одним распространенным инструментом среди Ляншань И. Песни Кусянь чаще всего являются импровизированными и должны отражать настроение игрока или окружающей среды. Песни Коусянь также иногда могут выступать в форме айцин. Танец И, пожалуй, наиболее распространенная форма музыкального исполнения, поскольку его часто исполняют во время государственных праздников и/или фестивальных мероприятий.

Литература [ править ]

Художница Колетт Фу , правнучка Лун Юня, с 1996 года по настоящее время фотографирует общину И в провинции Юньнань. Ее серия всплывающих книг под названием « Мы — люди-тигры-драконы » включает изображения многих групп Йи. [42] [43]

Религия [ править ]

Йи одежда (мужская)

Бимоизм [ править ]

Символ, используемый для обозначения бимоистской веры.
Бимоизм [44] ( китайский : 毕摩教 ; пиньинь : Bìmójiào , Yi : ꀘꂾ bi mox ) — коренная религия народа И, крупнейшей этнической группы в Юньнани после ханьских китайцев . Он получил свое название от бимо , шаманов - жрецов, которые также являются мастерами языка И и священных писаний, носящих характерные черные одежды и большие шляпы.

Другие религии [ править ]

В Юньнани некоторые из И приняли буддизм в результате обменов с другими преимущественно буддийскими этническими группами, присутствующими в Юньнани, такими как дай и тибетцы . Самым важным богом й-буддизма является Махакала , гневное божество, встречающееся в Ваджраяне и тибетском буддизме . В 20-м веке многие люди И в Китае обратились в христианство после прибытия Гладстона Портеуса в 1904 году, а затем и медицинских миссионеров, таких как Альфред Джеймс Брумхолл , Джанет Брумхолл, Рут Дикс и Джоан Уэльс из Китайской внутренней миссии . По данным миссионерской организации OMF International , точное количество христиан И неизвестно. В 1991 году сообщалось, что в провинции Юньнань , особенно в округе Луцюань, где насчитывается более 20 церквей, проживало около 1 500 000 христиан И.

Медицина [ править ]

И известны своей степенью передачи знаний традиционной медицины из поколения в поколение через устные традиции и письменные записи. Их система традиционной медицины была академически описана. [45] Поскольку в префектуре, из которой были собраны медицинские данные И, также находится пещера, содержащая заразные для человека клады атипичной пневмонии, и известно, что у людей, живущих поблизости от пещер атипичной пневмонии, наблюдаются серологические признаки перенесенной инфекции. [46] [47] Было высказано предположение, что народ И неоднократно подвергался воздействию коронавируса на протяжении своей истории, пассивно учился медикаментозно отражать коронавирусную инфекцию много веков назад и внес результаты в свой список медицинских показаний, передаваемый из поколения в поколение. [48]

Распространение [ править ]

И автономные префектуры и уезды Китая
Население И по округам
Распределение данных переписи населения И 2000 года на уровне уездов в Китае.

(Включает только округа или их эквиваленты, в которых проживает >1% населения округа.)

