Армяне в Китае
Общая численность населения | |
---|---|
1000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Гонконг | |
Языки | |
Армянский , Китайский | |
Религия | |
Армянская Апостольская Церковь |
Часть серии о |
Армяне |
---|
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
проживает около 1000 армян В настоящее время в материковом Китае и Гонконге . [ 1 ]
Армянская община Гонконга и Китая , обычно называемая ChinaHay, регулярно организует мероприятия по всему Китаю. [ 2 ]
Хотя нынешнее сообщество относительно невелико, [ 3 ] Армяне исторически присутствовали в Китае на протяжении многих столетий. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Армянские купцы в Китае
[ редактировать ]Армянские купцы путешествовали и жили в Китае задолго до двадцатого века. Хетум I , правитель Киликии, отправился ко двору монголов в Каракоруме в 1254 году. [ 5 ] Аланы и армяне жили в Китае во времена династии Юань , обращенной в католичество на рубеже 14-го века Иоанном Монтекорвино . [ 6 ] [ 7 ] В Цюаньчжоу церковь, принадлежащая францисканцам, получила в дар от армянки из средневекового Китая. [ 8 ] В 1318 году епископ Цюаньчжоу Перегрин Кастелло сообщил, что армянская женщина подарила францисканцам церковь и дом. [ 9 ] Армяне следовали францисканско-католическому латинскому обряду в Цюаньчжоу. [ 10 ]
С 17 по 19 века некоторые армянские купцы основывали общины и вели успешный бизнес в Гуанчжоу и Гонконге, а небольшая армянская община существовала даже в Тибете. [ 4 ] Армяне Тибета были ориентированы на торговлю мускусом. [ 11 ]
Во время двух мировых войн
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны армяне , бежавшие из Османской империи , спасаясь от массового геноцида, организованного турецкими войсками против мирного армянского населения, были официально приняты в Китае . Китай согласился разрешить им остаться и предоставил жилье, еду и церкви. После капитуляции Турции большинство армян предпочли остаться в Китае из-за продолжающегося кризиса на Кавказе .
Во Второй мировой войне армяне присоединились к китайцам и корейцам , а позже к американцам и британцам , против японского вторжения . Большинство армян последовали за Кайши Чан Националистической революционной армией или присоединились к Восьмой армии коммунистов . и оказывали сопротивление японским войскам в Шанхае, Бэйпине и других китайских провинциях Армяне потеряли в общей сложности 5000 человек.
Культурная революция
[ редактировать ]Поскольку все религии подверглись нападению Культурной революции , многие церкви и дома были разрушены, а большинство армян бежало в Советского Союза Среднюю Азию или Индию . Масштабная культурная революция сократила число армян в Китае до менее чем 1000 человек.
Харбин
[ редактировать ]Ограниченное количество армян поселилось в Маньчжурии во время строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), предпринятого императорской Россией в 1898 году. Их основное поселение находилось в Харбине.
После русско-японской войны численность армян увеличилась, что вызвало необходимость создания Армянской национальной организации с целью помощи нуждающимся соотечественникам и сохранения национального наследия.
Армянскую национальную организацию возглавлял Совет директоров, президентом которого в течение многих лет был доктор К.Г. Мигдисов вместе с инженером КВЖД г-ном Тер-Овакимовым и Нр. Мелик-Оганджанов, адвокат.
Армянская национальная организация была основана в 1917 году. Ее устав был утвержден местными властями в 1919 году. К 1923 году им удалось построить собственную церковь и примыкающий к ней общественный зал, расположенный на Садовой улице . Поскольку большинство членов армянской колонии жили в Харбине и имели единственную в Китае армянскую церковь с жилым помещением для своего священника о. Егише Ростомянц , духовный лидер всех армян Маньчжурии, Китая и Японии , Харбин стал центром армян Китая.
Одной из основных задач Армянской организации было решение проблем помощи нуждающимся членам, таким как пожилые люди, бедные, сироты и вообще все те, кто нуждался в той или иной помощи в сотрудничестве с Ladies Aid. Группа. Совет организовывал общественные мероприятия, ставил национальные и литературные спектакли, которые молодежный коллектив исполнял на армянском языке. В национальные и религиозные праздники также устраивались чаепития. Также проводились занятия по изучению армянского языка и литературы. Театрализованные спектакли были показаны в престижном Коммерческом клубе и Клубе Чурина, где были исполнены драма «Анаит» и азербайджанский оперный мюзикл «Аршин-Мал-Алан» с участием солистки Карине Псакян .
До 1918 года в городе Харбине в районе Новый Горед действовал Армянский Дом молитвы . В 1918 году КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога) предоставила Армянской колонии участок земли на Садовой улице, 18, на углу улицы Ляоян , где начали строить Дальневосточную Армяно-Григорианскую церковь, на строительство которой ушло несколько лет. полный. Название «Дальневосточный» произошло от того, что преподобный о. Егише Ростомянц с семьей эмигрировал в Харбин из Владивостока , где, видимо, закрылась его церковь. Официально церковь в Харбине начала функционировать в 1920-е годы. В 1925 году китайские власти зарегистрировали ее как Армяно-Григорианскую церковь Харбина. Церковь воздвигнута в память святителя Григория Просветителя .
