Войцех Богуславский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Войцех Ромуальд Богуславский (9 апреля 1757 — 23 июля 1829) — польский актёр, театральный режиссёр и драматург эпохи польского Просвещения . Он был директором Варшавского национального театра ( Teatr Narodowy ) в течение трех различных периодов, а также основал польскую оперу. [ 1 ] Его считают «отцом польского театра ». [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Богуславский родился в семье мелкого дворянина в Глинно, Познаньский уезд , в семье земельного регента Леопольда Богуславского и Анны Терезы Линовской (см. Помянский герб . Вполне вероятно, что он сначала учился в Кракове , а затем поступил в пиаристов школу-интернат в В 1774 году Варшава отправился ко двору епископа Каетана Солтыка , где принял участие в самодеятельности. там устраивались театральные представления. В 1775 году он записался в литовскую пехотную гвардию , а через три года оставил военную службу в чине юнкера.
Карьера
[ редактировать ]1778-1790
[ редактировать ]Богуславский начал свою театральную карьеру в 1778 году, присоединившись к труппе Людвика Монтбрума, где он дебютировал на сцене и где его двухактная оперная адаптация Францишека Богомолца кантаты « Несчастье , ставшее счастливым» была очень хорошо принята.
В 1781 году он начал выступать во Львове с труппой Агнешки и Томаша Трусколаских, но быстро вернулся в Варшаву. Он был нанят Польским национальным театром в 1782 году и стал его директором год спустя (1782–84), проявив себя предприимчивым импресарио, организуя гастроли в такие города, как Гродно и Дубно . В этот период он также основал свой собственный театр в Познани при поддержке Станислава Августа Понятовского , но предприятие быстро рухнуло. Он стал масоном .
еще один театр В 1785 году Богуславский основал в Вильнюсе , которым руководил следующие пять лет. Среди пьес, которые он поставил, были денди» Францишека Заблоцкого ( « Ухаживание 1785), а в 1786 году состоялась польская премьера Пьера Бомарше скандально-революционной пьесы «Женитьба Фигаро» . В Вильнюсе он собрал труппу опытных актеров, которую взял с собой, когда вернулся в Варшаву, где возобновил руководство Национальным театром.
1790-1794
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2014 г. ) |
Его второй срок на посту директора этого учреждения, продолжавшийся с 1790 года до падения восстания Костюшко в 1794 году, заключался в построении настоящей национальной сцены с художественной, социальной и гражданской миссией. Богуславский видел в театре прежде всего силу добра, рассматривая его как платформу для распространения националистических идеалов: во время бурного Великого сейма 1788–1792 годов государственные реформы были темой многих постановок Национального театра. Сторонник реформистского лагеря, Богуславский создал репертуар, посвященный вопросам, которые он считал наиболее важными для поляков. В этот период он также писал для театра. После постановки Юлиана Урсина Немцевича « Возвращение депутата» (1791), первой в истории Польши политической комедии, он написал и поставил продолжение этой драмы под названием признательности «Доказательство народной » (1791). а затем последовал « Юзефа Выбицкого. » Шлахчич Мещанинем (Благородный буржуа) (1791).
Он также написал и поставил « Генриха VI на охоте» (1792) и свою самую известную работу « Cud mniemany, Czyli krakowiacy i górale» («Предполагаемое чудо, или Краковцы и горцы») (1794), первую в Польше опера, которую он положил на музыку Стефани. Премьера спектакля, премьера которого состоялась накануне восстания Костюшко, была запрещена цензурой всего после трех представлений. Однако общественность сразу поняла политические намеки, и вскоре на улицах Варшавы начали петь отрывки из «Краковцев».
- «Лица гнусных предателей, таких как Щенсны Потоцкий , Коссаковский , Ожаровский, Забелло, Анквич и их приспешники, излучали фальшь (...)», - писал Антони Требицкий о постановке в «Национале». «Что может быть комедийнее и лучше отражать нелепость всех этих навязанных правителей нашего королевства, когда их коллективно выданное разрешение разыгрывать фарс «краковцы», который случайно был написан в то время, когда он был написан, поощрял восстание и публично объявлял этим господам, что на самом деле произойдет с ними неизбежно». [ 3 ]
Богуславский должен был быть арестован за постановку «Предполагаемого чуда / Краковцы и горцы», но, по-видимому, сбежал благодаря вмешательству королевского маршала Мошинского .
1794-1799
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2014 г. ) |
После краха восстания Богуславский уехал из Варшавы во Львов , взяв с собой значительную часть театральных костюмов, реквизита и библиотеку театра. Во Львове он основал еще один польский театр, который действовал под его руководством до 1799 года. После продолжительных переговоров с местными цензорами он снова поставил «Краковцы и горцы» в 1796 году, а затем в 1797 году поставил шекспировский «Гамлет». В 1797 году он также поставил интересная постановка собственной мелодрамы « Искахар, Крол Гуаксари» («Искахар, король Гуахары»).
- «Богуславский полонизировал «Гамлета» и другие драмы, потому что театр Просвещения, следуя древней, как мир, практике, адаптировал произведения величайших гениев мира к своим вкусам. Произведения были полонизированы, потому что считалось, что зрители не будут ошеломлялись странностью и экзотикой иностранных обычаев лишь в том случае, если видели себя словно в зеркале на сцене». [ 4 ]
Богуславский представил на польской сцене классические трагедии и сделал то же самое с Шекспиром , поставив постановки на основе переводов и адаптаций произведений барда. Он также написал несколько оригинальных пьес и перевел, адаптировал, модифицировал и приспособил к польским реалиям многие французские, немецкие, английские и итальянские пьесы. Всего он является автором более восьмидесяти трагедий, комедий, драм и оперных либретто.