Округ/город делать % Население Йи Общая численность населения
Sichuan province2.582,122,38982,348,296
Panzhihua city10.11110,3261,091,657
Dong district1.253,945315,707
Xi district1.843,148170,862
Renhe district19.0638,907204,170
Miyi county13.2127,381207,300
Yanbian county19.0836,945193,618
Leshan city3.53117,3553,324,139
Jinkouhe district10.155,37352,916
Ebian Yi autonomous county30.6543,269141,166
Mabian Yi autonomous county39.1566,723170,425
Pingshan county2.005,004250,620
Yaan city2.0431,0131,522,845
Hanyuan county4.5115,686347,471
Shimian county11.1713,769123,261
Garze Tibetan autonomous prefecture2.5622,946897,239
Luding county4.403,42477,855
Jiulong county37.0118,80650,816
Liangshan Yi autonomous prefecture44.431,813,6834,081,697
Xichang city16.48101,369615,212
Muli Tibetan autonomous county27.7134,489124,462
Yanyuan county47.67149,568313,765
Dechang county23.1843,810188,980
Huili county17.3375,064433,185
Huidong county6.9124,279351,310
Ningnan county21.8537,134169,962
Puge county76.55106,521139,156
Butuo county95.44132,285138,604
Jinyang county78.42109,813140,028
Zhaojue county96.75200,951207,712
Xide county85.74118,048137,676
Mianning county33.39108,289324,332
Yuexi county72.54172,505237,800
Ganluo county68.66120,445175,426
Meigu county97.81172,356176,214
Leibo county51.36106,757207,873
Guizhou province2.39843,55435,247,695
Baiyun district1.041,961187,695
Qingzhen city1.657,761471,305
Liupanshui city9.56262,3082,744,085
Zhongshan district5.6425,549453,293
Liuzhi special district11.3261,319541,762
Shuicheng county11.7079,339678,228
Pan county8.9796,1011,070,802
Qianxi'nan Bouyei Miao autonomous prefecture2.0558,7662,864,920
Xingyi city2.0214,521719,605
Xingren county2.4410,372425,091
Puan county2.666,905259,881
Qinglong county6.7617,436258,031
Anlong county2.289,094399,384
Bijie prefecture7.41468,8006,327,471
Bijie city4.2648,0941,128,230
Dafang county10.8492,295851,729
Qianxi county8.6760,420697,075
Jinsha county4.1720,696496,063
Zhijin county3.8131,420825,350
Nayong county5.7237,840661,772
Weining Yi Hui Miao autonomous county9.0695,6291,056,009
Hezhang county13.4882,406611,243
Yunnan province11.114,705,65842,360,089
Kunming city6.65384,5315,781,294
Wuhua district2.5610,580413,420
Panlong district1.595,468344,754
Guandu district3.3847,3111,398,305
Xishan district5.0730,617603,363
Dongchuan district3.268,984275,564
Chenggong county1.222,202180,685
Jinning county7.6420,443267,739
Fumin county7.4410,422140,046
Yiliang county6.0624,051396,677
Shilin Yi autonomous county32.4972,779223,978
Luquan Yi Miao autonomous county22.4596,388429,355
Xundian Hui Yi autonomous county8.9142,934481,721
Anning city3.349,872295,173
Qujing city3.85210,3515,466,089
Qilin district2.1614,041648,956
Malong county3.416,326185,766
Shizong county6.2121,718349,770
Luoping county6.4433,159515,211
Fuyuan county7.1647,076657,474
Huize county2.0016,910844,485
Zhanyi county2.168,406389,838
Xuanwei city4.4657,7081,292,825
Yuxi city19.32400,4122,073,005
Hongta district9.0236,905409,044
Jiangchuan county5.4814,087257,078
Chengjiang county1.822,726149,748
Tonghai county5.8216,017275,063
Huaning county21.2941,844196,519
Yimen county26.7545,362169,581
Eshan Yi autonomous county52.3679,289151,426
Xinping Yi Dai autonomous county46.20122,259264,615
Yuanjiang Hani Yi Dai autonomous county20.9741,923199,931
Zhaotong prefecture3.23148,5214,592,388
Zhaotong city2.5818,758727,959
Ludian county2.518,686345,740
Qiaojia county2.8613,183461,034
Daguan county1.984,667235,802
