Jump to content

Дени Дидро

Дени Дидро
Портрет Луи-Мишеля ван Лоо (1767 г.)
Рожденный ( 1713-10-05 ) 5 октября 1713 г.
Лангр , Шампань, Франция.
Умер 31 июля 1784 г. ( 1784-07-31 ) (70 лет)
Париж, Франция
Альма-матер Парижский университет
Супруг
Дети 4
Эра Философия XVIII века
Область Западная философия
Школа
Основные интересы
Наука, литература, философия, искусство [1] : 650 
Подпись

Дени Дидро ( / ˈ d d ə r / ; [3] Французский: [dəni Did(ə)ʁo] ; 5 октября 1713 — 31 июля 1784) — французский философ, искусствовед и писатель, наиболее известный как сооснователь, главный редактор и сотрудник «Энциклопедии » вместе с Жаном ле Роном д’Аламбером . Он был видной фигурой в эпоху Просвещения . [4]

Дидро сначала изучал философию в иезуитском колледже, затем подумывал о работе в церковном духовенстве, а затем кратко изучил право. Когда в 1734 году он решил стать писателем, отец отрекся от него. он вел богемную Следующее десятилетие жизнь. В 1740-х годах он написал многие из своих самых известных произведений как в художественной, так и в научно-популярной литературе, в том числе роман 1748 года « Нескромные драгоценности» («Нескромные драгоценности»).

создал « Энциклопедию» В 1751 году Дидро совместно с Жаном ле Роном д'Аламбером . Это была первая энциклопедия, включившая материалы многих известных авторов, и первая энциклопедия, в которой описывались механические искусства . Его светский тон, включавший статьи, скептически относящиеся к библейским чудесам , разозлил как религиозные, так и правительственные власти; в 1758 году он был запрещен католической церковью , а в 1759 году его запретило и французское правительство, хотя этот запрет строго не соблюдался. Многие из первоначальных авторов Энциклопедии покинули проект из-за разногласий, а некоторые даже были заключены в тюрьму. Д'Аламбер ушел в 1759 году, сделав Дидро единственным редактором. Дидро также стал основным автором, написав около 7000 статей. Он продолжал работать над проектом до 1765 года. К концу своего участия в нем он все больше разочаровывался в Энциклопедии и чувствовал, что весь проект мог оказаться напрасной тратой. Тем не менее, Энциклопедия считается одним из предшественников Французская революция .

Дидро испытывал финансовые трудности на протяжении большей части своей карьеры и получил очень мало официального признания своих заслуг, в том числе его не приняли в члены Французской академии . Его состояние значительно улучшилось в 1766 году, когда императрица Екатерина Великая , наслышанная о его финансовых затруднениях, щедро купила за 15 000 ливров его личную библиотеку объемом в 3000 томов, накопленную им во время работы над «Энциклопедией», и предложила ему вдобавок еще тысячу ливров в год, чтобы служить его хранителем, пока он жив. [5] Он получил от нее 50-летнее «зарплату» авансом и пробыл пять месяцев при ее дворе в Санкт-Петербурге в 1773 и 1774 годах, несколько раз в неделю делясь с ней беседами и сочиняя для нее эссе на различные темы. [6] [7]

Литературная репутация Дидро при его жизни основывалась прежде всего на его пьесах и вкладах в Энциклопедию ; многие из его важнейших произведений, в том числе «Жак Фаталист» , «Племянник Рамо» , «Парадокс актера » и «Сон Даламбера» , были опубликованы только после его смерти. [8] [1] : 678–679  [9]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Площадь № 9 в центре города Лангр : на заднем плане справа - место рождения Дидро.
Статуя Дени Дидро в городе Лангр , его родине.

Дени Дидро родился в Лангре , Шампань . Его родителями были Дидье Дидро , ножовщик и кутюрье , и Анжелика Виньерон. Из пяти братьев и сестер Дени трое дожили до взрослого возраста: Дениз Дидро, их младший брат Пьер-Дидье Дидро и их сестра Анжелика Дидро. Дени Дидро очень восхищался своей сестрой Дениз, иногда называя ее «женщиной- Сократом ». [10]

Дидро начал свое формальное образование в иезуитском колледже в Лангре. В 1732 году он получил степень магистра искусств Парижского университета. От идеи поступить в духовенство он отказался в 1735 г. [11] и вместо этого решил учиться на парижском юридическом факультете . Однако его изучение права было недолгим, и в начале 1740-х годов он решил стать писателем и переводчиком. [11] Из-за его отказа заняться одной из научных профессий отец отрекся от него, и в течение следующих десяти лет он вел богемную жизнь. [6]

В 1742 году он подружился с Жан-Жаком Руссо , с которым познакомился во время просмотра шахматных партий и питья кофе в Café de la Régence . [11] В октябре 1743 года он еще больше оттолкнул своего отца, женившись на Антуанетте Чемпион (1710–1796), набожной католичке. [11] Дидро-старший счел этот брак неуместным, учитывая низкое социальное положение Чемпиона, плохое образование, статус сироты и отсутствие приданого. Она была примерно на три года старше Дидро. Она родила Дидро одного выжившего ребенка, девочку. [12] по имени Анжелика, в честь умершей матери Дидро и его сестры. Смерть в 1749 году его сестры Анжелики, монахини, в ее монастыре, возможно, повлияла на мнение Дидро о религии. Предполагается, что она послужила источником вдохновения для его романа о монахине La Religieuse , в котором он изображает женщину, вынужденную уйти в монастырь, где она страдает от рук своих собратьев-монахинь. [6] [13]

Дидро был неверен своей жене и имел романы с Анн-Габриэль Бабюти (которая вышла замуж за художника Жана-Батиста Грёза , а затем развелась с ним ), Мадлен де Пюизье , Софи Волланд и мадам де Мо (Жанна-Катрин де Мо), чтобы которому он написал множество сохранившихся писем и который в конце концов оставил его ради более молодого человека. [1] : 675–676  Письма Дидро Софи Волланд известны своей откровенностью и считаются «одним из литературных сокровищ восемнадцатого века». [1] : 675 

Ранние работы

[ редактировать ]

Самые ранние работы Дидро включали перевод « Темпла Станьяна » Истории Греции (1743 г.). В 1745 году он опубликовал перевод « , Шефтсбери Исследования о добродетели и заслугах» к которому добавил свои собственные «размышления». [1] : 625  Вместе с двумя коллегами, Франсуа-Винсентом Туссеном и Марком-Антуаном Эйдусом , он подготовил перевод » Роберта Джеймса ( «Медицинского словаря 1746–1748). [14]

Философские мысли

[ редактировать ]

В 1746 году Дидро написал свое первое оригинальное произведение: «Философские мысли» ( Pensees philosophiques ). [15] [16] В этой книге Дидро приводил доводы в пользу примирения разума с чувствами для установления гармонии. По мнению Дидро, без чувства пагубно действует на добродетель и нет возможности создания возвышенных произведений. Однако, поскольку чувства без дисциплины могут быть разрушительными, для контроля над чувствами необходим разум. [1] : 625 

