Jump to content

Армяне в Польше

Армяне в Польше
Маньерист - Барокко «Армянские дома» в Замосце
Общая численность населения
7,000–45,000 [1] [2]
Регионы со значительной численностью населения
Варшава и другие крупные населенные пункты
Языки
Армянский (восточный и западный диалекты), польский , русский (армяне из постсоветских государств)
Религия
Армянская Апостольская Церковь , Католическая Церковь
Родственные этнические группы
Армяне в Словакии , Армяне в Чехии

Армяне в Польше ( армянское : Армение Лехастанмум , латинизированное : Hayery Lehastanum ; польское : Ormianie w Polsce ) — одно из девяти юридически признанных национальных меньшинств в Польше . [3] их историческое присутствие восходит к средневековью. [4] [5] По данным польской переписи населения 2021 года, в Польше проживает 6772 этнических армян. [1] Они разбросаны по всей стране, в значительной степени ассимилировались, сохранив при этом давнюю традицию расселения.

Происхождение и историческая роль

[ редактировать ]

Происхождение армянского присутствия в регионе можно проследить до конца 10 века:

"Армянское присутствие в этих регионах датируется десятым веком. Ана, жена князя Владимира (978-1015), была армянкой, и, согласно славянским легендам и ранним источникам, князья Галичины и Киева нанимали живущих армян в Киеве в качестве наемников. После проникновения сельджуков в Великую Армению и падения Ани в 1064 г. волны армянских иммигрантов двинулись на север, в западную Украину. Новые иммигранты прибыли в двенадцатом веке. Монгольское завоевание Киева в 1240 г. нестабильная политическая ситуация вынудила многих армян мигрировать в Галичину и на Волынь, где уже существовали поселения армян в Каменце-Подольском и окрестных селах. К 1250 году армяне построили церковь в Каманце». [5]

Подробнее о начале армянского поселения в Польше польский писатель Адольф Новачинский дает нам следующий армян Польши очерк :

Задолго до падения (Армянского) Киликийского королевства в 1375 году в Польше появились армяне, приглашенные сюда Давидом Игоревичем, галицким князем .

Первое расчленение их страны повлекло за собой большую эмиграцию. Армянские эмигранты, взяв с собой горсть родной земли в куске ткани, были рассеяны по югу России, на Кавказе , в земле казачества, а 50 тысяч из них пришли в Польшу. С тех пор новые потоки армянской эмиграции периодически исходили от берегов Понта в сторону гостеприимной страны сарматов , и надо сказать, что эти гости, пришедшие из такого далека, проявили себя действительно «солью земли». чрезвычайно полезный и желанный элемент. Они поселились в основном в городах и во многих местах стали ядром класса польской буржуазии.

Армяне сыграли важную роль в формировании экономического и культурного ландшафта Польши, оставив неизгладимое влияние своим вкладом:

"Они занимались в основном торговлей и ремеслом. В XVI-XVII веках армяне ввели Восток на польский рынок, импортируя с Востока разнообразные восточные предметы роскоши, а также производя свои собственные по восточным образцам для дворянства и патрициев. Хотя они представляли собой богатую общину, на них были наложены некоторые ограничения, так как члены Армянской Апостольской церкви считались в польском обществе еретиками. Однако в 1630 году они вступили в унию с Римско-католической церковью и стали католиками Армянской литургии. .Это ускорило их процессы ассимиляции». [6]

Периоды позднего средневековья и раннего Нового времени

[ редактировать ]
Армянский собор Львова (ныне Львов ) на протяжении веков был самой важной армянской церковью в Польше.

