Армяне в Польше
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2016 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
7,000–45,000 [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Варшава и другие крупные населенные пункты | |
Языки | |
Армянский (восточный и западный диалекты), польский , русский (армяне из постсоветских государств) | |
Религия | |
Армянская Апостольская Церковь , Католическая Церковь | |
Родственные этнические группы | |
Армяне в Словакии , Армяне в Чехии |
Часть серии о |
Армяне |
---|
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армяне в Польше ( армянское : Армение Лехастанмум , латинизированное : Hayery Lehastanum ; польское : Ormianie w Polsce ) — одно из девяти юридически признанных национальных меньшинств в Польше . [3] их историческое присутствие восходит к средневековью. [4] [5] По данным польской переписи населения 2021 года, в Польше проживает 6772 этнических армян. [1] Они разбросаны по всей стране, в значительной степени ассимилировались, сохранив при этом давнюю традицию расселения.
История
[ редактировать ]Происхождение и историческая роль
[ редактировать ]Происхождение армянского присутствия в регионе можно проследить до конца 10 века:
"Армянское присутствие в этих регионах датируется десятым веком. Ана, жена князя Владимира (978-1015), была армянкой, и, согласно славянским легендам и ранним источникам, князья Галичины и Киева нанимали живущих армян в Киеве в качестве наемников. После проникновения сельджуков в Великую Армению и падения Ани в 1064 г. волны армянских иммигрантов двинулись на север, в западную Украину. Новые иммигранты прибыли в двенадцатом веке. Монгольское завоевание Киева в 1240 г. нестабильная политическая ситуация вынудила многих армян мигрировать в Галичину и на Волынь, где уже существовали поселения армян в Каменце-Подольском и окрестных селах. К 1250 году армяне построили церковь в Каманце». [5]
Подробнее о начале армянского поселения в Польше польский писатель Адольф Новачинский дает нам следующий армян Польши очерк :
Задолго до падения (Армянского) Киликийского королевства в 1375 году в Польше появились армяне, приглашенные сюда Давидом Игоревичем, галицким князем .
Первое расчленение их страны повлекло за собой большую эмиграцию. Армянские эмигранты, взяв с собой горсть родной земли в куске ткани, были рассеяны по югу России, на Кавказе , в земле казачества, а 50 тысяч из них пришли в Польшу. С тех пор новые потоки армянской эмиграции периодически исходили от берегов Понта в сторону гостеприимной страны сарматов , и надо сказать, что эти гости, пришедшие из такого далека, проявили себя действительно «солью земли». чрезвычайно полезный и желанный элемент. Они поселились в основном в городах и во многих местах стали ядром класса польской буржуазии.
Армяне сыграли важную роль в формировании экономического и культурного ландшафта Польши, оставив неизгладимое влияние своим вкладом:
"Они занимались в основном торговлей и ремеслом. В XVI-XVII веках армяне ввели Восток на польский рынок, импортируя с Востока разнообразные восточные предметы роскоши, а также производя свои собственные по восточным образцам для дворянства и патрициев. Хотя они представляли собой богатую общину, на них были наложены некоторые ограничения, так как члены Армянской Апостольской церкви считались в польском обществе еретиками. Однако в 1630 году они вступили в унию с Римско-католической церковью и стали католиками Армянской литургии. .Это ускорило их процессы ассимиляции». [6]
Периоды позднего средневековья и раннего Нового времени
[ редактировать ]В результате последовательной иммиграции армяне Польши постепенно сформировали колонию, насчитывающую до 6000 человек (исключая Каффу ). [7] Их приветствовали короли Польши и им были предоставлены не только религиозные свободы, но и политические привилегии. Казимир III (1333–1370) предоставил армянам Каменца-Подольского в 1344 году и Львова в 1356 году право создать национальный совет, исключительно армянский, известный как «Войт». Этот совет, состоящий из двенадцати судей, управлял делами Армении полностью независимо. Все действия и официальные обсуждения проводились на армянском языке и в соответствии с законами этой страны. Армяне Львова построили деревянную церковь в 1183 году; в 1363 году его заменили каменным зданием, ставшим резиденцией армянских прелатов Польши и Молдавии .
