Армяне-киприоты
![]() Достопримечательности Армении на Кипре | |
Общая численность населения | |
в. 3500 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Религия | |
Христианство (преимущественно армянское апостольское , Католические и евангелические меньшинства) | |
Родственные этнические группы | |
Армяне в Греции , Армяне в Турции , Армяне в Великобритании |
Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армяне-киприоты ( армянский : Կիպրահայեր , латинизированный : Кипррахайер ; греческий : Αρμένιοι της Κύπρου , латинизированный : Arménioi tis Kyprou ; турецкий : Kıbrıs Ermenileri ) — этническое армянское население, коренное население Кипра . Армянская община киприотов оказала значительное влияние на армянский народ в целом, несмотря на свою небольшую численность. В средние века Кипр имел обширные связи с Армянским королевством Киликия , а монастырь Ганчвор имел важное присутствие в Фамагусте . В эпоху Османской империи церковь Девы Марии и Магараванк были очень заметны. Некоторые киприоты-армяне были или остаются очень известными на панармянском или международном уровне, а пережившие геноцид армян сотрудничали и мирно сосуществовали с киприотами-турками .
В настоящее время на острове проживает около 3500 армян-киприотов (в том числе около 1000 армян некиприотов). [1] в основном сосредоточены в столице Никосии , но также есть общины в Ларнаке , Лимассоле и Пафосе . [2] [3] Армянская прелатура Кипра расположена в Никосии. Согласно Конституции Кипра 1960 года , вместе с маронитами и латинянами они признаны «религиозной группой» и предпочли принадлежать к общине киприотов-греков , а киприоты-армяне представлены избранным представителем в Палате представителей . С мая 2006 года Представителем является Варткес Махдесян . [4] Религиозным лидером общины с марта 2017 года является католикосный викарий архиепископ Хорен Дограмаджян, подотчетный Католикосу Великого Дома Киликийского .
История
[ редактировать ]Византийская эпоха (578–1191)
[ редактировать ]
Армяне присутствовали на Кипре с VI века. [5] Согласно Теофилакту Симокатте писателю начала VII века , византийскому , византийский генерал Маврикий Каппадокийский захватил в плен 10 090 армян во время своей кампании против персидского царя Хосрова I ; около 3350 из этих заключенных были депортированы на Кипр. [6] Больше армян прибыло во время правления императора армянского происхождения Ираклия по политическим причинам, а также во время понтификата католикоса Ованеса III Одзнеци по коммерческим причинам. Далее, после окончания арабских набегов на Кипр , патрицием Никитой Чалкуцесом прибыло еще больше по военным причинам, когда армянские наемники были переброшены на Кипр для его защиты. В средневизантийский период на Кипре служили армянские генералы и губернаторы, такие как Алексиос Муселе или Маусере, который взялся за строительство базилики Святого Лазаря в Ларнаке. Похоже, что церковь Святого Лазаря была армянской апостольской церковью в 10 веке и использовалась армянами-католиками в латинскую эпоху и . Многочисленные армяне нуждались в аналогичном духовном пастырстве, и поэтому в 973 году католикос Хачиг I основал Армянское епископство в Никосии. Отношения между Кипром и армянами стали более тесными, когда было создано Киликийское королевство . Между 1136 и 1138 годами византийский император. Иоанн II Комнин переселил все население армянского города Телль-Хамдун на Кипр. После свадьбы Исаака Комнина с дочерью армянского князя Тороса II в 1185 году с ним на Кипр приехали армянские дворяне и воины, многие из которых защищали остров от Ричарда Львиное Сердце , когда он высадился в Лимассоле. [7]
Латинская эпоха (1191–1570)
[ редактировать ]
После покупки Кипра титулярным франкским королем Иерусалима Ги де Лузиньяном в 1192 году, в его попытке создать феодальное королевство западного типа, последний отправил эмиссаров в Европу, Киликию и Левант , что привело к массовой иммиграции армян и других народов. народы. Благодаря своей близости, торговым связям и ряду королевских и дворянских браков Королевство Кипр и Королевство Киликия стали неразрывно связанными. В последующие столетия тысячи киликийских армян искали убежища на Кипре, спасаясь от нападений мусульман, таких как падение Антиохии . Кипр стал теперь самым восточным оплотом христианства; В 1441 году власти Фамагусты пригласили армян из Киликии поселиться здесь. Падение Сиса в апреле 1375 года положило конец Армянскому Киликийскому королевству; ее последнему королю, Левону V , был предоставлен безопасный проход на Кипр. Хотя египетские мамлюки захватили Киликию, они не смогли удержать ее; Тюркские племена в конечном итоге проникли в этот регион и обосновались там, что привело к завоеванию Киликии Тамерлан . В результате 30 000 армян покинули Киликию в 1403 году и поселились на Кипре, которым до 1489 года продолжала управлять династия Лузиньянов. [8] Во франкскую и венецианскую эпохи армянские церкви существовали в Никосии, Фамагусте, Спатарико . Армяне входили в число семи наиболее важных религиозных групп на Кипре, владея магазинами и магазинами в портах Фамагусты, Лимассола и Пафоса , а также в столице Никосии, контролируя тем самым большой сегмент торговли. Кроме того, армянский был одним из одиннадцати официальных языков Королевства Кипр. [ нужна ссылка ] По словам летописцев Леонтиоса Махайраса , Георгиоса Бустрониоса и Флорио Бустрона , армяне Никосии имели свою прелатуру и жили в своем квартале, называемом Арменией или Арменоитония . В Фамагусте в конце XII века было основано епископство, а вокруг сирийского квартала жили армяне. Исторические документы предполагают наличие здесь важного монашеского и богословского центра, в котором, святой Нерсес Лампронаци . как говорят, учился [ нужна ссылка ]
В средние века армяне на Кипре активно занимались торговлей, а некоторые из них сформировали военные гарнизоны в Кирении и других местах. Ряд армян защищали Франкское королевство Кипр от генуэзцев при Ксеросе, от сарацин в деревне Стилли и от мамлюков в Лимассоле и Хирокитии . К 1425 году знаменитый Магараванк – первоначально коптский монастырь Святого Макария недалеко от Халевги – перешел во владение армян, как и где-то до 1504 года бенедиктинский/картезианский женский монастырь Нотр-Дам-де-Тир или Тортоса в обнесенной стеной Никосии. проживало также В латинскую эпоху небольшое количество армян-католиков в Никосии, Фамагусте и аббатстве Беллапаис , где лорд Хейтон Корикусский монахом служил . Процветание жителей Кипра было остановлено жесткой и коррумпированной венецианской администрацией и несправедливыми налогами, которые она ввела. Их тираническое правление в сочетании с неблагоприятными условиями вызвало заметное сокращение населения острова. По словам историка Стивена де Лузиньяна, к концу венецианской эпохи армяне жили в основном в Фамагусте и Никосии и, в небольшом количестве, в трех «армянских деревнях». Платани , Корнокипос и Спатарико. [ нужна ссылка ]
Османская эпоха (1570–1878)
[ редактировать ]
