Царство террора
Часть Французской революции | |
Дата | 5 сентября 1793 г. - 27 июля 1794 г. (10 месяцев, 3 недели и 1 день) |
---|---|
Расположение | Первая Французская Республика |
Организатор: | Комитет общественной безопасности |
Потери | |
минимум 35 000–45 000 [1] [2] |
Царствование террора (по-французски: la Terreur ) или Горская республика — период Французской революции , когда после создания Первой республики серия массовых убийств и многочисленных публичных казней произошла в ответ на революционный пыл, антиклерикальные настроения, и обвинения в государственной измене со стороны Комитета общественной безопасности . Хотя террор никогда официально не устанавливался Конвенцией как правовая политика, он чаще использовался как концепция. [3]
Среди историков существуют разногласия относительно того, когда именно начался «террор». Некоторые считают, что это началось только в 1793 году, часто указывая дату 5 сентября или 10 марта, когда Революционный трибунал . появился [4] Другие, однако, ссылаются на более раннее время сентябрьской резни в 1792 году или даже на июль 1789 года, когда произошли первые убийства революции. [а]
Термин «террор», используемый для описания этого периода, был введен Термидорианской реакцией , пришедшей к власти после падения Максимилиана Робеспьера в июле 1794 года. [4] [5] дискредитировать Робеспьера и оправдать свои действия. [6] Сегодня среди французских историков существует согласие в том, что исключительные революционные меры продолжались и после смерти Робеспьера, и этот последующий период теперь называется « Белым террором ». [7] К тому времени с июня 1793 года по всей Франции было вынесено 16 594 официальных смертных приговора, из которых 2639 были вынесены только в Париже. [5] [8] Еще от 10 000 до 12 000 человек были казнены без суда и 10 000 умерли в тюрьме. [1] [2] [4]
«Террор» как повестка дня
[ редактировать ]Летом 1793 года среди ведущих политиков Франции возникло ощущение чрезвычайной ситуации между широкомасштабной гражданской войной и контрреволюцией. Бертран Барер воскликнул 5 сентября 1793 года на съезде: «Давайте сделаем террор повесткой дня!» [9] Эту цитату часто интерпретировали как начало предполагаемой «системы террора», и сегодня историки больше не придерживаются этой интерпретации. Под давлением радикальных санкюлотов Конвент согласился учредить революционную армию, но отказался сделать террор повесткой дня. По мнению французского историка Жана-Клемана Мартена , между 1793 и 1794 годами Конвент не действовал «системы террора», несмотря на давление со стороны некоторых его членов и санкюлотов. [10] Члены съезда были полны решимости избежать уличного насилия, такого как сентябрьская резня 1792 года, взяв насилие в свои руки в качестве инструмента правительства. [8] Монархист Жак Казотт , предсказавший террор, в конце месяца был казнен на гильотине.
То, что Робеспьер называл «террором», было страхом, что «исключительное правосудие» вдохновит врагов республики. Он выступал против идеи террора как порядка дня, вместо этого защищая «справедливость» как порядок дня. [11] В феврале 1794 года в своей речи он объясняет, почему этот «террор» был необходим как форма исключительной справедливости в условиях революционного правительства:
Если основой народного правления в мирное время является добродетель, то основой народного правления во время революции являются и добродетель, и террор; добродетель, без которой террор губителен; террор, без которого добродетель бессильна. Террор – это не что иное, как быстрое, суровое и непреклонное правосудие; таким образом, это эманация добродетели; это не столько принцип сам по себе, сколько следствие общего принципа демократии, применяемого к наиболее насущным потребностям patrie [ родины, отечества] . [12] [8]
Историк-марксист Альберт Матье утверждает, что такой террор был необходимой реакцией на обстоятельства. [13] Другие полагают, что существовали дополнительные причины, в том числе идеологические. [14] и эмоциональный. [15]
Влияния
[ редактировать ]Просветительская мысль
[ редактировать ]Мысль Просвещения подчеркнула важность рационального мышления и начала бросать вызов правовым и моральным основам общества, снабжая лидеров эпохи террора новыми идеями о роли и структуре правительства. [16]
Руссо В «Общественном договоре» утверждалось, что каждый человек рождается с правами, и они объединятся, чтобы сформировать правительство, которое затем будет защищать эти права. Согласно общественному договору, правительство должно было действовать в соответствии с общей волей , которая представляла интересы всех, а не нескольких фракций. [17] Основываясь на идее общей воли, Робеспьер чувствовал, что Французская революция может привести к созданию республики, построенной для общей воли, но только после того, как те, кто боролся против этого идеала, будут изгнаны. [18] [19] Тех, кто сопротивлялся правительству, считали « тиранами », борющимися против добродетели и чести общей воли. Лидеры чувствовали, что их идеальная версия правительства находится под угрозой изнутри и за пределами Франции, а террор был единственным способом сохранить достоинство республики, созданной в результате Французской революции. [19]
Большое влияние на Робеспьера оказали также сочинения барона де Монтескье , другого мыслителя эпохи Просвещения того времени. Монтескье «Дух законов» определяет основной принцип демократического правления: добродетель , описываемую как «любовь к законам и к нашей стране». [20] В речи Робеспьера на Национальном съезде 5 февраля 1794 года, озаглавленной «Добродетель и террор», он рассматривает добродетель как «фундаментальный принцип народного или демократического правления». [21] [22] Фактически это была та же самая добродетель, которую определил Монтескье почти 50 лет назад. Робеспьер считал, что французскому народу крайне не хватает добродетели, необходимой для любого демократического правительства. В результате он решил отсеять тех, кто, по его мнению, никогда не мог обладать этой добродетелью. Результатом стал постоянный толчок к Террору. Конвент использовал это как оправдание действий, направленных на «разгром врагов революции… пусть законы исполняются… и пусть свобода будет спасена». [23]
Угрозы иностранного вторжения
[ редактировать ]В начале Французской революции окружающие монархии не проявили большой враждебности по отношению к восстанию. [24] Хотя его в основном игнорировали, Людовик XVI позже смог найти поддержку у Леопольда II Австрийского (брата Марии-Антуанетты ) и Фридриха Вильгельма II Прусского . 27 августа 1791 года эти иностранные лидеры приняли Пильницкую декларацию , в которой заявили, что восстановят французскую монархию, если к ней присоединятся другие европейские правители. В ответ на то, что они считали вмешательством иностранных держав, Франция объявила войну 20 апреля 1792 года. [25] Однако на данный момент войну вели только Пруссия и Австрия против Франции. Франция начала эту войну с серии крупных поражений, создавших у людей прецедент страха перед вторжением, который сохранялся на протяжении всей войны.
