Действия от 13 января 1797 г.
Действия от 13 января 1797 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских революционных войн | |||||||
![]() Битва между французским военным кораблем «Право человека» и фрегатами HMS Amazon и Indefatigable, 13 и 14 января 1797 года , Леопольд Ле Гуэн. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 фрегата | 1 линейный корабль | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
37 убитых и раненых 6 утонули 250 взято в плен 1 фрегат потерпел крушение | 253 убитых и раненых 400-900 утонувших 1 линейный корабль потерпел крушение | ||||||
Место битвы у берегов Бретани. |
Действия 13 января 1797 года (известные французами как Naufrage du Droits de l'Homme ; «кораблекрушение [или затопление] « Прав человека ») представляли собой незначительное морское сражение между французским линейным кораблем и два британских фрегата у берегов Бретани во время французских революционных войн . В ходе боя фрегаты перехитрили гораздо более крупное французское судно и выгнали его на берег в сильном волнении, в результате чего погибло от 400 до 1000 из 1300 человек, находившихся на борту. Один из британских фрегатов также погиб в бою, шесть моряков утонули, выбежав на песчаную отмель и не сумев выбраться с подветренной стороны .
Французский 74-пушечный корабль «Право человека» участвовал в Ирландской экспедиции — неудачной попытке французского экспедиционного корпуса вторгнуться в Ирландию. Во время операции французский флот столкнулся с плохой координацией и суровой погодой, и в конечном итоге был вынужден вернуться во Францию, не высадив ни одного солдата. Двум британским фрегатам, 44-пушечному HMS Indefatigable и 36-пушечному HMS Amazon , было приказано патрулировать море у Ушанта в попытке перехватить возвращающиеся французские силы, и они заметили « Права человека» во второй половине дня 13 января . .
Бой длился более 15 часов при усиливающемся шторме и постоянном присутствии скалистого бретонского побережья. Море было настолько неспокойным, что французский корабль не смог открыть нижние артиллерийские порты во время боя и в результате мог стрелять только из орудий верхней палубы, что значительно уменьшало преимущество, которое линейный корабль обычно имел перед меньшими фрегатами. Ущерб, нанесенный французскому кораблю более маневренными британскими судами, был настолько серьезным, что по мере усиления ветра французский экипаж потерял управление, а « Право человека» вынесло на песчаную косу и разрушило.
Фон
[ редактировать ]В декабре 1796 года, во время Французских революционных войн , французский экспедиционный корпус отправился из Бреста в экспедицию для вторжения в Ирландию. Эта армия из 18 000 французских солдат должна была соединиться с секретной организацией ирландского республиканизма, известной как « Объединенные ирландцы» , и спровоцировать широкомасштабное восстание по всему острову. [1] Была надежда, что возникшая в результате война вынудит Великобританию заключить мир с Французской Республикой или рискует вообще потерять контроль над Ирландией. [1] Флот вторжения , возглавляемый вице-адмиралом Мораром де Галлесом , генералом Лазаром Ошем и лидером Объединённых ирландцев Вульфом Тоном , включал в себя 17 линейных кораблей, 27 меньших военных кораблей и транспортов, а также имел обширные полевые артиллерийские , кавалерийские и военные запасы для оснащения Они надеялись собрать ирландские нерегулярные силы. [2]
Отправление из Бреста
