Jump to content

Армяне-киприоты

Армяне-киприоты
 Армяне- Armenianкиприоты
Армяне Кипра   ( греческий )
Армяне Кипра   ( турецкие )
Достопримечательности Армении на Кипре
Общая численность населения
в. 3500
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Религия
Христианство (преимущественно армянское апостольское ,
Католические и евангелические меньшинства)
Родственные этнические группы
Армяне в Греции , Армяне в Турции , Армяне в Великобритании

Армяне-киприоты ( армянский : Կիպրահայեր , латинизированный : Кипррахайер ; греческий : Αρμένιοι της Κύπρου , латинизированный : Arménioi tis Kyprou ; турецкий : Kıbrıs Ermenileri ) — этническое армянское население, коренное население Кипра . Армянская община киприотов оказала значительное влияние на армянский народ в целом, несмотря на свою небольшую численность. В средние века Кипр имел обширные связи с Армянским королевством Киликия , а монастырь Ганчвор имел важное присутствие в Фамагусте . В эпоху Османской империи церковь Девы Марии и Магараванк были очень заметны. Некоторые киприоты-армяне были или остаются очень известными на панармянском или международном уровне, а пережившие геноцид армян сотрудничали и мирно сосуществовали с киприотами-турками .

В настоящее время на острове проживает около 3500 армян-киприотов (в том числе около 1000 армян некиприотов). [1] в основном сосредоточены в столице Никосии , но также есть общины в Ларнаке , Лимассоле и Пафосе . [2] [3] Армянская прелатура Кипра расположена в Никосии. Согласно Конституции Кипра 1960 года , вместе с маронитами и латинянами они признаны «религиозной группой» и предпочли принадлежать к общине киприотов-греков , а киприоты-армяне представлены избранным представителем в Палате представителей . С мая 2006 года Представителем является Варткес Махдесян . [4] Религиозным лидером общины с марта 2017 года является католикосный викарий архиепископ Хорен Дограмаджян, подотчетный Католикосу Великого Дома Киликийского .

Византийская эпоха (578–1191)

[ редактировать ]
Солид императора Мориса

Армяне присутствовали на Кипре с VI века. [5] Согласно Теофилакту Симокатте писателю начала VII века , византийскому , византийский генерал Маврикий Каппадокийский захватил в плен 10 090 армян во время своей кампании против персидского царя Хосрова I ; около 3350 из этих заключенных были депортированы на Кипр. [6] Больше армян прибыло во время правления императора армянского происхождения Ираклия по политическим причинам, а также во время понтификата католикоса Ованеса III Одзнеци по коммерческим причинам. Далее, после окончания арабских набегов на Кипр , патрицием Никитой Чалкуцесом прибыло еще больше по военным причинам, когда армянские наемники были переброшены на Кипр для его защиты. В средневизантийский период на Кипре служили армянские генералы и губернаторы, такие как Алексиос Муселе или Маусере, который взялся за строительство базилики Святого Лазаря в Ларнаке. Похоже, что церковь Святого Лазаря была армянской апостольской церковью в 10 веке и использовалась армянами-католиками в латинскую эпоху и . Многочисленные армяне нуждались в аналогичном духовном пастырстве, и поэтому в 973 году католикос Хачиг I основал Армянское епископство в Никосии. Отношения между Кипром и армянами стали более тесными, когда было создано Киликийское королевство . Между 1136 и 1138 годами византийский император. Иоанн II Комнин переселил все население армянского города Телль-Хамдун на Кипр. После свадьбы Исаака Комнина с дочерью армянского князя Тороса II в 1185 году с ним на Кипр приехали армянские дворяне и воины, многие из которых защищали остров от Ричарда Львиное Сердце , когда он высадился в Лимассоле. [7]

Латинская эпоха (1191–1570)

[ редактировать ]
Базилика Святого Лазаря в Ларнаке

После покупки Кипра титулярным франкским королем Иерусалима Ги де Лузиньяном в 1192 году, в его попытке создать феодальное королевство западного типа, последний отправил эмиссаров в Европу, Киликию и Левант , что привело к массовой иммиграции армян и других народов. народы. Благодаря своей близости, торговым связям и ряду королевских и дворянских браков Королевство Кипр и Королевство Киликия стали неразрывно связанными. В последующие столетия тысячи киликийских армян искали убежища на Кипре, спасаясь от нападений мусульман, таких как падение Антиохии . Кипр стал теперь самым восточным оплотом христианства; В 1441 году власти Фамагусты пригласили армян из Киликии поселиться здесь. Падение Сиса в апреле 1375 года положило конец Армянскому Киликийскому королевству; ее последнему королю, Левону V , был предоставлен безопасный проход на Кипр. Хотя египетские мамлюки захватили Киликию, они не смогли удержать ее; Тюркские племена в конечном итоге проникли в этот регион и обосновались там, что привело к завоеванию Киликии Тамерлан . В результате 30 000 армян покинули Киликию в 1403 году и поселились на Кипре, которым до 1489 года продолжала управлять династия Лузиньянов. [8] Во франкскую и венецианскую эпохи армянские церкви существовали в Никосии, Фамагусте, Спатарико . Армяне входили в число семи наиболее важных религиозных групп на Кипре, владея магазинами и магазинами в портах Фамагусты, Лимассола и Пафоса , а также в столице Никосии, контролируя тем самым большой сегмент торговли. Кроме того, армянский был одним из одиннадцати официальных языков Королевства Кипр. [ нужна ссылка ] По словам летописцев Леонтиоса Махайраса , Георгиоса Бустрониоса и Флорио Бустрона , армяне Никосии имели свою прелатуру и жили в своем квартале, называемом Арменией или Арменоитония . В Фамагусте в конце XII века было основано епископство, а вокруг сирийского квартала жили армяне. Исторические документы предполагают наличие здесь важного монашеского и богословского центра, в котором, святой Нерсес Лампронаци . как говорят, учился [ нужна ссылка ]

В средние века армяне на Кипре активно занимались торговлей, а некоторые из них сформировали военные гарнизоны в Кирении и других местах. Ряд армян защищали Франкское королевство Кипр от генуэзцев при Ксеросе, от сарацин в деревне Стилли и от мамлюков в Лимассоле и Хирокитии . К 1425 году знаменитый Магараванк – первоначально коптский монастырь Святого Макария недалеко от Халевги – перешел во владение армян, как и где-то до 1504 года бенедиктинский/картезианский женский монастырь Нотр-Дам-де-Тир или Тортоса в обнесенной стеной Никосии. проживало также В латинскую эпоху небольшое количество армян-католиков в Никосии, Фамагусте и аббатстве Беллапаис , где лорд Хейтон Корикусский монахом служил . Процветание жителей Кипра было остановлено жесткой и коррумпированной венецианской администрацией и несправедливыми налогами, которые она ввела. Их тираническое правление в сочетании с неблагоприятными условиями вызвало заметное сокращение населения острова. По словам историка Стивена де Лузиньяна, к концу венецианской эпохи армяне жили в основном в Фамагусте и Никосии и, в небольшом количестве, в трех «армянских деревнях». Платани , Корнокипос и Спатарико. [ нужна ссылка ]

Османская эпоха (1570–1878)

[ редактировать ]
Монастырь Магараванк (1967 г.)