В то время, когда Дидро писал эту книгу, он был деистом. Следовательно, в этой книге содержится защита деизма и некоторые аргументы против атеизма. [1] : 625  В книге также содержится критика христианства. [1] : 626 

Прогулка скептика

[ редактировать ]

В 1747 году Дидро написал «Прогулку скептика» ( Promenade du sceptique ). [17] в котором деист , атеист и пантеист ведут диалог о природе божественности. Деист приводит аргумент, основанный на замысле . Атеист говорит, что Вселенную лучше объяснить с помощью физики, химии, материи и движения. Пантеист говорит, что космическое единство разума и материи, которые вечны и составляют вселенную, есть Бог. Эта работа оставалась неопубликованной до 1830 года. Причины разнятся. То ли потому, что местная полиция, предупрежденная священниками о новом нападении на христианство, конфисковала рукопись, то ли потому, что власти вынудили Дидро дать подписку о том, что он не будет публиковать это произведение. [1] : 626 

Нескромные драгоценности

[ редактировать ]

В 1748 году Дидро нужно было срочно собрать деньги. Его жена родила ему ребенка, а его любовница Мадлен де Пюизье предъявляла ему финансовые требования. В это время Дидро сказал своей любовнице, что написание романа — тривиальная задача, после чего она предложила ему написать его. В результате Дидро создал «Нескромные драгоценности» ( Les bijoux indiscrets ). Книга о волшебном кольце султана, которое привлекает любую женщину к «сдержанным драгоценностям». [18] [примечание 1] признаться в своем сексуальном опыте, когда на них направлено кольцо. [1] : 626–627  Всего в книге кольцо направлено на тридцать разных женщин – обычно на ужине или светской встрече – причем женщина обычно видит султана. [19] [1] : 627  Однако, поскольку кольцо обладает дополнительным свойством делать его владельца невидимым, когда это необходимо, некоторые из рассказанных сексуальных переживаний происходят посредством прямого наблюдения, когда султан делает себя невидимым и помещает себя в будуар ничего не подозревающей женщины. [19]

Помимо непристойности, в книге есть несколько отступлений в философию, музыку и литературу. В одном из таких философских отступлений султану снится сон, в котором он видит ребенка по имени «Эксперимент», который становится все больше и сильнее, пока ребенок не разрушит древний храм под названием «Гипотеза». Книга оказалась прибыльной для Дидро, хотя продавать ее можно было только тайно. Это самая публикуемая работа Дидро. [1] : 627 

Считается, что книга основана на распутном романе 1742 года «Софа» Клода Проспера Жолио де Кребийона (Crébillon fils). [1] : 627 

Научная работа

[ редактировать ]

Дидро всю свою жизнь писал о науке бессистемно. Научная работа, которой он больше всего гордился, — «Воспоминания о различных предметах математики» (1748). Эта работа содержит оригинальные идеи по акустике , натяжению, сопротивлению воздуха и «проекту нового органа», на котором мог бы играть каждый. Некоторым научным работам Дидро аплодировали современные издания его времени, такие как The Gentleman's Magazine , Journal des Savants ; и иезуитское издание Journal de Trevoux, которое предлагало еще больше таких работ: «со стороны человека, столь умного и способного, каким кажется г-н Дидро, о котором мы также должны отметить, что его стиль столь же элегантен, резок и непринужден. поскольку это живо и гениально». [1] : 627 

О единстве природы Дидро писал: «Без идеи целого философии больше нет» и «Все меняется, все проходит, ничего не остается, кроме целого». Он писал о временной природе молекул и отвергал точку зрения , согласно которой организмы заранее сформированы в бесконечной регрессии неизменяющихся микробов. Он рассматривал минералы и виды как часть спектра и был очарован гермафродитизмом . Его ответом на универсальное притяжение в моделях корпускулярной физики была универсальная эластичность. Его взгляд на гибкость природы предвещает открытие эволюции , но он не является дарвинистским в строгом смысле слова. [20]

Письмо о слепых

[ редактировать ]

Дидро Знаменитое «Письмо о слепых» ( 1749 ) представило его миру как оригинального мыслителя. [21] Предметом является обсуждение связи между рассуждением и знаниями, полученными посредством восприятия ( пяти чувств ). Название его книги также вызвало некоторые иронические сомнения относительно того, о ком именно идет речь в качестве «слепых». В эссе слепого английского математика Николаса Сондерсона [22] утверждает, что, поскольку знание происходит от чувств, математика является единственной формой знания, в которой могут прийти к согласию и он, и зрячий человек. Предполагается, что слепых можно научить читать посредством осязания. (В более позднем эссе Lettre sur les sourds et muets рассматривается случай аналогичной депривации у . глухонемых , ) Однако, по мнению Джонатана Израэля , что делает Lettre sur les aveugles таким замечательным, так это его отчетливая, хотя и неразвитая представление теории изменчивости и естественного отбора . [23]

Это мощное эссе, за которое Ламетри выразил горячую признательность в 1751 году, вращается вокруг замечательной сцены на смертном одре, в которой умирающий слепой философ Сондерсон отвергает аргументы священнослужителя - деиста , который пытается склонить его к вере в провиденциального Бога во время его последние часы. Аргументы Сондерсона — это аргументы - неоспиноза натуралиста и фаталиста , использующего сложную идею самозарождения и естественной эволюции видов без сотворения или сверхъестественного вмешательства. Понятие «мыслящей материи» поддерживается, а « аргумент замысла » отбрасывается (вслед за Ламетри) как пустой и неубедительный.Работа появилась анонимно в Париже в июне 1749 года и была решительно подавлена ​​властями. Дидро, находившийся под надзором полиции с 1747 года, был быстро идентифицирован как автор, его рукописи были конфискованы, и он был заключен на несколько месяцев под арестом на окраине Парижа, в подземельях Венсенна , где он почти ежедневно посещал Руссо , в то время его ближайший и самый усердный союзник. [24]

Вольтер написал Дидро восторженное письмо, в котором высоко оценил «Письмо» и заявил, что он долгое время высоко уважал Дидро, на что Дидро дал теплый ответ. Вскоре после этого Дидро был арестован. [1] : 629–630 

Историк науки Конвей Зиркль писал, что Дидро был одним из первых мыслителей-эволюционистов , и отмечал, что его отрывок, описывающий естественный отбор, был «настолько ясным и точным, что почти кажется, что мы были бы вынуждены принять его выводы как логическую необходимость даже в отсутствие доказательства, собранные с его времени». [25]

Заключение и освобождение

[ редактировать ]

Возмущенное общественным негодованием по поводу Экс-ла-Шапельского мира , правительство начало заключать в тюрьму многих его критиков. В это время было решено приструнить Дидро. 23 июля 1749 года губернатор Венсенской крепости приказал полиции заключить Дидро в тюрьму, а на следующий день он был арестован и помещен в одиночную камеру в Венсенне. Именно в этот период Руссо посетил Дидро в тюрьме и вышел из него изменившимся человеком, с вновь обретенными идеями о недостатках знаний, цивилизации и Просвещения – так называемое Венсенское озарение . [26]