[ редактировать ]Морар де Галлес планировал вывести свой флот из французской военно-морской крепости Брест под покровом темноты в ночь с 15 на 16 декабря. [3] Британский флот Ла-Манша обычно содержал эскадру у Бреста для блокады порта, но ее командующий контр-адмирал Джон Колпойс отвел свои силы со своей обычной позиции в 20 морских милях (37 км) от берега на 40 морских миль (74 км) к северо-западу. Бреста из-за сильных в Атлантике зимних штормов . [3] [4] [5] Единственными британскими кораблями в пределах видимости Бреста была прибрежная эскадра фрегатов под командованием сэра Эдварда Пелью на HMS Indefatigable в сопровождении HMS Amazon , HMS Phoebe , HMS Révolutionnaire и люгера HMS Duke of York . Пелью уже был известен, поскольку был первым британским офицером войны, захватившим французский фрегат « Клеопатр» в бою 18 июня 1793 года . Позже он захватил фрегаты «Помоне» и «Виржини» в 1794 и 1796 годах и спас 500 жизней после кораблекрушения Ост-Индиамэна Даттона в январе 1796 года. [6] За эти действия он был сначала посвящен в рыцари , а затем повышен до баронетства . Indefatigable — это razee , один из крупнейших фрегатов Королевского флота , первоначально построенный как 64-пушечный третий ранг , а в 1795 году его сократили до 44 орудий, чтобы сделать корабль достаточно быстрым и мощным, чтобы догонять и сражаться с крупнейшими французскими фрегатами. Вооруженный 24-фунтовыми пушками на главных палубах и 42-фунтовыми карронадами на квартердеке, он имел более мощное вооружение, чем любой аналогичный французский фрегат. [7]

Наблюдая за выходом французского флота из гавани в сумерках, Пелью немедленно отправил Фиби в Колпойс и Амазонку к основному флоту в Портсмуте с предупреждениями, прежде чем подойти к входу в Брест в «Неутомимом» с намерением сорвать движение французов. [8] Полагая, что фрегаты в заливе должны быть предшественниками более крупных британских сил, де Галлес попытался провести свой флот через Раз-де-Сейн . Этот канал представлял собой узкий, скалистый и опасный проход, и де Галлес использовал корветы в качестве временных легких кораблей , которые светили синими огнями и запускали фейерверки, чтобы направить свой основной флот через проход. [3] Пелью заметил это и направил «Неутомимый» прямо сквозь французский флот, запуская ракеты и светя огнями, казалось бы, наугад. Это удалось сбить с толку французских офицеров, в результате чего « Седуизан» врезался в скалу Гранд-Стивенент и затонул, потеряв более 680 человек из 1300 человек. [9] Сигнальные ракеты Седуизана усилили замешательство и задержали проход флота до рассвета. [8] Выполнив свою задачу по наблюдению за противником, Пелью отвел оставшуюся эскадру в Фалмут , отправил отчет в Адмиралтейство по семафорному телеграфу и переоборудовал свои корабли. [3]
Провал ирландской экспедиции
[ редактировать ]В декабре 1796 г. и начале января 1797 г. французская армия неоднократно пыталась высадиться в Ирландии. В начале путешествия фрегат Fraternité, на борту которого находились де Галлес и Хош, был отделен от флота и пропустил встречу в Мизен-Хед . Адмирал Буве и генерал Груши решили попытаться высадиться в заливе Бантри без своих командиров, но суровая погода сделала высадку невозможной. [10] Более недели флот ждал перерыва в шторме, пока 29 декабря Буве не отказался от вторжения и после короткой и безуспешной попытки высадиться в устье реки Шеннон не приказал своим разбросанным кораблям вернуться в Брест. [11] В ходе операции и последующего отступления еще 11 кораблей были разбиты или захвачены, погибли тысячи солдат и матросов. [12]
К 13 января большинство уцелевших членов флота вернулись во Францию в плохом состоянии. Один линейный корабль, оставшийся в море, 74-пушечный «Право человека » под командованием коммодора Жана-Батиста Раймона де Лакросса , имел на борту более 1300 человек, 700–800 из которых были солдатами, включая генерала Жана Умбера . [13] Отделившись от основных сил флота во время отступления из залива Бэнтри, Лакросс в одиночку пробрался к устью Шеннона. [10] Понимая, что погода все еще слишком сурова для высадки, Лакросс признал провал операции и приказал кораблю вернуться во Францию, захватив британского капера Камберленда . по пути [14]
Гнаться