Во время османского завоевания острова было нанято около 40 000 османских армянских мастеров. Многие из османских армян, переживших завоевание, поселились в основном в Никосии, увеличив ее армянское население, в то время как армянская прелатура Кипра была признана этнархией через институт проса . Однако епископство в Фамагусте было упразднено, поскольку христианское население было вырезано или изгнано , а весь город, окруженный стеной, стал запрещен для немусульман. В награду за заслуги во время завоевания армянам Никосии было предоставлено право охранять Пафосские ворота. Однако эта привилегия использовалась лишь в течение короткого периода. Фирманом им была возвращена церковь Нотр-Дам-де-Тир, которую османы превратили в соляной склад. Кроме того, монастырь Магараванк завоевал расположение османов и стал важным перевалочным пунктом для армянских и других паломников на пути в Святую Землю , а также местом отдыха для путешественников, католикосов и других священнослужителей из Киликии и других стран. Иерусалим . В отличие от латинян и маронитов , армяне, будучи скорее православными, чем католиками, не подвергались преследованиям со стороны османов из-за своей религии. Несмотря на то, что в первые годы Османской империи на Кипре проживало около 20 000 армян, к 1630 году осталось только 2 000 армян из общего числа 56 530 жителей. [ нужна ссылка ]

В Бедестене было много армянских купцов, и в конце 18-го - начале 19-го века ведущим гражданином Никосии был армянский торговец по имени Саркис, который был « бератли » и первоначально был драгоманом французского консула, а затем стал драгоманом французского консула. английский консул. Одаренные промышленным талантом, армяне занимались прибыльными профессиями, и в начале 17 века персидские армяне поселились на Кипре в качестве торговцев шелком, как и некоторые богатые османские армяне в 18 и 19 веках, такие как Погос-Берге Ага Эрамиан. Однако с новым порядком вещей число армян и других христиан резко сократилось из-за обременительного налогообложения и жесткости османской администрации, что вынудило многих христиан стать Линобамбаками , криптохристианами , что объясняет, почему бывшие армянские деревни были заселены. турками -киприотами в конце XIX века. Некоторые армяне-киприоты стали католиками в результате брака с богатыми римско-католическими семьями. [ нужна ссылка ]
Постепенно, после кровавых событий 1821 года , османы разрушили армянские и греческие особняки, запретили грекам , франкам, [ нужны разъяснения ] Армяне и марониты носили оружие и повесили или убили 470 знатных людей, в том числе армянского приходского священника Никосии дер Бедроса. В период Танзимата наблюдались некоторые улучшения . В духе Хатт -и Шерифа Гюльхане армянский епископ, греческий архиепископ и маронитский епископ-суфраган участвовали в Административном совете, который был сформирован в 1840 году. После 1850 года некоторые армяне были заняты на государственной службе, а в В 1860 году собор Нотр-Дам-де-Тир стал одним из первых на Кипре, где была построена колокольня . Кроме того, открытие Суэцкого канала в 1869 году принесло пользу армянам и другим купцам острова, а в 1870 году новоприбывшим архимандритом Варданом Мамигоняном в Никосии была основана первая армянская школа. Более того, в результате Хатт-и Хумаюна в 1856 году была официально признана административная автономия Армянской прелатуры Кипра. По разным оценкам, армяно-кипрская община XIX века насчитывала от 150 до 250 человек, большая часть которых проживала в Никосии, меньшая численность проживала в Фамагусте, Ларнаке, на севере и юге столицы и, естественно, в окрестностях Магараванк. [7]
Британская эпоха (1878–1960)
[ редактировать ]
С приходом британцев в июле 1878 года и их прогрессивной администрации и без того небольшая армянская община острова особенно укрепилась. Некоторые армяне, известные своими лингвистическими навыками, были наняты на Кипр для работы переводчиками и государственными служащими в консульствах и британской администрации, например Аписогом Утиджян. Число армян на Кипре значительно увеличилось после массовых депортаций, резни и геноцида, учиненных османами и младотурками . Кипр принял более 10 000 беженцев из Киликии , Смирны и Константинополя , прибывших в Ларнаку и все другие ее порты, около 1500 из них сделали остров своим новым домом. Трудолюбивые, образованные и прогрессивные, они вдохнули новую жизнь в старое сообщество и зарекомендовали себя как люди искусства, литературы и науки, предприниматели и торговцы, ремесленники и фотографы, а также профессионалы, которые познакомили остров с новыми ремеслами, блюдами и сладостями. , тем самым способствуя социально-экономическому и культурному развитию Кипра. [9] Новички основали ассоциации, хоры, спортивные группы, скаутские группы, оркестры, церкви, школы и кладбища по всему Кипру. Армяне были первыми на Кипре слесарями, механиками, изготовителями сидений, гребен и штампов, обойщиками, часовщиками и цинкографами. Они первыми ввели кинематограф, значительно усовершенствовали ремесло сапожного дела и именно армяне впервые ввели армянскую бастурму , пахлаву , курагу, гассосу, гирос , халву , кубики льда , кубесы , лахмаджуны , локмадхесы в кипрский язык и помпы. кухня. Армяне также представили две техники вышивального рукоделия: работу Айнтаб и работу Мараш.

Законопослушный по натуре, [ нужна ссылка ] Армяно-киприоты всегда пользовались высоким авторитетом в британской администрации, и многие из них стали добросовестными государственными служащими и дисциплинированными полицейскими или работали на государственной железной дороге Кипра и в компании Cable and Wireless. На протяжении 1920–1950-х годов многие работали на асбестовых рудниках в Амиандосе и медных рудниках в Мавровуни и Скуриотиссе , некоторые из них были профсоюзными деятелями. Некоторые армяне-киприоты участвовали в греко-турецкой войне 1897 года , двух мировых войнах и борьбе ЭОКА . Кроме того, , недалеко от Богази, был сформирован и обучен Восточный легион в период с декабря 1916 по май 1918 года в деревне Монарга , состоящий из более чем 4000 добровольцев из армянской диаспоры, сражавшихся против Османской империи. Некоторые армянские беженцы прибыли из Палестины и Египта . [8] Армяно-кипрская община процветала на протяжении всей британской эпохи благодаря созданию ассоциаций. Во многих отношениях уникальный для всей армянской диаспоры, он был построен недалеко от Никосии в период с 1924 по 1926 год после щедрого и благотворительного пожертвования египетско-армянских братьев-торговцев табаком Крикора и Гарабеда Мелконянов, первоначально для того, чтобы приютить и дать образование 500 сирот из Геноцида, посадивших деревья перед школой в память о своих убитых родственниках. Из детского дома (1926–1940) она постепенно превратилась во всемирно известную среднюю школу с отделением-интернатом. [10]
Эпоха независимости (1960 – настоящее время)
[ редактировать ]Окончание борьбы ЭОКА привело к тому, что армяне-киприоты установили прочные связи с остальными киприотами. Независимость 1960 года открыла новую эру для армян Кипра, которые – вместе с маронитами и католиками – были признаны « религиозной группой » Конституцией Кипра и теперь были представлены избранным представителем. Однако размер общины сократился из-за эмиграции около 900 армян-киприотов в Соединенное Королевство из-за чрезвычайной ситуации, вызванной борьбой ЭОКА и плохим состоянием местной экономики. Вторым фактором, способствовавшим сокращению численности общины, стала эмиграция около 600 армян-киприотов в Советскую Армению в рамках общеармянского движения за репатриацию. [11] [ нужен лучший источник ]