В боях под Грюнвальдом и Варной принимали участие предки Александровичей, Августиновичей, Агопсовичей и Апакановичей. Также из их рядов вышли позже известные поляки, такие как Маловский, Миссасович, Пирамович, Пернатович, Яхович, Мрозяновский, Григорович, Барович, Теодорович и другие.
Поскольку Каффа в Крыму добровольно признала суверенитет Польши в 1462 году, [8] в 1470-х годах проживало около 46 000 армян (66% населения города), [9] он стал крупнейшей концентрацией армян под суверенитетом Польши до Османской империей захвата города .
В 1516 году король Сигизмунд I санкционировал учреждение в богатом и аристократическом центре Львова армянского трибунала, названного Эрмени тора на армяно-кипчакском языке (Датастан на армянском языке ). Мирная жизнь колонии была нарушена в 1626 году. Настоятель по имени Николай Торосович был рукоположен в епископы в 1626 году Мелхиседеком, бывшим коадьютором-католиком Эчмиадзина , который поддерживал восстановление единства с Римско-католической церковью . Несмотря на последовавший за этим раскол между большей частью армянской общины и немногими последователями Торосовича, армянская община наконец вновь вошла в общение со Святым Престолом, образовав Армянскую католическую церковь , которая сохранила отдельную иерархию и использовала армянский обряд. [1]
Армяне пользовались лучшими условиями жизни и заработка в Польше, местным армянским самоуправлением, религиозной терпимостью и возможностью сохранять свои обычаи. [10] Первоначально армяне селились в королевских городах вдоль важных торговых путей, но позже и в частных городах , привлеченных польскими магнатами. [10] Армяне жили в основном на юго-востоке Польши, с крупнейшими армянскими коммунами в крупных королевских городах Львове и Каменце-Подольском , где они населяли определенные армянские кварталы и которые с несколькими церквями служили основными религиозными центрами армян в Польше. [11] Другие местные армянские общины находились в Бродах , Бжежанах , Городенке , Язловце , [12] Юзефгрод , Лысец , Могилув-Подольский , Обертын , Подгайце , Рашкув , Станиславов , Студзеница, Снятин , Тысьменица , Злочув и Жанец . [10] Кроме того, армянские церкви были в Белзе , Бучаче , Ярославе , Киеве , Кубачувке, Кутах , Люблине , Луцке , Варенже , Влодзимеже , Замосце , Жулкеве , [10] и армянская часовня в Варшаве. [13] Армяне были отмечены и в других городах юго-восточной Польши, таких как Пшемысль , Бар , Сокаль , Галич , Дубно . [14] Армянские церкви в Польше с XVI века возводились не в армянском стиле , а в соответствии с господствовавшими польскими тенденциями. [15] такие как ренессанс (например, в Язловце) и барокко (например, в Бжежанах и Станиславове). Некоторые армяне переехали в другие части Речи Посполитой , например, в Краков , Варшаву , Гданьск , Плоцк , Петркув и Вильнюс . [7] [16] [17] В 1655–1675 годах армянская община в Польше еще больше выросла за счет иммиграции из Вана , Константинополя и Исфахана . [18]
В 1660 году армяне Киджова были изгнаны русскими оккупантами. [19] В 1674 году армяне Каменца-Подольского были изгнаны османскими оккупантами, и примерно после трех лет изгнания на Балканах они вернулись в Польшу и в основном поселились во Львове, Станиславове, Бродах, Лысце, Тысьменице и Злочуве, но некоторые поселились в западных регионах. и центральной Польши. [20] Армянская община Варшавы приобрела значение и разрослась с 1672 года, когда многие армяне бежали туда из оккупированного Османской империей Подолья . [19] После того, как Польша восстановила контроль над Подольем, армяне снова поселились в различных городах региона, включая Юзефгруд , Могилов-Подольский , Обертын , Рашкув и Сатанов . [19] Группа польских армян приняла участие в Сюникском восстании против османского владычества в Армении в 1720-х годах. [21]