В результате последовательной иммиграции армяне Польши постепенно сформировали колонию, насчитывающую до 6000 человек (исключая Каффу ). [7] Их приветствовали короли Польши и им были предоставлены не только религиозные свободы, но и политические привилегии. Казимир III (1333–1370) предоставил армянам Каменца-Подольского в 1344 году и Львова в 1356 году право создать национальный совет, исключительно армянский, известный как «Войт». Этот совет, состоящий из двенадцати судей, управлял делами Армении полностью независимо. Все действия и официальные обсуждения проводились на армянском языке и в соответствии с законами этой страны. Армяне Львова построили деревянную церковь в 1183 году; в 1363 году его заменили каменным зданием, ставшим резиденцией армянских прелатов Польши и Молдавии .

В боях под Грюнвальдом и Варной принимали участие предки Александровичей, Августиновичей, Агопсовичей и Апакановичей. Также из их рядов вышли позже известные поляки, такие как Маловский, Миссасович, Пирамович, Пернатович, Яхович, Мрозяновский, Григорович, Барович, Теодорович и другие.

Поскольку Каффа в Крыму добровольно признала суверенитет Польши в 1462 году, [8] в 1470-х годах проживало около 46 000 армян (66% населения города), [9] он стал крупнейшей концентрацией армян под суверенитетом Польши до Османской империей захвата города .

Армянский документ, написанный во Львове, 1578 г.

В 1516 году король Сигизмунд I санкционировал учреждение в богатом и аристократическом центре Львова армянского трибунала, названного Эрмени тора на армяно-кипчакском языке (Датастан на армянском языке ). Мирная жизнь колонии была нарушена в 1626 году. Настоятель по имени Николай Торосович был рукоположен в епископы в 1626 году Мелхиседеком, бывшим коадьютором-католиком Эчмиадзина , который поддерживал восстановление единства с Римско-католической церковью . Несмотря на последовавший за этим раскол между большей частью армянской общины и немногими последователями Торосовича, армянская община наконец вновь вошла в общение со Святым Престолом, образовав Армянскую католическую церковь , которая сохранила отдельную иерархию и использовала армянский обряд. [1]

Социальные слои в обществе Речи Посполитой в 1655 году оспаривали народы Речи Посполитой с изображением армянина (ормянина)

Армяне пользовались лучшими условиями жизни и заработка в Польше, местным армянским самоуправлением, религиозной терпимостью и возможностью сохранять свои обычаи. [10] Первоначально армяне селились в королевских городах вдоль важных торговых путей, но позже и в частных городах , привлеченных польскими магнатами. [10] Армяне жили в основном на юго-востоке Польши, с крупнейшими армянскими коммунами в крупных королевских городах Львове и Каменце-Подольском , где они населяли определенные армянские кварталы и которые с несколькими церквями служили основными религиозными центрами армян в Польше. [11] Другие местные армянские общины находились в Бродах , Бжежанах , Городенке , Язловце , [12] Юзефгрод , Лысец , Могилув-Подольский , Обертын , Подгайце , Рашкув , Станиславов , Студзеница, Снятин , Тысьменица , Злочув и Жанец . [10] Кроме того, армянские церкви были в Белзе , Бучаче , Ярославе , Киеве , Кубачувке, Кутах , Люблине , Луцке , Варенже , Влодзимеже , Замосце , Жулкеве , [10] и армянская часовня в Варшаве. [13] Армяне были отмечены и в других городах юго-восточной Польши, таких как Пшемысль , Бар , Сокаль , Галич , Дубно . [14] Армянские церкви в Польше с XVI века возводились не в армянском стиле , а в соответствии с господствовавшими польскими тенденциями. [15] такие как ренессанс (например, в Язловце) и барокко (например, в Бжежанах и Станиславове). Некоторые армяне переехали в другие части Речи Посполитой , например, в Краков , Варшаву , Гданьск , Плоцк , Петркув и Вильнюс . [7] [16] [17] В 1655–1675 годах армянская община в Польше еще больше выросла за счет иммиграции из Вана , Константинополя и Исфахана . [18]

