горалы
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Pillati_A_highlander_with_bagpipes.jpg/220px-Pillati_A_highlander_with_bagpipes.jpg)
Горалы в ( польский : Górale ; горальский диалект: Górole ; словацкий : Gorali ; Cieszyn Silesian : Gorole ), также известные как горцы (в Польше как польские горцы , субэтническая группа польской нации ) — этнографическая подгруппа, встречающаяся в основном их традиционная территория — южная Польша , северная Словакия , [1] и в регионе Тешинской Силезии в Чешской Республике , где они известны как Силезские горалы . [2] Существует также значительная горальская диаспора в районе Буковины на западе Украины и в северной Румынии , а также в Чикаго , штаб-квартире Альянса польских горцев Северной Америки .
История
Горалы как отдельная этнографическая подгруппа начали формироваться в XIV веке. [3] с прибытием первых польских поселенцев из Малой Польши , [4] которые будут селиться и обрабатывать земли вокруг нынешнего Нового Тарга и вдоль долины Дунаец , начиная с начала двенадцатого столетия. До этого Подгале было необитаемым регионом, малонаселенным бандитами, выбравшими труднодоступную горную местность, чтобы скрыться от правосудия. [5] Затем, между концом 13 и 15 веками, влахские пастухи мигрировали в этот регион, постепенно продвигаясь на северо-запад от Балканского полуострова через Карпаты и поселившись там на польских землях . [6] [7] Первоначальный контакт местных жителей с валахами был трудным. Средневековый летописец Ян Длугош описал кочевых пастухов как жестоких. [8] Однако пришельцы принесли с собой особый метод выращивания скота в горах, который отличался от того, который практиковали поселенцы из низменностей Малой Польши, и, таким образом, со слиянием двух культур начался новый местный образ жизни. появиться, [9] и последующая ассимиляция валахов. [10]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ad/Wladyslaw_Skoczylas_-_Pochod_zbojnikow.jpg/220px-Wladyslaw_Skoczylas_-_Pochod_zbojnikow.jpg)
В 16-17 веках горалы заселили верховья рек Кисуца и Орава и часть северного Спиша в Словакии . [11] [12] которые в то время были частью Венгерского королевства . [13] [14] [15] [16] Благодаря различным правам и привилегиям, в том числе влахскому закону , [17] Горалы пользовались свободой от крепостного права и обладали значительной автономией. Также особенными внутри горальской культуры были Збойницы , это были члены местных разбойничьих банд в западных Карпатах . [18] Они были признаны народными героями, которые помогали эксплуатировать горалов, грабя богатых и отдавая деньги бедным. Самым известным из них был Юрай Яношик из села Терхова , расположенного в Жилинском районе на словацкой стороне Карпат. В юности он сражался вместе с повстанцами Курука против монархии Габсбургов , а позже сформировал собственную банду грабителей. [19] Это явление получило широкое распространение в середине 16 века и исчезло в 19 веке со смертью Войцеха Матеи , которого считали последним Збойником. [20]
В 1651 году горалы и местное крестьянство Подхале , которое восстали против польской шляхты ( шляхты ) в ходе так называемого восстания Костка-Наперского возглавил авантюрист и офицер польской армии капитан Александр Костка Наперский . В 1956 году о восстании был снят фильм ( Podhale w ogniu ), который распространялся на многих языках по всему Восточному блоку . [21] [22] [23] Второе крестьянское восстание в Подгале произошло в 1669 году, когда горалы и местные крестьяне восстали против высоких налогов и репрессивного правления, навязанного им дворянством. Премьера первой польской национальной оперы под названием Krakowiacy i Górale ( Краковцы и горалы), написанной Войцехом Богуславским, состоялась в 1794 году. [24] В XIX веке, между 1803 и 1819 годами, горалы переселились на Буковину . [25]