[ редактировать ]Пелью тоже возвращался в Брест на корабле «Неутомимый» в сопровождении «Амазонки» под командованием капитана Роберта Картью Рейнольдса . В то время как остальная часть флота Ла-Манша безуспешно преследовала французов, Пелью переоборудовал и пополнил запасы своих кораблей в Фалмуте, так что оба фрегата были в полном составе, хорошо вооружены и готовы к действию. В 13:00 13 января британские корабли приближались к острову Ушант в густом тумане, когда сквозь мрак впереди заметили еще один корабль. [15] Этот корабль, явно намного больший, чем любое из британских судов, назывался « Права человека ». В то же время наблюдатели на французском корабле заметили британцев, и Лакросс оказался перед дилеммой: вступать в бой с противником или нет. Он знал, что его корабль был намного больше, чем любой из его противников, но ранее заметил паруса на запад, которые он считал британскими, и поэтому считал себя в меньшинстве и, возможно, окруженным. Британские записи показывают, что в то время поблизости не было других британских судов, и вполне вероятно, что Лакросс видел, как французские корабли «Революция» и «Фратерните» возвращались в Брест из залива Бантри. [14] [16] Кроме того, Лакросс был обеспокоен усиливающимся штормом и каменистым подветренным берегом, которые представляли значительную угрозу для его перегруженного судна, которое уже было повреждено во время зимнего плавания и перевозило полубригаду французской армии и Гумберта, ни одного из них. который может оказаться под угрозой в результате несущественных военно-морских действий. [16]
Будучи преисполнен решимости избежать сражения, Лакросс повернул на юго-восток, надеясь использовать более широкий разворот парусов, чтобы обогнать противника при сильном ветре. Пелью, однако, предпринял маневр, чтобы отрезать « Права человека» от французского побережья, на этом этапе все еще не уверенный в характере своего противника. [15] По мере развития погони погода, которая весь предыдущий месяц была суровой, ухудшалась. Атлантический шторм пронесся над мысом Ушант, вызвав метель на восток и взбудоражив море, что затруднило управление и прицеливание. В 16:15 «Права человека из-за сильного ветра сломались две стеньги ». Это резко замедлило французский корабль и позволило Пелью, который узнал в своем противнике французский линейный корабль, приблизиться к Droits de l'Homme . [17]
Боевой
[ редактировать ]Пелью знал, что его фрегат сильно превосходил его гораздо более крупного противника, и что Амазонка , находившаяся на расстоянии 8 морских миль (15 км), была недостаточно велика, чтобы восстановить баланс, когда она действительно прибыла. Однако он правильно предположил, что океан слишком бурный, чтобы позволить Лакроссу открыть нижние артиллерийские порты без риска, что в них войдут тяжелые волны и затонут « Права человека» . [18] Фактически, французский корабль был совершенно неспособен открыть орудийные порты на нижней палубе во время боя: необычная конструктивная особенность заключалась в том, что порты были на 14 дюймов (36 см) ниже, чем обычно, и в результате при любой попытке открыть их заливалось море. , что вообще предотвращает артиллерийскую стрельбу с нижней палубы и вдвое снижает огневую мощь корабля. [19] Хотя это уменьшило количество имеющихся орудий на французском корабле, Лакросс по-прежнему имел преимущество в размерах, весе выстрелов и живой силе. Однако положение французов ухудшилось из-за потери стеньганов: из-за этого их корабль так сильно кренился в открытом море, что управлять кораблем и наводить орудия было гораздо труднее, чем на британских судах. [17]

К удивлению Лакросса и его офицеров, «Неутомимый» не отступил от линейного корабля и не обогнал линейный корабль на большом расстоянии с подветренной стороны, как ожидалось. [19] Вместо этого в 17:30 «Пелью» приблизился к корме « Права человека» и открыл размашистый огонь . Лакросс повернулся навстречу угрозе и открыл огонь из орудий на верхней палубе, сопровождаемый сильным мушкетным огнем солдат на борту. [13] [20] Затем Пелью попытался опередить Droits de l'Homme и нанести удар по ее луку, на что Лакросс ответил попыткой протаранить Indefatigable . [17] Ни один из маневров не увенчался успехом, поскольку «Право человека» обстреляло британский корабль, но причинило небольшой ущерб, поскольку большая часть его выстрелов разлетелась в океан. [19]