Во время османского завоевания острова было нанято около 40 000 османских армянских мастеров. Многие из османских армян, переживших завоевание, поселились в основном в Никосии, увеличив ее армянское население, в то время как армянская прелатура Кипра была признана этнархией через институт проса . Однако епископство в Фамагусте было упразднено, поскольку христианское население было вырезано или изгнано , а весь город, окруженный стеной, стал запрещен для немусульман. В награду за заслуги во время завоевания армянам Никосии было предоставлено право охранять Пафосские ворота. Однако эта привилегия использовалась лишь в течение короткого периода. Фирманом им была возвращена церковь Нотр-Дам-де-Тир, которую османы превратили в соляной склад. Кроме того, монастырь Магараванк завоевал расположение османов и стал важным перевалочным пунктом для армянских и других паломников на пути в Святую Землю , а также местом отдыха для путешественников, католикосов и других священнослужителей из Киликии и других стран. Иерусалим . В отличие от латинян и маронитов , армяне, будучи скорее православными, чем католиками, не подвергались преследованиям со стороны османов из-за своей религии. Несмотря на то, что в первые годы Османской империи на Кипре проживало около 20 000 армян, к 1630 году осталось только 2 000 армян из общего числа 56 530 жителей. [ нужна ссылка ]

Фермерский дом Эрамиан в Пано Дефтера

В Бедестене было много армянских купцов, и в конце 18-го - начале 19-го века ведущим гражданином Никосии был армянский торговец по имени Саркис, который был « бератли » и первоначально был драгоманом французского консула, а затем стал драгоманом французского консула. английский консул. Одаренные промышленным талантом, армяне занимались прибыльными профессиями, и в начале 17 века персидские армяне поселились на Кипре в качестве торговцев шелком, как и некоторые богатые османские армяне в 18 и 19 веках, такие как Погос-Берге Ага Эрамиан. Однако с новым порядком вещей число армян и других христиан резко сократилось из-за обременительного налогообложения и жесткости османской администрации, что вынудило многих христиан стать Линобамбаками , криптохристианами , что объясняет, почему бывшие армянские деревни были заселены. турками -киприотами в конце XIX века. Некоторые армяне-киприоты стали католиками в результате брака с богатыми римско-католическими семьями. [ нужна ссылка ]

Постепенно, после кровавых событий 1821 года , османы разрушили армянские и греческие особняки, запретили грекам , франкам, [ нужны разъяснения ] Армяне и марониты носили оружие и повесили или убили 470 знатных людей, в том числе армянского приходского священника Никосии дер Бедроса. В период Танзимата наблюдались некоторые улучшения . В духе Хатт -и Шерифа Гюльхане армянский епископ, греческий архиепископ и маронитский епископ-суфраган участвовали в Административном совете, который был сформирован в 1840 году. После 1850 года некоторые армяне были заняты на государственной службе, а в В 1860 году собор Нотр-Дам-де-Тир стал одним из первых на Кипре, где была построена колокольня . Кроме того, открытие Суэцкого канала в 1869 году принесло пользу армянам и другим купцам острова, а в 1870 году новоприбывшим архимандритом Варданом Мамигоняном в Никосии была основана первая армянская школа. Более того, в результате Хатт-и Хумаюна в 1856 году была официально признана административная автономия Армянской прелатуры Кипра. По разным оценкам, армяно-кипрская община XIX века насчитывала от 150 до 250 человек, большая часть которых проживала в Никосии, меньшая численность проживала в Фамагусте, Ларнаке, на севере и юге столицы и, естественно, в окрестностях Магараванк. [7]

Британская эпоха (1878–1960)

[ редактировать ]
Географическое распространение армян-киприотов

С приходом британцев в июле 1878 года и их прогрессивной администрации и без того небольшая армянская община острова особенно укрепилась. Некоторые армяне, известные своими лингвистическими навыками, были наняты на Кипр для работы переводчиками и государственными служащими в консульствах и британской администрации, например Аписогом Утиджян. Число армян на Кипре значительно увеличилось после массовых депортаций, резни и геноцида, учиненных османами и младотурками . Кипр принял более 10 000 беженцев из Киликии , Смирны и Константинополя , прибывших в Ларнаку и все другие ее порты, около 1500 из них сделали остров своим новым домом. Трудолюбивые, образованные и прогрессивные, они вдохнули новую жизнь в старое сообщество и зарекомендовали себя как люди искусства, литературы и науки, предприниматели и торговцы, ремесленники и фотографы, а также профессионалы, которые познакомили остров с новыми ремеслами, блюдами и сладостями. , тем самым способствуя социально-экономическому и культурному развитию Кипра. [9] Новички основали ассоциации, хоры, спортивные группы, скаутские группы, оркестры, церкви, школы и кладбища по всему Кипру. Армяне были первыми на Кипре слесарями, механиками, изготовителями сидений, гребен и штампов, обойщиками, часовщиками и цинкографами. Они первыми ввели кинематограф, значительно усовершенствовали ремесло сапожного дела и именно армяне впервые ввели армянскую бастурму , пахлаву , курагу, гассосу, гирос , халву , кубики льда , кубесы , лахмаджуны , локмадхесы в кипрский язык и помпы. кухня. Армяне также представили две техники вышивального рукоделия: работу Айнтаб и работу Мараш.

Виктория-роуд, Никосия, Армянский квартал, 1930-е годы.

Законопослушный по натуре, [ нужна ссылка ] Армяно-киприоты всегда пользовались высоким авторитетом в британской администрации, и многие из них стали добросовестными государственными служащими и дисциплинированными полицейскими или работали на государственной железной дороге Кипра и в компании Cable and Wireless. На протяжении 1920–1950-х годов многие работали на асбестовых рудниках в Амиандосе и медных рудниках в Мавровуни и Скуриотиссе , некоторые из них были профсоюзными деятелями. Некоторые армяне-киприоты участвовали в греко-турецкой войне 1897 года , двух мировых войнах и борьбе ЭОКА . Кроме того, , недалеко от Богази, был сформирован и обучен Восточный легион в период с декабря 1916 по май 1918 года в деревне Монарга , состоящий из более чем 4000 добровольцев из армянской диаспоры, сражавшихся против Османской империи. Некоторые армянские беженцы прибыли из Палестины и Египта . [8] Армяно-кипрская община процветала на протяжении всей британской эпохи благодаря созданию ассоциаций. Во многих отношениях уникальный для всей армянской диаспоры, он был построен недалеко от Никосии в период с 1924 по 1926 год после щедрого и благотворительного пожертвования египетско-армянских братьев-торговцев табаком Крикора и Гарабеда Мелконянов, первоначально для того, чтобы приютить и дать образование 500 сирот из Геноцида, посадивших деревья перед школой в память о своих убитых родственниках. Из детского дома (1926–1940) она постепенно превратилась во всемирно известную среднюю школу с отделением-интернатом. [10]

Эпоха независимости (1960 – настоящее время)

[ редактировать ]