Массовые реформы военных институтов, хотя и были очень эффективными в долгосрочной перспективе, создали первоначальные проблемы для неопытных сил и лидеров сомнительной политической лояльности. [26] За то время, которое потребовалось достойным офицерам, чтобы использовать свои новые свободы для продвижения по служебной лестнице, Франция пострадала. Многие из первых сражений закончились для французов окончательными потерями. [ нужна ссылка ] Существовала постоянная угроза со стороны австро-прусских войск, которые легко продвигались к столице и угрожали разрушить Париж, если монарху будет причинен вред. [27] Эта серия поражений в сочетании с воинственными восстаниями и протестами внутри границ Франции подтолкнула правительство прибегнуть к решительным мерам, чтобы обеспечить лояльность каждого гражданина не только Франции, но, что более важно, Революции.
Хотя эта серия потерь в конечном итоге была прервана, реальность того, что могло бы произойти, если бы они продолжались, нависла над Францией. Ситуация не изменилась до сентября 1792 года, когда французы одержали решающую победу при Вальми, предотвратив австро-прусское вторжение. [28] Хотя к моменту официального начала правления террора французские вооруженные силы стабилизировались и одерживали победы, стремление добиться успеха в этой международной борьбе послужило оправданием для продолжения правительством своих действий. Лишь после казни Людовика XVI и аннексии Рейнской области другие монархии начали чувствовать достаточную угрозу, чтобы сформировать Первую коалицию . Коалиция, состоящая из России , Австрии , Пруссии , Испании , Голландии и Сардинии, начала наступление на Францию со всех направлений, осаждав и захватывая порты и возвращая территории, утраченные Францией. [29] Учитывая такое сходство с первыми днями Революционных войн для французского правительства и угрозы со всех сторон, объединение страны стало главным приоритетом. [30] По мере продолжения войны и начала правления террора лидеры увидели взаимосвязь между использованием террора и достижением победы. Как хорошо выразился Альберт Собул , «террор, поначалу импровизированный ответ на поражение, однажды организованный, стал инструментом победы». [31] Угроза поражения и иностранного вторжения, возможно, способствовала возникновению террора, но своевременное совпадение террора с победами Франции добавило оправдания его росту.
Народное давление
[ редактировать ]Во время правления террора санкюлоты и эбертисты оказывали давление на делегатов Национального собрания и способствовали общей нестабильности Франции. Национальный Конвент резко раскололся между монтаньярами и жирондистами . Жирондисты были более консервативными лидерами Национального собрания, в то время как монтаньяры поддерживали радикальное насилие и давление со стороны низших классов. [30] Как только монтаньяры получили контроль над Национальным собранием, они начали требовать радикальных мер. Более того, санкюлоты, городские рабочие Франции, агитировали лидеров наказывать тех, кто выступал против интересов бедных. Санкюлоты устроили яростные демонстрации, выдвигая свои требования и создавая постоянное давление на монтаньяров с целью проведения реформ. [32] Санкюлоты подпитывали безумие нестабильности и хаоса, используя народное давление во время революции. Например, санкюлоты направляли письма и петиции в Комитет общественного спасения, призывая их защитить свои интересы и права с помощью таких мер, как налогообложение продуктов питания, которые отдавали предпочтение рабочим перед богатыми. Они выступали за аресты тех, кто, как считается, выступает против реформ, против тех, кто имеет привилегии, а более воинственные члены выступали за грабежи, чтобы достичь желаемого равенства. [33] Возникшая в результате нестабильность вызвала проблемы, которые сделали формирование новой республики и достижение полной политической поддержки критически важными.
Религиозные потрясения
[ редактировать ]Царство террора характеризовалось резким отказом от давней религиозной власти, ее иерархической структуры, а также коррумпированным и нетерпимым влиянием аристократии и духовенства. Религиозные элементы, которые долгое время были символами стабильности для французского народа, были заменены взглядами на разум и научную мысль. [34] [35] Радикальные революционеры и их сторонники желали культурной революции, которая избавила бы французское государство от всякого христианского влияния. [36] Этот процесс начался с падения монархии , события, которое фактически лишило государство его освящения духовенством через доктрину Божественного права и положило начало эре разума. [37]
Многие давние права и полномочия были лишены католической церкви и переданы государству. В 1789 году церковные земли были экспроприированы, а священники убиты или вынуждены покинуть Францию. [36] Позже, в 1792 году, «непокорные священники» подверглись преследованию и были заменены их светскими коллегами из якобинского клуба . [38] Не все религии испытали одинаковую агрессию, еврейская община, наоборот, получила допуск во французское подданство в 1791 году. [39] Фестиваль Разума прошел В соборе Парижской Богоматери , который был переименован в «Храм Разума», а старый традиционный календарь был заменен новым революционным . [37] Лидеры террора пытались откликнуться на призыв к этим радикальным, революционным устремлениям, в то же время пытаясь сохранить жесткий контроль над движением дехристианизации , которое угрожало явному большинству все еще преданного католическому населению Франции. Робеспьер использовал это событие как средство борьбы с «моральной контрреволюцией», происходящей среди его соперников. [40] Кроме того, он надеялся остановить «чудовищный атеизм», ставший результатом радикальной секуляризации в философских и социальных кругах. [41] Напряжение, вызванное этими противоречивыми целями, заложило основу для «оправданного» использования террора для достижения революционных идеалов и избавления Франции от религиозности, которая, по мнению революционеров, стояла на пути.