Indefatigable и Droits de l'Homme маневрировали друг вокруг друга, по возможности перестреливаясь до 18:45, когда Amazon прибыл . Во время этой перепалки одна из Права человека » « пушек разорвалась, в результате чего на ее набитой палубе были тяжелые потери. [21] Подойдя к более крупному французскому кораблю на всех парусах, Рейнольдс приблизился на расстояние пистолетного выстрела, прежде чем нанести удар по «Правам человека» . Лакросс отреагировал на эту новую угрозу, маневрируя, чтобы направить оба британских корабля лицом к западному борту своего корабля, избегая попадания в перекрестный огонь . [20] Бой продолжался до 19:30, когда и Amazon , и Indefatigable оторвались от противника, чтобы провести поспешный ремонт. [22] К 20:30 фрегаты вернулись к гораздо более медленному французскому кораблю и начали вилять перед носом «Права человека » , неоднократно обстреливая его. [23] Все более отчаянные попытки Лакросса таранить британские корабли были безуспешными, и тот небольшой артиллерийский огонь, который ему удалось развернуть, был безрезультатным, поскольку крен линейного корабля препятствовал надежному прицеливанию. [19]
К 22:30 « Право человека» столкнулось с серьезными трудностями: ее экипаж и пассажиры понесли тяжелые потери, а ее бизань-мачта была потеряна в результате британского огня. Наблюдая за потрепанным состоянием своего противника, Пелью и Рейнольдс приблизились к кормовой части французского корабля, поддерживая высокую скорострельность, на которую время от времени открывался ответный ответ «Права человека» . [24] Израсходовав имевшиеся 4000 ядер , Лакросс был вынужден использовать имевшиеся у него снаряды , которые предназначались для использования армией Ирландии. При сильном ветре они оказались даже менее эффективными, чем сплошные выстрелы, но позволили фрегатам двигаться на большую дальность. [23] Поскольку их противник был почти обездвижен, британские фрегаты могли оставаться за пределами ее зоны огня, при необходимости производить ремонт и охранять орудия, вырвавшиеся из-под контроля в сильном волнении на море. [25] Всю оставшуюся ночь три потрепанных корабля продолжали сражаться на близком расстоянии, пока внезапно, в 04:20, когда было еще темно, всего в 2 морских милях (3,7 км) с подветренной стороны лейтенант Джордж Белл из Неутомимый . [25]
Кораблекрушения
[ редактировать ]Пелью немедленно повернул в сторону моря, пытаясь спастись от берега, и дал знак Рейнольдсу последовать его примеру. Хотя оба корабля получили серьезные повреждения в результате боя и непогоды, они смогли развернуться от суши: «Амазонка» на севере и «Индефатигабл» , по настоянию бретонского пилота , на юг. [18] Первоначально предполагалось, что обнаруженная земля была островом Ушант, что давало кораблям достаточно места для маневра. стало очевидно Однако в 06:30, когда небо посветлело, на «Неутомимом» , что на юге и востоке были прибои, что указывало на то, что три корабля ночью дрейфовали в залив Одьерн . [26] Обнаружив свое положение, Пелью был полон решимости направить свой корабль на запад, пытаясь вывести свой корабль из опасности, двигаясь против ветра . Прежде чем можно было безопасно изменить курс, пришлось срочно отремонтировать поврежденный такелаж. [27] Из-за поворота на север у Amazon было даже меньше места для маневра, чем у Indefatigable , и к 05:00 она ударилась о песчаную отмель. [28] Хотя фрегат оставался в вертикальном положении, попытки увести его в течение нескольких часов не увенчались успехом; в 08:00 Рейнольдс приказал своим людям подготовиться покинуть корабль . [29]