Во время Второй мировой войны нацистская Германия стремилась германизировать горалов. [26] Согласно нацистским расовым законам, большинство населения Польши и его меньшинства рассматривались как «нежелательные» и подчинялись специальным законам, рабскому труду и военному положению. [27] Однако нацистские расовые теоретики считали 27-тысячное население Горала отдельной этнической группой, отличной от поляков. [28] Названные Гораленволками , они считались частью великой германской расы и к ним относились мягче со стороны других поляков. [29] [30] Между 1939 и 1945 годами местные горалы Подгале присоединились к движению сопротивления , в том числе к Татранской конфедерации и IV батальону Новы Тарг 1-го стрелкового полка Армии Крайовой Подгале , и боролись против нацистской оккупации Польши. [31]
Население
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0f/Gorals_map.png/350px-Gorals_map.png)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/79/Fotothek_df_ps_0006311_Fuhrwerke_%5E_Pferdefuhrwerke_%5E_Kutschen_%5E_sonstige_Kutsche.jpg/220px-Fotothek_df_ps_0006311_Fuhrwerke_%5E_Pferdefuhrwerke_%5E_Kutschen_%5E_sonstige_Kutsche.jpg)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a9/Grojcowianie_15-08-2016.jpg/220px-Grojcowianie_15-08-2016.jpg)
Горалы населяют ряд регионов, которые вместе называются «землями Горалов» (Goral: Góralscýzno, польский: Góralszczyzna ), разделенных между Польшей, Словакией и Чехией. В Польше сообщество населяет географическую область Подгалье Татр Силезские и часть Бескидов ( Цешинская Силезия , Бескиды , Живецкие Бескиды ). [32] [33] [34] После 1945 года некоторые гурали из Буковины и Подгалья нашли новые дома в Нижней Силезии в таких деревнях, как Краянув , Чарный Бор и Борзон в Центральных Судетах , а также Злотник , Бжезница и Любомышль в Любушском воеводстве .
В современной Словакии они живут в 4 отдельных группах: в северном Спише (34 деревни, разделенные на две группы), Ораве и Кисуце (2 деревни) и меньших группах в 7 других анклавных деревнях на севере Словакии.
К основным городам горальских земель относятся:
Язык
Различные диалекты, на которых говорят горалы, принадлежат к западнославянской семье с влиянием других окружающих языковых групп, особенно восточно-романских языков . [35] В частности, диалект, на котором говорят в Подгале , называемый диалектом Подгале ( польский : gwara podhalańska ), имеет польское происхождение и является частью группы малопольских диалектов на него оказал значительное влияние словацкий язык . , но в последние столетия [36] Помимо словацкого, горальские диалекты содержат некоторую лексику венгерского и других балканских языков . [37] Казимеж Добрословский утверждал, что в диалекте Подгале были заимствованные слова из румынского и албанского языков , а также аналогичные элементы системы верований, музыки и материальной культуры. [38]
Одной из особенностей подхальского диалекта является мазурация . [39] XIV и XV веков (так называемые «подгальские архаизмы»). небных согласных Кроме того, в подгальском диалекте сохранились особенности произношения [40]
Диалект Подхале является де-факто стандартным литературным диалектом Горала, поскольку Подхале является наиболее широко известным регионом. Однако большинство горалов говорят на близкородственных диалектах. Сами горалы редко различают свои диалекты и называют их просто горольскими . [41]
Национальная идентичность
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/%22A_Goral_Wedding%22_at_Dom_Ludowy_Theatre.jpg/284px-%22A_Goral_Wedding%22_at_Dom_Ludowy_Theatre.jpg)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fe/G%C3%B3ralka-Zakopane-17.07.1938.jpg/170px-G%C3%B3ralka-Zakopane-17.07.1938.jpg)
Для большинства горалов сегодня решающим фактором национальной самоидентификации является не этнический, а территориальный. [ нужна цитата ] Например, те, кто живет в районах с давней традицией принадлежности к польскому государству, идентифицируют себя как поляки, [ нужна цитата ] а жители Словакии идентифицируют себя как словаки , [ нужна цитата ] с заметными исключениями из этого правила по обе стороны границы. Хотя происхождение горальского диалекта — польское, [42] язык горалов в Словакии и Чехии постепенно меняется и все больше становится похожим на литературный стандарт в их странах.