Основные события во время террора
[ редактировать ]10 марта 1793 года Национальное собрание учредило Революционный трибунал . [42] Среди обвиняемых трибуналом около половины были оправданы (хотя после принятия Закона 22 прериаля 10 июня 1794 года это число упало примерно до четверти). В марте вспыхнуло восстание в Вандее в ответ на массовую воинскую повинность, которое переросло в гражданскую войну. Недовольство в Вандее продолжалось, по некоторым сведениям, до окончания террора. [43]
6 апреля 1793 года Национальное собрание учредило Комитет общественной безопасности , который постепенно стал де-факто правительством Франции во время войны. [44] Комитет курировал период террора. «Во время правления террора было арестовано по меньшей мере 300 000 подозреваемых; 17 000 были официально казнены и, возможно, 10 000 умерли в тюрьме или без суда». [1] [4]
2 июня 1793 года парижские санкюлоты окружили Национальный Конвент. [45] призыв к административным и политическим чисткам, установлению низких цен на хлеб и ограничению избирательного права только санкюлотами. При поддержке Национальной гвардии они убедили съезд арестовать 29 лидеров жирондистов. [46] В ответ на тюремное заключение депутатов-жирондистов около тринадцати департаментов начали восстания федералистов против Национального собрания в Париже, которые в конечном итоге были подавлены.
24 июня 1793 года Конвент принял первую республиканскую конституцию Франции — Французскую конституцию 1793 года . Он был ратифицирован на всенародном референдуме , но так и не вступил в силу. [47]
13 июля 1793 года убийство Жан-Поля Марата — якобинского лидера и журналиста — привело к дальнейшему усилению политического влияния якобинцев. Жорж Дантон , лидер восстания против короля в августе 1792 года , был исключен из Комитета общественного спасения 10 июля 1793 года. 27 июля 1793 года Робеспьер вошел в состав Комитета общественного спасения. [48]
23 августа 1793 года Национальное собрание постановило о массовом сборе : [49]
Молодые люди будут сражаться; женатый мужчина должен ковать оружие и транспортные средства; женщины будут шить палатки и одежду и будут служить в больницах; дети должны собирать тряпки, чтобы смахивать [для перевязок]; старики выйдут на общественную площадь, чтобы пробудить храбрость воинов и проповедовать ненависть к королям и единство Республики. [б]
5 сентября по предложению Барера Конвент должен был провозгласить путем голосования, что «террор является повесткой дня». [50] Джей Си. Мартин считает Тальена ответственным за плохую репутацию Робеспьера и за то, что « термидорианцы » изобрели «террор», поскольку не существует закона, подтверждающего его введение. [3] На заседании в тот день Конвент по предложению Шомета и при поддержке Бийо и Дантона решил сформировать в Париже революционную армию численностью 6000 человек. [51] Барер, представлявший Комитет общественной безопасности, внес на рассмотрение декрет, который был незамедлительно принят, учредив оплачиваемую вооруженную силу из 6000 человек и 1200 артиллеристов, «которым поручено сокрушать контрреволюционеров, обеспечивать соблюдение революционных законов и мер общественной безопасности, установленных Национальным собранием, и положения об охране». [52] Это позволило правительству сформировать «революционные армии», призванные заставить французских граждан подчиниться правлению Максимилиана. Эти армии также использовались для обеспечения соблюдения « закона общего максимума », который контролировал распределение и ценообразование на продукты питания. Обращаясь к Конвенту, Робеспьер заявил, что «вес и сила воли» верных республике людей будут использованы для подавления тех, кто превратит «политические собрания в гладиаторские арены». [50] Изменение политики привело к появлению во Франции вновь обретенной военной мощи, которая использовалась для защиты от будущих коалиций, сформированных соперничающими странами. Это событие также укрепило приход Робеспьера к власти на посту президента Комитета общественной безопасности в начале июля.
8 сентября банки и обменные пункты были закрыты, чтобы ограничить обращение фальшивых ассигнаций и отток капитала, а инвестиции в зарубежные страны карались смертью. На следующий день ультрас Колло д'Эрбуа и Бийо-Варенн были избраны в Комитет общественной безопасности. [ нужна ссылка ] 9 сентября конвенция учредила военизированные формирования, «революционные армии». [53] заставить фермеров сдать зерно, требуемое правительством. 17 сентября был принят Закон о подозреваемых , который разрешал заключать в тюрьму нечетко определенных «подозреваемых». Это привело к массовому переполнению тюремных систем. 29 сентября Конвенция распространила фиксирование цен на зерно и хлеб на другие товары первой необходимости, а также фиксированную заработную плату.
10 октября Конвент постановил, что «временное правительство будет революционным до мира». 16 октября Мария-Антуанетта была казнена. Суд над жирондистами начался в тот же день; они были казнены 31 октября чуть более чем за полчаса Шарлем-Анри Сансоном . [54] [55] Жозеф Фуше и Колло д'Эрбуа подавили восстание Лиона против Национального собрания , а Жан-Батист Каррье приказал утопить людей в Нанте . Тальен обеспечивал работу гильотины в Бордо, а Баррас и Фрерон решали вопросы в Марселе и Тулоне. Жозефа Ле Бона отправили в регионы Сомма и Па-де-Кале . [56]
директор по производству ассигнатов и Манон Роланд 8 ноября были казнены . 13 ноября Конвенция закрыла Парижскую биржу и запретила всю торговлю драгоценными металлами под страхом штрафов. [57] Антиклерикальные настроения усилились, и в конце 1793 года началась кампания дехристианизации. Робеспьер объявил «дехристианизаторов» иностранными врагами.
В начале декабря Робеспьер обвинил Жоржа Дантона в Якобинском клубе в том, что он «слишком часто проявляет свои пороки, а не свою добродетель». [58] Камиль Демулен защищал Дантона и предостерег Робеспьера не преувеличивать революцию.
5 декабря 1793 года (14 фримера) Национальное собрание приняло Закон фримера , который давал центральному правительству больший контроль над действиями представителей в командировках . Парижская Коммуна и революционные комитеты секций должны были подчиняться закону, двум комитетам и Конвенту. [59] Демулен утверждал, что революция должна вернуться к своим первоначальным идеям, вошедшим в моду около 10 августа 1792 года. [60] Пришлось создать Комитет Благодати. 8 декабря мадам Дюбарри была казнена на гильотине. Получив уведомление о том, что он должен явиться на следующий день перед Революционным трибуналом, Этьен Клавьер покончил жизнь самоубийством. Томас Пейн потерял свое место в Конвенте, был арестован и заключен в тюрьму за связь с жирондистами, а также за то, что он был иностранным гражданином. К концу 1793 года возникли две основные фракции, обе угрожавшие революционному правительству: эбертисты, призывавшие к усилению террора и угрожавшие восстанием, и дантонисты во главе с Дантоном, требовавшие умеренности и снисхождения. Комитет общественной безопасности принял меры против обоих.