Yongshan county4.7217,130362,943
Zhenxiong county5.7863,4631,097,093
Yiliang county4.2420,269477,811
Chuxiong Yi autonomous prefecture26.31668,9372,542,530
Chuxiong city19.0595,959503,682
Shuangbai county43.1066,110153,403
Mouding county22.0343,032195,322
Nanhua county36.0782,223227,970
Yaoan county25.3850,526199,071
Dayao county29.5282,620279,838
Yongren county49.4451,223103,606
Yuanmou county24.2549,179202,779
Wuding county30.1879,254262,601
Lufeng county16.6168,811414,258
Honghe Hani Yi autonomous prefecture23.57973,7324,130,463
Gejiu city20.2791,902453,311
Kaiyuan city33.0996,647292,039
Mengzi county29.3899,917340,051
Pingbian Miao autonomous county18.5127,596149,088
Jianshui county29.02149,071513,712
Shiping county53.67148,987277,580
Mile county30.92153,235495,642
Luxi county7.9929,202365,585
Yuanyang county24.0187,137362,950
Honghe county14.2338,086267,627
Jinping Miao Yao Dai autonomous county11.9737,837316,171
Lüchun county4.929,894201,256
Hekou Yao autonomous county4.424,22195,451
Wenshan Zhuang Miao autonomous prefecture10.62347,1943,268,553
Wenshan county17.2874,255429,639
Yanshan county21.1192,356437,508
Xichou county3.959,332236,120
Malipo county2.256,036267,986
Maguan county9.1632,056350,002
Qiubei county18.0578,327434,009
Guangnan county5.8442,675730,376
Funing county3.1712,157382,913
Pu'er city16.58411,1202,480,346
Simao district15.1234,904230,834
Ning'er Hani Yi autonomous county19.4536,589188,106
Mojiang Hani autonomous county9.2332,812355,364
Jingdong Yi autonomous county39.92140,556352,089
Jinggu Dai Yi autonomous county20.5959,476288,794
Zhenyuan Yi Hani Lahu autonomous county27.2856,119205,709
Jiangcheng Hani Yi autonomous county13.4713,503100,243
Menglian Dai Lahu Va autonomous county2.404,999208,593
Lancang Lahu autonomous county6.7431,255464,016
Ximeng Va autonomous county1.0590786,598
Xishuangbanna Dai autonomous prefecture5.6155,772993,397
Jinghong city5.5624,673443,672
Menghai county2.287,175314,068
Mengla county10.1523,924235,657
Dali Bai autonomous prefecture12.94426,6343,296,552
Dali city2.9515,385521,169
Yangbi Yi autonomous county46.0948,565105,380
Xiangyun county7.2631,733437,371
Binchuan county6.2720,332324,412
Midu county8.3524,791296,860
Nanjian Yi autonomous county47.2499,159209,887
Weishan Yi Hui autonomous county34.07100,879296,124
Yongping county26.5647,391178,438
Yunlong county5.4510,739196,978
Eryuan county3.009,443315,003
Jianchuan county2.884,771165,900
Heqing county5.4013,446249,030
Baoshan prefecture3.2375,8772,348,315
Baoshan city4.6139,025846,865
Shidian county3.6211,360314,187
Longling county1.834,758260,097
Changning county6.0420,123333,241
Lijiang prefecture18.68210,4311,126,646
Lijiang Naxi autonomous county2.428,871366,705
Yongsheng county12.4346,703375,769
Huaping county8.2612,808154,968
Ninglang Yi autonomous county61.97142,049229,204
Nujiang Lisu autonomous prefecture1.999,805491,824
Lushui county2.283,915171,974
Lanping Bai Pumi autonomous county2.915,727196,977
Diqing Tibetan autonomous prefecture3.2911,616353,518
Zhongdian county6.509,586147,416
Weixi Lisu autonomous county1.382,016146,017
Lincang prefecture15.77367,8802,332,570
Lincang county5.4315,478285,163
Fengqing county27.61117,883426,943
Yun county37.96158,099416,507
Yongde county8.6829,521339,918
Zhenkang county17.1931,334182,258
Shuangjiang Lahu Va Blang Dai autonomous county1.572,605165,982
Gengma Dai Va autonomous county3.5711,193313,220
Longlin autonomous county (Guangxi)1.033,563347,462