Богуславский изначально был сторонником классических французских принципов, но позже переключил свое внимание на морализаторские немецкие драмы, которые он считал более близкими к жизни. Он поставил пьесы Жана Расина , Мольера , Вольтера , Пьера Бомарше , Дени Дидро , Фридриха Шиллера и Готхольда Эфраима Лессинга . Его интересы не ограничивались амбициозным репертуаром: он также ставил мелодрамы и водевили, собиравшие большую аудиторию, а также оперы и балеты.
Богуславский почти сразу же создавал польскую сцену, где бы он ни путешествовал, и эти новые театры продолжали функционировать как независимые учреждения после его отъезда.
- «Построить театр везде, где можно выступать на польском языке, и выступать на польском языке, насколько это возможно, и, исполняя то, что нужно и когда нужно, провозглашать и всегда помнить, что ты вышел из Варшавы, и Варшава бы вернулась» – таково было его творческое и организационное кредо. [ 5 ]
Актеры, вышедшие из его «школы», также основали новые театры. Он учил своих коллег жестам и дикции, постоянно добиваясь большей естественности в игре. Богуславский помог многим актерам развить свои таланты, его протеже, в том числе Казимежу Овсинскому, Алоизию Жулковскому , Агнешке и Томашу Трусколаски, Францишке Пьерожинской, Бонавентуре Кудличу, Юзефе Ледоховской, Людвику Дмушевскому и многим другим.
Как актер он начал с исполнения главных ролей, но его величайшие актерские триумфы пришли позже, во время его второго срока на посту директора Национального театра, сыграв Старого Доминика в «Тачке Очарца» (1793 – его собственная экранизация пьесы Себастьяна Мерсье «Ла Бруэт де Винагье»), Фердинанд Кокиэль в «Генрихе VI на охоте» и Бардос в «Краковцах и горцах». Хотя все эти роли были простыми людьми, Богуславский был одинаково убедителен как пожилые персонажи, правители или тираны, он играл короля Лира в трагедии Шекспира (1805), короля Аксура в драме «Аксур» , положенной на музыку Антонио Сальери (1793), и Старый Гораций в Пьера Корнеля » « Горации (1793).
Как режиссер Богуславский умел работать с дизайнерами и музыкантами. Он часто сотрудничал с художниками Антони Смуглевичем, Яном Богумилом Плершем, Инноченто Марайно и Антонио Скоттио, а также с выдающимися музыкантами, такими как Юзеф Эльснер и Кароль Курпиньский . Его наиболее интересными постановками были те, в которых он сформировал множество аспектов – как сценарист и режиссер, часто выступая в главных ролях.
1799-1814
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2014 г. ) |
В 1799 году Богуславский вернулся в Варшаву и в третий раз стал директором Национального театра, сохраняя эту должность до 1814 года. В этот период он также выступал в ряде других польских городов, включая Познань , Калиш , Лович , Краков и Гданьск . Он оставался любимцем широких слоев публики, хотя критики все чаще обвиняли его в проявлении «вульгарных вкусов».
В 1811 году он организовал первую в Польше Школу драмы, одновременно написав учебник под названием «Драматургия» или «Изучение сценического искусства для театральной школы», написанный Войцехом Богуславским в Варшаве 1812 года («Драматургия, или Учебная программа сценического искусства для театральной школы, написанная Войцехом Богуславским в Варшава в 1812 году).
В 1814 году он передал свое «предприятие» Национального театра Людвику Осиньскому , но остался связан с театром. Первоначально он выступал с собственной труппой в Национальном театре, но позже выступал и на других сценах, в том числе в Вильнюсе. К концу своей жизни он написал и опубликовал « « Анналы национального театра», а также составил и напечатал Драматические произведения». Войцех Богуславский в последний раз выступал на сцене в 1827 году.
Смерть
[ редактировать ]Он умер 23 июля 1829 года в возрасте 72 лет в Варшаве .
Загробная жизнь
[ редактировать ]- Его память была увековечена на польской почтовой марке, выпущенной как часть серии с изображением драматургов в 1978 году. [ 6 ]
- Он — главный герой романа «Аз Икшек» (1981) известного венгерского писателя Дьёрдя Спиро .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Дж. Микось, Польская литература в стиле барокко и Просвещения: антология , издательство Славика, 1996.
- ^ Джон А. Райс, Антонио Сальери и Венская опера , Univ. Чикаго, 1998 год.
- ^ «100 представлений в описании польских авторов», под редакцией З. Рашевского, Вроцлав, 1993.
- ^ Анна Кулиговская, газета "Речь Посполита", 18 ноября 2005 г.
- ^ З. Кравчиковский, «Войцех Богуславский», Варшава, 1954 г.
- ^ Марки мира Стэнли Гиббонса, изд. 2010 г.
- 1757 рождений
- 1829 смертей
- Актеры-мужчины из Королевства Пруссия
- Люди из Познаньского уезда
- Актеры Великопольского воеводства
- Польские актеры мужского пола
- Польские театральные режиссеры
- Академический состав Музыкального университета имени Шопена
- Польские драматурги и драматурги-мужчины
- Польские драматурги и драматурги XIX века.
- Польские писатели-мужчины XIX века
- Повстанцы Костюшко
- Польско-литовские актеры-мужчины XVIII века
- Польские актеры-мужчины XIX века
- Похороны на Повонзком кладбище.
- Польское дворянство XVIII века
- Театральные менеджеры XVIII века
- Польское дворянство XIX века