Окончание борьбы ЭОКА привело к тому, что армяне-киприоты установили прочные связи с остальными киприотами. Независимость 1960 года открыла новую эру для армян Кипра, которые – вместе с маронитами и католиками – были признаны « религиозной группой » Конституцией Кипра и теперь были представлены избранным представителем. Однако размер общины сократился из-за эмиграции около 900 армян-киприотов в Соединенное Королевство из-за чрезвычайной ситуации, вызванной борьбой ЭОКА и плохим состоянием местной экономики. Вторым фактором, способствовавшим сокращению численности общины, стала эмиграция около 600 армян-киприотов в Советскую Армению в рамках общеармянского движения за репатриацию. [11] [ нужен лучший источник ]

Во время межобщинного кипрского кризиса 1963–64 годов армяно-кипрская община понесла большие потери, поскольку армянский квартал Никосии попал в зону, контролируемую турками-киприотами: были захвачены здание Прелатуры, средневековый собор Нотр-Дам-де-Тир, Меликиан- школа Узунян, памятник Геноциду армян, клубные дома Армянского клуба, AYMA и Всеармянского благотворительного союза (AGBU) , а также Армянской евангелической церкви; также была захвачена средневековая церковь Ганчвор в Фамагусте. Всего жертвами и/или лишились своих магазинов и предприятий 231 армяно-кипрская семья. В результате сотни армян-киприотов уехали в Великобританию , Канаду , Австралию и США . [9] После турецкого вторжения на Кипр армяно-кипрская община понесла дополнительные потери, несколько семей стали беженцами, знаменитый монастырь Магараванк в Пентадхактилосе был захвачен турецкими войсками, общежитие для мальчиков Мелконян подверглось бомбардировке турецких ВВС, а монастырь Айос Дометиос Армянское кладбище подверглось минометному обстрелу и попало в буферную зону. В результате десятки армян-киприотов эмигрировали, в основном в Великобританию. Всего в 1960-1970-е годы Кипр покинули около 1300 армян-киприотов, помимо тех, кто эмигрировал в Советскую Армению. [7]

Демонстрация по поводу геноцида армян и Нагорного Карабаха в 1993 году.

При неизменной поддержке правительства небольшой, но трудолюбивой армянской общине Кипра постепенно удалось оправиться от своих потерь и продолжать процветать в оставшихся городских районах, внося культурный и социально-экономический вклад в развитие. 24 апреля 1975 года Кипр стал первой европейской страной, признавшей геноцид армян резолюцией 36/1975; За этим последовали еще две резолюции: Резолюция 74/1982 и Резолюция 103/1990, последняя из которых объявила 24 апреля Национальным днем ​​памяти геноцида армян на Кипре. За последние десятилетия динамика армяно-кипрской общины изменилась в связи с увеличением числа браков с греками-киприотами и другими неармянами, а также прибытием за последние 30–35 лет тысяч армянских политических и экономических иммигрантов, поскольку гражданской войны в Ливане , повстанческих движений в Сирии , исламской революции в Иране и ирано-иракской войны , а также после Спитакского землетрясения и распада Советского Союза. ; некоторые из них навсегда поселились на Кипре. Согласно Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств Совета Европы , армянский язык – родной язык подавляющего большинства армян-киприотов – был признан языком меньшинства Кипра 1 декабря 2002 года. Сегодня, по оценкам, что армян, проживающих на Кипре, насчитывается около 3500 человек. На Кипре также проживает небольшое количество армян из Эфиопии , Греции , Кувейта , Турции и Великобритании. [12]

Демография

[ редактировать ]

Точных сведений о количестве армян, проживавших на Кипре в византийскую эпоху, нет. Хотя в период раннего Кипрского царства на Кипре проживали десятки тысяч армян (в основном в Никосии и Фамагусте, где в последней они насчитывали около 1500 душ в 1360 году), к поздней франкской эпохе и, конечно, в венецианскую эпоху , количество армян на Кипре сократилось – по ряду причин: это было связано с тираническим правлением венецианской администрации в сочетании с неблагоприятными природными условиями (от которых пострадали все киприоты), а также эллинизацией различных меньшинств острова. . Фактически, обследование населения и собственности Никосии 1572 года после османского завоевания под руководством бейлербея Синан-паши зафиксировало в Никосии 90–95 местных армян из примерно 1100 жителей - все с полностью эллинизированными именами.

Географическое распределение армян на Кипре (1935 и 1956 гг.)
Таблица, показывающая географическое распределение армян-киприотов (1881–1960 гг.)
Таблица, показывающая городское распределение армян-киприотов (1881–1960 гг.)

Похоже, что в самые первые годы Османской эры (1570–1878) около 20 000 из 40 000 завербованных османских армян остались на Кипре. Их число, однако, быстро сокращалось из-за жестокости и гнета режима, обременительного налогообложения и стихийных бедствий: по данным латинского епископа Пафоса Пьетро Веспы, в 1630 году на Кипре проживало всего 2000 армян (из общая численность населения 56 350 человек, в основном проживающих в сельской местности), поскольку большое количество эмигрировало в другие места, а многие другие приняли ислам или стали Линобамбаки. Францисканский миссионер Джованни Баттиста да Тоди зарегистрировал в Никосии всего 200 армян в 1647 году, а в 1660 году он зарегистрировал на острове более 300 армян. Кардинал Бернардино Спада , представитель Пропаганды Фиде , также упомянул о 200 армянах в Никосии в 1648 году из 3000 жителей, упомянув также, что их церковь была самой большой в столице, с 3 священниками. Вплоть до середины XVIII века, несмотря на ограниченное прибытие османских армян и Персидские армяне , их численность была довольно невелика. Русский монах Василий Барский, посетивший остров в 1727 и 1735 годах, упоминает «некоторые армяне», жившие в Никосии. Посещая Кипр в 1738 году, британский путешественник Ричард Покок упоминает «очень мало армян, но у них есть древняя церковь [в Никосии]», а по острову в целом он упоминает «небольшое количество армян, которые очень бедны, хотя у них есть архиепископ и монастырь в деревне». Однако к тому времени, когда итальянский аббат Джованни Марити посетил Кипр в 1760 и 1767 годах, они, по-видимому, стали «самой богатой частью жителей [Никосии]», поэтому считалось, что «[на острове] много армян». К середине XIX века, после различных волн эллинизации и тюркизации , число армян-киприотов колебалось от 150 до 200 человек.

Когда шотландец Джон Макдональд Киннейр посетил Кипр в 1814 году, он оценил около 40 армянских семей в Никосии (около 200 человек) – из 2000 семей (около 10 000 человек), как это сделали британский консул Нивен Керр и греческий вице-консул Деметриос. Маргариты в 1844 и 1847 годах соответственно. Первая крупномасштабная османская перепись 1831 года, проведенная под руководством Мухасила (губернатора) Халила Эффенди, насчитала 114 мужчин-немусульман в армянском квартале Никосии и 13 в Армянском монастыре (с общим мужским населением 45 365 человек). Таким образом, число армян на Кипре было бы около 200 (из общего числа около 88 500). Посещая Кипр в 1835 году, американский миссионер преподобный Лоренцо Уорринер Пиз пишет, что «число армян [в Никосии] составляет от 30 до 40 семей». В 1841 году на острове проживало около 200 армян (из общего числа 108 600), из них около 150-160 проживали в Никосии (с населением 12 000 человек) – согласно учету населения Мухасила. Талат-эфенди и сочинения французских историков и путешественников Луи Лакруа и графа Луи де Мас Латри . Латинский генеральный викарий Паоло Брунони также упомянул 200 армян в Никосии в 1848 году, а также некоторых других в Магараванке. В 1874 году бельгийский путешественник Эдмон Паридан-ван дер Каммен насчитал в Никосии 190 армян (из общего числа 13 530). Хотя это и ненадежно для армянского населения Никосии (в 1875 году было упомянуто только 20 семей), исследователь Филиппос Георгиу зафиксировал 6-8 армянских семей вокруг Магараванка и 5 армянских семей в Ларнаке. В 1877 году вновь прибывший священник Ованес Шагинян зафиксировал, что на Кипре проживало 152 армян, а первая современная перепись населения Никосии, проведенная в 1879 году окружным комиссаром генерал-майором сэром Робертом Биддульфом , насчитала 166 армян – из 11 197 человек. жители.