Во время межобщинного кипрского кризиса 1963–64 годов армяно-кипрская община понесла большие потери, поскольку армянский квартал Никосии попал в зону, контролируемую турками-киприотами: были захвачены здание Прелатуры, средневековый собор Нотр-Дам-де-Тир, Меликиан- школа Узунян, памятник Геноциду армян, клубные дома Армянского клуба, AYMA и Всеармянского благотворительного союза (AGBU) , а также Армянской евангелической церкви; также была захвачена средневековая церковь Ганчвор в Фамагусте. Всего жертвами и/или лишились своих магазинов и предприятий 231 армяно-кипрская семья. В результате сотни армян-киприотов уехали в Великобританию , Канаду , Австралию и США . [9] После турецкого вторжения на Кипр армяно-кипрская община понесла дополнительные потери, несколько семей стали беженцами, знаменитый монастырь Магараванк в Пентадхактилосе был захвачен турецкими войсками, общежитие для мальчиков Мелконян подверглось бомбардировке турецких ВВС, а монастырь Айос Дометиос Армянское кладбище подверглось минометному обстрелу и попало в буферную зону. В результате десятки армян-киприотов эмигрировали, в основном в Великобританию. Всего в 1960-1970-е годы Кипр покинули около 1300 армян-киприотов, помимо тех, кто эмигрировал в Советскую Армению. [7]

При неизменной поддержке правительства небольшой, но трудолюбивой армянской общине Кипра постепенно удалось оправиться от своих потерь и продолжать процветать в оставшихся городских районах, внося культурный и социально-экономический вклад в развитие. 24 апреля 1975 года Кипр стал первой европейской страной, признавшей геноцид армян резолюцией 36/1975; За этим последовали еще две резолюции: Резолюция 74/1982 и Резолюция 103/1990, последняя из которых объявила 24 апреля Национальным днем памяти геноцида армян на Кипре. За последние десятилетия динамика армяно-кипрской общины изменилась в связи с увеличением числа браков с греками-киприотами и другими неармянами, а также прибытием за последние 30–35 лет тысяч армянских политических и экономических иммигрантов, поскольку гражданской войны в Ливане , повстанческих движений в Сирии , исламской революции в Иране и ирано-иракской войны , а также после Спитакского землетрясения и распада Советского Союза. ; некоторые из них навсегда поселились на Кипре. Согласно Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств Совета Европы , армянский язык – родной язык подавляющего большинства армян-киприотов – был признан языком меньшинства Кипра 1 декабря 2002 года. Сегодня, по оценкам, что армян, проживающих на Кипре, насчитывается около 3500 человек. На Кипре также проживает небольшое количество армян из Эфиопии , Греции , Кувейта , Турции и Великобритании. [12]
Демография
[ редактировать ]Точных сведений о количестве армян, проживавших на Кипре в византийскую эпоху, нет. Хотя в период раннего Кипрского царства на Кипре проживали десятки тысяч армян (в основном в Никосии и Фамагусте, где в последней они насчитывали около 1500 душ в 1360 году), к поздней франкской эпохе и, конечно, в венецианскую эпоху , количество армян на Кипре сократилось – по ряду причин: это было связано с тираническим правлением венецианской администрации в сочетании с неблагоприятными природными условиями (от которых пострадали все киприоты), а также эллинизацией различных меньшинств острова. . Фактически, обследование населения и собственности Никосии 1572 года после османского завоевания под руководством бейлербея Синан-паши зафиксировало в Никосии 90–95 местных армян из примерно 1100 жителей - все с полностью эллинизированными именами.



Похоже, что в самые первые годы Османской эры (1570–1878) около 20 000 из 40 000 завербованных османских армян остались на Кипре. Их число, однако, быстро сокращалось из-за жестокости и гнета режима, обременительного налогообложения и стихийных бедствий: по данным латинского епископа Пафоса Пьетро Веспы, в 1630 году на Кипре проживало всего 2000 армян (из общая численность населения 56 350 человек, в основном проживающих в сельской местности), поскольку большое количество эмигрировало в другие места, а многие другие приняли ислам или стали Линобамбаки. Францисканский миссионер Джованни Баттиста да Тоди зарегистрировал в Никосии всего 200 армян в 1647 году, а в 1660 году он зарегистрировал на острове более 300 армян. Кардинал Бернардино Спада , представитель Пропаганды Фиде , также упомянул о 200 армянах в Никосии в 1648 году из 3000 жителей, упомянув также, что их церковь была самой большой в столице, с 3 священниками. Вплоть до середины XVIII века, несмотря на ограниченное прибытие османских армян и Персидские армяне , их численность была довольно невелика. Русский монах Василий Барский, посетивший остров в 1727 и 1735 годах, упоминает «некоторые армяне», жившие в Никосии. Посещая Кипр в 1738 году, британский путешественник Ричард Покок упоминает «очень мало армян, но у них есть древняя церковь [в Никосии]», а по острову в целом он упоминает «небольшое количество армян, которые очень бедны, хотя у них есть архиепископ и монастырь в деревне». Однако к тому времени, когда итальянский аббат Джованни Марити посетил Кипр в 1760 и 1767 годах, они, по-видимому, стали «самой богатой частью жителей [Никосии]», поэтому считалось, что «[на острове] много армян». К середине XIX века, после различных волн эллинизации и тюркизации , число армян-киприотов колебалось от 150 до 200 человек.
Когда шотландец Джон Макдональд Киннейр посетил Кипр в 1814 году, он оценил около 40 армянских семей в Никосии (около 200 человек) – из 2000 семей (около 10 000 человек), как это сделали британский консул Нивен Керр и греческий вице-консул Деметриос. Маргариты в 1844 и 1847 годах соответственно. Первая крупномасштабная османская перепись 1831 года, проведенная под руководством Мухасила (губернатора) Халила Эффенди, насчитала 114 мужчин-немусульман в армянском квартале Никосии и 13 в Армянском монастыре (с общим мужским населением 45 365 человек). Таким образом, число армян на Кипре было бы около 200 (из общего числа около 88 500). Посещая Кипр в 1835 году, американский миссионер преподобный Лоренцо Уорринер Пиз пишет, что «число армян [в Никосии] составляет от 30 до 40 семей». В 1841 году на острове проживало около 200 армян (из общего числа 108 600), из них около 150-160 проживали в Никосии (с населением 12 000 человек) – согласно учету населения Мухасила. Талат-эфенди и сочинения французских историков и путешественников Луи Лакруа и графа Луи де Мас Латри . Латинский генеральный викарий Паоло Брунони также упомянул 200 армян в Никосии в 1848 году, а также некоторых других в Магараванке. В 1874 году бельгийский путешественник Эдмон Паридан-ван дер Каммен насчитал в Никосии 190 армян (из общего числа 13 530). Хотя это и ненадежно для армянского населения Никосии (в 1875 году было упомянуто только 20 семей), исследователь Филиппос Георгиу зафиксировал 6-8 армянских семей вокруг Магараванка и 5 армянских семей в Ларнаке. В 1877 году вновь прибывший священник Ованес Шагинян зафиксировал, что на Кипре проживало 152 армян, а первая современная перепись населения Никосии, проведенная в 1879 году окружным комиссаром генерал-майором сэром Робертом Биддульфом , насчитала 166 армян – из 11 197 человек. жители.
Британские колониальные переписи населения, проведенные между 1881 и 1956 годами, дают нам достаточно точные данные об армянском населении Кипра. Следующие цифры представляют собой совокупное число тех, кто записан как армяне (по вероисповеданию), и тех, кто записан как говорящие на армянском языке: в 1881 году на Кипре проживал 201 армянин (из них 174 принадлежали к « Армянской церкви »), а в 1881 году их число увеличилось до 291 в 1891 г. (из них 269 были « григорианцами » и 11 « армяно-католиками ») и до 553 в 1901 г. (из них 491 были «григорианцами» и 26 «армяно-католиками»); Численное увеличение произошло из-за притока армянских беженцев из- за резни в Хамидиане . В 1911 году на Кипре проживало 611 армян (из них 549 были «григорианцами» и 9 «армянами-католиками»), а в 1921 году их число возросло до 1573 (из них 1197 принадлежали к «армянской церкви») и до 3617 в 1931 году ( из них 3377 были «армянами-григорианцами»), в результате огромной волны беженцев от геноцида армян.