Армяне разбогатели благодаря торговле, специализируясь на импорте широкого спектра товаров с восточных рынков, то есть Молдавии , Валахии , Турции , Египта , Персии , Индии и Московии, в польские торговые центры, такие как Краков, Гданьск, Люблин, Познань , Ярослав, Торунь и Вильнюс. [22] Армяне также часто были переводчиками, секретарями и дипломатами Польши в более восточных странах, иногда даже агентами польской разведки в тюркских и татарских странах и агентами контрразведки в Польше. [23] Первым известным армянином, служившим в польской дипломатии, был переводчик первой польской миссии в Османской империи в 1415 году. [24] Сефер Муратович, польский дипломат армянского происхождения, внес свой вклад в установление ирано-польских отношений . [24] Армяне также сами выступали посредниками в выкупе или выкупали польских пленников из турецкого и татарского рабства. [24] Некоторые армяне из Польши даже служили в дипломатии других стран, например, Швеции , Валахии и Австрии . [25]
Связи с армянской общиной на румынских землях
[ редактировать ]Армяне Молдавии находились под юрисдикцией Львовской армянской епархии с 1365 года, вскоре после основания княжества . В качестве торговцев армяне присутствуют во многих важных торговых центрах различных государств, которые сейчас составляют Румынию и Молдову . Старейшим архитектурным памятником, построенным армянами на этих землях и сохранившимся до наших дней, является церковь Св. Марии Ботошанской, построенная в 1350 году. Николае Шуцу пишет в Notion statistiques sur la Moldavie (издание в Яссах, 1849 г.): «С 11-го века века армяне, оставив свои поселения, захваченные персами, укрылись в Польше и Молдавии. Последующие эмиграции имели место в 1342 и 1606 годах. Армянские церкви в Молдавии, самая старая из которых находится в Ботошани и основана в 1350 году, а другая. находится в Яссах и датируется 1395 годом». Тот факт, что в этой церкви сохранились две армянские Библии из Кафы, датированные 1351 и 1354 годами, является свидетельством древности и важности армянской колонии в Ботошани. Во время недолгих преследований армянской общины во время правления молдавского господара Штефана VI Рареша многие армяне бежали через границу в Польшу.
Около 10 000 львовской армянской общины, обосновавшейся в Молдавии, перебрались оттуда во время турецко-польской войны в 1671 году в Буковину и Трансильванию . В Буковине они жили в городе Сучава и его окрестностях. В Трансильвании они основали два новых города, Эржебетварош ( Думбрэвени ) и Самош-уйвар ( Герла ), которые в качестве особой милости были объявлены вольными городами Карлом VI , императором Австрии (1711–1740).
Когда Джеймс Луи Собеский попытался взойти на молдавский престол, его базой стал армянский монастырь Сучава XV века . Начиная с 1690 года, монастырь стал штабом Войска Польского для всех их операций в Молдове, связанных с участием Польши в войне Священной лиги против Османской империи . Пробыв в монастыре несколько лет, поляки построили разветвленную сеть бастионных укреплений , которые хорошо сохранились до наших дней. Популярное название монастыря «Замка», вероятно, пришло к этому периоду и происходит от «замек польского слова », означающего замок.
Поздний современный период
[ редактировать ]Армянское происхождение многих польских семей можно проследить еще до Второй мировой войны в результате смешанных браков. Армянский собор Львова , построенный по образцу собора Ани, был важным местом для религиозных паломничеств. Последний армянский архиепископ в Польше Юзеф Теодорович как глава общины был членом Австро-Венгерского Сената вместе с римско-католическими и греко-католическими коллегами.