Силезские горалы Чехии идентифицируют себя на национальном уровне как поляки и являются членами польского меньшинства в Чехии , о чем свидетельствует их общественная деятельность: ежегодный фестиваль Gorolski Święto , проходящий в Яблункове, является витриной местного польского горала. традициями и организован ПЗКО (Польский культурно-просветительский союз). Этот горальский фестиваль сохраняет традиции группы польской национальности в За-Ользе . [43] Это крупнейший культурно-фольклорный фестиваль в За-Ользе, собирающий каждый день гуляний тысячи зрителей. Однако поляки не составляют большинства ни в одном из муниципалитетов региона, а некоторые местные горалы идентифицируют себя на национальном уровне как чехи . В этом отношении можно отметить село Грчава (второе восточное село Чехии), подавляющее большинство граждан которого заявили о чешском гражданстве. В этом селе поляки составляют лишь 2% меньшинства. [44] Местные силезские горалы в прошлом составляли большинство и говорят на региональном тешинскосилезском диалекте в повседневном общении . В Словакии горалы добиваются официального признания в качестве меньшинства. [45] однако они не идентифицируют себя как поляки. [46]
Исторически вопрос их этнической идентичности был спорным и приводил к претензиям и встречным претензиям как со стороны Польши, так и Чехословакии . Горалы, как и многие другие крестьянские общины в Центральной Европе , определили свою этническую идентичность в рамках системы национального государства в 19 и начале 20 века. [47] Хотя националистическая пропаганда велась как поляками, так и словаками, этот процесс идентификации горалов с национальностью все еще не был завершен, когда граница была окончательно оформлена в 1924 году. Ярким примером был Фердинанд Мачай , священник , родившийся в Яблоньке , Ораве , Петр Боровой. из Рабчи , Оравы и Войцеха Гальчина из Лендака , Спиша , которые поехали на Парижскую мирную конференцию 1919 года и во время личной аудиенции лоббировали президента США Вудро Вильсона передать эти земли Польше.
Горалы имеют те же элементы системы верований, музыку и материальную культуру, что и влахи и родственные им группы (например, моравские влахи ), от которых, как утверждается, они произошли. [48] Антрополог Карлтон Кун сгруппировал горалов с гуцулами , которые жили на территории тогдашней юго-восточной части Польши , а сейчас это юго-западная Украина . [49] В XIX веке польские учёные считали горалов лингвистически близкими к полякам, но имеющими тесные связи со словацкой народной культурой . [50] Было отмечено, что социальная и экономическая жизнь горалов напоминала культуру влахских пастухов. [50]
Культура
Архитектура
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/Gorolsko_drzewionka.jpg/220px-Gorolsko_drzewionka.jpg)
Архитектура Закопанского стиля , возникшая в конце 19 века, считается горальской традицией. Архитектурный стиль основан на местной архитектуре и народной архитектуре Карпат и широко распространен в Подгалье .
Музыка
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Festiwal_pzko_1078.jpg/220px-Festiwal_pzko_1078.jpg)
Zakopower — популярная фолк-поп-музыкальная группа из Закопане. Фольклорная музыкальная группа « Требуни -Тутки» из Закопане сочетает традиционную музыку Горала с регги .