В 1935 году Прелатура Армении зарегистрировала на Кипре 3819 армян: 102 были «коренными киприотами» (в основном проживающими в Никосии), 399 проживали в Мелконянском образовательном институте, а 3318 были «беженцами», т.е. пережившими геноцид и их потомками; из них 2139 проживали в Никосии, 678 в Ларнаке, 205 в Лимассоле, 105 в Фамагусте, 58 в Амиандосе, 25 в Лефке , 20 в Кало Хорио (Лефка) , 18 в Пано Лефкаре , 17 в районе Магараванка, 5 в Кирении, 4 в Пафосе и 44 в различных деревнях. В 1946 году на Кипре проживало 3962 армянина (из них 3686 были «армянами-григорианцами»), а в 1956 году их число составляло 4549 человек. [8]

Последняя точная перепись населения Кипра по этническому составу была проведена в 1960 году; было зарегистрировано 3628 армян на Кипре (из них 3378 были « армянскими григорианцами »). В 1978 и 1987 годах Прелатура Армении зарегистрировала армянское население Кипра, которое составляло 1787 и 2742 человека соответственно (однако без дополнительной информации об их географическом распределении).
С тех пор их число увеличилось; в настоящее время на Кипре проживают около 3500 армян: 65% проживают в столице Никосии, 20% в Ларнаке, 10% в Лимассоле и 5% в Пафосе и некоторых деревнях. Более 95% армянского населения Кипра говорят по-армянски и являются православными армянами (также известными как армянские апостольские или григорианские); около 5% принадлежат либо Армянской евангелической церкви , Армянской католической церкви, Латинской церкви , Греческой православной церкви , Англиканской церкви , Церкви Плимутских братьев , Церкви адвентистов седьмого дня , либо являются Свидетелями Иеговы . Около 1000 из 3500 армян, проживающих на Кипре, являются выходцами из Армении , Ливана , Сирии , России , Грузии , Персии , Греции , Ирака , Эфиопии , Турции и Кувейта . Большую часть первой волны армян из Армении, прибывших на Кипр с 1988 года, на самом деле составляли армяне-киприоты и их потомки, эмигрировавшие в Армению в период с 1962 по 1964 год в рамках панармянского движения « Неркахт» ( ներգամթ – репатриация ).

По имеющейся информации, около 1000 беженцев от Хамидийской резни (1894–1896) в основном были выходцами из Диярбакыра (Дикранагерд), Айнтаба и Килиса ; осталось только около 100 из них. Следующей волной армянских беженцев стали около 2000 человек, бежавших от резни в Адане вернулись в свои родовые дома в Адане . в 1909 году, большинство из которых в том же году [13] Однако самую большую волну армянских беженцев – некоторые из которых приехали раньше и вернулись – составили почти 9 000 человек, которым удалось избежать массовых депортаций, ужасающих убийств и геноцида, учиненных османами и младотурками; около 1300 из них решили остаться, а остальные в конечном итоге договорились поселиться в других странах. Беженцы эти прибыли главным образом из Аданы и Селевкии (Силифке) , тогда как туда значительное их число прибыло из Сиса , Мараша , Тарса , Кесарии , Хаджина и Айнтаба; меньшее количество прибыло из других мест, в алфавитном порядке: Адапазар , Адрианополь (Эдирне) , Афион-Карахисар , Александретта (Искендерун), Арапгир , Армаш , Багче , Бардизаг , Балиан-Даг , Биредджик , Битлис , Бруса , Чемишгезек , Константинополь ( Стамбул ), Дёртёл. , Эдесса (Урфа) , Эрзерум , Эскишехир , Эверек , Иконион (Конья) , Джейхан , Кесаб , Харперт , Кутахия , Малатия , Мерсин , Мисис , Муса-Даг (Муса Лер), Никомедия (Измит), Редестос (Текирдаг) , Сасун , Себастия (Сивас) , Шар , Сиври Хисар , Смирна ( Измир ), Токат (Евдокия), Трепизонд , Ван , Ерзинга , Йозгат и Зейтун . [13]
Политика
[ редактировать ]Армяно-киприоты политически организованы с конца 19 века. В приведенной ниже разбивке рассматривается их участие в местной администрации, кипрской и армянской политике .
Местная администрация
[ редактировать ]Что касается местной администрации, то участие Армении было ограниченным. Традиционно здесь находится назначенный мухтар квартала Караман-Заде (Армянский квартал) Никосии. На данный момент мухтаров было четыре: Мелик Меликян (1927–1949), Касбар Делифер (1949–1956), Ваге Куюмджян (1956–2009) и Мго Куюмджян (2011 – сегодня). Бедрос Амираян был назначенным членом муниципального комитета Фамагусты (1903–1905), доктор Антраник Л. Ашджян был назначенным муниципальным советником, а затем вице-мэром Никосии (1964–1970), а Берге Кеворкян занимал должность назначенный муниципальный советник Никосии (1970–1986).
пока был только один депутат армяно-киприотского происхождения За исключением избранных представителей, в Палате представителей Гаройян Мариос . Он был избран депутатом от округа Никосия 21 мая 2006 года от Демократической партии , а в октябре 2006 года стал президентом партии. После избрания Деметриса Христофиаса президентом Республики Кипр в феврале 2008 года Мариос Гаройян был избран спикером Палаты представителей 6 марта 2008 года, что стало второй по величине политической должностью на Кипре. Он был переизбран депутатом от округа Никосия 22 мая 2011 года и занимал пост спикера палаты представителей до 2 июня 2011 года.
Несмотря на свою относительно небольшую численность, армяно-кипрская община уже с конца 19 века активно участвовала в панармянской политике, хотя в середине 20 века она стала более устойчивой. На Кипре активно действуют все три основные партии армянской диаспоры, особенно АРФ Дашнакцутюн . Он установил свое присутствие на Кипре еще в 1897 году и продолжал присутствовать на острове и за его пределами до первых лет 20 века. В то время Кипр часто использовался в качестве трамплина для некоторых европейских армянских федаев была Малая Азия , конечным пунктом назначения которых и Киликия. Однако после геноцида армян присутствие партии стало минимальным, за исключением отдельных членов, сторонников и / или сочувствующих, пока она не была реорганизована после Второй мировой войны и официально не восстановлена в 1947 году; его отделение называется «Каренское», в честь Армена Каро , который ненадолго посетил Кипр, чтобы организовать сборку оружия для Зейтунского сопротивления. .
АРФ Дашнакцутюн сотрудничает с Ассоциацией армянской молодежи (AYMA) в Никосии, Армянским клубом в Ларнаке и Лимассольской ассоциацией армянской молодежи (LHEM) в Лимассоле, а также с Армянским национальным комитетом Кипра, молодежной федерацией Армянской Кипр, Армянский молодежный центр «Азадамард», Армянское общество помощи Кипра и Армянская образовательная и культурная ассоциация Кипра «Амазкаин», все они расположены в Никосии. Кипрское отделение Армянского общества милосердия называется «Соссе» в честь Соссе Майрига , посетившего Кипр летом 1938 года, а кипрское отделение Хамазкаина называется «Ошаган» в честь Агопа Ошагана , который был профессором Мелконианского университета. Учебный институт с 1926 по 1934 год.
АДЛ Рамгавар впервые появилась на Кипре в начале 1930-х годов в виде партийного ядра. Он также участвовал в выборах в Епархиальный совет 1947 года, что вызвало очень большой резонанс в общественной жизни. Однако официально партия действует на Кипре с 1956 года. Ее отделение называется Текеян , в честь Вагана Текеяна , который был профессором Мелконянского образовательного института с 1934 по 1935 год. [14] Партия никогда не проявляла особой активности на острове, главным образом потому, что ее омрачало значительное присутствие AGBU , связанного с ADL Ramgavar. Обе организации потеряли значительное количество последователей, когда они «репатриировались» в Армению в период с 1962 по 1964 год в рамках движения «Неркахт » ( ներգաղթ – репатриация ) и когда поняли, что обещанное нереально.