в конце XVIII века После раздела Польши большинство польских армян оказались в составе австрийского раздела . К концу XVIII века австрийские власти распустили армянские церковные детские школы и Армянскую коллегию во Львове, и до 1860-х годов в Кутах действовала только одна армянская школа. [26] Армянская община разделенной Польши поддерживала контакты в основном только с армянами из соседних регионов Буковины и Бессарабии , при этом они очень редко имели контакты с армянами Армении или с другой армянской диаспорой. [27] Поскольку большая часть Подолья попала под российский раздел , а находившиеся там армяне были отрезаны границей от армян австрийского раздела и армянского собора Львова, Могилев-Подольский был назначен резиденцией местного армянского католического епископа (единственного в какой была тогда Россия). [28] К 1870-м годам армянские коммуны на территории российского раздела, например, в Могилеве-Подольском, были упразднены. [28] Армянская община Варшавы в XIX веке еще больше выросла за счет иммиграции армян с Кавказа и России. [29] К концу XIX века знание армянского языка среди армян Польши почти полностью исчезло. [27] Армяне принимали участие в польских восстаниях против иностранного правления. [30] Некоторые активисты стремились восстановить независимую Армению или получить международную защиту армян от резни, учиненной Турцией. [31] был открыт армяноязычный факультет В 1904 году во Львовском университете . [32]
Малые Вирмени, что переводится как «Маленькая Армения», с украинского — это исторический старый город, когда-то расположенный недалеко от реки Смотрич , который был основан во времена Речи Посполитой .
В начале 20 века в Польше проживало около 6000 армян, проживавших в основном в Восточной Галиции (сегодня Западная Украина ), с центрами во Львове (Львов), Станиславове (Ивано-Франковск), Бжежанах (Бережаны), Кутах , Лысце ( Лысец), Городенка , Тлумач (Тлумач) и Снятин (Снятин). Польские армяне были неотъемлемой частью движения за восстановление независимости Польши во время Первой мировой войны .
В 1916 году архиепископ Юзеф Теодорович попытался перевезти во Львов несколько тысяч армян, переживших геноцид армян , но безуспешно из-за враждебного отношения австрийских оккупантов , союзников Турции . [33] Армянская община Польши и поляки поддержали усилия по восстановлению независимой Армении после Первой мировой войны. [34] Польско-армянское общество было основано группой поляков и армян во Львове в 1920 году, которое после вторжения Красной Армии в Армению выступало за прием в Польшу 40 тысяч армян с Кавказа и России, что, однако, было невозможно из-за Советская оккупация. [35]
Вторая мировая война и послевоенный период
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны юго-восточная Польша в разное время была оккупирована Советским Союзом и нацистской Германией , а польские армяне, как и поляки, были жертвами как оккупантов, так и украинских националистов. Советы провели депортацию в СССР и казнили нескольких армянских католических проповедников. [36] Дионизий Каетанович , последний епархиальный администратор Армянско -католической архиепархии Львова , выдал евреям армяно-католические свидетельства о крещении, спасая их от Холокоста , и был арестован немецкими оккупантами в 1943 году. [37] Польские армяне также стали жертвами резни поляков на Волыни и Восточной Галиции , учиненной украинскими националистами. [37] [38]
Понеся тяжелые потери вместе с остальным населением Польши в войне, польская армянская община понесла вторую потерю. Регионы Польши, где были сконцентрированы армяне, такие как Восточная Галиция, были присоединены к Советскому Союзу в рамках соглашений, достигнутых на Ялтинской конференции . В результате польская армянская община рассредоточилась по всей Польше. Многие из них были переселены в города северной и западной Польши, такие как Краков , Гливице , Ополе , Вроцлав , Познань , Гданьск и Варшава .
Чтобы бороться с этим рассредоточением, они начали создавать армянские культурные ассоциации. Кроме того, Католическая церковь открыла два армяно-католических прихода: один в Гданьске , а другой в Гливице , в то время как римско-католические церкви в других городах, таких как церковь Св. Джайлса в Кракове , время от времени также проводили службы армянского обряда для местной армянской общины.