Британские колониальные переписи населения, проведенные между 1881 и 1956 годами, дают нам достаточно точные данные об армянском населении Кипра. Следующие цифры представляют собой совокупное число тех, кто записан как армяне (по вероисповеданию), и тех, кто записан как говорящие на армянском языке: в 1881 году на Кипре проживал 201 армянин (из них 174 принадлежали к « Армянской церкви »), а в 1881 году их число увеличилось до 291 в 1891 г. (из них 269 были « григорианцами » и 11 « армяно-католиками ») и до 553 в 1901 г. (из них 491 были «григорианцами» и 26 «армяно-католиками»); Численное увеличение произошло из-за притока армянских беженцев из- за резни в Хамидиане . В 1911 году на Кипре проживало 611 армян (из них 549 были «григорианцами» и 9 «армянами-католиками»), а в 1921 году их число возросло до 1573 (из них 1197 принадлежали к «армянской церкви») и до 3617 в 1931 году ( из них 3377 были «армянами-григорианцами»), в результате огромной волны беженцев от геноцида армян.

В 1935 году Прелатура Армении зарегистрировала на Кипре 3819 армян: 102 были «коренными киприотами» (в основном проживающими в Никосии), 399 проживали в Мелконянском образовательном институте, а 3318 были «беженцами», т.е. пережившими геноцид и их потомками; из них 2139 проживали в Никосии, 678 в Ларнаке, 205 в Лимассоле, 105 в Фамагусте, 58 в Амиандосе, 25 в Лефке , 20 в Кало Хорио (Лефка) , 18 в Пано Лефкаре , 17 в районе Магараванка, 5 в Кирении, 4 в Пафосе и 44 в различных деревнях. В 1946 году на Кипре проживало 3962 армянина (из них 3686 были «армянами-григорианцами»), а в 1956 году их число составляло 4549 человек. [8]

Текущее географическое распределение армян-киприотов

Последняя точная перепись населения Кипра по этническому составу была проведена в 1960 году; было зарегистрировано 3628 армян на Кипре (из них 3378 были « армянскими григорианцами »). В 1978 и 1987 годах Прелатура Армении зарегистрировала армянское население Кипра, которое составляло 1787 и 2742 человека соответственно (однако без дополнительной информации об их географическом распределении).

С тех пор их число увеличилось; в настоящее время на Кипре проживают около 3500 армян: 65% проживают в столице Никосии, 20% в Ларнаке, 10% в Лимассоле и 5% в Пафосе и некоторых деревнях. Более 95% армянского населения Кипра говорят по-армянски и являются православными армянами (также известными как армянские апостольские или григорианские); около 5% принадлежат либо Армянской евангелической церкви , Армянской католической церкви, Латинской церкви , Греческой православной церкви , Англиканской церкви , Церкви Плимутских братьев , Церкви адвентистов седьмого дня , либо являются Свидетелями Иеговы . Около 1000 из 3500 армян, проживающих на Кипре, являются выходцами из Армении , Ливана , Сирии , России , Грузии , Персии , Греции , Ирака , Эфиопии , Турции и Кувейта . Большую часть первой волны армян из Армении, прибывших на Кипр с 1988 года, на самом деле составляли армяне-киприоты и их потомки, эмигрировавшие в Армению в период с 1962 по 1964 год в рамках панармянского движения « Неркахт» ( ներգամթ – репатриация ).

Места происхождения армян-киприотов, согласно сведениям, собранным архиепископом Бедросом Сараджяном в 1935 г.

По имеющейся информации, около 1000 беженцев от Хамидийской резни (1894–1896) в основном были выходцами из Диярбакыра (Дикранагерд), Айнтаба и Килиса ; осталось только около 100 из них. Следующей волной армянских беженцев стали около 2000 человек, бежавших от резни в Адане вернулись в свои родовые дома в Адане . в 1909 году, большинство из которых в том же году [13] Однако самую большую волну армянских беженцев – некоторые из которых приехали раньше и вернулись – составили почти 9 000 человек, которым удалось избежать массовых депортаций, ужасающих убийств и геноцида, учиненных османами и младотурками; около 1300 из них решили остаться, а остальные в конечном итоге договорились поселиться в других странах. Беженцы эти прибыли главным образом из Аданы и Селевкии (Силифке) , тогда как туда значительное их число прибыло из Сиса , Мараша , Тарса , Кесарии , Хаджина и Айнтаба; меньшее количество прибыло из других мест, в алфавитном порядке: Адапазар , Адрианополь (Эдирне) , Афион-Карахисар , Александретта (Искендерун), Арапгир , Армаш , Багче , Бардизаг , Балиан-Даг , Биредджик , Битлис , Бруса , Чемишгезек , Константинополь ( Стамбул ), Дёртёл. , Эдесса (Урфа) , Эрзерум , Эскишехир , Эверек , Иконион (Конья) , Джейхан , Кесаб , Харперт , Кутахия , Малатия , Мерсин , Мисис , Муса-Даг (Муса Лер), Никомедия (Измит), Редестос (Текирдаг) , Сасун , Себастия (Сивас) , Шар , Сиври Хисар , Смирна ( Измир ), Токат (Евдокия), Трепизонд , Ван , Ерзинга , Йозгат и Зейтун . [13]

Политика

[ редактировать ]

Армяно-киприоты политически организованы с конца 19 века. В приведенной ниже разбивке рассматривается их участие в местной администрации, кипрской и армянской политике .

Местная администрация

[ редактировать ]

Что касается местной администрации, то участие Армении было ограниченным. Традиционно здесь находится назначенный мухтар квартала Караман-Заде (Армянский квартал) Никосии. На данный момент мухтаров было четыре: Мелик Меликян (1927–1949), Касбар Делифер (1949–1956), Ваге Куюмджян (1956–2009) и Мго Куюмджян (2011 – сегодня). Бедрос Амираян был назначенным членом муниципального комитета Фамагусты (1903–1905), доктор Антраник Л. Ашджян был назначенным муниципальным советником, а затем вице-мэром Никосии (1964–1970), а Берге Кеворкян занимал должность назначенный муниципальный советник Никосии (1970–1986).