«Права человека» были повреждены более серьезно, чем британские фрегаты, и в момент обнаружения земли находился ближе к берегу. корабля Когда команда «Лакросса» предприняла отчаянные попытки повернуть на юг, фок-мачта и бушприт рухнули под напором ветра. Поскольку корабль был практически неуправляемым, Лакросс приказал опустить якоря, пытаясь удержать корабль на месте до тех пор, пока не будет произведен ремонт. Эта попытка оказалась тщетной, поскольку все якоря, кроме двух, были потеряны во время попыток удержать позицию в заливе Бэнтри, а британский артиллерийский огонь повредил один из якорных тросов и сделал его бесполезным. [30] Последний якорь был поднят, но он не смог удержать корабль, и в 07:00 (согласно французскому сообщению) « Право человека» ударилось о песчаную отмель недалеко от города Плозевет . В результате сломалась оставшаяся мачта, и корабль накренился на бок. [31]
Амазонка
[ редактировать ]Когда над заливом Одьерн рассвело, на пляже собрались толпы местных жителей. «Права человека» лежали на боку прямо напротив города Плозевет, и большие волны разбивались о его корпус; В 2 морских милях (3,7 км) к северу «Амазонка» стояла вертикально на песчаной косе, ее команда спускала лодки на воду, пытаясь добраться до берега, а «Индефатигейбл» был единственным кораблем, все еще находящимся на плаву, огибая скалы Пенмарка на южном краю залива. в 11:00. [28] На борту «Амазонки» Рейнольдс поддерживал дисциплину и отдал приказ организованно спустить на воду шлюпки корабля и построить плоты, на которых можно было бы безопасно доставить всю команду на берег. Шесть человек не подчинились его приказу, угнали катер и попытались в одиночку добраться до берега, но были унесены течением. Их лодка перевернулась волнами, и все шестеро утонули. Оставшийся экипаж, включая раненых в ходе боевых действий прошлой ночью, был благополучно доставлен на берег к 09:00, где взяли их в плен . французские власти [32]
Права человека
[ редактировать ]«Правам человека» был нанесен непоправимый ущерб, и многие из людей на борту были солдатами, не обученными тому, что делать в случае кораблекрушения. Каждая последующая волна уносила в воду все больше людей, и отчаянные попытки спустить лодки на воду терпели неудачу, когда небольшие суда были унесены волнами и разбиты прибоем. Плоты были построены, но некоторые из них затонули, пытаясь донести веревку до берега. Людям на единственном плоту, который остался стоять в вертикальном положении, пришлось перерезать веревку, чтобы они не затонули в сильном волнении. [31] Некоторые из людей на этом плоту достигли пляжа, первые выжившие после крушения. Последующие попытки были предприняты отдельными людьми, чтобы доплыть до берега с помощью веревок, но они либо утонули, либо были отброшены обратно к кораблю силой моря. Поскольку помощь с берега была невозможна, 14 января наступила ночь, и большая часть экипажа и пассажиров все еще находилась на борту. Ночью волны обрушиваются на корму корабля, затопляя большую часть внутреннего пространства. [31] Утром 15 января небольшой лодке с девятью британскими пленными (часть экипажа «Камберленда » , захваченного «Правами человека» ранее в ходе кампании) удалось достичь берега. Вид лодки с британским экипажем, достигшей берега, вызвал массовый спуск на воду небольших плотов с места крушения в надежде добраться до пляжа. Однако волны снова усилились, и ни одно из этих небольших судов не пережило проход. [33]
К утру 16 января море все еще было неспокойным, а на месте крушения овладели голод и паника. Когда во время затишья спустили на воду большой плот с ранеными, двумя женщинами и шестью детьми, более 120 нераненых мужчин поднялись на борт. Это сильно перегрузило судно, и через несколько минут большая волна ударила по тяжелому плоту и опрокинула его, затопив всех, кто находился на борту. [34] К вечеру оставшиеся в живых, без еды и пресной воды, начали погибать от облучения, а по крайней мере один офицер утонул в отчаянной попытке доплыть до берега. Всю ночь выжившие собирались на менее открытых частях корпуса и, в надежде предотвратить смерть от обезвоживания, пили морскую воду, мочу или уксус из небольшой бочки, всплывшей из трюма. [35] Утром 17 января шторм наконец утих и прибыл небольшой французский военно-морской бриг « Арроганте» . Этот корабль не мог подойти близко без риска сесть на мель, но направил свои лодки к месту крушения в надежде спасти выживших. [34] Позже в тот же день к бригу присоединился катер «Эгюий» . [36]