Дидро было разрешено оставить себе одну книгу, имевшуюся у него во время ареста, « Потерянный рай» , которую он прочитал во время своего заключения. Он писал в книге заметки и аннотации, используя зубочистку вместо ручки и чернила, которые получал, соскребая сланец со стен и смешивая его с вином. [1] : 630 

В августе 1749 года мадам дю Шатле , предположительно по указанию Вольтера , написала губернатору Венсенна, который был ее родственником, умоляя обеспечить Дидро более комфортное жилье во время его заключения. Затем губернатор предложил Дидро доступ в большие залы Венсенского замка и свободу принимать книги и посетителей при условии, что он напишет документ о подчинении. [1] : 630  13 августа 1749 года Дидро писал губернатору:

Я признаю вам... что «Мысли» , « Бижу » и « Письмо на проспектах» — это развраты ускользнувшего от меня ума; но я могу... пообещать вам своей честью (а я имею честь), что они будут последними, и что они единственные... Что касается тех, кто принял участие в издании этих произведений, то ничего будет скрыто от вас. Я устно, в глубине [тайны] вашего сердца, сообщу имена как издателей, так и типографов. [27]

20 августа Дидро перевели в комфортабельную комнату крепости и разрешили встречать посетителей и гулять по садам. 23 августа Дидро подписал еще одно письмо, пообещав никогда не покидать тюрьму без разрешения. [1] : 631  3 ноября 1749 года он получил свободу. [1] : 632  Впоследствии, в 1750 году, он выпустил проспект « Энциклопедии» . [1] : 633 

Энциклопедия

[ редактировать ]
Титульный лист Энциклопедии

Андре ле Бретон , книготорговец и печатник, обратился к Дидро с проектом публикации перевода Эфраима Чемберса «Циклопедии » , или «Всеобщего словаря искусств и наук» , на французский язык, сначала предпринятого англичанином Джоном Миллсом , а затем немцем Готфридом. Селлий . [5] Дидро принял это предложение и преобразовал его. Он убедил Ле Бретона опубликовать новую работу, которая объединила бы идеи и знания « Республики литературы» . Издатели нашли капитал для более крупного предприятия, чем планировали изначально. Жана ле Рона д'Аламбера уговорили стать коллегой Дидро, и разрешение было получено от правительства.

В 1750 году о проекте было объявлено в подробном проспекте, а первый том был опубликован в 1751 году. [5] Эта работа была нестандартной и передовой для того времени. Дидро заявил, что «энциклопедия должна компенсировать неудачу в реализации такого проекта до сих пор и должна охватывать не только области, уже охваченные академиями, но и все отрасли человеческого знания». Всеобъемлющие знания дадут «силу изменить общепринятый образ мышления людей». [28] Работа сочетала стипендию с информацией о профессиях. Дидро подчеркивал обилие знаний в каждой предметной области. Эти идеи принесут пользу всем.

Однако работа Дидро с самого начала погрязла в противоречиях; проект был приостановлен судом в 1752 году. Как только второй том был завершен, возникли обвинения в крамольном содержании, в отношении записей редактора о религии и естественном праве. Дидро задержали, а в его доме обыскали рукописи последующих статей, но поиски оказались безрезультатными, поскольку рукописей найти не удалось. Они были спрятаны в доме маловероятного сообщника — Кретьена де Ламуаньона Малезерба , который первоначально приказал обыск. Хотя Малешерб был стойким абсолютистом и верным монархии, он симпатизировал литературному проекту. [29] Наряду с его поддержкой и поддержкой других влиятельных союзников, проект возобновился. Дидро вернулся к своим усилиям только для того, чтобы постоянно быть втянутым в противоречия.

Эти двадцать лет были для Дидро не просто временем непрерывной тяжелой работы, но и изнуряющими преследованиями и бегством друзей. Церковная партия ненавидела «Энциклопедию» , в которой они видели растущую цитадель своих философских врагов. К 1757 году они больше не могли этого терпеть — количество подписчиков выросло с 2000 до 4000, что является показателем роста народного влияния и власти. [5] Дидро хотел, чтобы Энциклопедия передала народу Франции все знания мира. Однако Энциклопедия угрожала правящим социальным классам Франции (аристократии), поскольку считала само собой разумеющимся справедливость религиозной терпимости , свободу мысли и ценность науки и промышленности. [30] Он утверждал доктрину, согласно которой главной заботой правительства страны должны быть простые люди. Считалось, что Энциклопедия была произведением организованной группы заговорщиков против общества и что их открытые публикации сделали опасные идеи поистине устрашающими. В 1759 году «Энциклопедия» была официально закрыта. [5] Указ не остановил работу, которая продолжалась, но ее трудности усугублялись необходимостью секретности. Жан ле Рон д'Аламбер ушел из предприятия, а другие влиятельные коллеги, в том числе Анн Робер Жак Тюрго, барон де Лон , отказались вносить дальнейший вклад в книгу, которая приобрела плохую репутацию. [21]

Вклад Дидро

[ редактировать ]

Дидро оставалось выполнить задачу как можно лучше. Он написал около 7000 статей. [31] некоторые очень незначительные, но многие из них трудоемкие, всеобъемлющие и длительные. Он повредил свое зрение, исправляя корректуры и редактируя рукописи менее щепетильных авторов. Дни он проводил в мастерских, осваивая производственные процессы, а по ночам записывал то, чему научился за день. Его постоянно преследовали угрозы полицейских рейдов. Последние экземпляры первого тома были выпущены в 1765 году.

В 1764 году, когда его огромная работа подходила к концу, он столкнулся с высшим унижением: он обнаружил, что книготорговец Ле Бретон, опасаясь недовольства правительства, вычеркнул из корректур после того, как они вышли из рук Дидро, все отрывки что он считал слишком опасным. «Он и надсмотрщик его типографии, — пишет Фёрбанк, — работали в полной секретности и, кроме того, намеренно уничтожили оригинал рукописи автора, чтобы невозможно было возместить ущерб». [32] Памятник, которому Дидро отдал двадцать долгих и тяжких лет труда, был непоправимо изуродован и обезображен. [5] Прошло 12 лет, в 1772 году, прежде чем подписчики получили последние 28 томов Энциклопедии , или словаря по наукам, искусствам и ремеслам, с момента публикации первого тома. [ нужны разъяснения ]

Когда в 1765 году работа Дидро над проектом «Энциклопедии» подошла к концу, он выразил своим друзьям обеспокоенность тем, что двадцать пять лет, которые он потратил на этот проект, были потрачены впустую. [11]

Зрелые работы

[ редактировать ]

Хотя «Энциклопедия» была самым монументальным произведением Дидро, он был автором многих других работ, которые засеяли почти все интеллектуальные области новыми творческими идеями. [5] Творчество Дидро варьируется от изящной мелочи вроде « » Сожалений о моем старом халате до пьянящего «Сна Даламбера» ( Le Rêve de d'Alembert ) (сочиненного в 1769 году), философского диалога, в котором он погружается в глубины споров относительно окончательного строения материи и смысла жизни . [5] «Жак-фаталист» (написанный между 1765 и 1780 годами, но опубликованный только в 1792 году на немецком языке и в 1796 году на французском языке) похож на «Тристрама Шенди» и «Сентиментальное путешествие» в своем вызове структуре и содержанию традиционного романа. [33]

Монахиня монахини или воспоминания

[ редактировать ]

«Религиозная» — роман, в котором утверждалось, что он показывает коррупцию институтов католической церкви.