Народный костюм
Застежки
На протяжении веков застежки были важным элементом традиционного костюма горалов. Первоначально использовавшиеся для застегивания рубашек, они вышли из употребления, когда пуговицы стали популярными, оставаясь лишь украшением . В начале 20 века они уже были редкостью, использовались только старшими и молодыми пастухами , пасущими овец на горных пастбищах. В 1920-х и 1930-х годах они считались предметами коллекционирования и пользовались спросом у туристов. В Закопане их часто носили в качестве украшения «кучи» (верхней одежды), свитеров или иногда на кожаных сумках. Сегодня застежки — популярный элемент горцев Подгалья , но способ их ношения отличается от первоначального: вместо застегивания рубахи они обычно прикрепляются к ним или пришиваются. [51]
Парженица (вышивка)
Вышивка парзеницы . датируется серединой XIX века Первоначально это были простые веревочные петли, которые использовались для закрепления разрезов переда суконных брюк. Они имели практические функции и защищали ткань от истирания. Современный вид парзеница получила от тех портных, которые стали использовать красную или темно-синюю нить, одновременно увеличивая количество петель. Позже аппликационный дизайн был заменен вышивкой . Использование шерстяной пряжи позволило парзенице стать более красочной, и со временем она стала самостоятельным брючным украшением, разработанным талантливыми портными и вышивальщицами. [52]
Корсеты
стало модным Во второй половине XIX века в Подгалье украшать корсеты изображениями чертополоха и эдельвейса . Эти мотивы были наиболее популярны в начале 20 века. Когда в моду вошел « краковский стиль», горцы Подгалье стали украшать корсеты блестящими пайетками и стеклянными бусинами . [53]
Другой
В Тешинской Силезии и северной Словакии пастуший топор и элементы народного костюма называются влахами ( польский : wałaska, wałaszczaki , словацкий : valaška ). [54]
Горальские народные костюмы можно найти в Национальном этнографическом музее в Варшаве. [55] [56] Татранский музей в Закопане , Этнографический музей Кракова и Городской музей Живца .
Религия
Большинство горалов являются приверженцами Римско -католической церкви и часто отличаются стойкой религиозностью. Особое значение для горалов имеет Святилище Людзьмежской Богоматери , являющееся старейшей святыней в Подгалье. Кроме того, с церковью связано множество католических религиозных культов и традиций.
Польские горалы также имеют особое значение для Папы Иоанна Павла II , которого они считают своим, хотя Кароль Войтыла родился в Вадовице , Малопольша , и сам не был горалом. Однако горалы всегда считали покойного Папу «сыном гор». [57]
Заметная часть горалов — лютеране Аугсбургского исповедания , которые сгруппированы вокруг города Висла . Это главный центр протестантских горалов и единственный город в Польше, где католики составляют меньшинство. [58]
Известные люди
- Томаш Адамек (1976 г.р.), польский боксер, чемпион WBC в полутяжелом весе и чемпион IBF в тяжелом весе.
- Клеменс Бахледа (1851–1910), польский горный гид.
- Алиция Бахледа-Цурус (1983 г.р.), польская актриса
- Стефан Банах (1892–1945), польский математик.
- Тадеуш Блажусяк (1983 г.р.), польский спортивный мотоциклист
- Юзеф Цукьер (1889–1960), Гораленволков лидер
- Анджей Дзюбек (1954 г.р.), польско-норвежский музыкант
- Войцех Фортуна (1952 г.р.), польский прыгун с трамплина и олимпийский чемпион.
- Себастьян Карпель-Булецка (1976 г.р.), польский певец
- Юстина Ковальчик (1983 г.р.), польская лыжница и олимпийская чемпионка.
- Вацлав Кшептовский (1897–1945), Гораленволков . лидер
- Давид Кубацкий (1990 г.р.), польский прыгун с трамплина и бронзовый призер Олимпийских игр.
- Ежи Кукучка (1948–1989), польский альпинист.
- Адам Малыш (1977 г.р.) польский прыгун с трамплина и серебряный призер Олимпийских игр.
- Владислав Оркан (1875–1930), польский писатель.
- Ян Канты Павлушкевич (1942 г.р.), польский композитор
- Казимеж Прзерва-Тетмайер (1865–1940), польский писатель.
- Камил Стох (1987 г.р.), польский прыгун с трамплина и олимпийский чемпион.
- Августин Суский (1907–1942), польский поэт и Второй мировой войны. боец сопротивления
- Влодзимеж Тетмайер (1861–1923), польский художник.
- Юзеф Тишнер (1931–2000), польский священник и философ.
Смотрите также
- Горани — славянский мусульманский горный народ в Косово.
- Польские горцы
Рекомендации
- ^ «Социолог Абель Равас: Если государство не знает, как составить карту своих меньшинств, оно даже не знает, как им помочь» . dunszt.sk (на словацком языке) . Проверено 30 августа 2023 г.
Горалы, как и русины, живут по обе стороны польско-словацкой государственной границы[...] Это очень редкая и особая подгруппа, поскольку ее язык больше напоминает польский с некоторыми элементами словацкого[...]