В 1660 году армяне Киджова были изгнаны русскими оккупантами. [19] В 1674 году армяне Каменца-Подольского были изгнаны османскими оккупантами, и примерно после трех лет изгнания на Балканах они вернулись в Польшу и в основном поселились во Львове, Станиславове, Бродах, Лысце, Тысьменице и Злочуве, но некоторые поселились в западных регионах. и центральной Польши. [20] Армянская община Варшавы приобрела значение и разрослась с 1672 года, когда многие армяне бежали туда из оккупированного Османской империей Подолья . [19] После того, как Польша восстановила контроль над Подольем, армяне снова поселились в различных городах региона, включая Юзефгруд , Могилов-Подольский , Обертын , Рашкув и Сатанов . [19] Группа польских армян приняла участие в Сюникском восстании против османского владычества в Армении в 1720-х годах. [21]

Армянские эпитафии XVII века в церкви Св. Гиацинта в Варшаве.

Армяне разбогатели благодаря торговле, специализируясь на импорте широкого спектра товаров с восточных рынков, то есть Молдавии , Валахии , Турции , Египта , Персии , Индии и Московии, в польские торговые центры, такие как Краков, Гданьск, Люблин, Познань , Ярослав, Торунь и Вильнюс. [22] Армяне также часто были переводчиками, секретарями и дипломатами Польши в более восточных странах, иногда даже агентами польской разведки в тюркских и татарских странах и агентами контрразведки в Польше. [23] Первым известным армянином, служившим в польской дипломатии, был переводчик первой польской миссии в Османской империи в 1415 году. [24] Сефер Муратович, польский дипломат армянского происхождения, внес свой вклад в установление ирано-польских отношений . [24] Армяне также сами выступали посредниками в выкупе или выкупали польских пленников из турецкого и татарского рабства. [24] Некоторые армяне из Польши даже служили в дипломатии других стран, например, Швеции , Валахии и Австрии . [25]

Связи с армянской общиной на румынских землях

[ редактировать ]

Армяне Молдавии находились под юрисдикцией Львовской армянской епархии с 1365 года, вскоре после основания княжества . В качестве торговцев армяне присутствуют во многих важных торговых центрах различных государств, которые сейчас составляют Румынию и Молдову . Старейшим архитектурным памятником, построенным армянами на этих землях и сохранившимся до наших дней, является церковь Св. Марии Ботошанской, построенная в 1350 году. Николае Шуцу пишет в Notion statistiques sur la Moldavie (издание в Яссах, 1849 г.): «С 11-го века века армяне, оставив свои поселения, захваченные персами, укрылись в Польше и Молдавии. Последующие эмиграции имели место в 1342 и 1606 годах. Армянские церкви в Молдавии, самая старая из которых находится в Ботошани и основана в 1350 году, а другая. находится в Яссах и датируется 1395 годом». Тот факт, что в этой церкви сохранились две армянские Библии из Кафы, датированные 1351 и 1354 годами, является свидетельством древности и важности армянской колонии в Ботошани. Во время недолгих преследований армянской общины во время правления молдавского господара Штефана VI Рареша многие армяне бежали через границу в Польшу.

Армянский монастырь Сучавы, в просторечии известный как Замка, был базой для неудачной попытки Джеймса Луи Собески стать князем Молдавии .

Около 10 000 львовской армянской общины, обосновавшейся в Молдавии, перебрались оттуда во время турецко-польской войны в 1671 году в Буковину и Трансильванию . В Буковине они жили в городе Сучава и его окрестностях. В Трансильвании они основали два новых города, Эржебетварош ( Думбрэвени ) и Самош-уйвар ( Герла ), которые в качестве особой милости были объявлены вольными городами Карлом VI , императором Австрии (1711–1740).

Когда Джеймс Луи Собеский попытался взойти на молдавский престол, его базой стал армянский монастырь Сучава XV века . Начиная с 1690 года, монастырь стал штабом Войска Польского для всех их операций в Молдове, связанных с участием Польши в войне Священной лиги против Османской империи . Пробыв в монастыре несколько лет, поляки построили разветвленную сеть бастионных укреплений , которые хорошо сохранились до наших дней. Популярное название монастыря «Замка», вероятно, пришло к этому периоду и происходит от «замек польского слова », означающего замок.