Роман начался не как произведение для литературного потребления, а как тщательно продуманный розыгрыш, направленный на то, чтобы заманить маркиза де Круазмара , компаньона Дидро, обратно в Париж. Действие «Монахини» происходит в 18 веке, то есть в современной Франции. Сюзанна Симонен — умная и чувствительная шестнадцатилетняя француженка, которую родители против ее воли загнали в католический монастырь. Родители Сюзанны сначала сообщают ей, что ее отправляют в монастырь по финансовым причинам. Однако, находясь в монастыре, она узнает, что на самом деле она там, потому что она внебрачный ребенок, поскольку ее мать совершила прелюбодеяние. Отправляя Сюзанну в монастырь, ее мать думала, что сможет искупить свои грехи, используя дочь в качестве жертвоприношения.

В монастыре Сюзанна терпит унижения, преследования и насилие, потому что отказывается принять обеты религиозной общины. В конце концов она находит общение с настоятельницей, сестрой де Мони, которая сочувствует страданиям Сюзанны. После смерти сестры де Мони новая мать-настоятельница, сестра Сент-Кристин, не разделяет такого же сочувствия к Сюзанне, как ее предшественница, обвиняя Сюзанну в смерти сестры де Мони. Сестра Сент-Кристин подвергает Сюзанну физическим и моральным преследованиям почти до смерти.

Сюзанна связывается со своим адвокатом, месье Манури, который пытается юридически освободить ее от клятв. Манури удается перевести Сюзанну в другой монастырь, Сент-Эвтроп. В новом монастыре выясняется, что настоятельница - лесбиянка, и она начинает привязываться к Сюзанне. Мать-Настоятельница пытается соблазнить Сюзанну, но ее невиновность и целомудрие в конечном итоге доводят Мать-Настоятельницу до безумия, что приводит к ее смерти.

Сюзанна сбегает из монастыря Сент-Эвтроп с помощью священника. После освобождения она живет в страхе, что ее схватят и вернут обратно в монастырь, ожидая помощи от друга Дидро, маркиза де Круазмар .

Роман Дидро был направлен не на осуждение христианства как такового, а на критику замкнутой религиозной жизни. [13] В рассказе Дидро, как утверждали некоторые критики, Церковь изображается как содействующая иерархическому обществу, примером чему является динамика власти между Настоятельницей и девушками в монастыре, вынужденными, несмотря на то, что они против своей воли, принимать обеты и терпеть то, что для них невыносимая монастырская жизнь. С этой точки зрения, подчинение молодых женщин, не желающих вести монастырскую жизнь, дегуманизировало их, подавляя их сексуальность. Более того, их тяжелое положение было бы тем более тяжелым, поскольку следует помнить, что во Франции в тот период религиозные обеты признавались, регулировались и соблюдались не только церковью, но и гражданскими властями. Некоторые расширяют свою интерпретацию, предполагая, что Дидро стремился разоблачить более широкое преследование женщин со стороны католической церкви, которое заставило их принять судьбу, навязанную им иерархическим обществом.

Посмертная публикация

[ редактировать ]

Хотя «Монахиня» была завершена примерно в 1780 году, работа не была опубликована до 1796 года, после смерти Дидро.

Племянник Рамо

[ редактировать ]

Диалог « Племянник Рамо » (фр. Le Neveu de Rameau ) представляет собой «фарс-трагедию», напоминающую сатиры Горация влиянием , любимого классического автора Дидро, чьи строки «Vertumnis, quotquot sunt, natus iniquis» («Рожденный под ( о) неблагоприятных (богах) Вертумнусов, сколько бы их ни было») выступают в качестве эпиграфа. По словам Николаса Кронка, «Племянник Рамо» — «возможно, величайшее произведение величайшего писателя французского Просвещения». [34]

«Ужин философов » Жана Юбера . Дени Дидро – второй справа (сидит).

Краткое содержание

[ редактировать ]

Рассказчик в книге рассказывает о разговоре с Жаном-Франсуа Рамо , племянником знаменитого композитора Жана-Филиппа Рамо . Племянник с некоторым успехом сочиняет и преподает музыку, но чувствует себя униженным из-за своего имени и завидует своему дяде. В конце концов он впадает в ленивое и развратное состояние. После смерти жены он теряет всякое чувство собственного достоинства, а его резкие манеры приводят к тому, что бывшие друзья подвергают его остракизму. Профиль племянника теперь обрисован Дидро: человек, который когда-то был богат и чувствовал себя комфортно с красивой женой, а теперь живет в бедности и упадке, которого избегают друзья. И все же этот человек сохранил достаточно своего прошлого, чтобы философски проанализировать свое уныние и сохранить чувство юмора. По сути, он ни во что не верит — ни в религию, ни в мораль; ни в взгляде Русса на то, что природа лучше цивилизации, поскольку, по его мнению, все виды в природе поглощают друг друга. [1] : 660  Он рассматривает тот же процесс в экономическом мире, где люди потребляют друг друга через правовую систему. [1] : 660–661  Мудрый человек, по мнению племянника, следовательно, будет практиковать гедонизм:

Да здравствует мудрость и философия! Мудрость Соломона: пить хорошие вина, наедаться изысканной пищей, кувыркаться с красивыми женщинами, спать на пуховых постелях; вне этого все суета. [1] : 661 

Диалог заканчивается тем, что Дидро называет племянника расточителем, трусом и обжорой, лишенным духовных ценностей, на что племянник отвечает: «Я считаю, что ты прав». [1] : 661 

Намерение Дидро при написании диалога — будь то сатира на современные нравы, сведение теории личного интереса к абсурду, применение иронии к этике обычных условностей, простая установка для дискуссии о музыке или энергичный драматический набросок паразита и человеческого оригинала — оспаривается. В политическом плане он исследует «биполяризацию социальных классов при абсолютной монархии», и, поскольку его главный герой демонстрирует, как слуга часто манипулирует господином, «Неве де Рамо» можно рассматривать как предвосхищающую гегелевскую диалектику господина и раба . [35]

Посмертная публикация

[ редактировать ]