- ^ Спаркс, Алан Э. (2020). В Карпаты . Том. 2. Боулдер, Колорадо: Издательство Rainy Day. ISBN 9780578705729 .
- ^ «История горцев» . Нове-Быстре (на польском языке) . Проверено 31 июля 2023 г.
Подгальские горцы начали формироваться как отдельная группа в 14 веке.
- ^ «Откуда взялись горцы на Подгалье? » До Речи (на польском языке). 27 января 2018 года . Проверено 31 июля 2023 г.
Первые смельчаки направились к Татрам из Малопольши через долину Раба, через сегодняшнюю Мшану Долну, затем через Горцы к деревням Недзведзь и Обидова, чтобы присоединиться к маршруту сегодняшней Закопянки в Кликушовой.
- ^ «Откуда взялись горцы на Подгалье? » До Речи (на польском языке). 27 января 2018 года . Проверено 31 июля 2023 г.
Должно быть, люди здесь были и до 1234 года, поскольку в привилегии, предоставленной Теодору Грифону Генрихом Бородатым, уже упоминаются некоторые имена. Эти поселенцы, вероятно, состояли из криминальных элементов, выбравших труднодоступные горные районы, чтобы скрыться от правосудия.
- ^ «Откуда берутся горцы? Нашествие валахов изменило историю польских гор» . Наша история (на польском языке). 23 ноября 2017 года . Проверено 26 апреля 2022 г.
В 13 веке на польских землях стали появляться влахи, переселенцы с Балкан, которым удалось подчинить себе Карпаты и ввести здесь скотоводческое хозяйство.
- ^ «Село Подгалье и его экономические преобразования в истории региона» . uj.edu.pl (на польском языке) . Проверено 1 августа 2023 г.
С 15 века, помимо польского населения, в Подгалье стали прибывать люди румынского происхождения - влахи. Они пасли крупный рогатый скот и овец.
- ^ «Откуда взялись горцы на Подгалье? » До Речи (на польском языке). 27 января 2018 года . Проверено 31 июля 2023 г.
Контакт между местными жителями и валахами был грубым. Длугош описал их как примитивных, жестоких людей, склонных к грабежу.
- ^ «Село Подгалье и его экономические преобразования в истории региона» . uj.edu.pl (на польском языке) . Проверено 1 августа 2023 г.
Новоприбывшие принесли в эти районы иные методы ведения сельского хозяйства, чем поселенцы из низменностей. Таким образом, малопольское фермерское хозяйство обогатилось традиционными формами животноводства в горах, регулируемыми различными законами и обычаями. В этой встрече двух земледельческих культур ведущими приемами земледелия были привнесенные из низин, адаптированные в той или иной степени к местным условиям обитания и валашским системам животноводства в горах.
- ^ «Горцы» . Энциклопедия PWN (на польском языке) . Проверено 3 сентября 2023 г.
Карпаты были заселены с 15 века валашами, которые полонизировались на северных склонах и находились под влиянием словаков на юге.
- ^ Денес Лози; Милош Станковянский; Адам Котарба (3 января 2012 г.). Недавняя эволюция форм рельефа: Карпато-Балкано-Динарский регион . Springer Science & Business Media. стр. 100-1 149 и далее. ISBN 978-94-007-2447-1 .
- ^ «Словакия: Будет ли горская национальность?» . beskidzka24.pl (на польском языке). 14 января 2021 г. . Проверено 4 сентября 2023 г.
[...] между 16 и 18 веками многие выходцы из Польши поселились в этих словацких регионах, принеся с собой свой язык и диалект.
- ^ Карой Кочиш; Эстер Кочишне Ходоши (1 апреля 2001 г.). Этническая география венгерских меньшинств в Карпатском бассейне . ООО «Саймон Пабликейшнз». стр. 100-1 45–46. ISBN 978-1-931313-75-9 .
