Jump to content

Войцех Богуславский

Войцех Богуславский
До 1829 г. Художник неизвестен.
Рожденный 9 апреля 1757 г.
Глинно, Познаньский уезд
Умер 23 июля 1829 г. ( 1829-07-24 ) (72 года)
Варшава, Польша
Национальность Польский
Род занятий Актер, режиссер, драматург
Известный Отец польского театра

Войцех Ромуальд Богуславский (9 апреля 1757 — 23 июля 1829) — польский актёр, театральный режиссёр и драматург эпохи польского Просвещения . Он был директором Варшавского национального театра ( Teatr Narodowy ) в течение трех различных периодов, а также основал польскую оперу. [ 1 ] Его считают «отцом польского театра ». [ 2 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Богуславский родился в семье мелкого дворянина в Глинно, Познаньский уезд , в семье земельного регента Леопольда Богуславского и Анны Терезы Линовской (см. Помянский герб . Вполне вероятно, что он сначала учился в Кракове , а затем поступил в пиаристов школу-интернат в В 1774 году Варшава отправился ко двору епископа Каетана Солтыка , где принял участие в самодеятельности. там устраивались театральные представления. В 1775 году он записался в литовскую пехотную гвардию , а через три года оставил военную службу в чине юнкера.

Богуславский начал свою театральную карьеру в 1778 году, присоединившись к труппе Людвика Монтбрума, где он дебютировал на сцене и где его двухактная оперная адаптация Францишека Богомолца кантаты « Несчастье , ставшее счастливым» была очень хорошо принята.

В 1781 году он начал выступать во Львове с труппой Агнешки и Томаша Трусколаских, но быстро вернулся в Варшаву. Он был нанят Польским национальным театром в 1782 году и стал его директором год спустя (1782–84), проявив себя предприимчивым импресарио, организуя гастроли в такие города, как Гродно и Дубно . В этот период он также основал свой собственный театр в Познани при поддержке Станислава Августа Понятовского , но предприятие быстро рухнуло. Он стал масоном .

еще один театр В 1785 году Богуславский основал в Вильнюсе , которым руководил следующие пять лет. Среди пьес, которые он поставил, были денди» Францишека Заблоцкого ( « Ухаживание 1785), а в 1786 году состоялась польская премьера Пьера Бомарше скандально-революционной пьесы «Женитьба Фигаро» . В Вильнюсе он собрал труппу опытных актеров, которую взял с собой, когда вернулся в Варшаву, где возобновил руководство Национальным театром.

Его второй срок на посту директора этого учреждения, продолжавшийся с 1790 года до падения восстания Костюшко в 1794 году, заключался в построении настоящей национальной сцены с художественной, социальной и гражданской миссией. Богуславский видел в театре прежде всего силу добра, рассматривая его как платформу для распространения националистических идеалов: во время бурного Великого сейма 1788–1792 годов государственные реформы были темой многих постановок Национального театра. Сторонник реформистского лагеря, Богуславский создал репертуар, посвященный вопросам, которые он считал наиболее важными для поляков. В этот период он также писал для театра. После постановки Юлиана Урсина Немцевича « Возвращение депутата» (1791), первой в истории Польши политической комедии, он написал и поставил продолжение этой драмы под названием признательности «Доказательство народной » (1791). а затем последовал « Юзефа Выбицкого. » Шлахчич Мещанинем (Благородный буржуа) (1791).

Он также написал и поставил « Генриха VI на охоте» (1792) и свою самую известную работу « Cud mniemany, Czyli krakowiacy i górale» («Предполагаемое чудо, или Краковцы и горцы») (1794), первую в Польше опера, которую он положил на музыку Стефани. Премьера спектакля, премьера которого состоялась накануне восстания Костюшко, была запрещена цензурой всего после трех представлений. Однако общественность сразу поняла политические намеки, и вскоре на улицах Варшавы начали петь отрывки из «Краковцев».

«Лица гнусных предателей, таких как Щенсны Потоцкий , Коссаковский , Ожаровский, Забелло, Анквич и их приспешники, излучали фальшь (...)», - писал Антони Требицкий о постановке в «Национале». «Что может быть комедийнее и лучше отражать нелепость всех этих навязанных правителей нашего королевства, когда их коллективно выданное разрешение разыгрывать фарс «краковцы», который случайно был написан в то время, когда он был написан, поощрял восстание и публично объявлял этим господам, что на самом деле произойдет с ними неизбежно». [ 3 ]

Богуславский должен был быть арестован за постановку «Предполагаемого чуда / Краковцы и горцы», но, по-видимому, сбежал благодаря вмешательству королевского маршала Мошинского .

После краха восстания Богуславский уехал из Варшавы во Львов , взяв с собой значительную часть театральных костюмов, реквизита и библиотеку театра. Во Львове он основал еще один польский театр, который действовал под его руководством до 1799 года. После продолжительных переговоров с местными цензорами он снова поставил «Краковцы и горцы» в 1796 году, а затем в 1797 году поставил шекспировский «Гамлет». В 1797 году он также поставил интересная постановка собственной мелодрамы « Искахар, Крол Гуаксари» («Искахар, король Гуахары»).