История публикации «Племянника» запутанна . Написанная между 1761 и 1774 годами, Дидро так и не довела работу до публикации при жизни и, по-видимому, даже не поделилась ею со своими друзьями. После смерти Дидро копия текста дошла до Шиллера , который передал ее Гете , который в 1805 году перевел произведение на немецкий язык. [21] Перевод Гете попал во Францию ​​и был повторно переведен на французский язык в 1821 году. Еще одна копия текста была опубликована в 1823 году, но перед публикацией она была удалена дочерью Дидро. Оригинал рукописи был найден только в 1891 году. [1] : 659 

Изобразительное искусство

[ редактировать ]

Самым близким другом Дидро был филолог Фридрих Мельхиор Гримм . [1] : 677  Их свел их общий в то время друг Жан-Жак Руссо . [1] : 632  В 1753 году Гримм начал писать информационный бюллетень La Correspondance Litéraire, philosophique et critique , который он рассылал различным высокопоставленным лицам в Европе. [36]

В 1759 году Гримм попросил Дидро сообщить о проводимых раз в два года художественных выставках в Лувре для «Корреспонденции» . Дидро писал о Салонах между 1759 и 1771 годами, а затем в 1775 и 1781 годах. [1] : 666–687  Отчеты Дидро станут «самым знаменитым вкладом в La Correspondance». [36]

По словам Шарля Огюстена Сент-Бева , отчеты Дидро побудили французов по-новому смеяться и познакомили людей с тайной и смыслом цвета с помощью идей. «До Дидро, — писала Анна Луиза Жермен де Сталь , — я никогда не видела в картинах ничего, кроме тусклых и безжизненных красок; именно его воображение придавало им облегчение и жизнь, и это почти новый смысл, которым я обязана его гений». [5]

Дидро приложил к своему отчету о Салоне 1765 года «Эссе о живописи» , в котором выразил свои взгляды на художественную красоту. Гете описал « Эссе сюр ла пеинтюр» как «великолепное произведение; оно говорит даже более полезно поэту, чем художнику, хотя и для художника оно является факелом яркого света». [1] : 668 

Жан-Батист Грёз (1725–1805) был любимым современным художником Дидро. [37] Дидро ценил сентиментальность Греза и, в частности, изображения Греза своей жены, которая когда-то была любовницей Дидро. [1] : 668 

Дидро написал сентиментальные пьесы «Le Fils Naturel» (1757) и «Le Père de Famille» (1758), сопровождая их эссе по теории и практике театра, в том числе «Les Entretiens sur Le Fils Naturel » («Беседы о естественном сыне »), в которых он объявил о принципах новой драмы: «серьезного жанра», реалистической середины между комедией и трагедией, противостоящей ходульным условностям классической французской сцены. В 1758 году Дидро представил концепцию четвертой стены , воображаемой «стены» перед сценой в традиционной трехстенной ложе авансцены театра , через которую зрители видят действие в мире пьесы. [38] [39] [40] Он также написал » « Парадокс актера , написанный между 1770 и 1778 годами, но впервые опубликованный после его смерти в 1830 году. Это драматическое эссе, разъясняющее теорию актерского мастерства, в котором утверждается, что великие актеры не испытывают эмоции, которые они выражают. [примечание 2] Это эссе также примечательно тем, что именно здесь термин l'esprit de l'escalier (или l'esprit d'escalier произошел ). Это французский термин, используемый в английском языке для обозначения ситуации, когда слишком поздно приходится думать об идеальном ответе.

Дидро и Екатерина Великая

[ редактировать ]

Путешествие в Россию

[ редактировать ]
Путешествие Дидро из Парижа в Петербург в 1773–1774 гг. Синяя линия отмечает обратный путь с 3 июня 1773 г. по 9 октября 1773 г., а красная линия — обратный путь с 5 марта 1774 г. по 21 октября 1774 г.

Когда российская императрица Екатерина Великая узнала, что Дидро нуждается в деньгах, она договорилась купить его библиотеку и назначить его смотрителем до самой смерти с зарплатой в 1000 ливров в год. Она даже заплатила ему зарплату за 50 лет вперед. [11] Хотя Дидро ненавидел путешествия, [1] : 674  он был вынужден навестить ее. [1] : 448 

9 октября 1773 года он прибыл в Санкт-Петербург, на следующий день встретился с Екатериной, и они несколько раз беседовали на разные темы. Во время своего пятимесячного пребывания при ее дворе он встречался с ней почти каждый день. [41] : 448–449  Во время этих разговоров, как он позже заявил, они разговаривали «как мужчина с мужчиной». [41] : 448  [примечание 3]

Время от времени он подчеркивал свою точку зрения, хлопая ее по бедрам. В письме мадам Жоффрен Кэтрин писала:

Ваш Дидро — необыкновенный человек. Я выхожу из интервью с ним с синяками на бедрах и совершенно черными. Мне пришлось поставить между нами стол, чтобы защитить себя и своих участников. [41] : 448 

Одной из обсуждавшихся тем были идеи Дидро о том, как превратить Россию в утопию. В письме графу де Сегюру императрица писала, что, если она последует совету Дидро, в ее королевстве наступит хаос. [41] : 448 

Вернувшись во Францию

[ редактировать ]

Вернувшись, Дидро попросил у императрицы 1500 рублей в качестве возмещения за поездку. Она дала ему 3000 рублей, дорогое кольцо и офицера, который сопроводит его обратно в Париж. По прибытии в Париж он написал панегирик в ее честь. [41] : 449 

В 1766 году, когда Екатерина узнала, что Дидро не получил годового гонорара за редактирование « Энциклопедии» (важного источника дохода философа), она договорилась о том, чтобы он получил огромную сумму в 50 000 ливров в качестве аванса за его услуги в качестве ее библиотекаря. . [11]

В июле 1784 года, узнав о плохом здоровье Дидро, Екатерина устроила ему переезд в роскошный номер на улице Ришелье . Дидро умер через две недели после переезда туда — 31 июля 1784 года. [41] : 893 

Среди последних произведений Дидро были заметки «Об инструкциях Ее Императорского Величества... для составления законов». Этот комментарий о России включал ответы на некоторые аргументы, выдвинутые Екатериной в Наказе . [41] : 449  [43] Дидро писал, что Екатерина, безусловно, была деспотичной в силу обстоятельств и воспитания, но не была тираном по своей сути. Таким образом, если она желает уничтожить деспотизм в России, ей следует отречься от престола и уничтожить всякого, кто попытается возродить монархию. [43] Она должна публично заявить, что «нет иного суверена, кроме нации, и не может быть настоящего законодателя, кроме народа». [44] Ей следует создать новый российский правовой кодекс, устанавливающий независимую правовую основу и начинающийся с текста: «Мы, народ, и мы, государи этого народа, клянемся совместно этими законами, по которым нас судят одинаково». [44] В Наказе Екатерина написала: «Законодательство должно соответствовать духу нации». [44] В опровержении Дидро говорилось, что законодательство должно создавать дух нации. Например, утверждал он, неуместно делать публичные казни излишне ужасающими. [45]