8 февраля 1794 года Жан-Батист Каррье был отозван из Нанта после того, как член Комитета общественной безопасности написал Робеспьеру информацию о совершаемых злодеяниях, хотя сам Каррье не предстал перед судом. 26 февраля и 3 марта 1794 года (8 и 13 Вентоза) Сен-Жюст предложил декреты о конфискации имущества ссыльных и противников революции, известные как декреты Вентоза .
В марте 1794 года основные эбертисты предстали перед Революционным трибуналом и 24 числа казнены. 30 марта оба комитета решили арестовать Дантона и Демулена после того, как Сен-Жюст впал в нетипичную ярость. [61] Дантонистов судили с 3 по 5 апреля и казнили 5 апреля.
В середине апреля было принято постановление централизовать расследование судебных протоколов и передать всех политических подозреваемых во Франции Революционному трибуналу в Париже. Сен-Жюст и Ле Ба путешествовали по Рейнской армии, чтобы наблюдать за генералами и наказывать офицеров за предполагаемую предательскую робость или отсутствие инициативы. [62]
Оба комитета получили право немедленно их допросить. Внутри Комитета общественного спасения было создано специальное полицейское бюро, в задачу которого входило наблюдение за государственными служащими, конкурирующее как с Комитетом общей безопасности, так и с Комитетом общественного спасения. [63] [64] Иностранцам больше не разрешалось путешествовать по Франции или посещать якобинские клубы; Голландские патриоты , бежавшие во Францию до 1790 года, были исключены. [65] 22 апреля Малешерб , адвокат, защищавший короля и депутатов Исаака Рене Ги ле Шапелье и Жака Гийома Туре , четырежды избранного председателем Учредительного собрания , был взят на эшафот. [66] Сен-Жюст и Леба в конце месяца покинули Париж и направились в армию на север . [67] 21 мая 1794 года революционное правительство решило, что террор будет централизованным, и почти все Париже . провинциальные трибуналы закрылись, и все судебные процессы проводились в [68]
20 мая Робеспьер подписал ордер на арест Терезы Кабаррюс , а 23 мая, после покушения на Колло д'Эрбуа , Сесиль Рено была арестована возле резиденции Робеспьера с двумя перочинными ножами и сменой нижнего белья, утверждая, что свежее белье предназначалось для нее. исполнение. [69] Ее казнили 17 июня. [70] [71] [72]
закон 10 июня (22 прериаля) Национальное собрание приняло предложенный Жоржем Кутоном , известный как Закон 22 прериаля , который упростил судебный процесс и значительно ускорил работу Революционного трибунала. С принятием закона число казней значительно возросло, и период с этого времени до Термидорианской реакции стал известен как «Большой террор» ( фр . la Grande Terreur ). В период с 10 июня по 27 июля было казнено еще 1366 человек, что вызвало страх у Колло д'Эрбуа, Фуше и Тальена из-за их прошлых действий. [73] Как Бриссо, мадам Ролан, Петион, Эбер и Дантон, Тальена обвиняли в участии в публичных обедах. [74] 18 июня Петион де Вильнев и Франсуа Бюзо покончили жизнь самоубийством, а Иоахим Вилат 21 июня был арестован .
26 июня 1794 года (8 мессидора) французская армия выиграла битву при Флерюсе , которая стала поворотным моментом в военной кампании Франции и подорвала необходимость мер военного времени и легитимность революционного правительства. [75] В начале июля около шестидесяти человек были арестованы как « враги народа » и обвинены в заговоре против свободы . [76] В Париже число смертных приговоров удвоилось, [77] были выкопаны две новые братские могилы . на кладбище Пикпус К середине июля [78] [79] Среди депутатов было широко распространено мнение, что их парламентская неприкосновенность , действовавшая с 1 апреля 1793 года, стала опасной. [80] 14 июля Робеспьер исключил Фуше. Чтобы избежать ареста, около пятидесяти депутатов не остались дома.
По словам Барера , который, как и Робеспьер, никогда не отправлялся на миссию: «Мы никогда не обманывали себя, что Сен-Жюст, созданный как более диктаторский босс, в конечном итоге свергнул бы его, чтобы поставить себя на его место; мы также знали, что мы стояли что касается его проектов и того, что он хотел нас гильотинировать, мы остановили его». [81]
Термидорианская реакция
[ редактировать ]Падение Робеспьера было вызвано сочетанием тех, кто хотел большей власти для Комитета общественного спасения (и более радикальной политики, чем он был готов допустить), и умеренных, которые полностью выступали против революционного правительства. Вместе они выдвинули против него Закон 22 прериаля , так что после его падения пропаганда террора будет рассматриваться как принятие политики закоренелого врага республики, ставящего свою голову против него. риск.
Между арестом и казнью Робеспьер, возможно, пытался покончить жизнь самоубийством, застрелившись, хотя полученное им пулевое ранение, независимо от его происхождения , лишь раздробило ему челюсть. Альтернативно, его мог застрелить жандарм Шарль-Андре Мерда . Смена ориентации могла бы объяснить, как Робеспьер, сидя в кресле, получил ранение сверху справа в нижнюю левую челюсть. [82] [83] [84] ) По словам Бурдона, Меда затем ударила адъютанта Кутона в ногу. [85] [86] [87] [88] Кутона нашли лежащим внизу лестницы в углу, упавшим со спины своего адъютанта. Сен-Жюст сдался, не сказав ни слова. [89] По словам Меды, Анрио пытался сбежать по скрытой лестнице на третий этаж и в свою квартиру. [90] Группа из 15–20 заговорщиков была заперта в комнате внутри ратуши де Виль. [91] Большая неразбериха, возникшая при штурме муниципальной залы Парижа, где нашли убежище Робеспьер и его друзья, не позволяет быть уверенным в происхождении раны. Группа из 15–20 заговорщиков была заперта в комнате внутри ратуши. [92] В любом случае, на следующий день Робеспьер был гильотинирован вместе с Сен-Жюстом, Кутоном и его братом Огюстеном Робеспьером . [93] На следующий день после его кончины примерно половина Парижской Коммуны (70 членов) встретила свою судьбу на гильотине. [94] По словам Хиллари Мэнтел : «Он не смог бы выжить, если бы никому не доверял, и не мог бы решить, кому доверять». «Рассмотрено» . Архивировано из оригинала 9 июня 2007 года . Проверено 31 августа 2006 г. Хилари Мэнтел в London Review of Books , Vol. 22, № 7, с. 30 марта 2000 г.