пока был только один депутат армяно-киприотского происхождения За исключением избранных представителей, в Палате представителей Гаройян Мариос . Он был избран депутатом от округа Никосия 21 мая 2006 года от Демократической партии , а в октябре 2006 года стал президентом партии. После избрания Деметриса Христофиаса президентом Республики Кипр в феврале 2008 года Мариос Гаройян был избран спикером Палаты представителей 6 марта 2008 года, что стало второй по величине политической должностью на Кипре. Он был переизбран депутатом от округа Никосия 22 мая 2011 года и занимал пост спикера палаты представителей до 2 июня 2011 года.

Несмотря на свою относительно небольшую численность, армяно-кипрская община уже с конца 19 века активно участвовала в панармянской политике, хотя в середине 20 века она стала более устойчивой. На Кипре активно действуют все три основные партии армянской диаспоры, особенно АРФ Дашнакцутюн . Он установил свое присутствие на Кипре еще в 1897 году и продолжал присутствовать на острове и за его пределами до первых лет 20 века. В то время Кипр часто использовался в качестве трамплина для некоторых европейских армянских федаев была Малая Азия , конечным пунктом назначения которых и Киликия. Однако после геноцида армян присутствие партии стало минимальным, за исключением отдельных членов, сторонников и / или сочувствующих, пока она не была реорганизована после Второй мировой войны и официально не восстановлена ​​в 1947 году; его отделение называется «Каренское», в честь Армена Каро , который ненадолго посетил Кипр, чтобы организовать сборку оружия для Зейтунского сопротивления. .

АРФ Дашнакцутюн сотрудничает с Ассоциацией армянской молодежи (AYMA) в Никосии, Армянским клубом в Ларнаке и Лимассольской ассоциацией армянской молодежи (LHEM) в Лимассоле, а также с Армянским национальным комитетом Кипра, молодежной федерацией Армянской Кипр, Армянский молодежный центр «Азадамард», Армянское общество помощи Кипра и Армянская образовательная и культурная ассоциация Кипра «Амазкаин», все они расположены в Никосии. Кипрское отделение Армянского общества милосердия называется «Соссе» в честь Соссе Майрига , посетившего Кипр летом 1938 года, а кипрское отделение Хамазкаина называется «Ошаган» в честь Агопа Ошагана , который был профессором Мелконианского университета. Учебный институт с 1926 по 1934 год.

АДЛ Рамгавар впервые появилась на Кипре в начале 1930-х годов в виде партийного ядра. Он также участвовал в выборах в Епархиальный совет 1947 года, что вызвало очень большой резонанс в общественной жизни. Однако официально партия действует на Кипре с 1956 года. Ее отделение называется Текеян , в честь Вагана Текеяна , который был профессором Мелконянского образовательного института с 1934 по 1935 год. [14] Партия никогда не проявляла особой активности на острове, главным образом потому, что ее омрачало значительное присутствие AGBU , связанного с ADL Ramgavar. Обе организации потеряли значительное количество последователей, когда они «репатриировались» в Армению в период с 1962 по 1964 год в рамках движения «Неркахт » ( ներգաղթ – репатриация ) и когда поняли, что обещанное нереально.

Самой молодой армянской политической партией на Кипре является СДПП «Гнчакян» , которая была создана на острове в 2005 году после раскола внутри AGBU , вызванного решением о закрытии Образовательного института Мелконяна. Однако следует отметить, что, поскольку Кипр часто использовался в качестве трамплина для некоторых европейских армянских федаев, конечным пунктом назначения которых была Малая Азия и Киликия в конце 19-го и начале 20-го веков, небольшое количество членов партии в это время временно оставался на острове. SDHP Гунчакян является членом Культурной ассоциации Нор Серунт в Никосии.

Армяно-кипрская община активно занимается панармянскими проблемами, такими как организация демонстраций и других форм протеста по вопросам, касающимся всех армян. Помимо повышения осведомленности и признания геноцида армян, который более подробно рассматривается ниже, армяно-кипрская община успешно лоббирует интересы Нагорно-Карабахской Республики , в результате чего кипрские политики и члены Европарламента с пониманием относятся к ее существованию. . В течение последнего десятилетия армяно-кипрская община активно участвовала в движении по повышению осведомленности об одностороннем закрытии Мелконянского образовательного института со стороны AGBU (2004–2005 гг.), Армяно-турецких протоколах и экстрадиции Рамиля Сафарова в Азербайджан. (2012), а также в мероприятиях, посвященных памяти Гранта Динка , организуемых ежегодно после его убийства в 2007 году.

Наконец, в последние годы армяно-кипрская община оказывает финансовую и гуманитарную помощь нуждающимся армянам по всему миру: она оказывает помощь пострадавшим от землетрясения армянам в Армении после землетрясения 1988 года, сиротам в Нагорном Карабахе, Армянам в Ливане , армянам в Греции и армянам в Сирии , а также армянам в Армении и Нагорном Карабахе через Всеармянский фонд «Айастан».

Мемориальная служба по Геноциду армян с участием политиков-греков-киприотов (2008 г.)

На уровне простых людей большинство киприотов осознают великое бедствие, которое пережил армянский народ в 1894–1923 годах, и всегда поддерживали и сочувствовали армянам; Армянские беженцы геноцида, оставшиеся на Кипре, оказались в уникальном положении: они бежали от турок-османов и жили дружно среди турок-киприотов.

Кипр был одной из первых стран, признавших геноцид армян, когда 25 января 1965 года министр иностранных дел Спирос Киприану впервые поднял этот вопрос на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций . Перед его мощной речью делегация, состоящая из членов Бюро АРФ Дашнакцутюн д-ра Папкена Папазяна и Берджа Миссирляна, а также членов Армянского национального комитета Кипра Анании Махдесян и Варткеса Синаняна, вручила ему меморандум, призывающий Кипр оказать поддержку в поднятии этого вопроса на Объединенные Нации . [15]

Кипр также был первой европейской страной (и второй в мире после Уругвая ), официально признавшей геноцид армян. 24 апреля 1975 года, после решительных усилий и представления члена Палаты представителей доктора Антраника Л. Ашджяна, резолюция 36 была единогласно принята Палатой представителей. Представитель Арам Калайджян сыграл важную роль в единогласном принятии через Палату представителей еще двух резолюций, касающихся геноцида армян: резолюция 74/29–04–1982, представленная парламентским комитетом по международным отношениям, и резолюция 103/19–04–1990, представленная всеми парламентскими партиями. Резолюция 103 объявила 24 апреля Национальным днем ​​памяти геноцида армян на Кипре.

С 1965 года, когда правительственные чиновники Кипра начали участвовать в ежегодных мероприятиях, посвященных Геноциду армян, политические лидеры Кипра часто выступают основными докладчиками на этих мероприятиях, организованных в память о Геноциде армян. В последние годы обычно марш начинается из центра Никосии и заканчивается у церкви Девы Марии в Строволосе , где памятное мероприятие проходит перед памятником Геноциду армян ; происходят и другие мероприятия, такие как сдача крови.

Социальная жизнь

[ редактировать ]

Армяно-кипрская община традиционно вела активную и структурированную общественную жизнь. Организуются различные благотворительные, культурные, образовательные и социальные мероприятия, такие как сбор средств/базары, художественные/книжные выставки, танцевальные/театральные представления, балы, обеды, кинопоказы, лагеря/экскурсии на Кипре и за рубежом (панагум), а также лекции и церемонии памяти, посвященные Армении, Нагорному Карабаху , армянской диаспоре и геноциду армян.