Самой молодой армянской политической партией на Кипре является СДПП «Гнчакян» , которая была создана на острове в 2005 году после раскола внутри AGBU , вызванного решением о закрытии Образовательного института Мелконяна. Однако следует отметить, что, поскольку Кипр часто использовался в качестве трамплина для некоторых европейских армянских федаев, конечным пунктом назначения которых была Малая Азия и Киликия в конце 19-го и начале 20-го веков, небольшое количество членов партии в это время временно оставался на острове. SDHP Гунчакян является членом Культурной ассоциации Нор Серунт в Никосии.
Армяно-кипрская община активно занимается панармянскими проблемами, такими как организация демонстраций и других форм протеста по вопросам, касающимся всех армян. Помимо повышения осведомленности и признания геноцида армян, который более подробно рассматривается ниже, армяно-кипрская община успешно лоббирует интересы Нагорно-Карабахской Республики , в результате чего кипрские политики и члены Европарламента с пониманием относятся к ее существованию. . В течение последнего десятилетия армяно-кипрская община активно участвовала в движении по повышению осведомленности об одностороннем закрытии Мелконянского образовательного института со стороны AGBU (2004–2005 гг.), Армяно-турецких протоколах и экстрадиции Рамиля Сафарова в Азербайджан. (2012), а также в мероприятиях, посвященных памяти Гранта Динка , организуемых ежегодно после его убийства в 2007 году.
Наконец, в последние годы армяно-кипрская община оказывает финансовую и гуманитарную помощь нуждающимся армянам по всему миру: она оказывает помощь пострадавшим от землетрясения армянам в Армении после землетрясения 1988 года, сиротам в Нагорном Карабахе, Армянам в Ливане , армянам в Греции и армянам в Сирии , а также армянам в Армении и Нагорном Карабахе через Всеармянский фонд «Айастан».
На уровне простых людей большинство киприотов осознают великое бедствие, которое пережил армянский народ в 1894–1923 годах, и всегда поддерживали и сочувствовали армянам; Армянские беженцы геноцида, оставшиеся на Кипре, оказались в уникальном положении: они бежали от турок-османов и жили дружно среди турок-киприотов.
Кипр был одной из первых стран, признавших геноцид армян, когда 25 января 1965 года министр иностранных дел Спирос Киприану впервые поднял этот вопрос на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций . Перед его мощной речью делегация, состоящая из членов Бюро АРФ Дашнакцутюн д-ра Папкена Папазяна и Берджа Миссирляна, а также членов Армянского национального комитета Кипра Анании Махдесян и Варткеса Синаняна, вручила ему меморандум, призывающий Кипр оказать поддержку в поднятии этого вопроса на Объединенные Нации . [15]
Кипр также был первой европейской страной (и второй в мире после Уругвая ), официально признавшей геноцид армян. 24 апреля 1975 года, после решительных усилий и представления члена Палаты представителей доктора Антраника Л. Ашджяна, резолюция 36 была единогласно принята Палатой представителей. Представитель Арам Калайджян сыграл важную роль в единогласном принятии через Палату представителей еще двух резолюций, касающихся геноцида армян: резолюция 74/29–04–1982, представленная парламентским комитетом по международным отношениям, и резолюция 103/19–04–1990, представленная всеми парламентскими партиями. Резолюция 103 объявила 24 апреля Национальным днем памяти геноцида армян на Кипре.
С 1965 года, когда правительственные чиновники Кипра начали участвовать в ежегодных мероприятиях, посвященных Геноциду армян, политические лидеры Кипра часто выступают основными докладчиками на этих мероприятиях, организованных в память о Геноциде армян. В последние годы обычно марш начинается из центра Никосии и заканчивается у церкви Девы Марии в Строволосе , где памятное мероприятие проходит перед памятником Геноциду армян ; происходят и другие мероприятия, такие как сдача крови.
Социальная жизнь
[ редактировать ]Армяно-кипрская община традиционно вела активную и структурированную общественную жизнь. Организуются различные благотворительные, культурные, образовательные и социальные мероприятия, такие как сбор средств/базары, художественные/книжные выставки, танцевальные/театральные представления, балы, обеды, кинопоказы, лагеря/экскурсии на Кипре и за рубежом (панагум), а также лекции и церемонии памяти, посвященные Армении, Нагорному Карабаху , армянской диаспоре и геноциду армян.
Основным местом проведения общественных мероприятий является клуб AYMA и зал «Ваграм Утиджян» в подвале здания Армянской прелатуры в Строволосе , Никосия. В прошлом многочисленные мероприятия были организованы в Образовательном институте Мелконяна в Агланджии , зале Армянского клуба в Никосии или зале старого клуба AGBU в Никосии. Школьные мероприятия проходят в открытом амфитеатре или недавно построенном актовом зале армянской школы Нарег в Никосии. Совсем недавно некоторые общественные мероприятия были организованы в Армянском клубе Ларнаки или в зале армянской церкви Лимассола .
Известные организации
[ редактировать ]- АЙМА [ Ассоциация армянской молодежи/ րայ Երիտասարդաց Միութիւն (Ай Еридасартац Миутюн)]. Основанный группой молодых армян в Никосии в октябре 1934 года, это ведущий армяно-кипрский клуб и центр общественной, спортивной и культурной жизни армяно-кипрской общины. После того, как он размещался в различных арендованных помещениях, в 1961 году он приобрел собственный клубный дом на улице Танзимат, купленный за сумму 6000 фунтов стерлингов. Поскольку здание клуба было захвачено во время межобщинного насилия 1963–1964 годов, AYMA попала в зону, контролируемую киприотами-турками, как и остальная часть исторического армянского квартала Никосии. Затем его размещали в различных арендованных местах. Собственные помещения, построенные между 1985 и 1986 годами архитекторами Мариосом и Никосом Сантамас, расположены на углу улиц Аласия и Валтеци, недалеко от церкви Девы Марии в Строволосе , Никосия, на земле, арендованной правительством (Решение Совета Министров). 21.188/17–12–1981) и были открыты 30 мая 1987 года президентом. Спирос Киприану . В клубном доме имеется благоустроенная библиотека. Его отремонтированный и расширенный функциональный зал был открыт 28 февраля 2010 года представителем Варткесом Махдессяном . AYMA является членом панармянской организации «Оменетмен».
- Армянская федерация молодежи Кипра (Гиброси Еридасартаган Миутюн), 1977 г. Оно назидает детей, подростков и молодых людей.
- Армянское общество милосердия Кипра (Ай Окнутян Миутюн, также известное как ХОМ), отделение «Соссе», 1988]. Это женская благотворительная организация, которая направляет помощь в Армению , Нагорный Карабах , армянскую диаспору и местные благотворительные организации.
- Армянская образовательная и культурная ассоциация Кипра « Амазкаин » (Hamazkayin Hay Grtagan ev Mshagoutayin Mioutiun), отделение «Ошаган», 1999]. Он организует различные культурные мероприятия, такие как танцевальные и театральные представления, художественные выставки, лекции и т. д.
Правовой статус и представительство
[ редактировать ]
После обретения Кипром независимости 16 августа 1960 года в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Конституции армяне и католики (как мариониты, так и католики) были признаны «религиозными группами». На референдуме, состоявшемся 13 ноября 1960 года, все три религиозные группы предпочли принадлежать к единорелигиозной греко-кипрской общине (как и ожидалось), что впоследствии определило их политические позиции в игре межобщинных противоречий и несколько повлияло на их отношения с киприотами-турками, которые, в свою очередь, рассматривали их как продолжение политического выбора греков-киприотов. Вот почему религиозные группы пострадали одинаково во время кризиса 1963–1964 годов и турецкого вторжения на Кипр в 1974 году. [ нужна ссылка ]
Статья 110 § 3 признает административную автономию церквей религиозных групп, как она была установлена Хатт -и Хумаюн в 1856 году. Согласно статье 111, три церкви сохраняют свои полномочия в вопросах личного статуса . Закон 95/1989 передал юрисдикцию церковных судов семейным судам, структура которых была определена Законом 87(I)/1994 ; из трех религиозных групп в их работе участвуют только армяне.