Поздний современный период

[ редактировать ]
Армянская католическая церковь Святого Николая в Каменце-Подольском в конце 19 или начале 20 века.

Армянское происхождение многих польских семей можно проследить еще до Второй мировой войны в результате смешанных браков. Армянский собор Львова , построенный по образцу собора Ани, был важным местом для религиозных паломничеств. Последний армянский архиепископ в Польше Юзеф Теодорович как глава общины был членом Австро-Венгерского Сената вместе с римско-католическими и греко-католическими коллегами.

в конце XVIII века После раздела Польши большинство польских армян оказались в составе австрийского раздела . К концу XVIII века австрийские власти распустили армянские церковные детские школы и Армянскую коллегию во Львове, и до 1860-х годов в Кутах действовала только одна армянская школа. [26] Армянская община разделенной Польши поддерживала контакты в основном только с армянами из соседних регионов Буковины и Бессарабии , при этом они очень редко имели контакты с армянами Армении или с другой армянской диаспорой. [27] Поскольку большая часть Подолья попала под российский раздел , а находившиеся там армяне были отрезаны границей от армян австрийского раздела и армянского собора Львова, Могилев-Подольский был назначен резиденцией местного армянского католического епископа (единственного в какой была тогда Россия). [28] К 1870-м годам армянские коммуны на территории российского раздела, например, в Могилеве-Подольском, были упразднены. [28] Армянская община Варшавы в XIX веке еще больше выросла за счет иммиграции армян с Кавказа и России. [29] К концу XIX века знание армянского языка среди армян Польши почти полностью исчезло. [27] Армяне принимали участие в польских восстаниях против иностранного правления. [30] Некоторые активисты стремились восстановить независимую Армению или получить международную защиту армян от резни, учиненной Турцией. [31] был открыт армяноязычный факультет В 1904 году во Львовском университете . [32]

Малые Вирмени, что переводится как «Маленькая Армения», с украинского — это исторический старый город, когда-то расположенный недалеко от реки Смотрич , который был основан во времена Речи Посполитой .

Армянская католическая церковь Станиславова в 1930-е годы.

В начале 20 века в Польше проживало около 6000 армян, проживавших в основном в Восточной Галиции (сегодня Западная Украина ), с центрами во Львове (Львов), Станиславове (Ивано-Франковск), Бжежанах (Бережаны), Кутах , Лысце ( Лысец), Городенка , Тлумач (Тлумач) и Снятин (Снятин). Польские армяне были неотъемлемой частью движения за восстановление независимости Польши во время Первой мировой войны .

В 1916 году архиепископ Юзеф Теодорович попытался перевезти во Львов несколько тысяч армян, переживших геноцид армян , но безуспешно из-за враждебного отношения австрийских оккупантов , союзников Турции . [33] Армянская община Польши и поляки поддержали усилия по восстановлению независимой Армении после Первой мировой войны. [34] Польско-армянское общество было основано группой поляков и армян во Львове в 1920 году, которое после вторжения Красной Армии в Армению выступало за прием в Польшу 40 тысяч армян с Кавказа и России, что, однако, было невозможно из-за Советская оккупация. [35]

Вторая мировая война и послевоенный период

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны юго-восточная Польша в разное время была оккупирована Советским Союзом и нацистской Германией , а польские армяне, как и поляки, были жертвами как оккупантов, так и украинских националистов. Советы провели депортацию в СССР и казнили нескольких армянских католических проповедников. [36] Дионизий Каетанович [ pl ] , последний епархиальный администратор Армянско -католической архиепархии Львова , выдал евреям армяно-католические свидетельства о крещении, спасая их от Холокоста , и был арестован немецкими оккупантами в 1943 году. [37] Польские армяне также стали жертвами резни поляков на Волыни и Восточной Галиции , учиненной украинскими националистами. [37] [38]