Основным местом проведения общественных мероприятий является клуб AYMA и зал «Ваграм Утиджян» в подвале здания Армянской прелатуры в Строволосе , Никосия. В прошлом многочисленные мероприятия были организованы в Образовательном институте Мелконяна в Агланджии , зале Армянского клуба в Никосии или зале старого клуба AGBU в Никосии. Школьные мероприятия проходят в открытом амфитеатре или недавно построенном актовом зале армянской школы Нарег в Никосии. Совсем недавно некоторые общественные мероприятия были организованы в Армянском клубе Ларнаки или в зале армянской церкви Лимассола .

Известные организации

[ редактировать ]
  • АЙМА [ Ассоциация армянской молодежи/ րայ Երիտասարդաց Միութիւն (Ай Еридасартац Миутюн)]. Основанный группой молодых армян в Никосии в октябре 1934 года, это ведущий армяно-кипрский клуб и центр общественной, спортивной и культурной жизни армяно-кипрской общины. После того, как он размещался в различных арендованных помещениях, в 1961 году он приобрел собственный клубный дом на улице Танзимат, купленный за сумму 6000 фунтов стерлингов. Поскольку здание клуба было захвачено во время межобщинного насилия 1963–1964 годов, AYMA попала в зону, контролируемую киприотами-турками, как и остальная часть исторического армянского квартала Никосии. Затем его размещали в различных арендованных местах. Собственные помещения, построенные между 1985 и 1986 годами архитекторами Мариосом и Никосом Сантамас, расположены на углу улиц Аласия и Валтеци, недалеко от церкви Девы Марии в Строволосе , Никосия, на земле, арендованной правительством (Решение Совета Министров). 21.188/17–12–1981) и были открыты 30 мая 1987 года президентом. Спирос Киприану . В клубном доме имеется благоустроенная библиотека. Его отремонтированный и расширенный функциональный зал был открыт 28 февраля 2010 года представителем Варткесом Махдессяном . AYMA является членом панармянской организации «Оменетмен».
  • Армянская федерация молодежи Кипра (Гиброси Еридасартаган Миутюн), 1977 г. Оно назидает детей, подростков и молодых людей.
  • Армянское общество милосердия Кипра (Ай Окнутян Миутюн, также известное как ХОМ), отделение «Соссе», 1988]. Это женская благотворительная организация, которая направляет помощь в Армению , Нагорный Карабах , армянскую диаспору и местные благотворительные организации.
  • Армянская образовательная и культурная ассоциация Кипра « Амазкаин » (Hamazkayin Hay Grtagan ev Mshagoutayin Mioutiun), отделение «Ошаган», 1999]. Он организует различные культурные мероприятия, такие как танцевальные и театральные представления, художественные выставки, лекции и т. д.
[ редактировать ]
Представители Армении, 1960–2013 гг.

После обретения Кипром независимости 16 августа 1960 года в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Конституции армяне и католики (как мариониты, так и католики) были признаны «религиозными группами». На референдуме, состоявшемся 13 ноября 1960 года, все три религиозные группы предпочли принадлежать к единорелигиозной греко-кипрской общине (как и ожидалось), что впоследствии определило их политические позиции в игре межобщинных противоречий и несколько повлияло на их отношения с киприотами-турками, которые, в свою очередь, рассматривали их как продолжение политического выбора греков-киприотов. Вот почему религиозные группы пострадали одинаково во время кризиса 1963–1964 годов и турецкого вторжения на Кипр в 1974 году. [ нужна ссылка ]

Статья 110 § 3 признает административную автономию церквей религиозных групп, как она была установлена ​​Хатт -и Хумаюн в 1856 году. Согласно статье 111, три церкви сохраняют свои полномочия в вопросах личного статуса . Закон 95/1989 передал юрисдикцию церковных судов семейным судам, структура которых была определена Законом 87(I)/1994 ; из трех религиозных групп в их работе участвуют только армяне.

В соответствии с положениями статьи 109 Конституции, армянам-киприотам было предоставлено политическое представительство: в результате их выбора принадлежать к греко-киприотской общине в состав Никосийских членов греческой общинной палаты вошли армянин и латинянин. , в то время как маронит участвовал в членах Кирении ( Колониальный закон 36/1959 , Колониальный закон 6/1960 и Закон о греческой общинной палате 8/1960 ). Две общинные палаты, действовавшие как нижний парламент, имели юрисдикцию над всеми религиозными, образовательными, культурными и другими делами общинного характера (статья 87).

С прекращением представительства киприотов-турок в общем государстве в 1963 году и самороспуском Греческой общинной палаты в 1965 году было решено передать исполнительные полномочия Греческой общинной палаты вновь сформированному Министерству образования и его законодательные полномочия. в Палату представителей ( Закон 12/1965 ). В соответствии с Постановлением Совета министров 4.907/29–07–1965 было решено, что три представителя временно продолжат представлять свои общины в Палате по вопросам, относящимся к юрисдикции их Палаты, и что Палата должна будет запросить свое мнение, прежде чем принимать законы по соответствующим вопросам ( Закон 12/1965 ). Чтобы приблизить срок полномочий других депутатов, срок полномочий трех представителей ежегодно продлевался ( Закон 45/1965 , Закон 49/1966 , Закон 50/1967 , Закон 87/1968 и Закон 58/1969 ). Статус трех представителей в Палате представителей был подтвержден Законом 58/1970 и, кроме того, уточнен Закон 38/1976 , Закон 41/1981 и Закон 66(I)/2011 . С 1991 года выборы трех представителей проводятся одновременно и параллельно с всеобщими парламентскими выборами, а срок полномочий представителей идентичен сроку полномочий соответствующих депутатов ( Закон 70/1986 ).

Представители выступают в качестве связующего звена между своими общинами и государством и обладают превосходной компетенцией выносить на рассмотрение государства все вопросы, касающиеся их группы. Их участие имеет пятилетний срок и носит консультативный характер, поскольку хотя они и могут выражать свое мнение по вопросам, касающимся их группы, они не имеют права голоса. Особенно в случае с армянами, Представитель произносит речь о геноциде армян во время пленарного заседания Палаты представителей, которое созывается 24 апреля или около того каждый год. На данный момент работали шесть (6) представителей Армении: Берге Тилбиан из Никосии (1960–1970), доктор Антраник Л. Ашджян из Никосии (1970–1982), Арам Калайджян из Ларнаки (1982–1995), Бедрос Калайджян из Ларнаки. (1995–2005 гг.), доктор Ваакн Атамян из Никосии (2005–2006 гг.) и Варткес Махдесян из Никосии (2006–по настоящее время).

С 1998 года избранный представитель является должности членом Епархиального совета Армянской Этнархии по .

Первые выборы армянского члена Греческой общинной палаты состоялись 5 августа 1960 года между Ваграмом Левоняном и Берге Тилбианом, который был избран после получения 60,49% (1364 голоса). В период с 1965 по 1970 год срок полномочий армянских, маронитских и латинских представителей был продлен специальными законами до тех пор, пока не был принят Закон 58/1970 , согласно которому они были должным образом включены в Палату представителей. Вторые выборы состоялись 19 июля 1970 года между Берге Тилбианом и доктором Антраником Л. Ашджяном, который был избран после получения 56,30% (590 голосов); Доктор Антраник Л. Ашджян был переизбран 3 октября 1976 года с Арамом Калайджяном в качестве его оппонента, получив 50,96% (612 голосов).