В конце концов Дидро решил не отправлять Екатерине эти записки; однако они были доставлены ей вместе с другими его документами после его смерти. Когда она их прочитала, она пришла в ярость и заметила, что это бессвязная тарабарщина, лишенная благоразумия, проницательности и правдоподобия. [41] : 449  [46]

Философия

[ редактировать ]
Дмитрий Левицкий , Дени Дидро , 1773, Музей искусства и истории , Женева

В юности Дидро первоначально был последователем Вольтера и его деистической англомании , но постепенно отошел от этого направления мысли в сторону материализма и атеизма , шаг, который был окончательно реализован в 1747 году в философских дебатах во второй части его «Скептика». Прогулка (1747 г.). [47] Дидро выступал против мистицизма и оккультизма, которые были широко распространены во Франции в то время, когда он писал, и считал, что утверждения о религиозных истинах должны подпадать под сферу разума, а не мистического опыта или эзотерических тайн. Однако Дидро проявил некоторый интерес к творчеству Парацельса . [48] Он был «философом, в котором все противоречия времени борются друг с другом» ( Розенкранц ). [21]

В своей книге 1754 года « Об интерпретации природы » Дидро изложил свои взгляды на природу, эволюцию, материализм, математику и экспериментальную науку. [1] : 651–652  [49] Предполагается, что Дидро, возможно, внес свой вклад в книгу своего друга барона д'Гольбаха « 1770 года Система природы» . [21] Дидро с энтузиазмом поддержал книгу, заявив, что:

Что мне нравится, так это ясная, определенная и откровенная философия, такая, как у вас в « Системе Природы» . Автор не атеист на одной странице и деист на другой. Его философия цельна. [1] : 700 

Задумав « Энциклопедию» , Дидро рассматривал эту работу как борьбу от имени потомков и выразил уверенность, что потомки будут благодарны за его усилия. По мнению Дидро, «потомство для философа — то же самое, что «иной мир» для человека религии». [1] : 641 

По словам Эндрю С. Каррана, основные вопросы мысли Дидро заключаются в следующем: [50]

  • Зачем быть моральным в мире без Бога?
  • Как мы должны ценить искусство?
  • Кто мы и откуда мы?
  • Что такое секс и любовь?
  • Как может философ вмешиваться в политические дела?

Смерть и погребение

[ редактировать ]

Дидро умер от тромбоза легочной артерии в Париже 31 июля 1784 года и был похоронен в городской церкви Сен-Рош . Его наследники передали его обширную библиотеку Екатерине II, которая передала ее на хранение в Российскую национальную библиотеку . Ему несколько раз отказывали в захоронении в Пантеоне вместе с другими французскими знаменитостями. [51]

Останки Дидро были раскопаны грабителями могил в 1793 году, и его труп остался на полу церкви. Затем власти, предположительно, перенесли его останки в братскую могилу. [52]

Признание и влияние

[ редактировать ]
Жан-Симон Бертелеми , Молодой человек, любующийся бюстом Дени Дидро

Мармонтель и Анри Мейстер отметили огромное удовольствие от интеллектуальных бесед с Дидро. [1] : 678  Морелле , постоянный посетитель салона Д'Гольбаха , писал: «Именно там я слышал... Дидро рассматривает вопросы философии, искусства или литературы и своим богатством выражения, беглостью и вдохновенной внешностью удерживает наше внимание. в течение длительного времени». [53] Современник и соперник Дидро Жан-Жак Руссо писал в своей «Исповеди» , что через несколько столетий потомки будут оказывать Дидро такое же уважение, как Платону и Аристотелю. [1] : 678  В Германии Гете , Шиллер и Лессинг [1] : 679  выразил восхищение сочинениями Дидро, Гете объявил « Племянника Рамо» Дидро «классическим произведением выдающегося человека» и что «Дидро — это Дидро, уникальная личность; кто придирается к нему и его делам, тот — филистер». [1] : 659  [54]

Когда атеизм потерял популярность во время Французской революции, Дидро подвергался критике и считался ответственным за чрезмерное преследование духовенства. [55]

В следующем столетии Дидро восхищались Бальзаком , Делакруа , Стендалем , Золя и Шопенгауэром . [56] По словам Конта , Дидро был выдающимся интеллектуалом в эту захватывающую эпоху. [1] : 679  Историк Мишле описал его как «настоящего Прометея» и заявил, что идеи Дидро будут оставаться влиятельными еще долго в будущем. Маркс выбрал Дидро своим «любимым прозаиком». [57]

Современные дани

[ редактировать ]
Памятник Дени Дидро в Париже, 6-й округ , работа Жана Готена

Отис Феллоуз и Норман Торри назвали Дидро «самой интересной и провокационной фигурой французского восемнадцатого века». [58]

В 1993 году американская писательница Кэтлин Шайн опубликовала «Племянницу Рамо» — сатиру на академическую жизнь Нью-Йорка, в основу которой легло исследование женщины (воображаемой) порнопародии XVIII века на « Племянника Рамо» Дидро . оценила книгу Мичико Какутани в газете «Нью-Йорк Таймс» как «проворную философскую сатиру академического ума» и «очаровательную комедию современных нравов». [59]

Французский писатель Эрик-Эммануэль Шмитт написал пьесу под названием Le Libertin ( «Распутник» ), в которой изображен один день из жизни Дидро, включая вымышленное сидение женщины-художницы, которое становится сексуально заряженным, но прерывается требованиями редактирования Энциклопедии . [60] Впервые он был поставлен в парижском театре Монпарнас в 1997 году с Бернаром Жиродо в роли Дидро и Кристиан Коэнди ​​в роли мадам Тербуш и был хорошо принят критиками. [61]

В 2013 году, к 300-летию со дня рождения Дидро, его родной город Лангр провел серию мероприятий в его честь и подготовил аудиотур по городу, в котором были освещены места, которые были частью прошлого Дидро, включая руины монастыря, где его сестра Анжелика провела ее клятвы. [62] 6 октября 2013 года в Лангре был открыт музей Просвещения, посвященный вкладу Дидро в это движение, Maison des Lumières Denis Diderot . [63]

Французское правительство рассматривало возможность увековечить 300-летие со дня его рождения. [64] но этого не произошло.

Библиография

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Bijou — жаргонное слово, означающее влагалище. [18]
  2. Это противоречит точке зрения Горация на использование эмоций в риторике : Si vis me flere, primium tibi flendum est (Если вы хотите, чтобы я плакал, вы должны сначала плакать сами). [1] : 624 
  3. Позже Дидро рассказал, что имел место следующий разговор:

    Екатерина : «У тебя горячая голова, и у меня такая же. Мы перебиваем друг друга, не слышим, что говорит другой, и поэтому говорим глупости».

    Дидро : «С той разницей, что, когда я перебиваю Ваше Величество, я совершаю большую дерзость».