«Богуславский полонизировал «Гамлета» и другие драмы, потому что театр Просвещения, следуя древней, как мир, практике, адаптировал произведения величайших гениев мира к своим вкусам. Произведения были полонизированы, потому что считалось, что зрители не будут ошеломлялись странностью и экзотикой иностранных обычаев лишь в том случае, если видели себя словно в зеркале на сцене». [ 4 ]

Богуславский представил на польской сцене классические трагедии и сделал то же самое с Шекспиром , поставив постановки на основе переводов и адаптаций произведений барда. Он также написал несколько оригинальных пьес и перевел, адаптировал, модифицировал и приспособил к польским реалиям многие французские, немецкие, английские и итальянские пьесы. Всего он является автором более восьмидесяти трагедий, комедий, драм и оперных либретто.

Богуславский изначально был сторонником классических французских принципов, но позже переключил свое внимание на морализаторские немецкие драмы, которые он считал более близкими к жизни. Он поставил пьесы Жана Расина , Мольера , Вольтера , Пьера Бомарше , Дени Дидро , Фридриха Шиллера и Готхольда Эфраима Лессинга . Его интересы не ограничивались амбициозным репертуаром: он также ставил мелодрамы и водевили, собиравшие большую аудиторию, а также оперы и балеты.

Богуславский почти сразу же создавал польскую сцену, где бы он ни путешествовал, и эти новые театры продолжали функционировать как независимые учреждения после его отъезда.

«Построить театр везде, где можно выступать на польском языке, и выступать на польском языке, насколько это возможно, и, исполняя то, что нужно и когда нужно, провозглашать и всегда помнить, что ты вышел из Варшавы, и Варшава бы вернулась» – таково было его творческое и организационное кредо. [ 5 ]

Актеры, вышедшие из его «школы», также основали новые театры. Он учил своих коллег жестам и дикции, постоянно добиваясь большей естественности в игре. Богуславский помог многим актерам развить свои таланты, его протеже, в том числе Казимежу Овсинскому, Алоизию Жулковскому , Агнешке и Томашу Трусколаски, Францишке Пьерожинской, Бонавентуре Кудличу, Юзефе Ледоховской, Людвику Дмушевскому и многим другим.

Как актер он начал с исполнения главных ролей, но его величайшие актерские триумфы пришли позже, во время его второго срока на посту директора Национального театра, сыграв Старого Доминика в «Тачке Очарца» (1793 – его собственная экранизация пьесы Себастьяна Мерсье «Ла Бруэт де Винагье»), Фердинанд Кокиэль в «Генрихе VI на охоте» и Бардос в «Краковцах и горцах». Хотя все эти роли были простыми людьми, Богуславский был одинаково убедителен как пожилые персонажи, правители или тираны, он играл короля Лира в трагедии Шекспира (1805), короля Аксура в драме «Аксур» , положенной на музыку Антонио Сальери (1793), и Старый Гораций в Пьера Корнеля » « Горации (1793).

Как режиссер Богуславский умел работать с дизайнерами и музыкантами. Он часто сотрудничал с художниками Антони Смуглевичем, Яном Богумилом Плершем, Инноченто Марайно и Антонио Скоттио, а также с выдающимися музыкантами, такими как Юзеф Эльснер и Кароль Курпиньский . Его наиболее интересными постановками были те, в которых он сформировал множество аспектов – как сценарист и режиссер, часто выступая в главных ролях.

В 1799 году Богуславский вернулся в Варшаву и в третий раз стал директором Национального театра, сохраняя эту должность до 1814 года. В этот период он также выступал в ряде других польских городов, включая Познань , Калиш , Лович , Краков и Гданьск . Он оставался любимцем широких слоев публики, хотя критики все чаще обвиняли его в проявлении «вульгарных вкусов».

В 1811 году он организовал первую в Польше Школу драмы, одновременно написав учебник под названием «Драматургия» или «Изучение сценического искусства для театральной школы», написанный Войцехом Богуславским в Варшаве 1812 года («Драматургия, или Учебная программа сценического искусства для театральной школы, написанная Войцехом Богуславским в Варшава в 1812 году).

В 1814 году он передал свое «предприятие» Национального театра Людвику Осиньскому , но остался связан с театром. Первоначально он выступал с собственной труппой в Национальном театре, но позже выступал и на других сценах, в том числе в Вильнюсе. К концу своей жизни он написал и опубликовал « « Анналы национального театра», а также составил и напечатал Драматические произведения». Войцех Богуславский в последний раз выступал на сцене в 1827 году.

Повонзковское кладбище

Он умер 23 июля 1829 года в возрасте 72 лет в Варшаве .

Загробная жизнь

[ редактировать ]
  • Его память была увековечена на польской почтовой марке, выпущенной как часть серии с изображением драматургов в 1978 году. [ 6 ]
  • Он — главный герой романа «Аз Икшек» (1981) известного венгерского писателя Дьёрдя Спиро .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Майкл Дж. Микось, Польская литература в стиле барокко и Просвещения: антология , издательство Славика, 1996.
  2. ^ Джон А. Райс, Антонио Сальери и Венская опера , Univ. Чикаго, 1998 год.
  3. ^ «100 представлений в описании польских авторов», под редакцией З. Рашевского, Вроцлав, 1993.
  4. ^ Анна Кулиговская, газета "Речь Посполита", 18 ноября 2005 г.
  5. ^ З. Кравчиковский, «Войцех Богуславский», Варшава, 1954 г.
  6. ^ Марки мира Стэнли Гиббонса, изд. 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 322fd7a5ea2c0cf12ff1d369188d6112__1721210400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/12/322fd7a5ea2c0cf12ff1d369188d6112.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wojciech Bogusławski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)