Известные люди [ править ]

Галерея [ править ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
  2. ^ «Этнические группы – china.org.cn» . China.org.cn . Проверено 8 августа 2014 г.
  3. Некоторые ученые, однако, утверждают, что названия серии Нуосу происходят от слова «черный» ( , Nuo ).
  4. ^ # 5560 PTB *k-la TIGER в Китайско-тибетском этимологическом словаре и тезаурусе
  5. ^ Рэмси, Роберт С. (1987). Языки Китая , с. 160. Издательство Принстонского университета.
  6. ^ Бенедикт, Пол К. (1987). « Автонимы: должно или не должно ». Лингвистика Тибето-Бирманского региона 10: 188. В оригинале курсив.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Перспективы И Юго-Западного Китая» .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Космо 2003 , с. 248-249.
  9. ^ Космо 2003 , с. 249.
  10. ^ Каммингс, Джо ; Стори, Роберт (1991). Китай (3-е изд.). Одинокая планета. п. 705. ИСБН  0-86442-123-0 .
  11. ^ CX Джордж Вэй (2002). Исследование национализма Китая: темы и конфликты . Университет Индианы: Издательская группа Greenwood. п. 195. ИСБН  0-313-31512-4 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беквит 1987 , с. 65.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Угасшая буддийская страна: Краткая история древней конституции Юньнани» . 19 августа 2018 г.
  14. ^ Чжоу, Чжэньхэ; Ты, Руджи (2017). Китайские диалекты и культура . Американская академическая пресса. п. 187. ИСБН  9781631818844 .
  15. ^ «Наньчжао南詔 (www.chinaknowledge.de)» .
  16. ^ Блэкмор 1960 .
  17. ^ Ульрих Теобальд, ChinaKnowledge.de: Энциклопедия китайской истории, литературы и искусства , sv "gaitu guiliu", http://www.chinaknowledge.de/History/Terms/gaituguiliu.html
  18. ^ Эдгар, Сноу. «Красная звезда над Китаем», 225. Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Penguin Books, 1972.
  19. ^ Рассеянный песок: история сельских мигрантов Китая . Книги Версо. Июнь 2013. ISBN.  9781781680902 .
  20. ^ Герман, Джон Э. (2020). Среди облаков и тумана: китайская колонизация Гуйчжоу, 1200–1700 гг . Брилл. п. 34. ISBN  978-1-68417-463-8 .
  21. ^ Эндрю Уэст , Люди и язык йи
  22. ^ Сян Сяохун; Цао Юнань (2006). «Сравнительное исследование грамматики английского языка и И». Журнал Юго-Западного университета национальностей (издание по гуманитарным и социальным наукам) . doi : 10.3969/j.issn.1004-3926.2006.08.014 .
  23. ^ Харрелл 2001 , с. 100.
  24. ^ Харрелл 2001 , с. 101.
  25. ^ «Перспективы И Юго-Западного Китая» .
  26. ^ Харрелл 2001 , с. 99.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Перспективы И Юго-Западного Китая» .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ллойд 2003 , с. 15.
  29. ^ Брайсон 2015 , с. 70.
  30. Мартин Шенхальс «Интимное исключение: раса и каста вывернуты наизнанку» , 2003– стр. 26 «Черный И, не владеющий рабами, или бедный, тем не менее, всегда имел более высокий кастовый статус, чем любой Белый И, даже богатый или владеющий рабов, и Черный И проявил это превосходство, отказавшись выйти замуж за Белого И, даже если последний…»
  31. ^ Барбара А. Вест Энциклопедия народов Азии и Океании 2009 - стр. 910 «Общество И до революции 1949 года было разделено на четыре ранговых класса или касты: Нуохуо, или Черный И; Цюньо, или Белый И; Ацзя; и Сяси Нуохуо, или Черный И, были самой высшей и самой маленькой кастой, насчитывавшей всего около 7 процентов…»
  32. ^ Юнмин Чжоу Крестовые походы против наркотиков в двадцатом веке - Китай: национализм, ... - 1999 - стр. 150 «Черные И (около 7 процентов населения) составляли аристократический правящий класс, а белые И имели подчиненный статус. Однако внутри белых И было три подгруппы: Цюньо, Аньцзя и Цзяси (около 50 процентов...").
  33. ^ С. Роберт Рэмси «Языки Китая» , 1987– стр. 253 «Черные И смотрели на сельское хозяйство свысока, и все культивирование традиционно выполнялось Белыми И и рабами. Черные И несли ответственность только за управление и военную защиту. Однако даже в этом случае , они обычно очень заботливо ухаживали за своими..."
  34. ^ Стеван Харрелл. Перспективы Йи Юго-Западного Китая, 2001 г. - стр. 174 «Одна деревня предназначена для черных Йи, которые говорят на языке черных Йи. Одна деревня предназначена для Белых Йи, которые говорят на языке Белых Йи. Одно место предназначено для Красных Йи, которые говорят Язык Красного И. Одна деревня предназначена для Ган И, которые говорят на языке Ган И. Одна деревня предназначена для...»
  35. ^ Дэниел Х. Бэйс Христианство в Китае: от восемнадцатого века до наших дней, 1999– стр. 144 «В местной иерархии этнических групп они занимали последнее место, ниже китайцев, аристократии И (Черный И) и свободных людей ( Белый И) и Хуэй, ближе к касте рабов И».
  36. ^ Харрелл 2001 , с. 94.
  37. ^ Харрелл 2001 , с. 94-95.
  38. ^ Лихуэй, Ян и Ан Деминг. «Мир китайской мифологии: Введение». В: Мифы о создании и происхождении Китая . Лейден, Нидерланды: Brill, 2011. с. 52. дои: https://doi.org/10.1163/ej.9789004194854.i-354.18
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Картины духов | Горные узоры - Музей Берка» .
  40. ^ К югу от облаков, 114–115.
  41. ^ «Сеть людей И — Музей сети культуры И в Китае, самый ранний и крупнейший портал культуры И — карта веб-сайта yizuren.com » . Проверено 8 августа 2014 г. .
  42. ^ Фу, Колетт (2013). Фестивальный костюм Йи . Колетт Фу. OCLC   881525220 .
  43. ^ Фу, Колетт; Вассерман, Кристина (2016). Странник/Чудотворец: всплывающие окна от Колетт Фу: 14 октября 2016 г. – 26 февраля 2017 г. Национальный музей женщин в искусстве. OCLC   962923876 .
  44. ^ Пань Цзяо, 2011 г.
  45. ^ Лонг, К.; Ли, С.; Лонг, Б.; Ши, Ю.; Лю, Б. (2009). «Лекарственные растения, используемые этнической группой И: пример из центрального Юньнани» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 5:13 . дои : 10.1186/1746-4269-5-13 . ПМК   2679000 . ПМИД   19389251 .
  46. ^ Ван, Нин, Ян, Син-Лу; Чжан, Го, Хуа; Миллер, Чжу, Гуанцзянь; Эмили; Чжоу, Чжан, Юн-Чжи; Ван, Линь-Фа; Ши, Чжэн-Ли (2018). .; Хаган , China» . Virologica Sinica . 33 (1): 104–107. : 10.1007 /s12250-018-0012-7 . PMC   6178078. . PMID   29500691 doi
  47. ^ Ли, Хунъин; Мендельсон, Эмма; Цзун, Чен; Чжан, Вэй; Хаган, Эмили; Ван, Нин; Ли, Шиюэ; Ян, Хун; Хуан, Хуэйминь; Чжу, Гуанцзянь; Росс, Ноам; Чмура, Алексей; Терри, Филип; Филдер, Марк; Миллер, Морин; Ши, Чжэнли; Дашак, Питер (2019). «Взаимодействие человека и животных и потенциал распространения коронавируса среди сельских жителей Южного Китая» . Биобезопасность и здоровье . 1 (2): 84–90. дои : 10.1016/j.bsheal.2019.10.004 . ПМЦ   7148670 . ПМИД   32501444 .
  48. ^ Шеридан, Р. «Забытое наследие традиционной медицины в эпоху коронавируса»