Следующие выборы состоялись 14 марта 1982 года между доктором Антраником Л. Ашджяном и Арамом Калайджяном, которые набрали 58,36% (771 голос); Арам Калайджян был переизбран 13 июля 1986 года с Анной Ашджян в качестве его оппонента, набрав 65,08% (792 голоса), и снова 19 мая 1991 года, снова победив Анну Ашджян и получив 67,00% (875 голосов). Из-за смерти Арама Калайджяна 10 сентября 1995 года 22 октября 1995 года были проведены дополнительные выборы между Кеворком Махдессяном и Бедросом Калайджяном, которые победили с 60,34% (849 голосов). Бедрос Калайджян был переизбран 26 мая 1996 года, набрав 73,91% (997 голосов) против Анны Ашджян , и снова 27 мая 2001 года, получив 57,13% (857 голосов) против доктора Гарабеда Хачо-Казанджяна .

Из-за смерти Бедроса Калайджяна 1 сентября 2005 г. 9 октября 2005 г. были проведены дополнительные выборы, на которых доктор Ваакн Атамян получил 52,03% (769 голосов) против доктора Антраника Ашджяна (43,91%) и Парсега Зартаряна (4,12%). Следующие выборы состоялись 21 мая 2006 года, на которых Варткес Махдесян получил 52,60% (899 голосов) против доктора Ваакна Атамяна . Последние выборы состоялись 22 мая 2011 года, на которых Махдесян набрал 67,67% (1105 голосов) против доктора Антраника Ашджяна .

У армян Никосии, хотя и не избранных, также есть мухтар , назначаемый Министерством внутренних дел. Первым мухтаром был Мелик Меликян (1927–1949), его сменили Касбар Делифер (1949–1956) и Ваге Куюмджян (1956–2009). По состоянию на 1 января 2011 года нынешним мухтаром Армении является Мго Куюмджян.

Как и большинство общин армянской диаспоры, армяно-кипрская община преимущественно армяно-апостольская (около 95%). Около 5% принадлежат либо к Армянской евангелической церкви, либо к Армянской католической церкви, либо к Свидетелям Иеговы; из этих 5% исторически наиболее значительными группами были армяне-евангелисты, которые в 1940-х и 1950-х годах составляли около 10% армяно-кипрской общины, и армяно-католики, находившиеся на острове со времен крестовых походов .

Армянская прелатура Кипра

[ редактировать ]
Здание Армянской прелатуры Кипра в Строволосе , Никосия

Армянская прелатура Кипра была основана в 973 году католикосом Хачигом I. Исторически прелатура находилась под юрисдикцией Католикосата Великого Дома Киликии , а сегодня это старейшая тема , подпадающая под его юрисдикцию. С 2014 года прелатом, католикосальным генеральным викарием, является архиепископ Нарег Алемезян . Приходским священником в Никосии является о. Момик Хабешян , а приходским священником в Ларнаке и Лимассоле является о. Машдоц Ашкарян . На протяжении веков здание Прелатуры располагалось на территории армянского комплекса на улице Виктория в обнесенной стеной Никосии; когда этот район был захвачен кипрско-турецкими экстремистами в 1963–1964 годах, прелатура временно размещалась на улице Арама Узуняна, а затем на улице Кириакоса Матсиса в Айос Дометиос. Благодаря усилиям епископа Заре Азнаворяна и при финансовой помощи Евангелической церкви Вестфалии , новое здание Прелатуры было построено в 1983 году рядом с церковью Сурп Асдвадзадзин и школой Нарег в Никосии архитекторами Атосом Дикайосом и Алкисом Дикайосом; официально он был открыт 4 марта 1984 года во время пастырского визита Католикоса. Гарекин II . По инициативе архиепископа Варужана Гергеляна в 1998 году был отремонтирован подвал здания и образован зал «Ваграм Утиджян»; ранее это была кладовая, но она стала реальностью благодаря доходам от аукциона в 1994 году коллекции произведений искусства, которую Ваграм Утиджян подарил Прелатуре в 1954 году. Она была открыта 3 февраля 1999 года католикосом Арамом I ; Здесь проходят многочисленные благотворительные, общественные и культурные мероприятия. В консистории прелатуры хранится коллекция церковных реликвий, некоторые из которых ранее находились в старой церкви Нотр-Дам-де-Тир или Магараванке.

Армянская Евангелическая Церковь

[ редактировать ]

Первые армянские евангелисты появились на Кипре после прибытия британцев в июле 1878 года. Поскольку их было очень мало, они быстро стали ассоциироваться с Армянской Апостольской церковью. С притоком большего количества протестантов армянские евангелисты присоединились к Реформатской пресвитерианской церкви еще в 1887 году. В 1933 году недавно сформированный Кипрский Синод Реформатской пресвитерианской церкви разделил свои общины на армянский и греческий советы. Армянским евангелистам была предоставлена ​​временная автономия от Реформатской пресвитерианской миссии в 1954 году, которая была официально оформлена в 1962 году. В Ларнаке количество армянских евангелистов сократилось после межобщинных проблем 1963–1964 годов, службы больше не проводились; В Никосии Армянская евангелическая церковь попала под контроль турок-киприотов во время межобщинных беспорядков, и поэтому службы проводились в часовне Американской академии до 1973 года. После почти 30 лет бездействия по инициативе Нувара Кассуни-Панайотида и Лидии Гулессерян. и с помощью Грайра Джебеджяна, исполнительного секретаря Библейского общества Персидского залива, армянские евангелисты были реорганизованы в Греческой евангелической церкви в Ларнаке в 2002 году. С 2005 года, когда Грайр Джебеджян переехал на Кипр, службы проводятся каждые несколько месяцев в Греческая евангелическая церковь в Никосии. Также Армянская евангелическая церковь организует в Никосии несколько лекций.

Армянская Католическая Церковь

[ редактировать ]
Аббатство Беллапаис (начало 20 века)

Армяно-католики впервые прибыли на остров во времена франков из соседнего армянского королевства Киликия. Неясно, имели ли они свою собственную структуру в латинскую эпоху или же они находились под властью Латинской церкви Кипра, как это было со времен Османской империи. В эпоху Османской империи произошло очень ограниченное обращение армянских православных в католицизм , в основном из-за прозелитской деятельности францисканской миссии в Никосии и Ларнаке, особенно в 17 и 18 веках; однако это, должно быть, были временные отступничества, и их число никогда не превышало 50 в любой момент времени. В 1794 году небольшая армянская католическая община Ларнаки получила в дар несколько святых чаш, выставленных на аукционе из имущества старого монастыря капуцинов города. Именно в британскую эпоху численность армяно-католической общины увеличилась из-за прибытия большого количества беженцев от геноцида армян. В 1931 году на Кипре проживало около 200 армян-католиков, большинство из них присоединились к латинским культовым местам, особенно к собору Святого Креста в Никосии и монастырю Святого Иосифа в Ларнаке; между 1921 и 1923 годами в последнем располагалась небольшая армяно-католическая школа, которой руководил настоятель Жан Куюмджян, служивший в монастыре с 1921 по 1928 год. В 1960 году в монастыре проживало менее 100 армян-католиков. Однако в последующие годы их число уменьшилось из-за эмиграции в другие страны и ассимиляции с армяно-кипрской, латино-кипрской и/или греко-кипрской общиной. Однако из-за притока ливанских армян на Кипр с середины 1970-х годов число армян-католиков на острове немного увеличилось. В настоящее время местных армян-католиков насчитывается менее 20 человек, а также около 30 иностранных армян.