Долгое время считалось, что террор закончился 9 термидора II года (27 июля 1794 г.) падением Робеспьера и его сторонников и их казнью на следующий день. Сегодня историки более разбираются в нюансах. Они напоминают, что в дни после 9 термидора был отменен только закон 22 прериаля , а революционный суд и закон о подозрениях не были отменены в течение многих месяцев, а казни продолжались. [7]
См. также
[ редактировать ]- Шарики жертв
- Утопление в Нанте
- Адские колонны
- Революционный террор
- Государственный терроризм
- Терроризм во Франции
- Вязальщица
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Даты июль 1789 г., сентябрь 1792 г. и март 1793 г. указаны в качестве альтернативных. Мартин, Жан-Клеман (2010). Террор: проклятый революции период . Открытия Галлимара (на французском языке). Полет. 566. Париж: Галлимар. стр. 14–15.
- ^ (на французском языке) Молодые люди пойдут в бой; женатые мужчины будут ковать оружие и транспортные средства; женщины будут строить палатки и служить в больницах; дети измельчат старое белье; стариков будут выводить на площади, чтобы возбуждать храбрость воинов, проповедовать ненависть к королям и единство Республики.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грир, Дональд (1935). Распространенность террора во время Французской революции: статистическая интерпретация . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, сб. «Гарвардские исторические монографии» (№ VIII). стр. 26–37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жан-Клеман Мартен (2017). Террор: правда и легенды . Пэрис: Перрен. стр. 191–192.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллер, Мэри Эшберн (2011). Естественная история революции: насилие и природа во французском революционном воображении, 1789–1794 гг . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801460845 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 12 марта 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Царство террора | История, значение и факты | Британника» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 20 июня 2020 года . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линтон, Мариса. «Террор во Французской революции» (PDF) . Кингстонский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 17 января 2012 года . Проверено 2 декабря 2011 г.
- ^ Жан-Клеман Мартен, Террор, проклятая часть революции, Découvertes/Gallimard, 2010, стр. 14–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мишель Биар и Эрве Лойверс, «Лица ужаса», в книге Мишеля Биара и Эрве Лойверса (ред.), Лица ужаса. Политическое исключение года II , Париж, Арман Колен, 2014, стр. 5–14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Линтон, Мариса (август 2006 г.). «Робеспьер и террор: Мариса Линтон рассказывает о жизни и карьере одного из самых поношенных людей в истории» . История сегодня . 8 (56): 23. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ Шустерман, Ной (2020). «Восстание федералистов, Вандея и начало террора (лето 1793 г. – осень 1793 г.)». Французская революция . стр. 176–205. дои : 10.4324/9780429432910-7 . ISBN 978-0-4294-3291-0 . S2CID 225258435 .
- ^ Мартин, Жан-Клеман (2014). Машина-фантазия (на французском языке). Париж: Вандемьер. стр. 86–118. ISBN 978-2-3635-8029-0 .
- ^ Эрве Лойверс, Робеспьер , Париж, Файард, 2014 г.
- ^ Холсолл, Пол (1997). «Максимилиан Робеспьер: О принципах политической морали, февраль 1794 года» . Фордэмский университет . Архивировано из оригинала 6 декабря 2016 года . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Матье, Альберт (2011). La Révolution Française [ Французская революция ] (на французском языке). Книжный магазин Армана Колена. ISBN 978-7-1000-7058-4 .
- ^ Фюре, Франсуа. Глубоко укоренившаяся идеология и обстоятельства . п. 224.
- ^ Тэкетт, Тимоти (2015). Приход террора во Французской революции . Belknap Press : Выходные данные издательства Гарвардского университета . ISBN 978-0-6747-3655-9 .
- ^ Черч, Уильям Ф. (1964). "Введение". В церкви, WF (ред.). Влияние Просвещения на Французскую революцию . Бостон: округ Колумбия, Хит и компания. п. VII.
- ^ Руссо, Жан-Жак . 1901. « Общественный договор. Архивировано 6 августа 2020 года в Wayback Machine ». стр. 1–126 в журнале «Идеальные империи и республики» под редакцией Чарльза М. Эндрюса. Вашингтон: М. Уолтер Данн. п. 92. Архивировано 6 августа 2020 года в Wayback Machine –94. Доступно в виде электронного текста. Архивировано 27 октября 2020 года на Wayback Machine через Интернет-библиотеку Liberty .
- ^ Пейр, Анри (1949). «Влияние идей восемнадцатого века на Французскую революцию». Журнал истории идей . 10 (1): 63–87. дои : 10.2307/2707200 . JSTOR 2707200 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холсолл, Пол. [1997] 2020. « Максимилиан Робеспьер: оправдание использования террора. Архивировано 13 августа 2021 года в Wayback Machine ». Справочник по современной истории в Интернете . США: Университет Фордхэма , дата обращения 25 июня 2020 г.
- ^ Халсал, Пол. [1996] 2020. « Монтескье: Дух законов, 1748 г. Архивировано 31 октября 2018 г. в Wayback Machine ». Справочник по современной истории в Интернете . США: Университет Фордэма . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Робеспьер, Максимилиан . [1794] 1970. « Добродетель и террор. Архивировано 6 августа 2020 года в Wayback Machine ». стр. 32–49 в «Девятом термидоре » под редакцией Р. Бьенвеню. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- ^ « 9 Термидора: Заговор против Робеспьера. Архивировано 30 октября 2018 года в Wayback Machine ». Свобода, Равенство, Братство . США: Центр истории и новых медиа Роя Розенцвейга и Проект американской социальной истории.
- ^ « Террор — повестка дня. Архивировано 6 августа 2020 года в Wayback Machine ». Всемирная история . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Попкин 2016 , с. 54.
- ^ Ротенберг, Гюнтер Э. (1988). «Происхождение, причины и продолжение войн Французской революции и Наполеона». Журнал междисциплинарной истории . 18 (4): 771–793. дои : 10.2307/204824 . JSTOR 204824 .