Понеся тяжелые потери вместе с остальным населением Польши в войне, польская армянская община понесла вторую потерю. Регионы Польши, где были сконцентрированы армяне, такие как Восточная Галиция, были присоединены к Советскому Союзу в рамках соглашений, достигнутых на Ялтинской конференции . В результате польская армянская община рассредоточилась по всей Польше. Многие из них были переселены в города северной и западной Польши, такие как Краков , Гливице , Ополе , Вроцлав , Познань , Гданьск и Варшава .

Чтобы бороться с этим рассредоточением, они начали создавать армянские культурные ассоциации. Кроме того, Католическая церковь открыла два армяно-католических прихода: один в Гданьске , а другой в Гливице , в то время как римско-католические церкви в других городах, таких как церковь Св. Джайлса в Кракове , время от времени также проводили службы армянского обряда для местной армянской общины.

Некоторые польские армяне в составе Армии Андерса оказались эмигрантами в Западной Европе , а затем в Австралии , США и Канаде , где в 1983 году они стали сооснователями армяно-католического прихода в Монреале . [39]

Ряд культурных памятников и артефактов армянской культуры все еще можно найти на территории нынешних границ Польши, особенно в окрестностях Замосца и Жешува .

Армяне сегодня

[ редактировать ]

Большинство армян, живущих сегодня в Польше, происходят из постсоветской эмиграции, а не из старой армянской общины. После распада Советского Союза тысячи армян приехали в Польшу в поисках возможности улучшить свою жизнь. По оценкам, в 1990-е годы в Польшу приехало от 40 000 до 80 000 армян (многие из них вернулись в Армению или уехали дальше на запад, но до 10 000 остались в Польше), и только около 3 000–8 000 были из так называемых «старых» армян. эмиграция».

Фонд культуры и наследия польских армян был учрежден Ординарием армяно-католического обряда в Польше кардиналом Юзефом Глемпом , примасом Польши , 7 апреля 2006 года для заботы о сохраненных книгах, картинах и религиозных реликвиях. от гибели, когда их унесут из армянских церквей, расположенных в бывших восточных частях Польши, захваченных Советским Союзом во время Второй мировой войны. [40]

Католическая церковь Армянского обряда , которая исторически была сосредоточена в Галиции , а также на польских приграничных территориях на востоке до 1939 года , теперь имеет три прихода; один в Гданьске , один в Варшаве и другой в Гливице . В 2023 году бывшая больничная часовня в Забже была передана Армянской Апостольской церкви для размещения ее единственного прихода в Польше. [41]

также есть школы Сейчас в Польше , которые недавно открылись или добавили курсы по преподаванию армянского языка и культуры на постоянной или дополнительной основе в Варшаве и Кракове .

около 20 хачкаров . В Польше [42] с различными, как правило, многочисленными посвящениями, в том числе в Кракове, Эльблонге , Гданьске, [43] Гливице, [44] Клебарк Вельки , Вроцлав , [45] Варшава, [46] Лодзь , [47] Люблин , Замосць, Курув , [48] Щецинек , Кельце , Свента Кшиж , [49] Белосток , [42] Картузы , [50] Ломна , [51] и Забже . [52] Хачкары увековечивают как трагические, так и позитивные события. К трагическим относятся геноцид армян, устроенный Турцией, [45] [47] [42] массовые убийства поляков и армян украинскими националистами во Второй мировой войне, [45] Советские депортации и убийства армянских католических проповедников и Вторая война в Нагорном Карабахе . [42] Позитивом является польско-армянская дружба, [48] [49] [52] многовековое армянское присутствие в Польше, [45] и годовщины создания армянского алфавита , основания Львовской епархии армян, [52] восстановления независимости Армении и Польши, [48] и о визите Папы Иоанна Павла II в Армению. [48]

Сквер Армянский (Армянская площадь) в Варшаве и Заулек Ормяньский (Армянская аллея) в Гданьске названы в честь армян.