В соответствии с положениями статьи 109 Конституции, армянам-киприотам было предоставлено политическое представительство: в результате их выбора принадлежать к греко-киприотской общине в состав Никосийских членов греческой общинной палаты вошли армянин и латинянин. , в то время как маронит участвовал в членах Кирении ( Колониальный закон 36/1959 , Колониальный закон 6/1960 и Закон о греческой общинной палате 8/1960 ). Две общинные палаты, действовавшие как нижний парламент, имели юрисдикцию над всеми религиозными, образовательными, культурными и другими делами общинного характера (статья 87).
С прекращением представительства киприотов-турок в общем государстве в 1963 году и самороспуском Греческой общинной палаты в 1965 году было решено передать исполнительные полномочия Греческой общинной палаты вновь сформированному Министерству образования и его законодательные полномочия. в Палату представителей ( Закон 12/1965 ). В соответствии с Постановлением Совета министров 4.907/29–07–1965 было решено, что три представителя временно продолжат представлять свои общины в Палате по вопросам, относящимся к юрисдикции их Палаты, и что Палата должна будет запросить свое мнение, прежде чем принимать законы по соответствующим вопросам ( Закон 12/1965 ). Чтобы приблизить срок полномочий других депутатов, срок полномочий трех представителей ежегодно продлевался ( Закон 45/1965 , Закон 49/1966 , Закон 50/1967 , Закон 87/1968 и Закон 58/1969 ). Статус трех представителей в Палате представителей был подтвержден Законом 58/1970 и, кроме того, уточнен Закон 38/1976 , Закон 41/1981 и Закон 66(I)/2011 . С 1991 года выборы трех представителей проводятся одновременно и параллельно с всеобщими парламентскими выборами, а срок полномочий представителей идентичен сроку полномочий соответствующих депутатов ( Закон 70/1986 ).
Представители выступают в качестве связующего звена между своими общинами и государством и обладают превосходной компетенцией выносить на рассмотрение государства все вопросы, касающиеся их группы. Их участие имеет пятилетний срок и носит консультативный характер, поскольку хотя они и могут выражать свое мнение по вопросам, касающимся их группы, они не имеют права голоса. Особенно в случае с армянами, Представитель произносит речь о геноциде армян во время пленарного заседания Палаты представителей, которое созывается 24 апреля или около того каждый год. На данный момент работали шесть (6) представителей Армении: Берге Тилбиан из Никосии (1960–1970), доктор Антраник Л. Ашджян из Никосии (1970–1982), Арам Калайджян из Ларнаки (1982–1995), Бедрос Калайджян из Ларнаки. (1995–2005 гг.), доктор Ваакн Атамян из Никосии (2005–2006 гг.) и Варткес Махдесян из Никосии (2006–по настоящее время).
С 1998 года избранный представитель является должности членом Епархиального совета Армянской Этнархии по .
Выборы
[ редактировать ]Первые выборы армянского члена Греческой общинной палаты состоялись 5 августа 1960 года между Ваграмом Левоняном и Берге Тилбианом, который был избран после получения 60,49% (1364 голоса). В период с 1965 по 1970 год срок полномочий армянских, маронитских и латинских представителей был продлен специальными законами до тех пор, пока не был принят Закон 58/1970 , согласно которому они были должным образом включены в Палату представителей. Вторые выборы состоялись 19 июля 1970 года между Берге Тилбианом и доктором Антраником Л. Ашджяном, который был избран после получения 56,30% (590 голосов); Доктор Антраник Л. Ашджян был переизбран 3 октября 1976 года с Арамом Калайджяном в качестве его оппонента, получив 50,96% (612 голосов).
Следующие выборы состоялись 14 марта 1982 года между доктором Антраником Л. Ашджяном и Арамом Калайджяном, которые набрали 58,36% (771 голос); Арам Калайджян был переизбран 13 июля 1986 года с Анной Ашджян в качестве его оппонента, набрав 65,08% (792 голоса), и снова 19 мая 1991 года, снова победив Анну Ашджян и получив 67,00% (875 голосов). Из-за смерти Арама Калайджяна 10 сентября 1995 года 22 октября 1995 года были проведены дополнительные выборы между Кеворком Махдессяном и Бедросом Калайджяном, которые победили с 60,34% (849 голосов). Бедрос Калайджян был переизбран 26 мая 1996 года, набрав 73,91% (997 голосов) против Анны Ашджян , и снова 27 мая 2001 года, получив 57,13% (857 голосов) против доктора Гарабеда Хачо-Казанджяна .
Из-за смерти Бедроса Калайджяна 1 сентября 2005 г. 9 октября 2005 г. были проведены дополнительные выборы, на которых доктор Ваакн Атамян получил 52,03% (769 голосов) против доктора Антраника Ашджяна (43,91%) и Парсега Зартаряна (4,12%). Следующие выборы состоялись 21 мая 2006 года, на которых Варткес Махдесян получил 52,60% (899 голосов) против доктора Ваакна Атамяна . Последние выборы состоялись 22 мая 2011 года, на которых Махдесян набрал 67,67% (1105 голосов) против доктора Антраника Ашджяна .
У армян Никосии, хотя и не избранных, также есть мухтар , назначаемый Министерством внутренних дел. Первым мухтаром был Мелик Меликян (1927–1949), его сменили Касбар Делифер (1949–1956) и Ваге Куюмджян (1956–2009). По состоянию на 1 января 2011 года нынешним мухтаром Армении является Мго Куюмджян.
Религия
[ редактировать ]Как и большинство общин армянской диаспоры, армяно-кипрская община преимущественно армяно-апостольская (около 95%). Около 5% принадлежат либо к Армянской евангелической церкви, либо к Армянской католической церкви, либо к Свидетелям Иеговы; из этих 5% исторически наиболее значительными группами были армяне-евангелисты, которые в 1940-х и 1950-х годах составляли около 10% армяно-кипрской общины, и армяно-католики, находившиеся на острове со времен крестовых походов .
Армянская прелатура Кипра
[ редактировать ]
Армянская прелатура Кипра была основана в 973 году католикосом Хачигом I. Исторически прелатура находилась под юрисдикцией Католикосата Великого Дома Киликии , а сегодня это старейшая тема , подпадающая под его юрисдикцию. С 2014 года прелатом, католикосальным генеральным викарием, является архиепископ Нарег Алемезян . Приходским священником в Никосии является о. Момик Хабешян , а приходским священником в Ларнаке и Лимассоле является о. Машдоц Ашкарян . На протяжении веков здание Прелатуры располагалось на территории армянского комплекса на улице Виктория в обнесенной стеной Никосии; когда этот район был захвачен кипрско-турецкими экстремистами в 1963–1964 годах, прелатура временно размещалась на улице Арама Узуняна, а затем на улице Кириакоса Матсиса в Айос Дометиос. Благодаря усилиям епископа Заре Азнаворяна и при финансовой помощи Евангелической церкви Вестфалии , новое здание Прелатуры было построено в 1983 году рядом с церковью Сурп Асдвадзадзин и школой Нарег в Никосии архитекторами Атосом Дикайосом и Алкисом Дикайосом; официально он был открыт 4 марта 1984 года во время пастырского визита Католикоса. Гарекин II . По инициативе архиепископа Варужана Гергеляна в 1998 году был отремонтирован подвал здания и образован зал «Ваграм Утиджян»; ранее это была кладовая, но она стала реальностью благодаря доходам от аукциона в 1994 году коллекции произведений искусства, которую Ваграм Утиджян подарил Прелатуре в 1954 году. Она была открыта 3 февраля 1999 года католикосом Арамом I ; Здесь проходят многочисленные благотворительные, общественные и культурные мероприятия. В консистории прелатуры хранится коллекция церковных реликвий, некоторые из которых ранее находились в старой церкви Нотр-Дам-де-Тир или Магараванке.