На « Правах человека » многие выжившие были слишком слабы, чтобы добраться до лодок, а несколько человек упали с корпуса и утонули при попытке. Многие другие не смогли найти места в небольших лодках, и 17 января было спасено только 150 человек. [34] На следующее утро, когда лодки вернулись, они обнаружили, что в живых осталось всего 140 человек, по крайней мере столько же умерло ночью. Последними двумя людьми, покинувшими корабль, были командиры генерал Гумберт и коммодор Лакросс . [35] Выживших доставили в Брест, накормили, одели и оказали медицинскую помощь. Все выжившие узники Камберленда были освобождены и возвращены в Великобританию в знак признания их усилий по спасению жизней после кораблекрушения. [37]
Последствия
[ редактировать ]
Точные потери французов трудно подсчитать, но известно, что из 1300 человек, находившихся на борту «Права человека» , 103 человека погибли в бою и чуть более 300 были спасены после крушения, что указывает на гибель примерно 900 человек на французском корабле между утро 14 января и утро 18 января. [38] Однако французский источник предполагает, что еще до 500 членов экипажа были спасены от крушения корветом «Арроганте» и катером «Эгюий» 17 и 18 января. [39] Таким образом, число погибших составит всего около 400 человек. Менгир в Плозевете с надписью, вырезанной в 1840 году, дает число погибших в шестьсот человек.
«Амазонка» потеряла троих в бою и шесть в результате крушения, при этом 15 человек были ранены, в то время как «Неутомимый» не потерял ни одного человека убитыми, получив только 18 раненых. [40] Разница в потерях во время боя, вероятно, связана с крайними трудностями, с которыми французский экипаж столкнулся при наведении орудий, учитывая нестабильность их корабля в сильном волнении. [40]
Несколько недель спустя Рейнольдс и его офицеры были обменены на французских пленных, и в ходе обычного военного трибунала, расследующего гибель их корабля, были с честью оправданы «со всеми чувствами высочайшего одобрения суда». [30] Впоследствии Рейнольдс был назначен на большой фрегат HMS Pomone . Старшие лейтенанты каждого фрегата производились в командиры, а между экипажами распределялись головные деньги ( призовые деньги , рассчитываемые в зависимости от численности экипажа противника и вручаемые при уничтожении побежденного корабля). [41] Пелью оставался командовать «Неутомимым» у Бреста еще год и захватил несколько французских торговых судов. Позже его несколько раз повышали по службе, и к концу наполеоновских войн в 1815 году он стал лордом Эксмутом, главнокомандующим Средиземноморским флотом. [6] Рейнольдс не пережил войну и погиб в результате крушения HMS St George в 1811 году. [29] Лакросс и Гумберт не подверглись порицанию за потерю своего корабля: коммодор был произведен в адмиралы и позже стал послом в Испании, а Гумберт возглавил следующую и столь же неудачную попытку вторжения в Ирландию, сдавшись в битве при Баллинамуке в 1798 году. [42]
В Британии эта акция получила высокую оценку в то время и с тех пор: первый лорд Адмиралтейства лорд Спенсер описал операцию как «подвиг, который, я думаю, никогда прежде не украшал наши военно-морские анналы». [6] Историк Джеймс Хендерсон говорит об этой акции: «Это был подвиг оружия и мореплавания, которого никогда не совершалось раньше и никогда больше не совершалось». [32] а Ричард Вудман называет это «ослепительной демонстрацией мореплавания всех заинтересованных сторон в чередующейся темноте и лунном свете неистовой ночи». [21] Пять десятилетий спустя сражение вошло в число действий, отмеченных Медалью за общие заслуги на флоте с застежками «Неутомимый, 13 января 1797 г.» и «Амазонка, 13 января 1797 г.», врученными по заявлению всем британским участникам, еще жившим в 1847 году. [43]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пакенхем, с. 24.