    Кэтрин : «Нет, между мужчинами не бывает дерзости». [42]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Дюрант, Уилл (1965). История цивилизации, том 9: Эпоха Вольтера . Саймон и Шустер.
  2. ^ Пикеринг, Мэри (2009). Огюст Конт: Том 3: Интеллектуальная биография . Издательство Кембриджского университета. стр. 216, 304. ISBN.  978-0521119146 .
  3. ^ "Дидро" . Полный словарь Random House Webster .
  4. ^ «Дени Дидро | Биография, философия, произведения, убеждения, Просвещение и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 25 июня 2021 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Морли, Джон (1911). « Дидро, Дени ». В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 204–206.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Артур Уилсон, Дидро (Нью-Йорк: Оксфорд, 1972).
  7. ^ Верзаал, Элли (25 октября 2013 г.). «Дидро о Кнеутердейке (1)» [Дидро о Кнеутердейке (1)] (на голландском языке). Национальная библиотека Нидерландов . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года.
  8. ^ Норман Хэмпсон. Просвещение. 1968. Хармондсворт: Пингвин, 1982. с. 128
  9. ^ Гопник, Адам. «Как человек разума радикализировался» . Житель Нью-Йорка . Проверено 27 февраля 2019 г.
  10. ^ Артур М. Уилсон. Дидро: Годы испытаний, 1713–1759. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1957, стр. 14 [1]
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Карран, Эндрю (2019). Дидро и искусство свободно мыслить . Другая пресса. п. 319. ИСБН  978-159051-670-6 .
  12. ^ Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления, Other Press, 2019, стр. 143
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления, Other Press, 2019, стр. 275
  14. ^ Марк Твен, «Величественное литературное ископаемое», оригинал из журнала Harper's New Monthly Magazine , том. 80, выпуск 477, стр. 439–444, февраль 1890 г. Интернет на сайте Харпера . По состоянию на 24 сентября 2006 г.
  15. ^ П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. п. 27.
  16. ^ Брайан Маги. История философии. DK Publishing, Inc., Нью-Йорк: 1998. с. 124
  17. ^ Отис Феллоуз (1977). Дидро . Альфред А. Кнопф. п. 41.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. п. 44.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роден Пуччи, Сюзанна (1990). «Сдержанное очарование экзотики: выдумки гарема во Франции восемнадцатого века» . У Джорджа Себастьяна Руссо ; Рой Портер (ред.). Экзотика в эпоху Просвещения . Издательство Манчестерского университета. п. 156. ИСБН  978-0719026775 . Проверено 12 декабря 2016 г.
  20. ^ Гиллиспи, Чарльз Коулстон (1960). Грань объективности: Очерк истории научных идей . Издательство Принстонского университета. стр. 190–191 . ISBN  0691023506 .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Морли 1911 год .
  22. ^ Стивенс, Митчелл (2014). Представьте, что рая нет: как атеизм помог создать современный мир . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 123–124. ISBN  978-1137002600 . OCLC   852658386 . Проверено 21 июня 2014 г.
  23. ^ Современник Дидро, также француз, Пьер Луи Мопертюи , который в 1745 году был назначен главой Прусской академии наук при Фридрихе Великом , развивал аналогичные идеи. Эти протоэволюционные теории ни в коем случае не были столь продуманными и систематическими, как теории Чарльза Дарвина сто лет спустя.
  24. ^ Джонатан И. Израиль, Радикальное Просвещение: философия и создание современности 1650–1750. ( Издательство Оксфордского университета . 2001, 2002), с. 710
  25. ^ Зиркль, Конвей (25 апреля 1941 г.). «Естественный отбор до возникновения видов ». Труды Американского философского общества . 84 (1). Филадельфия, Пенсильвания: Американское философское общество : 71–123. ISSN   0003-049X . JSTOR   984852 .
  26. ^ Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления , Other Press, 2019, стр. 95–96.
  27. ^ Уилл Дюрант; Ариэль Дюрант (2011). Эпоха Вольтера: История цивилизации, Том IX . Саймон и Шустер. п. 781. ИСБН  978-1451647662 .
  28. ^ Примеры: статьи Дидро об азиатской философии и религии; см. приложение Urs . Рождение ориентализма . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета , 2010 г. ( ISBN   978-0812242614 ), стр. 133–187.
  29. ^ Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления, Other Press, 2019, стр. 161–164.
  30. ^ Лайонс, Мартин. «Книги: живая история». Издательство Гетти, 2011, с. 107.
  31. ^ Карран, Эндрю С. (15 декабря 2018 г.). « Остерегайтесь изобилия золота»: о чтении Дидро в эпоху Трампа» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 5 февраля 2019 г.
  32. ^ П.Н. Фёрбанк. Дидро: критическая биография. Нью-Йорк: Кнопф, 1992, с. 273.
  33. ^ Жак Смитански, Le Réalisme dans Jacques le Fataliste (Париж: Низе, 1965); Уилл МакМорран, Гостиница и путешественник: отступающие топографии в европейском романе раннего Нового времени (Оксфорд: Легенда, 2002).
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николас Кронк, «Введение», в «Племяннике Рамо и первой сатире» , Оксфорд: Oxford UP, 2006 (стр. vii – xxv), стр. VII.
  35. ^ Жан Варло, «Предисловие», в: Жан Варло, изд. Племянник Рамо и другие философские диалоги , Париж: Галлимар, 1972, стр. 9–28, с. 25–26.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джейкобс, Алан (11 февраля 2014 г.). «Наследники Гримма» . Новая Атлантида: журнал технологий и общества . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 16 августа 2015 г.
  37. ^ Эдмон и Жюль де Гонкуры , французские художники восемнадцатого века . Корнеллские книги в мягкой обложке, 1981, стр. 222–225. ISBN   0801492181
  38. ^ Белл, Элизабет С. (2008). Теории производительности . Лос-Анджелес: Сейдж. п. 203. ИСБН  978-1412926379 .
  39. ^ Уоллис, Мик; Шепард, Саймон (1998). Изучение пьес . Лондон: Арнольд. п. 214. ИСБН  0340731567 .
  40. ^ Абельман, Роберт (1998). Достижение критической массы: критический анализ телевизионных развлечений . Махва, Нью-Джерси: L. Erlbaum Associates. стр. 8–11 . ISBN  0805821996 .
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Дюрант, Уилл (1967). История цивилизации, том 10: Руссо и революция . Саймон и Шустер.
  42. ^ П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. п. 379.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. п. 393.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. п. 394.
  45. ^ П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: критическая биография . Альфред А. Кнопф. стр. 394–395.
  46. ^ П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. п. 395.
  47. ^ Джонатан И. Израиль, Оспаривание Просвещения , Oxford University Press, 2006, стр. 791, 818.
  48. ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 53–55. ISBN  978-0226403366 .
  49. ^ П.Н. Фурбанк (1992). Дидро: Критическая биография . Альфред А. Кнопф. стр. 109–115.
  50. ^ Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления, Other Press, 2019, стр. 14
  51. ^ Блом, Филипп . «В Пантеоне» . Ежеквартальный журнал Лэпэма . Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 27 января 2013 г.
  52. ^ Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления , Other Press, 2019, стр. 1–2.
  53. ^ Артур М. Уилсон (1972). Дидро . Издательство Оксфордского университета. п. 175 .
  54. ^ Хаммер, Карл младший (2015). Гете и Руссо: Резонансы разума . Университетское издательство Кентукки. п. 26.
  55. ^ Эндрю С. Карран, Дидро и искусство свободного мышления , Other Press, 2019, стр. 395–397.
  56. ^ П.Н. Фурбанк. Дидро: критическая биография. Нью-Йорк: Кнопф, 1992. с. 446
  57. ^ Дэвид Макклеллан. Карл Маркс: его жизнь и мысли. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1973. с. 457
  58. ^ Оттис Феллоуз и Норман Торри (1949), Исследования Дидро , том. 1, с. VII
  59. ^ «Специальные предложения» . www.nytimes.com .
  60. ^ «Театр» . www.eric-emmanuel-schmitt.com .
  61. ^ «Эрик-Эммануэль Шмитт» . www.theatreonline.com .
  62. ^ «Клуб трейдинга IQ Option и eToro Diderot» . Diderot2013-langres.fr . Клуб основан на Дидро Лангре. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 года . Проверено 14 мая 2014 г.
  63. ^ «Дидро 2013, Лангр празднует» . Франция 3 Гранд Эст. 23 июня 2023 г.
  64. ^ Карран, Эндрю С. (24 января 2013 г.). «Дидро, американский образец? Bien Sûr!» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 января 2022 года . Проверено 27 января 2013 г.
  65. ^ Дидро «Племянник Рамо», « Сокровища французской литературы» , с. 109. Коллекция режиссера Эдмона Жалу; http://www.denis-diderot.com/publications.html
  66. ^ «Философская и политическая история поселений и торговли европейцев в Восточной и Вест-Индии» . Всемирная цифровая библиотека . 1798 . Проверено 30 августа 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андерсон, Мечта Вильды К. Дидро. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1990.
  • Приложение, Урс (2010). Рождение ориентализма . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, ISBN   978-0812242614 , стр. 133–187 о роли Дидро в открытии индуизма и буддизма в Европе.
  • Азурменди, Жоксе (1984). Entretien d'un philosophe: Дидро (1713–1784) , Жакин , 32: 111–121.
  • Баллштадт, Курт П.А. Дидро: натурфилософ. Оксфорд: Фонд Вольтера, 2008.
  • Блом, Филипп (2010). Злая компания . Нью-Йорк: основные книги
  • Блюм, Кэрол (1974). Дидро: Добродетель философа
  • Брюэр, Дэниел. Использование энциклопедии: способы познания, способы чтения. Оксфорд: Фонд Вольтера, 2002.
  • Карлайл, Томас (1833). «Дидро» . Критические и разные очерки : Том III . Произведения Томаса Карлейля в тридцати томах. Том. ХXVIII. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера (опубликовано в 1904 г.). стр. 177–248.
  • Кларк, Эндрю Херрик. Партия Дидро. Олдершот, Хэмпшир, Англия: Эшгейт, 2008.
  • Каплан, Джей. Повествования в рамке: Генеалогия смотрящего Дидро. Манчестер: Манчестерский университет, 1986.
  • Крокер, Лестер Г. (1974). Хаотический порядок Дидро: подход к синтезу
  • Карран, Эндрю С. (2019). Дидро и искусство свободно мыслить
  • Д'Антуоно, Джузеппина. (2021) «Историографическое наследие: Дени Дидро и люди Французской революции». Diciottesimo Secolo 6 (2021): 161–168. онлайн