В 1932 году о. Егише Ростомянц умер, оставив церковь без пастыря, и в течение нескольких лет церковь и помещения были сданы в аренду членам лютеранской конгрегации, которые позже построили собственную церковь. В 1937 году, благодаря инициативе и усилиям президента Армянской организации г-на Тер-Овакимова, из Иерусалима был привезен священник - преподобный о. Ассохик Казарян. Он получил образование в монастыре, после того как осиротел во время геноцида армян . На момент прибытия в Харбин ему было всего 27 лет. Он был хорошо образован и говорил на пяти языках. Армянская колония, насчитывавшая в то время около 350-400 человек, снова почувствовала себя очень удачливой, имея пастора.
В период 1938–1950 гг. при преподобном о. Газарян, здание, прилегающее к церкви, было расширено и отремонтировано благодаря финансовой поддержке крупных жертвователей и бизнесменов. В 1950 году РТ. Преподобный о. Ассохик Казарян, которая во время Второй мировой войны оказалась в концентрационном лагере для британских и американских граждан в городе Мукден , вернулась в Иерусалим и Армянская церковь вновь осталась без пастыря.
Впоследствии, в последующие годы, из-за массового исхода армян из Харбина, их колония сократилась до 40-50 человек. В 1959 году здание Армянской церкви перешло в собственность правительства Китая, которое, в свою очередь, использовало его для текстильной фабрики. В августе 1966 года, во время Культурной революции , все церкви в Харбине были снесены, а все сокровища Армянской церкви, включая иконы и изысканные облачения, были уничтожены.
Шанхай
[ редактировать ]В Шанхае также много армянской истории. Армянское общество милосердия имело отделение в Шанхае еще в 1920 году. [ 12 ]
Именно дома, первоначально построенные Армянским обществом помощи, впоследствии стали Армянским клубом Шанхая. [ 13 ] Его цель была двоякой: во-первых, он помогал беженцам обосноваться в новом окружении, но затем служил местом встречи единомышленников, где они могли собираться и обмениваться историями. [ 14 ]
После прихода к власти коммунистов в 1949 году большая часть армян покинула Китай (в основном в Сан-Франциско), и в итоге община насчитывала всего 50 человек. Сегодня в Шанхае действует действующее отделение армянской общины Китая. [ 15 ]
Гонконг
[ редактировать ]Было предложено выделить этот раздел в другую статью под названием «Армяне в Гонконге» . ( Обсудить ) (март 2024 г.) |
существовала Армянская община разного размера в Гонконге с XIX века, и многие известные армяне оставили свой след, в том числе сэр Пол Катчик Чейтер . [ 16 ] На протяжении большей части второй половины 20-го века Гонконг был естественным торговым центром для многих армян со всего мира, и здесь всегда присутствовала небольшая община.
В ноябре 2013 года община открыла Гонконгский армянский центр Джека и Джули Максиан, более 100 выдающихся гостей, включая Гарегин II . на церемонии открытия присутствовало [ 17 ] Община регулярно организует мероприятия в центре. [ 18 ]
Известные армяне в Китае
[ редактировать ]- Сэр Пол Катчик Чейтер родился в семье армян в Индии в 1846 году. Осиротев в возрасте восьми лет, Чейтер получил образование в Калькутте, а затем прибыл в Гонконг в 1864 году. Он стал одним из самых успешных бизнесменов в истории Гонконга и Гонконга. считается основателем Hong Kong Land в 1889 году, которая остается одной из крупнейших и самых престижных компаний Гонконга. В 1896 году Чейтер был назначен членом Исполнительного совета Гонконга и служил там до своей смерти в 1926 году. В 1902 году он был посвящен в рыцари. В 1904 году он единолично профинансировал строительство церкви Св. Андрея в Коулуне, которая используется до сих пор. и несет мемориальную доску в его честь. Чейтер-Роуд , Кэтчик-Стрит и офисное здание Чейтер-Хаус В его честь названы . Мемориальную доску, в которой упоминается его армянское прошлое, можно найти в Чатер-Хаусе. [ 19 ] [ 20 ]
- Профессор Ованес Казарян , армянин, родившийся и получивший образование в Макао, первым перевел Библию на китайский язык в 1822 году. Газарян (также известный как Йоханнес Лассар) перевел Евангелие от Матфея в 1807 году. [ 21 ] Позже он отправился в Серампур (нынешняя Западная Бенгалия, Индия), чтобы продолжить работу над Библией. Новый Завет был опубликован в 1813 году, а вся Библия была выпущена в 1822 году Британским и зарубежным библейским обществом. Эти издания теперь признаны первыми известными полными печатными версиями на китайском языке .