- ^ Джеймс, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Хендерсон, с. 21.
- ^ Вудман, с. 85.
- ^ Лотон, Дж. К. «Колпойс, сэр Джон» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/5985 . Проверено 16 октября 2008 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б с Холл, Кристофер Д. «Пелью, Эдвард, первый виконт Эксмут (1757–1833)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/21808 . Проверено 16 октября 2008 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Вудман, с. 65.
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 84.
- ^ Джеймс, с. 6.
- ^ Jump up to: а б Хендерсон, с. 22.
- ^ Риган, с. 89.
- ^ Джеймс, с. 10.
- ^ Jump up to: а б Паркинсон, с. 177.
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 86.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 11.
- ^ Jump up to: а б Хендерсон, с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Вудман, с. 87.
- ^ Jump up to: а б Гардинер, с. 159.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс, с. 12.
- ^ Jump up to: а б Хендерсон, с. 24.
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 88.
- ^ Клоуз, с. 303.
- ^ Jump up to: а б Хендерсон, с. 25.
- ^ Джеймс, с. 13.
- ^ Jump up to: а б Вудман, с. 89.
- ^ Джеймс, с. 16.
- ^ Паркинсон, с. 178.
- ^ Jump up to: а б «№13972» . Лондонская газета . 17 января 1797 г. с. 53.
- ^ Jump up to: а б Лотон, Дж. К. «Рейнольдс, Роберт Картью» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/23436 . Проверено 16 октября 2008 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 18.
- ^ Jump up to: а б Хендерсон, с. 29.
- ^ Пипон в Трейси, с. 169.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс, с. 19.
- ^ Jump up to: а б Пипон в Трейси, с. 170.
- ^ Клоуз, с. 304.
- ^ Джеймс, с. 20.
- ^ Джеймс, стр. 15–19.
- ^ Якес Корну и Бруно Джонен, Одиссея судна «Права человека»: Ирландская экспедиция 1796 года, издания Dufa, 1 января 1988 г., стр. 216.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, с. 15.
- ^ «№14089» . Лондонская газета . 6 февраля 1798 г. с. 120.
- ^ Пакенхэм, с. 289.
- ^ «№20939» . Лондонская газета . 26 января 1849 г., стр. 236–245.
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 1-84067-363-Х .
- Хендерсон CBE, Джеймс (1994) [1970]. Фрегаты . Лео Купер. ISBN 0-85052-432-6 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 2, 1797–1799 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-906-9 .
- Пакенхэм, Томас (2000) [1997]. Год свободы: история Великого ирландского восстания 1798 года (переработанная редакция). Лондон: Абакус. ISBN 978-0-349-11252-7 .
- Паркинсон, К. Норткот (1934). Эдвард Пелью, виконт Эксмут . Лондон: Метуэн и Ко.
- Риган, Джеффри (2001). Морские промахи . Андре Дойч. ISBN 0-233-99978-7 .
- Пипон, Элиас, лейтенант, 63-й полк (1998). «Рассказ об ужасном кораблекрушении Les Droits de L'Homme, французского корабля с 74 орудиями, выброшенного на берег 14 февраля 1797 года после сурового боя с фрегатами «Индефатигабл» и «Амазонка» под командованием сэра Эдварда Пелью и Капитан Рейнольдс». В Трейси, Николас (ред.). «Морская хроника», том 1, 1793–1798 гг . Издательство Чатем. ISBN 1-86176-091-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с действием 13 января 1797 г., на Викискладе?
Предшественник Французская экспедиция в Ирландию (1796 г.) | Французская революция: Революционные кампании Действия от 13 января 1797 г. | Преемник Битва при Риволи |