- ^ Попкин 2016 , с. 55.
- ^ Леопольд II и Фредерик Уильям. 27 августа 1791 г. « Декларация Пильница. Архивировано 3 декабря 2022 г. в Wayback Machine ». Французская революция . AU: История Альфа. Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Попкин 2016 , с. 59.
- ^ Бок, Хилари (2014), «Барон де Монтескье, Шарль-Луи де Секондат» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2014 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, в архиве из оригинала 27 мая 2024 г. , дата обращения 15 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Попкин 2016 , с. 64.
- ^ Озуф, Мона (1984). «Война и террор во французском революционном дискурсе (1792–1794)». Журнал современной истории . 56 (4): 580–597. дои : 10.1086/242733 . JSTOR 1880323 . S2CID 153782457 .
- ^ Шехтер, Рональд (2014). «Террор, месть и мученичество во Французской революции». Мученичество и терроризм . стр. 152–178. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199959853.003.0008 . ISBN 978-0-1999-5985-3 .
- ^ Альберт Собул, Санкюлоты; Народное движение и революционное правительство, 1793–1794 (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1972), 5–17.
- ^ Прессенс, Эдмонд; Лакруа, Джон (1869). Религия и царство террора, или Церковь во время Французской революции . Иллюстрированные конституции мира. Нью-Йорк: Цинциннати: Карлтон и Ланахан; Хичкок и Уолден. [ нужна страница ]
- ^ Кеннеди 1989 , с. 343.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хант, Линн (2019). «Образы радикализма». Политика, культура и класс во Французской революции . стр. 87–120. дои : 10.1525/9780520931046-011 . ISBN 978-0-5209-3104-6 . S2CID 226772970 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Попкин 2016 , стр. 72–73.
- ^ Отчет Якобинского общества Безансона о непокорных священниках , 8 января 1792 г., заархивировано из оригинала 9 декабря 2021 г. , получено 9 декабря 2021 г.
- ^ «Принятие евреев к правам гражданства», 27 сентября 1791 г. , 27 сентября 1791 г., заархивировано из оригинала 26 июня 2023 г. , получено 9 декабря 2021 г.
- ^ Робеспьер, «О политической морали» , 5 февраля 1704 г., заархивировано из оригинала 9 декабря 2021 г. , получено 9 декабря 2021 г.
- ^ Религия: Культ Высшего Существа , 8 июня 1794 г., заархивировано из оригинала 9 декабря 2021 г. , получено 9 декабря 2021 г.
- ^ Закон о подозреваемых , 17 сентября 1793 г., заархивировано из оригинала 30 августа 2023 г. , получено 15 сентября 2023 г.
- ^ Фурло, Алиса (9 июля 1989 г.). «Да здравствует контрреволюция!» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2011 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Мантел, Хилари (6 августа 2009 г.). «Он ревел» . Лондонское обозрение книг . 3 (15): 3–6. Архивировано из оригинала 22 мая 2019 года . Проверено 16 января 2010 г.
- ^ Марк, Харрисон В. «Падение жирондистов» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Джонс, Питер (2003). Французская революция 1787–1804 гг . Образование Пирсона . п. 57.
- ^ «Робеспьер и Комитет общественной безопасности | История западной цивилизации II» . Courses.lumenlearning.com . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Максимилиан Робеспьер | Биография, факты и казнь» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 28 ноября 2016 года . Проверено 19 сентября 2017 г.
- ^ Форрест, Алан (1 марта 2004 г.). «Армия года II в современной памяти: массовые левы и создание республиканского мифа». Исторические анналы Французской революции (на французском языке) (335): 111–130. дои : 10.4000/ahrf.1385 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Террор — в порядке вещей» . Свобода, Равенство, Братство . 5 сентября 1793 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2020 года . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Ричард Т. Бьенвеню (1968) Девятый Термидор , с. 22; Р. Р. Палмер (1970) Двенадцать, которые правили , стр. 47–51.
- ^ Хазан, Эрик (2014). Народная история Французской революции .
- ^ Сойайе, Акин А. Французская революция I. Введение . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ Мемуары Сансона, том II, с. 70
- ^ История, Альфа (15 марта 2015 г.). «Хронология Французской революции 1792–95» . Французская революция . Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Ричард Т. Бьенвеню (1968) Девятый Термидор , с. 23
- ^ «Фиатные деньги во Франции: как они появились, что они принесли и как они закончились, А. Д. Уайт, стр. 43» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 30 октября 2022 г.
- ^ "Gazette nationale ou le Moniteur Universel - Год выпуска: 1793 - Галлика" . Gallic.bnf.fr . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 15 февраля 2020 г.
- ↑ Moniteur Universel от 5 декабря 1793 г., стр. 4
- ^ Функ, Ф.; Дантон, Дж.Дж.; Шалье, MJ (1843). 1793: Вклад в тайную историю Французской революции, с особым вниманием к Дантону и Шалье, одновременно с исправлением описаний, содержащихся в работах Тьера и Минье (на немецком языке). Ф. Бассерман. п. 52. Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Шама 1989 , стр. 816–817.
- ^ Ричард Т. Бьенвеню (1968) Девятый Термидор , с. 23
- ^ Херлаут. Миссии Сен-Жюста в Армии Севера. Вторая миссия (30 апреля 1794 г. – 28 июня 1794 г.). В: Revue du Nord, том 28, № 109, январь-март 1946 г., с. 2. doi : 10.3406/rnord.1946.1872 , Архивировано 27 мая 2024 г. в Wayback Machine www.persee.fr/doc/rnord_0035-2624_1946_num_28_109_1872.
- ^ «Хронология» . www.antoine-saint-just.fr . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Дж. Розендал (2003) Батавен! Голландские беженцы во Франции 1787-1795 гг., стр. 420–422
- ^ А. Журдан (2018) Революционный трибунал. doi : 10.3917/perri.boula.2018.01.0269
- ^ Линтон 2013 , с. 235.
- ^ Дэвидсон, Ян (25 августа 2016 г.). Французская революция: от Просвещения к тирании, Ян Дэвидсон, с. xiv . Профильные книги. ISBN 978-1-84765-936-1 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 года . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ История народов 1793–1844 гг. Из газет. Архивировано 22 сентября 2020 года в Wayback Machine The Bombay Courier , суббота, 18 октября 1794 года.