Армянская Евангелическая Церковь
[ редактировать ]Первые армянские евангелисты появились на Кипре после прибытия британцев в июле 1878 года. Поскольку их было очень мало, они быстро стали ассоциироваться с Армянской Апостольской церковью. С притоком большего количества протестантов армянские евангелисты присоединились к Реформатской пресвитерианской церкви еще в 1887 году. В 1933 году недавно сформированный Кипрский Синод Реформатской пресвитерианской церкви разделил свои общины на армянский и греческий советы. Армянским евангелистам была предоставлена временная автономия от Реформатской пресвитерианской миссии в 1954 году, которая была официально оформлена в 1962 году. В Ларнаке количество армянских евангелистов сократилось после межобщинных проблем 1963–1964 годов, службы больше не проводились; В Никосии Армянская евангелическая церковь попала под контроль турок-киприотов во время межобщинных беспорядков, и поэтому службы проводились в часовне Американской академии до 1973 года. После почти 30 лет бездействия по инициативе Нувара Кассуни-Панайотида и Лидии Гулессерян. и с помощью Грайра Джебеджяна, исполнительного секретаря Библейского общества Персидского залива, армянские евангелисты были реорганизованы в Греческой евангелической церкви в Ларнаке в 2002 году. С 2005 года, когда Грайр Джебеджян переехал на Кипр, службы проводятся каждые несколько месяцев в Греческая евангелическая церковь в Никосии. Также Армянская евангелическая церковь организует в Никосии несколько лекций.
Армянская Католическая Церковь
[ редактировать ]
Армяно-католики впервые прибыли на остров во времена франков из соседнего армянского королевства Киликия. Неясно, имели ли они свою собственную структуру в латинскую эпоху или же они находились под властью Латинской церкви Кипра, как это было со времен Османской империи. В эпоху Османской империи произошло очень ограниченное обращение армянских православных в католицизм , в основном из-за прозелитской деятельности францисканской миссии в Никосии и Ларнаке, особенно в 17 и 18 веках; однако это, должно быть, были временные отступничества, и их число никогда не превышало 50 в любой момент времени. В 1794 году небольшая армянская католическая община Ларнаки получила в дар несколько святых чаш, выставленных на аукционе из имущества старого монастыря капуцинов города. Именно в британскую эпоху численность армяно-католической общины увеличилась из-за прибытия большого количества беженцев от геноцида армян. В 1931 году на Кипре проживало около 200 армян-католиков, большинство из них присоединились к латинским культовым местам, особенно к собору Святого Креста в Никосии и монастырю Святого Иосифа в Ларнаке; между 1921 и 1923 годами в последнем располагалась небольшая армяно-католическая школа, которой руководил настоятель Жан Куюмджян, служивший в монастыре с 1921 по 1928 год. В 1960 году в монастыре проживало менее 100 армян-католиков. Однако в последующие годы их число уменьшилось из-за эмиграции в другие страны и ассимиляции с армяно-кипрской, латино-кипрской и/или греко-кипрской общиной. Однако из-за притока ливанских армян на Кипр с середины 1970-х годов число армян-католиков на острове немного увеличилось. В настоящее время местных армян-католиков насчитывается менее 20 человек, а также около 30 иностранных армян.
Места поклонения
[ редактировать ]
На Кипре имеется пять армянских православных церквей: две в столице Никосии (одна на севере) и по одной в Ларнаке, Лимассоле и Фамагусте. Кроме того, есть три армянские часовни в окрестностях Никосии и одна в комплексе Магараванк, последняя на севере. также есть Армянская евангелическая церковь В Северной Никосии . Наконец, на севере находится знаменитый Магараванк.
Образование
[ редактировать ]Армяне всегда придавали особое значение образованию, которое в сочетании с Церковью является основой сохранения их национального и культурного наследия. В армянских школах преподают арменологию , которая включает в себя историю и традиции Армении, обеспечивая сохранение армянства из поколения в поколение.
Памятники
[ редактировать ]Армяно-кипрская община имеет несколько исторических памятников, в том числе Памятник геноциду армян в Никосии и минометный обелиск, посвященный игумену Мхитару .
Армянский квартал Никосии
[ редактировать ]Первоначальный армянский квартал (13 - конец 15 - начало 16 веков), возможно, находился в восточной части франкской Никосии, и армяне приобрели свой новый квартал в 16 веке. После завоевания города в 1570 году османы переименовали сохранившийся армянский квартал в «Караманзаде махаллеси» (буквально: квартал сына Карамана), в честь одного из генералов, принимавших участие в завоевании Кипра и выходца из Караман Эялет . С 16 века по декабрь 1963 года западная часть обнесенной стеной Никосии образовывала то, что было известно как Армянский квартал ( Αρμενομαχαλλάς на греческом языке ), '( Հայկական թաղ на армянском языке) или ( Ermeni mahallesi на турецком языке ). В административном отношении в Армянский квартал входили как квартал Караман-Заде, так и квартал арабского Ахмед-паши .
После того, как Британская империя получила контроль над Кипром у Османской империи, в этой части города разместилось несколько британских офицеров. Их присутствие вместе с присутствием латинян дало ему неофициальное греческое название Φραγκομαχαλλάς, что означает «Левантийский квартал». В это время на улице Виктория открылись первые отели Никосии, в том числе «Армянский отель» (ок. 1875-ок. 1925) и «Отель армии и флота» (1878-ок. 1890), в результате чего было впервые построено Венецианские стены в конце улицы Виктория.
Сердцем армянского квартала была улица Виктория ( Վիքթորիա փողոց/οδός Βικτωρίας/Viktorya sokağı ), в которой располагался армянский подворье, а также множество домов и, в более позднее время, клубный дом AGBU; временами там же располагался клубный дом AYMA. Улица Виктория была дорогой, по которой каждый армяно-киприот шел, чтобы пойти в церковь, в школу, в клубы, навестить семью, родственников, друзей и т. д. Постоянно можно было увидеть, как армяне-киприоты гуляют по узким улочкам среди обилие восточных запахов и болтовня на армянском языке. Улица, полная красивых тесаных зданий, начиналась от латинской церкви Святого Креста и заканчивалась арабской мечетью Ахмед-паши , продолжая улицу Махмуда-паши (где в 1922-1955 годах находилась Американская академия в Никосии и Армянская евангелическая церковь). с 1946 года). Поскольку это была улица с односторонним движением, движение было разрешено только с севера на юг.
Во время межобщинного насилия на Кипре большая часть армянского квартала Никосии постепенно была захвачена киприотами-турками в период с 21 декабря 1963 года по 19 января 1964 года. Большинство армян-киприотов покинули свои дома в это время, в то время как другие семьи остались на более длительный период. в палатках на территории Мелконянского образовательного института.
Армянский квартал также был домом для многих киприотов-турок, а также некоторых киприотов-греков, киприотов-маронитов, киприотов-католиков и граждан Великобритании.
Известные личности
[ редактировать ]
- Хорен Паройян (1914–1983), католикос Киликии с 1963 по 1983 год.
- Левон Чилингирян (1948–), скрипач, дирижер и профессор музыки Королевского музыкального колледжа , который процветает в Лондоне , Великобритания .