Колач сельского хозяйства армян Куты и ганджабур, традиционный армянский суп в Польше, признаны традиционными продуктами питания Министерством и сельского развития Польши . [53]

Известные поляки армянского происхождения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Центральное статистическое управление. «Таблицы с итоговыми данными о национальной и этнической принадлежности, языке, на котором говорят дома, и религиозной принадлежности » . stat.gov.pl (на польском языке) . Проверено 7 октября 2023 г.
  2. ^ «Армянская община Польши является выдающимся проявлением диаспоры, - заявил посол» . Арменпресс.am . Проверено 7 октября 2023 г.
  3. ^ «Закон от 6 января 2005 года о национальных и этнических меньшинствах и о региональном языке» . isap.sejm.gov.pl. ​Проверено 21 мая 2024 г.
  4. ^ Первая крупная эмиграция армян - История Армении
  5. ^ Jump up to: а б Папазян, Деннис Р. (апрель 2001 г.). « Армянский народ от древности до современности , Том I, Династические периоды: от древности до четырнадцатого века» , под редакцией Ричарда Ованнисяна, и «Армянский народ от древности до современности» , Том II, Иностранное владычество к государственности: Пятнадцатый век в двадцатый век под редакцией Ричарда Ованнисяна» . Канадский исторический журнал . 36 (1): 209–211. дои : 10.3138/cjh.36.1.209 . ISSN   0008-4107 .
  6. ^ «Армяне в Коннектикуте: устная история, длинная тень геноцида и построение сообщества» , Армяне во всем мире: миграция и транснациональность , Питер Ланг, 2015, doi : 10.3726/978-3-653-05625-9/18 , ISBN  978-3-631-66446-9 , получено 21 мая 2024 г.
  7. ^ Jump up to: а б Стопка 2010 , стр. 119.
  8. ^ Колодзейчик, Дариуш (2011). Крымское ханство и Польша-Литва. Международная дипломатия на европейской периферии (15–18 века). Исследование мирных договоров с последующими аннотированными документами . Лейден и Бостон: Брилл. п. 17. ISBN  978-90-04-19190-7 .
  9. ^ «Этнография народов Крыма: Армяне» . Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского . Архивировано из оригинала 8 июня 2014 года . Проверено 8 июля 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Стопка 2010 , стр. 118.
  11. ^ Stopka 2000 , pp. 19, 37.
  12. ^ Якубовский, Мельхиор; Вальчин, Филип; Сас, Максимилиан (2016). «Язловец». Города многих религий. Сакральная топография восточных земель бывшего Речи Посполитой (PDF) (на польском языке). Варшава: Музей польской истории. стр. 68, 72 . Проверено 18 марта 2022 г.
  13. ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 36.
  14. ^ Stopka 2000 , pp. 117, 122, 127, 137, 142.
  15. ^ Нижний колонтитул 2010 г. , стр. 126.
  16. ^ Ходубский, Анджей (1993). «Об армянском поселении на Гданьском берегу». Słupskie Studia Historyczne (на польском языке) (3): 85.
  17. ^ Маевский, Марцин Лукаш (2015). «Забытое меньшинство: армяне в Петркуве-Трыбунальском в 17-18 веках». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 3. стр. 63.
  18. ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 130.
  19. ^ Jump up to: а б с Нижний колонтитул 2000 г. , стр. 22.
  20. ^ Агопсович, Моника (2019). «Армяне Каменца в последней четверти 17 века - попытка реконструировать поименный список». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 6-й стр. 6, 15.
  21. ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 77.
  22. ^ Нижний колонтитул 2010 г. , стр. 120.
  23. ^ Нижний колонтитул 2010 г. , стр. 122.
  24. ^ Jump up to: а б с Стопка 2000 , с.57.