  • Де ла Каррера, Розалина. Успех в круговой лжи: коммуникативная практика Дидро. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет, 1991.
  • Длугач, Тамара. Дени Дидро . Москва: Издательство Прогресс. 1988.
  • Товарищи, Отис Э. (1989). Дидро
  • Франция, Питер (1983). Дидро
  • Фонтенэ, Элизабет де и Жак Пруст. Интерпретация Дидро сегодня. Париж: Ле Сикамор, 1984.
  • Фурбанк, ПН (1992). Дидро: критическая биография. Нью-Йорк: А.А. Кнопф. ISBN   0679414215 .
  • Григорий Ефросини, Мария (2006). Дидро и метаморфоза видов (Очерки по философии). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   0415955513 .
  • Хэвенс, Джордж Р. (1955) Эпоха идей. Нью-Йорк: Холт ISBN   0891976515 .
  • Хейс, Джулия Кэндлер. Репрезентация Я в театре Ла Шоссе, Дидро и Сада. Анн-Арбор, Мичиган: Международный университет микрофильмов, 1982.
  • Опасность, Пол. Европейская мысль XVIII века от Монтескье до Лессинга (1954). стр. 378–394
  • Кавана, Томас. «Пустое зеркало: исследование мимесиса через «Жака фаталиста » Дидро », в «Исследованиях Вольтера и восемнадцатого века» 104 (1973).
  • Королев, Библиотека Сергея Дидро: на пути к реконструкции. Ферни-Вольтер: Международный центр изучения XVIII века, 2014. ISBN   978-2845590939
  • Кузински, Джейсон (2008). «Дидро, Дени (1713–1784)» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . стр. 124–125. дои : 10.4135/9781412965811.n78 . ISBN  978-1412965804 . LCCN   2008009151 . OCLC   750831024 .
  • Лентин, А. «Екатерина Великая и Дени Дидро» History Today (май 1972 г.), стр. 313–332.
  • Мейсон, Джон Х. (1982). Неотразимый Дидро ISBN   0704334690
  • Перец, Эяль (2013). «Драматические эксперименты: жизнь по Дидро», Издательство государственного университета Нью-Йорка.
  • Рекс, Контрапункты Уолтера Э. Дидро: динамика противоречия в его основных произведениях. Оксфорд: Фонд Вольтера, 1998.
  • Сен-Аман, Пьер. Побежден. Саратога, Калифорния: Anma Books, 1984.
  • Саймон, Джулия (1995). Массовое Просвещение. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN   0791426386 .
  • Танстолл, Кейт Э. (2011). Слепота и Просвещение. Эссе. С новым переводом «Письма о слепых» Дидро . Континуум
  • Уилсон, Артур МакКэндлесс (1972). Дидро , стандартная биография
  • Васко, Герхард М. (1978). «Дидро и Гете, исследование науки и гуманизма», Librairei Slatkine , Libraire Champion .
  • Зарецкий, Роберт (2019). Екатерина и Дидро: императрица, философ и судьба Просвещения . Гарвардский университет. ISBN  978-0674737907 .

Первоисточники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a91ec0cfa9b28ecf176251134f8a875__1720312080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/75/8a91ec0cfa9b28ecf176251134f8a875.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Denis Diderot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)