Места поклонения

[ редактировать ]
Армянский комплекс в Строволосе , расположение собора Девы Марии , армянской школы Нарег и памятника Геноциду армян в Никосии.

На Кипре имеется пять армянских православных церквей: две в столице Никосии (одна на севере) и по одной в Ларнаке, Лимассоле и Фамагусте. Кроме того, есть три армянские часовни в окрестностях Никосии и одна в комплексе Магараванк, последняя на севере. также есть Армянская евангелическая церковь В Северной Никосии . Наконец, на севере находится знаменитый Магараванк.

Образование

[ редактировать ]

Армяне всегда придавали особое значение образованию, которое в сочетании с Церковью является основой сохранения их национального и культурного наследия. В армянских школах преподают арменологию , которая включает в себя историю и традиции Армении, обеспечивая сохранение армянства из поколения в поколение.

Памятники

[ редактировать ]

Армяно-кипрская община имеет несколько исторических памятников, в том числе Памятник геноциду армян в Никосии и минометный обелиск, посвященный игумену Мхитару .

Армянский квартал Никосии

[ редактировать ]

Первоначальный армянский квартал (13 - конец 15 - начало 16 веков), возможно, находился в восточной части франкской Никосии, и армяне приобрели свой новый квартал в 16 веке. После завоевания города в 1570 году османы переименовали сохранившийся армянский квартал в «Караманзаде махаллеси» (буквально: квартал сына Карамана), в честь одного из генералов, принимавших участие в завоевании Кипра и выходца из Караман Эялет . С 16 века по декабрь 1963 года западная часть обнесенной стеной Никосии образовывала то, что было известно как Армянский квартал ( Αρμενομαχαλλάς на греческом языке ), '( Հայկական թաղ на армянском языке) или ( Ermeni mahallesi на турецком языке ). В административном отношении в Армянский квартал входили как квартал Караман-Заде, так и квартал арабского Ахмед-паши .

После того, как Британская империя получила контроль над Кипром у Османской империи, в этой части города разместилось несколько британских офицеров. Их присутствие вместе с присутствием латинян дало ему неофициальное греческое название Φραγκομαχαλλάς, что означает «Левантийский квартал». В это время на улице Виктория открылись первые отели Никосии, в том числе «Армянский отель» (ок. 1875-ок. 1925) и «Отель армии и флота» (1878-ок. 1890), в результате чего было впервые построено Венецианские стены в конце улицы Виктория.

Сердцем армянского квартала была улица Виктория ( Վիքթորիա փողոց/οδός Βικτωρίας/Viktorya sokağı ), в которой располагался армянский подворье, а также множество домов и, в более позднее время, клубный дом AGBU; временами там же располагался клубный дом AYMA. Улица Виктория была дорогой, по которой каждый армяно-киприот шел, чтобы пойти в церковь, в школу, в клубы, навестить семью, родственников, друзей и т. д. Постоянно можно было увидеть, как армяне-киприоты гуляют по узким улочкам среди обилие восточных запахов и болтовня на армянском языке. Улица, полная красивых тесаных зданий, начиналась от латинской церкви Святого Креста и заканчивалась арабской мечетью Ахмед-паши , продолжая улицу Махмуда-паши (где в 1922-1955 годах находилась Американская академия в Никосии и Армянская евангелическая церковь). с 1946 года). Поскольку это была улица с односторонним движением, движение было разрешено только с севера на юг.

Во время межобщинного насилия на Кипре большая часть армянского квартала Никосии постепенно была захвачена киприотами-турками в период с 21 декабря 1963 года по 19 января 1964 года. Большинство армян-киприотов покинули свои дома в это время, в то время как другие семьи остались на более длительный период. в палатках на территории Мелконянского образовательного института.

Армянский квартал также был домом для многих киприотов-турок, а также некоторых киприотов-греков, киприотов-маронитов, киприотов-католиков и граждан Великобритании.

Известные личности

[ редактировать ]
Мариос Гароян в 2011 году

Хронология

[ редактировать ]
Красивые иллюминированные рукописи хранились в Магараванке до начала 20 века.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Малоиспользуемые языки в государствах, претендующих на членство в ЕС» (PDF) . Европейский парламент . п. 9 . Проверено 20 января 2015 г.
  2. ^ Мирбагери, Фарид (2010). Исторический словарь Кипра . Пугало Пресс. п. 16. ISBN  9780810862982 .
  3. ^ Хаджилира, Александр-Майкл (2009). Армяне Кипра . п. 17.
  4. ^ «Варткес Махдесян набирает более 2/3 голосов, набирая 68%» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 15 июля 2011 г.
  5. ^ Касбарян, Сосси; Горман, Энтони (2015). «Другие внутри:: Армянская община Кипра». Диаспоры современного Ближнего Востока . Контекстуализация сообщества. Издательство Эдинбургского университета. стр. 241–273. ISBN  978-0-7486-8610-0 . JSTOR   10.3366/j.ctt16r0jc2.11 .
  6. ^ Коэн, Робин (2008). Глобальные диаспоры: введение . Тейлор и Фрэнсис. п. 49. ИСБН  9780203928943 .
  7. ^ Jump up to: а б с Хаджилира, Александр-Майкл (май 2009 г.). «Брошюра об армянах Кипра» . Фонд Калайджян . Проверено 16 мая 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Хаджилира, Александр-Майкл (май 2009 г.). «Книга Армяне Кипра» (PDF) . Фонд Калайджян . Проверено 16 мая 2010 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Жизнь в Армянском квартале» . Май 2011. Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
  10. ^ Спинтуракис, Юлия-Афина; и др. (ноябрь 2008 г.). «Политика в области образования, направленная на решение проблемы социального неравенства: страновой отчет Кипра» (PDF) . Департамент начального образования . Университет Патры . п. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года . Проверено 11 февраля 2010 г.
  11. ^ «Из прошлого общины: Неркахт» . Апрель 2011. Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
  12. ^ «Армяне на Кипре (Никосия, Ларнака, Лимассол) — Айк Вездесущий Армянин» . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 29 мая 2014 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Геноцид армян и Кипр (1915–1930): начало новой жизни на тихом острове в Киликии» . Июнь 2011. Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 14 сентября 2011 г.
  14. ^ «Армянско-демократическая либеральная партия Рамгавар на Кипре» . Ноябрь 2012 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
  15. ^ «Сорок лет спустя важного события – Варткес Синанян» . Апрель 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
[ редактировать ]

Видеодокументальные фильмы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30e32755da18bd9c64b4e4d128b1e4a2__1717049880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/a2/30e32755da18bd9c64b4e4d128b1e4a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian Cypriots - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)