Армянская община Китая сегодня
[ редактировать ]Сегодня в Китае существует очень активная армянская община, обычно называемая ChinaHay, состоящая из армян со всего мира. В настоящее время около 500 человек проживают в основном в городах Пекин, Шанхай, Нанкин, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Гонконг. [ 22 ]
Сообщество достигло важных вех за последние годы благодаря официальной регистрации. [ 23 ] избрание первого исполнительного комитета во главе с президентом Анри Арсланяном [ 24 ] и с открытием Гонконгского армянского центра Джека и Джули Максиан в Гонконге в ноябре 2013 года. [ 25 ] Община отслужила первую за десятилетия армянскую мессу в материковом Китае. [ 26 ] начал сотрудничество с Фондом Галуста Гюльбенкяна для исследования древней армянской истории в Китае, [ 12 ] принял участие в 1-м Паназиатском Армянском Слете [ 27 ] а также предлагал курсы армянского языка по всему Китаю и Азии в сотрудничестве с Армянским виртуальным колледжем . В 2016 году Мгер Саакян был избран президентом Армянской общины Китая.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В Гонконге открывается Армянский общественный центр» . Асбарез . 14 ноября 2013 года . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ « ЧинахайЧинахай «Армянская община Китая» . chinahay.com .
- ^ «Новости Армении, События в Армении, Путешествия и развлечения | Армянское население в мире» . АрменияДиаспора.com. Архивировано из оригинала 11 мая 2013 г. Проверено 30 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «ЧинахайЧинахай» . chinahay.com .
- ^ Моррис Россаби (28 ноября 2014 г.). От юаня до современного Китая и Монголии: сочинения Морриса Россаби . БРИЛЛ. стр. 670–. ISBN 978-90-04-28529-3 .
- ^ Дэниел Х. Бэйс (9 июня 2011 г.). Новая история христианства в Китае . Джон Уайли и сыновья. стр. 20–. ISBN 978-1-4443-4284-0 .
- ^ Хеуп Ён Ким (2011). Азиатские и океанические христианства в разговоре: исследование теологической идентичности дома и в диаспоре . Родопи. стр. 60–. ISBN 978-90-420-3299-6 .
- ^ с. 356 и 362 Руло, Фрэнсис А.. 1954. «Латинское надгробие Янчжоу как достопримечательность средневекового христианства в Китае». Гарвардский журнал азиатских исследований 17 (3/4). Гарвардский институт Йенчин: 346–65. дои: 10.2307/2718316. https://www.jstor.org/stable/2718316?&seq=11 https://www.jstor.org/stable/2718316?&seq=1
- ^ Иэн Гарднер; Сэмюэл Н.К. Лью; Кеннет Парри (2005). От Пальмиры до Зайтона: эпиграфика и иконография . Бреполи. п. 230. ИСБН 978-2-503-51883-1 .
- ^ Джереми Кларк (1 августа 2013 г.). Дева Мария и католическая идентичность в истории Китая . Издательство Гонконгского университета. стр. 17–. ISBN 978-988-8139-99-6 .
- ^ Берлацкий, Ной (27 мая 2015 г.). Геноцид армян . ООО «Гринхейвен Паблишинг». п. 69. ИСБН 978-0-7377-7319-4 .
- ^ Jump up to: а б «Фонд Галуста Гюльбенкяна» . gulbenkian.br . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ "Блог Э.Г. Сергояна" . Coffeetownpress.com .
- ^ «Обзор: Сказки о «двухпроцентниках» изображают армянскую общину Китая» . Армянское зеркало-зритель . 30 марта 2012 г.
- ^ инфотек. «Армянский клуб Шанхая» . cityweekend.com.cn . Архивировано из оригинала 10 мая 2015 г. Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Пол Чейтер
- ^ Открытие Армянского центра Джека и Джули Максян в Гонконге . Ютуб . 29 ноября 2013 г.
- ^ «ЧинахайЧинахай» . chinahay.com .
- ^ «Азад-Хе Армянский портал Ближнего Востока (Памяти сэра Кэтчика Пола Чейтера в Гонконге)» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 г. Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ Открытие бюста в Гонконге — сэр Кэтчик Пол Чейтер, сентябрь 2009 г. — Copy.mpg . Ютуб . 10 декабря 2011 г.
- ^ Бьюкенен, Клавдий (1811). Мемуары о целесообразности церковного учреждения для Британской Индии . п. 94 .
- ^ «ЧинахайЧинахай» . chinahay.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2015 г. Проверено 6 апреля 2015 г.
- ^ «ЧинахайЧинахай» . chinahay.com .
- ^ «ЧинахайЧинахай» . chinahay.com .
- ^ «В Гонконге открывается Армянский общественный центр» . Асбарезские новости .
- ^ Хайреник (15 декабря 2014 г.). «Армяне впервые за десятилетия празднуют мессу в Китае» . Армянский еженедельник .
- ^ «В Бангкоке проходит первый в истории паназиатский сбор армянской общины» . Асбарезские новости .
Источники
[ редактировать ]- Томас Лахусен , Харбин и Маньчжурия: место, пространство и идентичность , 15 ноября 2001 г., ISBN 0-8223-6475-1 .
- Арра Авакян , Армения: Путешествие в историю , 2 января 2000 г., ISBN 0-916919-20-X .
- Рубен Гини , Андин. Исторические исследования армян в Китае , июль 2016 г., ISBN 978-9939-51-897-8 .