Некоторые польские армяне в составе Армии Андерса оказались эмигрантами в Западной Европе , а затем в Австралии , США и Канаде , где в 1983 году они стали сооснователями армяно-католического прихода в Монреале . [39]
Ряд культурных памятников и артефактов армянской культуры все еще можно найти на территории нынешних границ Польши, особенно в окрестностях Замосца и Жешува .
Армяне сегодня
[ редактировать ]Большинство армян, живущих сегодня в Польше, происходят из постсоветской эмиграции, а не из старой армянской общины. После распада Советского Союза тысячи армян приехали в Польшу в поисках возможности улучшить свою жизнь. По оценкам, в 1990-е годы в Польшу приехало от 40 000 до 80 000 армян (многие из них вернулись в Армению или уехали дальше на запад, но до 10 000 остались в Польше), и только около 3 000–8 000 были из так называемых «старых» армян. эмиграция».
Фонд культуры и наследия польских армян был учрежден Ординарием армяно-католического обряда в Польше кардиналом Юзефом Глемпом , примасом Польши , 7 апреля 2006 года для заботы о сохраненных книгах, картинах и религиозных реликвиях. от гибели, когда их унесут из армянских церквей, расположенных в бывших восточных частях Польши, захваченных Советским Союзом во время Второй мировой войны. [40]
Католическая церковь Армянского обряда , которая исторически была сосредоточена в Галиции , а также на польских приграничных территориях на востоке до 1939 года , теперь имеет три прихода; один в Гданьске , один в Варшаве и другой в Гливице . В 2023 году бывшая больничная часовня в Забже была передана Армянской Апостольской церкви для размещения ее единственного прихода в Польше. [41]
также есть школы Сейчас в Польше , которые недавно открылись или добавили курсы по преподаванию армянского языка и культуры на постоянной или дополнительной основе в Варшаве и Кракове .
около 20 хачкаров . В Польше [42] с различными, как правило, многочисленными посвящениями, в том числе в Кракове, Эльблонге , Гданьске, [43] Гливице, [44] Клебарк Вельки , Вроцлав , [45] Варшава, [46] Лодзь , [47] Люблин , Замосць, Курув , [48] Щецинек , Кельце , Свента Кшиж , [49] Белосток , [42] Картузы , [50] Ломна , [51] и Забже . [52] Хачкары увековечивают как трагические, так и позитивные события. К трагическим относятся геноцид армян, устроенный Турцией, [45] [47] [42] массовые убийства поляков и армян украинскими националистами во Второй мировой войне, [45] Советские депортации и убийства армянских католических проповедников и Вторая война в Нагорном Карабахе . [42] Позитивом является польско-армянская дружба, [48] [49] [52] многовековое армянское присутствие в Польше, [45] и годовщины создания армянского алфавита , основания Львовской епархии армян, [52] восстановления независимости Армении и Польши, [48] и о визите Папы Иоанна Павла II в Армению. [48]
Сквер Армянский (Армянская площадь) в Варшаве и Заулек Ормяньский (Армянская аллея) в Гданьске названы в честь армян.
Кухня
[ редактировать ]Колач сельского хозяйства армян Куты и ганджабур, традиционный армянский суп в Польше, признаны традиционными продуктами питания Министерством и сельского развития Польши . [53]
Известные поляки армянского происхождения
[ редактировать ]- Симеон Польский (1584–1639), путешественник и писатель.
- Шимон Шимонович (1558-1629), писатель польского Возрождения.
- Каетан Абгарович (1856–1909) - писатель.
- о. Кароль Антоневич (1807–1852) - католический священник, иезуит и поэт.
- Теодор Аксентович (1853–1938) - художник.
- Антони Стефанович (1858–1929) - художник.
- Каетан Стефанович (1886–1920) - художник.
- Анна Дымна (р. 1951), актриса
- Збигнев Герберт (1924–1998) — поэт и эссеист.