- ^ Сансон, Анри (12 марта 1876 г.). «Воспоминания о Сансонах: Из частных записок и документов (1688–1847)» . Чатто и Виндус. Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г. - через Google Книги.
- ^ Нэйш, Камилла (2013). Смерть приходит к девушке: секс и казнь 1431–1933 гг . Рутледж. ISBN 978-1136247620 . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г. - через Google Книги.
- ^ «Эдинбургское обозрение» . А. и К. Блэк. 12 марта 1809 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г. - через Google Книги.
- ^ Жан Жорес, « Закон Прериаля и большой террор (осень, год IV). Архивировано 22 апреля 2021 года в Wayback Machine », в «Социалистической истории Французской революции» (перевод Митчелла Абидора), Marxists.org
- ^ Линтон, Мариса; Хардер, Метте (12 марта 2015 г.). « Приходите и обедайте»: опасности демонстративного потребления во французской революционной политике, 1789–95» (PDF) . Ежеквартальный журнал европейской истории . 45 (4): 615. дои : 10.1177/0265691415595959 . S2CID 143310428 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 декабря 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г. - через academia.edu.
- ^ «Царство террора: причины, цели и последствия | StudySmarter» . StudySmarter Великобритания . Архивировано из оригинала 31 января 2023 года . Проверено 31 января 2023 г.
- ↑ Le Républicain français, 9 июля 1794 г.
- ^ «Революционный трибунал» . 25 января 2023 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Пикп (12)» . Парижские кладбища . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Стейнберг, Ронен (9 сентября 2008 г.). «Пространства траура: Кладбище Пикпюса и память о терроре в послереволюционной Франции». Труды Западного общества французской истории . 36 . hdl : 2027/spo.0642292.0036.011 .
- ^ Линтон 2013 , с. 163.
- ^ Барер, Бертран (1842). Мемуары Б. Барера: члена Учредительного собрания, Конвента, Комитета общественного спасения и Палаты представителей . Ж. Лабитт. п. 118 .
- ^ Лойверс, Эрве. Робеспьер (Париж, Файард, 2014; Рид. Плюриэль, 2016) – отрывки . стр. 366–367. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 30 апреля 2024 г. - через www.academia.edu.
- ^ Олар, Альфонс (2011). Исследования и уроки Французской революции . Издательство Кембриджского университета. п. 292. ИСБН 978-1-108-03497-5 . Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Биар, Мишель (2015). Свобода или смерть. Умереть депутатом, 1792–1795 гг . Талландье. п. 119. ИСБН 979-1-02-100844-1 . Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Меда, Калифорния (12 марта 1825 г.). «Неопубликованный исторический отчет о событиях вечера 9 термидора II года» . Болдуин. Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Получено 30 апреля 2024 г. - через Google Книги.
- ^ Л. Блан (1861) История Французской революции, Том. 11, книга 12, гл. 7, с. 256
- ^ Сансон, Анри; Сансон, Шарль Анри; Сансон, Анри; Ольбрейз, д' (12 марта 1876 г.). «Мемуары Сансонов, из частных заметок и документов, 1688–1847 / под редакцией Генри Сансона» . Лондон: Чатто и Виндус - через Интернет-архив.
- ^ Э. Хамель, стр. 337–38.
- ^ Линтон 2013 , с. 283.
- ^ CA Меда, с. 385
- ^ Ричард Т. Бьенвеню (1968) Девятый термидор, с. 219
- ^ Ричард Т. Бьенвеню (1968) Девятый термидор, с. 219
- ^ Мерриман, Джон (2004). «Термидор» (2-е изд.). История современной Европы: от Возрождения до наших дней , с. 507. WW Norton & Company Ltd. ISBN 0-3939-2495-5
- ^ Уэллс, Майк (2018). OCR Уровень A История: Французская революция и правление Наполеона 1774–1815 гг . Ходдерское образование. ISBN 978-1510415829 . Архивировано из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 30 апреля 2024 г. - через Google Книги.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Блой, Марджори. «Первая коалиция 1793–1797». Сеть английской истории. По состоянию на 21 октября 2018 г. http://www.historyhome.co.uk/c-eight/france/coalit1.htm. Архивировано 8 октября 2018 г. в Wayback Machine .
- Кеннеди, Эммет (1989). Культурная история Французской революции . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-3000-4426-3 .
- Леопольд II и Фредерик Уильям. «Декларация Пильница (1791 г.)». Французская революция. 27 февраля 2018 г. По состоянию на 26 октября 2018 г. https://alphahistory.com/frenchrevolution/declaration-of-pillnitz-1791/ Архивировано 3 декабря 2022 г. в Wayback Machine .
- Маклетчи, Скотт. «Максимилиан Робеспьер, мастер террора». Максимилиан Робеспьер, мастер террора. По состоянию на 23 октября 2018 г. http://people.loyno.edu/~history/journal/1983-4/mcletchie.htm#22 . Архивировано 5 декабря 2017 г. в Wayback Machine .
- Монтескье. «Справочник по современной истории: Монтескье: Дух законов, 1748 год». Справочники по истории Интернета. Доступ 23 октября 2018 г. https://sourcebooks.fordham.edu/mod/montesquieu-spirit.asp. Архивировано 31 октября 2018 г. в Wayback Machine .
- Попкин, Джереми Д. (2016). Краткая история Французской революции . Рутледж. ISBN 978-1-3155-0892-4 .
- «Робеспьер, «О политической морали», «Свобода, равенство, братство», по состоянию на 19 октября 2018 г., http://chnm.gmu.edu/revolution/d/413. Архивировано 30 октября 2018 г. в Wayback Machine .
- Вольтер. «Вольтер, Избранное из философского словаря». Омека RSS. Доступ 23 октября 2018 г. http://chnm.gmu.edu/revolution/d/273/ Архивировано 29 января 2020 г. в Wayback Machine .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Клери, Жан-Батист ; Генри Эссекс Эджворт (1961) [1798]. Сидни Скотт (ред.). Журнал террора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ОСЛК 3153946 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Андресс, Дэвид (2006). Террор: беспощадная война за свободу в революционной Франции . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-3742-7341-5 .
- Андресс, Дэвид; Попкин, Джереми (2015). Революция и изменение идентичности во Франции, 1789–99 . Издательство Оксфордского университета.