- Мариос Гаройян (1961–), нынешний председатель партии ДИКО и бывший спикер Палаты представителей Кипра (2008–2011).
- Нурица Матосян (1948–), писательница, актриса, телеведущая и правозащитница, проживающая в Лондоне , Великобритания .
- Бенон Севан (1937–), бывший помощник Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (1992–2005 годы) и глава программы «Нефть в обмен на продовольствие» (1996–2005 годы). Он живет в Никосии.
- Нора Наджарян (1966–), поэт.
- Ара Бедроссян (1967–), бывший футболист.
- Овиг Демирджян (1989–), певец.
- Гаро Епремян (1944–2015), в американский футбол, игрок в первую очередь за команду НФЛ «Майами Долфинс» .
Хронология
[ редактировать ]
- 578 год нашей эры: Первое документально подтвержденное присутствие армян на Кипре.
- 610–641: Некоторые армяне приезжают во время правления византийского императора армянского происхождения Ираклия по политическим причинам.
- 717–728: Некоторые армяне приезжают во время понтификата католикоса Ованеса Одзнеци по коммерческим причинам.
- 965: После освобождения Кипра от арабских набегов патриция Никиты Чалкуца по военным причинам прибывает еще больше армян.
- 973: Католикос Хачиг I основывает Армянскую прелатуру Кипра в Никосии.
- 1136–1138: Византийский император Иоанн II Комнин переселяет все население армянского города Телль-Хамдун на Кипр.
- 1185: Византийский герцог Исаак Комнин приводит с собой армянских воинов после свадьбы с дочерью князя Тороса II .
- 1267: Несколько армян бегут на Кипр после падения Иерусалима .
- 1291: Многие армяне прибывают на Кипр после падения Акры .
- 1309: Царь Ошин ссылает на Кипр большое количество армян, которые были против решения латинофильского совета Сиса .
- 1322: 30 000 армян бегут на Кипр после нападения сарацин на Киликию .
- 1335 и 1346: Новая волна армянских беженцев прибывает на Кипр после нападения мамлюков на Киликию .
- 1403 и 1421: Тысячи армян прибывают на Кипр после османского завоевания Киликии .
- 1441: Некоторым армянам из Киликии предлагается поселиться в Фамагусте.
- Май 1571 года: Нотр-Дам де Тир официально дарована армянам Никосии церковь Фирманом или Тортоса .
- Июль 1821 г.: Среди 470 казненных османами - армянский священник Никосии дер Бедрос.
- 1894–1896: массовые убийства в Хамидиане происходят В Османской Турции , в результате которых погибло 300 000 человек. На Кипре нашли убежище около 1000 армян, из которых остались лишь около 100. Эти беженцы были родом в основном из Дикранагерда , Айнтаба и Килиса .
- 1909: резня происходит В провинции Адана , в результате которой погибло 30 000 человек. Около 2000 армян бегут на Кипр; почти все они возвращаются в течение года.
- 1915–1923: Османы и младотурки совершают геноцид армян , в результате которого погибло более 1 500 000 человек. На Кипр прибывают около 8000 армянских беженцев, из которых около 1300 обосновываются на постоянной основе. Эти беженцы в основном были выходцами из Аданы , Силифке , Сиса , Мараша , Тарса , Кесарии , Хаджина и Айнтаба .
- 1916–1918: Армянский легион сформирован и обучен в Монарге , недалеко от Богази , состоящий из более чем 4000 армян диаспоры , которые позже воевали с Османской империей .
- 17 ноября 1953 г.: передача первой армянской передачи по радио CyBC .
- 8 марта 1957 г.: Поджог церкви Ганчвор экстремистскими турками-киприотами .
- 16 августа 1960 г.: Кипр обретает независимость; «религиозной группой» Армяне признаны Конституцией .
- 13 ноября 1960 г.: Армяно-киприоты на референдуме решили принадлежать к греко-киприотской общине .
- 15 июля 1961 года: мэр Лимассола Костас Партассидес вручает золотой ключ от армянского кладбища Лимассола Миграну Бастаджяну, председателю армянского церковного комитета Лимассола.
- 24 апреля 1975 г.: Признание Геноцида армян Палатой представителей.
- 10 декабря 1979 г.: Совет по благоустройству Строволоса переименовывает улицу Циклопа в улицу Армении. Дорожный знак официально установлен 15 января 1980 года.
- 19 апреля 1990 г.: Палата представителей признает 24 апреля Национальным днем памяти геноцида армян.
- 24 апреля 1991 г.: Официальная презентация нового памятника Геноциду армян во дворе церкви Девы Марии в Строволосе , Никосия.
- 1 декабря 2002 г.: Армянский язык признан языком меньшинства на Кипре.
- 24 ноября 2006 г.: Президент Армении Роберт Кочарян закладывает первый камень Мемориала Геноцида армян в Ларнаке .
См. также
[ редактировать ]- Армяно-кипрские отношения
- Армяне в Греции
- Армяне в Турции
- Армяне в Соединенном Королевстве
- Армянская диаспора
- Языки Кипра
Примечания
[ редактировать ]- Буклет ПИО "Армяне Кипра"
- Буклет ПИО "Армяне Кипра"
- Книга об армянах Кипра
- Брошюра об армянах Кипра
- Армяно-кипрская община (статья на греческом языке)
- Армянское образование на Кипре (ХРОНИКА на греческом языке)
- Республика Кипр и религиозные группы (книга на греческом языке)
- Презентация об армяно-кипрской общине (на греческом языке)
- Армяне на Кипре (школы, церкви, клубы)
- Информация об армянах Кипра. Архивировано 31 октября 2019 года на Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Малоиспользуемые языки в государствах, претендующих на членство в ЕС» (PDF) . Европейский парламент . п. 9 . Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Мирбагери, Фарид (2010). Исторический словарь Кипра . Пугало Пресс. п. 16. ISBN 9780810862982 .
- ^ Хаджилира, Александр-Майкл (2009). Армяне Кипра . п. 17.
- ^ «Варткес Махдесян набирает более 2/3 голосов, набирая 68%» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ Касбарян, Сосси; Горман, Энтони (2015). «Другие внутри:: Армянская община Кипра». Диаспоры современного Ближнего Востока . Контекстуализация сообщества. Издательство Эдинбургского университета. стр. 241–273. ISBN 978-0-7486-8610-0 . JSTOR 10.3366/j.ctt16r0jc2.11 .
- ^ Коэн, Робин (2008). Глобальные диаспоры: введение . Тейлор и Фрэнсис. п. 49. ИСБН 9780203928943 .
- ^ Jump up to: а б с Хаджилира, Александр-Майкл (май 2009 г.). «Брошюра об армянах Кипра» . Фонд Калайджян . Проверено 16 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаджилира, Александр-Майкл (май 2009 г.). «Книга Армяне Кипра» (PDF) . Фонд Калайджян . Проверено 16 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Жизнь в Армянском квартале» . Май 2011. Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ Спинтуракис, Юлия-Афина; и др. (ноябрь 2008 г.). «Политика в области образования, направленная на решение проблемы социального неравенства: страновой отчет Кипра» (PDF) . Департамент начального образования . Университет Патры . п. 4. Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года . Проверено 11 февраля 2010 г.
- ^ «Из прошлого общины: Неркахт» . Апрель 2011. Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ «Армяне на Кипре (Никосия, Ларнака, Лимассол) — Айк Вездесущий Армянин» . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Геноцид армян и Кипр (1915–1930): начало новой жизни на тихом острове в Киликии» . Июнь 2011. Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ «Армянско-демократическая либеральная партия Рамгавар на Кипре» . Ноябрь 2012 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
- ^ «Сорок лет спустя важного события – Варткес Синанян» . Апрель 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.