- о. Тадеуш Исакович-Залесский (1956–2024) - католический священник, пастырь верующих армянского обряда на юге Польши, историк, благотворительный деятель и борец за независимость во время коммунистического правления.
- Ежи Кавалерович (1922–2007) — кинорежиссер.
- Роберт Маклович (р. 1963) - журналист
- Кшиштоф Пендерецкий (1933–2020) — композитор
- о. Гжегож Пирамович (1753–1801) — католический священник, педагог и философ.
- Юлиуш Словацкий (1809–1849) - поэт.
- Абп. Юзеф Теодорович (1864–1938) — львовский армянский католический архиепископ, известный своей религиозной и общественной деятельностью.
- Соня Богосевич (р. 1975) — актриса
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Центральное статистическое управление. «Таблицы с итоговыми данными о национальной и этнической принадлежности, языке, на котором говорят дома, и религиозной принадлежности » . stat.gov.pl (на польском языке) . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ «Армянская община Польши является выдающимся проявлением диаспоры, - заявил посол» . Арменпресс.am . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ «Закон от 6 января 2005 года о национальных и этнических меньшинствах и о региональном языке» . isap.sejm.gov.pl. Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Первая крупная эмиграция армян - История Армении
- ^ Jump up to: а б Папазян, Деннис Р. (апрель 2001 г.). « Армянский народ от древности до современности , Том I, Династические периоды: от древности до четырнадцатого века» , под редакцией Ричарда Ованнисяна, и «Армянский народ от древности до современности» , Том II, Иностранное владычество к государственности: Пятнадцатый век в двадцатый век под редакцией Ричарда Ованнисяна» . Канадский исторический журнал . 36 (1): 209–211. дои : 10.3138/cjh.36.1.209 . ISSN 0008-4107 .
- ^ «Армяне в Коннектикуте: устная история, длинная тень геноцида и построение сообщества» , Армяне во всем мире: миграция и транснациональность , Питер Ланг, 2015, doi : 10.3726/978-3-653-05625-9/18 , ISBN 978-3-631-66446-9 , получено 21 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Стопка 2010 , стр. 119.
- ^ Колодзейчик, Дариуш (2011). Крымское ханство и Польша-Литва. Международная дипломатия на европейской периферии (15–18 века). Исследование мирных договоров с последующими аннотированными документами . Лейден и Бостон: Брилл. п. 17. ISBN 978-90-04-19190-7 .
- ^ «Этнография народов Крыма: Армяне» . Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского . Архивировано из оригинала 8 июня 2014 года . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Стопка 2010 , стр. 118.
- ^ Stopka 2000 , pp. 19, 37.
- ^ Якубовский, Мельхиор; Вальчин, Филип; Сас, Максимилиан (2016). «Язловец». Города многих религий. Сакральная топография восточных земель бывшего Речи Посполитой (PDF) (на польском языке). Варшава: Музей польской истории. стр. 68, 72 . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 36.
- ^ Stopka 2000 , pp. 117, 122, 127, 137, 142.
- ^ Нижний колонтитул 2010 г. , стр. 126.
- ^ Ходубский, Анджей (1993). «Об армянском поселении на Гданьском берегу». Słupskie Studia Historyczne (на польском языке) (3): 85.
- ^ Маевский, Марцин Лукаш (2015). «Забытое меньшинство: армяне в Петркуве-Трыбунальском в 17-18 веках». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 3. стр. 63.
- ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 130.
- ^ Jump up to: а б с Нижний колонтитул 2000 г. , стр. 22.
- ^ Агопсович, Моника (2019). «Армяне Каменца в последней четверти 17 века - попытка реконструировать поименный список». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 6-й стр. 6, 15.
- ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 77.
- ^ Нижний колонтитул 2010 г. , стр. 120.
- ^ Нижний колонтитул 2010 г. , стр. 122.
- ^ Jump up to: а б с Стопка 2000 , с.57.
- ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 58.