- ^ Редакция (23.11.2017). «Откуда берутся горцы? Нашествие валахов изменило историю польских гор» . Наша история (на польском языке) . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «История Гороле» . www.nowebystre.pl . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «Подхальцы – Этнозагрода» . www.etnozagroda.pl . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «Откуда берутся горцы? Нашествие валахов изменило историю польских гор» . Наша история (на польском языке). 23 ноября 2017 года . Проверено 19 августа 2023 г.
Формально поселение по валашскому праву заключалось в принятии пастырских правовых и экономических форм. Жители вновь основанных деревень платили ренту натурой, отдавая сеньору, среди прочего, одну овцу из каждых двадцати выращенных ими овц.
- ^ Барановский, Богдан (1986). Жители пансиона в 17-18 веках . Лодзь: Видав. стр. 191.
- ^ Покоится ли Яношик на дне Липтовской Мары? Новости Терхова | terchova-info.sk
- ^ «Мифы и реальность грабежей на польско-словацкой границе в истории, литературе и культуре» (PDF) . ppwsz.edu.pl . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2008 г. Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ «Неизвестные польские восстания» . Речь Посполитая (на польском языке) . Проверено 30 января 2022 г.
- ^ Дроздж, Матеуш (21 июля 2020 г.). «Александр Костка-Наперский. Крестьянский герой или предатель?» . Граф Тит – Ваш путеводитель по истории (на польском языке) . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «Предатель, бунтарь или герой? Великие амбиции и ужасный конец Александра Костки-Наперского» . До Речи (на польском языке). 18 июля 2021 г. Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Вольф, Ларри (9 января 2012 г.). Идея Галиции; История и фантазия в политической культуре Габсбургов . Издательство Стэнфордского университета. п. 57. ИСБН 978-0-8047-7429-1 .
- ^ Галина Карась. «2.6. Польские диалекты за рубежом» .
- ^ Мартин Хаусден (4 января 2002 г.). Гитлер: исследование революционера? . Рутледж. стр. 138–. ISBN 978-1-134-71369-1 .
- ^ Димут Майер (2003). «Ненемцы» при Третьем рейхе: нацистская судебная и административная система в Германии и оккупированной Восточной Европе с особым учетом оккупированной Польши, 1939-1945 гг . Джу Пресс. стр. 533 и далее. ISBN 978-0-8018-6493-3 .
- ^ Марк Левен (декабрь 2013 г.). Аннигиляция . Том. II: Европейские Римленды 1939–1953 гг. ОУП Оксфорд. стр. 45 и далее. ISBN 978-0-19-968304-8 .
- ^ «Под Гевонтом. Судьба жителей Подгалья 1939-1956 гг.» . Информационный портал Подгале Podhale24.pl. 12 сентября 2011 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ «История апостольской семьи» . Список свидетелей истории (на польском языке). Ассоциация сувениров Освенцима. Архивировано из оригинала 23 января 2015 года . Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ «IV батальон Новый Тарг» . partyzanciakpodhale.pl . 2008 год . Проверено 5 августа 2023 г.
- ^ «Краковско-горская граница* в свете старых и новейших этнографических исследований - Скачать PDF бесплатно» . docplayer.pl . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Горальщизна» . z-ne.pl . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Горальский марафон – ВЫСОКАЯ ПОЛЬША» . www.goralmarathon.com . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Ханнан, Кевин (1996). Границы языка и идентичности в Тешенской Силезии . Питер Лонг. стр. 132. ИСБН 9780820433653 .
- ^ Николаас ван Вейк (1931). Чехословакия: факты и впечатления . Орбис. п. 37.
- ^ «Культура горцев – краткий путеводитель» . Закопане.com . Проверено 19 августа 2023 г.
Горский сленг — это диалект польского языка, который содержит множество польских архаизмов и слов из словацкого, венгерского и балканского языков.
- ^ Ален Бертран; Ален Карсенти; Антонио Карлос Сантана Диегес; Арильд Ангелсен; Берри Леканн дит Депре; Брент М. Своллоу; и другие. (1995). Материалы Пятой конференции по общей собственности . Международная ассоциация по изучению общей собственности. п. 163.
- ^ «Малопольские горские группы» . Польские диалекты и диалекты (на польском языке) . Проверено 19 августа 2023 г.