- Арасс, Дэниел (1989). Гильотина и террор . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9008-9 .
- Бейкер, Кейт М. Франсуа Фюре и Колин Лукас, ред. (1987) Французская революция и создание современной политической культуры, том. 4, Террор (Лондон: Pergamon Press, 1987)
- Бейк, Уильям (август 2005 г.). «Абсолютизм Людовика XIV как социальное сотрудничество: обзорная статья». Прошлое и настоящее (188): 195–224. дои : 10.1093/pastj/gti019 .
- Биар, Мишель и Линтон, Мариса, Террор: Французская революция и ее демоны (Polity Press, 2021).
- Курильница, Джек и Линн Хант (2001). Свобода, равенство, братство: изучение Французской революции . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета.
- Файф, Грэм (2003). Террор: Тень гильотины. Франция 1792–1794 гг . Лондон: Портрет. ISBN 978-0-7499-5005-7 .
- Хант, Линн (1984). Политика, культура и класс во Французской революции . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Гоф, Хью. Террор во Французской революции (Лондон: Macmillan, 1998)
- Хибберт, Кристофер (1981). Дни Французской революции . Нью-Йорк: Куилл-Уильям Морроу. ISBN 978-0-6881-6978-7 .
- Керр, Уилфред Брентон (1985). Царство террора, 1793–1794 гг . Лондон: Porcupine Press. ISBN 978-0-8799-1631-2 .
- Линтон, Мариса (август 2006 г.). «Робеспьер и террор: Мариса Линтон рассматривает жизнь и карьеру одного из самых поношенных людей в истории (Максимилиана Робеспьера) (Биография)» . История сегодня . 8 (56): 23. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 30 марта 2015 г.
- Линтон, Мариса (20 июня 2013 г.). Выбор террора: добродетель, дружба и подлинность во Французской революции . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-957630-2 . Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 12 мая 2024 г.
- Лумис, Стэнли (1964). Париж в терроре . Нью-Йорк: Дорсет Пресс. ISBN 978-0-8802-9401-0 .
- Маклетчи, Скотт. «Максимилиан Робеспьер, мастер террора». Максимилиан Робеспьер, мастер террора. По состоянию на 23 октября 2018 г. http://people.loyno.edu/~history/journal/1983-4/mcletchie.htm#22 . Архивировано 5 декабря 2017 г. в Wayback Machine .
- Мур, Люси (2006). Свобода: жизнь и времена шести женщин в революционной Франции . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-0072-0601-8 .
- Озуф, Мона (1984). «Война и террор во французском революционном дискурсе (1792–1794)». Журнал современной истории . 56 (4): 580–597. дои : 10.1086/242733 . JSTOR 1880323 . S2CID 153782457 .
- Палмер, Р.Р. (2005). Двенадцать правителей: год террора во Французской революции . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-6911-2187-1 .
- Рейнберг, М; Шауа, Бруно; Брюэр, Дэниел; Брюэр, Мария; Шлте-Зассе, Йохен (2010). Современность и этика: призрак террора во французской мысли .
- Ротенберг, Гюнтер Э. (1988). «Происхождение, причины и продолжение войн Французской революции и Наполеона». Журнал междисциплинарной истории . 18 (4): 771–793. дои : 10.2307/204824 . JSTOR 204824 .
- Шама, Саймон (1989). Граждане: хроника Французской революции . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 678–847. ISBN 978-0-3945-5948-3 .
- Скотт, Отто (1974). Робеспьер, Дурак как революционер – внутри Французской революции . Виндзор, Нью-Йорк: Библиотека реформатора. ISBN 978-1-8876-9005-8 .
- Тень (9 февраля 1870 г.). «Царство террора» . Нью-Йорк Таймс .
- Шулим, Джозеф И. (1977). «Робеспьер и Французская революция». Американский исторический обзор . 82 (1): 20–38. дои : 10.2307/1857136 . JSTOR 1857136 .
- Собул, А. (1954). «Робеспьер и народное движение 1793–1794 годов». Прошлое и настоящее (5): 54–70. дои : 10.1093/прошлое/5.1.54 . JSTOR 649823 .
- Сталь, Марк (2003). Да здравствует революция . Лондон: Скрибнер. ISBN 978-0-7432-0806-2 .
- Проверено , заархивировано 26 июня 2008 года в Wayback Machine Адамом Торпом в The Guardian , 23 декабря 2006 года.
- Сазерленд, DMG (2003) Французская революция и империя: В поисках гражданского порядка, стр. 174–253.
- Торал, Мари-Сесиль (2011). От Вальми до Ватерлоо . дои : 10.1057/9780230294981 . ISBN 978-1-3493-2253-4 .
- Ваних, Софи (2016). В защиту террора: свобода или смерть во Французской революции (переиздание). Версо. ISBN 978-1-7847-8202-3 .
- Отзыв от Архивировано 27 мая 2024 г. в Wayback Machine Рут Скарр в The Guardian , 17 августа 2012 г.
- Вебер, Кэролайн (2003). Террор и его недовольство: подозрительные слова в революционной Франции . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-3887-1 .
Историография
[ редактировать ]- Кафкер, Фрэнк; Лауз, Джеймс М.; Леви, Дарлин Гей (2002). Французская революция: противоречивые интерпретации . Малабар, Флорида: Издательская компания Krieger.
- Руде, Джордж (1976). Робеспьер: Портрет революционного демократа . Нью-Йорк: Викинг Пресс. ISBN 978-0-6706-0128-8 . Марксистский политический портрет Робеспьера, рассматривающий его меняющийся образ среди историков и различные аспекты Робеспьера как «идеолога», как политического демократа, как социал-демократа, как деятеля революции, как политика и как народного лидера. лидера революции, это также затрагивает его наследие для будущих революционных лидеров Ленина и Мао .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Террор» из сериала «В наше время» (BBC Radio 4)
- События Французской революции 1793 года.
- События Французской революции 1794 года.
- Антикатолицизм во Франции
- Преследование христиан
- Жестокость полиции во Франции
- Политические и культурные чистки
- Политические репрессии во Франции
- Терроризм, совершенный Францией
- Люди, убитые во время Французской революции
- Революционная терминология
- Политициды
- Террористические инциденты во Франции
- Резня, совершенная Первой французской республикой
- Резня Французской революции