  25. ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 58.
  26. ^ Кшижовский, Томаш (2020). «Преподавание армянского языка во Львовском университете в 1904–1939 годах». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 7-й стр. 260–261.
  27. ^ Jump up to: а б Осецкий 2020 , стр. 240.
  28. ^ Jump up to: а б Потапенко, Максим (2021). «Армяне Могилова-Подольского в конце XVIII - середине XIX веков (по данным статистических измерений населения)». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 8. с. 108.
  29. ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 90.
  30. ^ Нижний колонтитул 2010 г. , стр. 130.
  31. ^ Осецкий 2020 , стр. 240–241.
  32. ^ Кшижовский, стр. 264.
  33. ^ Осецкий 2020 , стр. 241.
  34. ^ Осецкий 2020 , стр. 242.
  35. ^ Осецкий 2020 , стр. 245, 250–251.
  36. ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 104–105.
  37. ^ Jump up to: а б Нижний колонтитул 2000 , стр. 104.
  38. ^ Василь, Францишек (2024). «Куты 1944. Самое темное время». Аведис (на польском языке). Ага. 58-й стр. 12–13.
  39. ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 105.
  40. ^ Сайт Фонда культуры и наследия польских армян.
  41. ^ «Храм в Забже». Аведис (на польском языке). Ага. 56. 2023. стр. 2.
  42. ^ Jump up to: а б с д «Хачкар стоял в Белостоке». Аведис (на польском языке). Ага. 48. 2021. стр. 2.
  43. ^ «У армян в Гданьске есть свой хачкар». Аведис (на польском языке). Ага. 1. 2009. С. 1.
  44. ^ «В Гливицах построили хачкар». Аведис (на польском языке). Ага. 7. 2011. С. 8.
  45. ^ Jump up to: а б с д «Мы встретились во Вроцлаве». Аведис (на польском языке). Ага. 12. 2012. С. 6.
  46. ^ "Chaczkar ozdobą Skweru Ormiańskiego w Warszawie / Армянский хачкар как украшение "Армянского парка". Аведис (на польском и армянском языках). Нет. 15. 2013. с. 1.
  47. ^ Jump up to: а б В Лодзи установлен «Армянский крест-хачкар». Аведис (на польском языке). Ага. 16. 2013. С. 1.
  48. ^ Jump up to: а б с д «Nowe chaczkary w Zamościu, Warszawie i Kurowie / Новые хачкары в Замосце, Варшаве и Курове». Аведис (на польском и армянском языках). Нет. 36. 2018. с. 2-3.
  49. ^ Jump up to: а б «Открытие хачкаров». Аведис (на польском языке). Ага. 37. 2018. С. 11.
  50. ^ «У Картузской коллегиальной церкви». Аведис (на польском языке). Ага. 52. 2022. С. 10.
  51. ^ «Чачкар в Ломне». Аведис (на польском языке). № 53. 2022. с. 11.
  52. ^ Jump up to: а б с «Хачкар в Забже». Аведис (на польском языке). Ага. 55. 2023. С. 3.
  53. ^ «Колач и ганджабур в списке традиционных продуктов». Аведис (на польском языке). Ага. 31. 2017. С. 16.

Библиография

[ редактировать ]
  • Осецкий, Якуб (2020). «Польско-армянское общество во Львове (1920–1922)». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 7.
  • Стопка, Кшиштоф (2000). Армяне в древней и современной Польше (на польском языке). Краков: Академический книжный магазин. ISBN  83-7188-325-0 .
  • Стопка, Кшиштоф (2010). «Армяне». В Копчиньском, Михал; Тыгельски, Войцех (ред.). Под общим небом. Народы бывшего Речи Посполитой (на польском языке). Варшава: Музей польской истории, Беллона. ISBN  978-83-11-11724-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c16f4bef4470ba43e039a2b9c35b688d__1722076680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/8d/c16f4bef4470ba43e039a2b9c35b688d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenians in Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)