- ^ Кшижовский, Томаш (2020). «Преподавание армянского языка во Львовском университете в 1904–1939 годах». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 7-й стр. 260–261.
- ^ Jump up to: а б Осецкий 2020 , стр. 240.
- ^ Jump up to: а б Потапенко, Максим (2021). «Армяне Могилова-Подольского в конце XVIII - середине XIX веков (по данным статистических измерений населения)». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 8. с. 108.
- ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 90.
- ^ Нижний колонтитул 2010 г. , стр. 130.
- ^ Осецкий 2020 , стр. 240–241.
- ^ Кшижовский, стр. 264.
- ^ Осецкий 2020 , стр. 241.
- ^ Осецкий 2020 , стр. 242.
- ^ Осецкий 2020 , стр. 245, 250–251.
- ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 104–105.
- ^ Jump up to: а б Нижний колонтитул 2000 , стр. 104.
- ^ Василь, Францишек (2024). «Куты 1944. Самое темное время». Аведис (на польском языке). Ага. 58-й стр. 12–13.
- ^ Нижний колонтитул 2000 , стр. 105.
- ^ Сайт Фонда культуры и наследия польских армян.
- ^ «Храм в Забже». Аведис (на польском языке). Ага. 56. 2023. стр. 2.
- ^ Jump up to: а б с д «Хачкар стоял в Белостоке». Аведис (на польском языке). Ага. 48. 2021. стр. 2.
- ^ «У армян в Гданьске есть свой хачкар». Аведис (на польском языке). Ага. 1. 2009. С. 1.
- ^ «В Гливицах построили хачкар». Аведис (на польском языке). Ага. 7. 2011. С. 8.
- ^ Jump up to: а б с д «Мы встретились во Вроцлаве». Аведис (на польском языке). Ага. 12. 2012. С. 6.
- ^ "Chaczkar ozdobą Skweru Ormiańskiego w Warszawie / Армянский хачкар как украшение "Армянского парка". Аведис (на польском и армянском языках). Нет. 15. 2013. с. 1.
- ^ Jump up to: а б В Лодзи установлен «Армянский крест-хачкар». Аведис (на польском языке). Ага. 16. 2013. С. 1.
- ^ Jump up to: а б с д «Nowe chaczkary w Zamościu, Warszawie i Kurowie / Новые хачкары в Замосце, Варшаве и Курове». Аведис (на польском и армянском языках). Нет. 36. 2018. с. 2-3.
- ^ Jump up to: а б «Открытие хачкаров». Аведис (на польском языке). Ага. 37. 2018. С. 11.
- ^ «У Картузской коллегиальной церкви». Аведис (на польском языке). Ага. 52. 2022. С. 10.
- ^ «Чачкар в Ломне». Аведис (на польском языке). № 53. 2022. с. 11.
- ^ Jump up to: а б с «Хачкар в Забже». Аведис (на польском языке). Ага. 55. 2023. С. 3.
- ^ «Колач и ганджабур в списке традиционных продуктов». Аведис (на польском языке). Ага. 31. 2017. С. 16.
Библиография
[ редактировать ]- Осецкий, Якуб (2020). «Польско-армянское общество во Львове (1920–1922)». Лехайер. Журнал, посвященный истории польских армян (на польском языке). Ага. 7.
- Стопка, Кшиштоф (2000). Армяне в древней и современной Польше (на польском языке). Краков: Академический книжный магазин. ISBN 83-7188-325-0 .
- Стопка, Кшиштоф (2010). «Армяне». В Копчиньском, Михал; Тыгельски, Войцех (ред.). Под общим небом. Народы бывшего Речи Посполитой (на польском языке). Варшава: Музей польской истории, Беллона. ISBN 978-83-11-11724-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд культуры и наследия польских армян
- Портал «Виртуальный мир польских армян»
- Армянская католическая церковь на бывших польских землях (на польском языке)
- Армянское культурное общество. Архивировано 23 февраля 2015 г. в Wayback Machine (на польском языке).