Источники [ править ]

  • Беквит, Кристофер И. (1987). Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье . Издательство Принстонского университета.
  • Блэкмор, М. (1960). «Возвышение Нань-Чао в Юньнани». Журнал истории Юго-Восточной Азии . 1 (2): 47–61. дои : 10.1017/S0217781100000132 .
  • Брайсон, Меган (2015), Ценпо Чунг, Юннань Ван, Махараджа:: Королевские титулы в повествованиях о королевской власти Наньчжао между Тибетом и Танским Китаем
  • Чэн Сямин. Обзор демографических проблем народности И в горах Большого и Малого Лян . Общественные науки в Китае. 3: Осень 1984 г., 207–231.
  • Клементс, Рональд. Укажите мне в небо: удивительная история Джоан Уэльс . (Публикации Монарха, 2007 г.), ISBN   978-0-8254-6157-6 .
  • Космо, Никола ди (2003), Политические границы, этнические границы и человеческая география в истории Китая
  • Дессэн, Ален Ю. Меньшинства Юго-Западного Китая: введение в йи (лоло) и родственные им народы . (Нью-Хейвен: HRAF Press, 1980).
  • Ду Руофу и Вип, Винсент Ф. Этнические группы в Китае . (Пекин: Science Press, 1993).
  • Гулларт, Питер . Принцы Черной Кости . (Джон Мюррей, Лондон, 1959).
  • Граймс, Барбара Ф. Этнолог . (Даллас: Переводчики Библии Уиклифа , 1988).
  • Харрелл, Стеван (2001), Этнические образы жизни в Юго-Западном Китае
  • Ллойд, Джон К. (2003), Топонимы периферии Наньчжао
  • Культурные встречи на этнических границах Китая. История истории И. Под редакцией Стивена Харрелла. (Сиэтл: Вашингтонский университет Press , 1995).
  • Перспективы И Юго-Западного Китая . Под редакцией Стивена Харрелла. (Беркли/Лос-Анджелес/Лондон: Калифорнийский университет Press , 2001), ISBN   0-520-21988-0 .
  • Национальные меньшинства Китая . Под редакцией Ма Инь. (Пекин: Издательство иностранных языков, 1994).
  • Чжан Вэйвэнь и Цзэн Циннань. В поисках меньшинств Китая . (Пекин: New World Press).
  • Ритуал изгнания призраков: религиозная классика народности И в префектуре Ляншань, Сычуань ( Тайбэйский институт Риччи , ноябрь 1998 г.), ISBN   957-9185-60-3 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4ea12d0afcaf854a8bc2b862176960f__1716122220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/0f/c4ea12d0afcaf854a8bc2b862176960f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)