Подгалский диалект — один из диалектов Малопольского горного пояса, в который также входят: спишский диалект на востоке и оравский и южный живецкий диалекты на западе. Подхальский диалект внутренне разнообразен, что обусловлено обширностью территории (около 50 городов). Для него характерны следующие свойства: 1. мазурка 2. звонкая межсловная фонетика 3. наклонные гласные 4. носовые гласные
- ^ «Американское славянское и восточноевропейское обозрение: Том 9 -» . Американское славянское и восточноевропейское обозрение . 9 . Издательство Кембриджского университета (от имени Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований): 329. 1950.
...небные согласные в четырнадцатом и пятнадцатом веках все еще сохраняются в диалекте «подхале».
- ^ «Малопольские горские группы» . Małopolska To Go (на польском языке) . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Для лучшего представления о проблеме см. либо Кевина Ханнана работу « Границы языка и идентичности в Тешенской Силезии» , либо работы словацкого лингвиста Юлии Дудашовой-Кришшаковой , Goralské nárečia , ISBN 80-224-0354-7
- ^ «История Горольского Свента для иностранных гостей» . gorolskiswieto.cz . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ «Перепись 2001 года» . Чешское статистическое управление . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ имббми (29 сентября 2020 г.). «ИМБ: Горальское меньшинство должно быть признано» (на словацком языке) . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ «Словакия: Будет ли горская национальность?» . beskidzka24.pl (на польском языке). 14 января 2021 г. . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Ханнан, Кевин (1996). Границы языка и идентичности в Тешенской Силезии . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 0-8204-3365-9
- ^ Марек Кубица (2012). Горцы, валахи, разбойники: история горцев из Пильско . Живец.
- ^ Карлтон С. Кун (1939). Расы Европы . п. 571 .
- ^ Перейти обратно: а б Марсель Корнис-Поуп; Джон Нойбауэр (2010). История литературных культур Восточно-Центральной Европы: Типы и стереотипы . Издательство Джона Бенджамина. стр. 445–. ISBN 978-90-272-3458-2 .
- ^ Ушиньска, Зофия (1960). Польша: Путеводитель . Том. 1. Типография правительства США.
- ^ Петрашкова-Фрис, Ева; Покропек, Мариан; Кунчиньская-Иракка, Анна (1991). Народное искусство в Польше . Аркады. стр. 80. ISBN 9788321334783 .
- ^ Петкевич, Казимеж (1966). Польское народное искусство . Полония.
- ^ Кевин Ханнан (1996). Границы языка и идентичности в Тешенской Силезии . Питер Лонг. стр. 70. ИСБН 978-0-8204-3365-3 .
- ^ Время торжества в культурах Польши и Европы . Государственный этнографический музей в Варшаве. 2013. ISBN 978-83-88654-42-8 .
- ^ Бартушек, Джоанна; и другие. (2008). Чижевский, Адам (ред.). Обычное – необыкновенное: увлекательные коллекции Государственного этнографического музея в Варшаве . Государственный этнографический музей в Варшаве. ISBN 978-83-88654-76-3 .
- ^ «Село Подгалье и его экономические преобразования в истории региона» . Новости Онета (на польском языке). 9 марта 2023 г. . Проверено 4 сентября 2023 г.
Подгальские горцы всегда считали Иоанна Павла II своим. Хотя Кароль Войтыла родился в Вадовице, в нескольких десятках километров от Подгале, для горцев он всегда был «сыном гор».
- ^ «В этом польском городе католики являются... религиозным меньшинством. Это история протестантизма в Висле» . naTemat.pl (на польском языке) . Проверено 30 декабря 2021 г.
Внешние ссылки
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/thumb/4/4a/Commons-logo.svg/30px-Commons-logo.svg.png)
- Информационный портал Силезские горалы на польском языке
- Карта, показывающая размеры поселения Горал
- Запись на словацком языке
- Горале – старые фотографии
- Горальский диалект с лингвистической точки зрения - охватывает несколько деревень в словацкой части Оравы (на словацком языке).
- Серия Чикагского общественного радио о диаспорских сообществах в Чикаго, в том числе передача о Goral Music в Чикаго